Конспекты занятий по обучению грамоте к рабочей тетради "От слова к букве" по программе "Преемственность" Н.А.Федосовой
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Черкасова Ольга Владимировна

Конспекты разработаны в помощь воспитателям и родителям к рабочей тетради "От слова к букве"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспекты занятий по обучению грамоте и развитию речи по программе «Преемственность» Н.А.Федосовой к рабочей тетради

«От слова к букве»

Конспект составила:  воспитатель МБОУ ЦО «Каразей»

 детский сад «Земляничка» Черкасова Ольга Владимировна

Занятие № 1 (ч.1, с 4 –5)

Тема: Составление рассказа по картине.

Образовательные области: Познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое, физическое развитие.

Цель: Укрепление эмоционального контакта и делового сотрудничества воспитателя с детьми, расширение и углубление знаний детей о признаках осени, развитие познавательных и творческих способностей.

Задачи:        

Образовательная: 

Совершенствование и развитие устной речи: Составление рассказа по картине. Составление словаря на тему «Осень».

 Формирование  чёткого произношения звуков: (дифференциация звуков  [с], [з]. Выделение первых звуков в слове).

Словарная работа: Различие предметов по существенным признакам (одежда, обувь, головной убор).

Формирование грамматического строя речи: Действия – оделся, одевается, обувается.

Гигиенические правила письма: Дорисовывание элементов в ограниченном пространстве (строке).

Конструирование листьев деревьев (берёза, осина, дуб).

Развивающая:  Развитие любознательности,  активности, способности планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели; умение работать по правилу, по образцу, адекватно использовать  вербальные и невербальные средства общения.

Воспитательная: Воспитание навыков самообслуживания, умения слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Предпосылки  УУД:

- Коммуникативные: Умение слушать педагога, задавать вопросы; выделять из речи педагога жесты (посмотрите на доску, посмотрите в окно, посмотрите на дверь) и реагировать на них;

- Регулятивные:  Умение анализировать предметы; письмо по образцу; принимать положительно  инструкцию к работе и положительно на неё реагировать;

-  Познавательные: Умение сравнивать предметы, выделять их общие признаки и различия;

-  Личностные: Положительно относиться к занятиям.

Предварительная работа:  Чтение стихотворений, рассказов об осени; отгадывание загадок.

Оборудование:

- для детей:  Рабочая тетрадь №1, ручка, цветные карандаши, ножницы.

- для педагога: Картины с изображением  осенних пейзажей; картинки с изображением головных уборов и обуви; предметные картинки; рабочая тетрадь №1; магнитофон, аудиозапись Чайковский «Времена года».

План проведения:

1. Составление рассказа по картине.

2.Дорисовывание элементов в ограниченном пространстве.

3. Классификация предметов.

4. Физкультминутка.

5.Отгадай загадку и нарисуй отгадку

6. Выделение первых звуков в слове.

7. Конструирование листьев деревьев.

8. Итог занятия.

Ход занятия

1. Составление рассказа по картине.

- Сейчас мы с вами прослушаем музыку великого русского композитора П.И.Чайковского «Времена года». Когда вы будете слушать, то закройте глаза и представьте себе всё то, что хотел сказать  нам композитор в этом произведении.

Воспитатель предлагает рассмотреть картинку  на стр. 4 и  ответить на вопросы:

- Какое время года на ней изображено? (Осень).

- Какие приметы осени вы знаете? (Ответы)

-  Какого цвета листья бывают осенью? (Ответы)

- Осенью идут очень частые дожди. Какие бывают дожди осенью? (мелкие, моросящие,  холодные, грибные).

- Чем занимаются осенью люди? (Ответы).

- Во что одеты дети изображённые на рисунке?

- Все ли дети одеты по сезону? (Ответы).

Воспитатель предлагает придумать рассказ.  Дети придумывают рассказ по картине. Рассказы могут быть индивидуальными и коллективными. Воспитатель следит чтобы рассказ получился законченным.

 - Выберите одежду для мальчиков на стр.93 (ботинки, брюки, куртка, шапка).

