Конспект занятия занятия по разделу «Подготовка к обучению грамоте» на тему «Звуковой анализ слова «лук» для детей старшей группы
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Тема. Звуковой анализ слова «лук»

Тип:

по типу  освоения материала –  изучение нового материала;

по виду деятельности – познавательно-речевое.

Форма организации ОД: прямая образовательная ситуация (НОД)

Форма организации детей: подгруппа из 8 человек

Место проведения: старшая группа

Уровень подготовленности детей:

знают, что слова состоят из звуков;

- знакомы с действием звукового анализа;  

- знакомы с правилом «Количество  звуков в слове»;

- знают, что согласные звуки могут быть твердые и мягкие  «старший братец, младший братец»;                                                                

 - придумывают слова на заданный звук.

Цель. Освоение действия звукового анализа слова с последующим построением модели из фишек заместителей.           

Задачи.

Образовательные задачи

  • Формировать  представления детей о слове и звуке.
  • Закреплять знания правила «количество звуков в слове соответствует количеству клеточек в модели».
  • Продолжать формировать знания, что слово состоит из звуков.

Развивающие задачи

  • Освоение действия звукового анализа слова «лук»  с использованием 3-х звуковой модели и фишек-заместителей.
  • Развивать познавательные процессы  (память, внимание)  на примере развивающей игры «Назови слова».
  • Развивать способность подбирать слова на заданный звук «Л», «ЛЬ».
  • Учить голосом передавать звучание твердых и мягких согласных звуков.
  • Развивать навыки понимания смыслоразличительной функции звука, через игру «Найди заблудившийся звук».
  • Развивать умение  интонационно выделять заданный звук в слове.

 

Словарная работа: закрепление терминов и понятий: карточка, схема, слово, звук.

 

Воспитательные задачи

  • Поощрять проявление интереса  к звуковой стороне речи.
  • Воспитывать стремление к качественному, правильному выполнению заданий.
  • Закрепить правила поведения на занятии: умение слушать других, не перебивать детей.

Планируемый результат:

- дети смогут интонационно выделить первый звук в словах (свое имя);

- дети смогут качественно провести звуковой анализ слова «лук», используя  3-х   звуковую модель и фишки-заместители;

- дети продемонстрируют умение  подбирать слова на заданный звук «Л», «ЛЬ».

 

Учебно-дидактическое обеспечение

ТСО:  телевизор, ноутбук  (мультимедийная презентация,  используемая  как наглядно-демонстрационный материал). 

Демонстрационный материал: доска, указка, картина-схема «лук», фишки серого и красного цвета, корзина с картинками овощей, «клетки-домики» - 3 шт., медали.

Раздаточный материал: схемы 3-х звуковые, фишки серого цвета, указки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvukovoy_analiz_slova.docx31.85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  занятия

занятия по разделу «Подготовка к обучению грамоте»

на тему «Звуковой анализ слова «лук»

для детей старшей группы

 

Чусова Елена Владимировна

воспитатель,

высшая квалификационная категория

 

 

Тема. Звуковой анализ слова «лук»

Тип:

по типу  освоения материала –  изучение нового материала;

по виду деятельности – познавательно-речевое.

Форма организации ОД: прямая образовательная ситуация (НОД)

Форма организации детей: подгруппа из 8 человек

Место проведения: старшая группа

Уровень подготовленности детей:

знают, что слова состоят из звуков;

- знакомы с действием звукового анализа;  

- знакомы с правилом «Количество  звуков в слове»;

- знают, что согласные звуки могут быть твердые и мягкие  «старший братец, младший братец»;                                                                

 - придумывают слова на заданный звук.

Цель. Освоение действия звукового анализа слова с последующим построением модели из фишек заместителей.           

Задачи.

Образовательные задачи

  • Формировать  представления детей о слове и звуке.
  • Закреплять знания правила «количество звуков в слове соответствует количеству клеточек в модели».
  • Продолжать формировать знания, что слово состоит из звуков.

