анализ программ
методическая разработка (средняя группа)

Пугач Екатерина Алексеевна

анализ программ "Детство" "От рождения до школы" "Истоки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_obrazovatelnyh_programm_doshkolnogo_obrazovaniya.docx45.24 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ образовательных программ дошкольного образования

(«Детство», «От рождения до школы», « Истоки ») , в соответствие ФГОС дошкольного образования

Программа «Детство»

Основу программы «Детство» составляет гуманитарный подход, понимающий и изучающий ребенка как субъекта, интегрирующегося в человеческую культуру и одновременно обогащающего ее. Это рассмотрение детства как целостного феномена, особого возрастного этапа, на котором закладываются основы, определяющие развитие человека на протяжении всей жизни

Девиз программы «Чувствовать,  познавать, творить»

Программа «От рождения до школы»

В программе «От рождения до школы» большое внимание уделяется вопросам взаимодействия педагогов и детей. Имеющиеся на  этот счет научные данные убедительно показывают, что успешность развития дошкольников в значительной степени определяется тем, как организовано общение взрослых и детей. Но главной задачей, стоящей перед авторами Программы, является создание программного документа, помогающего педагогам организовать образовательно-воспитательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС и позволяющего написать на базе Примерной программы свою ООП.

Программа «Истоки»

Название программы — «Истоки» — отражает непреходящее значение дошкольного детства как уникального периода, в котором закладываются основы всего будущего развития человека. Изображенный символ — «источник»: ребенок и взрослый черпают из неиссякаемого кладезя общечеловеческой культуры, развиваясь и обогащая друг друга. Только при таком их сотрудничестве можно ожидать успехов в развитии и саморазвитии ребенка

Авторы программы

Создание программы «Детство» принадлежит В. И. Логиновой. Под ее руководством был разработан проект вариативной программы, презентация которой состоялась весной 1991 года. Окончательная подготовка к изданию комплексной 

образовательной программы воспитания и развития детей дошкольного возраста «Детство» была осуществлена авторским 

коллективом кафедры 

дошкольной педагогики

 Института детства Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. В основе программы «Детство» -теоретические идеи 

петербургской (ленинградской) научной школы дошкольной педагогики в последующие годы под руководством Т.И. Бабаевой.

В основе этого по-настоящему инновационного переиздания программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» лежит выпущенная в 2004 году, рекомендованная Министерством образования РФ программа «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Прошло 15 лет, проделана колоссальная работа. В новейшем издании Программы сохранены все достоинства первого издания и учтены новейшие достижения науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования. Программа обеспечена учебно-методическим комплектом (УМК), который постоянно обновляется и дополняется. При этом все ранее изданное к Программе безусловно сохраняет свою актуальность.

Авторы: Н.А. Арапова-Пискарева; К.Ю. Белая — кандидат педагогических наук; М.М. Борисова—кандидат педагогических наук; А.Н. Веракса — доктор психологических наук, член-корреспондент РАО; Н.Е. Веракса — доктор психологических наук, Т.В. Волосовец — кандидат педагогических наук; В.В. Гербова—кандидат педагогических наук; Н.Ф. Губанова  — кандидат педагогических наук; Н.С. Денисенкова — кандидат психологических наук; Э.М. Дорофеева; О.В. Дыбина — доктор педагогических наук; Е.С. Евдокимова — кандидат педагогических наук; М.В. Жигорева— доктор педагогических наук; М.Б.  Зацепина — доктор педагогических наук; И.И. Комарова — кандидат исторических наук; Т.С. Комарова — доктор педагогических наук; Е.Н. Кутепова — кандидат педагогических наук; Л. В. Куцакова — педагогметодист; Г.М. Лямина — кандидат педагогических наук; В.И. Петрова — доктор педагогических наук; Л.Ф. Самборенко — кандидат педагогических наук; О.А. Соломенникова — кандидат педагогических наук; Э.Я. Степаненкова — кандидат педагогических наук; Т.Д. Стульник — кандидат педагогических наук; С.Н. Теплюк — кандидат педагогических наук; О.А. Шиян — кандидат педагогических наук.

