Материалы для родителей
материал

Составление сравнений

Обучение составлению сравнений. Составление загадок на основе сравнений.

Учим детей составлять метафоры.

Тайна двойного.

 

План взаимодействия с семьями воспитанников на 2016 – 2017 учебный год

 

План взаимодействия с семьями воспитанников на 2018 – 2019 учебный год

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОСТАВЛЕНИЕ СРАВНЕНИЙ

Цель: формирование у детей  умений составлять сравнения.

Обучение детей созданию сравнений – это первый этап работы по обучению детей образной речи. Обучение детей дошкольного возраста составлению сравнений необходимо начинать с 3-ёх летнего возраста.

Модель составления сравнений:

  • взрослый  называет какой-либо объект;
  • выделяет и обозначает вместе с детьми его признак;
  • определяет вместе с детьми значение этого признака;
  • сравнивает вместе с детьми данное значение со значением признака в другом объекте.

ПРИМЕР: цыплёнок (объект №1)

                   по цвету (признак);

                   жёлтый (значение признака);

                  такой же жёлтый (значение признака) по цвету (признак), как солнце                                                                         (объект №2)

                В младшем дошкольном возрасте отрабатывается модель составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и др.

                На первый взгляд фраза, произнесённая воспитателем таким образом, кажется громоздкой и несколько нелепой, но именно повторы такого длинного сочетания позволяют детям понять, что признак – это понятие более общее, чем значение признака.

        ПРИМЕР: «Мячик по форме круглый, такой же круглый по форме, как яблоко»

                Далее предлагаем найти объекты с данным значением признака (круглое по форме – солнце, колесо, тарелка).

                До четырёхлетнего возраста взрослый побуждает детей к составлению сравнений по заданным признакам. Находясь на прогулке, можно предложить сравнить прохладный ветер по температуре с какими-либо другими объектами. Взрослый помогает ребёнку составить фразы типа: «Ветер на улице по температуре такой же прохладный, как воздух в холодильнике».

                На пятом году жизни тренинги усложняются:

  •  в составляемой фразе не произносится признак, а оставляется только его значение (одуванчики жёлтые, как цыплята);
  •  в сравнениях усиливается характеристика второго объекта (подушка мягкая, как только что выпавший снег);

В этом возрасте детям даётся больше самостоятельности при составлении сравнений, поощряется инициатива в выборе признака, подлежащего сравнению.

В возрасте 5, 5 лет дети учатся самостоятельно делать сравнения по заданному признаку. Взрослый указывает на объект (дерево) и просит сделать сравнение с другими объектами (по цвету, форме, действию, и т.д.). При этом ребёнок сам выбирает какие-либо значения данного признака.

ПРИМЕР: дерево по цвету золотистое как монетки (взрослый задал признак цвета, его значение – золотистое – выбрано ребёнком).

Предлагаем детям табличку «Учимся сравнивать». Выбираем две картинки с изображением объектов, похожих по какому-либо признаку, и располагаем их в крайних ячейках справа и слева. 

Например:

Картинка с изображением солнца

такое же, как  

Картинка с изображением цыплёнка

  • «Прочитать» получившееся сравнение: солнце жёлтое, такое же как  цыплёнок.
  • По мере освоения работы с таблицей вводятся схемы имён признаков, Например:

Картинка с изображением    солнца

Схема имени признака «цвет»

=

такое же, как

Схема имени признака «цвет»

Картинка с изображением цыплёнка

  •  «Прочитать» получившееся сравнение: солнце по цвету жёлтое, такое же как по цвету жёлтый цыплёнок.
  •  Рекомендуется менять имена признаков, не меняя картинки объектов, проговаривать получившееся сравнения.

Например:

  • имя признака «форма»  - солнце  такое же круглое по форме, как круглый по форме цыплёнок.
  • имя признака «температура» - солнце по температуре такое же тёплое, как по температуре тёплый цыплёнок. 

Используемая литература:

  1. Т. А. Сидорчук «Я познаю мир», Методический комплекс по освоению детьми способов познания – АО «Первая Образцовая типография», филиал «УЛЬЯНОВСКИЙ ДОМ ПЕЧАТИ», 2015. – 136с.
  2. Т.А.Сидорчук Методы формирования навыков мышления, воображения и речи дошкольников. Учебное пособие для работников дошкольных учреждений. – АО «Первая Образцовая типография», филиал «УЛЬЯНОВСКИЙ ДОМ ПЕЧАТИ», 2015. – 248с.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ  

 «Учим детей составлять метафоры»

Ребёнку важно научиться составлять метафору не только для развития образной речи, но и для формирования мыслительных операций описания объектов по скрытым признакам и развития символических аналогий.

