Консультация для воспитателей "Формирование у детей дошкольного возраста сознательного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих."
консультация (подготовительная группа)

Гебель Ольга Александровна

Данная консультация даст представление о необходимости поиска механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к сохранению жизни и здоровья . к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Формирование у детей дошкольного возраста  сознательного отношения  личной безопасности и безопасности окружающих»

 

Воспитатель: Гебель О.А.

2020 г.

Начавшийся ХХI век, к сожалению, для нас, взрослых, для родителей, для наших детей – это время тревоги и неуверенности в завтрашнем дне. Теракты с многочисленными жертвами детей, стариков, заказные убийства, разгул бандитизма, кражи детей, увеличения частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, отсутствие навыков правильного поведения в различных угрожающих и чрезвычайных ситуациях – всё или почти всё перечисленное обесценило самое дорогое для человека – жизнь. Как отмечает А. И. Муравых, «обеспечение безопасности жизнедеятельности – это, по существу, создание таких условий в системе, при которых действие детерминированных или случайных факторов, вызывающих появление опасности, ограничивается и в итоге приводит к снижению опасности до приемлемого уровня».

Поэтому возникла необходимость поиска механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к сохранению жизни и здоровья, к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. Специалистами разных научных направлений отмечается, что таким механизмом должно быть образование. Данная подготовка должна проходить на всех этапах жизни человека, и начинать необходимо с дошкольного возраста.

Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребёнка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмо опасных ситуаций. Огромная работа по воспитанию безопасного поведения проводится в дошкольных учреждениях с использованием различных приёмов и методов, что способствует постепенному повышению уровня формирования элементарных правил безопасного поведения детьми и выполнению правильных действий при возникновении опасных ситуаций. Также значимой является проблема создания условий и в семье, позволяющих ребёнку планомерно накапливать опыт безопасного поведения.

Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям? Ребёнок попадает в различные жизненные ситуации, выход из которых требует от него знаний и умений.

Для того, чтобы ребенок не растерялся и принял правильное решение, необходимо: во-первых, дать определенный объем знаний об общепринятых человеком нормах поведения; во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, ситуации, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте; в-третьих, развить у дошкольников самостоятельность и ответственность.

При этом важно научить ребёнка объяснить собственное поведение. Если он сможет объяснить, как он вёл себя, хорошо это или плохо, почему это с ним случилось, и что при этом он чувствует, тогда он лучше сможет понять, что он делает не так. Ребёнок, который сможет объяснить, что с ним происходит, помогает нам, взрослым лучше понять его, а значит, снимает многие проблемы и неприятности.

Пока дети находятся в заботливых руках родителей, взрослые, а тем более дети, не задумываются серьёзно над проблемами безопасности. Полностью оградить ребёнка от любых происшествий можно при условии, если взрослые будут целый день рядом с ним, не отойдут ни на шаг, да ещё станут держать его за руку. Но скоро наступит момент в жизни семьи, когда ребёнка надо будет отпускать от себя. Готов ли ребёнок к самостоятельным шагам? Сможет ли защитить себя, избежать опасностей? Об этом надо думать и заботиться уже сейчас, пока он рядом с нами.

Нельзя упускать время! Наверстать его, будет очень трудно. Каждая наша недоработка, касающаяся вопросов личной безопасности, впоследствии может обернуться бедой. Учитывая этот факт, постараемся дать вам некоторые советы и рекомендации.

Для приобщения ребёнка к безопасному поведению необходимо соблюдение некоторых принципов:

  1. Последовательности: Во избежание ситуаций, опасных для собственной жизни и жизни других людей, необходимо формирование определённой культуры мышления и поведения. Этот процесс должен проходить систематически и последовательно – от знакомого к незнакомому, любая ступень обучения опирается на уже освоенное в предыдущем опыте. Такую работу следует проводить уже с раннего возраста.
  2. Воспитание собственным примером: Свои наблюдения за реальным поведением взрослых дети предпочитают скучным нравоучениям. И если одно расходится с другим, то трудно требовать от ребёнка следования правилам. Пример старших в выработке у ребёнка стойкой привычки как вести себя в той или иной проблемной ситуации в соответствии с нормами и правилами поведения – главный фактор воспитания и дисциплинированного поведения. (Например, наезды транспортных средств происходят в момент перехода ребёнка с родителями проезжей части улицы. Именно родители нарушают правила перехода (идут в неустановленном месте, на запрещённый знак светофора, перед близко идущим транспортом и т. д.) Поэтому здесь важную воспитывающую функцию несёт собственный пример родителей.
  3. Соответствие формы обучения возрасту ребёнка: Целесообразность того или иного поведения должна выступать в контексте потребностей ребёнка, а также его возрастных возможностей. Процесс обучения ваших детей должен соответствовать его возрастным возможностям, граничащих со способами донесения той или иной информации в различных его формах.
  4. Включённость обучения в контекст повседневной жизни: Знания должны стать для ребёнка основой его жизнедеятельности. Существенной стороной обучения является практическое закрепление знаний. В силу конкретности и образности детского мышления, обучение должно быть наглядным и проходить в естественных условиях. Взрослые обязаны закреплять эти знания на практике, расширяя возможности их практического применения. Можно включать их в развивающие подвижные, сюжетно-ролевые и дидактические игры, проблемные игровые ситуации т. д.
  5. Поощрения ребёнка к принятию ответственности за свою безопасность и безопасность окружающих: Необходимо приучать ребёнка к самостоятельному оцениванию ситуации, так как взрослый не всегда может находиться рядом с ребёнком. Содействовать такому навыку может обязанность нести ответственность за другое живое существо. Естественно, без сухих правил нельзя. Но надо помнить, что ребёнок хорошо запоминает только то, что для него эмоционально окрашено и может применяться практически.