Научный руководитель — доктор педагогических наук Л.А. Парамонова.

Цель программы

Создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность отношение ребенка к миру.

Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как:

• патриотизм;

 • активная жизненная позиция;

• творческий подход в решении различных жизненных ситуаций;

 • уважение к традиционным ценностям.

Обеспечение полноценного, разностороннего развития личности каждого ребенка от рождения до 7 лет; формирование у него базового доверия к миру и универсальных, в том числе творческих, способностей до уровня, соответствующего возрастной специфике и требованиям современного общества; создание равных условий для развития детей, их социализации и индивидуализации.

Задачи программы

  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  • обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
  • обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
  • создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития
  • способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  • объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
  • обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей и способностей детей;
  • формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей

1-2 года:

-обеспечение условий для физического развития малышей с учётом мер, предупреждающих утомляемость (дети первой младшей группы много играют, поэтому педагог следит за сменой видов активности и своевременным завершением игрового процесса);

-формирование навыков самообслуживания (малыши учатся самостоятельно одеваться, следить за опрятностью одежды, чистотой рук и пр.);

-обучение ориентированию в пространстве (например, на территории детского сада);

-расширение словаря (дети пополняют запас понимаемых и употребляемых слов, овладевают названиями предметов и действий через знакомство с произведениями литературы и беседой по вопросам о содержании текстов);

-тренировка умения взаимодействовать друг с другом, взрослыми в играх любого вида и с игрушками через подражание действиям взрослого, а также жизненным ситуациям, знакомым из личного опыта;

-формирование представлений о смене времён года;

пополнение сенсорного опыта (знакомство со звуками, запахами, формами, цветами, размерами);

-развитие умения рассматривать и описывать картинки;

-формирование интереса к музыке, а также получение представлений о закономерностях связи музыки и действий (через побуждение к ритмичным движениям под мелодии разного темпа);

-поощрение самостоятельности (например, в предметно-игровой активности это может быть побуждение к опытной деятельности с обучающими игровыми материалами наряду с демонстрацией правильных способов взаимодействия с вещами);

-воспитание навыков саморегуляции (в играх дети не только учатся сотрудничеству, но и развивают в себе важные личностные качества — терпение, выдержку).

3-4 года:

-развитие умений выделять общий признак, характеризующий предметы (все мячи зелёные, все картинки прямоугольные и т.д.), а также сравнивать объекты по размеру, количеству (один гриб большой, другой — маленький; один мяч — много мячей) и группировать по ряду признаков (размеру и форме, цвету и количеству);

-расширение представлений о диких и домашних животных, птицах (чем питаются, где живут и пр.);

-ознакомление с расположением частей тела животных и человека;

-развитие навыка различать сезоны и время суток;

-пополнение багажа речевых клише, связанных с рекомендациями, просьбами и обращениями к сверстникам и взрослым («Проходите, пожалуйста», «Понравилось ли тебе/вам…», «Так делать нельзя» и пр.);

-пополнение словарного запаса (к примеру, -наименованиями сходных по назначению предметов), усвоение грамматического строя языка (например, согласование существительных и прилагательных в роде, числе);

-знакомство с правилами ведения диалога (говорим по очереди, прямо отвечаем на поставленный вопрос и т.д.);

-формирование начальных представлений о том, что такое хорошо и что такое плохо (помочь споткнувшемуся на улице товарищу — хорошо, пройти мимо — плохо);

-создание физического и речевого образа «я» (дети могут идентифицировать себя по половому признаку, описывать внешность, всё происходящее с ними);

-воспитание адекватного отношения к миру природы (малыши ухаживают за цветами в группе, личными вещами и т.д.);

-развитие навыков гигиены (освоение правил поведения за столом, пользования расчёской, носовым платком, порядка сборов на улицу в разное время года);

-практическое приобщение к труду (воспитание уважения к труду, приобщение к разным видам трудовой деятельности, к примеру, со второго семестра дети начинают помогать накрывать в столовой);

-формирование первичных правил поведения на дороге (ориентироваться по сигналу светофора) и безопасной жизнедеятельности (например, соблюдение правил игры с мелкими предметами — не брать в рот, не бросать где попало и пр.);

-знакомство с объектами ближайшего окружения (к примеру, магазинами, парком, поликлиникой);

-воспитание интереса к родному краю (дети знакомятся с основными фактами из истории страны, своего города).

1. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия.

2. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, а также таких личностных качеств, как активность, инициативность, произвольность, самостоятельность и ответственность — важных предпосылок формирования учебной деятельности.

3. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными, индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений, с другими детьми, взрослыми и окружающим миром.

4. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Принципы программы

Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей в пяти взаимодополняющих образовательных областях:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

Принципы программы

  1. Принцип полноценного проживания ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития.
  2. Принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом дошкольного образования.
  3. Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений
  1. Принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности.
  2. Принцип сотрудничества с семьей.
  3. Принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
  4. Принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
  5. Принцип возрастной адекватности дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
  6. Принцип учета этнокультурной ситуации развития детей.

1. Принцип развивающего образования,

2. Принцип научной обоснованности и практической применимости, 3. Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности,

4. Обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей,

 5. Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей,

6. Основывается на комплекснотематическом принципе построения образовательного процесса,

7. Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников,

8. Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

1. Реализация принципа «от общего к частному», специфика которого в этом возрасте заключается в том, что всякое частное должно выступать перед ребенком как проявление чего-то общего, т.е. не само по себе, а в системе других объектов или явлений, на основе чего познаются разные их свойства, взаимозависимости. В результате дети в старшем дошкольном возрасте овладевают умением «встраивать» новые для них объекты в уже сложившиеся у них системы и пользоваться этим умением как средством познания. Все это позволяет детям выходить за пределы конкретики, которая сама по себе часто для ребенка не имеет смысла, делать обобщения, выводы, прогнозировать некоторые результаты и находить творческие решения.

2. Интегрированный принцип организации освоения предлагаемого содержания, который, с одной стороны, не нарушает целостности каждой из областей знаний (природа, родной язык, рисование и др.), а с другой — существенно их взаимообогащает, способствует их смысловому углублению, расширяет ассоциативное информационное поле детей. Это активизирует у детей собственную интерпретацию разных явлений как вербальными, так и невербальными средствами. У детей развиваются широкие смысловые связи на основе «единства аффекта и интеллекта» (Л.С. Выготский).

3. Создание проблемных ситуаций, характеризующихся определенным уровнем трудности, связанных с отсутствием у ребенка готовых способов их разрешения и необходимостью их самостоятельного поиска. В результате у детей развиваются поисковая деятельность, направленность на достижение цели, а найденные ими способы обобщаются и свободно используются в новых ситуациях, что говорит о развитии их мышления и воображения.

4. Наглядное моделирование, демонстрирующее детям некоторые скрытые зависимости и отношения, например, математические (часть — целое, одна вторая, одна четвертая и т.п.), что способствует началу формирования общих категорий, становлению логического мышления.

5. Создание условий для практического экспериментирования с разными материалами: как самостоятельного, до предъявления взрослым какой-либо задачи, так и диктуемого условиями задачи, предложенной педагогом. Широкая ориентировка в свойствах материала существенно активизирует поисковую деятельность детей, направленную на нахождение разных вариантов решений, что является одним из показателей креативности. 6. Учет индивидуальных особенностей, как личностных (лидерство, инициативность, уверенность, решительность и т.п.), так и различий в возможностях и темпе выполнения заданий и др. Это способствует успешному развитию каждого ребенка и его эмоциональному благополучию.

7. Учет основных стилей восприятия: одни дети лучше усваивают содержание с опорой на зрительное восприятие (визуальное), другие — на слуховое (аудиальное), а третьи — на двигательное и тактильное (кинестетическое). И очень важно, когда одно и то же содержание и рассказывается, и показывается, и проигрывается детьми через движения. В этом случае дети смогут, во-первых, лучше вникнуть в материал и усвоить его, а во-вторых, у всех детей постепенно будут развиваться более слабые для них типы восприятия.

