Графические модели и моделирующая деятельность в процессе ознакомления детей с природой
презентация

Тимофеева Нина Сергеевна

Познание дошкольниками окружающего мира, явлений природы возможно не только посредством наблюдений — большую помощь в этом может оказать моделирующая деятельность. Многообразие природных явлений, составляющих непосредственное окружение детей, создает видимость их легкого познания в процессе наблюдений. Но пугливость и скрытный образ жизни многих животных, растянутая во времени изменчивость развивающихся организмов или сезонных явлений природы, незаметные для восприятия связи и зависимости внутри природных сообществ рождают объективные трудности для дошкольников, мыслительная деятельность которых находится в становлении. Это вызывает необходимость моделирования некоторых явлений, объектов природы.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Графические модели и моделирующая деятельность в процессе ознакомления детей с природой. Тимофеева Н.С

Слайд 2

Содержание Экологическое воспитание Модель Календарь наблюдений за сезонными явлениями природы Календари наблюдений за ростом и развитием живых существ Календарь наблюдений за птицами Моделирование в экологическом воспитании Модель насекомого Графическая модель птицы Модель основных факторов среды в различные сезоны Модель растения Модель основных признаков млекопитающих Мнемотехника в экологическом воспитании Вывод Список используемой литературы.

Слайд 3

Экологическое воспитание Это направление дошкольной педагогики, формирует осознанно правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют непосредственное окружение детей в этот период. Это познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимосвязи со средой обитания

Слайд 4

Познание дошкольниками окружающего мира, явлений природы возможно не только посредством наблюдений — большую помощь в этом может оказать моделирующая деятельность. Многообразие природных явлений, составляющих непосредственное окружение детей, создает видимость их легкого познания в процессе наблюдений. Но пугливость и скрытный образ жизни многих животных, растянутая во времени изменчивость развивающихся организмов или сезонных явлений природы, незаметные для восприятия связи и зависимости внутри природных сообществ рождают объективные трудности для дошкольников, мыслительная деятельность которых находится в становлении. Это вызывает необходимость моделирования некоторых явлений, объектов природы.

Слайд 5

Модель это предметное, графическое или действенное изображение чего-либо, а процесс создания модели называется моделирующей деятельностью. Например, глобус -это предметная модель Земли, а его изготовление воспитателем вместе с детьми можно назвать моделирующей деятельностью. Главной характеристикой модели является то, что она отражает, содержит в себе существенные особенности натуры, в удобной форме воспроизводит самые значимые стороны и признаки моделируемого объекта.

Слайд 6

С дошкольниками можно создавать и использовать самые различные модели. Важнейшими из них являются календари природы-графические модели, которые отражают разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе. Любой календарь природы имеет большое значение для экологического воспитания детей с двух точек зрения: сначала происходит его создание (моделирование явлений),затем-использование в учебном или в воспитательном процессе.

Слайд 7

Можно выделить три типа календарей, имеющих широкое применение в дошкольных учреждениях и отражающих те явления природы, которые находятся в поле зрения детей и составляют содержание частых наблюдений: 1.Календарь наблюдений за сезонными явлениями природы 2.Календари наблюдений за ростом живых существ 3.Календарь наблюдений за птицами

Слайд 8

Календарь наблюдений за сезонными явлениями природы Этот календарь отражает состояние природы (неживой, растительного и животного мира) в ту неделю, когда происходят ежедневные наблюдения . Заполнение страницы календаря, т.е. фиксация наблюдений, неотъемлемая часть "недельной методики" ознакомления детей с сезонными явлениями природы. Страница календаря подготовительной к школе группы, рассчитанная на всю неделю наблюдений, имеет следующие параметры: время представлено условным "месяцем" с четырьмя полными неделями по семь дней; неживая природа представлена графой "погода" семью окошечками на каждый день той недели (оптимально: второй или третьей), когда происходят наблюдения; живая природа большая неразделенная часть страницы, на которой изображаются в виде рисунка растительность (1-2 дерева, куст), покров земли и животные (главным образом, птицы и насекомые), которых можно увидеть в это время.

