СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В ДОО
статья

Масленникова Светлана Алексеевна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maslennikova_s.a._statya_10.03.docx26.42 КБ

Предварительный просмотр:

УДК

С.А. Масленникова, студент

Г.Г. Кругликова, кандидат философских наук, доцент кафедры педагогики и педагогического и социального образования

г. Нижневартовск, Нижневартовский государственный университет

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В ДОО

Дошкольное образование является первой ступенью общей системы образования в Российской Федерации. Необходимо отметить, что её основной целью является всестороннее развитие ребенка. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) даёт возможность перейти на более высокий уровень образования за счет обеспечения его непрерывности. Основной механизм создания системы непрерывного образования – соединение и развитие возможностей общего, а также дополнительного образования [5, с.178].

Огромное влияние на развитие ребенка дошкольного возраста оказывает организация системы дополнительного образования в дошкольной образовательной организации, обеспечивающая переход от интересов детей к формированию и развитию их способностей [1, с.308]. Развитие творческой активности каждого воспитанника - основная задача современного дополнительного образования в ДОО и качества образования в целом.

Дополнительное образование – это целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, предоставления дополнительных образовательных услуг и исполнения образовательно-информационной деятельности вне основных образовательных программ в интересах людей, общества, государства [9, с.3].

Дополнительное образование подчиняется абсолютно всем закономерностям образовательного процесса: устанавливает цели и задачи, содержание, отмечает результат обучения, воспитания и развития детей, поэтому возникает проблема качества образовательного процесса.

Качество освоения ребенком ООП (общеобразовательной общеразвивающей программы) является результатом качества образовательного процесса дополнительных образовательных услуг. Для того, чтобы замотивировать ребенка к его личным достижениям, поспособствовать росту его самооценки и познавательных интересов, существует оценка результативности [2, с.117]. Она исходит из потребностей ребёнка и педагога получить информацию о том, насколько результативно проходит их взаимодействие в ходе образовательного процесса.

Так, можно выделить два уровня интеграции дошкольного и дополнительного образования: внешний и внутренний. Внешняя интеграция – совместная деятельность дошкольной образовательной организации с учреждениями спорта, культуры, науки и образования, в целях организации условий для всестороннего развития детей дошкольного возраста, их способностей и творческого потенциала. Внутренняя интеграция осуществляется в дошкольной образовательной организации в виде разнообразных типов творческих объединений воспитанников в системе дополнительного образования [1, с.381].

Преимущество дополнительного образования в том, что оно развивает вариативную составляющую общего образования, содействует практическому приложению знаний и навыков, полученных в дошкольном образовательном учреждении, побуждает познавательную мотивацию обучающихся. Огромное значение имеет объединение основного и дополнительного образования в ходе учебно – воспитательного процесса. Дополнительные платные образовательные услуги направлены на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, развитие детской одаренности, навыков адаптации к современному обществу и получение возможности полноценной организации своего свободного времени, а также на освоение образовательной программы ДОО [2, с.29].

Целью дополнительного образования является внедрение современных вариативных форм дошкольного образования с целью улучшения качества образовательного процесса и удовлетворения требований общества [9, с.5].

В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации «О дополнительном образовании», принятым Государственной Думой 16 июля 2001 года, дополнительные образовательные программы дополнительного образования детей могут быть следующих направлений: физкультурно-оздоровительной, художественной, естественнонаучной, познавательной, развивающей и др.

Исходя их цели дополнительного образования детей, определяются следующие задачи ее концепции:
– обеспечение государственных гарантий доступности дополнительного образования;
– организация условий для улучшения качества дополнительного образования;
– организация условий для улучшения качества профессиональной подготовленности педагогов, развития творчества и инициативности;
– применение образовательного потенциала семьи, рост участия общества по предоставлению дополнительных образовательных услуг, развитие социального партнерства ДОО с учреждениями образования, культуры, спорта;
– повышение качества управления в организации дополнительных образовательных услуг [2].

В сфере дополнительного образования отсутствуют единые образовательные стандарты, на основании которых можно было бы осуществить мониторинг уровня знаний и умений детей в обозначенном направлении образовательной деятельности. В программах определяются ожидаемые результаты, которые могут послужить критериями в выявлении успехов обучающихся по итогам аттестации [3, с.201]. На современной ступени образования подход к оценке результатов обучения изменяется - знания, умения и навыки оцениваются, но подчёркиваются, прежде всего, метапредметные и личностные результаты. Ввиду этого, подходы к оцениванию результатов так или иначе изменяются. Представлены три вида требований, предъявляемых к различным видам показателей результативности [6, с.254]:

1. Личностные результаты – это отношение к обучению, предмету, моральные и этические нормы, а также осознание ответственности.

