Консультация для педагогов МДОУ " Использование инновационных технологий в вокально-хоровом пении"
консультация

Консультация для педагогов МДОУ " Использование инновационных технологий  в вокально-хоровом пении"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_innovatsionnyh_tehnologiy_v_vokalno.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов МДОУ

«Использование инновационных технологий
в вокально-хоровом пении»

Музыкальный руководитель:
Сафронова Е.П.

Пение является основным средством музыкального воспитания. Дети любят петь и охотно поют. Пение развивает у детей музыкальный слух, чувство ритма, способность воспроизводить голосом мелодии по памяти. Так же пение оказывает большую помощь и в развитии речи у детей.
При пении приходится выговаривать слова протяжно, нараспев, что помогает правильному, четкому произношению отдельных звуков и слов.

 Голосовой аппарат ребенка отличается от голосового аппарата взрослого, голосовой аппарат еще не сформирован и укрепляется вместе с общим развитием организма. Гортань и голосовые связки  дошкольника еще недостаточно развиты, связки короткие и тонкие, небо малоподвижное. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем голосовой (верхний), поэтому голоса детей несильные, хотя порой и звонкие, требуют к себе бережного отношения. Низкие звуки звучат более напряженно, поэтому в работе с детьми дошкольного возраста надо использовать песни, в которых встречается больше высоких звуков, а низкие звуки должны быть проходящими.  Удобными (примарными) звуками для дошкольников являются «ми» - «си» первой октавы, именно в этом диапазоне звучание детских голосов  более легкое, естественное.

Как сделать так, чтобы занятия пением приносили пользу и удовольствие ребенку?

Дети должны петь естественным, высоким, светлым звуком, без крика и напряжения. Для развития чистоты интонации, прежде всего надо выбирать песни, удобные по диапазону, тесситуре и дыханию. Очень важно систематически повторять с детьми разученные песни и при этом петь их без инструментального сопровождения, максимально выразительно, естественно, с точной интонацией и дикцией.

Хороший, яркий, выразительный образец исполнения песни – это основа для воспитания у малышей интереса к пению. Особенно желательно, чтобы взрослые пели на высоком звучании, так как, слушая такое исполнение, дети быстрее начинают подражать ему.


Музыкальный педагог должен не только владеть методикой пения, но и уметь беречь детский голос. Холод, жара, пыль вредно действуют на голосовой аппарат, поэтому занятия с детьми следует проводить в проветренных, не душных помещениях. Следует помнить, что шум, громкие разговоры, форсированное (крикливое) пение расшатывают голос. Отрицательно действует на голос переутомление, поэтому необходимо соблюдать такой режим работы, при котором после занятия дети имеют отдых для снятия напряжения. Нежелательно заниматься с детьми в раннее время, когда голос еще «спит», или поздно вечером, когда наступает время детского биологического сна. При заболеваниях голосового аппарата занятия проводить не рекомендуется, т.к. можно навредить здоровью ребенка.

Основная  задача, стоящая  перед педагогами-музыкантами – оптимальное развитие голоса каждого ребенка, с учетом его природных особенностей, а это возможно лишь при условии:

  • учёта возрастных физиологических особенностей детского голоса в процессе занятий;
  • включении в занятия комплекса мероприятий, направленных на формирование устойчивого интереса детей к певческой деятельности, знаний  о хоровом исполнительстве и особенностях голосового аппарата;
  • использовании на занятиях комплекса упражнений, построенных на  адаптированной системе В.В. Емельянова «Фонопедический метод развития голоса» для формирования вокально-хоровых навыков дошкольников.

 В качестве специальной технологии обучения детей пению мной используется «Фонопедический метод развития голоса» В.В. Емельянова - известного учителя-исследователя, имеющего многолетнюю практику врача-фониатра.

Фонопедический метод развития голоса  – это подготовительный, вспомогательный, узконаправленный метод решения координационных и тренировочных задач для постановки голоса.

Критериями  фонопедического  метода являются:

  • акустическая эффективность (громкость и звучность голоса);
  • энергетическая экономность (петь долго и без вреда голосу);
  • биологическая целесообразность (включение и развитие защитных механизмов фонации).

В.В.Емельянов выделяет много принципов ФМРГ, однако в своей работе мною адаптированы некоторые из них в силу возрастных возможностей голосового аппарата дошкольника .

В практике моей работы проблема развития певческого голоса детей проявилась, прежде всего, в том, что дошкольники незначительно использовали певческий потенциал. Как девочки, так и мальчики  затруднялись  петь в высоком или низком регистрах, «боялись выходить» за рамки диапазона, зачастую заменяли громкое пение на крик, а тихое – на шёпот. В силу несформированного до конца артикуляционного аппарата, часть звуков ребята пели искажённо, заменяя гласные и согласные близкими по звучанию, не вовлекая в двигательный  процесс ротоглоточный аппарат и мышцы лица. Излишняя трудность замечена  была при умении детей  правильно использовать  бесшумный вдох и протяжный долгий выдох.

Занятия строится следующим образом:

1.В качестве предварительной работы провожу комплекс дыхательных упражнений, артикуляционную гимнастику и массаж.

