Технологические карты
учебно-методический материал (старшая группа)

Исламова Анна Сергеевна
Технологические карты образовательных ситуаций «открытия» нового знания по ОО «Познавательное развитие»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh.karty_.docx36.02 КБ

Предварительный просмотр:

 Технологические карты образовательных ситуаций «открытия» нового знания по ОО «Познавательное развитие»

Образовательная область, вид деятельности

«Познавательное развитие» (ознакомление с окружающим миром)

Возраст детей

6 - 7 лет (подготовительная к школе группа)

Тема НОД

Закрепление пройденного материала

Цель

Одежда народов ханты и манси. Рисование узора.

Задачи

Формирование представления детей об особенностях женской и мужской одежды народов Севера - ненцев.

Материал

  • Развивать эстетическое восприятие, учить видеть красоту предметов созданных руками человека.
  • Воспитывать интерес, любознательность, чувство помощи, сопереживание.
  • Развивать  эстетическое восприятие, чувство симметрии, композиции, цвета.  
  • Продолжать учить рисовать красками, воспитывать аккуратность.

Предполагаемый результат

 

Этап

ы техно логии

«Сит уация

»

Этапные задачи

Деятельность педагога

Осуществляемая деятельность воспитанника

Предпосылки учебной деятельности

Контроль результатов деятельности

I.Введе

ние в

ситуа цию

Создание условий возникновения внутренней потребности включения в деятельность.  

В.:  Добрый день, ребята! Знаете ли вы, что такое блиц-вопросы? Верно, это означает быстрый ответ на вопрос. Предлагаю ответить на несколько блиц-вопросов.

  • Как называется наша страна?
  • Как называется округ, в котором мы живем?
  • Как называется наш город?
  • Какие национальности живут в нашем городе?

Включаются в игровую ситуацию, отвечают         на вопросы         педагога, активизируют мыслительные процессы.

 

Настрой на предстоящую деятельность.

Включены в игровую ситуацию

II.Акту ализац ия знаний

Актуализировать знания и умения детей.

 

В.: Сегодня к нам в гости пришла девочка Нани. Кто может сказать какой национальности Нани?

Как вы это узнали? (по одежде).

Участвуют в диалоге. Отвечают на вопросы,

рассказывают, объясняют.  

 

Умение

слушать         и

понимать, удерживать учебную задачу

Включение         в

обсуждение

 

Постановка детской цели

В.: Нани пришла к нам с просьбой. Девочка сшила праздничную  одежду для своих братьев и сестер,

Проговаривают цель

Умение определять

Проговаривают цель

но Злой дух Нга украл их. Чтобы вернуть одежду, она должна выполнить задания Духа. ХОТИТЕ помочь? СМОЖЕТЕ? Тогда отправляемся в путь.

цель предстоящей деятельности.

III.Введение

знаний

в

систем

у

знаний

Создать условия для краеведческих знаний и умений.  

 

В.: Дух Нга оставил свои метки. Наверное, по ним мы и сможем к нему прийти. Вот они (показ). Кто нашел первую метку?  

Дети открывают конверт с 1 заданием.  

«Женская и мужская одежда, обувь ненцев».

Рассказ детей по слайдам презентации:  

Ягушка, верхняя одежда ненецких женщин, её шьют  из меха оленя, украшают кусочками цветной ткани  и  расшивают бисером.  

Малица - мужская верхняя  одежда. А это пояс, которым  подпоясывают малицу или ягушку. Зимняя обувь ненцев называется «кисы», они сшиты из меха оленя и украшены  орнаментом из бисера.

В.: Ребята, прозвенел колокольчик. Это значит, мы правильно выполнили задание и можем идти дальше.

  1. задание «Северный орнамент».

В.: Для выполнения задания вы должны разделиться на две команды. Задание: Посмотрите внимательно на  карточку. Вам надо изобразить орнамент без слов, а другая команда  должна догадаться, какой орнамент вы показываете («оленьи рожки», «лисий локоть», «заячьи ушки» и др.)

  1. задание «Укрась одежду».

