Статья: «История и направления тьюторского движения в российском образовании.»
статья

ВАРГАНОВА ЛЮДМИЛА ГЕННАДЬЕВНА

История зарождения и развития тьюторского движения в России.

Профессиональный стандарт специалиста в области воспитания (тьютора)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_tyutor.docx19.41 КБ

Предварительный просмотр:

Статья: «История и направления тьюторского движения в российском образовании.»

Тьюторство, как направление образовательной деятельности, тесно

связано с индивидуализацией образовательного маршрута обучающихся

с ОВЗ. В современной образовательной организации тьюторы выполняют роль наставника и помощника, осуществляют моральную, научную и ситуативную поддержку, становятся проводниками между участниками образовательной деятельности.

Педагогическая система тьюторства исследовалась многими

российскими и зарубежными учеными. Среди многочисленных педагогов,

которые обращали внимание на тьюторскую систему образования, можно

назвать Гордона Эд., Гордона Эл., П. И. Горштейна, Ж. ле Гоффа,

А. М. Долгорукова, Т. М. Ковалеву, Е. Б. Колосову, Н. А. Костину,

В. П. Модени, В. С. Муслина, И. И. Подгорную, В. Б. Полонского,

А. А. Попова, В. А. Попова, В. С. Пьянина, Н. В. Рыбалкину, А. Г. Теслина,

А. Г. Чернявскую, С. А. Щенникова, М. С. Якира и многих других.

[электронный источник https://scienceproblems.ru/tjutorstvo-v-rossii-kak-novajamodel-obrazovanija/2.html].

 Тьюторство возникло в британских университетах Оксфорде

и Кембридже. Тьютор (от англ. Tutor) – это прежде всего «домашний учитель, репетитор, (школьный) наставник, опекун». В истории российской педагогики уже существовал институт тьюторства. Так, в гимназиях Российской империи была должность наставника, который согласно инструкции 1871 года должен был досконально изучать своих воспитанников, их характер, способности, склонности и недостатки, держать воспитанников под неусыпным попечением, знать их домашнюю обстановку, окружение.

История развития тьюторского движения в современной России

началась на рубеже 1980-1990 гг. с появления первых образовательных

учреждений, основанных на инклюзии. В Москве в 1991 году по инициативе

московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной

организации появилась школа инклюзивного образования «Ковчег». С осени

1992 года в России началась реализация проекта «Интеграция лиц

с ограниченными возможностями здоровья», результатом которого стало

создание в 11 субъектах РФ экспериментальных площадок

по интегрированному обучению детей-инвалидов. С целью подготовки

педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

коллегия Министерства образования РФ приняла решение о вводе в учебные

планы педагогических вузов с 1 сентября 1996 года курсов «Основы

специальной (коррекционной) педагогики» и «Особенности психологии детей с ограниченными возможностями здоровья».

Сама профессия «тьютор» появилась в Российском реестре профессий

в номенклатуре должностей в 2008 году. В 2017 году был утвержден

профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания»,

включивший в себя обобщенную трудовую функцию «Тьюторское

сопровождение обучающихся». Практика показывает, что наличие тьютора

в организации облегчает процесс социализации ребенка с ограниченными

возможностями здоровья (далее – ОВЗ), повышает качество его образования,

позволяет создать условия для полной инклюзии в среду нормотипично

развивающихся сверстников.

Однако суть работы тьютора в образовательной организации остается

достаточно расплывчатой. Изучение научной литературы и актуального

педагогического опыта в области тьюторского сопровождения позволяет

выделить 3 направления содержания работы тьютора в современной

образовательной организации:

1) сопровождение одаренных детей в условиях общего образования (Ковалева

Т.М., Пикина А.Л.) – речь идет о научном и психолого-педагогическом

сопровождении одаренного ребенка с целью помощи ему в самоопределении

и саморазвитии. В такой модели тьютор уделяет большее внимание

расширению кругозора, коррекции образовательного маршрута в соответствие

с зоной актуального развития, обучению проектным технологиям, а также

технологиям анализа и саморефлексии. По этой модели могут также работать

тьюторы, сопровождающие обучающихся с особыми образовательными

потребностями;

2) сопровождение детей с ОВЗ в рамках АВА-терапии (Шрамм Р., Скиннер

Б.Ф.). Данное направление развивается сегодня особенно быстро и

направлено, в первую очередь, на работу с детьми, имеющими ментальные

нарушения либо нежелательное поведение. Модель тьюторского

сопровождения с элементами поведенческого анализа и АВА-терапии

разработана американскими учеными в конце 20 века и успешно апробирована

в странах Европы и в Америке;

3) сопровождение детей с ОВЗ в рамках инклюзивного образования – данное

направление характерно для современной школы. Оно связано с введением

ребенка с ОВЗ в группу нормотипично развивающихся сверстников. Тьютор

выполняет, в первую очередь, функцию сопровождения, а его педагогическая

деятельность полностью зависит от особенностей организации.

Если первые два направления имеют научное обоснование, описание

методологии и модели педагогического сопровождения, то вопрос

тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в рамках инклюзивного образования

раскрыт в научно-методической литературе недостаточно, отсутствует

единый подход к данному вопросу. На сегодняшний день, содержание работы

тьютора определяется локальными актами образовательной организации

и Профессиональным стандартом «Специалиста в области воспитания».

Профессиональный стандарт утвержден приказом Министерства труда

и социальной защиты РФ 10.01.2017г. №10н и включает обобщенную

трудовую функцию «Тьюторское сопровождение обучающихся». Данная

трудовая функция включает в себя компетенции психологии, социальной

работы, образования и педагогики, что указывает на многофункциональность

тьюторских компетенций.

Стандарт выделяет 3 основные функции тьютора:

- Педагогическое сопровождение реализации обучающимися, включая

обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов;

- Организация образовательной среды для реализации обучающимися,

включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, индивидуальных

образовательных маршрутов, проектов;

- Организационно-методическое обеспечение реализации обучающимися,

включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, индивидуальных

образовательных маршрутов, проектов.

Трудовые действия, необходимые умения и знания прописаны весьма

подробно, но также оставляют возможность для самостоятельного выбора

учреждением модели тьюторского сопровождения в соответствие

с образовательными потребностями обучающегося и возможностями внешней среды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования

Актуальность приоритетного направления по социально-личностному развитию в работе с детьми дошкольного возраста.Модель социально-личностного развития ребенка.Цели, задачии, формы и методы социаль...

«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»

«Проектирование системы деятельности педагога, направленной   на решение профессиональной проблемы»...

Основные направления развития региональной образовательной политики в контексте российского образования

Формирование возможностей речевого общения дошкольников предполагает включение в жизнь ребенка в детском саду специально спроектированных ситуаций общения (индивидуальных и коллективных), в кото...

презентация на тему " Обучение старших дошкольников элементам проектной деятельности в истории российского образования."

Обучение старших дошкольников элементам проектной деятельности в истории российского образования...

Статья на тему: "Роль тьюторского сопровождения в современном образовании"

Статья на тему: "Роль тьюторского сопровождения в современном образовании" Тьютор — это специалист, который изучает интересы ребёнка и создаёт среду для его развития....