Доклад воспитателя, сообщение из опыта работы Тема: «Формирование экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок»
материал (старшая, подготовительная группа)
Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Доклад воспитателя, сообщение из опыта работы
Тема: «Формирование экономических представлений
у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок»
Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.
Экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста,- когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребёнок — дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.
Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка. «Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности»
(Джанни Родари).
У сказки множество функций:
- сказка помогает реализовать эмоциональные и познавательные потребности ребенка;
- расширяет круг представлений о мире, человеческих отношениях, позволяет выделить существенное, характерное в объекте, знакомит с лексическими особенностями народного и литературного языка;
- способствует развитию в ребенке понимания внутреннего мира людей;
- пробуждает фантазию, творческую активность, новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям;
- помогает формировать внутреннюю психическую активность ребенка, умение мысленно действовать в воображаемой ситуации, умение предвидеть последствия предполагаемых действий, устанавливать причинно-следственные связи во взаимоотношениях между людьми;
- помогает преодолеть негативные стороны формирующейся личности.
Сказка занимает особое место в жизни ребенка. Любая сказка «обучает» и «воспитывает», а значит, несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал.
В своей работе по формированию финансовой грамотности детей мы используем сказочные произведения системно и видим результат. В процессе работы мы поставили цель
Цель:
формирование экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок.
Определили
Задачи:
- Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей;
- Построить систему применения сказок, позволяющую вводить детей в новую – экономическую – сферу социальной жизни людей и способствующую формированию нравственных качеств, необходимых в экономической деятельности
- Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством сказок;
- Обогатить знания родителей по экономическому воспитанию детей.
Работа заключается в детальном анализе содержания сказок, вычленении в них экономических категорий («деньги», «товар», «доход» и др.) и нравственных качеств личности, проявляющихся в различных ситуациях.
В системе работы со сказкой экономического содержания, определены следующие этапы работы со сказкой:
- определение вопросов экономической направленности, короткие диалоги, подбирались иллюстрации (картинки с изображением сказочных героев и их действий).
- Знакомство детей со сказкой. Необходимо целостное восприятие произведения при первичном ознакомлении дошкольников.
- Освоение детьми «экономического» содержания сказки, овладение умениями высказывать оценочные суждения о поступках героев с «экономических» позиций.
- творческое применение экономических представлений в самостоятельной детской деятельности (игровой, трудовой, коммуникативной и др.)
Рассмотрим группы сказок, ориентированных на освоение экономических представлений.
- Сказки, раскрывающие потребности и возможности их удовлетворения. С их помощью у детей формируются представления о видах потребностей (материальные, духовные, социальные), дети устанавливают взаимосвязь потребностей и возможностей, знакомятся с понятиями: потребности, возможности, долг, обязанность.
- Сказки, отражающие труд людей. В процессе работы с данными сказками, дети уточняют и расширяют знания о видах труда (сельскохозяйственный, ремесленный, домашний), выделяют цепочку трудовых действий, устанавливают связь между качеством материала и продуктом труда, самостоятельно выстраивают цепочку трудового процесса. Дети знакомятся с понятиями: награда, расплата, убытки.
- Сказки, знакомящие с понятием «деньги», «доходы», «расходы», «выгода», экономическими представлениями о труде, распределении, обмене, производстве. Они формируют представление детей о достоинстве денег, воспитывают бережливость, трудолюбие.
- Сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономичность, предприимчивость, расчётливость, практичность, хозяйственность, бережливость.
- сказки, знакомящие с понятием «реклама».
В процессе формирования у дошкольников экономически представлений нами используются следующие методы, приемы и формы. Словесные методы – это чтение сказки с экономическим содержанием, рассказ от лица героев художественного произведения, рассуждения о поступках героев с экономических позиций.
Важную роль играет метод наглядности. Использование иллюстраций повышает интерес детей к прочитанному и позволяет наиболее глубоко проникнуть в содержание и смысл сказки.
И в народных, и в авторских сказках экономическое содержание раскрывалось перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность и нестандартное мышление.
Логические и арифметические задачи, задачи-шутки с героями сказок оживили путь познания сложных экономических представлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности. Решение таких задач повышает интерес к экономическим знаниям.
Игры-драматизации дают возможность стать на позицию персонажа, проникнуться его эмоциями, воспитывают интерес к экономическому миру, развивают внимание, мышление и воображение.
Большое значение имеет развивающая предметно-пространственная среда в формировании экономических представлений. Разнообразный наглядно-иллюстративный материал помогает лучше усвоить экономические понятия.
В группе создан центр соответсвующей направленности, который мы назвали «Азбука финансов», в котором имеется библиотека сказок с содержанием на экономические темы, раскраски по финансовой грамотности, картотека игр по финансовой грамотности, картотека сказок «Со сказочными героями в мир экономики», дидактические пособия «Разложи товар по полкам», игра «Финансовая грамотность для детей», игра «Соверши покупку», игра «Монополе», теневое лото «Монетки», лэпбук «Юный экономист».
