Особенности развития памяти у детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа)

Очеленкова Регина Сергеевна

Память в дошкольном возрасте имеет важную роль.  Развитие памяти дошкольников характеризуется постепенным переходом от непроизвольной памяти к произвольной, запоминанию и припоминанию. Важно развивать у ребенка непроизвольную память для последующего произвольного воспроизведения. Ставить перед детьми мнемические задачи, тренируя дошкольников в запоминании, особое внимание уделять всем видам деятельности, включающие различные занятия.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности развития памяти у детей старшего дошкольного возраста

Дошкольное детство является периодом интенсивного формирования всех психических процессов, который обеспечивает ребенку возможность познания окружающей действительности.

Со временем ребенок учится мыслить, воспринимать, а также говорить. Он овладевает различными способами действия с объектами, предметами, усваивает некие правила поведения и наконец начинает управлять собой. Все это и предусматривает работу памяти. Без памяти немыслимо усвоение опыта, расширение взаимодействий ребенка с окружающим миром, невозможна и его деятельность.

В дошкольном возрасте у детей происходят существенные изменения в памяти. Стремительное овладение умениями, навыками и знаниями, постоянное расширение кругозора, говорит о количественных превращениях в памяти детей.

Память заключается в узнавании, запоминании, а также воспроизведении необходимого материала. Ребенок может беспрепятственно рассказать выученное стихотворение, пользоваться выученными правилами в ходе игры, все это он запомнил.

Бывает, что ребенку не удается вспомнить определенное название или, стихотворение, описать объект, но с легкостью узнаёт эти предметы, когда в очередной раз их воспринимает. В последнем случае воспроизведение материала отсутствует, но имеется узнавание, благоприятствовало которому запоминание.

Главной задачей обучения является обеспечение такого уровня усвоения знаний, при котором ребенок с легкостью сможет воспользоваться ими. Точность, легкость и полнота воспроизведения в большинстве было обусловлено тем, как устанавливалось запоминание и как проводилась его организация.

Необычные предметы, а также обновленные, красочные, яркие, и т.д., обращают на себя внимание детей, могут незаметно для них самих отложиться в голове. Используя отличительные черты предметов, подбирая необходимые материалы, воспитатели могут повлиять на процесс непроизвольного запоминания и поспособствовать ему.

Однако важно учитывать, что даже в таком случае запоминание не может являться пассивным отражением того, что влияет на мозг ребенка, а возникает как результат какого-либо его взаимодействия с предметами. Дети дошкольного возраста с различными склонностями и потребностями, с разным представлением об окружающей его действительности отреагируют на один и тот-же предмет по-разному. Какого-то ребенка он заинтересует, удивит, привлечет к себе его непроизвольное внимание, а другого тот же предмет может оставить безразличным, не оставит и следа в его памяти, так как не произведет на него никакого впечатления.

Может непроизвольно запомниться тот предмет, действие и прочее, что повторяется многократно, например, ребенок отлично запоминает путь, по которому он ходил не единожды со взрослыми (в детский сад, магазин, к бабушке в гости); он запоминает месторасположение вещей, убирать которые его приучали родители и воспитатели; и т.д.

Все же, опираясь лишь на внешние особенности объектов и частоту их воздействия на человека, нельзя понять всю суть природы непроизвольной памяти. Ведь не всегда все из того, что многократно на нас влияет или выделяется внешне, мы можем непроизвольно запомнить.

Основная причина непроизвольной памяти максимально описана в исследованиях П.И. Зинченко.

Опираясь на свои многочисленные эксперименты П.И. Зинченко сделал вывод, что непроизвольное запоминание является продуктом активной, целенаправленной деятельности человека. Непреднамеренно откладывается в нашей памяти, прежде всего то, с чем человек взаимодействует, а также то что является целью его какой-либо деятельности. Исходя из этого можно сделать вывод, что руководить непроизвольной памятью ребенка дошкольного возраста это значит организовывать его многообразную деятельность: учебную, игровую и трудовую.

