Мои программы
рабочая программа (средняя, старшая, подготовительная группа)

Дубенская Олеся Александровна

Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы  для детей среднего, старшего и подготовительного дошкольного возраста. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА  ДЕТСКИЙ САД № 124

         

Дополнительная общеразвивающая программа

 вокально-хорового кружка «Матрешки»

для воспитанников МАДОУ д/с №124

Объем программы: 34 часа

Возраст детей: 4-5 лет

Срок реализации программы: 1 год

Разработчик:

                                                                               Дубенская О.А.,

 Музыкальный руководитель МАДОУ д/с №124

Калининград, 2020

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Учебно-тематический план программы
  3. Методическое обеспечение программы
  4. Материально-техническое обеспечение программы
  5. Список используемой литературы
  6. Содержание программы

 Пояснительная записка

   Направленность дополнительной образовательной программы

   Пение – один из любимых видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития воспитанников, слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того, успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем мире, речь, ребенок учится взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.

   Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению в ДОУ, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов.

Данная программа направлена на развитие у воспитанников ДОУ вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.

Программа разработана на основе программы  по  музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки»  (авторы И.Каплунова, И.Новоскольцева); Программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Музыкальные шедевры», Автор О. П. Радынова, и учебному пособию «Учим детей петь», автор С.И. Мерзлякова.

 Новизна программы 

Новизна программы вокального кружка «Матрешки» заключается в следующем: программа имеет интегрированный характер и основана на модульной технологии обучения, которая позволяет по мере необходимости варьировать образовательный процесс, конкретизировать и структурировать ее содержание, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. А также предоставляет возможность для развития творческих способностей обучающихся. В образовательном процессе программы используются инновационные технологии: групповой деятельности, личностно- ориентированные на игровые технологии.

Актуальность предлагаемой образовательной программы заключается в художественно-эстетическом развитии обучающихся, приобщении их к классической, народной и эстрадной музыке, раскрытии в детях разносторонних способностей.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия вокалом развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние детей.  

        

Цели и задачи реализации Программы по дополнительному образованию

Цель программы: сделать процесс обучения детей пению увлекательным и радостным, развивать певческие способности детей в условиях дополнительного образования детей в ДОУ, используя здоровьесберегающие и игровые технологии,

- развитие певческих способностей через организацию хорового и индивидуального   пения.

 – формирование эстетической культуры дошкольника;

- развитие эмоционально-выразительного исполнения песен;

- становление певческого дыхания, правильного звукообразования, четкости дикции.

        

Задачи: 

Воспитательные 

• Воспитывать нравственно-коммуникативные качества личности дошкольника;

• Формировать музыкальную культуру;

• Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Развивающие 

• Развивать музыкально-эстетический вкус;

• Развивать певческий голос и вокально-слуховую координацию, используя игровые методы и здоровьесберегающие технологии;

• Расширять диапазон певческого голоса;

• Развивать звуковую культуру речи, умственные способности.

Обучающие 

• Обучить навыкам бережного отношения к своему здоровью, охране голоса;

• Углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;  

          • Обучить детей вокальным навыкам;

          • Привить навыки сценического поведения.

         Оздоровительные

          • Укреплять физическое и психическое здоровье через здоровьесберегающие технологии;

          • Формировать правильную осанку.

Цель и задачи решаются на основе песенного репертуара, применения соответствующих технологий, методов и приёмов обучения.

   

    Программа вокально-хорового кружка «Матрешки» рассчитана на проведение работы с детьми в возрасте 4 – 5лет на 1 год обучения. Предполагается 34 занятия в год. Занятия проводятся со второй половины сентября по май включительно, один раз в неделю во второй половине дня с группой детей до 15 человек.

  Продолжительность занятия 20 минут.

Формы и методы по реализации основных задач Программы

 • Коллективная работа;

• Индивидуальная работа;

• Беседа;

• Распевание по голосам;

• Упражнения, формирующие правильную певческую осанку;

 • Дыхательная звуковая гимнастика;

• Артикуляционные упражнения;

 • Музыкально-дидактические игры и упражнения;

• Концертные выступления;

• Участие в творческих конкурсах различного уровня.

Структура непосредственно-образовательной деятельности

• Музыкально-коммуникативная игра-приветствие

• Музыкотерапия

• Музыкально-дидактические игры

• Распевание (подготовка голосового аппарата ребёнка к разучиванию и исполнению вокальных произведений)

• Работа над разучиванием песенного репертуара (работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками)

 • Песенное творчество

   Ожидаемый результат

Воспитанники ДОУ имеют опыт восприятия песен разного характера, проявляют устойчивый интерес к вокальному искусству. Поют естественным голосом, протяжно. Умеют правильно передавать мелодию в пределах ре-до2 октавы, чисто интонируют. Различают звуки по высоте, слышат движение мелодии, поступенное и скачкообразное. Точно воспроизводят и передают ритмический рисунок. Умеют контролировать слухом качество пения. Выработана певческая установка. Могут петь без музыкального сопровождения.

Дети ДОУ проявляют интерес к вокальному искусству. Умеют петь естественным голосом, без напряжения, протяжно. Внятно произносят слова, понимая их смысл, правильно пропевают гласные в словах и правильно произносят окончания слов. Могут петь без помощи руководителя. Проявляют активность в песенном творчестве; поют дружно не отставая и не опережая друг друга.

Методическое и материально-техническое обеспечение Программы

 Для успешной реализации данной Программы необходимо материально-техническое обеспечение:

1. Звукоизолированное помещение - музыкальный зал;

2. Материально-техническое оснащение (ТСО):

фортепиано, музыкальный центр, компьютер, мультимедийное оборудование, микрофоны, CD-диски;

3. Наличие музыкальной литературы для педагога: методическая, учебная, познавательная;

4. Наличие наглядно-дидактического обеспечения: портреты композиторов, иллюстрации, музыкально-дидактические игры и пособия, детские музыкальные инструменты;

5. Соблюдение техники безопасности;

6. Сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста.

Список методической литературы

  1. Истомина С.М. «Жар-птица творчества» Учебно-методическое пособие для учителей музыки, руководителей музыкальных студий, музыкальных воспитателей. Тюмень, 2013
  2. Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», Санкт - Петербург, 2010.
  3. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
  4. Костина Э.П. Камертон. Программа музыкального образования для детей раннего и дошкольного возраста. М. Просвещение, 2004г.

Практические пособия

  1. Зимина А. Н. «Народные игры с пением» М., 2000
  2. Костина Э.П. «Музыкально-дидактические игры для формирования и развития музыкального слуха детей: звуковысотного, ритмического, тембрового, динамического» Ростов – на – Дону, 2010
  3. Мерзлякова С.И. «Учим петь детей 4-5 лет» М., 2015

Дополнительная литература

  1. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. М. Музыка, 1997г.
  2. Орлова Т. М. Бекина С.И. Учите детей петь. М. Просвещение, 1986г.
  3. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М. Просвещение, 1984г
  4. Шереметьев В.А. Пение, воспитание детей в хоре. М. Музыка, 1990г.

Содержание программы

Программное содержание

Средства и методы реализации

Длительность занятия

Источник

Примечание

1

Знакомство с песней «Мухоморчик» Н.Б. Караваевой.

Развитие вокально-слуховой координации.