2.Для развития слуха и голоса включаю в работу  систему  упражнений ФМРГ, попевки,  пропевание интервалов.

         3.В исполнительской певческой деятельности организую и  непосредственно участвую в поэтапной работе с вокальным произведением, знакомлю детей с различными способами передачи песенного образа.

Опыт работы показал: существенного повышения качества проявления певческих навыков у детей можно достигнуть, постепенно и последовательно развивая у них навыки дыхания и дикции, чистого интонирования и силы голоса, а также способствовать расширению диапазона и напевности в пении через  обогащение и расширение фонематических игр и упражнений.

Следует отметить, что наряду с развивающей задачей упражнения Емельянова прежде всего направлены на сохранение детских голосов. Адаптированные упражнения первого комплекса можно  использовать как один из способов подготовки детей к пению (распевание) или в процессе непосредственно вокально-хоровой работы.

Поэтому любое вокальное занятие рекомендую начинать с дыхательных упражнений.Один из важнейших компонентов пения - дыхание. От характера дыхания зависит качество звучания детского голоса (вялый, напряженный, тусклый, звонкий). Дыхание – это двигательная сила голоса. Чтобы голос был сильным и красивым, нужно развивать диафрагмальное дыхание. Диафрагма – мышца, отделяющая грудную клетку от брюшной полости. Она является своего рода дверцей, форточкой, которая не дает воздуху моментально выйти из нижних отделов наших легких, тем самым, позволяя нам сказать или пропеть целую фразу. Вообще такое дыхание очень полезно и для здоровья человека. Оно способствует полной вентиляции легких, усиливается кровообращение, улучшается обмен веществ. У людей «поющих» гораздо меньше встречаются заболевания дыхательных путей.


Существует множество игровых упражнений, позволяющих детям овладеть дыханием «животиком»:

  •  «Собачки» - подражание лаю собаки, дышать, как собачка (после продолжительного бега собака дышит очень часто, высунув язык);
  •  «Насос» - надуть «мячик» (активный вдох и выдох одновременно носом и ртом);
  •  «Ветер» - рисовать своим дыханием разные образы ветра (порывами, сильного, спокойного, мягкого и т.д.);
  •  «Задуваем свечи на торте»

Следующим этапом работы на занятии является артикуляционная гимнастика, проводимая систематически на каждом занятии и сочетаемая с элементами массажа мышц лица и шеи.

Использую собственный показ работы языка, губ,  челюстей, а также приём работы с зеркалом, чтобы ребёнок контролировал  свой результат. Стихи, сюжетное построение и иллюстрации способствуют эффективному усвоению приёмов и повышают качество их исполнения ребенком.  Артикуляционные упражнения решают задачи снятия напряжения мышц лица, эмоционально раскрепощают ребёнка, готовят певческий аппарат к распеванию.

Главное место уделяю формированию певческих навыков и верному их применению в работе с песней. Дети с первых занятий учатся оценивать пение не только на слух (звук лёгкий, чистый, серебристый или крикливый, носовой, зажатый), но и зрительно (напряжение мышц лица. шеи, плохое открывание рта), следят за мышечными (контроль дыханием, свободным положением корпуса) и вибрационными ощущениями, что особенно трудно даётся дошкольникам в силу слаборазвитого певческого вибрато.

Внедрение нетрадиционных технологий в работе помогли мне построить такую систему работы, которая способствует более полному, интересному «проживанию» ребенком детства. Петь хочет и может практически каждый ребенок, а голос – это именно тот инструмент, который доступен каждому.

Раскрытие этой темы очень актуально и своевременно, т.к. на сегодняшний день она пока не оформлена в систему теоретических и методических разработок; опровергает существующее мнение, что детский голос должен развиваться с 7 лет, хотя вокальные мышцы у дошкольников есть, и они функционируют. Я считаю, что недостаточно разработаны вопросы физиологии строения голосового аппарата дошкольников и отсутствует методическая база по этой проблеме.

В своей работе я придерживаюсь мнения, что своевременное систематическое развитие певческих и творческих способностей детей, базирующееся на современных, нетрадиционных и здоровьесберегающих технологиях музыкально-творческого воспитания приведет к такому результату, когда у каждого ребенка независимо от природных данных будет воспитываться «чуткое музыкальное ухо», совершенствоваться основные певческие навыки и развиваться креативные способности.

             

                                   ТВОРЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЗАДАНИЕ НА СОЧИНЕНИЕ И ИМПРОВИЗАЦИЮ

С. Казанцева

  1. МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЁЖИК

«Ёжик» Г. Виер

С барабаном ходит ёжик:

Бум – бум - бум!

Целый день играет ёжик:

Бум – бум - бум!

С барабаном за плечами…

Бум – бум - бум!

Ёжик в сад забрёл случайно

Бум – бум - бум!

Очень яблоки любил он

Бум – бум - бум!

Барабан в саду забыл он

Бум – бум - бум!

Ночью яблоки срывались:

Бум – бум - бум!

И удары раздавались

Бум – бум - бум!

