Конспект занятия по духовно-нравственному развитию дошкольников посредством ознакомления с картинами православных русских художников в старшей группе ДОУ. Рассматривание картины Татьяны Лушниковой «Пасхальные куличи».
план-конспект занятия (старшая группа)

Валова Елена Александровна

Конспект занятия по  духовно-нравственному развитию дошкольников посредством ознакомления с картинами православных русских художников в старшей группе ДОУ. Рассматривание картины Татьяны Лушниковой «Пасхальные куличи».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_pasha_valova.docx199.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 10 г. Вязьмы Смоленской области

Конспект занятия по  духовно-нравственному развитию дошкольников посредством ознакомления с картинами православных русских художников в старшей группе ДОУ.

 Рассматривание картины Татьяны Лушниковой  «Пасхальные куличи».

Автор

Валова Елена Александровна

воспитатель

2020г.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно—эстетическое развитие», «Духовно-нравственное воспитание».

Цель: формирование коммуникативных навыков, развивать мышление и эмоциональную отзывчивость у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Воспитательные: 

- воспитывать  интерес к изобразительному искусству (портретная живописи), к стремлению познать новое самостоятельно на основе имеющегося опыта

- воспитывать у детей доброжелательное отношение к животным и природе, милосердие, сострадание;

- воспитывать у каждого ребенка умение слушать рассказы других детей, усидчивость;

- воспитывать у детей умение передавать интонации героев сказки.

Образовательные:

- продолжать обучать детей понимать содержание картины; побуждать к самостоятельному рассматриванию картин, репродукций;

- на основе  предметов изобразительного искусства (картин) закрепить и систематизировать знания о православных) устанавливать взаимосвязь между изображенным на картине и имеющимися знаниями о православных традициях;

Формировать у детей связную монологическую и диалогическую речь, обогащать  и активизировать   словарь детей: православный, кулич, икона и т.д.; 

- развивать наблюдательность, память.

Развивающие:

- расширять знания детей православных праздниках и традициях;

-развивать самостоятельную,  грамматически правильную фразовую и диалогическую речи в процессе обучения рассказыванию ;

- развивать внимание, логическое мышление, память, воображение.

Предварительная работа:

1.Чтение рассказов, сказок, стихотворений про Пасху.

2.Рассматривание пасхальных иллюстраций и картинок.

3.Разучивание загадок о Пасхе.

4.Занятия по изобразительной деятельности на тему «Роспись пасхальных яиц».

5.Участие в фотоконкурсе «Пасхальная радость!»

6.Обогащение словаря детей: христианский, Пасха, кулич, икона.

Оборудование:

  1. Изображение картины Н.Лушниковой «Пасхальные куличи».
  2. Портрет художника.
  3. Диск с  музыкой «Колокольный звон».
  4. Интерактивная доска и проектор.
  5. заготовки цветной бумаги и картона, клей, кисть для клея, стаканчик, ножницы.   

Ход занятия.    

 Доброе утро, ребята!

Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй.

Собрались ребята в круг

Слева –друг  и справа – друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

                      

  Ребята, догадайтесь, кто я? (воспитатель одевает фартук и шапочку, в руках палитра и кисть)

У меня есть карандаш, разноцветная гуашь,

Акварель, палитра, кисть и бумаги плотный лист,

А ещё мольберт-треножник,

Потому что я… (художник).

Ребята, художник что пишет? - Картины.

Ребята, а где хранят свои работы художники? Правильно, некоторые произведения художников хранятся в музеях и картинных галереях.

-Я вам вручаю пригласительный билет в картинную галерею.

(Воспитатель снимает костюм художника)

Но прежде, чем мы туда отправимся, я предлагаю отгадать тему выставки при помощи загадок.

Красные, синие и расписные,
Их освящать мы приносим в корзине.
В играх пасхальных без них никуда.
Кроме того, это просто еда. (Яйца)

Ни пирог, ни кекс, ни торты

 Нам на Пасху ни к чему.

