РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
консультация

Мининкова Ирина Анатольевна

Современное дошкольное образование – это первая государственная форма, в рамках которой осуществляется профессиональная воспитательно-образовательная работа с детьми. Социокультурная значимость дошкольного образования определяется особенностями возраста. Так, возраст от трех до семи лет – это самый чувствительный период, который характеризуется особенно быстрыми изменениями в интеллектуальном, социальном, физическом, эмоциональном и языковом развитии ребенка. Положительный жизненный опыт и основа для успешного развития, заложенные в дошкольном возрасте, создают базу будущего разностороннего развития ребенка. В этом и состоит значимость дошкольного образования. Система дошкольного образования в России – это воспитание, развитие и обучение, присмотр и оздоровление детей от 2 месяцев до 7 лет. Это означает, что в ДОУ обеспечивается целостное медицинское, психологическое и педагогическое сопровождение ребенка. Кроме того, именно в дошкольном возрасте начинают формироваться общая культура, условия для сохранения и укрепления здоровья детей, интеллектуальные, нравственные, моральные, физические, творческие, эстетические и личностные качества [3].

В условиях дошкольного образования обеспечивается целостность медико-психолого-педагогического сопровождения ребенка, что необходимо в связи с возрастными особенностями дошкольника, гибкостью, подвижностью и сензетивностью в развитии соматики, физиологии, психики. Эмоционально-комфортная, развивающая ребенка образовательная среда, вариативность образовательного пространства обеспечивает детям возможность выбора и проявления самостоятельности в соответствии с интересами и склонностями [4].

Система образования Республики Адыгея уделяет большое внимание повышению качества знаний и приоритетам дальнейшей работы. Принцип российской системы образования – это раскрытие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Становясь на путь модернизации, актуальными становятся экспериментальные площадки на базе ДОУ. Наш сад- не исключение, мы стараемся идти в ногу со временем, ищем новые формы, методы работы. Одной из инноваций мы считаем экспериментальные площадки. На базе нашего сада мы разработали проект «Развитие творческих способностей у дошкольников».

Методическая разработка инновационного проекта на тему: «Создание необходимых условий для выявления и развития творческих способностей» для проекта «Развитие творческих способностей у дошкольников» рассчитана на три года. Целью разработки является создание поддержки талантливых детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Основная задача этого проекта — помочь творческим детям создать благоприятные условия для самореализации и самоактуализации;

  • объединить усилия педагогов и родителей в создании благоприятных условий для реализации творческого потенциала талантливых детей;
  • создание банка достижений и успехов одаренных детей ДОУ для дальнейшего сопровождения в получении начального, среднего и высшего образования;
  • разработать индивидуальные планы сопровождения творческого потенциала детей;
  • создать ситуацию успеха (участие в фестивалях, конкурсах, соревнованиях, городских мероприятиях, детских конференциях, семинарах, олимпиадах).

Талантливые, одаренные дети — ценная, но хрупкая часть нашего общества, один из важнейших ресурсов. Эти дети представляют собой культурный и научный потенциал общества, от них зависит, как будет развиваться наука, техника и культура в будущем. Проблема воспитания и обучения одаренных детей не нова. Талантливых детей по статистике почти 20%, но лишь единицам из них удается развить по максимуму свои способности [2]. Но мы считаем, что все дети одарены, у каждого ребенка есть задатки, данные ему природой и если их правильно развивать — появятся способности. Исследователями установлено, что наиболее благоприятного периода для развития способностей, чем дошкольное детство трудно представить. Данный период является очень важным и благоприятным периодом для развития талантливых детей, однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо [1]. Это обусловлено преобладавшей ориентацией на «среднего» ребенка, поэтому в реальной практике ДОУ остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы по выявлению, поддержанию и развитию одаренных дошкольников. Раскрывая природный потенциал каждого ребенка, легко можно ошибиться как в оценке одаренности (недооценить или переоценить), так и в выборе форм, методов, направлений её развития (чрезмерно форсировать или неоправданно замедлить), но чтобы этого не случилось необходимо активное участие всех специалистов, разбирающихся в специфике их развития. Главный метод в раскрытии одарённых детей – это наблюдение [7]. Уже с момента, как ребенок приходит к нам в детский сад мы начинаем за ним наблюдать, за его развитием и индивидуальными проявлениями. Как же выделить среди группы детей одаренных детей? Для этого воспитатели, начиная со средних групп, заполняют анкеты, в которые включены признаки по проявлению сообразительности, инициативности, оригинальности продуктов деятельности, любознательности, упорства, повышенной концентрации, кругозора. Также по выявлению одаренности у детей нам помогают методики диагностики для родителей, разработанные американскими учеными Холлом И.Г.и Н.Скиннером, «Карта одаренности»» Хаана и Каффа, которой можно пользоваться не только родителям, но и педагогам [7]. Только на основе результатов комплексной диагностики можно сделать вывод о наличии одарённости, поэтому для углубленного определения уровня развития интеллекта у детей используем следующие методики:

