«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»
учебно-методический материал (подготовительная группа) по теме

Морозова Гулия Васыфовна

 

«Проектирование системы деятельности педагога, направленной   на решение профессиональной проблемы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya_rabota_po_ioch_21.06.2013.docx35.06 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования

Итоговая работа

по курсу повышения квалификации по ИОЧ

«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»

на тему:

«Проектирование системы деятельности педагога, направленной   на решение профессиональной проблемы»

время обучения: 1 сессия:10.06– 15.06.2013г.

2 сессия:17.06–21.06.2013 г.

Выполнила

Морозова Гулия Васыфовна

воспитатель,

МБДОУ детский сад №188

Самара, 2013

1. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы.

1.Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

Начало обучения в школе – один из самых важных и серьезных моментов в жизни ребенка. От того, насколько у него сформирована мотивационная готовность, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе и в конечном счете благополучие в его школьной и взрослой жизни.

Формирование мотивов, побуждающих к учению, - одна из линий подготовки детей к обучению в школе. Мотив-побудитель деятельности, складывающийся под влиянием условий жизни человека и определяющий направленность его активности. В роли интересов могут выступать потребности, интересы, влечения, эмоции, установки и идеалы.

Поступление в школу знаменует собой смену социальной позиции ребенка дошкольника и принятию новой позиции - школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками положение в обществе. Эта готовность выражается в отношении к школе, учителям, учебной деятельности. То есть происходит трансформация всей социальной ситуации развития ребенка.

Федеральные государственные требования (приказ Министерства образованияи науки РФ от 23.11.2009 №655) предусматривают «решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования». Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. То есть уходит понятие «занятия» как обязательной формы дидактической деятельности детей и ему на смену приходит понятие «непосредственной образовательной деятельности», в ходе которой воспитатель становится равноправным партнером и включается в деятельность наравне с детьми, а дети присоединяются к деятельности добровольно и работают каждый в своем темпе.

      Решая задачи в данном направлении, выявлены ряд недостатков.

Недостатки в результатах.

Проанализировав, совместно с психологом, психолого-педагогическую готовность к школе по методике Д.Векслера,  «Оценку мотивации учащихся начальной школы (методике  Н. Лускановой), «Методику школьной мотивации М.Р. Гинзбурга  и т.д  пришли к выводу, что в подготовительной  группе преобладают дети со средним уровнем развития мотивационной готовности к предстоящему обучению в школе, и очень мало детей с высоким уровнем мотивационной готовности.

Таким образом, можно говорить о том, что:

- мотивационная готовность к школе у детей сформирована недостаточно, что может вызвать у ребенка огромные трудности во время первого года обучения в школе, а в дальнейшем вообще вызвать стойкое нежелание учиться.

- дети не имеют конкретных представлений об учебной деятельности;

- проявляются страхи оценивания результатов.

Недостатки в основном процессе:

- недостаток четко разработанных программ, форм и методик;

- недооценка значения игровой деятельности, здоровье сберегающего  фактора;

- в календарно-тематическом планировании недостаточно отражена мотивационная подготовка;

- недостаточная работа с родителями;

- необходимость создания  единого образовательного пространства дошкольного и начального образования;  

- отсутствие взаимосвязи  со школой, учителями, недостаточная работа с  психологом дошкольного учреждения

Недостатки в условиях профессиональной деятельности:

-  недостаточная квалификационная деятельность педагогов;

-  недостаточное знание  законов РФ, ФГТ, концепции дошкольного образования;

- недостаток учебно-методических пособий, технических средств;

- отсутствие современных мультимедийных пособий.

Анализ вышеизложенных  недостатков выявил следующие противоречия:

     -   Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, однако, при поступлении в школу дети должны не только играть, но и быть готовыми к усвоению учебной программы , обладать определенными знаниями, умениями и навыками, быть готовыми к переходу к новому статусу – статусу школьника.

- В рекомендованных программах дошкольного образования нет четко прописанных форм, средств, методов. В группах не всегда созданы соответствующие условия.

- недостаточность курсов по повышению квалификации в СИПКРО, ЦПО, ЦРО. Вследствие чего не все педагоги ознакомлены с методами и приемами работы и не  готовы перестраивать свою работу.

- Главную роль в воспитании детей играют  родители, но для многих главным критерием  при выходе из дошкольного учреждения, является лишь умение читать и считать.

2. Формулировка проблемы на основе проведенного анализа.

Проанализировав недостатки в результатах, в основном процессе,  в условиях  педагогической деятельности, анализа противоречий, возникает проблема мотивационной готовности ребенка к школе, что негативно отразится на построении всего образовательного процесса.

