Семинар- практикум: Развитие связной речи дошкольников методом ТРИЗ и РТВ.
консультация

Тумакова Анастасия Геннадьевна

Представляю мастер класс на тему: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста средствами ТРИЗ-РТВ технологии».
Что же такое технология?
Технология – это инструмент профессиональной деятельности современного педагога.
Триз – технология – это уникальная возможность при помощи качественного многофункционального инструмента решать задачи, которые были возложены министерством образования страны на педагогов ДО.
ТРИЗ - Теория Решения Изобретательских Задач разработана в СССР в 1946 году, ученым, Бакинским изобретателем, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Её современное название «Прикладная диалектика».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz_seminar.docx20.63 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар- практикум: Развитие связной речи дошкольников методом ТРИЗ и РТВ.

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Много гостей, много новостей!

Чтоб мастер-класс был веселей

Отвечайте поскорей!

Вы хотите поиграть?

Мастер-класс пообсуждать?

Вы сегодня ночью спали?

Утром встали, танцевали?

На мастер-класс вы опоздали?

Ручки и блокноты взяли?

Сколько вас всего, узнали?

На вопросы отвечали?

Это был вариант игры «Да-Нет» с элементами ТРИЗ.

Представляю мастер класс на тему: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста средствами ТРИЗ-РТВ технологии».

Что же такое технология?

Технология – это инструмент профессиональной деятельности современного педагога.

Триз – технология – это уникальная возможность при помощи качественного многофункционального инструмента решать задачи, которые были возложены министерством образования страны на педагогов ДО.

ТРИЗ - Теория Решения Изобретательских Задач разработана в СССР в 1946 году, ученым, Бакинским изобретателем, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Её современное название «Прикладная диалектика».

Цель ТРИЗ: не просто развивать фантазию детей, а научить мыслить системно, нестандартно и находить собственные решения.

Основная задача использования ТРИЗ - технологии – это привить ребенку радость творческих открытий.

Адаптированная к дошкольному возрасту, технология ТРИЗ позволяет воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём. Можно говорить всё! ».

В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста:

Метод Мозгового Штурма  Используется для активизации мыслительных операций, развития ассоциативных связей, как групповое и индивидуальное обсуждение разнообразных проблемных ситуаций. Например, нужно придумать и сочинить необычный рисунок, а изобразительных материалов нет. Как быть? Что же делать? То есть, ставится некая задача, решение которой дети предлагают сами. Главное в том, чтобы ребенок сам мог выдвигать разные, даже самые невероятные и нереалистические идеи и решения.

Синектика - так называемый метод аналогий: сравнение и нахождение сходства объектов или явлений. Представление самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации. Синектика всегда проводится в паре с мозговым штурмом.

Морфологический анализ — комбинаторный метод, суть которого предполагает рождение нового оригинального творческого решения или образа путём системного перебора всех теоретически возможных вариантов решения или характеристик объекта. 

Метод фокальных объектов (МФО)- установление ассоциативных связей с различными случайными объектами (к определённому объекту "примеряются" свойства и характеристики других, ни чем с ним не связанных объектов). 

Метод Робинзона – нахождение применения казалось бы совсем ненужному предмету.

Системный оператор - анализ и описание системы связей любого объекта материального мира: его назначение, динамику развития в определённый отрезок времени, признаки и строение и др.

Метод маленьких человечков (с этим методом вас уже знакомила Нина иосифовна)

Суть методики в том, что дети представляют себе маленьких человечков, которые живут, действуют в окружающих предметах и явлениях. Игра в маленьких человечков позволяет представить фазовые переходы веществ, моделировать строение веществ и процессы, происходящие в них, способствует развитию логического мышления, внимания, наблюдательности, сообразительности, позволяет делать умозаключения. Суть методики в том, что дети представляют себе маленьких человечков, которые живут, действуют в окружающих предметах и явлениях. Игра в маленьких человечков позволяет представить фазовые переходы веществ, моделировать строение веществ и процессы, происходящие в них, способствует развитию логического мышления, внимания, наблюдательности, сообразительности, позволяет делать умозаключения.

Сегодня я постараюсь заинтересовать вас данной технологией и познакомлю с новыми элементами ТРИЗ.

Для более полного представления о методах и приёмах ТРИЗ предлагаю поиграть.

Игра «Теремок» (с 5 лет)

(метод системного анализа, с 5-ти лет).

Цель: развивать воображение ребенка, его связную и образную речь.

Ввод в игру: напоминание сказки «Теремок».