Дыхательная гимнастика «Бабочка»,

Логоритмическая распевка «Осень пришла»,

Физкультминутка «Лесные зверята»

20 мин

Ж-л «Колокольчик» № 39, 2007

2

Интонационная работа над песней «Мухоморчик» Н.Б. Караваевой,

Знакомство с песней «Дождик» М. Парцхаладзе,

Прослушивание песни «Матрешки» Л. Олифировой.

Формирование правильной осанки, Развитие звуковой культуры речи.

Дыхательная гимнастика «Насос»,

Логоритмическая распевка «Осень пришла», «Гуси»

Физкультминутка «Лесные зверята»

20 мин

Ж-л «Колокольчик» № 39, 2007, Н. Н. Алпарова «Музыкально-игровой материал для дошкольников. Осень золотая» ч.1 Москва 2000

3

 Интонационная работа над песней «Дождик» М. Парцхаладзе, исполнение песни с движениями,

Прослушивание заклички «Осень, осень»,

Углубление знания детей в области народной музыки, воспитание эмоциональной отзывчивости

Дыхательная гимнастика «Насос», «Воздушный шарик»,

Логоритмическая распевка «Осень пришла», «Гуси»

Игра «Ритмическое эхо»

20 мин

Ж-л «Гусельки» вып.84 М., 1988

4

Знакомство с песней «Осень золотистая» В. Иванникова,

Знакомство с польской народной игрой «На мельнице»

Прослушивание песни – загадки «Огурцы» И. Арсеева

Укрепление физического здоовья в игровой форме, развитие музыкального вкуса.

Дыхательная гимнастика «Ладошка», «Цветочек»,

Логоритмическая распевка «Осень пришла», «Качели»

Игра «Ритмическое эхо»

20 мин

Ж-л «Гусельки» вып.50 М., 1977, № 18 М.,1972

5

Интонационная работа над песней «Осень золотистая» В. Иванникова,

Повторение польская народной игры «На мельнице»

Разучивание песни - загадки «Огурцы» И. Арсеева

Развитие звуковой культуры речи,

Расширение певческого диапазона

Дыхательная гимнастика «Ладошка», «Цветочек»,

Логоритмическая распевка «Осень пришла», «Качели»

Игра «Ритмическое эхо»

20 мин

Ж-л «Гусельки вып.50 М., 1977  и вып. 54, М., 1977

6

Исполнение с движениями песни «Осень золотистая» В. Иванникова,

Знакомство с русской народной игрой «Горелки»,

Прослушивание песни «Репка» И. Арсеева

Углубление знания детей в области народной музыки, воспитание эмоциональной отзывчивости,

Прививание навыков сценического поведения

Дыхательная гимнастика «Ладошка», «Цветочек»,

Логоритмическая распевка «Лесенка», «Качели»,

Музыкально-ритмическая игра «Дорожка»

20 мин

Ж-л «Гусельки вып. 54, М., 1977, №84 - 1988

Г. Науменко «Дождик, дождик, перестань» рус. нар. детское музыкальное твор-во М., 1988

7

Знакомство с фольклорными колыбельными «Баю, баюшки, баю», «Пошел котик во лесок»,

Разучивание русской народной игры «Горелки»,

Интонационно-ритмическая работа над песней «Репка» И. Арсеева

Углубление знания детей в области народной музыки, развитие музыкально-эстетического вкуса

Дыхательная гимнастика «Маятник», «Гуси летят»

Приговорки - распевки «Божья коровка!», «Улитка, улитка»

Музыкально-ритмическая игра «Дорожка»

20 мин

8

Повторение песен - загадок «Огурцы» и «Репка»

Повторение игры «На мельнице»,

Исполнение песни с движениеями «Осень золотистая» В. Иванникова

Развитие звуковой культуры речи,

Расширение певческого диапазона, обучение детей вокальным навыкам.

Дыхательная гимнастика «Маятник», «Гуси летят»

Приговорки - распевки «Божья коровка!», «Улитка, улитка»

Музыкально-ритмическая игра «Дорожка»

20 мин

Ж-л «Гусельки» 76 М., 1985

9

Знакомство с песней «Праздник Новый год» В. Астровой,

Повторение игры «Горелки»,

Прослушивание фольклорных колыбельных «Баю, баюшки, баю», «Пошел котик во лесок»

Углубление знания детей в области народной музыки, развитие музыкально-эстетического вкуса,

Расширение диапазона певческого голоса.

Дыхательная гимнастика «Маятник», «Гуси летят»

Логоритмическая распевка «Лесенка», «Качели»

Музыкально – ритмическая игра «Погуляем»

20 мин

Ж-л «Гусельки» 87 М., 1989

10

Прослушивание песен  «Новогодняя полька» Е. Туманян,

«Новогодняя» Л. Когана,

Интонационно-ритмическая работа над песней «Праздник Новый год» В. Астровой

Развитие звуковой культуры речи,

Расширение певческого диапазона, обучение детей вокальным навыкам.

Дыхательная гимнастика «Дровосек», «Мельница»

Логоритмическая распевка «Лесенка», «Качели»

Музыкально – ритмическая игра «Погуляем»

20 мин

Г. Науменко «Дождик, дождик, перестань» рус. нар. детское музыкальное твор-во М., 1988,

Ж-л «Гусельки» 46 М., 1976, 18, 1972

11

Интонационно-ритмическая работа над песней «Новогодняя полька» Е. Туманян,

Прослушивание песни «Кто там спрятался в лесу?» Д. Львов – Компанеец,

Исполнение песни с движениями  «Праздник Новый год» В. Астровой.

Развитие звуковой культуры речи,

Расширение певческого диапазона.

Дыхательная гимнастика «Дровосек», «Мельница»

Логоритмическая распевка «Колобок», «Гуси»,

Музыкально – ритмическая игра «Погуляем»

20 мин

Сборник «Всегда найдется дело для умелых рук» М. Музыка 1976

Ж-л «Гусельки» №2 М., 1969

12

Работа над движениями в песне «Новогодняя полька» Е. Туманян,

Хоровод «Кто там спрятался в лесу?» Д. Львов – Компанеец

Прививание навыков сценического поведения,

Воспитание эмоциональной отзывчивости

Дыхательная гимнастика «Дровосек», «Мельница»

Логоритмическая распевка «Колобок», «Лошадки»,

Музыкально-ритмическая игра «Мишка»

20 мин

13

Прослушивание песни «Кискино горе» В. Жубинской,

Знакомство с песней «Неваляшки» З. Левиной,

Повторение песен «Новогодняя полька», «Праздник Новый год»

Прививание навыков сценического поведения,

Воспитание эмоциональной отзывчивости

Дыхательная гимнастика «Насос»,

Логоритмическая распевка «Овечка», «Лошадки»,

Музыкально-ритмическая игра «Мишка»

20 мин

Ж-л «Гусельки» 90 М., 1991, №2 М., 1969

14

Прослушивание песен  на стихи А. Барто «Кораблик»,

Знакомство с  польской народной  песней в обработке Б. Снеткова «Снежинки».

развитие музыкально-эстетического вкуса,

Расширение диапазона певческого голоса.

Дыхательная гимнастика «Насос», «Воздушный шар»

Логоритмическая распевка «Овечка»,

Музыкально-ритмическая игра «Мишка»

20 мин

Ж-л «Гусельки» 21 М., 1973, №88 М., 1989, №82 - 1987

15

Знакомство с колядками «Коляда, коляда», «Сею вею, посеваю»

Прослушивание песни на стихи А. Барто «Зайка»,

Интонационная работа над песней «Снежинки» Б. Снеткова.

