Доклад воспитателя, сообщение из опыта работы Тема: «Формирование экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок»
материал (старшая, подготовительная группа)

Соколова Наталия Вячеславовна

Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад воспитателя, сообщение из опыта работы

Тема: «Формирование экономических представлений

у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок»

Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.

Экономическое  образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста,- когда детьми  приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребёнок — дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями,  путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.

Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка. «Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности»

(Джанни Родари).

У сказки множество функций:

  • сказка помогает реализовать эмоциональные и познавательные потребности ребенка;
  • расширяет круг представлений о мире, человеческих отношениях, позволяет выделить существенное, характерное в объекте, знакомит с лексическими особенностями народного и литературного языка;
  • способствует развитию в ребенке понимания внутреннего мира людей;
  • пробуждает фантазию, творческую активность, новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям;
  • помогает формировать внутреннюю психическую активность ребенка, умение мысленно действовать в воображаемой ситуации, умение предвидеть последствия предполагаемых действий, устанавливать причинно-следственные связи во взаимоотношениях между людьми;
  • помогает преодолеть негативные стороны формирующейся личности.

Сказка занимает особое место в жизни ребенка. Любая сказка «обучает» и «воспитывает», а значит, несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал.

В своей работе по формированию финансовой грамотности детей мы  используем сказочные произведения системно и видим результат. В процессе работы мы поставили цель

Цель:

формирование экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок.

Определили

Задачи:

  • Создать условия  для формирования элементарных экономических знаний у детей;
  •  Построить систему применения сказок, позволяющую вводить детей в новую – экономическую – сферу социальной жизни людей и способствующую формированию нравственных качеств, необходимых в экономической деятельности
  •  Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством сказок;
  •  Обогатить знания родителей по экономическому воспитанию детей.

Работа заключается в детальном анализе содержания сказок, вычленении в них экономических категорий («деньги», «товар», «доход» и др.) и нравственных качеств личности, проявляющихся в различных ситуациях.

В системе работы со сказкой экономического содержания, определены следующие этапы работы со сказкой:

  • определение вопросов экономической направленности, короткие диалоги, подбирались иллюстрации (картинки с изображением сказочных героев и их действий).
  • Знакомство детей со сказкой. Необходимо целостное восприятие произведения при первичном ознакомлении дошкольников.
  • Освоение детьми «экономического» содержания сказки, овладение умениями высказывать оценочные суждения о поступках героев с «экономических» позиций.
  • творческое применение экономических представлений в самостоятельной детской деятельности (игровой, трудовой, коммуникативной и др.)

Рассмотрим группы сказок, ориентированных на освоение экономических представлений.

  • Сказки, раскрывающие потребности и возможности их удовлетворения. С их помощью у детей формируются представления о видах потребностей (материальные, духовные, социальные), дети устанавливают взаимосвязь потребностей и возможностей, знакомятся с понятиями: потребности, возможности, долг, обязанность.
  • Сказки, отражающие труд людей. В процессе работы с данными сказками, дети уточняют и расширяют знания о видах труда (сельскохозяйственный, ремесленный, домашний), выделяют цепочку трудовых действий, устанавливают связь между качеством материала и продуктом труда, самостоятельно выстраивают цепочку трудового процесса. Дети знакомятся с понятиями: награда, расплата, убытки.
  • Сказки, знакомящие с понятием «деньги», «доходы», «расходы», «выгода», экономическими представлениями о труде, распределении, обмене, производстве. Они формируют представление детей о достоинстве денег, воспитывают бережливость, трудолюбие.
  • Сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономичность, предприимчивость, расчётливость, практичность, хозяйственность, бережливость.
  • сказки, знакомящие с понятием «реклама».

В процессе формирования у дошкольников экономически представлений нами используются  следующие методы, приемы и формы. Словесные методы – это чтение сказки с экономическим содержанием, рассказ от лица героев художественного произведения, рассуждения о поступках героев с экономических позиций.

Важную роль играет метод наглядности. Использование иллюстраций повышает интерес детей к прочитанному и позволяет наиболее глубоко проникнуть в содержание и смысл сказки.

И в народных, и в авторских сказках экономическое содержание раскрывалось перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность и нестандартное мышление.

Логические и арифметические задачи, задачи-шутки с героями сказок оживили путь познания сложных экономических представлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности. Решение таких задач повышает интерес к экономическим знаниям.

Игры-драматизации дают возможность стать на позицию персонажа, проникнуться его эмоциями, воспитывают интерес к экономическому миру, развивают внимание, мышление и воображение.

Большое значение имеет развивающая предметно-пространственная среда в формировании экономических представлений. Разнообразный наглядно-иллюстративный материал помогает лучше усвоить экономические понятия.

В группе создан центр соответсвующей направленности, который мы назвали «Азбука финансов», в котором  имеется библиотека сказок с содержанием на экономические темы, раскраски по финансовой грамотности, картотека игр по финансовой грамотности, картотека сказок «Со сказочными героями в мир экономики», дидактические пособия «Разложи товар по полкам»,  игра «Финансовая грамотность для детей», игра «Соверши покупку», игра «Монополе», теневое лото «Монетки», лэпбук «Юный экономист».