Давайте вспомним сказку Теремок.Каждый участник получает карточку и играет за нарисованный объект. Ведущий выбирает картинку и становится хозяином условного теремка (коврик или детский домик, а другие (или другой) подходят к теремку и просятся к нему в домик (на примере сказки):

- Тук, тук, кто в теремочке живет?

- Я, Гитара. А ты кто?

- А я - удочка. Пусти меня в теремок?

- Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.

Чем же похожа гитара и удочка? Гость должен сравнить оба рисунка(гитара и удочка сделаны из дерева или и у гитары и у удочки есть струна – веревочка)

После этого гость заходит в теремок, далее  вступает в игру следующий участник игры. Теперь нужно сравнить новый предмет уже с удочкой. И так, пока все карточки не окажутся в теремке.

Игры можно проводить как самостоятельно, так и в сочетании с другими видами деятельности, как элемент занятия, игру-соревнование и пр.

Обучаем детей находить выход из любой сложной ситуации.

(картинки- дудочка, скрипка, груша, яблоко, мячик, часы, колесо)

Игра «Маша-Растеряша»

(метод мозгового штурма (проблемные ситуации), с 4-х лет)

Цель: развивать воображение ребенка, его связную и образную речь.

Ход игры: педагог берет на себя роль Маши-Растеряши и обращается к остальным:

- Ой!

- Что с тобой?

- Я потеряла нож. Чем я теперь буду хлеб резать?

Играющие называют ресурсы для выполнения данной функции, например: пилой, топором, леской, линейкой; можно рукой отломать. Маша-Растеряша отмечает самый оригинальный ответ.

-Ой!

- Что с тобой?

- Я потеряла ножницы. Чем я теперь буду бумагу резать?

бумагу можно резать ножом, лезвием, можно рукой оторвать.

Метод «Эвроритма». Предлагаю пофантазировать и изобрести свой новый предмет  (подружить с каким-нибудь предметом- нарисовать новое изобретение, придумать ему название и для чего оно нужно

кастрюля – танк;

кастрюля – книжка;

кастрюля – коляска;

кастрюля – клякса.

Предлагаю поиграть в рифмы

Сейчас поиграем с тобой.

Картинку покажем и слово подскажем-

Какое возьмём мы с собой.

Скажу я гармошка, а ты мне…(картошка),

Держу я рубашку, ты видишь…(букашку),

Взяла я корзину, купил ты…(картину).

Я вижу:  на поле пасётся баран,

А маленький мальчик несёт -…(барабан),

С тростинкой по тропке ползёт муравей,

А следом за ним  летит…(воробей).

Концерты на « Бис» даёт нам скрипач,

Детей веселит в цирке …(Циркач),

Весной прилетают с юга грачи,

Детишек всех лечат наши…(врачи).

И в заключение моего мастер-класса, представьте, что сегодняшний день вы провели в ресторане и теперь директор ресторана просит вас ответить на несколько вопросов:

Кто готов к общению с директором ресторана?

– Больше всего мне понравилось…

– Я почти переварил…

– Я переел…

– Пожалуйста, добавьте…

Молодцы, вы прекрасно справились со всеми заданиями.

Уважаемые педагоги!

• если вы хотите идти на работу как на праздник;

• если вам нравится, когда глаза детей блестят;

• если вы хотите получать от каждого занятия максимум удовольствия;

• если вы желаете общаться с умными, думающими детьми;

• если вы хотите получить ключи к творчеству, сочинительству,

займитесь ТРИЗом! Творческих вам успехов!

Спасибо за внимание.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Развитие творческого мышления дошкольников посредством ТРИЗ"

Презентация "Развитие творческого мышления дошкольников посредством ТРИЗ". раскрывается  теория применения технологии ТРИЗ в практике работы с детьми дошкольного возраста....

Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Семинар – практикум   «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчу...

Семинар - практикум «Технологии развития связной речи дошкольников (по Триз)

Семинар - практикум "Технологии развития связной речи дошкольников (по ТРИЗ)"...

Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Приняла участие на семинаре – практикуме по теме: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развит...

Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология связной речи дошкольников Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология связной речи дошкольников Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хомен...

Семинар-практикум "Развитие связной речи дошкольников"

Семинар-пркатикум "Развитие связной речи дошкольников"...

Семинар-практикум "Развитие связной речи как средство формирования коммуникативной компетентности дошкольников".

ldquo;Ввести ребёнка в мир человеческих отношений— одна из важных задач воспитания личностиребёнка дошкольного возраста”В. А. Сухомлинский...