  •  «Методика по определению доминирования познавательного или     игрового мотивов в аффективно-потребностной сфере ребенка»      Н.И. Гуткиной.
  • Индивидуальный тест Д.Векслера.
  •  Диагностика невербальной креативности Э.П.Торренса

Наблюдение, игра, знакомство с основами драматизации, актерского мастерства, самостоятельная театральная деятельность праздники и развлечения, конкурсы все это помогает в развитии творческого потенциала [6].

         Талантливый ребенок наделен выраженными способностями в определенной сфере и чуть ли не с первого знакомства с ней проявляет стойкий интерес к занятию и возвращается к нему снова и снова.  Любознательность и особый интерес к чему-то составляет точку отсчета в развитии каждого.

В настоящее время педагоги нашего дошкольного учреждения, вместе с родителями, семьёй ребенка, поддерживают одаренного и любознательного малыша, создают условия для развития способностей. Талантливый ребенок требует к себе повышенного внимания со стороны родителей и педагогов. Нередко для проявления способностей необходима мотивация. Именно наличие одаренности с мотивацией и упорным трудом дают возможность говорить о таланте. Без мотивации одарённый ребенок может так и не проявить свои способности, а без работы и совершенствованием своего дара может не добиться больших результатов в данной области. Поэтому задача нашего коллектива совместно с родителями создать соответствующую мотивацию, поставить перед ребенком какую-нибудь заманчивую цель, для достижения которой необходимы постоянные занятия любимым делом, научить ребенка пользоваться своим талантом в обычной жизни [5].

Подводя итог вышесказанному, нельзя обойти вниманием тот факт, что развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста - всего лишь потенциал, который может привести к успеху, а может и не реализоваться. Хочется верить, что благодаря усилиям педагогов и родителей нашего дошкольного учреждения, каждый одаренный ребенок в будущем сможет найти себя, реализовать свои способности, полноценно раскрыться в профессии. Сумеет не потеряться в огромном мире и принести обществу свой вклад, созидая новое в различных сферах жизни.

                                  Список литературы:

1. «Путь к развитию творчества». Дошкольное воспитание. Венгер.Н.Ю.

2. «Воображение и творчество в дошкольном возрасте». Выготский Л.Н.

3. «Возрастная психология. Учебное пособие. -М.: Педагогическое общество России.-1999

4.Психология игры. Эльконин Д.Б. М.Педагогика. 1978.

5. «Способности, одаренность, талант// Развитие и диагностика способностей» М.: Наука 1991.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_mininkova.docx22.24 КБ

Предварительный просмотр:

                                                           

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

                                                                        Мининкова И.А.

                                                       (Республика Адыгея, п.Энем)

                                                                     

Современное дошкольное образование – это первая государственная форма, в рамках которой осуществляется профессиональная воспитательно-образовательная работа с детьми. Социокультурная значимость дошкольного образования определяется особенностями возраста. Так, возраст от трех до семи лет – это самый чувствительный период, который характеризуется особенно быстрыми изменениями в интеллектуальном, социальном, физическом, эмоциональном и языковом развитии ребенка. Положительный жизненный опыт и основа для успешного развития, заложенные в дошкольном возрасте, создают базу будущего разностороннего развития ребенка. В этом и состоит значимость дошкольного образования. Система дошкольного образования в России – это воспитание, развитие и обучение, присмотр и оздоровление детей от 2 месяцев до 7 лет. Это означает, что в ДОУ обеспечивается целостное медицинское, психологическое и педагогическое сопровождение ребенка. Кроме того, именно в дошкольном возрасте начинают формироваться общая культура, условия для сохранения и укрепления здоровья детей, интеллектуальные, нравственные, моральные, физические, творческие, эстетические и личностные качества [3].

