Доклад на тему: «Эффективные формы методической работы с педагогами в режиме удаленной работы»
материал

Монгуш Марта Монгун-ооловна

«Эффективные формы методической работы с педагогами в режиме удаленной работы»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Эффективные формы методической работы с педагогами

в режиме удаленной работы»

Профессиональный стандарт предъявляет новые требования к педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста. Поэтому задача старшего воспитателя (заместителя заведующего ДОО по воспитательной и методической работе) заключается в том, чтобы создать оптимальные условия для повышения квалификации и реализации каждым педагогом своих профессиональных возможностей. Сделать это можно с помощью четко организованной методической работы в ДОО.

Методическая работа — часть системы непрерывного образования педагогов. Она должна быть ориентирована на достижение и поддержание должного качества повседневной воспитательно-образовательной деятельности в ДОО и предоставление педагогам возможности себя реализовать.

        Существуют разнообразные современные формы работы с педагогами в режиме развития.
Консультирование — создание новых дидактических материалов, новых форм и методов организации педагогического процесса.

Рабочая тетрадь — тетрадь, призванная активизировать учебно-познавательную деятельность педагога. Тетрадь способна обеспечить пооперационное формирование понятий, способствовать активизации учебно-познавательной деятельности.

Курсы повышения квалификации — способствуют обновлению знаний и навыков специалистов, имеющих профессиональное образование, для повышения уровня их квалификации.

Школа наставника — социальный институт, осуществляющий процесс передачи и ускорения социального опыта, форма преемственности поколений.

Просмотр разных видов деятельности у специалистов — форма организации методической работы в ДОУ, помогающая педагогам увидеть, как работают коллеги, использовать их позитивный опыт, осознать свои недочёты.

Творческая лаборатория — сообщество специалистов, объединенное для решения наиболее важных и актуальных проблем в профессиональной деятельности. Работа творческой группы носит научный характер и направлена на внедрение в практику новых технологий.

Участие в органах соуправления — целенаправленная, систематическая, конкретная, прогнозируемая и организованная деятельность, в ходе которой реализуются функции управления, направленные на решение задач, стоящих перед педагогическим коллективом.

Самообразование — специально организованная, самодеятельная, систематическая познавательная деятельность, направленная на достижение определенных личностно и общественно значимых целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышения профессионального мастерства. Самообразование обычно строится по образцу систематизированных форм обучения, но регулируется самим субъектом.

Дискуссионный клуб — открытая площадка для прямого взаимодействия между педагогами.

Проблемный семинар — занятие, проводимое для педагогов с целью повышения их образовательного уровня, обмена опытом и мнениями по различным вопросам, связанным с педагогической деятельностью.

Взаимопросмотры — эффективная форма повышения профессионального мастерства педагогов с целью показа наиболее эффективных условий, форм или методов и приёмов работы с детьми.

Коучинг — средство содействия, помощи другому человеку в поиске его собственных решений или его продвижения в любой сложной ситуации. «Коучинг–сессия» — интерактивное общение, развивающее консультирование, дискуссия (вопрос — ответ).

Использование интернет — ресурсов — обучение на основе информационных технологий.

Участие в конференциях и совещаниях разного уровня — эффективный способ передачи информации среди групп общественности, редакций СМИ.
Творческая группа под руководством научного руководителя — творческая работа под началом научного руководителя.

Собеседование — средство коммуникации, целью которого является обмен информацией для выработки соответствующего направления действий на будущее.

Кружок качества — организуются по инициативе администрации, с учетом делегирования полномочий.

Ведущий метод — «мозговая атака» или «мозговой штурм». Обязательным условием при организации кружка является наличие педагога, способного обучать коллег без помощи администрации.

Проблемно-ориентированный анализ — особый вид анализа, выборочно — углубленный анализ отдельных сторон, элементов, аспектов, звеньев учебно- воспитательной деятельности, направленный на развитие образовательной системы на основе выявления и оценки проблем, а также на выявление и объяснение причин этих разрывов с тем, чтобы, в конечном счете, обеспечить решение проблем и общее улучшение результатов системы (Бессмертная Е. В.)