В конверте силуэты малицы и ягушки, которые нужно украсить орнаментами»

В.: Ребята, давайте подумаем, какое задание злого духа Нга должны выполнить? Вспомним, где располагаются орнаменты на одежде ненцев? Возьмите все необходимое и приступайте к работе. Самостоятельная работа детей. Готовые работы дети выставляют на мольберт.

Выполняют

        задание         на

освоение краеведческих знаний.

Осуществляют самостоятельную

проверку         и взаимопроверку.

 

 

 

 

Выполнение действия         по замыслу,

самоконтроль

.

Анализ индивидуальных достижений.

IV.Осм ыслени

е

(итог)

Формирование умения фиксировать достижение цели. Проводить анализ своей деятельности.

В.:  Ребята, расскажите, для кого вы украшали одежду и каким узорами. Маша, как называется орнамент, который ты нарисовала? Никита, что ты украшал? Надя, тебе нравится твоя работа? Матвей, а тебе? Арсен, чья работа тебе понравилась больше всего? Почему?

На интерактивной доске исчезает картинка злого духа и появляются изображения праздничной одежды ненцев.

В.: Ребята, злой дух исчез! Что это означает? Что мы должны были сделать? Для чего? Смогли помочь? Вы молодцы!  

Арсен и Маша правильно отвечали на вопросы. Надя и Матвей верно назвали все орнаменты. Никита, Даша и Кирилл очень аккуратно раскрасили одежду ненцев.  

Ненецкая девочка Нани благодарит вас за помощь!

Молодцы!

Осуществляют самостоятельную

проверку         и взаимопроверку.

Развивают речь (отвечают на

вопросы воспитателя) Учатся анализировать.

Формирование умения проводить анализ         своей

деятельности

и

деятельности других детей.

Самооценка.

Анализ индивидуальных достижений.

Дают оценку своей работе и работе других детей.

Образовательная область, вид деятельности  

«Познавательное развитие» (ознакомление с социальным окружением), «Художественно-эстетическое развитие» (лепка)

Возраст детей

6-7 лет, подготовительная к школе группа

Тема НОД

 «Средства передвижения народов Севера»

Цель

 Продолжать расширять и уточнять представления детей о жизни  народов Севера –ненцев.

Задачи

  • обобщить и дополнять знания и представления о средствах передвижения ненцев;  
  • закреплять технические навыки и приёмы лепки, необходимые для создания творческих работ из пластилина: раскатывать, сплющивать - прижав ладонью, соединять детали методом сглаживания;
  • развивать чувство формы, пропорции и композиции в процессе лепки;
  • развивать воображение и фантазию;
  • развивать умение оценивать свои и чужие продукты труда;
  • развивать творческую активность, связную речь при составлении рассказа о своей поделке;
  • воспитывать интерес к лепке; усидчивость, аккуратность в работе, волевые качества (умение доводить начатое дело до конца);
  • формировать желание приносить радость другим, внимательное отношение к просьбам товарищей, взаимовыручку.

Материал

 ИКТ-иллюстрации с видами средств передвижения народов Севера, алгоритм действий лепки (на доске и индивидуальные карточки), кукла в ненецком национальном костюме ненцев  с подарочной упаковке, зубочистки, ватные палочки, пластилин разных цветов, доски для лепки, стеки, салфетки.

Предполагаемый результат

Называют средства передвижения ненцев; владеют основными приемами лепки.

Этапы технологии «Ситуация»

Этапные задачи

Деятельность педагога

Осуществляемая деятельность воспитанника

Предпосылки учебной

деятельност

и

Контроль результатов деятельности

I.Введение в игровую  

ситуацию

Создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность

В.: Ребята, сегодня утром пришло электронное письмо для нашей группы. Хотите узнать,  от кого оно?

  «Дорогие ребята! Меня зовут Юра.  Я живу в большом городе Санкт-Петербург. У моей подруги Юваны,                 которая живет в ямальской тундре, скоро день рождения. Я хочу ее поздравить. Но мне никак не переправиться. Помогите к ней попасть!»

В.:  Хотите помочь Юре? А сможете ему помочь?         

 

Включаются         в

игровую ситуацию,  активизируют мыслительные процессы.

Настрой на предстоящу ю деятельност

ь

Включение в диалог.

II.Актуализация знаний

Создать мотивационную ситуацию  

В.: А как мы можем ему помочь? Давайте вспомним, как по тундре передвигаются коренные жители  Севера?  