Исходя из особенностей восприятия и понимания детьми информации, можно выделить следующие виды работы в семье по формированию личной безопасности поведения детей:

Ознакомление через произведения художественной литературы: загадок, сказок С.Я. Маршака «Кошкин дом», «Повесть о неизвестном герое» и др.; стихов Е. Хоринской «Спичка-невеличка», С. Я, Маршака «Пожар» и др.; рассказов В. Гальченко «Приключения пожарного», Б. Житкова «Первая тревога», М. Поступальской «Вечно живой», «Рассказы об огне» Е. Васильева «Чтобы не было беды – делай правильно», С. Обоева «Азбука безопасности»; рассматривания иллюстраций «Дети у костра», «На охоте» и др.; рассматривания плакатов, наборов открыток и др. Очень важно родителям побеседовать с ребенком о прочитанном произведении, уточнить мнение ребенка о поступке героев.

Игровая деятельность: дидактические игры: «Беспорядок», «Азбука безопасности», «Правила этикета или как правильно вести себя в обществе», «Я – спасатель», «Азбука здоровья», «Угадай предмет», «Нарисуй отгадку», «Соедини по точкам», «Так и не так».

Подвижные игры: «Красный, жёлтый, зелёный», «Похитители и находчивые ребята», «Огонь», «Раз, два, три, что может быть опасно – найди».

Наблюдения и экскурсии:  на их протяжении обсуждайте с ребёнком возникающие ситуации, находя вместе с ребенком правильный выход.

Особое значение для овладения ребёнком азбукой дорожного движения приобретают прогулки взрослых с детьми, в процессе которых можно обучать умению ориентироваться в дорожной обстановке, понимать и соблюдать требования безопасности. С этой целью полезно комментировать путь из детского сада, указывая, где и как переходить улицу, с какой стороны обходить стоящий трамвай, обращать внимание ребёнка на участки с интенсивным движением, а также места, где останавливается общественный транспорт. У детей дошкольного возраста следует вырабатывать привычку держаться подальше от любого предмета, мешающего осматривать обе стороны дороги, не убедившись в безопасности перехода.

Совместная творческая деятельность детей и родителей. Полученные ребенком знания желательно отражать в рисунках, поделках, закреплять в играх-драматизациях, проигрывании проблемных ситуаций. Например, родители вместе с ребенком рисуют план-схему своей квартиры, находят и обводят красным карандашом опасные, на их взгляд, места, обосновывая свои ответы. Закрепление знаний правил дорожного движения возможно, взяв на себя роль полицейского-регулировщика, водителя транспортного средства, пешехода. Воспитание детей в русле ответственности за собственную безопасность и безопасность окружающих, формирование представления реальности проблемы и необходимость соблюдения норм и правил поведения – это постоянный процесс, в котором должны участвовать все: и педагоги, и родители. Тогда жизнь детей будет в безопасности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Формирование у детей дошкольного возраста осознанного отношения к своему здоровью в непосредственно образовательной деятельности по физической культуре".

Консультация для воспитателей " Формирование у детей дошкольного возраста осознанного отношения к своему здоровью в непосредственно образовательной деятельности по физической культуре"...

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста сознательного отношения к здоровому образу жизни.

Актуальность проблемы здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, э...

ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЛИЧНЫМ ПРАВАМ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Важнейшим достижением системы российского народного образования за последние десятилетия является ее переориентация на принципы гуманизации, на воспитание подрастающего поколения в духе общечеловеческ...

консультация Формирование у детей дошкольного возраста уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родине.

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, общес...

Художественно - эстетическое развитие детей дошкольного возраста: Рисование. Сообщение из личного опыта.

В сообщении описаны основные этапы работы для развития художественно - эстетического развития детей через рисование , которые я применяю  в своей работе с детьми....

Консультация для родителей "Воспитание у детей дошкольного возраста положительного отношения к труду"

Данный материал предназначен для воспитателей и родителей детей дошкольного возраста....

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста сознательного отношения к здоровому образу жизни.

Здоровье – это то, что желает каждый человек, но быть абсолютно здоровым не может никто....