Программа педагогического просвещения родителей «Современные гаджеты в развитии детей дошкольного возраста»
рабочая программа (младшая группа)

Тестова Ирина Викторовна

Современные гаджеты в развитии детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_gadzhety_v_razvitii_deteytestova_i.v.docx16.21 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад №118»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

городского округа Саранск «Детский сад №118»

Программа педагогического просвещения родителей

«Современные гаджеты в развитии детей дошкольного возраста»

Подготовила:

воспитатель МДОУ

«Детский сад №118»

Тестова И.В.

Пояснительная записка

 В условиях кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны, перемен в области просвещения проблемы взаимодействия семьи и ДОО являются особенно актуальными. В сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны ДОО. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности дошкольника. Для этого необходимо поднять педагогическую подготовленность родителей на качественный уровень, соответствующий условиям и потребностям современного общества.    Настоящая программа педагогического просвещения родителей - комплексная целевая программа по совершенствованию семейного воспитания и повышению педагогической культуры родителей детей дошкольного возраста.    Новые технологии активно вторгаются не только нашу жизнь, но и жизнь наших детей. Компьютер, телевизор, планшеты, гаджеты прочно вошли в жизнь многих малышей, начиная с первых месяцев жизни.  

В некоторых семьях, как только ребёнок научается сидеть, его сажают перед экраном. Домашний экран совершенно вытеснил бабушкины сказки, мамины колыбельные песенки, разговоры с отцом. Экран становится главным «воспитателем» ребёнка. По данным ЮНЕСКО 93 % современных детей 3-5 лет смотрят на экран 28 часов в неделю, т.е. около 4-х часов в день, что намного превосходит время общения со взрослыми. Это «безобидное» занятие вполне устраивает не только детей, но и родителей. В самом деле, ребёнок не пристаёт, ничего не просит, не хулиганит, не подвергается риску, и в то же время получает впечатления, узнаёт что-то новое, приобщается к современной цивилизации. Покупая малышу новые видеофильмы, компьютерные игры или приставки, родители как бы заботятся о его развитии и стремятся занять его чем-то интересным. Однако, это, кажущееся безобидным, занятие таит в себе серьёзные опасности и может повлечь весьма печальные последствия не только для здоровья ребёнка (о нарушениях зрения, дефиците движений, испорченной осанке уже сказано довольно много), но и для его психического развития.  

Опросы родителей выявили не достаточность уровня компетентности в решении данной проблемы в рамках семьи.  Программа педагогического просвещения родителей «Современные гаджеты в развитии детей дошкольного возраста» ищет и находит пути решения проблемы в рамках активного взаимодействия всех участников образовательного процесса.

      ФГОС ДОО нацеливает педагогов на поиск новых форм и методов взаимодействия, как с детьми, так и с родителями по формированию адекватных информационных навыков ребёнка - дошкольника.

 Основная цель работы сформировать у родителей представление о влиянии современных гаджетов на развитие, психику и поведение ребенка, снижение отрицательного воздействия компьютерных игр на дошкольника.                                                                                         

Цель программы: создать условия помощи родителям в определении роли гаджетов в развитии дошкольника, выявить положительные и отрицательные стороны их использования.

Задачи программы:

Для детей:

  • Научить детей живому эмоциональному человеческому общению со сверстниками и взрослыми
  • Вызывать у детей эмоциональный отклик на знакомство с произведениями детской художественной литературы, изобразительного искусства, музыки.
  • Дать детям представления о современных гаджетах.

Для педагогов:

  • Повышать уровень профессиональной компетентности в вопросе информационного воспитания детей.
  • Выявить проблемы взаимодействия детей с гаджетами.
  • Поиск альтернативных способов времяпрепровождения детей.
  • Стимулировать речевую активность детей посредством вовлечения в процесс обсуждения произведений художественной литературы,  изобразительного искусства, презентаций, мультипликационных фильмов.
  • Поощрять в детях творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность.