Работа по формированию у дошкольников экономических представлений невозможна без участия родителей. Нами были определены направления проведены и формы работы с семьёй:

  • оформление папок-передвижек с советами для родителей;
  •  информирование родителей о задачах и содержании работы по формированию экономических представлений (консультации «Основы финансовой грамотности дошкольников , рекомендации и др.
  • привлечение детей к обсуждению семейного бюджета с целью воспитания рационального отношения к деньгам, развития умения считаться с потребностями и желаниями всех членов семьи
  • в следующем учебном году планируем привлекать семьи воспитанников к участию в мероприятиях по финансовой грамотности – квестах, конкурсах, досугах, акциях.

Таким образом работа по  формированию экономических представлений у дошкольников посредством сказки формирует интеллект детей, развивает у дошкольников интерес и любознательность. Сказки помогают ребенку совместно со взрослым увлеченно и активно открывать маленькие экономические истины.

Использованная литература:

  1. Экономическое воспитание дошкольников. Примерная парциальная программа дошкольного образования, Шатова А.Д., Аксенова Ю.А., М., 2019
  2. Сборник демонстрационных материалов,  Шатова А.Д., Аксенова Ю.А., М., 2019
  3. Интернет-ресурсы Вашифинансы.рф, финзнайка.рф, монеткины.рф

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Формирование экономических представлений воспитанников детского сада посредством сказки» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Солнышко» Воспитатель: Соколова Наталия Вячеславовна

Слайд 2

У сказки множество функций: сказка помогает реализовать эмоциональные и познавательные потребности ребенка; расширяет круг представлений о мире, человеческих отношениях, позволяет выделить существенное, характерное в объекте, знакомит с лексическими особенностями народного и литературного языка; способствует развитию в ребенке понимания внутреннего мира людей; пробуждает фантазию, творческую активность, новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям; помогает формировать внутреннюю психическую активность ребенка, умение мысленно действовать в воображаемой ситуации, умение предвидеть последствия предполагаемых действий, устанавливать причинно-следственные связи во взаимоотношениях между людьми; помогает преодолеть негативные стороны формирующейся личности.

Слайд 3

Цель: формирование экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок. Задачи: создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей; построить систему применения сказок, позволяющую вводить детей в новую – экономическую – сферу социальной жизни людей и способствующую формированию нравственных качеств, необходимых в экономической деятельности; развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством сказок; обогатить знания родителей по экономическому воспитанию детей.

Слайд 4

В системЕ работы со сказкой экономического содержания, определены следующие этапы работы со сказкой: определние вопросов экономической направленности, короткие диалоги, подбор иллюстрации (картинки с изображением сказочных героев и их действий). знакомство детей со сказкой. Необходимо целостное восприятие произведения при первичном ознакомлении дошкольников. освоение детьми «экономического» содержания сказки, овладение умениями высказывать оценочные суждения о поступках героев с «экономических» позиций. творческое применение экономических представлений в самостоятельной детской деятельности (игровой, трудовой, коммуникативной и др.)

Слайд 5

Группы сказок, ориентированных на освоение экономических представлений сказки, раскрывающиеся потребности (в производстве и потреблении товара, их сбыте, распределении) и возможности их удовлетворения; сказки, отражающие труд людей; сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «расходы», экономическими категориями: труд, распределение, обмен, производство; сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономичность, предприимчивость, расчётливость, практичность, хозяйственность, бережливость; сказки, знакомящие с понятием «реклама».

Слайд 6

сказки, раскрывающиеся потребности (в производстве и потреблении товара, их сбыте, распределении) и возможности их удовлетворения

Слайд 7

сказки, отражающие труд людей

Слайд 8

сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы»,«расходы», экономическими категориями: труд, распределение, обмен, производство

Слайд 9

сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономичность, предприимчивость, расчётливость, практичность, хозяйственность, бережливость

Слайд 10

сказки, знакомящие с понятием «реклама».

Слайд 15

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы "Формирование ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"

Отчет по самообразованию по теме: Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников....

«Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством сказок». Проект: "Тайны сказок"

Духовно- нравственное воспитание – это формирование ценного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включая в себя воспитания чувства долга, справедливости,...

Сообщение из опыта работы. Формирование представлений у детей среднего дошкольного возраста о растениях и животных.

        Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников ведущее место принадлежит наблюдению. В педагогике и психологии наблюдение чаще всего определяется...

Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством игры

Экономическое воспитание дошкольников – это процесс формирования экономического кругозора, освоения элементарных экономических представлений и понятий, начальных экономических умений и приобрете...

ИОМ "Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста посредством сказок и развивающих игр"

Цель: формирование  математических представлений посредством создания сказочных ситуаций для детей старшего дошкольного возраста. Исходя, из этого я определила для себя следующие задачи.Зада...

План работы по самообразованию на 2023-2024 год Тема: «Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста посредством сказок и развивающих игр»

Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребе...

План работы по самообразованию на 2023-2024 год Тема: «Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста посредством сказок и развивающих игр»

Цель: формирование  математических представлений посредством создания сказочных ситуаций для детей старшего дошкольного возраста. Исходя, из этого я определила для себя следующие задачи.Зада...