Углубление знания детей в области народной музыки, развитие музыкально-эстетического вкуса,

Расширение диапазона певческого голоса.

Дыхательная гимнастика «Насос», «Воздушный шар»

Логоритмическая распевка «Игра»

Музыкально-дидактическая игра «Паровоз»

20 мин

Г. Науменко «Дождик, дождик, перестань» рус. нар. детское музыкальное твор-во М., 1988

Ж-л «Гусельки» 89 М., 1990

16

Прослушивание песни на стихи А. Барто «Синица»,

Знакомство с песней «Испекла лиса пирог» В. Иванникова

Обучение детей вокальным навыкам,

Развитие вокально-слуховой координации,

Формирование музыкальной культуры.

Дыхательная гимнастика «Насос», «Воздушный шар»

Логоритмическая распевка «Игра»,

Музыкально-дидактическая игра «Паровоз»

20 мин

Ж-л «Гусельки» 86 М., 1989

17

Прослушивание песни на стихи А. Барто «Любочка»,

Интонационная работа над песней «Испекла лиса пирог» В. Иванникова

Повторение игры «Горелки»

Укрепление физического здоровья,

Обучение навыкам бережного отношения к своему голосовому аппарату.

Дыхательная гимнастика «Сердитый ежик», «Лягушонок»,

Логоритмическая распевка «Игра»,

Музыкально-дидактическая игра «Паровоз»

20 мин

18

Прослушивание песни на стихи А. Барто «Помощница»,

Прослушивание шуточной песни «Я хрю-хрюшка» А. Абрамова

Работа над ритмическими движениями в песне  «Испекла лиса пирог» В. Иванникова

развитие музыкально-эстетического вкуса,

Расширение диапазона певческого голоса.

Дыхательная гимнастика «Сердитый ежик», «Лягушонок»,

Логоритмическая распевка «Лиса»,

Музыкально-дидактическая игра «Утята»

20 мин

Ж-л «Гусельки» 88 М., 1989, №85 - 1988

19

Прослушивание песни на стихи А. Барто «Башмаки»,

Интонационная работа над песней «Я хрю-хрюшка» А. Абрамова,

Обучение детей вокальным навыкам,

Развитие вокально-слуховой координации,

Формирование музыкальной культуры.

Дыхательная гимнастика «Сердитый ежик», «Лягушонок»,

Логоритмическая распевка «Лиса»,

Музыкально-дидактическая игра «Утята»

20 мин

20

Знакомство с потешным фольклором – прибаутками и небылицами «Лиса лычки драла»,

Прослушивание песни «Песенка Красной шапочки» А. Рыбникова,

Углубление знания детей в области народной музыки, развитие музыкально-эстетического вкуса,

Расширение диапазона певческого голоса.

Дыхательная гимнастика «Воздушный шар», «Ветер»,

Логоритмическая распевка «Лиса»,

Музыкально-дидактическая игра «Утята»

20 мин

Г. Науменко «Дождик, дождик, перестань» рус. нар. детское музыкальное твор-во М., 1988,

Ж-л «Гусельки» 84 М., 1988

21

Знакомство с прибаутками и небылицами «Как у наших у ворот», «Два жадных медвежонка»,

Интонационная работа в прибаутке «Лиса лычки драла»

Углубление знания детей в области народной музыки,

Расширение диапазона певческого голоса.

Дыхательная гимнастика «Воздушный шар», «Ветер»,

Логоритмическая распевка «Гном», «Утята»

Музыкально-ритмическая игра «Едет мышка на ежах»

20 мин

Ж-л «Гусельки» 4 М., 1969

22

Прослушивание «Широкая масленица», Масленица-полизуха»,

Интонационная работа в прибаутке «Лиса лычки драла», «Как у наших у ворот», «Два жадных медвежонка».

Воспитание коммуникативных навыков дошкольников,

Обучение детей вокальным навыкам.

Дыхательная гимнастика «Воздушный шар», «Ветер»,

Логоритмическая распевка «Гном», «Утята»,

Музыкально-ритмическая игра «Едет мышка на ежах»

20 мин

23

Знакомство с русской народной песней в обработке А. Попатенко

«Теремок»

Исполнение песни с движениями «Как у наших у ворот».

  Углубление знания детей в области народной музыки,

Прививание навыков сценического поведения,

Развитие звуковой культуры речи.

Дыхательная гимнастика «Воздушный шар», «Ветер»,

Логоритмическая распевка «Коза»,

Музыкально-ритмическая игра «Едет мышка на ежах»

20 мин

Сборник «А мы просо сеяли» вып.1, М. 1978

24

Интонационная работа над песней «Теремок»

Прослушивание песни на стихи К. Чуковского «Свинки»,

Прослушивание песни «Песенка Колобка» Л. Маковской

Формирование музыкальной культуры,

Развитие  певческого голоса,

Развитие звуковой культуры речи.

Дыхательная гимнастика «Воздушный шар», «Ветер»,

Логоритмическая распевка «Гном», «Утята»,

Музыкально-ритмическая игра «Тук-тук»

20 мин

Ж-л «Гусельки» №18 М., 1972, №88 -1989, №84 - 1988

25

Театрализация песни «Теремок»,

Прослушивание  песни на стихи К. Чуковского «Дженни»,

Прослушивание песни «Песенка Колобка» Л. Маковской.

Прививание навыков сценического поведения,

Развитие звуковой культуры речи,

Расширение диапазона певческого голоса.

Дыхательная гимнастика «Воздушный шар», «Ветер»,

Логоритмическая распевка «Гном», «Утята»,

Музыкально-ритмическая игра «Тук-тук»

20 мин

26

Знакомство с игровым фольклором. Считалки «Баба сеяла горох», «Сидел Фома на лавочке»,

Продолжение работы над песней «Теремок».

  Углубление знания детей в области народной музыки,

Прививание навыков сценического поведения,

Развитие звуковой культуры речи.

Дыхательная гимнастика «Веселая пчелка», «В лесу»,

Логоритмическая распевка «Коза»,

Музыкально-ритмическая игра «Тук-тук»

20 мин

Ж-л «Гусельки» №84 - 1988

27

Знакомство со считалки «Тики тики тики таки», «Таты-баты»,

Интонационная работа над считалками «Баба сеяла горох», «Сидел Фома на лавочке»,

  Углубление знания детей в области народной музыки,

Развитие музыкально-эстетического вкуса.

Дыхательная гимнастика «Веселая пчелка», «В лесу»,

Логоритмическая распевка «Коза»,

Музыкально-ритмическая игра «Яблонька»

20 мин

28

Знакомство с русской народной песней в обработке В. Агафонникова «А мы просо сеяли, сеяли»,

Прослушивание песни «Золотая ромашка» Е. Кожевниковой

Углубление знания детей в области народной музыки,

Развитие звуковой культуры речи.

Дыхательная гимнастика «Веселая пчелка», «В лесу»,

Приговорки - распевки «Божия коровочка!», «Ванька-встанька»,

Музыкально-ритмическая игра «Яблонька»

20 мин

Сборник «А мы просо сеяли» вып. 1, М. 1978

Ж-л «Гусельки» 83 М., 1987

29

Прослушивание песни«От носика до хвостика» М. Парцхаладзе,

Интонационная работа над песней «А мы просо сеяли, сеяли»

Расширение диапазона певческого голоса,

Воспитание эмоциональной отзывчивости.

