Социальная адаптация дошкольников
статья (старшая группа)

Бобыкина Тамара Вячеславовна

Вашему вниманию представленна интересная статья посвещенная проблеме социальной адаптации современного дошкольника в социуме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialnaya_adaptatsiya_doshkolnika.docx117.68 КБ

Предварительный просмотр:

Современный дошкольник: проблемы воспитания и формирования социальной адаптации

Вырастить и правильно воспитать ребенка, в настоящее, быстроменяющееся время, процесс непростой и очень трудоемкий. Современный педагог в своей непосредственной работе с детьми в условиях ДОУ сталкивается с новыми проблемами обучения и воспитания детей, которых практически не существовало еще десятилетие назад.

Вопросы понимания особенностей развития современных дошкольников являются важнейшими для ученых и практиков, а ответы на них решающими для определения приоритетных задач воспитания и развития современного дошкольника. Следует подчеркнуть, что в настоящее время отсутствует согласованное представление о современном ребенке, его психофизиологических особенностях и культурно-социальных потребностях, что сказывается, в конечном итоге, на качестве взаимодействия взрослого мира с миром детства.

Глобальные социально-экономические, политические преобразования, которые сегодня касаются любой области общественной жизни, оказывают влияние на множество изменений, среди которых и психофизическое развитие детей. Так, на сегодняшний день можно говорить об интенсивном процессе психосоциального развития современных детей, изменений в становлении эмоционального интеллекта и социальной компетентности. Все это вызывает изменения представлений о горизонтах образовательных возможностей детей, поскольку существует необходимость для глубокого, тщательного и системного изучения современного ребенка, а так же исследование условий, которые оказывают влияние на его сознание и его картины мира.

Современные дети отличаются от детей предыдущего столетия. И такие отличия могут быть как позитивными, так и негативными.

Анализируя интересы современного ребенка, можно проследить тенденцию, что с каждым годом растет заинтересованность детей к статичным видам деятельности, в основном телевидении, интернет, видео, которые, к сожалению, не способствуют активизации всего организма, тем самым приводят к гиподинамии, которая оказывает негативное влияние на гармоничное и здоровое развитие ребенка. Такое положение определяется современными условиями жизни, когда большую часть времени взрослые заняты, а ребенок предоставлен самому себе. Тем самым интересы такого ребенка будут вращаться вокруг тех видов деятельности, которые он может организовать себе сам

В первую очередь это говорит о том, что личностное становление современных детей протекает под сильным влиянием со стороны информационной среды. Телевизор или компьютер сказывается на трансформации детской картины мира по направлениям «меркантилизации» сознания ребенка, которая проявляется в сильно завышенном отношении к деньгам и желании обогащаться всеми возможными способами.

Здесь мы говорим о том, что информационная среда для современного ребенка сейчас выступает скорее не как информатор и источник построения картины мира, а скорее является ее конструктором, который при этом провоцирует образ жизни и систему ценностей, не всегда соотносимую с моральной стороной действительности. Следует заметить, что информационная среда обуславливает сегодня и рост детской агрессивности в разных сферах отношений.

Однако при этом нельзя не отметить позитивные возможности современной информационной среды, поскольку она посредством различных программ и приложений позволяет детям осваивать иностранные языки, способствует развитию умения пользоваться математическими навыками, помогает легче запоминать тексты и стихи и т.п., тем самым развивая интеллект современного ребенка.

Сегодняшние дети характеризуются большей настойчивостью, решительностью, отсутствием желания выполнять бессмысленные действия. Многим современным детям, начиная с раннего возраста, присуще наличие высокой самооценки, отсутствие терпимости к близким, невыполнение указаний взрослых, которые они  воспринимают как ущемление прав

И основная проблема, на наш взгляд, заключается в исследовании особенностей развития современных детей, поскольку традиционные методы воспитания и методики диагностики уже устарели и не способы отображать объективный уровень развития детей.

Социальная адаптация как психологический феномен

Каждый человек по-разному реагирует на изменения, которые происходят в обществе или его личной жизни. Другими словами, люди отличаются по степени приспособляемости (адаптации).

Адаптацией является сообразная с особенностями объекта и среды его обитания система признаков, которая способная реализовывать цели объекта в этой среде, создаваемой в ответ на действительные и возможные действия факторов. Еще одним вариантом определения адаптации выступает «приноравливание» системы признаков объектом к особенностям среды его обитания для реализации его целей в данной среде.