 8. Создание условий для востребованности самими детьми освоенного на занятиях содержания в дальнейшей свободной деятельности (игре, рисовании, конструировании, в создании карнавальных костюмов и т.п.), что способствует как развитию, так и саморазвитию детей.

 9. Учет специфики в развитии мальчиков и девочек. Так, девочки более успешны в маленьком пространстве и поэтому им легко удаются мелкие работы в отличие от мальчиков; при восприятии текстов на слух девочки реагируют на то, как это сказано (эмоционально или нет), а мальчики — на смысл; в движении девочки более выразительны, а мальчики — более выносливы и др. (Т.П. Хризман). Однако очень настораживает излишнее педалирование сегодня гендерной направленности в образовании, что может привести к искаженным представлениям.

10. Сложившийся в нынешнем дошкольном образовании акцент на организацию продуктивных действий детей, ориентированных на результат, существенно обедняет сам результат. В связи с этим необходим баланс в организации процесса восприятия и продуктивных действий.

11. Учет этнокультурной ситуации развития детей, который предполагает приобщение их к традициям и обычаям родной культуры, формирование первоначальных представлений о народах, населяющих нашу страну, овладение элементарными навыками межкультурной коммуникации.

Особенности программы

Программы выстроены в соответствии с актуальными интересами современных дошкольников и направлено на их взаимодействие с разными сферами культуры:

  • с изобразительным искусством и музыкой;
  •  детской литературой и родным языком;
  •  миром природы, предметным и социальным миром;
  • игровой, гигиенической, бытовой и двигательной культурой.

В каждом разделе программы предусматривается действие общего механизма: происходит увлекательное знакомство детей с характерными для той или иной области культуры объектами, освоение в разнообразной деятельности познавательных, практических, речевых и творческих умений, позволяющих ребенку проявить в меру своих индивидуальных возможностей самостоятельность и творческую активность, создаются условия для эмоционального принятия детьми соответствующих моральных и эстетических ценностей.

В результате дошкольник приобретает необходимыйличный социокультурный опыт, который становитсяфундаментом полноценного развития и готовности

к школе.

Наиболее существенной структурной характеристикой программы «От рождения до школы» является принцип подачи материала — содержание психологопедагогической работы излагается в Программе по образовательным областям, в каждой из которых обозначены основные цели и задачи и содержание психологопедагогической работы. Содержание психологопедагогической работы в образовательных областях изложено по тематическим блокам, внутри которых материал представлен по возрастным группам. Такая структура программы позволяет видеть временную перспективу развития качеств ребенка, дает возможность гибче подходить к выбору программного содержания, проще вводить вариативную часть.

Отличительная особенность программы состоит в том, что она реально решает проблему непрерывности дошкольного и школьного образования.

Структура программы

В обновленной Программе в соответствии с ФГОС дошкольного образования:

  • выделено три раздела: целевой, содержательный организационный;
  • представлено содержание и особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста (Раннее Детство) и в дошкольных группах (Дошкольное Детство);
  • дана характеристика особенностей развития детей и планируемых результатов освоения программы в каждой возрастной группе;
  • определены задачи, содержание и результаты образовательной деятельности в каждой возрастной группе и по каждой из образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие;
  • раскрыты особенности игры как особого пространства развития ребенка;
  • описаны вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы; особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик детей; способы и направления поддержки детских инициатив; особенности организации педагогической диагностики и мониторинга;
  • охарактеризованы особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;
  • даны методические рекомендации по проектированию основной образовательной программы
  • определено содержание методических материалов и средств обучения и воспитания; представлен режим дня во всех возрастных группах, включая период адаптации ребенка к условиям детского сада; традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды;
  • в приложении даны примеры парциальных образовательных программ для части программы, формируемой участниками образовательных отношений.

- Пояснительная записка.

 -Организация жизни и 

воспитания детей.

 -Содержательная часть по

 возрастным группам.