Деятельность детей-дошколят очень разнообразна. Рассмотрим характеристики только некоторых ее типов. Входя в различные взаимоотношения с окружающим миром, осуществляя какую-либо практическую деятельность, ребенок запоминает и познает множество объектов. Огромное значение при этом также имеет речевое развитие детей. Дети лучше запоминают объекты, с которыми сталкиваются, тогда, когда произносят вслух их названия.

В период активного овладения речью ребенок может часто выделять в предложениях, стихотворениях, песнях - только внешнюю, звуковую сторону. Детей привлекает такая возможность произнести новые звукосочетания, и это становится для них некой игрой в звуки и слова. Такое энергичное проявление интереса детей к фонетике языка благополучно влияет на отложение в памяти словесного материала.

Для улучшения непроизвольного запоминания огромное значение имеет активное ознакомление детей с литературными произведениями. Это проявляется в сочувствии герою, в мысленном действии с ним: ребенок сопереживает герою, хочет, чтобы он поступил так же, как бы поступил он сам, ставит себя его на место. Отличному запоминанию стихотворений помогают и такие виды активности детей, как драматизация стихотворений, игровое действие, а также чтение в лицах.

Важное место в жизни ребенка-дошкольника занимают картинки. С помощью картинок воспитатели закрепляют знания ребят об уже ранее известных им объектах и увеличивают кругозор детей, знакомя их со все новыми явлениями и предметами окружающей действительности.

Картинка - это не маловажное средство для развития мышления, воображения, речи, а также памяти.

Организуя работу детей с картинками, воспитатель может повлиять на непроизвольное запоминание дошкольниками предметов, которые на них нарисованы. Сколько именно предметов смогут незаметно для себя запомнить дети, зависит от того, какую именно деятельность с картинками они будут выполнять.

В тех случаях, когда дети просто разглядывают картинки (перекладывают с места на место, раскладывают их на столе, складывают их стопочкой и т.д.), не находя в них сходства или различий, не классифицируя их на основании каких-либо признаков, они запоминают относительно небольшое количество рисунков. Непроизвольное запоминание у детей дошкольного возраста весомо возрастет, если они будут сравнивать изображения между собой, отыскивать в изображенных на них объектах, общие признаки и опираясь на это объединять их.

Таким образом, чем более содержательной и активной будет деятельность детей с материалами, тем выше оказывается вероятность непроизвольного запоминания ими данного материала.

Непроизвольное запоминание является побочным продуктом нашей деятельности. Поэтому руководство памятью детей предполагает организацию осмысления, восприятия и понимания ими разнообразного материала. Предлагая детям все усложняющиеся задачи на анализ, обобщение, сравнение, классификацию и т.д., воспитатель активизирует умственную деятельность детей и этим способствует непроизвольному запоминанию.

Наша память носит избирательный характер - лучше запоминается то, что для нас имеет более существенное значение, наиболее важно и интересно. Поэтому руководство непроизвольной памятью детей включает в себя задачу увеличения интересов, любознательности детей. Интерес является не только условием успешного выполнения работы, но и сам он проявляется в процессе ее выполнения.

В тех случаях, когда активная деятельность детей направлена на решение разных познавательных и других задач, создаются благополучные условия для ощущения детьми радости «открытия», радости действия и познания. Все эти и другие положительные чувства (удовлетворение, восхищение и удивление пр.) способствуют появлению и поддержанию любопытства детей к предметам познания и к осуществляющейся деятельности.

Если человек холодно и безразлично относится к заданию он плохо его запомнит. И наоборот, у того, у кого высокое чувство ответственности, не сможет забыть данное ему поручение, так как осознает важность его выполнения прежде всего для самого себя и для окружающих. То же касается и детей.

Ребенок, у которого благодаря воспитанию оказываются высоко развитыми чувство ответственности и долга, более серьезно отнесется к тому, что он делает или что ему нужно будет сделать. Значит, не маловажно вырабатывать у детей ответственное и сознательное отношение к деятельности, которую они осуществляют или будут осуществлять, потому что от этого во многом зависит исход непроизвольного запоминания.