Следует отметить, что механизм адаптации, который вырабатывается в эволюционном развитии, дает возможность организму существовать в постоянно меняющихся условиях среды. Однако организм также находится в постоянно изменяющемся состоянии, поэтому в системе «среда-организм» наблюдается динамическое неравновесие, что говорит о постоянном осуществлении процесса адаптации.

Решению задач социальной адаптации помогает раздел  ФГОС социально-коммуникативное развитие для детей дошкольного возраста. Оно  включает в себя следующие параметры:

  • уровень сформированности чувства принадлежности к своей семье, уважительного отношения к окружающим;
  • уровень развития общения ребенка со взрослыми и сверстниками;
  • уровень готовности ребенка к совместной деятельности со сверстниками;
  • уровень усвоения социальных норм и правил, нравственное развитие ребенка; уровень развития целенаправленности и самостоятельности;
  • уровень формирования позитивных установок по отношению к труду и творчеству;
  • уровень формирования знаний в области безопасности жизнедеятельности (в различных социально-бытовых и природных условиях);
  • уровень интеллектуального развития (в социальной и эмоциональной сфере) и развитие эмпатийной сферы (отзывчивость, сострадание).

Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения необходимо сформировать у него положительное отношение к детскому саду. Чтобы облегчить ребенку адаптацию в детском коллективе, необходимо обращать внимание на развитие его коммуникативных навыков задолго до поступления в детский сад.

Психическая адаптация является результатом деятельности целостной самоуправляемой системы на уровне «оперативного покоя», предусматривая ее системную организацию. При этом, важным критерием эффективности адаптационного процесса считается максимально возможное удовлетворение актуальных потребностей.

Исходя из этого, психологическая адаптация определяется как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды во время осуществления свойственной человеку деятельности, позволяющей ему удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, одновременно с обеспечением соответствия максимальной детальности человека и его поведения требованиям среды.

Психологический смысл адаптации для личности заключается в избавлении от чувства страха или одиночества, сокращении сроков социального обучения, когда человек, опираясь на общественный опыт, может избавиться от необходимости метода проб и ошибок, выбирает наиболее подходящую ему программу поведения.

Исследователи отмечают, что эффективность психической адаптации напрямую зависит от организации микросоциального взаимодействия. Например, в случаях конфликтных ситуаций в семье, либо трудностях в построении неформального общения, происходит нарушение механической адаптации. При этом адаптация зависит от множества факторов определенной среды, оценки личностных качеств окружающих.

Психофизиологическая адаптация представляет собой процесс, включающий оптимизацию постоянного воздействия личности с окружением и установление адекватного соответствия между психическими и физиологическими характеристиками.

Следует отметить, что успешность и скорость адаптации различны у каждого человека. Поэтому исследователи говорят о степени социальной адаптированности или дезадаптированности личности ребенка.

Важным фактором для адаптации является то, что она происходит в условиях социального взаимодействия людей. Поэтому степень адаптированности человека к определенной группе или социуму определяется свойствами социальной среди во взаимодействии со собственными свойствами и качествами личности.

Успешность адаптации зависит от нескольких факторов, среди которых следующие:

  • Социальные факторы (однородность группы, значимость ее членов, социальное положение, предъявляемые требования, численность группы, характер деятельности каждого члена группы);
  • Субъективные факторы (уровень тревожности человека, уровень самооценки, степень идентификации личности с группой, пол, возраст и некоторые типологические особенности).

Определяя социальную адаптацию, необходимо отметить фактор преемственности между биологическими и социальными механизмами. Одни из исследователей, Л.С. Выготский, говорит о том, что биологическое посредством социальных факторов переходит в социальное. Физиологическая адаптация является процессом взаимодействия биогенной основы личности с внешней средой.

Понятие адаптации дает нам возможность определить ее главную цель, которая заключается в самореализации объекта посредством системы определенных признаков. Это говорит о том, что способность объекта адаптироваться указывает на сохранение его идентичности при реализации целей.

Механизмы и виды адаптации

Поведение представляет собой совокупность конкретных протекающих деятельностей в данный момент времени. По мнению такого исследователя как Р.В. Овчаров, поведение может называться адаптивным, если при его помощи получается целесообразный и полезный результат. При этом достижение определенного результата может быть достигнуто, если составляющие поведение деятельности соответствуют условиям, в которых осуществляется поведение.

Исследователь предлагает выделять несколько основных механизмов адаптации, среди которых следующие:

1. Механизмы процесса отражения, которые задают ориентировку человека в среде или ситуации.

2. Механизмы действия индивида в реальных, адекватно отраженных условиях.