Для родителей:

  • Осознание родителями возможных проблем со здоровьем у детей в связи с длительным использованием гаджетов
  • Правильная организация общения ребенка с современными гаджетами.
  • Рациональное использование современных гаджетов для развития творческих, интеллектуальных, речевых способностей ребенка. 

      В основу программы легли важнейшие принципы повышения педагогической информированности родителей:

1. Принцип систематичности и последовательности. Программа представляет собой целенаправленное систематическое педагогическое просвещение родителей, руководство педагогическим самообразованием родителей и вовлечение их в деятельность по воспитанию детей.

2. Принцип единства общественного и информационного  воспитания. С учётом этого принципа строится содержание программы, даются практические задания, распределяются поручения среди родителей, что оказывает существенное влияние на работу детского сада с семьями воспитанников.

3. Принцип оптимального сочетания коллективных и индивидуальных форм повышения педагогической культуры родителей. Суть этого принципа в том, что коллективную работу родителей по освоению педагогических знаний и умений продолжает соответствующая работа с группами родителей, а также индивидуальная работа с отдельными семьями.

Программа «Современные гаджеты в развитии детей дошкольного возраста» строится по трем  направлениям:

  • Познавательное направление –  вовлечение в учебно-воспитательный процесс и участие в управлении учебно-воспитательным процессом в ДОО.
  • Речевое направление – развитие структурной, функциональной  и когнитивной речи дошкольника;   
  • Художественно-эстетическое направление – развивать     эстетические чувства и представления.

При работе с данной программой, следует учитывать следующее: особенность содержания данных материалов заключается в важной роли положительного примера со стороны взрослых и необходимости постоянных контактов педагогов, родителей и детей.

Приоритетные направления реализации Программы:

1. Регулярное, систематическое сопровождение семей по воспитанию детей, в плане рационального использования гаджетов.

2. Сотрудничество с родителями по развитию речевого творчества детей.

3. Развитие мышления и воображения ребенка, обогащение его эмоциями и пополнение словарного запаса.

Этапы реализации программы

Программа выполняется в 4 этапа:

 I этап – «Подготовительный» (информационно – накопительный, организационный); поиск форм, методов, способов развития гражданско-патриотического направления; изучение современных технологий.

II этап – «Практический» (поиск оптимальных способов эффективного взаимодействия всех участников программы, разработка проектов).

III этап – «Итоговый» (анализ проведенной работы, подведение итогов).

I этап – «Подготовительный» (информационно – накопительный, организационный);

№ п\п

Содержание деятельности

Ответственные

Сроки

Изучение и создание информационной базы по ознакомлению с современными гаджетами (телевизор, компьютер, интерактивные доски и столы и т.д)

Воспитатели

Родители

Разработка проектов

Воспитатели

Сбор информации, литературы, дополнительных материалов

Воспитатели

Определение основных форм работы;

Воспитатели

Выявление проблемы и постановка путей ее решения

Воспитатели

II этап – «Практический» (поиск оптимальных способов эффективного взаимодействия всех участников программы, разработка проектов)

№ п\п

Содержание деятельности

Ответственные

Сроки

Разработка перспективных планов на группах по работе ознакомления детей с современными гаджетами.

воспитатели

Разработка планов мероприятий по повышению грамотности родителей и педагогов с современными с современными цифровыми технологиями (и курсы, семинары)

Ст. воспитатель

 Воспитатели

Разработка проектов и построение работы семьи по вопросам знаний современных гаджетов

Воспитатели

III этап - «Итоговый» (анализ проведенной работы, подведение итогов).

№ п\п

Содержание деятельности

Ответственные

Сроки

Анализ проведенной работы

Воспитатели

Подведение итогов, составление отчетов работы над проектами.

Воспитатели

Содержание программы

Работа по программе ведется по трем направлениям:

  • Работа с педагогическим коллективом;
  • Работа с родителями воспитанников ДОУ;
  • Работа с детьми.

Основными направлениями деятельности с педагогами.

1.    Создание накопительной  базы  по  знаниям  современных цифровых технологий в  ДОУ

3.    Конкретизация основных направлений ознакомления дошкольников с современными гаджетами и их содержания.