Работа с презентацией у интерактивной доски

В.:  Какие средства передвижения вы видите?  (оленья упряжка, лыжи, лодка). Когда удобны нарты? Лыжи? Почему? Верно, в зависимости от времени года и условий используются разные средства передвижения.  

А какое время года сейчас? Какое средство передвижения вы предложили бы Юре, чтобы перебраться через реку? Почему?  

Участвуют

диалоге, опираясь на         заранее

полученные знания.

Активизируют мыслительные процессы

в

Умение слушать и понимать, удерживать учебную задачу

Включение в обсуждение

III.Открытие нового  

Вовлечение детей в процесс усвоения нового

материала,  самостояте льного решения вопросов проблемного характера, поиска и открытия нового знания.

В.: Кто знает, как ненцы называют свою лодку? Хотите, расскажу? Жизнь коренных жителей тесно связана с водой и их трудно представить без легкой долбленой лодки, называемой облас или обласок.  Облас ненцы изготавливают из кедра,  т.к. он легкий и не намокает в воде. Общая форма обласа — длинная и узкая. Корма немного ниже чем нос, в вершине носовой части отверстие для веревки. Продвигаются ненцы на лодках при помощи весел. Мужчина управляет лодкой у кормы, женщины и дети - гребут. Лопасть (показ на рисунке) весла обычно изогнута, узкая и заостренная. Лодки со временем усовершенствовались, но их форма и назначение не изменились.

Включаются активную познавательно-речевую деятельность рассуждают, отвечают вопросы.

 

 

в

– на

Умение слушать и понимать  

 

Включение в обсуждение Ответы  детей

IV.Введение новых знаний в систему знаний

Использование нового знания совместно с освоенными ранее

В.: Ребята, из чего мы сможем сделать лодку? Предлагаю слепить! В какой последовательности выполнить работу, вам подскажет технологическая карта. Из каких частей состоит лодка? (корпус, бортики, сиденье, весла).

        1. С чего начнете работу по ленке? Скатать из него

Выполняют

        задание         на

совершенствование изобразительный навыков.

Выполнение действия по замыслу, самоконтрол

ь.

Анализ индивидуальных достижений

Фиксировани е детьми достижения

«детской» цели.  

Проговарива ние условий, которые позволили достигнуть этой цели.

шар, затем раскатать из шара овал и сплющить его ладонью, придавая ему форму треугольника. Это будет дно нашей лодки.

2. Что будете делать дальше? Следующие два кусочка  пластилина нужно раскатать и придать форму прямоугольника. Его длина должна быть равна длине борта. Согните по форме дна и соедините две получившиеся части. Должно получиться, как на фото. 3. Далее слепите третий прямоугольник. Это - заготовка для задней части лодки. Крепко прикрепите её к лодке. Лодка практически готова!

3. Затем из пластилина другого цвета сделайте  сиденье. Для велел слепите два маленьких прямоугольника с закругленными концами и оденьте на  палочки.  Весла готовы!

4. Дальше делаем держатели для весел - слепите из серого пластилина две маленьких жгутика и прикрепите их между носовой частью лодки и сиденьем друг напротив друга.  

Можно приступать к работе!

Осуществляют самостоятельную проверку         и взаимопроверку.

 

 

 

 

V.Осмысление (итог)

Формироват

ь у детей умения проводить анализ своей деятельност

и и

деятельност и других детей.

В процессе лепки воспитатель осуществляет помощь детям.  

Готовые работы выставляются на условный водоем В.: Обласы готовы! Таня, какая лодка нравится тебе больше всего? Почему?  Ваня, а тебе? Антон, сравни свою лодку и лодку Вани. Кто испытывал трудности и в чем?

В.: Ребята, кому вы сегодня помогали? В чем заключалась наша помощь? Смогли помочь?  

Спасибо, ребята, за вашу помощь друзьям! Теперь Юра сможет попасть на День рождения своей подруги!

Осуществляют самостоятельную проверку и взаимопроверку. Развивают речь (отвечают на

вопросы воспитателя) Учатся анализировать.

Формирован ие умения проводить анализ своей деятельности и деятельности других детей.