Ой, как зайчики струхнули!

Бум – бум - бум!

Глаз до зорьки не сомкнули!

 Бум – бум - бум!

а) Какие слова всё время повторялись в стихах? Сколько ударов барабана изображают эти слова?

б) Давайте прочитаем стихотворение вместе, а повторяющиеся слова исполним на барабане (3 удара: правой, левой, правой рукой);

в) Попробуем сыграть громко, тихо, тихо и громко в соответствии тексту;

г) Исполним вместо палочек ладонями рук (шлепки), ведь когда падают яблоки, их звук не похож на удар барабана, он более мягкий;

д) Произнесём шёпотом.

  1. ПО-РАЗНОМУ

     Нарисуйте на листе длинную прямую линию. Равномерно, без толчков и остановок ведите по ней пальчиком и одновременно пропевайте «О» всё время на одной высоте: одинаково, монотонно. Не прерывайте пение до конца линии.

                                                                                                         и.т.д.

 О – О – О – О – О – О – О – О – О – О – О – О – О – О – О – О – О – О  - О - …..

б) Теперь нарисуйте прерывистую линию. Равномерно ведите по ней пальцем и также пропевайте «О», делая перерыва в звучании. Пальчик также равномерно движется по листу.

                 Пауза                  пауза                  и т.д.

  О – О                         О – О                     О – О

в) А теперь нарисуйте линию, состоящую из точек. Быстро дотрагиваясь пальчиком до каждой из них, активно пропевайте: О! О! О!

 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . и т.д.

 О!     О!     О!     О!     О!     О!

Каждый раз мы пели с вами по-разному. В музыке такое пение имеет свое название:

1 способ – протяжно, слитно – «ЛЕГАТО»;

2 способ – отдельно, не связно – «НОН ЛЕГАТО»;

3 способ – отрывисто – «СТАККАТО»

  1. ПОЁМ О СОСНЕ

     Давайте сочиним маленькое стихотворение о сосне.

     Пропойте его разными способами «легато», «нон легато», «стаккато».

Какой способ делает песню выразительное? Давайте соединим их.

Например:

1.

________________________ . . . . . . . ____________________ . . . . . . . . .

      зимой и летом             зе! ле! на!    растёт красавица       со! сна!

2. _______   _______   ___    ____    ___     ____   __ __ __ __     __  _______

     В зи -       мнем       ле    -  су        со -    сне     мечтается       о     весне

  1. НА ВООБРАЖАЕМОЙ ГАРМОШКЕ

Давайте представим, что мы с вами играем на гармошке. Как на ней играют? Давайте поучимся петь громко и тихо с её помощью: когда руки широко раздвинуты – поём «О» громко, в полный голос; Когда руки сдвигаются – убавляем звучание.

  1. ПРОЧТИ ВЫРАЗИТЕЛЬНО

С.Я. Маршак

«Тётя Трот и кошка»

Тётя Трот и кошка

Сели у окошка

Сели рядом вечерком

Поболтать немножко.

Трот спросила:

- Кис-кис-кис!

Ты ловить умеешь крыс?

- Мур, - сказала кошка

Помолчав немножко.

     Правда, ребята, кошка была очень умной? Что она ответила хозяйке: «да», «нет» или «не знаю»? Об этом мы можем только догадываться. А чтоб догадаться было проще, давайте выразительно прочитаем стихи в трех вариантах:

  1. – «Мур» - утвердительно – да.
  2. – «Мур» - отрицательно – нет.
  3. – «Мур» - неопределенно – не знаю

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Май 2018 год. Консультация для педагогов МДОУ детский сад «Сказка» на тему: «Помощь «трудным семьям»

Цель: дать понять ребенку, что он личность, имеющий право на понимание, способный совершенствоваться, обладающий индивидуальными ценностями (семья, близкие люди, увлечения)....

Консультация для педагогов МДОУ "Формы взаимодействия ДОУ с семьей"

Консультация для педагогов МДОУ "Формы взаимодействия ДОУ с семьей"...

Консультация для педагогов МДОУ «Игра, как средство эколого-эстетического воспитания детей»

Консультация для педагогов МДОУ «Игра, как средство эколого-эстетического воспитания детей»...

Консультация для педагогов МДОУ «Об охране детского голоса при обучении пению»

Консультация для педагогов МДОУ «Об охране детского голоса  при обучении пению»...

ООД во 2 младшей группе по познавательно-исследовательской деятельности с использованием инновационных игровых технологий «Белой пеной пенится, Руки мыть не ленится»

познакомить детей с мылом разной формы, цвета, величины;-закрепить знание детей о разных фигурах, о количестве предметов (много - мало);-развивать у детей интерес к обследованию предмета (мыло);-расши...

ООД во 2 младшей группе по познавательно-исследовательской деятельности с использованием инновационных игровых технологий «Белой пеной пенится, Руки мыть не ленится»

Программное содержание:-познакомить детей с мылом разной формы, цвета, величины;-закрепить знание детей о разных фигурах, о количестве предметов (много - мало);-развивать у детей интерес к обследовани...