3.Описание нового образовательного результата, сформированного у обучающегося.

В дошкольном возрасте  процесс познания у детей происходит эмоционально-практическим путем. Выделяются такие виды деятельности как: игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение.

В этих видах деятельности происходит интеллектуальное, эмоционально-личностное  развитие , способность к логическому мышлению, самоконтролю, творческому воображению, что является необходимым критерием для обучения в школе. И отказ от учебной модели на первой ступени образования, согласно ФГТ, требует новых форм работы с детьми, которые бы позволили обучать так, чтобы дети и не догадывались об этом. Педагог , работающий с дошкольниками, постоянно должен быть готов к постоянному совершенствованию своего профессионализма, способный «творить», обладать новым типом мышления, самосознания. В результате у детей не пропадает интерес к учебному процессу, а наоборот, возникает желание  к познанию и изучению , чем и определяется мотивационная готовность.

Опираясь на федеральные государственные требования, при грамотном построении воспитательного процесса, где образовательная деятельность осуществляется в процессе различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения -   можно развить у детей следующие качества:

- способность решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту;

- применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, поставленных как взрослым, так и самим;

- умение преобразовывать способы решения задач в зависимости от ситуации;

- способность предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.;

- формирование  умений и навыков, необходимых для осуществления различных видов детской деятельности;

- развитие универсальных предпосылок учебной деятельности  - умение работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

- формирование положительных представлений о школе;

- сформированная позиция школьника.

4. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля)

Для получения новых образовательных результатов, понадобится внести существенные изменения в содержание образовательного процесса.

1.В содержании:

- внести изменения в тематические недели,

- - тематические итоговые мероприятия: «Скоро в школу!»;

 - развитие игровой деятельности (сюжетно-ролевые, режиссёрские, дидактические игры «Собери портфель» , «Четвертый лишний», в которых отражаются социальные представления о школе, учебной деятельности) ;

-организация прогулок в школу, школьный двор;

2. В средствах обучения и воспитания:

- чтение художественной литературы(Л.Н. Толстой «Филлипок», В.Осеева «Синие листья», «Три товарища» и т.д) ;

-  использование дидактического материала;

- использованиеИКТ, мультимедийной информации (презентаций, видео, аудио, анимация);

3. В работе с родителями:

- ознакомление родителей с требованиями ФГТ, возрастными особенностями детей;

 - формирование активной позиции родителей,

- родительские собрания на тему « Готовность ребенка в школу», «У школьного порога» и т.д,

- консультации  для родителей «Как подготовить ребенка в школу?», « Как избежать школьных неудач?», « Психологическая готовность ребенка к школе»;

- папки-передвижки « Скоро в школу мы пойдем», «Готовимся к школе» и т.д;

- анкетирование с целью получения информации:«Ваш ребенок скоро станет школьником», «Азбука для родителей» и .т.д;

- тесты «Пирамида»(по показателям готовности к школе),

- решение педагогических ситуаций.

4. В контроле:

- наблюдения за отношением детей к школе, за умением планировать свои действия и поведение , взаимодействием со сверстниками, Желанием стать первоклассником;

- беседы «Школа – мой новый дом»-диагностировать сформированность представления о школе, взаимоотношениях со взрослыми, умение составлять рассказы о школе;

- создание альбома « Здравствуй школа»;

- выставка рисунков «Моя школа»

5.Характеристика изменения в условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные)

И для того, чтобы реализовывать задачи, поставленные перед дошкольным образованием, нужно создать условия для наиболее полного раскрытия детских возможностей  и использовать при этом наиболее интересные для детей виды деятельности.

  1.  В кадровых:

- курсы повышения квалификаций педагогов;

- информирование педагогического коллектива ДОУ о новых программах, технологиях, учебно-методических пособиях;

-  педагогические советы . Выступление педагогов с целью обмена опытом и рекомендациями;

- методические объединения;

-сотрудничество с педагогом-психологом;

- сотрудничество с учителями .

От педагогического мастерства каждого воспитателя, его компетентности, профессиональности, культуры, любви к детям зависит степень мотивационной готовности ребенка к школе и обучению в целом.

2 . В научно-методических:

- создания методических копилок « Скоро в школу!»;

-  доступность интернет- ресурсов;

- создание мультимедийного пособия «Скоро в школу!»

