Консультация для педагогов МДОУ «Игра, как средство эколого-эстетического воспитания детей»
консультация

Белова Мария Николаевна

Консультация для педагогов МДОУ «Игра, как средство эколого-эстетического воспитания детей»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_igra_priroda_kopirovanie_nxpowerlite.pptx2.95 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов ДОУ « Игра , как средство эколого-эстетического воспитания детей » Подготовила: воспитатель первой квалификационной категории БЕЛОВА МАРИЯ НИКОЛАЕВНА январь 2019г . МДОУ – ДС №9 « ТОПОЛЁК» , отделении №2, р.п . Решетниково, Клинский район , Московская область

Слайд 2

«Мир, окружающий ребёнка, – это прежде всего Мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума» В. Сухомлинский

Слайд 3

Использование игры как средства эколого-эстетического воспитания де­тей важно по целому ряду причин : она дает возможность развивать по­знавательные способности и речь ре­бенка, способствует становлению лич­ности, сохранению здоровья, а кроме того, соответствует потребностям детей в общении, познании и движении, по­этому она должна быть так же широко использована в экологическом воспита­нии, как и в других его направлениях;

Слайд 4

игра доставляет радость ребенку, по­этому познание природы и общение с ней, проходящие на фоне игры, будут особенно эффективны; игра создает оп­тимальные условия для воспитания и обучения; экологические знания, полученные в игре и вызвавшие эмо­циональную реакцию у детей, лучше войдут в их самостоя­тельную игровую деятельность, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сторону личности ребенка.

Слайд 5

все игровые действия предусматри­вают психологическую защищенность ребенка, его эмоциональный комфорт; в игровой комплекс включаются игры на развитие разных анали­заторских систем (слух, зрение, осязание, обоняние и др.); Таким образом, обучающие экологические игры являются од­ним из средств формирования самостоятельной игровой деятель­ности .

Слайд 6

В работе по экологическому воспитанию детей важным яв­ляется использование разных видов игр, в которых присутст­вовала бы активная, экологически направленная или разви­вающая в соответствии с поставленными воспитательными задачами деятельность.

Слайд 7

На таких занятиях прежде всего необходимо уделять вни­мание следующим вопросам: формированию понимания самоценности природы; осознанию ребенком себя как части природы; воспитанию уважительного отношения ко всем без исключения видам животных и растений вне зависимости от личных симпа­тий и антипатий; формированию эмоционально-положительного отношения к ок­ружающему миру, умению видеть его красоту и неповторимость; .

Слайд 8

пониманию того, что человек не должен уничтожать то, чего не может создать формированию у детей желания сохранить окружающую среду, осознанию ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды; усвоению основ экологической безопасности; усвоению первоначальных сведений о рациональном использо­вании воды, энергии в быту; формированию навыков экологически грамотного и безопасно­го поведения в повседневной жизни.

Слайд 9

При проведении занятий по экологическому воспитанию де­тей могут применяться игровые обучающие ситуации, построенные с привлечением игрушек-аналогов , изображающих различные объ­екты природы — растений и животных. Такие игры используются для формирования у детей представления об отличии живого существа от предмета (игрушки), о специфике живого и не­живого мира и возможных действий с ним. Построение игровых обу­чающих ситуаций с игрушками-аналогами сводится к сопоставлению живого объекта с игрушечным изображением по самым разным кри­териям: внешнему облику, условиям жизни, способу поведения и способу взаимодействия с ним .

Слайд 10

На занятии, цель которого — закрепление представления детей о том, что лес — это сообщество разных растений и животных, о при­способленности жизни зверей в лесу, создается игровая ситуация, в ходе которой персонажи рассказывают про лес и условия жизни в нем. С целью расширить представления детей о лесе, о том, как ди­кие животные проводят зиму в лесу, используется игровая си­туация "Школа мудрой совы ".

Слайд 11

Интересны игро­вые обучающие ситуа­ции с использованием литературных персона­жей и вымышленных ге­роев. В данном случае используются персона­жи хорошо известных детям сказок и расска­зов (Буратино, Незнай­ка, Карлсон , Винни-Пух и др.). При создании иг­ровых ситуаций нужно опираться на типичное поведение персонажей, как бы продолжая их жизнь в привычных ус­ловиях: Красная Шапочка идет через лес к ба­бушке, по дороге она встречает разных зверей, собирает ле­карственные расте­ния, находит неизвестную ей ягоду и приносит детям, что позволяет развернуть беседу о ягодах ; Карлсон — шалун и любит поесть сладкое. Целью занятия, на ко­тором используется этот персонаж, является уточнение и расши­рение представления детей о луге как сообществе светолюбивых травянистых растений, цветки которых дают пищу для много­численных насекомых, в т. ч. пчел, собирающих нектар — цве­точный сок — и перерабатывающих его в мед. В данном случае используется игровая ситуация " Карлсон идет на луг за медом". При изучении комнатных растений, воспитания бе­режного отношения к ним используется игровая обучающая ситуа­ция " Карслон устраивает беспорядок среди комнатных растений», Айболит — доктор, который лечит зверей, но может лечить и рас­тения, проводит их профилактические осмотры.