2. Метапредметные результаты - организация деятельности, умения планировать и оценивать личную деятельность, находить и использовать информацию.

3. Предметные результаты также имеют огромное значение, так как занятость в творческих объединениях предполагает привитие обучающимся профессиональных навыков, определяют его будущую профессию или являются дополнительным качественным показателем, помогающим адаптироваться в социуме.

В качестве основных составляющих показателей качества образовательной системы в дополнительном образовании можно выделить [3, с.218]:

Доступность - создание условий для обучения и воспитания детей с различными образовательными возможностями.

Выполнение государственного стандарта образования и санитарно-гигиенических требований к организации   - наличие лицензии, удостоверяющей соответствие санитарных, пожарных и иных форм требованиям; исполнение дополнительных общеобразовательных программ.

Эффективная деятельность с детьми, имеющими потребность в дополнительном уровне образования - результаты выступления воспитанников на конкурсах, олимпиадах, выставках и т. д.; создание портфолио индивидуальных достижений.

Индивидуализация образования - наличие системного мониторинга и наблюдения за развитием ребенка; работа по внедрению и разработке инновационных образовательных технологий.     

Результативная воспитательная работа - отсутствие правонарушений среди детей; высокий уровень удовлетворенности воспитательной работой со стороны родителей или законных представителей; результативная работа по формированию патриотического, нравственного и др. чувств у детей.

Удовлетворенность образовательными услугами со стороны заказчиков (родителей и детей) - высокий уровень удовлетворенности дополнительным образованием со стороны родителей и детей; отсутствие конфликтов или наличие механизма их цивилизованного решения.

Высокая квалификация педагогов - наличие людей педагогического состава, аттестованных на высшую квалификационную категорию; повышение профессионального уровня педагогов в различных формах (курсы повышения квалификации, в т.ч. дистанционные, дистанционные вебинары, медианары, онлайн – конференции), в которых педагоги принимают активное участие.

Реализация управления качеством дополнительного образования проходит три взаимосвязанных уровня [3, с.113]:

- стратегический - работа директора во взаимодействии с региональными управленческими структурами по установлению социального заказа и разработке нормативно-правовой базы.

тактический -  работа директора и его заместителей по созданию программ развития образовательного учреждения, его Устава.

оперативный - включение, одновременно с администрацией, педагогов дополнительного образования в осуществление функций управления.

Качество дополнительных образовательных услуг в ДОО определяется следующими критериями [1, с.429]:

  • показатель здоровьесбережения воспитанников;
  • субъективная удовлетворенность всех участников образовательного процесса результативными показателями и условиями;
  • целесообразность образовательного процесса государственным стандартам, условий его организации и реализации;
  • технологичностью и преемственностью, направленными на возрастные особенности развития воспитанников и на уровне развития по образовательной программе (модули, проекты, формы работы с информацией);
  • соотношением содержания образования консолидированному заказу на оказание образовательных услуг.

Требования к уровню педагогической компетенции и квалификации педагогов дополнительного образования утверждают работодатели, руководствуясь квалификационными особенностями, профессиональным стандартом педагога дополнительного образования детей и взрослых, ФГОС, а также аттестационными процедурами. Анализируя данные документы, можно сказать, что современный педагог дополнительного образования – это педагог-универсал, который способен быть высококлассным профессионалом не только в сфере профиля деятельности, но и в психолого-педагогической деятельности.

Таким образом, современная система дополнительного образования детей испытывает потребность в профессионале, умеющем выполнять оценку и подбирать высокоэффективные способы организации образовательного процесса, прогнозировать образовательные результаты, мотивировать обучающихся к познанию, а также стимулировать творческую деятельность и решать их социальные проблемы.

В настоящее время в практике работы дошкольных образовательных организаций широко распространены следующие требования:

К проведению занятий по программе дополнительного образования:

– соответствие содержимого учебного материала предусмотренной договором образовательной программе исполнителя;

– простота, точность, закономерность и открытость передачи учебного материала, пояснение практическими примерами, наглядный показ;

– обеспечение учебно-методической литературой (учебники, методические пособия, раздаточный материал и т.п.), консультации по литературе для самостоятельного изучения;

– иные требования, имеющие отношение к образовательному процессу.