Группа контроля качества образования — организационная структура, занимающаяся внутрисадовой оценкой, экспертизой качества образования и интерпретацией полученных результатов, включает в себя: администрацию дошкольного учреждения, педагогический совет, совет образовательного учреждения, временные структуры (педагогический консилиум, комиссии и др.).

Обучающие семинары — продуктивная форма повышения квалификации педагогов, основное внимание на которой уделяется повышению их теоретической подготовки.

Тренинг — направлен на саморазвитие личности, может быть как отдельной самостоятельной формой работы с кадрами, так и использоваться как методический прием.

Семинар — практикум — эффективная форма приобщения педагогов к творческой, поисковой, экспериментально-исследовательской деятельности и повышению их общепедагогической культуры. На семинарах раскрываются как теоретические вопросы учебно-воспитательного процесса, так и практические умения и навыки, необходимые для роста профессионального уровня педагогов.
Научно-практическая конференция — это форма совместной научной деятельности ученых, педагогов и учащихся. Главной целью конференции является — ознакомление, обобщение, и пропаганда передового опыта работы. Она способствует формированию собственной, исследовательской позиции, навыков проведения экспериментальной деятельности по педагогической проблеме.

Технология «Рефлексивный круг» — все участники образуют круг. Ведущий задает алгоритм рефлексии:

-        поделитесь своим эмоциональным состоянием по ходу взаимодействия и в его конце;

-        расскажите, что нового вы узнали и чему научились;

-        назовите причины этого;

-        оцените свое участие в ходе мероприятия.

Далее все участники технологии поочередно высказываются в соответствии с алгоритмом. Ведущий завершает своим высказыванием рефлексивный круг.

Технология «Цепочка пожеланий» — каждому участнику по очереди предлагается обратиться с пожеланиями к себе и другим. Пожелания обычно направляются на будущие дела или предстоящее взаимодействие. Заканчивая цепочку пожеланий педагог, подводится итог.

Моделирование или схематизация действий в виде схемы или рисунка:

-        Паучок (солнышко, цветочек) — фиксируются ассоциативные связи любых понятий.

-        Кластер (гроздь) — фиксируются системные понятия с взаимосвязями.   -        Таблица — фиксируются знания и незнания о чем-либо (может быть расположена, как горизонтально, так и вертикально).      

Инсерт-маркировка — самоактивизирующая системная разметка для эффективного чтения и размышления. Обозначается с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте: «V» — уже знал; «-«- думал иначе; «+» — знал, «!» — новый материал (узнал), «?» — хочу узнать. Ранжирование — расположение понятий в нужном порядке.

ALACT- модель — голландская технология организации рефлексии.    Творческий отчет — форма работы, предусматривающая отчет о работе конкретного педагога или методического объединения.

Методические оперативки — своевременное ознакомление педагогов с новыми достижениями в науке, с передовым педагогическим опытом и выявление путей их внедрения.

Внешняя стимуляция — внешние рычаги активизации персонала, то есть побуждение с помощью материальной заинтересованности. Внешнее стимулирование персонала осуществляется организацией. Сюда входят премии и заработная плата.

Среди эффективных форм методической работы в дошкольной образовательной организации выделяют: мастер-классы, круглые столы, дискуссии, проектные семинары, кейс-технологии, разбор деловой документации, ролевые и деловые игры, имитирующие профессиональные ситуации, творческие мастерские, викторины и др.

Из-за эпидемии коронавируса конец 2019-2020 и начало 2020-2021 учебных годов в детских садах выдались насыщенными.

Чтобы избежать накладок, успеть проконсультировать всех педагогов и провести контроль их документации, МБДОУ Детский сад № 17 г. Кызыла организовали методическую работу дистанционно, через сайт детского сада (https://detsad17-kyzyl.rtyva.ru),  мессенджеры  Viber, Instagram (mbdou17salgal_), YouTube-канал детского сада (МБДОУ Детский сад No17 г. Кызыла), электронные почты.

В рамках дистанционной методической работы в режиме удаленной работы МБДОУ Детский сад № 17 г. Кызыла сделали:

- Все педагоги прошли курсы повышения по теме: «Как детским садам организовать работу и обучение в период пандемии коронавируса»

- Создали YouTube-канал детского сада (МБДОУ Детский сад No17 г. Кызыла)

- Обобщили видеоматериалы конференций, семинаров, непосредственно-образовательной деятельности за учебный год и разместили на YouTube-канале детского сада.