Дыхательная гимнастика «Сердитый ежик», «Лягушонок»,

Приговорки - распевки «Божия коровочка!», «Ванька-встанька»,

Музыкально-ритмическая игра «Яблонька»

20 мин

Сборник «Начинается зарядка» М., Музыка 1983

30

Прослушивание песен «Колокольчики» В. Жубинской,

«Победа» Р. Габичвадзе

Работа над ритмическими движениями в песне «А мы просо сеяли, сеяли»

Формирование музыкальной культуры,

Развитие  певческого голоса,

Развитие звуковой культуры речи.

Дыхательная гимнастика «Сердитый ежик», «Лягушонок»,

Приговорки - распевки «Бабочка-лена», «Бабка-коробка»,

Физкультминутка «Лесные зверята»

20 мин

Ж-л «Гусельки» 89 М., 1990, №83-1987, №81

31

Знакомство с русской народной песней в обработке М. Иорданского «Как пошли наши подружки»,

Прослушивание песни «Дождь пойдет по улице» В. Шаинского

Углубление знания детей в области народной музыки,

Воспитание эмоциональной отзывчивости.

Дыхательная гимнастика «Сердитый ежик», «Лягушонок»,

Приговорки - распевки «Бабочка-лена», «Бабка-коробка»,

Физкультминутка «Лесные зверята»

20 мин

32

Интонационная работа «Как пошли наши подружки» русская народная песня в обработке М. Иорданского,

Повторение считалок «Баба сеяла горох», «Сидел Фома на лавочке».

Развитие звуковой культуры речи,

Расширение диапазона певческого голоса,

Воспитание коммуникативных качеств.

Дыхательная гимнастика «Ладошка», «Цветочек»,

Приговорки - распевки «Божья коровка!», «Улитка, улитка»,

Игра «Ритмическое эхо»

20 мин

Сборник «А мы просо сеяли» вып.1,  М. 1978

33

Работа над ритмическими движениями «Как пошли наши подружки» русская народная песня в обработке М. Иорданского,

Повторение игр «На мельнице», «Горелки».

Воспитание коммуникативных качеств,

Формирование правильной осанки.

Дыхательная гимнастика «Ладошка», «Цветочек»,

Приговорки - распевки «Божья коровка!», «Улитка, улитка»,

Игра «Ритмическое эхо»

20 мин

34

Повторение песен «А мы просо сеяли, сеяли», «Как пошли наши подружки» Прослушивание песни «Матрешки» Л. Олифировой.

Воспитание эмоциональной отзывчивости,

Прививание навыков сценического поведения.

Дыхательная гимнастика «Ладошка», «Цветочек»,

Приговорки - распевки «Бабочка-лена», «Бабка-коробка»,

Игра «Ритмическое эхо»

20 мин

№ п/п

Тема

Количество минут

всего

теория

практика

1-2

Песня «Мухоморчик» Н.Б. Караваевой,

«Матрешки» Л. Олифирова

Знакомство с песней «Дождик» М. Парцхаладзе.

40

15

25

3

Песня «Дождик» М. Парцхаладзе.

20

10

10

4-6

Песня «Осень золотистая» В. Иванникова,

Знакомство с польской народной игрой «На мельнице»

Прослушивание песни – загадки «Огурцы» И. Арсеева

Знакомство с русской народной игрой «Горелки»,

Прослушивание песни «Репка» И. Арсеева

60

25

35

7-8

Знакомство с фольклорными колыбельными «Баю, баюшки, баю», «Пошел котик во лесок»,

Разучивание русской народной игры «Горелки»,

Интонационно-ритмическая работа над песней «Репка» И. Арсеева

40

15

25

9-10

Знакомство с песней «Праздник Новый год» В. Астровой,

Повторение игры «Горелки»,

Прослушивание фольклорных колыбельных «Баю, баюшки, баю», «Пошел котик во лесок»

40

15

25

11-13

Интонационно-ритмическая работа над песней «Новогодняя полька» Е. Туманян,

Прослушивание песни «Кто там спрятался в лесу?» Д. Львов – Компанеец,

Прослушивание песни «Кискино горе» В. Жубинской,

Знакомство с песней «Неваляшки» З. Левиной.

60

20

40

14-15

Прослушивание песен  на стихи А. Барто «Кораблик»,

Знакомство с  польской народной  песней в обработке Б. Снеткова «Снежинки».

40

15

25

16-18

Прослушивание песни на стихи А. Барто «Синица», «Любочка», «Помощница»

Знакомство с песней «Испекла лиса пирог» В. Иванникова,

Прослушивание шуточной песни «Я хрю-хрюшка» А. Абрамова

60

25

35

19

Прослушивание песни на стихи А. Барто «Башмаки»,

Интонационная работа над песней «Я хрю-хрюшка» А. Абрамова

20

7

13

20- 22

Знакомство с потешным фольклором – прибаутками и небылицами «Лиса лычки драла»,

Прослушивание песни «Песенка Красной шапочки» А. Рыбникова

60

20

40

23-25

Знакомство с русской народной песней в обработке А. Попатенко

«Теремок»

Исполнение песни с движениями «Как у наших у ворот».

60

25

35

26-27

Считалки «Баба сеяла горох», «Сидел Фома на лавочке», «Тики тики тики таки», «Таты-баты»

40

15

25

28-30

Знакомство с русской народной песней в обработке В. Агафонникова «А мы просо сеяли, сеяли»,

Прослушивание песни «Золотая ромашка» Е. Кожевниковой

60

20

40

31-33

Знакомство с русской народной песней в обработке М. Иорданского «Как пошли наши подружки»,

Прослушивание песни «Дождь пойдет по улице» В. Шаинского,

Повторение игр «На мельнице», «Горелки».

60

20

40

34

Повторение песен «А мы просо сеяли, сеяли», «Как пошли наши подружки» Прослушивание песни «Матрешки» Л. Олифировой.

20

5

15

                                         



Предварительный просмотр:

Принята на заседании РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

администрации городского округа «Город Калининград»

Комитет по образованию

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Калининграда центр развития ребенка- детский сад № 130

г. Калининград, ул. Батальная, 71А, тел/факс: (4012) 39-58-56

Email: ds130@edu.klgd.ru

«УТВЕРЖДАЮ»

Заведующий МАДОУ ЦРР д/с № 130

_________________Александрова В.Г.

Пр. № ____-О от «__» _______ 20 21 г

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка

«Музыкальный театр Буратино»

Возраст обучающихся: 4 - 5 лет

Срок реализации: 1 год

        Разработчик:  

Музыкальный руководитель

МАДОУ ЦРР д/с № 130

Дубенская О.А.

Калининград - 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность (профиль) программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  кружка «Музыкальный театр Буратино» имеет художественную направленность. Содержание  Программы направленона развитие творческих способностей, вокального и актерского  мастерства детей 4 – 5 лет. Основу Программы составляет содержание образовательной области «Художественно – эстетическое развитие».