К организации процесса обучения:

– соответствие образовательных программ и условий их реализации федеральным государственным образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям, а также другим образовательным стандартам и требованиям в соответствии со ст. ст. 11, 12 Федерального закона «Об образовании в РФ»;

– техническая оснащенность аудиторий;

– своевременное информирование заказчика и обучающихся о времени и месте проведения занятий; предоставление исполнителем заказчику до заключения договора и в период его действия достоверной информации о себе и об оказываемых платных образовательных услугах, обеспечивающей возможность их правильного выбора (информация предоставляется в месте фактического осуществления образовательной деятельности и в месте нахождения филиала); доведение исполнителем до заказчика информации, содержащей сведения о предоставлении платных образовательных услуг в порядке и объеме, предусмотренных Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 “О защите прав потребителей” и Федеральным законом об образовании (п. п. 9 – 11 Правил).

К результатам дополнительной образовательной программы ДОО:

– соответствие полученных обучающимися знаний и умений ожидаемым результатам освоения, установленным образовательной программой исполнителя. Результаты освоения основных образовательных программ определяются согласно требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (п. 3 ч. 3 ст. 11 Федерального закона об образовании);

– усвоение практических умений и навыков, на получение которых направлена образовательная программа.

Проблемы качества дополнительного образования заключаются в показателях расхождения между реальным состоянием образовательного процесса и его образовательными потребностями. Главными критериями качественного образования на уровне организации дополнительного образования являются: наличие некоторого набора общеобразовательных программ, содержимое которых гарантирует подготовку детей в соответствии с их образовательными и жизненными потребностями; степень приближения практико-ориентированной части содержания общеобразовательных программ к требованиям потенциальных заказчиков, на которых ориентируется образовательная организация; уровень освоения детьми выбранных ими общеобразовательных программ; уровень удовлетворенности обучающимися результатами обучения [6, с.263].

Среди складывающегося рынка дополнительных образовательных услуг могут быть востребованы лишь образовательные услуги высшего качества. Предоставить данные услуги может только профессионально компетентный педагог. Вопрос оценки достижения результатов образовательной деятельности – это вопрос о борьбе с некачественными образовательными услугами. Из этого следует, что для удовлетворения социального заказа в системе дополнительного образования необходима диагностика достижений детей.

Обеспечение качества или управление качеством дополнительного образования означает поэтапное наблюдение за учебно-воспитательным процессом. При рассмотрении качества дополнительного образования решающее значение остается за обучающимися и их родителями (законными представителями).

Литература

1. Березина В.Ф. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования. – М.: АНО «Диалог культур», 2007. – 512с.

2. Концепция развития дополнительного образования детей. Утв. распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р // Электронный ресурс. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420219217

3. Логинова Л. Г. Развитие системы управления качеством дополнительного образования детей в современных условиях России: Дис. докт. пед. наук. М., 2004. – 436 с.

4. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» [Электронный ресурс] http://docs.cntd.ru/document/542623974

5. Сафонова О.А. Управление качеством образования в дошкольном образовательном учреждении. – М.: Академия, 2011. – 224 с.

6. Третьяков, П.И., Белая, К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление педагогическим процессом по результатам. Издание третье, перераб. и доп. Библиотека руководителя ДОУ / П.И. Третьяков, К.Ю. Белая.  - М.: Издательство УЦ «Перспектива», 2010. — 312 с.

7. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

8. ФГОС ДО — федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года).

9. Федеральный закон «О дополнительном образовании»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дополнительные образовательные услуги в современных условиях при переходе на ФГОС ДО

Сегодня дополнительное образование детей - единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности. Дополнительное образование по праву рассматривается как важнейшая со...

Презентация " Требования к качеству основных образовательных программ дошкольных организаций на современном этапе"

В презентации представлен теоретический материал, полезный при разработке основной образовательной программы ДОО...

«Создание системы дополнительных образовательных услуг как условие обеспечения качества и вариативности дошкольного образования»

laquo;Создание системы   дополнительных образовательных услугкак условие обеспечения качества и вариативности   дошкольного образования»...

«Современные подходы к организации дополнительных образовательных услуг в дошкольной организации»

Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребенка. Сегодня образованность человека определяется не только специальными знаниями...

Применение современных технологий в театрализованной деятельности дошкольников в рамках реализации дополнительных образовательных услуг

В нашем дошкольном учреждении № 7 «Жар-птица» созданы оптимальные условия для развития театральных способностей дошкольников. В группах оформлены театральные уголки, имеется...