 Аппетитной сдобной горкой

Подадим его к столу. (Кулич)

Таять может, Да не лед.
Не фонарь, А свет дает.(Свеча)

К празднику готовимся,
Чистоту наводим,
Тесто на пасхальные
Куличи заводим.
Красим яйца в разный цвет,
Не жалеем краски,
Будем в церкви их святить
В светлый праздник ... (Пасхи)

Вот вы и отгадали тему выставки «Пасха».

(Слайд с картинами по теме Пасха)

Рассказ воспитателя про Пасху:

19 апреля мы будем встречать христианский праздник - Пасха.

Пасха – самый главный праздник церковного года, день воскрешения Иисуса Христа, когда люди освобождаются от всего дурного. Это праздник надежды на будущее, радость, победа Добра над Злом. Бог так возлюбил людей, что пришёл в мир для их спасения. Он принял на себя все плохие поступки (грехи) людей. Но злые люди не хотели, чтобы Христос спас людей. Они схватили Его и убили. Но Христос победил смерть, он воскрес из мёртвых. Поэтому все люди радуются в этот день и поздравляют друг друга словами : «Христос Воскрес! » А им отвечают «Воистину Воскрес! ». Празднуют Пасху и многие неверующие, ведь она – начало весны и пробуждения природы.

Именно в этот день людям можно было войти в церковную звонницу и прикоснуться к волшебным звонам, не только взрослым, но и детям – это бывает один раз в году. Это можете сделать и вы. Но подняться в звонницу можно тогда, когда вы будете точно знать, что вы хотите попросить. Это такая просьба, которая может кому-то помочь. Не пустяшная, а очень важная: о выздоровлении, спасении и тому подобном. Попросите самое заветное, но про себя, в полной тишине. На пасху, ранним утром, люди выходили на улицу посмотреть как «играет солнце» и по нему они предсказывали, какой будет урожай.

Пасхальный кролик

По случаю Пасхи в Соединенных Штатах и в странах Северной Европы кондитерские оккупируют шоколадные кролики на любой вкус, любых форм и размеров. Почему именно этот зверек стал одним из самых популярных пасхальных символов? Известно, что кролики в животном мире бьют все рекорды рождаемости, поэтому с незапамятных времен они символизировали обновление и начало новой жизни.

Правда, пасхальные кролики давно перестали быть просто символом. У них есть вполне определенное задание: ранним утром они должны принести детям корзину с раскрашенными пасхальными яйцами и не просто поставить ее где-нибудь на кухне, а надежно спрятать в доме или в саду, например. Во многих странах мира искать яйца — любимая детская забава на Пасху. Ребенка, нашедшего больше всего яиц, ждет приз — мешок конфет или... шоколадный кролик!

Физкультминутка «Зайка»

Зайцу холодно сидеть

Надо лапочки погреть

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочки подтянись!

Лапки ставим на бочек,

На носочках скок-скок-скок!

А затем вприсядку,

Чтоб не мерзли лапки!


Воспитатель: А сейчас  давайте рассмотрим одну из картин более подробно.  

Ее написала художник  Татьяна Лушникова.

(Слайд с портретом)

(Слайд со знаками вопроса. Картина разделена на 4 окошка )

 Ребята, посмотрите  вместо картины какие-то непонятные знаки.

Но у меня есть волшебная кисть! Она все исправит!

 Как вы думаете, что за окнами может находиться? (ответы детей).

Давайте попробуем их открыть при помощи моей волшебной кисти, но будем открывать по одному окну. (Открывается верхняя левая часть картины)

Я открыла первое окно. Что вы видите? - Лицо девочки, окно, за окном деревья, голубое небо, веточки вербы

Какое время года изобразил художник? – Весна

Как вы догадались? – Верба распускается весной.

Какой день изобразил художник? – Светлый, ясный.

Ребята, как вы думаете, что мы можем увидеть через следующее окно? (ответы детей). Давайте смотреть! (Открывается правая нижняя часть картины)

Что  мы увидели через это окно? – Стол, яйца, кулич, полотенце.