Актуальность программы         

Актуальность Программы заключается в художественно-эстетическом развитии обучающихся, раскрытии в детях разносторонних способностей, обогащаются представления о театральном искусстве, развивается чистота и мелодичность речи, ребенок учится взаимодействовать со сверстниками. Необходимым условием организации образовательного процесса является атмосфера доброжелательности, творчества и созидания, что педагогически целесообразно для развития полноценной личности ребенка – дошкольника.

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации непосредственно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театрализованные занятия помогают всесторонне развивать у ребенка внимание, память, воображение. Расширять и углублять его знания об окружающем мире. Необходимым условием организации образовательного процесса является атмосфера доброжелательности, творчества и созидания, что педагогически целесообразно для развития полноценной личности ребенка – дошкольника.

Отличительные особенности программы

Отличительной особенностью программы является развитие эмоциональной сферы ребенка, формирование социально – нравственных ценностей, развитие выразительности речи детей посредством театрализованных игр.

Адресат программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  предназначена для детей в возрасте 4-5 лет.

Объем и срок освоения программы

              Программа   предназначена  для детей среднего  дошкольного возраста (4-5 лет), объем Программы – 36 занятий, срок реализации – 1 год.

Форма обучения – очная.

Особенности организации образовательного процесса

Набор осуществляется только из числа детей, посещающих дошкольную  образовательную организацию, разместившую программу. Программа предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы с  детьми. Состав групп: 10 – 12 человек.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий

Общее количество часов в год – 36 часов. Продолжительность занятий  исчисляется в академических часах: для детей 4-5 лет – 20 минут. Занятия проводятся 2 раза в неделю.

Возрастные и индивидуальные особенности детей.

Возраст 4-5 лет самый благодатный для занятий театральной деятельностью, ведь в это возрасте у ребенка активно проявляются:

• Стремление к самостоятельности.

• Этические представления. Ребенок расширяет палитру осознаваемых эмоций, он начинает понимать чувства других людей, сопереживать. В этом возрасте начинают формироваться основные этические понятия, воспринимаемые ребенком не через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они поступают.

 • Творческие способности. Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания.

 • Отношения со сверстниками. У ребенка появляется большой интерес к ровесникам, и он от внутрисемейных отношений все больше переходит к более широким отношениям с миром. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка, все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников.

 • Активная любознательность, которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы.

 • Развивается воображение, Особое значение приобретает совместная сюжетно-ролевая игра. Изменяется её содержание, которое акцентирует внимание на обыгрывании отношений между людьми. 

Развивается эмоциональная отзывчивость: дети способны сопереживать, понимать чувства других людей.


Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия театрализованной деятельностью развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние детей.

Театрализованная деятельность представляет собой органический синтез художественной литературы, музыки, танца, актёрского мастерства и сосредотачивает в себе средства выразительности, способствует развитию эстетического восприятия окружающего мира, детской фантазии, воображения, памяти, познавательных процессов, знания об окружающем мире и готовности к взаимодействию с ними.

Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. В процессе театрализованной деятельности, ребёнок учится коллективно работать над замыслом будущего спектакля, создавать художественные образы, обмениваться информацией, планировать различные виды художественно-творческой деятельности, работать над ролью.

Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь во время игры дети чувствует себя раскованно, свободно. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами.

 Цель дополнительной общеобразовательной общеразвивающей  программы:

формирование творческой личности и развитие речевой активности детей средствами театральной деятельности.

Задачи:

1. Обучающие:

Последовательно знакомить детей с различными видами театра;

Совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижением;

Систематизировать представления о честности, справедливости, доброте, воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости;

Формировать у детей умения правильно оценивать поступки персонажей кукольных и драматических спектаклей, а также правильно оценивать свои и чужие поступки;

Формировать умение свободно чувствовать себя на сцене.

2. Развивающие:

 Развивать умения оценивать результаты своей работы и работы сверстников;

Развивать интерес к театрализованной игре, желание попробовать себя в разных ролях.

Развивать речь у детей и корректировать ее нарушения через театрализованную деятельность;

Развивать фантазию, творчество, проявлять свою индивидуальность и неповторимость;

3.Воспитательные:

Поддерживать желание детей активно участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.

Воспитывать чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, умения проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.

Воспитывать культуру общения и поведения на занятиях, во время подготовки и проведения спектаклей;

Воспитывать чувства осознанной необходимости друг в друге, понимания, взаимопомощи, дружбы.

4. Оздоровительные

• Укреплять физическое и психическое здоровье через здоровьесберегающие технологии;

• Формировать красивую осанку, правильную походку.

Принципы театрализованной деятельности:

-Принцип адаптивности, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личностиребёнка.

-Принцип развития, предполагающий целостное развитие личности ребёнка и обеспечениеготовности личности к дальнейшему развитию.

-Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищённостьребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.

-Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном исоциальном мире должно быть единым и целостным.

-Принцип смыслового отношения к миру. Ребёнок осознаёт, что окружающий его мир – это мир,частью которого он является и который так или иначе переживает и осмысляет для себя.

-Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.

-Принцип ориентировочной функции знаний. Форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.

-Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.

-Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое путём решения доступных проблемных задач

-Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Предполагает опору на предшествующее спонтанное, самостоятельное, «житейское» развитие ребёнка.

-Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности.

Основные формы и методы реализации Программы

- Рассказы, беседы, беседы-диалоги;

- Чтение литературы;

- совместный просмотр спектаклей;

- Игры (драматизации, имитации, дидактические, музыкально-двигательные, речевые, пальчиковые игры, коммуникативные игры, настольные, подвижные игры и т. д.);

- Упражнения на развитие речевого аппарата (артикуляционная гимнастика);

- Практические упражнения для отработки необходимых навыков;

- Пантомимические этюды и упражнения;

- Инсценировки и драматизация;

- Просмотр презентаций, мультфильмов;

- Разучивание произведений устного народного творчества;

- Наблюдения;

- Сочинение сказок, придумывание историй для постановок;

- Изготовление и ремонт атрибутов к спектаклям, кукол;

- Организация спектаклей.

Предполагаемые результаты реализации программы.

- Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическая выразительность, навыки имитации);

- Развитие психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение);

- Развитие личностных качеств (дружеские, партнерские взаимоотношения; отзывчивость, сопереживание, стремление помочь, уверенность);

- Умение правильно оценивать поступки героев, выделяя положительные и отрицательные качества персонажей;

- Умение строить предложение, а также овладение интонационной выразительностью речи.

Механизм оценивания образовательных результатов

Отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью методов наблюдения и опроса: - это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников театрального кружка в открытых мероприятиях, оценка зрителей, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах. Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности. Диагностика детей, посещающих театральный кружок не предусмотрена.

Формы подведения итогов реализации программы

 Театрализованные представления;

Досуги;

Презентации и фотовыставки (фотоотчеты)

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№ п/п

Наименование разделов, тем

Количество занятий

объем

теория

практика

1

Вокальная деятельность

6

2

4

2

Артикуляционная гимнастика

5

2

3

3

Дыхательная гимнастика

6

2

4

4

Развитие ритмического слуха

6

2

4

5

Музыкально – дидактические игры

5

2

3

6

Коммуникативные танцевальные игры

6

2

4

7

Азбука театра

5

3

2

8

Пальчиковый театр

5

1

4

9

Кукольный театр

6

2

4

10

Настольный театр

6

2

4

11

Театрализованные игры

5

2

3

12

Сценическая культура

6

3

3

13

Игра - драматизация

5

2

3

Итого

72

27

45

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема

Количество часов

всего

теория

практика

1-5

Азбука театра. Введение.