3. В материально-технических:

- оснащение игровой зоны «Школа»;

-  приобретение дидактических, развивающих игр, раскрасок, раздаточный, демонстрационный материал, игрушек, школьных принадлежностей;

-  приобретение интерактивной техники;

4. Информационные:

- приобретение и изучение литературы, методических пособий;

- посещение сайтов, с целью получения опыта других воспитателей;

5. В организационных:

-  использование разнообразия видов детской деятельности;

 - совместная деятельность педагога и детей (игры-имитации, сюжетно-ролевые);

 - мероприятия, экскурсии в школу, школьную библиотеку, школьный двор;

 - выставки рисунков, защита проектов «Школа будущего».

6. В нормативно-правовых:

- Закона «Об образовании» РФ.

- Конвенция  ООН «О правах ребенка».

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

- Приказ  Министерства образования и науки РФ от 20.07.2011г. № 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12.09.2008г. № 666.

- Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (письмо от 21.10. 2010 г. № 03-248) .

- Письмо Министерства образования и науки РФ от 22 июля 2010 г. № 03-13 «О примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования».

Соблюдение вышеперечисленных условий и внесение изменений обеспечивают достижение новых образовательных  результатов в соответствии с федеральными государственными требованиями, и  способствует формированию мотивационной готовности к школе.

II.        Описание работы с алгоритмом использования электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе.

       Цель:

- формирование мотивационной готовности к школе через игровую деятельность.

    Задачи:

- познакомить с режимными моментами в учебной деятельности;

-развивать положительные представления о школе, желание учиться , чтобы узнать и уметь много нового;

- закрепить знания в непосредственно образовательной деятельности.

Алгоритм работы со слайдами

    №

слайда

Действия и возможный вариант

№1

Титульный лист.

№2

На слайде изображена школа и дети , идущие в школу. Педагог зачитывает загадку о школе. Беседует о  дне знаний.

№ 3

На слайде появляется изображение детей идущих в школу. Педагог предлагает детям определить, кто из детей идет в школу? Обращает внимание на то, как одеты дети, что в руках, кто встречает в  школе.

№4

Педагог предлагает детям отправиться в школу. На слайде задание «Собери портфель» . По щелчку появляется картинка мальчика и девочки с портфелем в руках.

№ 5

На слайде картинки с изображением школьных принадлежностей. Детям предлагается назвать , что они возьмут с собой в школу.

№ 6

На слайде картинка -девочка со школьным звонком, стихотворение, педагог зачитывает его. В беседе  закрепляет знание детей , что в школе уроки начинаются по звонку.

№7

№8

 Картинки с изображением детей на уроке.  Предлагается выбрать , как необходимо вести себя на уроках.

На слайде надпись -  «Математика», картинка- мальчик с цифрами. Педагог объявляет первый урок.

№9

На слайде тарелочка с яблоками. Детям предлагается назвать «соседей чисел». По щелчку появляются правильные ответы.

№ 9

На слайде примеры, дети решают примеры, по щелчку появляются правильные ответы.

№10

На слайде девочка со звонком. Педагог зачитывает стихотворение-загадку о перемене. Проводится беседа . Что такое перемена?

 № 11

 Следующий слайд- «Русский язык». Картинка  с алфавитом.

№ 12

На слайде картинки с предметами и два домика. Задание «Рассели жильцов». В домики расселяют предметы,  которые начинаются с нарисованной на крыше домика  буквы. На первом этаже слова, состоящие из двух слогов, на втором – из трех.

№ 13

Следующий слайд «Подбери к словам подходящие схемы».  Дети  отгадывают, к какой картине подходят схемы. По щелчку картины соединяются со схемами и появляются названия слов.

№ 14

Заключительный слайд. Педагог проводит беседу о том, что в школе очень интересно, можно узнать много нового.

№15

Перемена – физминутка. Картинка, музыка (физминутка Железновой)

№16

Слайд – Окружающий мир. Картинка –природа.

№17

Игра «Четвертый лишний». Выбрать какая картинка лишняя (дикие- домашние животные)

№18

 Задание – какая картинка лишняя?  Перелетные и зимующие птицы.

№19

На слайде стихотворение «По лестнице знаний шагайте смелей!»

№20

Заключительный слайд - «Молодцы!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования

Актуальность приоритетного направления по социально-личностному развитию в работе с детьми дошкольного возраста.Модель социально-личностного развития ребенка.Цели, задачии, формы и методы социаль...

по курсу повышения квалификации по ИОЧ «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»

Итоговая работа на тему:«Педагогические условия формирования у дошкольниковоснов безопасного поведения в социуме»...

«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»

Педагогические средства формирования у дошкольников первичных представлений о себе,  других людях....

«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»

Педагогические средства формирования у дошкольников первичных представлений о себе,  других людях....