Какие вы видите яйца? На чем стоит кулич?

Вам интересно, что там еще нарисовано? Тогда откроем еще одно окно. (Отрывается правая нижняя часть картины).

Ребята! Что вы здесь увидели? Куличи и яйца.

Куличи здесь какие? – Большой и маленький. От большого отрезали кусок.

Что вы видите в центре большого кулича? – Свеча.

Ребята, хотите посмотреть правда ли там свеча? Тогда откроем последнее окошко. (Открывается верхняя правая часть картины)

Что вы видите? – Икона, горят свечи, веточки вербы.

Что вы видите на иконе? – Полотенце.

Какое оно? – Белое с вышивкой.

Такое белое полотенце с вышивкой называется - РУШНИК. (Дети повторяют)

Вот мы с вами открыли всю картину и можем ее рассмотреть.

Дети, как вы думаете, это обычный день или нет? А какой? – Праздничный – на праздник зажигают свечи  на куличах., девочка в нарядном платье. Большой стол, накрытый красной скатертью.

Что лежит на столе? – Куличи и яйца.

Сколько вы видите куличей? – 7.

Сколько яиц – 20.

Сколько свечей горит? - 3.

Какой праздник изобразил художник? – Пасха.

Пасха какой праздник? – Православный.

Ребята, как вы думаете, как можно назвать эту картину?- ответы детей.

Художник назвал свою картину – «Пасхальные куличи»

Давайте поиграем «Какой? Какая? Какое?»

День какой? Праздничный, светлый и т.д.

Веточки вербы какие? (пушистые, мягкие)

Яйцо какое? Девочка какая? Праздник какой? Кулич какой? И т.д.

Теперь я предлагаю смастерить куличи из цветной бумаги.

Продуктивная деятельность.

-Аппликация «Кулич»

Итог.

-Какую картину мы сегодня рассмотрели?

- Кто автор?

- Вам понравилась эта картина?

- Какая она? (Добрая, светлая, радостная)

- Спасибо. Вы все молодцы. И я для вас приготовила настоящий пасхальный кулич!

 - Спасибо гостям за внимание! До свидания.

(Музыка «В гостях у сказки», выходим из волшебной книги).C:\Users\1\Documents\Детский сад\Православие в картинах\xIz6qanDTbY.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологическому воспитанию.Образовательная область "Ознакомление с миром природы" - "Природа - наш друг" (старшая группа)

Конспект районного открытого занятия для воспитателей старших и подготовительных групп Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан...

Конспект занятия по искусствоведению в старшей группе. Тема: Рассматривание картины И.Грабаря « Сказка инея и восходящего солнца».

Конспект  занятия  по  искусствоведению   в  старшей  группе.Тема: Рассматривание  картины  И.Грабаря «Сказка инея и восходящего солнца»....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: «Рассматривание картины И.Левитана «Золотая осень»

Программные задачи:1.   Продолжать  знакомить  детей  с  жанрами   живописи  пейзажем   и натюрмортом.2.   Упражнять  в  подб...

Конспект занятия по обучению грамоте на тему "Ознакомление со звучащим словом. Введение термина «Звук», старшая группа

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшей группы, решающее следующие задачи: Коррекционно – образовательные:Обратить внимание на звуковую сторону речи, познакомить детей с термином «...

Конспект занятия по духовно-нравственному развитию дошкольников посредством ознакомления с художественной православной литературой в старшей группе ДОУ.

Чтение сказки Елены Михаленко «Цыплёнок» поможетрасширять знания детей о животных и птицах (цыплёнок, коршун);-развивать самостоятельную,  грамматически правильную фразовую и диалогич...

Конспект занятия по речевому развитию разучивание стихотворения Сурикова В.И «Вот моя деревня…» В старшей группе

Конспект занятия по речевому развитию разучивание стихотворения Сурикова В.И«Вот моя деревня…»В старшей группе...