5

3

2

6-25

Русская народная сказка «Репка»

20

7

13

26-45

Украинская народная сказка «Рукавичка»

20

7

13

46-67

Русская народная сказка «Теремок»

22

8

14

68-72

Повторение пройденного материала

5

2

3

Всего часов (академических)

72

27

45

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Режим деятельности

Дополнительная  

общеобразовательная  

общеразвивающая программакружка  художественной направленности Музыкальный театр «Буратино»

1

Начало учебного года

01 сентября

2

Продолжительность учебного периода на каждом  году обучения

36 недель

3

Продолжительность учебной недели

5 дней

4

Периодичность учебных занятий

2 раза в неделю

5

Количество занятий на каждом году обучения

72 занятия

6

Количество часов всего

72 часа

7

Окончание учебного года

май

8

Период реализации программы

01.09.2022 – 26.05.2023

Организационно-педагогические условия реализации программы Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы обеспечивают ее реализацию в полном объеме, качество подготовки обучающихся, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся.

Кадровое обеспечение реализации программы

Педагог дополнительного образования, реализующий данную программу,  имеет высшее профессиональное образование или среднее профессиональное  образование в области, соответствующей профилю программы, без  предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное  образование или среднее профессиональное образование и дополнительное  профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика»  без предъявления требований к стажу работы.

Материально-технические условия реализации программы Наличие комфортной образовательной среды включает в себя светлое  удобное помещение – музыкальный зал, оборудованный согласно требованиям ФГОС.

Материально – техническое обеспечение

Музыкальный зал

Звуковая аппаратура, микрофоны

 Музыкальный центр

Аудиозаписи

Декорации

Костюмы

 Маски

 Перчаточные куклы

Конусные куклы

Мягкие игрушки

Книги со сказками

Ширма

Фотографии, картинки, иллюстрации.

Методическое обеспечение программы

Перечень оборудования и материалов, необходимых для занятий: Музыкальные инструменты (фортепиано, шумовые инструменты), музыкальный центр, компакт-диски. Методические, нотные пособия, сборники произведений.

Основные способы и формы работы с детьми: индивидуальные и групповые, теоретические и практические. Конкретные формы занятий театрального кружка: учебные занятия, беседы, игры, театрализация. Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: словесные, наглядные, практические, объяснительно – иллюстративные.

Информационное обеспечение реализации программы

Программное обеспечение: Операционная система: Windows (XP или выше).

Для работы с интернет-порталом необходим любой из перечисленных ниже браузеров: InternetExplorer; MozillaFirefox; GoogleChrome.

Список литературы:

Нормативно-правовые документы:

1. Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей  ООН20.11.1989 г.

2. Конституция РФ.

3. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации».

4. Федеральный Закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении  изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации по  вопросам воспитания обучающихся».

5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от  09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления  образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным  программам».  

6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от  28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20  «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и  обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»

Список методической литературы

Основная

1. М. Д. Маханева «Театрализованные занятия в детском саду» Творческий Центр, М.: 2001

2. Н. Сорокина «Играем в кукольный театр» ДВ №6, 1997

3. Артемова Л.В. «Театрализованные игры дошкольников» М.: Просвещение, 1991

4. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. «Театрализованные игры в детском саду. М.: Школьная Пресса, 2000

5. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. «Кукольный театр- дошкольникам» Просвещение, М.: 1982

6. Кудрявцева Н.Ю. «Готовимся к празднику» Школьная Пресса, М.: 2011

7. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.-М., 2003.

8. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.-М., 1991.

9. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности до-школьников и младших школьников.- М.: Владос, 2001.

Практические пособия

  1. Алянский Ю.Л. Азбука театра.-М., 1986.
  2.  Распопов А.Г. Дидактический материал в картинках, «Какие бывают театры»

3. Михайлова М.А. Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы. Ярославль, 2002.

4. Короткова Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников

5. Поляк Л. Театр сказок. СПб., 2001.

6. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 1990.

7. Энциклопедический словарь юного зрителя. – М., 1989.

Дополнительная литература

1. Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и школе. М., 2000.

2.Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. М. Музыка, 1997г.

  1. Орлова Т. М. Бекина С.И. Учите детей петь. М. Просвещение, 1986г.



Предварительный просмотр:

Принята на заседании РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

администрации городского округа «Город Калининград»

Комитет по образованию

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Калининграда центр развития ребенка- детский сад № 130

г. Калининград, ул. Батальная, 71А, тел/факс: (4012) 39-58-56

Email: ds130@edu.klgd.ru

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Заведующий МАДОУ ЦРР д/с № 130

_________________Александрова В.Г.

Пр. № _138-О_ от «_31_» __мая_ 20 22 г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

художественной направленности

 «Буратино»

Возраст обучающихся: 5 - 7 лет

Срок реализации: 2 года

        Автор-составитель:

Музыкальный руководитель

МАДОУ ЦРР д/с № 130

Дубенская О.А.

Калининград - 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность (профиль) программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «Буратино» (музыкальный театр) имеет художественную направленность.

Актуальность программы

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса и является приоритетным направлением. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей круга их интересов, потребностей, вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей представляет театрализованная деятельность.

Театр воздействует на ребенка комплексом художественных средств: применяется художественное слово, наглядный образ, музыкальное сопровождение. Сказки и спектакли пользуются у детей неизменной любовью. В дошкольном возрасте нужно показать ребенку примеры дружбы, доброты, трудолюбия, честности. Ребенок проигрывает много ролей, что заставляет его сопереживать персонажам. Дети учатся работать в коллективе, соучаствовать, видеть и создавать красоту.

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации непосредственно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театрализованные занятия помогают всесторонне развивать у ребенка внимание, память, воображение. Расширять и углублять его знания об окружающем мире. Необходимым условием организации образовательного процесса является атмосфера доброжелательности, творчества и созидания, что педагогически целесообразно для развития полноценной личности ребенка – дошкольника.

Отличительные особенности программы

Отличительной особенностью программы является развитие выразительности речи детей посредством театрализованных игр. Кроме того, театрализованные игры развивают эмоциональную сферу ребёнка, позволяют формировать социально-нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.).

Таким образом, программа «Буратино» направленна на всестороннее развитие ребёнка.

Адресат программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  предназначена для детей в возрасте 5-7 лет.

Объем и срок освоения программы

       Программа   предназначена  для детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет), объем Программы – 144 занятий, срок реализации – 2 года.

Форма обучения – очная.

Особенности организации образовательного процесса

Набор осуществляется только из числа детей, посещающих дошкольную  образовательную организацию, разместившую программу. Программа предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы с  детьми. Состав групп: 10 – 12 человек.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий

Общее количество часов в год – 72 часа. Продолжительность занятий  исчисляется в академических часах: для детей 5-6 лет - 25 минут и 6-7 лет – 30 минут. Занятия проводятся 2 раза в неделю.

Возрастные и индивидуальные особенности детей в возрасте 5-6 лет.

Ребенок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека, постепенно  начинает осознавать связи и зависимости. Дети начинают предъявлять к себе  требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так, они могут не  отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца важную работу.