Слайд 9

Таким образом, заполненная страница календаря -это графическая модель состояния природы определенного периода определенного времени года, модель, в которой сочетается реалистическое изображение природы с символическим обозначением отдельных явлений. Важную роль в этом моделировании играет специальная страница календаря, на которой изображены значки и символы, -она помогает правильно заполнять календарь. Каждый день недели имеет свое обозначение цветом, наиболее приемлемой является радужная гамма: понедельник -фиолетовый, вторник -синий, среда -голубой, четверг -зеленый, пятница -желтый, суббота -оранжевый, воскресенье -красный. Значки погодных явлений -это маленькие пиктограммы, схематические, но понятные детям образы солнца, дождя, снега и т.д. Степень тепла и холода обозначается схематическим изображением человечка, закрашенного символическим цветом: в жару -красным, в теплое время -желтым, в прохладу -зеленым, а в мороз -синим. Животных можно изображать как рисунком, так и значками, (например, птиц -"галочками" характерного для вида цвета)

Слайд 10

Заполнение календаря, т.е. моделирующая деятельность, -важный эколого-педагогический процесс, который осуществляется в повседневной жизни детьми под руководством воспитателя. Чтобы эта деятельность не вызывала трудностей у взрослого и доставляла радость дошкольникам, можно использовать специальный прием: рисовать по трафареткам карандашами. Трафаретки воспитатель делает из плотного прозрачного полиэтилена, с их помощью легко и быстро дети раскрашивают дни недели, отмечают погоду, создают рисунок дерева. Очень важно, чтобы рисунок правильно отражал состояние природы: только в этом случае календарь становится моделью.

Слайд 11

Модель всего сезона получается в результате проведения такой работы ежемесячно: три заполненные страницы календаря (например, сентябрь, октябрь, ноябрь) отражают последовательно три периода осени -ее начало, разгар, конец. Календарь наглядно демонстрирует динамику осенних изменений природы, в нем отражается зависимость состояния живой природы от погодно -Климатических факторов. Именно поэтому календарь сезонных изменений природы становится экологической моделью, в которой наглядно и одновременно представлен сезон с его существенно меняющимися характеристиками.

Слайд 12

Календарь сезонных изменений природы для детей младшего и среднего возраста -это набор картинок с изображением отдельных явлений неживой природы и одного дерева, растущего на участке, в разных его сезонных вариациях.

Слайд 13

Подготовкой к графическому моделированию является и игровой прием -одевание картонной куклы на прогулку. Вернувшись с улицы, дети находят соответствующие картинки погодных явлений, ставят их на подставку и вместе с воспитателем одевают куклу для улицы так же, как были одеты сами, "выпускают ее на прогулку" (ставят возле картинок). Смысл этих действий в том, чтобы через игровой прием научить детей обозначать температурные явления -степень тепла и холода (в старших группах эти явления дошкольники обозначают значком "Человечек"), Таким образом, работа с картинками и куклой, проводимая с детьми младших и средней групп, предшествует заполнению календаря сезонных явлений, т.е. подготавливает процесс графического моделирования.

Слайд 14

Календари наблюдений за ростом и развитием живых существ Второй тип графического моделирования -создание календаря наблюдений за ростом и развитием растения или животного. Фиксировать изменения растущих растений значительно проще, чем изменений молодых животных. Это объясняется тем, что последние обладают поведением и поэтому во время роста и развития приобретают не только новые внешние черты, но и новые моменты в поведении.