В условиях дошкольного образования обеспечивается целостность медико-психолого-педагогического сопровождения ребенка, что необходимо в связи с возрастными особенностями дошкольника, гибкостью, подвижностью и сензетивностью в развитии соматики, физиологии, психики. Эмоционально-комфортная, развивающая ребенка образовательная среда, вариативность образовательного пространства обеспечивает детям возможность выбора и проявления самостоятельности в соответствии с интересами и склонностями [4].

Система образования Республики Адыгея уделяет большое внимание повышению качества знаний и приоритетам дальнейшей работы. Принцип российской системы образования – это раскрытие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Становясь на путь модернизации, актуальными становятся экспериментальные площадки на базе ДОУ. Наш сад- не исключение, мы стараемся идти в ногу со временем, ищем новые формы, методы работы. Одной из инноваций мы считаем экспериментальные площадки. На базе нашего сада мы разработали проект «Развитие творческих способностей у дошкольников».

Методическая разработка инновационного проекта на тему: «Создание необходимых условий для выявления и развития творческих способностей» для проекта «Развитие творческих способностей у дошкольников» рассчитана на три года. Целью разработки является создание поддержки талантливых детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Основная задача этого проекта — помочь творческим детям создать благоприятные условия для самореализации и самоактуализации;

  • объединить усилия педагогов и родителей в создании благоприятных условий для реализации творческого потенциала талантливых детей;
  • создание банка достижений и успехов одаренных детей ДОУ для дальнейшего сопровождения в получении начального, среднего и высшего образования;
  • разработать индивидуальные планы сопровождения творческого потенциала детей;
  • создать ситуацию успеха (участие в фестивалях, конкурсах, соревнованиях, городских мероприятиях, детских конференциях, семинарах, олимпиадах).

Талантливые, одаренные дети — ценная, но хрупкая часть нашего общества, один из важнейших ресурсов. Эти дети представляют собой культурный и научный потенциал общества, от них зависит, как будет развиваться наука, техника и культура в будущем. Проблема воспитания и обучения одаренных детей не нова. Талантливых детей по статистике почти 20%, но лишь единицам из них удается развить по максимуму свои способности [2]. Но мы считаем, что все дети одарены, у каждого ребенка есть задатки, данные ему природой и если их правильно развивать — появятся способности. Исследователями установлено, что наиболее благоприятного периода для развития способностей, чем дошкольное детство трудно представить. Данный период является очень важным и благоприятным периодом для развития талантливых детей, однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо [1]. Это обусловлено преобладавшей ориентацией на «среднего» ребенка, поэтому в реальной практике ДОУ остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы по выявлению, поддержанию и развитию одаренных дошкольников. Раскрывая природный потенциал каждого ребенка, легко можно ошибиться как в оценке одаренности (недооценить или переоценить), так и в выборе форм, методов, направлений её развития (чрезмерно форсировать или неоправданно замедлить), но чтобы этого не случилось необходимо активное участие всех специалистов, разбирающихся в специфике их развития. Главный метод в раскрытии одарённых детей – это наблюдение [7]. Уже с момента, как ребенок приходит к нам в детский сад мы начинаем за ним наблюдать, за его развитием и индивидуальными проявлениями. Как же выделить среди группы детей одаренных детей? Для этого воспитатели, начиная со средних групп, заполняют анкеты, в которые включены признаки по проявлению сообразительности, инициативности, оригинальности продуктов деятельности, любознательности, упорства, повышенной концентрации, кругозора. Также по выявлению одаренности у детей нам помогают методики диагностики для родителей, разработанные американскими учеными Холлом И.Г.и Н.Скиннером, «Карта одаренности»» Хаана и Каффа, которой можно пользоваться не только родителям, но и педагогам [7]. Только на основе результатов комплексной диагностики можно сделать вывод о наличии одарённости, поэтому для углубленного определения уровня развития интеллекта у детей используем следующие методики:

  •  «Методика по определению доминирования познавательного или     игрового мотивов в аффективно-потребностной сфере ребенка»      Н.И. Гуткиной.
  • Индивидуальный тест Д.Векслера.
  •  Диагностика невербальной креативности Э.П.Торренса

Наблюдение, игра, знакомство с основами драматизации, актерского мастерства, самостоятельная театральная деятельность праздники и развлечения, конкурсы все это помогает в развитии творческого потенциала [6].