Самооценка

Анализ индивидуальных достижений.

Дают оценку своей работе и работе других детей.

Образовательная область (вид деятельности)

«Художественно-эстетическое развитие» (конструирование из бумаги), «Познавательное развитие»

Возраст детей

6-7 лет (подготовительная к школе группа)

Тема НОД

«Цветной коврик для гномов» (плетение из бумаги)

Цель:

Развитие способности детей к конструктивно-модельной деятельности, стимулирование детского творчества.  

Задачи:

  • учить  делать коврик, пользуясь рисунком,  переплетая бумажную основу полосками цветной бумаги;  - формировать умение работать с линейкой;
  • познакомить с понятием «симметрия»;
  • развивать глазомер, моторику;
  • воспитывать усидчивость, внимание;
  • воспитывать волевые качества (умение доводить начатое дело до конца).

Материал

Квадраты (20 х 20 см) плотной белой бумаги, по 6 разноцветных полосок из цветной бумаги (1,5 х 10 см) на каждого ребенка, клей, салфетки, 2-3 образца, выполненные в разной цветовой гамме и с разным плетением.  

Магнитная доска, ноутбук, SMART-доска, мультимедиа-презентация, изделия ручной работы.

Предполагаемый результат

Владеют техникой переплетения бумажных полосок на основе.

Этапы технологии

«Ситуация»

Этапные задачи

Деятельность педагога

Осуществляемая деятельность воспитанника

Предпосылки учебной деятельности

Контроль результатов деятельности

I.         Введение в игровую  ситуацию

Создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность.

Воспитатель собирает вокруг себя детей.  

В.: Ребята, вспомните сказку про гномов, которую слушали вчера (дети называют сказку, имена гномов и сколько их было).  В.: Гномы построили себе новые домики на лесной опушке и занимаются их благоустройством.  

Включаются в игровую ситуацию, отвечают на вопросы педагога, активизируют мыслительные процессы.

Настрой на предстоящую деятельность.

Включены в игровую ситуацию

II. Актуализ ация знаний

 

Просмотр презентации.

С древних времен ковры применялись в обстановке жилища человека. Ковры не только украшают помещения, но и служат для утепления пола и стен. Ковры изготавливаются вручную или с использованием специальных машин.  В.: Вот какие коврики гномы уже соткали (показ). Вам нравятся? Коврики яркие, красиво подобраны цвета. Какой материал они использовали? Обратите внимание – узоры на ковриках симметричны. Кто знает, что такое симметрия?  

Объяснение понятия «симметрия»:

В.: Если рисунок сложить ровно пополам, то одна часть точно совпадет с другой. Вот, посмотрите! (демонстрация на экране). Посмотрите еще раз на коврики гномов. Какой из них имеет симметричный рисунок, а какой нет?

Умение

слушать         и

понимать, удерживать учебную задачу

Включение         в обсуждение

В.: Скоро у гномов новоселье. Хлопот очень много и они не успевают соткать коврики в каждый домик. Поэтому обращаются к вам с просьбой помочь им в этом деле.  

В.: ХОТИТЕ помочь гномам в создании уюта их домиков? А СМОЖЕТЕ?  

В.: У гномов одна просьба: рисунок ковриков должен быть симметричным.  

В.: Итак, что вы решили сделать? Для чего? Каким способом коврики будут сделаны?  Из какого материала будут сплетены коврики? Возьмите необходимые инструменты и приступайте к работе!

Гномы очень ждут.  

Проговаривают цель

III. Ситуация затруднения

Фиксация затруднения, понимание его причины.

В.: Ребята, почему вы не начинаете работу? (не знаем, как делать). Что именно вы не знаете? (как переплетаются полоски). Может у кого-то есть предположение, как это сделать? Как узнать правильно мы думаем или нет?

(спросить у гномов).  

Ищут варианты, как решить

поставленную задачу.

Умение фиксировать затруднение, определять способы достижение результата.

Ответы детей

IV. Открыти

е нового знания или способа действия

Вовлечение детей в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характера, формирование опыта успешного преодоления трудностей через выявление и устранение их причин.

В.: Посмотрите, как это делали гномы.

Демонстрация способа переплетения - на экран.