Помогите художнику – раскрась рисунок.

2. Дорисовывание элементов в ограниченном пространстве.

Выполнение заданий в тетради №1, стр.4.

Воспитатель предлагает дорисовать  недостающие картинки стр.5.

3. Классификация предметов  

-  Какие предметы изображены на рисунке?

- Как их можно назвать одним словом?

- Какой предмет лишний?

4. Физкультминутка.

В комнату зашёл мой папа.

(шаги с высоким поднимание ног)

Мама убрала в шкаф шляпу.

(встать на цыпочки, руки вверх)

В конуру залез наш пёс.

(присесть, руки к коленям)

Гриша нам арбуз принёс.

(встать, руки развести в стороны)

5.Отгадай загадку и нарисуй отгадку

Воспитатель загадывает загадку.

Падают с ветки

Золотые монетки.

 Ответ предлагает нарисовать.

6. Выделение первых звуков в слове.

Затем  просит  назвать первые  звуки слов – названий предметов.

- Какое слово у вас получилось? Далее предложить детям чистоговорки со звуками[ з], [с].(по выбору воспитателя)

7. Конструирование листьев деревьев.

Воспитатель предлагает вырезать листья  деревьев (берёза, осина, дуб).

8. Итог занятия: - Что вам понравилось больше всего сегодня на занятии? (Ответ). А что нового узнали? (Ответ). Какие качества помогли вам при выполнении заданий? (Терпение, внимательность, сила воли, сосредоточенность). Какое задание вызвало у вас затруднение? Кто доволен своей работой на занятии?

Занятие №2 (ч.1, с 6 -7)

Тема: Составление рассказа на тему «Осень»

Образовательные области: Познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое, физическое развитие.

Цель: Расширение и углубление знаний детей о признаках осени, развитие познавательных и творческих способностей детей, познакомить с понятием предложение.

Задачи:

Образовательная: 

Совершенствование и развитие устной речи: Составление рассказа на тему «Осень», составление словаря на тему «Осенний наряд деревьев»; определение звуков  осени (шум падающих листьев, шум упавших листьев, шум сильного дождя, шум воды).

 Формирование  чёткого произношения звуков: Речевая пятиминутка (дифференциация звуков  [с], [ш]). Выделение звуков в слове.

Гигиенические правила письма: Обведение предметов по контуру. Описание предметов. Письмо в ограниченном пространстве (строка и междустрочное пространство).

Конструирование листьев деревьев (клён, рябина, ива).

Развивающая: Развитие любознательности,  активности,  умения адекватно использовать  вербальные и невербальные средства общения; развитие способности  планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели; умения работать по правилу, по образцу.  Воспитательная: Слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Предпосылки  УУД:

- Коммуникативные: Умение слушать педагога, задавать вопросы; различать голоса детей, педагога; невербально общаться (мимика).

-  Регулятивные: Умение анализировать предметы; осуществлять действия  по образцу.

-  Познавательные: Выделять их общие признаки и различия; устанавливать аналогии.

- Личностные: Положительно относиться к занятиям.

Предварительная работа: Чтение стихотворений, рассказов об осени; отгадывание загадок.

Оборудование:

- для детей: Рабочая тетрадь №1, ручка, цветные карандаши, ножницы.

- для педагога: Предметные картинки; рабочая тетрадь №1; магнитофон, аудиозапись «Звуки природы», «Звуки дождя», «Звуки падающих листьев».

План проведения:

1. Составление рассказа на тему «Осень».

2. Конструирование листьев деревьев.

        3. Разучивание стихотворения.

4.  Физкультминутка.

5. Нарисуй недостающие картинки.

6.  Выделение звуков в слове.

7. Письмо в ограниченном пространстве (строка и междустрочное  пространство).

         8.  Итог занятия.

Ход занятия

1. Составление рассказа на тему «Осень».

Воспитатель предлагает рассмотреть рисунок на стр.6 и ответить на вопросы.

-  Какое время года изображено на рисунке? (Осень).

