Картотека опытно - исследовательской деятельности " Кто в доме природе живет".
картотека (подготовительная группа)

Пыжьянова Светлана Викторовна

...........

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon krtoteka_opytov_kto_v_dome_prirode_zhivet.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека опытов « Кто в доме природе – живет»

Опыт № 1 « Как кошка языком чистит себе шерстку»

Потрите грифель о палец, пока на нем не появится след от карандаша. С легким нажимом потрите испачканный палец пилкой для ногтей. Осмотрите пилку и палец. Потрите пилку о ватный тампон. Осмотрите пилку и тампон. Шершавая поверхность снимает с пальца след от карандаша и волокна ваты с тампона. Этот опыт показывает, как предметом с шершавой поверхности можно чистить другой предмет. Кошка вылизывает свою шерсть  и таким образом чистит её. Кошачий язык шершавый, как наждачная бумага, так как на нем расположены жесткие бугорки, особенно заметны в середине. Эти бугорки играют туже роль, что и насечки на пилке.  Когда кошка вылизывает свою шубку, эти бугорки снимают с нее пыль грязь и выпавшие волоски.

Опыт № 2 « Как маскируются животные»

Жёлтым мелком нарисовать птичку на белой бумаге. Накрыть картинку красным пластиком. Жёлтая птичка исчезла. Как желтая птичка, так и красный пластик отражают свет, который затем попадает нам в глаза.  Красный цвет – не чистый, он в себе содержит желтый. Этот желтый цвет, сливается с желтым, на картинке, и глаз не в состояние отделить один цвет от другого. Животные часто имеют окраску, сливающуюся с цветом окружающего пейзажа, что помогает им прятаться от хищников. Глаза хищника не могут отличить цвет его возможностей жертвы от цвета листвы или травы.

Опыт № 3 « Определение возраста рыбы»

Материал: рыбья чешуя, бумага темного цвета,  увеличительное стекло.

Положить чешуйки на бумагу. Через увеличительное стекло рассмотреть колечки на чешуйке. Сосчитать светлые, более широкие кольца. Как и годовые кольца, на стволе дерева, кольца на чешуйках рыб образуются по одному в год. Кольца растут быстрее всего в теплое время год, когда много пищи. У разных пород рыб кольца отличаются по форме и расцветке.

Опыт № 4 « Жизненный цикл мушек»

Материал: банан, литровая банка нейлоновый чулок, аптечная резинка ( колечком).

Очистите банан и положите его в банку. Оставьте банку открытой на несколько дней. Ежедневно проверяйте банку. Когда там появятся  плодовые мушки дрозофилы, накройте банку нейлоновым чулком и завязать резинкой. Оставить мушек на три дня, а по истечении этого срока отпустите их всех. Снова закройте банку чулком. В течение двух недель наблюдайте за банкой. Через несколько дней, вы увидите ползающих по дну личинок. Позже личинки превратятся в куколки, из которых в конце концов  появляются мушки.

Опыт № 5 « Как змея меняет кожу»

Наденьте на перчатку, лучше кожаную или резиновую. Свободной рукой держите перчатку за верхнюю часть. Медленно начинайте вытаскивать руку из перчатки. Свободной рукой тяните перчатку то с одной стороны, то с другой. Усилием пальцев, на которую одета перчатка, придержите  ее так, чтобы снимаемая перчатка начала выворачиваться наизнанку. Перчатка оказалась снятой с руки и вывернутой наизнанку. Это напоминает то, как змея снимает кожу. Змее приходиться сначала прорвать кожу на голове возле пасти. Для этого она трется головой обо  что – нибудь  твердое, прорвав кожу, змея находит камень или палку, цепляет за них край старой кожи и выползает из нее, оставив за собой вывернутую наизнанку кожу. Змея меняет кожу, так как старая становится тесной и протирается.  Молодые змеи чаще меняют кожу.

