Конспект занятия по обучению грамоте на тему "Ознакомление со звучащим словом. Введение термина «Звук», старшая группа
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Сосновских Валентина Владимировна

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшей группы, решающее следующие задачи: 

Коррекционно – образовательные:

Обратить внимание на звуковую сторону речи, познакомить детей с термином «звук».

Закреплять знаний о признаках зимы.

Упражнять в делении слов на слоги.

Упражнять в дифференциации понятий «слово» и «слог».

Закреплять умение подбирать к существительному прилагательные, глаголы.

Упражнять в составлении предложения на предложенную тему.

Коррекционно – развивающие:

Развивать слуховое внимание и память.

Развивать мелкую и общую моторики.

Развивать координацию речи с движениями.

Коррекционно – воспитательные:

Воспитывать культуру речевого общения.

Формировать доброжелательность, самостоятельность, инициативность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo_kommunikatsiya_zanyatie.docx24.92 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по обучению грамоте

Тема: Ознакомление со звучащим словом. Введение термина «Звук»

Возрастная группа: старшая группа.

Форма организации: подгрупповая.

Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

Обратить внимание на звуковую сторону речи, познакомить детей с термином «звук».

Закреплять знаний о признаках зимы.

Упражнять в делении слов на слоги.

Упражнять в дифференциации понятий «слово» и «слог».

Закреплять умение подбирать к существительному прилагательные, глаголы.

Упражнять в составлении предложения на предложенную тему.

Коррекционно – развивающие:

Развивать слуховое внимание и память.

Развивать мелкую и общую моторики.

Развивать координацию речи с движениями.

Коррекционно – воспитательные:

Воспитывать культуру речевого общения.

Формировать доброжелательность, самостоятельность, инициативность.

Демонстрационный материал: иллюстрации о зиме, карточки с условным изображением «слово - предмет», «слово - действие», «слово - признак»

Раздаточный материал: карточки «Деление слова на части», фломастеры.

Ход:

Вводная часть (Организационный момент)

  1. Психогимнастика

Логопед: Мы умеем улыбаться, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь нашим гостям: подарите им частичку своего хорошего настроения (дети улыбаются);

Мы умеем удивляться (дети удивляются);

Мы умеем хмуриться (дети хмурятся), сделайте сердитые глазки;

Мы умеем жмуриться (дети жмурятся).

  1. Логопед: Вот какие хитрые у вас глазки. А сейчас посмотрите на меня умными глазками. Ну вот, глазки приготовились. А пальчики готовы? Давайте мы их разомнем.

Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять»  

Раз, два, три, четыре, пять

Загибают пальчики, начиная с большого пальца

Мы во двор идем гулять

«Шагают» средними и указательными пальцами

Бабу снежную слепили

«Лепят», меняя положение ладоней

Птичек крошками кормили

«Крошат хлеб» всеми пальцами

С горки мы потом катались

Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки

А еще в снегу валялись

Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной

Все в снегу домой пришли

Отряхивают ладошки

Съели суп

Движения воображаемой ложкой

И спать легли

Руки под щеку

Нищева Н.

Основная часть

  1. Логопед: Глазки готовы, пальчики готовы, а ушки готовы внимательно слушать?

Игровое упражнение «Послушай и доскажи»

  1. Са-са-са - в лесу бегает … (лиса) (логопед начинает чистоговорку, дети в рифму подбирают слово)
  2. Усь-усь-усь - на лугу пасется …
  3. Ты-ты-ты - сметану съели всю …
  4. Чу-чу-чу - молоточком я …
  5. Ша-ша-ша - мама моет …
  6. Оч-оч-оч - наступила …
  7. Шу-шу-шу - я письмо …
  8. Ле-ле-ле - стоит ваза на …
  9. Чу-чу-чу - громко в дверь …
  10.  Цо-цо-цо - на пальце …
  11.  Жа-жа-жа - мы в лесу нашли …
  12.  Жи-жи-жи - мама, сказку …
  13.  За-за-за - у мамы добрые …
  14.  Та-та-та - у нас дома …
  15.  Со-со-со - у Вовы …
  1. Логопед: Ушки тоже готовы, внимательно слушают.