- Провели видеоконсультации, выпускной утренник, родительские собрания

- Создали страницу в Instagram (mbdou17salgal_) для взаимодействия с родителями.

- Создали личные аккаунты педагогов для профессиональной деятельности.

- Разработали план работы на 2020/21 учебный год.

Советы как организовать

дистанционную методическую работу

Выберите канал для корпоративного общения.

Создайте корпоративную группу в одном из мессенджеров, Например, Viber, WhatsApp, Skype. За период самоизоляции наверняка вы уже опробовали их и выбрали наиболее удобный. Но если тогда главная задача была – информировать педагогов о режиме работы и быстро отвечать на их вопросы, то сейчас вам необходимо организовать дистанционную методическую работу по плану. Поэтому проанализируйте, какие именно опции вам потребуются.

Используйте мессенджер, который есть у большинства ваших педагогов. Так вы сэкономите время: коллегам не придется разбираться с новыми опциями. При этом учитывайте возможности мессенджера, которые пригодятся вам в процессе работы. Например, чтобы провести коллективную консультацию или обсудить план работы на лето, подойдет Skype. В нем вы создадите группу, пригласите в нее всех педагогов и заведующего. В нужный день звоните коллегам и проводите дистанционное совещание. Кроме того, вы можете сделать демонстрацию своего экрана – открыть нужный документ, чтобы его увидели и детально изучили все участники совещания.

В индивидуальном чате в Skype вы можете отправить замечания и персональные рекомендации педагогу, что поправить в рабочей документации. Образцы документов, согласованные планы работы, отчеты, материалы к консультациям высылайте педагогам по электронной почте. Так им будет удобнее их найти, скачать и сохранить себе на компьютер. Для этого в теме письма обязательно указывайте название вложенного файла.

YouTube-канал детского сада поможет вам проводить консультации с педагогами в удобное время. Это популярный видеохостинг, в котором вы можете сохранять видеозаписи консультаций по темам. Для этого заранее запишите видео, сохраните его на YouTube-канале и отправьте ссылку педагогам. К указанному сроку педагоги просмотрят видео, запишут вопросы, которые у них возникли, и в ходе консультации по Skype получат на них ответы. Со временем такая подборка тематических видео на YouTube-канале детского сада пригодится вам, например, для консультаций молодых педагогов.

Организуйте работу с педагогами по плану.

Составьте план дистанционной методической работы с педагогами. Распределите мероприятия так, чтобы педагоги успевали подготовиться к ним. Также заложите время на то, чтобы проверять документацию педагогов и давать им обратную связь – отправлять замечания и рекомендации. Если в планах работы или других документах вы увидите одни и те же недочеты, подготовьте и разошлите общие рекомендации для всех педагогов, чтобы не отправлять их каждому.

Вводное онлайн-совещание. Расскажите коллегам, как будет строиться дистанционная методическая работа. Обязательно обсудите варианты обратной связи с педагогами. Например, они могут отправлять в корпоративной группе в мессенджере сообщение со знаком "+" в ответ на то, что получили информацию или посмотрели видеоконсультацию. Проговорите сроки, когда педагоги должны выслать на проверку документацию. Это поможем вам придерживаться плана методической работы и не сидеть с документами ночами.

Отчеты по итогам конкурсов и проектной деятельности с детьми. Так как возможности провести очное отчетное мероприятие и выслушать доклады коллег из-за нехватки времени и ограничительных мер, скорее всего, не будет, предложите педагогам подготовить презентации и отразить в них результаты работы над проектами. Просмотрите все презентации и подготовьте аналитическую справку по итогам проектной деятельности в детском саду за учебный год. Результаты обсудите с педагогами в ходе онлайн-совещания.

Дистанционный контроль документации педагогов. Попросите выслать вам на проверку тематический план воспитательно-образовательной работы, план индивидуальной работы с детьми, план взаимодействия с родителями на новый учебный год, график проведения закаливающих процедур с учетом групп здоровья воспитанников. Чтобы вам не проверять большой объем документов сразу, распределите контроль на несколько дней. По необходимости организуйте индивидуальные онлайн-консультации. Проговорите с педагогом все недочеты и дайте рекомендации, что исправить.