Слайд 15

Календарь наблюдений за птицами Зимняя подкормка птиц -одно из важных природоохранных и экологически значимых мероприятий, правильной организацией которого детский сад может оказать реальную помощь в сохранении их видового разнообразия. Подкормка птиц несложное, но педагогически целесообразное и высокоэффективное в воспитательном отношении дело, в котором могут участвовать дети всех возрастных групп. После Нового года начинается цикл наблюдений за зимующими птицами. В это же время одну- две недели в специальном календаре фиксируются наблюдения. Этот календарь, как и другие, является моделью. Он имеет три постепенно усложняющиеся модификации: для младшего и среднего возраста, для старшей и подготовительной к школе группе

Слайд 16

Моделирование в экологическом воспитании Графические модели (графики, схемы и т.д.) передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения природных явлений. Примером такой модели могут быть календарь погоды, таблица фиксации продолжительности дня и т.д. Например, при формировании понятия «рыбы» в старшей группе используется модель, в которой отражены существенные, наглядно воспринимаемые признаки данной систематической группы животных: среда обитания, форма тела, покров тела, жаберный способ дыхания, своеобразное строение конечностей (плавники), в которых проявляется приспособление рыб к одной среде обитания

Слайд 17

Модель насекомого шесть конечностей части тела фазы развития: яйцо, гусеница. куколка, бабочка

Слайд 18

Графическая модель птицы

Слайд 19

Модель основных факторов среды в различные сезоны вода лед земля, покрытая снегом свет тепло

Слайд 20

Модель растения стебель лист корень земля (почва)

Слайд 21

Модель основных признаков млекопитающих пасть с зубами шерсть конечности вскармливание детенышей молоком

Слайд 22

Мнемотехника в экологическом воспитании Мнемотехника -это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится все более актуальным. Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц . Мнемотаблица -это схема, в которую заложена определенная информация

Слайд 23

Можно сказать, что графические модели развивают у детей умение рассуждать, анализировать, сопоставлять события, а затем обобщать и делать выводы. Таким образом, использование моделей и деятельности моделирования позволяет раскрыть важные особенности объектов природы и закономерные связи, существующие в ней. На этой основе у детей формируются обобщенные представления и элементарные понятия об объектах, явлениях природного окружения, систематизация которых обеспечит формирование у дошкольников целостного образа природы.

Слайд 24

Вывод Экологические знания необходимо давать ребенку именно в дошкольном возрасте и именно посредством моделей и наглядных пособий, потому что знания в таком виде доступны детям, содержательно отображают объекты и образы природы, демонстрируют существенные экологические связи в природе, что является важным условием полноценного экологического воспитания детей.

Слайд 25

Список используемой литературы . 1.Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. М 1973г 2.Марковская Уголок природы в детском саду. 3.Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. М. 2002г 4.Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. М 2001г. 5.Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду .М. 2004г. 6.Павленко Л.Ф. В гармонии с природой. 1и2 Ульяновск 1999г. 7.Саморукова. Как знакомить детей с природой. 8.Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. М.2005г 9 . Саморукова . Методика ознакомления детей с природой в детском саду.1992г.

Слайд 26

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГРАФИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ И МОДЕЛИРУЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПРИРОДОЙ

Познание дошкольниками окружающего мира, явлений природы возможно не только посредством наблюдений - большую помощь в этом может оказать моделирующая деятельность. Многообразие природных явлений, сост...

Моделирующая деятельность в процессе ознакомления детей с природой

Работа с моделями способствует развитию наглядно – образного мышления, оказывает положительное влияние на развитие продуктивной и интеллектуальной деятельности детей, развивает способность к наг...

Графические модели и моделирующая деятельность в процессе ознакомления детей с природой

Процесс познания окружающего мира непрост для ребенка. Начинается он с чувственного восприятия. Однако многие явления природы невозможно воспринимать непосредственно. Познание дошкольниками окруж...

Приёмы активизации умственной деятельности в процессе ознакомления детей с природой.

Могучим фактором, способствующим интеллектуальной активности детей, является природа, поэтому возможна такая организация познавательной деятельности, где воспитание их познавательных интересов осущест...

Приёмы активизации умственной деятельности в процессе ознакомления детей с природой.

Воспитание гуманной, социально- активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним, прогнозировать возможные последствия своих поступко...

Приёмы активизации умственной деятельности в процессе ознакомления детей с природой.

Природа играет огромную роль в развитии ребенка и привлекает его внимание независимо от него включает его в процес наблюдения....