ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ РЕБЕНКА ПОСРЕДСТВОМ СКАЗОК
статья
Предварительный просмотр:
«Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством сказок»
Сказка – это то золото, что блестит огоньком в детских глазках.
Г.Х. Андерсен.
Чтобы привить и взрастить в детской душе любовь к родной природе, родному краю, дому и семье, к истории и культуре страны, необходимо развивать нравственные качества ребенка. Моя основная педагогическая идея состоит в том, чтобы это реализовать посредством сказки. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, прежде всего, зависит от родителей, педагогов и ближайшего окружения. В формировании нравственно здоровой личности ребенка сказка является незаменимым инструментом, так как она доступна пониманию дошкольника, ее композиция, фантастические образы, противостояние добра и зла, динамика событий- делают ее особенно интересной и волнующей для детей.
В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила своё предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в нравственном обогащении дошкольников. мы всё чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. У детей искажены представления о таких нравственных качествах, как доброта, милосердие, справедливость и это все под влиянием далеко не нравственных мультфильмов. Так как у детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания, я задумалась над этой проблемой. Как же сформировать нравственные качества, используя при этом доступные, понятные, а главное интересные дошкольникам средства? Чтобы решить эту проблему, я выбрала решение через активное включение сказки в работу. Сказка охватывает и поднимает вопросы не только о добре и зле, но и о предназначении человека на его жизненном пути, благодаря ей ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем.
Мною была поставлена цель: содействие формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста, через работу со сказкой.
Для достижения поставленной цели определила следующие задачи:
- Формировать активную позицию ребёнка в процессе работы со сказкой.
- Содействовать формированию нравственных качеств старших дошкольников.
- Воспитывать у детей интерес к сказкам.
- Обогащать РППОС с целью обеспечения активной деятельности дошкольников.
- Содействовать активизации родителей воспитанников как субъектов образовательного процесса.
По ознакомлению детей со сказкой я использую различные методы (чтение, т.е. дословная передача текста, рассказывание, т. е. более свободная передача текста) и приемы (выразительность чтения, повторность чтения, выборочное чтение, беседа (предварительная и заключительная). Например, если после первого чтения сказка уже понята детьми, можно использовать ряд дополнительных приёмов, которые усилят эмоциональное воздействие – показ игрушки, иллюстрации, картинки, элементы инсценирования.
Одной из форм активного восприятия сказки – это драматизация. В драматизации ребенок исполняет роль сказочного персонажа, благодаря которой идет воспитание таких черт, как храбрость, самостоятельность, решительность, артистичность.
Нравственные категории такие, как добро и зло, хорошо или плохо, можно и нельзя, нужно формировать своим собственным примером, а также с помощью сказок. Сказки помогают детям увидеть многое, например, что дружба помогает победить зло в таких сказках, как: «Три поросёнка», «Зимовье»; сказка «Репка» и «Теремок» учит дошкольников быть дружными и трудолюбивыми; сказки «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят» предостерегают (в лес одним нельзя ходить, что дверь чужому открывать опасно – можно попасть в беду, а уж если так случилось – не нужно отчаиваться, а нужно найти выход из сложившийся ситуации). Слушаться родителей учат сказки: «Гуси – лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Айога». Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость – в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка – сестричка и серый волк», «Колосок». В таких сказках, как «Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна – лягушка», «Сивка – Бурка», говорится о том, что трудолюбие всегда вознаграждается. А в таких сказках, как «Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козёл» восхваляется мудрость, забота о близком поощряется в сказке «Бобовое зёрнышко».
В уголке для родителей помещаются советы, пожелания, консультации: «Влияние сказки на речевое развитие ребенка», «Как и когда рассказывать сказки», «Книги и театр», «Читаем и играем», «Рисуем сказку», «Как подружить ребенка с книгой», «Особенности чтения сказок о животных», «Справиться с детским непослушанием помогут сказки», «Роль сказок в развитии речи ребенка», «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки», «Влияние сказки на психику ребенка», «Почитай мне сказку, мама, или с какими книжками лучше дружить дошколятам» и др. Очень будут полезны подготовленные совместно с родителями досуги для детей на литературные темы: игра - викторина «В гости к русской народной сказке», «В стране любимой сказки».
Чтобы ребёнок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Главное средство воспитания – это литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребёнка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснётся струн души ребёнка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут верх над злыми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/20/picture-961533-1545297864.jpg)
самообразование "Воспитание нравственных качеств детей посредством русских народных сказок"
самообразование...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/16/picture-996664-1516115847.jpg)
Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством русских народных сказок.
Изучение влияния русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/29/picture-774847-1459258046.jpg)
Родительская гостиная «Воспитание нравственных качеств детей посредством русских народных сказок».
: расширять представления родителей о роли сказки в развитии личности ребенка;стимулировать самообразование родителей;прививать навыки читательской культуры...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/07/picture-1137879-1581096680.jpg)
План по самообразованию "Воспитание нравственных качеств детей посредством народных сказок"
План по самолобразованию...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/14/picture-1206056-1579005816.jpg)
Воспитание нравственных качеств детей посредством русских народных сказок
В данной статье представлена информация о нравственном воспитании дошкольников, методах и этапах ознакомления со сказкой....
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/28/picture-1309456-1611821051.jpg)
Отчет по самообразованию «Воспитание нравственных качеств детей посредством русских народных сказок».
Нравственное воспитание...