Главные отличительные качественные изменения в памяти детей дошкольного возраста - это переход от непроизвольных к произвольным ее процессам.

В первые четыре года жизни память детей носит преобладающий характер: ребенок еще не научился ставить перед собой цель вспомнить или запомнить. Он не владеет и такими, приемами и способами, которые позволили бы ему осознанно осуществлять процессы запоминания и воспроизведения.

У маленького ребенка непроизвольная память является преобладающей, а на еще более ранних этапах развития единственной. Она не теряет своего значения и на протяжении всей жизни: не только дети дошкольного возраста, но и школьного, и взрослые люди многое запоминают непроизвольно.

Одной из главных предпосылок подготовленности детей к школьному обучению является развитие у них произвольных форм психики. В период дошкольного возраста дети уже учатся осознанно контролировать свои действия и поведение. У них развивается осознанное восприятие, умение рассматривать предметы, они могут вести целенаправленное наблюдение; возникает произвольное внимание; развиваются произвольные формы памяти. Обучение детей в школе предполагает высокий уровень развития произвольной памяти. С первых же дней обучения в школе перед детьми встает вопрос о необходимости запоминать учебный материал, помнить множество правил поведения.

Неумение запомнить что-либо, как и любые другие недостатки психического развития, сказываются на качестве учебного процесса ребенка и, в итоге, воздействуют на его конечное отношение к учебе в целом и к школе в частности.

Выше упомянутое имеет непосредственное отношение к деятельности памяти. Различные исследования ученых указывают, что работа памяти на прямую зависит от текущего состояния человека, а также его отношения к своим возможностям. Неуверенность в себе, страх не запомнить, ошибиться, а также опасения не вспомнить что-либо в нужный момент в основном сковывают человека, что в итоге понижает эффективность его памяти.

Однако, ресурсы памяти человека огромны. В том случае, когда воспитателю получается снять этот барьер страха, неуверенности, сомнения и наладить устойчивый, положительный эмоциональный контакт с дошкольниками, ввести их в состояние расслабленности, вызвать радость от участия в познавательной деятельности, возникает прилив интеллектуальных и эмоциональных сил ребенка, что в большой степени улучшает возможности его непроизвольной и произвольной памяти.

Развитие произвольной памяти у детей дошкольного возраста наступает с выполнением ими специальных мнемических задач на припоминание и запоминание. В этом возрасте у детей цель припомнить возникает намного раньше, чем цель запомнить что-либо. Также развитие произвольной памяти начинается с произвольного воспроизведения, а после которого уже появляется произвольное запоминание. В течении жизнь от ребенка постоянно требуется использование имеющегося у него приобретенного в прошлом опыта.

В своей активной, игровой деятельности детям необходимо обращаться к усвоенными ими ранее правилами поведения, способам действия с объектами, они должны уметь использовать приобретенные ими навыки, знания и умения.

Без этого дети не могут выполнить каких-либо действий самостоятельно, они не могут выполнить требований взрослых. Затруднится речевое общение с ними и с другими детьми, а также затруднится воспроизведение игровой и любой другой деятельности детей дошкольного возраста. Возникшая потребность вспомнить, прошлые неудачи в воспроизведении приведут детей к определению цели запомнить, и к осознанию ими важности запомнить. Вместе с тем, значимой предпосылкой развития произвольной памяти является достаточно высокий уровень развития непроизвольной памяти, поскольку, чем больше опыт и знания детей, которые запечатлены ими непроизвольно, тем больше создается возможностей у них вспомнить, применяя резервы непроизвольной памяти в своей умственной и практической деятельности.

Воспитатели не редко стимулируют детей воспроизводить и запоминать. Но не всегда одного лишь требования взрослых будет достаточно. Не маловажно, чтобы ребенок принял его. А это в первую очередь зависит от прямого отношения ребенка к поставленному заданию. Конечно, дошкольник лучше запоминает материал, если он его привлекает, интересует, является для него важным, а то, что оставляется равнодушным, до чего ему нет дела, не является для него особо важным запоминает плохо. Тут возникает зависимость произвольного значения от причины деятельности ребенка.