Развитие воображения позволяет детям этого возраста сочинять сказки, оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Развивается продуктивное воображение, способность воспринимать и воображать себе на основе словесного описания различные миры: космос, космические путешествия, пришельцев, замок принцессы, волшебников и т.д. Эти достижения находят воплощение в детских играх, театральной деятельности, в рисунках, детских рассказах.

Развивается и сюжетно-ролевая игра: в ее процессе ребенок фантазирует, проявляет смекалку, он уже предпочитает быть положительным героем, так как игра отражает реальные социальные роли.

Под влиянием педагога более активно проявляется интерес к сотрудничеству, к совместному решению общей задачи. Дети стремятся договариваться между собой для достижения конечной цели. Интерес старших дошкольников к общению со взрослыми не ослабевает. Равноправное общение со взрослым поднимает ребенка в своих глазах, помогает почувствовать свое взросление и компетентность.

Возраст 5-6 лет характеризуется «взрывом» всех проявлений дошкольника, адресованных сверстнику, особенно в плане интенсивности общения. Именно в дошкольный период формируются основные эмоциональные новообразования, выступающие неким результатом взаимодействия эмоциональных и познавательных компонентов развития личности.

Возрастные и индивидуальные особенности детей в возрасте 6-7 лет. В возрасте 6-7 лет ребенок уже может эмоционально оценивать свои  поступки. Испытывает чувство радости, когда поступает правильно, хорошо, и смущение, неловкость, когда нарушает правила. К концу дошкольного  возраста происходят существенные изменения в эмоциональной сфере. Дети  становятся более сдержанны и избирательны в эмоциональных проявлениях,  предвосхищают последствия своих действий.

    В этом возрасте дошкольники начинают определять себя как личность, у них появляется мнение, которое они могут аргументировать.

     Ребёнок этого возраста умеет выбрать игру на длительное время и играть в неё от пары дней до нескольких недель. Дети этими занятиями не только заполняют свободное время, но и получают первые трудовые навыки, развивают воображение и мышление.

     Личностное развитие ребёнка 6–7 лет включает в себя два основных фактора: понимание, как устроен окружающий мир вокруг него, и своего места в этом мире. Ребенок уже может ответить на вопросы: какой он, чем отличается от других людей, каким был, каким хотел бы быть.

    В возрасте 6–7 лет у детей формируются морально-этические категории. Ребёнок начинает понимать, как нужно себя вести, а как не надо, как хорошо поступать и как плохо.

    В этом возрасте дошкольники не просто играют, они распределяют роли и следуют им. Дети начинают понимать, что существуют правила, и требуют их соблюдения от себя и других людей. Ребёнок учится делать вывод: ты «хороший», если действуешь по правилам, и «плохой», если их нарушаешь.

    У дошкольников 7 лет бурно развивается воображение, речь усложняется и становится эффективным средством взаимодействия и регулятором поведения. Ребёнок говорит сложными грамматическими конструкциями, предложения становятся распространёнными. Дети могут вести свою речь о том, что хочется, предполагать о событиях, которых ждут.


Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия театрализованной деятельностью развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние детей.

Постановка детских музыкальных спектаклей даёт возможность самовыражения каждому участнику представления. Музыкальный спектакль предусматривает как пение в ансамбле (коллективная ответственность, забота об общем деле, создание атмосферы сопричастности, сотворчества), так и индивидуальный вокал (дополнительная дисциплина для детей с более высоким уровнем вокальных данных). Ещё один важный компонент музыкального спектакля – танец, хореографические сцены, где пластические образы сочетаются с музыкой. Вокальная музыка представляет собой синтез музыки и поэзии. Работа над художественным воплощением в пении, содержание хороших самостоятельных стихов – богатейший источник познания новых чувств, образов, мыслей, понятий. Важная грань – работа по культуре речи, т.к. без хорошей дикции, осмысленного, прочувствованного произношения нет выразительности. Всё это – объективные условия для накопления детьми новых знаний, воспитания культуры, ума, развитие художественного вкуса.

 Цель дополнительной общеобразовательной общеразвивающей  программы:

 - создание условий для развития у ребёнка интереса к театральной деятельности и желание выступать вместе с коллективом сверстников.

- формирование творчески – активной культурной личности дошкольника посредством развития музыкальных и творческих способностей; воздействие на духовный мир ребенка средствами вокального и музыкально – театрального искусства; формирование музыкально – эстетических интересов, вокальных и актерских навыков, а также сценической культуры.

Задачи:

Обучающие

• Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).

• Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.

• Обучить детей вокальным навыкам;

• Привить навыки сценического поведения

• Обучить навыкам бережного отношения к своему здоровью, охране голоса.

Развивающие

• Познакомить детей с различными видами театра (кукольный, музыкальный, детский, театр теней и др.). Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности и сценическому искусству.

• Развивать умение петь естественным голосом, без напряжения, постепенно расширяя диапазон; развивать чистоту интонирования, четкую дикцию, правильное певческое дыхание, артикуляцию.

• Развивать музыкально-эстетический вкус.

Воспитательные

• Воспитывать нравственно-коммуникативные качества личности дошкольника;

• Формировать музыкальную культуру;

• Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

• Воспитывать эстетический вкус, любовь к искусству, культуру поведения во время занятий, культурно – досуговой и концертной деятельности.

Целенаправленно активизировать интерес детей к театру, познакомить детей с жанром спектакля (музыкально – театральный жанр, художественных декораций, жеста, мимики, танца).

Оздоровительные

• Укреплять физическое и психическое здоровье через здоровьесберегающие технологии;

• Формировать красивую осанку, правильную походку.

Принципы отбора содержания: 

− принцип систематичности и последовательности;

− принцип доступности;

− принцип наглядности;

− принцип единства развития, обучения и воспитания;

− принцип учёта возрастных особенностей детей; 

− принцип воспитывающей и развивающей направленности знаний; − принцип постепенного и постоянного усложнения материала. Реализация программы осуществляется успешно лишь при условии  

создания в детском саду благоприятной творческой атмосферы.

Основные формы и методы реализации Программы

Формы, методы и средства организации детей 5-6 лет:

 - Игра

- Инсценировки и драматизация

- Объяснение

- Чтение воспитателя

- Показ

- Личный пример

- Беседы

- Разучивание произведений устного народного творчества

- Обсуждение

- Наблюдения.

Формы, методы и средства организации детей 6-7 лет:

• Коллективная работа;

• Индивидуальная работа;

• Беседа, объяснение;

• Упражнения, формирующие правильную певческую осанку;

• Дыхательная звуковая гимнастика;

• Театрализованные игры;

• Инсценировки и драматизация;

• Участие в творческих конкурсах различного уровня и праздниках ДОУ.

 Предполагаемые результаты реализации программы.

1 год обучения (дети в возрасте 5-6 лет).

  • Ребенок, творчески активный, умеющий выступать на публике, использовать средства выразительности (поза, жесты, мимика, интонация, движения), имеющий представления о разных видах театра.
  • Запоминает заданные позы.
  • Умеет снимать напряжение с отдельных групп мышц.
  • Умеет строить простейший диалог.
  • Умеет действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно.

2 год обучения (дети в возрасте 6-7 лет).

  • Ребенок, творчески активный, умеющий выступать на публике, использовать средства выразительности (поза, жесты, мимика, интонация, движения), имеющий представления о разных видах театра.
  • Умеет произносить скороговорки в разных темпах, шепотом.
  • Умеет произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
  • Умеет выразительно прочитать диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями.
  • Умеет составлять предложения с заданными словами.
  • Умеет двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога, соединяясь в пары, тройки, четверки.
  • На сцене выполняет свободно и естественно простейшие физические действия.
  • Уметь составлять диалог между сказочными героями.
  • Знать наизусть 7—10 стихотворений.