         Талантливый ребенок наделен выраженными способностями в определенной сфере и чуть ли не с первого знакомства с ней проявляет стойкий интерес к занятию и возвращается к нему снова и снова.  Любознательность и особый интерес к чему-то составляет точку отсчета в развитии каждого.

В настоящее время педагоги нашего дошкольного учреждения, вместе с родителями, семьёй ребенка, поддерживают одаренного и любознательного малыша, создают условия для развития способностей. Талантливый ребенок требует к себе повышенного внимания со стороны родителей и педагогов. Нередко для проявления способностей необходима мотивация. Именно наличие одаренности с мотивацией и упорным трудом дают возможность говорить о таланте. Без мотивации одарённый ребенок может так и не проявить свои способности, а без работы и совершенствованием своего дара может не добиться больших результатов в данной области. Поэтому задача нашего коллектива совместно с родителями создать соответствующую мотивацию, поставить перед ребенком какую-нибудь заманчивую цель, для достижения которой необходимы постоянные занятия любимым делом, научить ребенка пользоваться своим талантом в обычной жизни [5].

Подводя итог вышесказанному, нельзя обойти вниманием тот факт, что развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста - всего лишь потенциал, который может привести к успеху, а может и не реализоваться. Хочется верить, что благодаря усилиям педагогов и родителей нашего дошкольного учреждения, каждый одаренный ребенок в будущем сможет найти себя, реализовать свои способности, полноценно раскрыться в профессии. Сумеет не потеряться в огромном мире и принести обществу свой вклад, созидая новое в различных сферах жизни.

                                  Список литературы:

1. «Путь к развитию творчества». Дошкольное воспитание. Венгер.Н.Ю.

2. «Воображение и творчество в дошкольном возрасте». Выготский Л.Н.

3. «Возрастная психология. Учебное пособие. -М.: Педагогическое общество России.-1999

4.Психология игры. Эльконин Д.Б. М.Педагогика. 1978.

5. «Способности, одаренность, талант// Развитие и диагностика способностей» М.: Наука 1991.

6. «Развивающие игры» Б. Никитин-М. Знание, 1994.

7. «Способность и одаренность в детские годы» Лейтс Н.С.-М.,1984.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами театральной деятельности"

Творческий отчёт музыкального руководителя по развитию творческих способностей средсвами музыкально - театральной  деятельности....

Развитие творческих способностей старших дошкольников

Творческие способности или творческие потенциалы заложены и существуют в каждом ребенке. Творчество – естественная природная функция, которая проявляется и реализуется в деятельности в меру наличия сп...

«Развитие творческих способностей старших дошкольников на основе календарно-праздничной культуры Белгородчины»

 Тема проектаориентирована на воспитание ребенка в традициях отечественной народной культуры Белгородчины, формирование бережного отношения и любви к ней. Символизирует непреходящее значен...

Художественный труд - как способ развития творческих способностей старших дошкольников

Совершенствование художественно-творческих способностей детей, познание свойств материалов, желание эксперементировать с ними. Развитие умений создавать художественные образы. Развитие глазомера, ловк...

Методическая рекомендация. «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей у дошкольников" (область «Художественно – эстетическое развитие в соответствии с ФГОС ДО)

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль.Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем приобретая жизненный опыт, – все это помогает ос...

Самообразование "Развитие творческих способностей детей дошкольников с ОНР в нетрадиционной изодеятельности и ее влияние на развитие мелкой моторики

Тема: Развитие творческих способностей детей дошкольников с ОНР в нетрадиционной изобразительной деятельности и ее влияние на развитие мелкой моторикиЦели:- Формировать умение выполнять полученные зна...