Опыт № 6 « Влияние силы тяжести на рост растений»

Возьмите домашнее растение, несколько книг. Положите горшок с цветком набок на книги. В течение  наблюдайте за положением листьев и стеблей. Стебли и листья, поворачиваются   кверху. В растении содержится ростовое вещество ауксин, которое стимулирует рост растений. Благодаря силе тяжести ауксин концентрируется в нижней части стебля. Часть, где накопился ауксин, растет энергичнее, и стебель тянется вверх.

Опыт № 7 « Выращивание растений из морковных верхушек»

Материал: песок, мелкая емкость, верхушки морковки.

 Наполнить емкость песком. Обильно полить водой. Посадите верхушки морковки в песок срезами вниз. Поставьте на свет. Поливайте в течение недели. На верхушках вырастут зеленые стебли, листья.

Опыт № 8 « Растение может обеспечить себя питанием»

Материал:  3литровая банка с крышкой, небольшое растение в горшочке.

Полейте растение, поставьте горшочек с растением целиком в банку, плотно закройте банку крышкой. Поставьте банку в светлое место, где бывает солнце. Не открывайте банку в течение месяца. На внутренней поверхности банки регулярно появляются капельки воды. Цветок продолжает расти. Капельки воды – это испарившаяся из почвы и самого растения влага.

Опыт №9 « В  розовом ростке спрятан целый дуб»

Принести в группу желуди. Оставить  в тепле. Через некоторое время разломить  желудь. Что видите? ( желудь пророс), В розовом ростке спрятан дуб.

Опыт № 10 « Желуди – семена дуба»

Желудь с трещинкой сажаем в ящик. Поливаем. Ставим в теплое место, к свету.  Наблюдаем, когда появится росток с резными  листьями. А из чего появляется новое растение? Из семечка. Значит -  желуди семена дуба.

Опыт № 11 « Корень – устойчивость дерева»

Возьмите коробочку с песком, поставьте в нее модель ствола разветвленных корней, подуйте так, чтобы палочка упала. После этого возьмите другую модель дерева с корневой системой, укрепите ее в песке. Подуйте. Обратите внимание, что во  втором случае палочка более устойчива.

Опыт № 12 « Корень имеет тонкие волоски, по которым впитывается вода в основной корень»

Чтобы наглядно показать, как через корень по стволу поднимается вода, проделайте опыт. Возьмите тарелочку с подкрашенной водой, опустите туда гигроскопический материал ( марлю). Понаблюдайте, как вода постепенно поднимается вверх, окрашивая все выше и выше материал. Подскажите детям, что корни имеют тонкие волоски, по которым впитывается вода.

Опыт № 13 « Ветер расселяет деревья по новым  местам»

Возьмите семена клена, ясеня, сосны и отпустите их. Наблюдайте за полетом, семян, чтобы легче было представить, как с помощью ветерка расселяются деревья по новым местам.

Опыт № 14 « Дыхание листа»

Опыт поможет узнать, с какой стороны листа  в растение проникает воздух.

Возьмите цветок в горшке и намажьте толстый слой вазелина на верхнюю поверхность четырех листочков, также намазать толстый слой на нижнюю поверхность других четырех листочков. Наблюдайте за листочками. Листья, на которых вазелин был нанесен снизу, завяли, тогда как другие не пострадали. Отверстия на нижней поверхности листьев служат для движения газов внутрь листа и наружу. Вазелин перекрыл им воздух в лист.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека опытно-исследовательской деятельности во второй младшей группе.

Картотека опытно-исследовательской деятельности во второй младшей группе. 1. Игры с песком «Я пеку, пеку, пеку… » Цели: познакомить со свойствами песка, развивать воображение, мелкую и крупную...

Картотека Опытно – исследовательской деятельности детей дошкольного возраста

Картотека Опытно – исследовательской деятельности детей дошкольного возраста...

Картотека опытно-исследовательской деятельности и экспериментирования

Картотека опытно-исследовательской деятельности и экспериментирования для детей средней группы...

Картотека опытно-исследовательской деятельности в первой младшей группе.

Картотека опытно-исследовательской деятельности в первой младшей группе....

Картотека «Опытно–исследовательская деятельность»

Картотека«Опытно–исследовательская деятельность»...