Диагностика развития артистических способностей у детей.

Основные принципы драматизации

1. Устойчивый интерес к театральному искусству.

2. Умение давать оценку поступкам действующих лиц в спектакле.

3. Владение речью.

4. Способность понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать свое.

Основные навыки театрального мастерства.

1. Способность сопереживать героям сказок, эмоционально реагируя на поступки действующих лиц.

2. Умение вживаться в создаваемый образ, постоянно совершенствуя его. Находя наиболее выразительные средства для воплощения, используя мимику, жесты, движения.

Формы подведения итогов реализации программы

• Выступления на праздниках и развлечениях;

• Участие в фестивалях и конкурсах уровня ДОУ и Муниципалитета.

Организационно-педагогические условия реализации программы Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы обеспечивают ее реализацию в полном объеме, качество подготовки обучающихся, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся.

Кадровое обеспечение реализации программы

Педагог дополнительного образования, реализующий данную программу,  имеет высшее профессиональное образование или среднее профессиональное  образование в области, соответствующей профилю программы, без  предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное  образование или среднее профессиональное образование и дополнительное  профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика»  без предъявления требований к стажу работы.

Материально-технические условия реализации программы Наличие комфортной образовательной среды включает в себя светлое  удобное помещение – музыкальный зал, оборудованный согласно требованиям ФГОС.

Материально – техническое обеспечение

Музыкальный зал

Звуковая аппаратура, микрофоны

 Музыкальный центр

Аудиозаписи

Декорации

Костюмы

 Маски

 Перчаточные куклы

Конусные куклы

Мягкие игрушки

Книги со сказками

Ширма

Фотографии, картинки, иллюстрации.

Методическое обеспечение программы

Перечень оборудования и материалов, необходимых для занятий: Музыкальные инструменты (фортепиано, шумовые инструменты), музыкальный центр, компакт-диски. Методические, нотные пособия, сборники произведений.

Основные способы и формы работы с детьми: индивидуальные и групповые, теоретические и практические. Конкретные формы занятий театрального кружка: учебные занятия, беседы, игры, театрализация. Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: словесные, наглядные, практические, объяснительно – иллюстративные.

Применяются следующие формы контроля:

Методы педагогического мониторинга:

− опрос;

− наблюдение;

− практическое задание.

Диагностика не предусмотрена

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

(1 год обучения)

№ п/п

Наименование разделов, тем

Количество занятий

объем

теория

практика

1

Вокальная деятельность

6

2

4

2

Артикуляционная гимнастика

5

2

3

3

Дыхательная гимнастика

6

2

4

4

Развитие ритмического слуха

6

2

4

5

Музыкально – дидактические игры

5

2

3

6

Коммуникативные танцевальные игры

6

2

4

7

Азбука театра

5

3

2

8

Пальчиковый театр

5

1

4

9

Кукольный театр

6

2

4

10

Настольный театр

6

2

4

11

Театрализованные игры

5

2

3

12

Сценическая культура

6

3

3

13

Игра - драматизация

5

2

3

Итого

72

27

45

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

(72 часа, 2 часа в неделю)

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1-5

Азбука театра

5

3

2

6-25

Русская народная сказка «Теремок»

20

7

13

26-45

Русская народная сказка «Волк и семеро козлят»

20

7

13

46-67

В. Сутеев «Мешок яблок»

22

8

14

68-72

Повторение пройденного материала

5

2

3

Всего часов (академических):

72

27

45

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

(2 год обучения)

№ п/п

Наименование разделов, тем

Количество занятий

объем

теория

практика

1

Вокальная деятельность

6

2

4

2

Артикуляционная гимнастика

5

2

3

3

Дыхательная гимнастика

6

2

4

4

Развитие ритмического слуха

6

2

4

5

Музыкально – дидактические игры

5

2

3

6

Коммуникативные танцевальные игры

6

2

4

7

Азбука театра

5

3

2

8

Пальчиковый театр

5

1

4

9

Кукольный театр

6

2

4

10

Настольный театр

6

2

4

11

Театрализованные игры

5

2

3

12

Сценическая культура

6

3

3

13

Игра - драматизация

5

2

3

Итого

72

27

45

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема

Количество часов

всего

теория

практика

1

Азбука театра

5

3

2

6-25

К. И. Чуковский «Путаница»

20

7

13

26-45

С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»

20

7

13

46-67

С. Маршак «Кошкин дом»

22

8

14

68-72

Повторение пройденного материала

5

2

3

Всего часов (академических):

72

27

45

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Режим деятельности

Дополнительная  

общеобразовательная  

общеразвивающая программа  художественной направленности «Буратино»

1

Начало учебного года

01 сентября

2

Продолжительность учебного периода на каждом  году обучения

36 учебных недель

3

Продолжительность учебной недели

5 дней

4

Периодичность учебных занятий

2 раза в неделю

5

Количество занятий на каждом году обучения

72 занятия

6

Количество часов всего

144 часа

7

Окончание учебного года

31 мая

8

Период реализации программы

01.09.2022 – 31.05.2024

Список литературы: 

Нормативно-правовые документы: 

1. Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей  ООН 20.11.1989 г.

2. Конституция РФ.

3. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации».

4. Федеральный Закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении  изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации по  вопросам воспитания обучающихся».

5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от  09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления  образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным  программам».  

6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от  28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20  «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и  обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»

Список методической литературы

1. М. Д. Маханева «Театрализованные занятия в детском саду» Творческий Центр, М.: 2001

2. Н. Сорокина «Играем в кукольный театр» ДВ №6, 1997

3. Артемова Л.В. «Театрализованные игры дошкольников» М.: Просвещение, 1991

4. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. «Театрализованные игры в детском саду. М.: Школьная Пресса, 2000

5. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. «Кукольный театр- дошкольникам» Просвещение, М.: 1982

6. Кудрявцева Н.Ю. «Готовимся к празднику» Школьная Пресса, М.: 2011

7. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.-М., 2003.

8. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.-М., 1991.

9. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности до-школьников и младших школьников.- М.: Владос, 2001.

Практические пособия

  1. Алянский Ю.Л. Азбука театра.-М., 1986.
  2.  Распопов А.Г. Дидактический материал в картинках, «Какие бывают театры»

3. Михайлова М.А. Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы. Ярославль, 2002.

4. Короткова Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников

5. Поляк Л. Театр сказок. СПб., 2001.

6.Зимина А. Н. «Народные игры с пением» М., 2000

7.Костина Э.П. «Музыкально-дидактические игры для формирования и развития музыкального слуха детей: звуковысотного, ритмического, тембрового, динамического» Ростов – на – Дону, 2010

8.Мерзлякова С.И. «Учим петь детей 5-6 лет» М., 2015

9.Мерзлякова С. И. «Учим петь детей 6-7 лет» М., 2018

Дополнительная литература

1. Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и школе. М., 2000.

2.  Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. М. Музыка, 1997г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва

Рабочая программа  разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания,  образования и развития детей от 2  до 7  лет в условиях дет.  сада /  [Т. И...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)

Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет

В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...