Работа по формированию у дошкольников экономических представлений невозможна без участия родителей. Нами были определены направления проведены и формы работы с семьёй:
- оформление папок-передвижек с советами для родителей;
- информирование родителей о задачах и содержании работы по формированию экономических представлений (консультации «Основы финансовой грамотности дошкольников , рекомендации и др.
- привлечение детей к обсуждению семейного бюджета с целью воспитания рационального отношения к деньгам, развития умения считаться с потребностями и желаниями всех членов семьи
- в следующем учебном году планируем привлекать семьи воспитанников к участию в мероприятиях по финансовой грамотности – квестах, конкурсах, досугах, акциях.
Таким образом работа по формированию экономических представлений у дошкольников посредством сказки формирует интеллект детей, развивает у дошкольников интерес и любознательность. Сказки помогают ребенку совместно со взрослым увлеченно и активно открывать маленькие экономические истины.
Использованная литература:
- Экономическое воспитание дошкольников. Примерная парциальная программа дошкольного образования, Шатова А.Д., Аксенова Ю.А., М., 2019
- Сборник демонстрационных материалов, Шатова А.Д., Аксенова Ю.А., М., 2019
- Интернет-ресурсы Вашифинансы.рф, финзнайка.рф, монеткины.рф
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
У сказки множество функций: сказка помогает реализовать эмоциональные и познавательные потребности ребенка; расширяет круг представлений о мире, человеческих отношениях, позволяет выделить существенное, характерное в объекте, знакомит с лексическими особенностями народного и литературного языка; способствует развитию в ребенке понимания внутреннего мира людей; пробуждает фантазию, творческую активность, новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям; помогает формировать внутреннюю психическую активность ребенка, умение мысленно действовать в воображаемой ситуации, умение предвидеть последствия предполагаемых действий, устанавливать причинно-следственные связи во взаимоотношениях между людьми; помогает преодолеть негативные стороны формирующейся личности.
Цель: формирование экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок. Задачи: создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей; построить систему применения сказок, позволяющую вводить детей в новую – экономическую – сферу социальной жизни людей и способствующую формированию нравственных качеств, необходимых в экономической деятельности; развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством сказок; обогатить знания родителей по экономическому воспитанию детей.
В системЕ работы со сказкой экономического содержания, определены следующие этапы работы со сказкой: определние вопросов экономической направленности, короткие диалоги, подбор иллюстрации (картинки с изображением сказочных героев и их действий). знакомство детей со сказкой. Необходимо целостное восприятие произведения при первичном ознакомлении дошкольников. освоение детьми «экономического» содержания сказки, овладение умениями высказывать оценочные суждения о поступках героев с «экономических» позиций. творческое применение экономических представлений в самостоятельной детской деятельности (игровой, трудовой, коммуникативной и др.)
Группы сказок, ориентированных на освоение экономических представлений сказки, раскрывающиеся потребности (в производстве и потреблении товара, их сбыте, распределении) и возможности их удовлетворения; сказки, отражающие труд людей; сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «расходы», экономическими категориями: труд, распределение, обмен, производство; сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономичность, предприимчивость, расчётливость, практичность, хозяйственность, бережливость; сказки, знакомящие с понятием «реклама».
сказки, раскрывающиеся потребности (в производстве и потреблении товара, их сбыте, распределении) и возможности их удовлетворения
сказки, отражающие труд людей
сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы»,«расходы», экономическими категориями: труд, распределение, обмен, производство
сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономичность, предприимчивость, расчётливость, практичность, хозяйственность, бережливость
сказки, знакомящие с понятием «реклама».
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы "Формирование ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"
Отчет по самообразованию по теме: Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/18/picture-745119-1579377533.jpg)
«Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством сказок». Проект: "Тайны сказок"
Духовно- нравственное воспитание – это формирование ценного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включая в себя воспитания чувства долга, справедливости,...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/20/picture-1267212-1600589916.jpg)
Сообщение из опыта работы. Формирование представлений у детей среднего дошкольного возраста о растениях и животных.
Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников ведущее место принадлежит наблюдению. В педагогике и психологии наблюдение чаще всего определяется...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/15/picture-1188639-1573805676.jpg)
Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством игры
Экономическое воспитание дошкольников – это процесс формирования экономического кругозора, освоения элементарных экономических представлений и понятий, начальных экономических умений и приобрете...
![](/sites/default/files/pictures/2023/07/23/picture-541712-1690118429.png)
ИОМ "Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста посредством сказок и развивающих игр"
Цель: формирование математических представлений посредством создания сказочных ситуаций для детей старшего дошкольного возраста. Исходя, из этого я определила для себя следующие задачи.Зада...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/26/picture-1345787-1666770188.jpg)
План работы по самообразованию на 2023-2024 год Тема: «Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста посредством сказок и развивающих игр»
Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребе...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/26/picture-1345787-1666770188.jpg)
План работы по самообразованию на 2023-2024 год Тема: «Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста посредством сказок и развивающих игр»
Цель: формирование математических представлений посредством создания сказочных ситуаций для детей старшего дошкольного возраста. Исходя, из этого я определила для себя следующие задачи.Зада...