- А скажите, по каким признакам, приметам вы определили, что на этом рисунке изображена именно осень, а никакое другое время года. (Ответы).

-  Ребята, а вам нравится осень? (Ответы).

- Какие времена года вы ещё знаете? (Назвать их в определённой последовательности).

- Какие осенние месяцы вы знаете?  (Назвать их в определённой последовательности).

- Что ещё изображено на рисунке? (Ответы).

- Какие деревья сбросили свой наряд? (Ответы).

- Сейчас мы с вами прослушаем запись звуков и определим, что это за звуки. («Звуки дождя», «Звуки падающих листьев»).

Определение звуков  осени (шум падающих листьев, шум упавших листьев, шум сильного дождя, шум воды).

2. Конструирование листьев деревьев.

Далее предложить вырезать из приложения на стр. 93 листья клёна и дополнить иллюстрацию.

3. Разучивание стихотворения. 

Воспитатель предлагает послушать стихотворение А.Плещеева стр.6.

- О чём рассказывается в стихотворении?

- Как вы думаете,  какая погода описана в этом стихотворении?

- Как вы это поняли? Вспомните, как говорится об этом в стихотворении?

- Как вы думаете, какое настроение у человека, когда он видит такую погоду?

Воспитатель читает стихотворение с установкой на запоминание.

4. Физкультминутка.

На горе растут грибы,

(руки вверх, хлопок над головой)

Под горой растут грибы.

(руки через стороны вниз, присесть, хлопок)

5. Нарисуй недостающие картинки стр.7

Воспитатель предлагает нарисовать недостающие картинки  (эмоции человека).

6. Выделение звуков в слове.

Воспитатель предлагает назвать первые  звуки каждого  слова – названия предмета.

- Какое слово у вас получилось?

Далее предложить детям чистоговорки со звуками[ с], [ш].

(по выбору воспитателя)

7.  Письмо в ограниченном пространстве (строка и междустрочное  пространство).

Выполнение заданий в тетради на стр.7.  Письмо в ограниченном пространстве (строка и междустрочное пространство).

8. Итог занятия: - Что вам понравилось больше всего сегодня на занятии? (Ответ). А что нового узнали? (Ответ). Какое задание вызвало у вас затруднение? Кто доволен своей работой на занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий по обучению грамоте к рабочей тетради "От слова к букве" Н.А.Федосовой

Конспекты занятий по обучению грамоте к рабочей тетради  "От слова к букве" Н.А.Федосовой...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА. ТВЕРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ»

ЦЕЛИ:- формировать у дошкольников представления о твердых и мягких согласных звуках,  об их соответствии друг другу;- учить детей дифференцировать твердые и мягкие согласные;- упражнять в с...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе: «Путешествие в страну звуков и слов»

На итоговом занятии по обучению грамоте дети отправились в путешествие в страну звуков, показали свои знания, встретились со сказочными персонажами....

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Слово на ладошке"

Закрепить умение называть слова по заданной теме;Закрепить умение использовать в речи предлоги и придумывать с ними слова;Обогащать словарь детей;Закрепить умение проводить звуковой ана...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги»

Цель: В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова. Учить делить слова на слоги, определять количество слогов и место ударения в слове.Задачи:Обучающая задача: В игровой форме учить дет...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Тема: «Игры со словами. Звуковой анализ слов. Деление на слоги».

Цель: Обучать пониманию слов-антонимов, синонимов, омонимов. Формировать умение связывать существительное с соответствующим глаголом.Задачи:  Обучающая задача: Формировать понимание слов-синонимо...

Конспект занятия по обучению грамоте в группе общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ «СЛОВО». ЛИНЕЙНОСТЬ И ПРОТЯЖЕННОСТЬ СЛОВ. ЗНАКОМСТВО С ТЕТРАДЬЮ В КЛЕТКУ.

Конспект по обучению грамоте  в группе общеразвивающей направленности для детей  5-6 лет .Тема образовательной деятельности ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ «СЛОВО». ЛИНЕЙНОСТЬ И ПРО...