Игровое упражнение «Поймай слог»

Логопед: Что такое «слог» (часть слова). Если я назову целое слово, ловить его, хлопать в ладоши, не нужно. Если назову слог - часть слова, то хлопайте, ловите его:

  • машина, КА, ДО, дом, часы, мама, бумага, БУ, МА, стол, бежит, ПУ, пушистый.
  1. Логопед: Перед вами на столе лежат карточки, на которых изображены 4 вагончика с разным количеством окон: 1, 2, 3, 4; ниже, 5 картинок. Назовите картинку, поделите слово на слоги и соедините ее с нужным вагончиком (карточка размером А5 вложена в файл соответствующего размера, дети проводят линии фломастером по файлу).
  2. Физкультминутка «Снеговик»

Давай, дружок, смелей, дружок,

Кати по снегу свой снежок.

Дети идут по кругу друг за другом, изображая, что катят перед собой снежок

Он превратится в снежный ком

Останавливаются, «рисуют» двумя руками ком

И станет ком снеговиком.

«Рисуют» снеговика из трех кругов разного размера

Его улыбка так светла!

Показывают на лице улыбку

Два глаза, шляпа, нос, метла.

Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, показывают нос, встают прямо, держат воображаемую метлу

Но солнце припечет слегка -

Медленно приседают

Увы! - и нет снеговика.

Пожимают плечами, разводят руками

Нищева Н.

  1. Логопед: Посмотрите в окно, обратите внимание на иллюстрации, которые висят на доске. Какое сейчас время года? (зима). Я уверена, что вы знаете много слов про зиму.

Игровая ситуация «Копилка слов»

Дети придумывают, вспоминают слова про зиму и складывают их в «копилку слов».

Логопед: Молодцы. Много слов вспомнили. Давайте из них составим синквейн про зиму.

На доске педагогом представлена схема синквейна:

1 строка - карточка с условным изображением «слово - предмет», рядом иллюстрация про зиму;

  1. строка - карточка с условным изображением «слово - признак» и 2 горизонтальных линии (условное обозначение слова);
  2. строка -  карточка с условным изображением «слово - действие» и 3 горизонтальных линии;
  3. строка - схема предложения;
  4.  строка - условное обозначение одного слова.

Дети составляют синквейн.

  1. Логопед: Много слов мы с вами вспомнили, придумали, назвали. Все слова, которые мы произносим, звучат. Слова звучат потому, что состоят из звуков. Звучат они все по-разному, потому что состоят из разных звуков. Одни слова как будто свистят, другие шипят, шуршат, рычат. Вот послушайте, на что похоже?
  • Звонок Звонко Звенит З-З-З-З-З (как будто звенит)
  • Жук упал и встать не моЖет

Ждет он, кто ему помоЖет (как будто жужжит)

  • КамыШам пищала мыШЬ:

- Шорох ваШ наруШил тиШЬ!

Шепчут Шумно камыШи:

- ТиШе, мыШка, не ШурШи! (как будто шуршит или шипит)

  • ГРом гРемит, гРоза идет (как будто гремит)

Логопед: Все слова звучат по-разному, потому что состоят из разных звуков. А звуков в русском языке много. С ними мы познакомимся в следующий раз.

Итог

Логопед: Вспомните, чем мы сегодня с вами занимались, в какие игры и упражнения играли?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий по обучению грамоте к рабочей тетради "От слова к букве" по программе "Преемственность" Н.А.Федосовой

Конспекты разработаны в помощь воспитателям и родителям к рабочей тетради "От слова к букве"...

Конспекты занятий по обучению грамоте к рабочей тетради "От слова к букве" Н.А.Федосовой

Конспекты занятий по обучению грамоте к рабочей тетради  "От слова к букве" Н.А.Федосовой...

Конспект занятия по обучению грамоте.Тема:"Путешествие на самолёте в волшебную страну.Звуки Л-Ль".

Автоматизируются звуки "Л-Ль" ; дифференцируются звуки "Л-Ль" по твёрдости-мягкости; дети учатся согласовывать слова-предметы  со словом "голубой"; образовывают слова с противоположным значением...

Конспект занятия по обучению грамоте «Путешествие на страницу Азбуки» для детей подготовительной к школе группы.

Конспект занятия для автоматизации правильного произношения звука [ж] в речи детей, знакомство с буквой Ж....

Конспект занятия по обучению грамоте посредством использования игр В. В. Воскобовича для детей старшей группы Тема: «Телевидение в Фиолетовом лесу»

Конспект по обучению детей грамоте в старшей группе ,посредством использования игровых технологий В.В.Воскобовича...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по речевому развитию Подготовка к обучению грамоте на тему: Ознакомление со звучащим словом. Введение термина «Звук» (старшая группа)

Направление образования и развития детей (образовательная область): речевое развитиеЦель: речевое развитие детей 5 – 6 лет в процессе ознакомления со звучащим словомЗадачи:формировать умение слы...