4.    Координация деятельности педагогов ДОУ, общественных организаций, родительского сообщества, средств массовой информации и знаний  цифровых технологий  воспитания дошкольников.

Основными направлениями деятельности с родителями:

  1. Информационно-просветительское

Работа в данном направлении включает в себя: информирование родителей о   современных цифровых технологий и применения их в воспитании детей. ( Наличие у в доме  телефона , телевизора , компьютера и т.д.) оформление информационных буклетов, памяток, журналов, газет.

1. Наличие сайта  в ДОУ  и в каждой отдельной группе. (Информация на сайте должна быть интересной и по возможности  доступна всем родителям)

 2.   Использование социальных сетей  в частности для создания   групп в Контакте и т.д.

3. Использования мобильных приложений  для общения  в Viber и WhatsApp

4.  Использование цифровых образовательных платформ, благодаря которым педагоги и родители могут как организовывать ,  самостоятельно образовательный процесс , так  и быть постоянным наблюдателем ( если какой то процесс организован воспитателем   например : утренники в Д,ОУ)

2.Деятельностное

Деятельность:  в рамках этого подхода  включает разные формы работы с родителями воспитанников: индивидуальные формы работы (беседы, консультации, посещения семей, поручения родителям), коллективные  формы работы (организация родительских  собраний, конференций, выставок, лекций, родительских клубов, а также проектную деятельность. 

Методы и формы с родителями:

Методы работы

Формы работы

Традиционные формы работы

словесный;

наглядный;

практический;

проблемно-поисковый

индуктивный

 Информационные источники содержащие:  графическую , текстовую , цифровую, речевую, музыкальную  Видео- фото и другую информацию. Анкетирование («Что мы знаем о цифровых технологиях"

- консультации в родительских уголках («Как рассказывать ребенку о современных гаджетах"

- совместная деятельность детей и родителей (изготовление поделок);

- поисковая деятельность: подбор познавательных статей, экскурсии с фотокамерой, видеосъемкой;

-

 

-  Выпуск газет, папок передвижек, ширм, лепбуков. -разработанных в разных компьютерных программах(Microsoft Office)

.Педагоги выпускают тематические папки передвижки.  с различной тематикой, которые направлены на воспитание  детей в условиях семьи на основе цифровых технологий.

- день добрых дел (совместная трудовая деятельность воспитателей, родителей и детей);

- вечер в кругу героев например: "Лунтик учится играть "(принимают участие родители, воспитанники, воспитатели; организация отдыха: игры);

-семейная копилка (подбор материалов о семье с использованием современных гаджетов ( Фото- видео ролики)

- вечер народных игр и забав «как играли наши бабушки и дедушки» (игры, упражнения в смекалке, ловкости);

-  Новые игры с использованием современных гаджетов

Основными направлениями деятельности с воспитанниками.

Процесс знакомства с новыми цифровыми технологиями воспитания дошкольников может осуществляться через формирование трех компонентов:

  1. информационно-познавательного;
  2. эмоционально-оценочного;
  3. поведенческо-деятельностного.

Методы и формы с детьми:

Методы работы

Формы работы

Нетрадиционные формы работы

- словесный;

- наглядный;

- практический;

- проблемно-поисковый

- индуктивный

- беседы;

- игры: ролевые, театрализованные и дидактические;

- игры, упражнения, игровые тренинги на развитие эмоциональной сферы, эмпатии   (сопереживания);

- постановка проблемных ситуаций;

-проектная деятельность;

- разучивание стихотворений детьми.

- экскурсии

- наблюдения

- развлечения и праздники

-рассматривание картин, фото, иллюстраций и т.д.