Дошкольники берутся принятие цели вспомнить запомнить, первым делом, при выполнении ими практических заданий педагогов и в процессе игры, т.е. в тех видах деятельности, которые ближе ребенку, интересны ему, наиболее важны для ребенка и стоят на первом месте.

Индивидуальные игры и занятия, осуществлявшиеся в детском саду и дома, способствуют выделению, осознанию дошкольниками мнемических целей. Но выделение и признание дошкольниками мнемических целей происходит не только в игровой деятельности. Также большое значение имеют все виды деятельности детей: наблюдения за окружающим миром, природой и беседы об этом, рассказы об увиденном, заучивание стихотворений, лепка, рисование и различное конструирование по образцу, занятия по счету и т.д.

Поставив перед ребенком мнемическую задачу - этого недостаточно, нужно дать знания ему, показать, как запомнить, что для этого нужно делать с информацией для ее запечатления, потому что произвольная память обязательно предполагает эксплуатацию определенных способов запоминания.

Произвольное запоминание, с позиции способов, можно поделить на - механическое и логическое. Механическое запоминание основано на неоднократном повторении без проникновения в смысл явлений и предметов.

Во время механического запоминания устанавливаются лишь внешние связи между объектами, например, предыдущее слово связывается с последующим лишь потому, что в таком порядке они многократно воспринимались. Ребенок запоминает пословицу, слова из непонятной для него считалки или недоступной для понимания песни, потому что часто повторял сам или неоднократно слышал эти слова в той же последовательности.

По сей день иногда встречается неверное мнение по определению детской памяти как памяти механической. Сторонники этого взгляда заявляют, что память детей старшего дошкольного (и даже младшего школьного) возраста имеет механический характер.

Можно назвать три группы фактов, которые как правило приводятся в пользу тезиса о механическом характере запоминания у детей дошкольного возраста и младших школьников: не сложное запоминание детьми неясного им и даже ненужного материала; тенденция запоминать, не осмысливая заучиваемого; буквальность заучивания. Тенденция не вникать в смысл того, что запоминается, не является возрастной особенностью памяти детей. Переход к механическому заучиванию наблюдается у школьников после неблагоприятных попыток разобраться с материалом. Не зная и не имея понятия, как и что можно предпринять чтобы осмыслить и запомнить задание ученик пытается, многократно повторяя его, механически выучить. В некоторых случаях, из опыта видя, что понимание ребенку дается не с легкостью, он немедленно встает на путь механического заучивания, так и не пробуя задуматься и понять материал.

Стало быть, потихоньку у него формируется привычка запомнить механически. Но индивидуальные различия между детьми обладают большим значением. Механическое заучивание, как средство чаще всего становится для детей интеллектуально пассивных, не приученных к умственным усилиям, не умеющих и не любящих думать, мыслить и рассуждать.

Сложности с пониманием, связанные часто с индивидуальными способностями детей (создававшимися в большей степени в дошкольный период их жизни), и слабое руководство воспитания мышления и памяти детей - это те главные причины, которые могут создать у детей привычку к механическому заучиванию.

Влияние отношения детей к заучиванию, является основой характера воспроизведения.

Задача запомнить для дошкольников чаще всего означает воспроизвести материал во всей его точности, со всеми особенностями, признаками и деталями, т.е. досконально. Это порождает стремление к копированию, к буквальному воспроизведению, отсюда возникает и частое пародирование дошкольниками взрослых.

Небольшой словарный запас, недостаточное количество синонимов в речи детей затрудняет возможность заменять одни слова другими, рассказать смысл материала своими словами. Тем не менее узкие речевые возможности ребенка вовсе не говорят об отсутствии понимания им того, что он может запомнить и воспроизвести.

Таким образом, это механическое запоминание не будет является той ступенью в развитии памяти ребенка, которая будто бы предшествует логическому мышлению. Логическое мышление представляет собой особый вид запоминания, который зависит от ряда причин, упоминаемыми выше.

Изначально память развивается как осмысленная деятельность, и понимание - является основой как непроизвольной, так и произвольной памяти.