- Итоговые результаты 

освоения Программы.

-Система мониторинга

 достижения детьми планируемых результатов  освоения Программы.  

-Работа с родителями.  Коррекционная работа. Рекомендации по составлению перечня пособий

Программа «Истоки» складывается из базовой и вариативной частей.

Базовая часть

В этот раздел входят:

  • описание возрастных особенностей малышей;
  • средние показатели развития для каждого возраста;
  • основные характеристики личности дошкольника;
  • направления создания предметно-развивающей среды, организации быта в ДОУ, деятельности педагогов, психолога, сотрудничества с родителями воспитанников.

Вариативная часть

Данный раздел подразумевает свободу педагога в выборе средств для достижения поставленных целей, а также возможность корректировать содержание учебно-воспитательного процесса с учётом условий работы конкретного ДОУ

Планируемые результаты освоения программы
К трем годам

  • ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
  •  использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
  • владеет активной и пассивной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
  • стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
  • проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
  • обладает интересом к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; проявляет эмоциональный отклик на различные произведения культуры и искусства;
  • у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазание, перешагивание и пр.)

Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:

- ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

 - использует специфические, культурно-фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими; владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

- владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

- стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

 - проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

 - проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;

- у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

Планируемые результаты освоения программы
К четырем годам

  • ребенок может спокойно, не мешая другому ребенку, играть рядом, объединяться в игре с общей игрушкой, участвовать в несложной совместной практической деятельности;
  • активно участвует в разнообразных видах деятельности: в играх, двигательных упражнениях, в действиях по обследованиюсвойств и качеств предметов и их использованию, в рисовании, лепке,речевом общении, в творчестве;
  • понимает, что вещи, предметы сделаны людьми и требуют бережного обращения с ним;
  • владеет игровыми действиями с игрушками и предметами- заместителями, разворачивает игровой сюжет из нескольких эпизодов, приобрел первичные умения ролевого поведения;
  • способен предложить собственный замысел и воплотить его в игре, рисунке, постройке;
  • знает свои имя, фамилию, пол, возраст. Осознает свои отдельные умения и действия, которые самостоятельно освоены («Я умею строить дом», «Я умею сам застегивать куртку» и т. п.).

Общение ребенка становится внеситуативным, ведущим видом деятельности становится игра. Основное содержание игры – действия с игрушками и предметами-заместителями. Начинают формироваться представления о предмете, при рисовании дети могут использовать цвет. Развитие мелкой моторики осуществляется через лепку, доступны простейшие виды аппликации. Развивается перцептивность. К концу четвертого года дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы. Развивается память и внимание, продолжает развиваться наглядно-действенное мышление, начинает развиваться воображение. Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. Сознательное управление поведением только начинает складываться, на начальной стадии развития находится самооценка. Продолжает развиваться половая идентификация.

Планируемые результаты освоения программы
К пяти годам

  • ребенок может применять усвоенные знания и способы деятельности для решения несложных задач, поставленных взрослым;
  • сформированы специальные умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и др.), необходимые для осуществления различных видов детской деятельности;
  • откликается на эмоции близких людей и друзей;
  • испытывает радость от общения с животными и растениями, как знакомыми, так и новыми для него;
  • сопереживает персонажам сказок;
  • по предложению воспитателя может договориться со сверстником;
  • в играх наблюдается разнообразие сюжетов. Называет роль до начала игры, обозначает свою новую роль по ходу игры. Проявляет самостоятельность в выборе и использовании предметов- заместителей, с интересом включается в ролевой диалог со сверстниками;
  • умеет работать по образцу, слушать взрослого и выполнять его задания, отвечать, когда спрашивают .

В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. Значительное развитие получает изобразительная деятельность, совершенствуется ее техническая сторона. Усложняется конструирование, постройки включают 5-6 деталей. Развивается ловкость, координация движений, усложняются игры с мячом. Восприятие становится более развитым. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку, выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Начинает развиваться образное мышление, предвосхищение. Продолжает развиваться воображение, увеличивается устойчивость внимания. Улучшается произношение звуков и дикция, речь становится предметом активности детей. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого, взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью. Начинают выделяться лидеры. Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.