  • совместная деятельность с педагогом, с родителями;
  • икт (интерактивные игры)
  • участие в конкурсах, акциях
  • дни открытых дверей;

Ожидаемые результаты реализации Программы

  • Форсированность детей дошкольного возраста начальных представлений о новых цифровых технологиях.
  • Проявление интереса к новым разработкам в мире цифровых технологий.
  •  Развитие у детей коммуникативных умений в игровой деятельности.
  • Бережное отношение к техническим приборам как дома так и в стенах ДОУ.
  •  Повышение уровня профессиональной компетентности в вопросах ознакомления детей дошкольного возраста с   новыми цифровыми технологиями
  • Педагогическое и воспитательное воздействие на процесс развития игровых действий.
  • Осознанное отношение к приобщению детей к истокам появления цифровой техники
  • Систематизирование знаний о педагогическом и воспитательном воздействии применения информации с помощью современных гаджетов
  • Активное участие в проектной деятельности.

Управление программой

Управление и корректировка Программы осуществляется по мере необходимости, согласовывается коллегиальным органом ОУ, утверждается локальными актами. Мониторинг реализации Программы осуществляется по завершению работы каждого этапа. Форма отчётности – аналитическая информация ответственных лиц.


Список использованной литературы

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012г № 273 - ФЗ " Об образовании в Российской Федерации - с использованием  статей " Консультант плюс".

2. Абраменкова В. В. Ребенок в «Заэкранье: кромешный мир компьютерных игр» / В. Абраменкова. – М. : Лепта книга, 2009. – 111 с.

3. Баркан А. И. Ультрасовременный ребенок / А. И. Баркан: худож. И. Чекмарева. – М. : Дрофа-Плюс, 2007. – 700 с.

4. Борцова, М. В. Дети старшего дошкольного возраста и электронные гаджеты (г. Славянск-на-Кубани, 2017 г.). С. 272-277.

5. Война мобильникам: новости о детях //Здоровье.-2005.-№4.-С.78.

6. Горчакова В. Г. Как воспитывать непоседу? От рождения до 3 лет / В. Горчакова. – М. : Эксмо, 2014. – 254 с.

7. Захарченко Е.Н. Новый словарь иностранных слов, 2010, Современный литератор.


8. Маслова Ю. В. Позитивные и негативные аспекты использования компьютерных технологий у детей и подростков.

9. Первые шаги детей в Интернете / Э. С. Печерская и др. // Социологические исследования. – 2014. – № 12. – С. 74–80 : табл.

10.  Семенова Е. В. Вещи, которые нас убивают [Электронный ресурс] / Е. Семенова. – Электрон. версия печатного изд. 2007 г. – Электрон. текстовые дан. – М. : ЛитРес, 2010.

11. Захарченко Е.Н. Новый словарь иностранных слов, 2010, Современный литератор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обмен опытом работы « Использование в профессионально – педагогической деятельности творческого педагогического проекта: Нетрадиционной техники рисования в развитии детей дошкольного возраста »

В своей работе использую программы «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы,  И.А Лыковой «Цветные ладошки»,      пособие для воспитателей Давыдовой Г.Н. «Нетрадиционные техни...

Цикл психологических занятий для родителей «Психолого-педагогическое сопровождение формирования педагогической культуры родителей как условие эмоционального развития детей дошкольного возраста»

Психологические игры по формированию коммуникативной компетентности; психогигиенические игры по преодолению семейных конфликтов; аутотренинги по овладению навыками быстрого устранения агрессивного пов...

Влияние гаджетов на развитие детей дошкольного возраста.

Материал предназначен, скорее, для родителей. В статье говорится о влиянии компьютерных игр на психическое и физическое развитие детей дошкольного возраста....

Современные педагогические технологии по музыкальному восприятию и развитию детей дошкольного возраста

Описание современных педагогических технологий по формированию музыкального восприятия дошкольников, их этапность, набор профессиональных действий музыкального руководителя позволяющих предвидеть резу...

Эволюция взглядов на качество дошкольного образования. Современные технологии в развития детей дошкольного возраста.ция взглядов на качество дошкольного образования.

Эволюция взглядов на качество дошкольного образования. Современные технологии в развития детей дошкольного возраста....

Мастер класс «Развитие креативного мышления, как одна из современных технологий в развитии детей дошкольного возраста»

С приходом обновленной системы дошкольного  образования, перед педагогом стоит задача воспитать дошкольника «нового поколения» с творческим или креативным мышлением.Безусловно, врожде...