Развитие мыслительной деятельности детей дошкольного возраста предполагает воспитание логической памяти.

Научить детей думать значит научить их анализировать, т.е. сравнивать предметы и явления между собой, ища в них различие и сходство; обозначать в объектах определенные свойства и признаки; делать обобщение, объединяя различные предметы по одинаковым признакам; классифицировать, т.е. группировать явления и предметы на основании произведенного обобщения и т. д.

Обучение детей разным мыслительным операциям, включая и такие, как сравнение, анализ и синтез, обобщение и классификация, нужно не только для развития мышления дошкольников. Именно правильное мышление становится при определенных условиях одним из способов логического запоминания.

Главным способом логического запоминания является группировка материала в различных ее видах: составление плана, смысловая группировка, классификация и т.п. Начальная форма активности, появляющаяся у детей при условии выделения ими цели запомнить - это сосредоточенное выслушивание или рассматривание, восприятие предметов и их называний.

Здесь еще нет мнемических приемов в строгом смысле этого слова, однако уже такого рода активность существенно повышает продуктивность запоминания.

Одним из главных, хотя и простым, мнемическим приемом, которым овладевают дети дошкольного возраста, является повторение материала в первозданном виде. Повторение имеет двойное значение: во- первых, оно необходимо для того, чтобы материал был усвоен, выучен, во- вторых, чтобы он остался в памяти, не был забыт. Повторение в целях запоминания может быть концентрированным и распределенным во времени. В первом случае одно повторение следует за другим подряд до тех пор, пока нужный материал не будет запечатлен. Во втором случае материал повторяется в течение более длительного времени по один раз в день.

Если применять разные приемы повторения повышается интерес дошкольников к работе, тогда мнемическая деятельность осуществляется более удачно. Зная и понимая особенности памяти детей своей группы, педагог проводит с некоторыми из них индивидуальные занятия, направленные на развитие способности запоминания. Значимым способом логического запоминания, который доступен детям дошкольного возраста, является классификация.

Опыт показывает, что в основном дети самостоятельно не могут прибегать к логической обработке материалов в целях его запоминания: в большинстве случаев у них не получается сопоставить картинки друг с другом, не могут сделать обобщение, не группируют материал, а могут ограничиться несложными мнемическая приемами. Таким образом их продуктивность запоминания будет значительно ниже возможностей ребенка.

Вывод: память в дошкольном возрасте имеет важную роль, несмотря на столь юный возраст.  Развитие памяти дошкольников характеризуется постепенным переходом от непроизвольной памяти к произвольной, запоминанию и припоминанию. Важно развивать у ребенка непроизвольную память для последующего произвольного воспроизведения. Ставить перед детьми мнемические задачи, тренируя дошкольников в запоминании, особое внимание уделять всем видам деятельности, включающие различные занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста.

В работе показаны определение памяти, виды памяти, особенности развития памяти у детей дошкольного возраста. Как развить память у детей 5-7 лет.. Представлены особенности работы по развитию памяти дет...

Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста.

Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста. Краткосрочный проект....

Консультация для родителей "Особенности развития памяти у детей старшего дошкольного возраста"

Материал содержит характеристики видов памяти, описание особенностей памяти детей 5-7 лет, различные игры и упражнения для развития запоминания....

Условия развития памяти у детей старшего дошкольного возраста

Развитие произвольной памяти дошкольника происходит, когда взрослый побуждает ребенка к сознательному воспроизведению своего опыта в игре, продуктивной и речевой деятельности, при пересказе, заучивани...

Мастер – класс «Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста с помощью мнемотаблиц»

В мастер - классе описан опыт работы по использованию мнемотаблиц в развитии памяти у дтей дошкольного возраста....

Особенности развития памяти у детей старшего дошкольного возраста

Особенности развития памяти у детей старшего дошкольного возраста...

Особенности развития памяти у детей младшего дошкольного возраста

Дети в младшем дошкольном возрасте овладевают различными вариантами взаимодействия с объектами и предметами. Они усваивают соответствующие правила поведения и, наконец, начинают управлять собой. Все э...