-Четырёхугольник  складываем пополам. - Отступив от края,  противоположного линии сгиба, по линейке начертить линию. - По этой линии делаем отметки с помощью линейки и карандаша, соблюдаем одинаковое расстояние, затем соединяем. - Со стороны сгиба по начерченным линиям делаем надрезы до горизонтальной линии.

  • Разворачиваем заготовку.  
  • Полоски бумаги разных цветов пропускаем  через заготовку, чередуя в шахматном порядке.
  • Концы полосок нужно подклеить. Коврик готов!  

Включаются в активную познавательно-речевую деятельность – рассуждают, отвечают на вопросы, делятся мнениями, выстраивают логическую цепочку деятельности.

Умение выбирать способы преодоления затруднения.

Ответы детей.

V.         Введение новых знаний в систему знаний

 

В.: Это очень увлекательная работа! Попробуете заняться ткачеством? Во время плетения вы можете воспользоваться рисунками гномов или придумать свой симметричный рисунок для коврика. Не забываем о технике безопасности при работе с ножницами! Во время самостоятельной работы детей педагог помогает детям в разметке основы, напоминает о том, что цвета должны гармонировать (сочетаться) между собой; рисунок коврика должен быть симметричным. Дает совет, как сделать так, чтобы коврик выглядел аккуратным: цветные полоски плотно прилегают друг к другу, не расположены криво, необходимо приклеивать края, чтобы полоски не выпадали из коврика.

Выполняют задание на освоение нового вида лепки.

Осуществляют самостоятельную

проверку         и взаимопроверку.

 

 

 

 

Выполнение действия         по замыслу,

самоконтроль

.

Анализ индивидуальных достижений.

VI. Осмыслен

ие (итог)

Фиксирование детьми достижения «детской» цели. Проговаривание условий, которые позволили достигнуть этой цели.

Для тех, кто закончил работу раньше, педагог предлагает  рассмотреть изделия друг друга.

В.: Как вы считаете, мы помогли гномам? Сегодня вы показали работу ткачей. Вам было интересно? Ты доволен своей работой, Арсен? Что у тебя получилось лучше всего, Маша? Какой коврик, Ангелина, нравится тебе больше всего? А тебе, Надя? Почему? (аккуратно выполнен, ровные линии, плотно расположены цветные полоски, красивое сочетание цветов подобрано и т.д.).

В.: Антон, у тебя были затруднения? В чем? У тебя все получилось, Никита? А почему это случилось? Что ты сделал не так?  

В.: Какие особенности в плетении вы теперь знаете? (полоски должны плотно прилегать друг к другу, чтобы не было пустого пространства).

В.: Посмотрите на свои коврики. Что напоминает рисунок переплетения полосок? Как можно назвать такой рисунок плетения? («шахматное» плетение).

 В.: У кого рисунок коврика симметричен?

В.: Молодцы, ребята, сегодня вы научились плести коврики из бумаги, как настоящие ткачи! Гномам приятно будет получить такие подарки на новоселье.

Осуществляют самостоятельную

проверку         и взаимопроверку.

Развивают речь (отвечают на

вопросы воспитателя) Учатся анализировать.

Формирование умения проводить анализ         своей

деятельности

и

деятельности других детей.

Самооценка.

Анализ индивидуальных достижений.

Дают оценку своей работе и работе других детей.

Образовательная         область (виддеятельности)

«Познавательное         развитие»,         «Художественно-эстетическое         развитие»         (конструктивно-модельная деятельность – «Робототехника»)

Возраст детей

6-7 лет (подготовительная к школе группа)

Тема НОД

«Числовой барабан»

Цель

 Развивать конструкторские способности

Задачи

  • закреплять знания о работе инфракрасного датчика в конструкторе Robokids;
  • научить собирать из конструктора роботизированную модель «Числовой барабан», используя схему сборки; - развивать логическое мышление, умение находить причинно-следственные связи.

Материал

SMART-доска, наборы образовательного конструктора Robokids на каждого ребенка, 2-х местные столы, стулья.  

Предполагаемый результат

Дети научатся конструировать роботизированную модель из  конструктора Robokids

Этапы технологии «Ситуация»

Этапные задачи

Деятельность педагога

Осуществляемая деятельность воспитанника

Предпосылки учебной

деятельност

и

Контроль результатов деятельности

I.Введение в игровую  ситуацию

Создание условий возникновения внутренней потребности включения в

деятельность

.