В старшем дошкольном возрасте продолжаем упражнять детей в составлении сравнений и загадок. При рассматривании изображений даём возможность детям самостоятельно сравнивать объекты и составлять про них загадки. Дети объясняют, как, каким образом было составлено сравнение или загадка.

Затем детям предлагается табличка «Загадочная фраза». Необходимо выбрать объект для составления метафоры.

На таблицу после обсуждения поставить объект 1 – «дождь»; признак действия – «капает», объект 2 – «слёзы»; место – «небо».

Произвести соединение слов, обозначающих место и объект 2: «слёзы неба» или «небесные слёзы».

Предложить детям составить предложение с этим  словосочетанием: «Слёзы неба падали на моё лицо» или «Небесные слёзы умывали землю».

По мере освоения работы с таблицей подводить детей к самостоятельному выбору объектов, для составления метафор.

Метафора – это перенос свойств с одного объекта на другой, созданная путём изменения части речи и включения признака времени: кофе - чёрный – чернота неба ночью. Составление предложения метафорического плана: «Я пью по утрам остаток чёрной ночи».

Составление метафор можно использовать при составлении творческих рассказов по картине: выделить объект на картине и сравнить его по какому-либо характерному признаку с другим объектом.

1) «Снежинки кружатся как балерины». Далее обозначить место, где находится объект.

2) «Снежинки падают с неба». Не называя выделенный объект, надо соединить сравнение и место нахождения этого объекта в речевой фразе.

Итог: «Балерины неба» .

Вставить в смысловой контекст картины.

3) «Над деревьями кружились балерины неба».

Советы для педагогов:

- Работа с загадками и метафорами является предварительным этапом составления образных характеристик объектов.

- Сочинять загадки и метафоры целесообразнее об объектах, которые имеют многоплановую, разнообразную характеристику и позволяют выбрать широкий круг других объектов для сравнения.

 

 



Предварительный просмотр:

«Тайна двойного»

Метафоричекая фраза может основываться на оксюмороне – это словосочетание, построенное на противоречиях. Противоречивых свойствах одного объекта.

Например: «горячий снег», «холодное сердце», …

Модель составления метафоры по типу оксюморона:

1. Выбирается объект. Лучше всего взять объект неживой природы или рукотворного мира.

(например: вода)

2. Обозначаются признаки этого объекта

(например: вода бесцветная, без вкуса, без запаха)

3. К каждому признаку добавить антоним – противоположное слово. (например: бесцветная – разноцветная, без вкуса – вкусная; без запаха – ароматная)

4. Предложить ребёнку составить про объект противоречивое словосочетание и объяснить «тайну двойного», почему так можно сказать.

(например: вода – это бесцветная разноцветность, потому что сама она цвета не имеет, но на солнце может переливаться всеми цветами радуги).

5. Вода – это безвкусная вкусность, потому что вкуснее воды нет ничего, когда хочется пить.

Родителям на заметку.

         Успешность освоения загадочных фраз будет зависеть от того, насколько ребёнок наблюдателен. Помогите дошкольнику увидеть в снеге кружащихся танцовщиц (метафора) или в радуге тревожное спокойствие (оксюморон).

Обучение детей будет наиболее успешным, если возвращаться к модели и проговаривать правила создания. Не обязательно детям называть слово «метафора». Скорее всего для детей это будут загадочные фразы или посланцы Королевы Красивой Речи.

Используемая литература:

  1. Т. А. Сидорчук «Я познаю мир», Методический комплекс по освоению детьми способов познания – АО «Первая Образцовая типография», филиал «УЛЬЯНОВСКИЙ ДОМ ПЕЧАТИ», 2015. – 136с.
  2. Т.А.Сидорчук Методы формирования навыков мышления, воображения и речи дошкольников. Учебное пособие для работников дошкольных учреждений. – АО «Первая Образцовая типография», филиал «УЛЬЯНОВСКИЙ ДОМ ПЕЧАТИ», 2015. – 248с.

Выполнила воспитатель:

Хомутова С.А.  



Предварительный просмотр:

План взаимодействия с семьями воспитанников на 2016 – 2017 учебный год

Группа № 3

Сроки

Формы и
методы работы

Предполагаемый результат

Сентябрь

Анкетирование родителей  «Электронный банк данных сведений о родителях детей» Анкетирование родителей «Участие родителей в образовательной деятельности группы»

Заполненный электронный банк данных

Заполненные анкеты

100% участие родителей в образовательной деятельности

Сентябрь

Январь

Апрель

Организационное родительское собрание

Мастер-класс «Освоение детьми способов составления сравнений» (технология ТРИЗ);

Мастер-класс «Как создаются проекты?».

Итоговое родительское собрание. Презентация проекта «Чем мы похожи?».

Протокол родительского собрания.

Протокол родительского собрания.

Протокол родительского собрания.