Онлайн-совещание при заведующем. Обсудите с воспитателями режим дня в группах на новый учебный год. Напомните, что они должны собрать контактные данные родителей, информацию о детях, которые перешли из других детских садов, вести табель посещаемости. Обсудите цели и задачи работы с детьми с учетом карантинных мер. Особое внимание уделите санитарно-гигиеническим и противоэпидемическим требованиям.

Видеоконсультации для педагогов. Проконсультируйте коллег по основным вопросам – как организовать разные виды детской деятельности и физкультурно-оздоровительную работу с воспитанниками на новый учебный год. Привлеките к записи специалистов детского сада, медицинскую сестру. Готовые видеозаписи разместите на YouTube-канале детского сада. Размещайте не более трех видеозаписей в неделю.

Чтобы педагогам было легче запомнить важную информацию, запишите несколько тематических видеороликов продолжительностью не более 5–7 минут. Заранее подготовьте текст консультации и изложите ее по пунктам. После того как педагоги просмотрят видеоконсультации, они смогут задать вам вопросы в ходе итоговой онлайн-консультации.

Дополнительно подготовьте и отправьте педагогам материалы по теме видеоконсультаций на электронную почту. Например, памятки, как обеспечить безопасность воспитанников на прогулке, как организовать посильный труд дошкольников.

Чтобы просмотр всех видеоконсультаций не растянулся во времени и педагоги начали выполнять рекомендации, организуйте промежуточные онлайн-консультации. Например, вы можете сгруппировать их по темам: физкультурно-оздоровительная работа, закаливающие процедуры.

Итоговая онлайн-консультация. Не повторяйте всю информацию, которую уже сообщили в видеоконсультациях, а обобщите ее. Ваша задача – проверить, как педагоги усвоили рекомендации, требования и правила работы с детьми. Для этого проведите, например, блицопрос.

Правильный выбор форм методической работы и их оптимальное сочетание позволят педагогам раскрыть творческие способности, проявить деловые и организаторские качества, преодолеть неуверенность в себе, сформировать умения увлечь и повести за собой окружающих. Таким образом, будут созданы условия для их успешной личностной и профессиональной самореализации.

При выборе форм методической работы важно учитывать стаж работы, возраст педагогов, их индивидуальные особенности, интересы. Особое внимание необходимо уделить взаимодействию с молодыми педагогами.

Успешность методической работы во многом зависит от самого старшего воспитателя (заместителя заведующего ДОО по воспитательной и методической работе). Он должен занимать активную позицию в саморазвитии и самореализации и быть примером для коллег.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Эффективность деятельности на управленческой должности»

Вашему вниманию представлен доклад по организации эффективной деятельности на управленческой должности,раскрыта оптимальная система развития учреждения – спланированная система управленческих действий...

Доклад на тему: "Эффективные способы вовлечения родителей в жизнь детского сада для создания единственного образовательного пространства"

Этот доклад был представлен мною на семинаре воспитателей по теме: "Эффективные способы работы с родителями в детском саду"...

Доклад "Традиционные и новые формы методической работы в ДОУ"

Методическая работа - основной путь повышения мастерства педагога и его компетентности.В работе отражены принципы, цели и задачи организации методической работы.Даны характеристики распространенным фо...

Доклад на тему: «Эффективные формы работы с детьми по формированию духовно- нравственных качеств»

Современное личностно-ориентированное образование рассматривается как многоуровневое пространство, как сложный процесс, создающий условия для развития личности. Его основной задачей является создание ...

Доклад на РМО старших воспитателей «Формы методической работы в МКДОУ №10 г.Сим»

   В условиях введения ФГОС вопрос методического сопровождения в нашем ДОУ на сегодняшний день особо актуален, так как является неотъемлемой составляющей  системой повышения проф...

Эффективные формы методической работы с педагогами в режиме развития

Рассмотрение разнообразия форм работы с педагогическими кадрами...

Доклад на тему: «Эффективные формы физического развития детей 4-5 лет в ДОУ

Доклад на тему:  «Эффективные формы  физического развития детей 4-5 лет в ДОУ...