В.: Ребята, вы любите играть в настольные игры? Назовите, в какие настольные игры вам нравится играть? Сегодня я хочу предложить вам одну интересную настольную игру-ходилку.  

 

Включаются         в игровую ситуацию, отвечают         на вопросы         педагога, активизируют мыслительные процессы.

Настрой         на предстоящую деятельность.

Приветствие, включение диалог.

в

II.Актуализац ия знаний

актуализация знаний и опыта детей.

В.: Вспомните, в чем заключается главное правило игры-ходилки?  

 

Участвуют в диалоге. Отвечают

на вопросы, рассказывают, объясняют.

Тренируют мыслительные операции: обобщение и анализ, синтез  

Выполнение заданий.

 

Определение цели «детской» деятельности

В.: Ребята, я забыла сказать, что в новой игре нет игрового кубика. Как нам определять количество ходов?  

В.: Интересные предложения. А как вы думаете, используя конструктор Robokids, мы можем сконструировать  то, что может заменить нам, игральные кубики? Как назвать этот механизм? Правильно, это игровой крутящийся барабан. Предлагаю сконструировать модель числового барабана для настольной игры. ХОТИТЕ, собрать барабан? СМОЖЕТЕ?

Проговаривают цель

Умение слушать и понимать, удерживать учебную задачу.  

Ответы детей.

III.Открытие нового знания или способа действия.

Вовлечение детей в

процесс самостоятел ьного решения вопросов проблемного характера, поиска нового знания.

В.: Итак, что мы решили сделать? Для чего?  

В.: Ребята, можем ли мы сделать так, чтобы числовой барабан начинал вращаться и останавливаться автоматически?  Что для этого можно использовать? (инфракрасный датчик). Вы можете рассказать, как это будет происходить? (ответы детей).  

В.: Кто знает, какой принцип работы датчика? (он реагирует на прикосновения). Как проверить наши предположения? (в работе, начать собирать рулетку).

В.: Согласна! Проходите за столы, используя схему сборки на ваших столах,  приступайте к сборке!  

По ходу работы педагог осуществляет индивидуальную помощь в поэтапном конструировании (уточняет действия детей, их понимание этапа сборки, корректирует работу и т.д.).  

В.: Сборка подошла к завершению. Как  запрограммировать наш барабан? (использовать определенную карту программирования).

Дети высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают ранее усвоенное.

Анализируют ситуацию. Выполняют задание на новый способ действия.

 

Умение выбирать способы преодоления

затруднения

 Самоконтроль

Ответы детей

 

Анализ индивидуальны х достижений, фиксация результата.

III.Введение новых знаний в         систему

знаний

Создать условия         для закрепления конструктор ских навыков.  

 

В.: Механизм барабана собран, предлагаю его проверить в действии. Поиграем?

Дидактическая игра «Найди пару»

Послушайте правило игры: из волшебного мешочка вынимаем по одной карте, на столе разложены карты программирования, вам нужно найти пару к вашей карте и определить какое движение задает эта карта.

Использование нового знания совместно с освоенным ранее алгоритма действия.

Усвоение общего способа действий Воспитывать умение взаимодейств овать со взрослым и сверстниками

Наблюдение за процессом деятельности

IV.Осмыслени е (итог)

Фиксирование детьми достижения

«детской» цели.  

В.: Никита, у тебя получилось сконструировать задуманное? А у тебя, Данил? Что позволяет твоей модели вращаться, Даша? Костя, что ты использовал для автоматического вращения числовой рулетки? Карина, что нового ты сегодня узнала? Какие знания вам помогли?

В.: Где еще можно использоваться принцип работы числового барабана? (колесо обозрения, лопасти вертолета и т.д.). Я рада, что у вас всё получилось!

До новых встреч!

Развивают речь. Учатся анализировать. Проговаривание условий, которые позволили достигнуть этой цели

Умение оценивать свои действия.

Дают оценку своей работе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по сенсорике "Разрезные картинки"

Технологическая карта по сенсорике "Разрезные картинки"...