3. Механизмы эмоциональной регуляции поведения.

Функционирование каждого их этих механизмов зависит от деятельности механизмов речевого опосредования и памяти. При этом автор говорит о том, что с точки зрения уровневой организации поведения, механизмы отражения проявляются посредством процессов восприятия, ощущения и мышления, а механизмы действия выступают в виде движений, навыков, тактик, программ или стратегий. Что касается механизмов эмоциональной регуляции, то они протекает в виде непосредственных переживаний и чувств индивида.

Т.В. Дорожевец в своих исследованиях говорит о том, что адекватная адаптация показывает хорошую степень приспособляемости к неблагоприятным социальным условиям, тогда как неадекватная находит выражение в невротических конфликтах, асоциальном поведении, плохой социальной приспособляемости или повышенной эмоциональной уязвимости.

Помимо этого исследователь отмечает в основе процесса адаптации в социальной среде два противоположно направленных процесса:

1. Изменение индивидом среды в сторону увеличения соответствия последней своим потребностям.

2. Изменение самого индивида в соответствии с требованиями среды.

Такого же мнения придерживается исследователь Ж. Пиаже, рассматривающий процесс адаптации в биологии и психологии как единство противоположно направленных тенденций – аккомодации и ассимиляции. Отметим, что процесс аккомодации представляет собой модификацию функционирования организма или действий индивида в соответствии со свойствами конкретной среды. А процесс ассимиляции изменяет какие-либо компоненты этой среды, перерабатывая их согласно структуре конкретного субъекта, включая их в схему его поведения. При этом оба процесса полностью взаимосвязаны между собой и опосредуют друг друга.

Т.В. Дорожевец говорит о том, что дезадаптация является результатом преобладания одного из вышеназванных стилей приспособления – аккомодации или ассимиляции. Это говорит о том, что полноценная адаптация может осуществляться только в случае гармоничного сочетания ассимиляции и аккомодации. При этом следует отметить, что, по мнению исследователя, стиль приспособления не изменяется при переходе из одной социальной ситуации развития в другую, что указывает на устойчивость форм адаптации на различных этапах психического развития. Такой подход дает возможность исследовать адаптационный стиль как относительно устойчивую индивидуально-психологическую особенности личности, ставя ее в одни ряд с другими стилевыми характеристиками личности.

Заметим, что дети, которые характеризуются эффективным стилем адаптации, т.е. гармоничным сочетанием ассимиляции и аккомодации, получают позитивный опыт совладения с травматической ситуацией, что дает им возможность быть более устойчивыми к дальнейшим невзгодам.

В случае преобладания у ребенка ассимиляционной или аккомодационной тенденции, т.е. неэффективного адаптационного стиля, то каждый новый кризис приводит к уменьшению возможности совладения с последующими травматическими событиями.

Следует отметить, что один из важных механизмов формирования личностной устойчивости к стрессу, представляется мобилизацией внутренних механизмов совладения с негативными эмоциональными переживаниями. Поэтому гармоничное сочетание процессов ассимиляции и аккомодации при преодолении кризисного события дает возможность ребенку обращаться к личным внутренним ресурсам. Такое положение влияет на усиление у детей чувства контроля над событиями, повышая их самооценку и тем самым давая возможность успешно преодолевать кризисы, другими словами – благополучно адаптироваться.

Заметим, что по мнению множества исследователей, человек проходит три фазы становления личности, результатом которых является возникновение соответствующих личностных новообразований.

Первая фаза характеризуется протеканием усвоения действующих в общности норм и овладением соответствующих форм и средств деятельности. На этой фазе возникает необходимость быть как все, достигаемая посредством субъективно переживаемых утрат некоторых своих индивидуальных отличий при возможной иллюзии растворения в общности. Эта стадия и является адаптацией.

Вторая фаза представляет собой фазу индивидуализации, когда наблюдается противоречие между достигнутым результатом адаптации и тем, что он стал таким, как все в группе. Данная фаза характеризуется поиском средств и способов для обозначения своей индивидуальности.

Что касается третьей фазы, то она определяется протеканием взаимной трансформации личности и группы. В процессе фазы интеграции личности в общности у человека складываются новообразования личности, которых до этого не было, и, вероятно, нет у других членов группы, отвечающих необходимости и потребности группового развития и собственной потребности индивида осуществлять значимый вклад в жизнь общности.