Январь

Совместная образовательная деятельность по образовательной области «Познавательное развитие» (ФЕМП - сенсорное развитие).

Сценарий совместной деятельности

Март

Совместное развлечение «Мамочка моя»

Сценарий развлечения, фотоматериал

В течении года (в зависимости от анкетирования)

Родительские десанты

- Рассказ о своей профессии

- Мастер – класс об увлечении семьи/члена семьи

- Игры с детьми в помещении и на улице  

- Чтение детям  

- Подбор и показ презентаций, иллюстраций, альбомов на определённую тематику

Фотоматериал

Февраль – март

Участие родителей в конкурсах «Одаренные дети – будущее России»

Дипломы победителей и призёров

Ноябрь - апрель

Участие родителей в проекте «Чем мы похожи?»

Паспорт проекта

Декабрь

Украшение группы к новому году

Фотоматериал

Февраль

Март

Оформление выставки «Я и папа»

Оформление выставки «Мама – солнышко моё»

Выставка, фотоматериал  

Апрель

Участие в акции «Чистая территория детского сада – чистый город»

Фотоматериал

Ежедневно

Индивидуальные консультации

Журнал планирования реализации ООП

Ежемесячно

Оформление информационного стенда

Материалы для стенда



Предварительный просмотр:

План взаимодействия с семьями воспитанников на 2018 – 2019 учебный год

Группа № 9

Сроки

Формы и
методы работы

Предполагаемый результат

Сентябрь

Анкетирование родителей  «Электронный банк данных сведений о родителях детей» Анкетирование родителей «Участие родителей в образовательной деятельности группы»

Заполненный электронный банк данных

Заполненные анкеты

100% участие родителей в образовательной деятельности

Сентябрь

Январь

Апрель

Организационное родительское собрание

Мастер-класс «Обучение детей составлению сравнений и метафор» (технология ТРИЗ);

Мастер-класс «Составление рассказов по сюжетной картине» (технология ТРИЗ)

Итоговое родительское собрание.

Протокол родительского собрания.

Сценарий мастер-класса

Сценарий мастер-класса

Протокол родительского собрания.

Январь

Совместная образовательная деятельность по образовательной области «Речевое развитие»

Сценарий совместной деятельности

Март

Совместное развлечение «Мамочка моя»

Сценарий развлечения, фотоматериал

В течении года (в зависимости от анкетирования)

Родительские десанты:

- Рассказ о своей профессии;

- Рассказ о домашнем питомце;

- Мастер – класс об увлечении семьи/члена семьи;

- Игры с детьми в помещении и на улице;  

- Чтение детям;  

- Подбор и показ презентаций, иллюстраций, альбомов на определённую тематику.

Фотоматериал

Февраль – март

Участие родителей в конкурсах «Одаренные дети – будущее России»

Дипломы победителей и призёров

Ноябрь - апрель

Участие родителей в проекте «Секреты  …»;

«    

Паспорт проекта

Паспорт проекта

Декабрь

Украшение группы к новому году

Фотоматериал

Ноябрь

Февраль

Оформление выставки «Мама – солнышко моё»

Оформление выставки «Я и папа»

Выставка, фотоматериал  

Выставка, фотоматериал  

Апрель

Участие в акции «Чистая территория детского сада – чистый город»

Фотоматериал

Ежедневно

Индивидуальные консультации

Журнал планирования реализации ООП

Ежемесячно

Оформление информационного стенда

Материалы для стенда


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для родителей - "Сыпь песок"

  Не секрет, что имя Марии Монтессори давно на слуху у молодых мам и продвинутых педагогов. Вот уже почти век имя М. Монтессори (1870 - 1952) - психиатра и психолога, детского врача ...

Материалы для родителей - "Как не сойти с ума перед школой?!"

Прощай, отдых! Позади свобода, море, речка, друзья, беззаботное время, а впереди - уроки, домашние задания, нудные учителя... Как психологически правильно подготовить ребенка, будь он первоклашка или ...

Материалы для родителей - "На прогулке наблюдайте с ребёнком признаки весны".

 На прогулке наблюдайте с ребёнком признаки весны: потемнение и таяние снега, льда, появление луж и ручьёв; голубизну неба и кучевые облака....

Материалы для родителей "Призадумайся мама"

Материалы уголка для родителей, могут быть использованы воспитателями или логопедами....

"Материалы для родителей"

В уголок  для родителей информация  по ПДД...

Материалы для родителей. Методические разработки.

Перспективное планирование работы по взаимодействию  с семьями воспитанников (в группе детей с задержкой психического развития   старшего дошкольного     возр...

Сборник материалов для родителей "Школа заботливых родителей"

В сборнике-презентации представлен ряд консультаций для родителей. В материалах консультаций содержатся ответы на вопросы, которые часто задают родители, дети которых посещают группы компенсирующей на...