Планируемые результаты освоения программы
К шести годам

  • ребенок проявляет самостоятельность в разнообразных видах деятельности, стремится к проявлению творческой инициативы;
  • может самостоятельно поставить цель, обдумать путь к ее достижению, осуществить замысел и оценить полученный результат с позиции цели;
  • способен находить общие черты в настроении людей, музыки, природы, картины, скульптурного изображения;
  • ребенок стремится регулировать свою активность: соблюдать очередность, учитывать права других людей;
  • может предварительно обозначить тему игры, заинтересован совместной игрой. Согласовывает в игровой деятельности свои интересы и интересы партнеров, умеет объяснить замыслы, адресовать обращение партнеру;
  • самостоятельно выполняет основные культурно- гигиенические процессы (культура еды, умывание, одевание), владеет приемами чистки одежды и обуви с помощью щетки;
  • знает свои имя, отчество, фамилию, пол, дату рождения, адрес, номер телефона, членов семьи, профессии родителей.

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные субординацией ролевого поведения. Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки приобретают сюжетный характер, изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. Конструирование характеризуется овладением обобщенного способа обследования образца. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов. Дети называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до 10 различных предметов. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления. Воображение активно развивается лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Совершенствуется речь. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Совершенствуется грамматический строй речи, богаче становится лексика. Развивается связная речь.

Планируемые результаты освоения программы
К семи годам

  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно- исследовательской деятельности, конструировании и др.;
  • активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
  • обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, прежде всего в игре;
  • достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
  • у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

ребенок положительно относится к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; – ребенок обладает воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре. Ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, следует игровым правилам; – ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может высказывать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; – у ребенка развита крупная и мелкая моторика. Он подвижен, вынослив, владеет основными произвольными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; – ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; – ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать, строить смысловую картину окружающей реальности, обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет. Знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.

Результаты реализации Программы

  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, чувством собственного достоинства;
  • ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

ребенок положительно относится к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; – ребенок обладает воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре. Ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, следует игровым правилам; – ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может высказывать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; – у ребенка развита крупная и мелкая моторика. Он подвижен, вынослив, владеет основными произвольными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; – ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; – ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать, строить смысловую картину окружающей реальности, обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет. Знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

анализ программы "Истоки"

Презентация предназначена для воспитателей раннего возраста и педагогов ДОУ. Содержит информационный и наглядный(фото) материал ,отражающий анализ программы " Истоки" по раннему возрасту....

Консультация -презентация "Анализ Программы " От рождения до школы". Комплексно - тематическое планирование по ФГТ".

Консультация в помощь педагогам детских садов.. Постепенный переход к реализации ФГТ в ДОУ....

сравнительный анализ программ

Этот анализ программ я проводила, когда проходила курсы повышения квалификации. Сравниваются  программы "Предшкольная пора", "Успех", "Диалог"...

презентация "Анализ программ по предшкольной подготовке используемых в Краснодарском крае"

В презентации представлены норматиные документы по организации деятельности групп кратковременного пребывания по предшкольной подготовке детей  5,5-7 лет. Федеральные и региональные документы, ре...

анализ программы развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида №116 г. Томска № 116 г. Томска

В анализе представлены цель и задачи программы развития ДОУ на 2010-2012 годы а также результаты работы коллектива ДОУ по выполнению поставленных задач....

Анализ программы дошкольного образования «От рождения до школы» и программы начального образования «Школа России» с точки зрения преемственности

В данной статье рассмотрен сравнительный анализ программы дошкольного образования "От рождения до школы" и программы начального образования "Школа России" с точки зрения преемствен...

Анализ программы «Безопасность» Н.Н. Авдеевой, О.Л, Князевой, Р.Б. Стеркиной. Опыт использования данной программы при работе с детьми старшего дошкольного возраста компенсирующей направленности.

Статья об использовании программы "Безопасность" при работе с детьми подготовительного возраста компенсирующей направленности....