Это говорит о том, что если ребенок не может полностью преодолеть трудности адаптационного периода в устойчиво значимой для него среде и вступить на вторую фазу развития, то у него будет наблюдаться сложение таких качеств как конформность, зависимость, безынициативность, появляться робость и неуверенность в себе. При этом, если находясь на фазе индивидуализации, дошкольник может обеспечивать свое существование в значимой для него общности, предъявляя группе свои индивидуальных отличия, которые группа отвергает как несоответствующие потребностям общности, то это будет приводить к таким личностным новообразованиям как негативизм, агрессивность, подозрительность и завышенная самооценка.

А если ребенку удается успешное прохождение фазы интеграции, то у него будет формироваться такое качество личности как коллективизм, необходимое для успешного существования в общности.

Таким образом, одной из актуальных задач современного образования и воспитания детей является охрана здоровья дошкольников и создание адаптивного образования для детей посредством развития социальной адаптации. Сложности социальной среды, стремительный темп жизни общества и снижение воспитательного потенциала семьи оказывают негативное влияние на процесс социально-психологической адаптации детей. Причиной этого становится их значительная подверженность влиянию факторов окружающей среды.

Сегодня ребенок растет и развивается, сталкиваясь с современными высокотехнологическими достижениями с самого раннего возраста. Поэтому основной проблемой современных детей является то, что, среда его развития оказывает сильное влияние на эксплуатацию огромного потенциала памяти ребенка. Это в свою очередь приводит к снижению уровня личностного становления, которое основывается на любви, душевном тепле и внимание к личности ребенка. Тем самым снижается самостоятельность и инициативность, произвольность и возможности становления творческого потенциала, воображения и фантазии детей.

В связи с этим на первый план выходит задача воспитания, которая заключается в сохранении условий, при которых дети смогут играть со сверстниками, сотрудничать с ними при решении различных познавательных задач, проявляя инициативу и удовлетворяя свое любопытство.

На сегодняшний день важным является обеспечение внимания и заботы о психическом и физическом здоровье детей, которое может достигаться путем взаимного сотрудничества между образовательными учреждениями и семьей, позволяя формировать у детей чувство эмоционального благополучия и психологического комфорта с целью достижения его полноценного и всестороннего развития.

Таким образом, можем сделать вывод, что особенности развития детей современного мира говорят о наличии сильных различий от своих сверстников прошлого века. Такая тенденция обуславливает разработку современного и модернизированного подхода в воспитании и образовании детей.

Развитие современного ребенка является сложным и многогранным процессом, который вызывает необходимость тщательного исследования и учета в образовательной практике, поиск новых педагогических подходов и педагогического мышления.

Литература

  1. Горлова Н.А. Современные дошкольники: какие они? // Обруч: образование, ребенок, ученик. – 2009. – № 1. – С. 3–6.
  2. Крайг Г. Психология развития (Пер. с англ.) - СПб, 2010. 987 с.
  3. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» // Науч. рук. Л.Г. Петерсон / Под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. – М.: Институт системно-деятельностной педагогики, 2014. – 383 с.
  4. Слободчиков В.И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М.: ПСТГУ, 2013. – 400 c.
  5. Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Бюллетень Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации. – 2010. – № 4. – С. 20–23.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Сказка и сказкотерапия в системе социальной адаптации дошкольников"

Игровая тер­а­пия, игровая корре­кция пов­едения, обыг­рывание неприятных или пугающих ребенка ситуаций в игре или инсцен­ировке не только снижают внутреннее напря­жение ребенка, но и спосо­бствуют ус...

Особенности социальной адаптации дошкольников с нарушением речи

Курсовая работа по развитиюсоциальной адаптации дошкольников с нарушением речи...

Игра как средство социальной адаптации дошкольников

Цели:Создание благоприятных условий для личностной самореализации, которая выводит ребенка на более высокий потенциально возможный уровень развития, приспосабливая (адаптируя) его к требованиям социум...

«Социальная адаптация дошкольников с синдромом Дауна в условиях образовательных учреждений – ключевой шаг к интеграции в жизнь общества . »

Воспитание, обучение и социализация детей с нарушениями интеллекта или «особых» детей - сложная социальная и педагогическая задача. Ее решение служит целям подготовки этих детей в соответствии с их во...

Мастер – класс на тему «Использование коммуникативных игр в социальной адаптации дошкольников»

Многие ро      Родители желают, чтобы их ребенок рос  любознательным, общительным и контактным. Как помочь детям выйти в современный мир, такой сложный, динамичный? Как н...

Формирование эмоционально-волевой сферы как условие успешной социальной адаптации дошкольников

Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, как утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или ...