Слайд 12

Большой интерес у детей вызывают занятия, на которых происхо­дят встречи с Лесовичком , хорошо знаю­щим лес, всех его обитателей. Встречи с Лесовичком могут проходить в разное время года и способствуют расширению у детей знаний и представлений об особенностях разных видов деревьев, о первых весенних цветах (садовых и полевых), взаи­мосвязи растений с окружающей средой (вода, почва, животные, солнце), зависи­мости их жизни от окружающей среды; расширению знаний о многообразии на­секомых, роли окраски в их жизни; фор­мированию эмоционально-положитель­ного, бережного отношения к растениям, насекомым, животным, умению видеть их красоту и неповторимость; знать их роль в природе и в жизни человека.

Слайд 13

Данные герои являются средством, обеспечивающим решение ди­дактических задач, способствуют активизации познавательной дея­тельности детей. Например, герои попадают в ходе занятий в такие ситуации, когда им необходимы знания и помощь детей. Они строят нелепые предположения, задают глупые вопросы, проявляя полную неосведомленность в событиях. Такие приемы особенно хороши тем, что дети меняют свою позицию в обучении и превращаются из обучае­мых в обучающих, становясь "над" этими героями. Такое соотношение заметно придает детям уверенности в ответах. Они приобретают авто­ритет в своих собственных глазах.

Слайд 14

Проведение вышеназванных игровых обучающих ситуаций пока­зывает, что дети легко включаются в игровые диалоги с персонажами сказок, вымышленными героями, что положительно влияет на их личностные проявления: развивает способность принимать позицию другого, вести диалог, сочувствовать и сопереживать

Слайд 15

Традиционным для детей является сюжет игры в путешествия. В каждом конкретном случае сюжет игры продумывается таким об­разом, что дети посещают новые места, знакомятся с новыми явления­ми и объектами в роли путешественников, экскурсантов, туристов, посетителей и т. д. В рамках ролевого поведения дети слушают поясне­ния, "фотографируют", рассуждают. Важным является то, что игры-путешествия — это единственный вид игры, сюжет и роли которой допускают прямое обучение детей, передачу им новых знаний

Слайд 16

С целью сформировать у детей интерес к жизни лесных животных и растений, особенностям их приспособленности к лесному образу оби­тания, воспитать у детей умение правильно вести себя в лесу и береж­но относиться к природе можно провести игру-путешествие "Прогул­ка в лес". В ходе игры дети встречают разных животных, насекомых, рассматривают растения, помогают убрать мусор на лесной полянке. В течение всего занятия обращают особое внимание на необходимость быть осторожными, чтобы не наступить на муравьев и не помять цве­ты, быть внимательными, чтобы услышать голоса обитателей леса (пе­ние птиц, жужжание пчелы).

Слайд 17

. Самое активное участие дети принимают в подготовке игры-путешест­вия "Посещение зоопарка". В данном случае дети могут принести в груп­пу игрушки, изображающие различных животных, построить из конст­рукторов и пластилина клетки и загоны для них, соорудить пруд с оградой для водоплавающих птиц. Вместе с родителями дома дети могут подгото­вить небольшие рассказы — каждый о своем животном (что животные едят, какие у них повадки, характер). В ходе игры дети узнают о живот­ных, которые помещены в Красную книгу и охраняются государством: о белом медведе, уссурийском тигре, снежном барсе и др.; о том, где в при­роде живут эти животные, почему их стало мало и как их охраняют

Слайд 18

Таким образом, на фоне положительных эмоций, вызванных игро­выми мотивами, дети получают новые знания о природе, и происхо­дит формирование осознанно-положительного отношения к ней .

Слайд 19

Спасибо за внимание! « Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал». В.А.Сухомлински й


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Дидактическая игра как средство развития самоконтроля для детей дошкольного возраста»

В статье представлены подходы к организации дидактических игр в условиях дошкольного образовательного учреждения. Описаны структурные составляющие дидактической игры как средства развития самоконтроля...

Консультация для педагогов: " Народные игры, как средство духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста"

Народные игры как часть традиционной культуры каждого народа всегда занимали значимое место в социализации ребенка, они являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался о...

Консультация для педагогов "Дидактические игры, как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста"

Дидактическая игра-игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способнос...