Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников»
презентация по логопедии

Доржиева Арюна Бальчиндоржиевна

«Речь — великая сила: она убеждает, обращает, принуждает» Р. Эмерсон

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sinkveyn.pptx1.21 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Улан-Удэ «Детский сад № 112 «Сибирячок» комбинированного вида» Технология «Дидактический синквейн» в работе учителя-логопеда Выполнила: учитель-логопед Доржиева А.Б.

Слайд 2

Что такое синквейн? Эта форма стихосложения появилась с подачи американки Аделаиды Крэпси в начале прошлого столетия, благодаря восточным принципам поэзии – хайку и танка. В результате получился синквейн, что в переводе с французского - « пять строк» пятистрочная строфа стихотворения . Синквейн делится на несколько разновидностей, каждая из которых имеет определенные правила составления.

Слайд 3

Дидактический синквейн Текст основывается на смысловой синтаксической заданности для каждой строчки. Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умение находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

Слайд 4

Актуальность технологии «дидактический синквейн » : Синквейн используется на занятиях по развитию речи и познавательному развитию с детьми 5-7 лет с речевыми нарушениями, а также с детьми с нормой речевого развития. Составление синквейна проводится в рамках прохождения определенной лексической темы. Синквейн совершенствует словарную работу. Синквейн учит определять грамматическую основу предложений . Синквейн развивает языковое чутье, формируется фразовая речь, ассоциативное мышление. Синквейн помогает анализировать информацию, кратко излагать идеи, чувства и представления в нескольких словах . Использование синквейна оказывает положительное влияние на развитие не только речевых процессов, но и неречевых: внимания, памяти, мышления . Синквейн позволяет ребёнку быть активным участником творческого образовательного процесса .

Слайд 5

При обучении составления синквейна решаются следующие задачи: Уточнение , расширение, активизация словаря. Знакомство с понятием «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак ». Дети учатся: подбирать к существительному прилагательные, подбирать к существительному глаголы ; Дети знакомятся с понятием «предложение». Составляют предложения по предметной, сюжетной картине, использую схемы предложений . Дети выражают своё личное отношение к теме одной фразой, а также используют знания пословиц, поговорок по теме. Развитие ассоциативного мышления и образной памяти.

Слайд 6

Правила составления синквейна Первая строка – одно слово – предмет; Вторая строка – два слова – признаки; Третья строка – три слова – действия; Четвёртая строка – фраза из нескольких слов; Пятая строка – слова – ассоциации.

Слайд 7

Этапы работы при составлении синквейна I этап — подготовительный Расширение , уточнение и активизация словаря. Знакомство со словами‑понятиями: «слова-предметы »; « слова-предметы неживые »; « слова-предметы живые »; « слова-признаки »; «слова-действия»; « слово‑ассоциация », « предложение ». Введение символов этих слов. Формы организации: словесные игры и упражнения; дидактические игры (настольно‑печатные материалы); игры малой подвижности ; мультимедийные презентации.

Слайд 8

Условные обозначения слов для составления синквейна Слово — живой предмет (Кто?) Слово — неживой предмет (Что?) Слово‑определение (Какая? Какой? Какое ? Какие ?) Слово‑действие (Что делает? Что делают?)

Слайд 9

Модель синквейна

Слайд 10

Этапы работы при составлении синквейна. II этап — основной Знакомство с алгоритмом составления синквейна, формирование первоначального умения составлять синквейн (с помощью педагога).

Слайд 11

Этапы работы при составлении синквейна III этап — практический Ф ормирование умения и совершенствование навыка составления дидактического синквейна на разные темы.

Слайд 12

Варианты работ со синквейном Составление синквейна. Составление синквейна по прослушанному рассказу . Работа с готовым синквейном: - Составление рассказа по готовому синквейну. - Совершенствование и коррекция синквейна (анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части)

Слайд 13

Примеры синквейна Зима Холодная Снежная Наступила Морозит Метёт Под ногами скрипит снег Новый год Лиса Хитрая Рыжая Охотится Обманывает Крадется Хитрая плутовка, рыжая головка. Д икое животное

Слайд 14

Собака Верная Лохматая Охраняет Играет Лает Собака – верный друг человека Друг Синквейн к рассказу «Живая шляпа» Шляпа Большая Страшная Оживает Двигается Подпрыгивает Под шляпой маленький котенок Сюрприз

Слайд 15

Работа с родителями Консультация «Активизации словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с применением техники синквейн «Я гений! Я творец !» Мастер-класс «Синквейн в работе по развитию речи» (с применением ДОТ) Памятка «Синквейн – новая технология в развитии речи дошкольников»

Слайд 16

В чем же эффективность и значимость синквейна? Простота: синквейн могут составить все. В составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности. Синквейн является игровым приемом. Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу. Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Слайд 17

Список литературы 1. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии.- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2011 . 2. Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. 2010 . 3 . Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. - М: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2009. - 287с . 4. Ушакова, О.С. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников /О.С. Ушакова, 2-е изд., перераб. и доп. - М: ТЦ Сфера, 2010. - 208с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Технология синквейн в развитии речи дошкольников» «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников»

Цель:• Научить детей (педагогов) составлению синквейнов и рассказыванию.• Активизировать словарь детей путем подбора существительных, прилагательных и глаголов на определенную...

Мастер – класс на тему:«Технология синквейн в речевом развитии дошкольников»

Мастер – класс   на  тему:«Технология   синквейн  в  речевом   развитии дошкольников»...

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников»

Принятие ФГОС ДО требует от воспитателя более глубокого продумывания методов и приёмов к организации образовательной деятельности, так как роль воспитателя является направляющей, развивающей. Пои...

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников»

Мастер-класс«Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников»...

мастер - класс "Использование технологии "Синквейн" в речевом развитии дошкольников

Мастер-класс на тему: «Использование технологии  «Синквейн» в речевом развитии дошкольников».Цель:Научить педагогов составлению синквейнов и ...

Мастер-класс для педагогов «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников»

Цель мастер-класса: расширить представления педагогов об инновационной технологии «Синквейн» и ее значении в развитии речевых навыков у дошкольников.Задачи мастер-класса:- передача прямого...

Мастер-класс для педагогов «Дидактический синквейн»: оптимизация речевого развития дошкольников».

Повышение профессионального мастерства педагогов ДОУ в процессе активного взаимодействия по освоению нетрадиционной педагогической технологии развития речи дошкольников – «дидактический си...