Развивающие задачи

  • Освоение действия звукового анализа слова «лук»  с использованием 3-х звуковой модели и фишек-заместителей.
  • Развивать познавательные процессы  (память, внимание)  на примере развивающей игры «Назови слова».
  • Развивать способность подбирать слова на заданный звук «Л», «ЛЬ».
  • Учить голосом передавать звучание твердых и мягких согласных звуков.
  • Развивать навыки понимания смыслоразличительной функции звука, через игру «Найди заблудившийся звук».
  • Развивать умение  интонационно выделять заданный звук в слове.

 

Словарная работа: закрепление терминов и понятий: карточка, схема, слово, звук.

 

Воспитательные задачи

  • Поощрять проявление интереса  к звуковой стороне речи.
  • Воспитывать стремление к качественному, правильному выполнению заданий.
  • Закрепить правила поведения на занятии: умение слушать других, не перебивать детей.

Планируемый результат:

- дети смогут интонационно выделить первый звук в словах (свое имя);

- дети смогут качественно провести звуковой анализ слова «лук», используя  3-х   звуковую модель и фишки-заместители;

- дети продемонстрируют умение  подбирать слова на заданный звук «Л», «ЛЬ».

 

Учебно-дидактическое обеспечение

ТСО:  телевизор, ноутбук  (мультимедийная презентация,  используемая  как наглядно-демонстрационный материал). 

Демонстрационный материал: доска, указка, картина-схема «лук», фишки серого и красного цвета, корзина с картинками овощей, «клетки-домики» - 3 шт., медали.

Раздаточный материал: схемы 3-х звуковые, фишки серого цвета, указки.

 

Образовательная деятельность вне занятий

 

 

Центр активности

Вид деятельности

Содержание деятельности

 

Предварительная работа

 

Речевой уголок

 

 

 

 

 

 

 

 

Уголок ИЗО

 

Коммуникативная

 

 

 

Познавательно-речевой

 

 

Игровая

 

 

 

 

Изобразительная

Ситуативно-деловое общение с педагогом и детьми по закреплению произрастания овощей и фруктов, «Еда вкусная и полезная – Что растёт на грядке?», «Для чего нужны семена».

Прослушивание аудиозаписи «Что нам Осень принесла» , «Вкусно и полезно», речевая игра «Найди звук в слове», рассматривание иллюстраций «Овощи», артикуляционная гимнастика «Грибок», «Вкусное варенье».

Разгадывание путаниц, ребусов на тему «Овощи, фрукты», пальчиковая гимнастика "Хозяйка", сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин».

Настольно печатные игры: «Сложи фрукты», «Что лишнее»

Д/и «Чудесный мешочек», «Где растет», «Узнай фрукт»

 Лепка, рисование, аппликация овощей, фруктов с использованием различных изобразительных средств. Штриховка (фрукты – овощи)

 

 

Центр активности

Вид деятельности

Содержание деятельности

Последующая работа

 

Речевой уголок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативная

 

 

 

Познавательно-речевой

 

 

Игровая

Ситуативно-деловое общение с педагогом

и детьми по закреплению: звукового анализа слов, правила «количество звуков в слове соответствует количеству клеточек в модели», «старший братец, младший братец». Работа в книге «Речецветик».

 

Составление 3-х звуковых  моделей слов «дом», «дым», «мак», «лук», используя фишки-заместители.

 

Развивающие речевые игры : «Придумай слова со звуком…», «Найди пару» («старший братец, «младший братец»);  «Выдели нужный звук», «Живые звуки».                                                               

 

 

Формы ОД вне занятий: совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей.

 

Планируемый результат:

- дети смогут интонационно выделить первый звук в словах (свое имя);

- дети смогут качественно провести звуковой анализ слова «лук», используя  3-х   звуковую модель и фишки-заместители;

- дети продемонстрируют умение  подбирать слова на заданный звук «Л», «ЛЬ».

 

 

Структура занятия

Вводная часть. 

 - Организационный момент.

 - Стихотворение «Говори всегда красиво».

 - Речевая игра «Назови свое имя».

 - Сообщение темы.

 - Игровое упражнение «Назови овощи».

 - Загадка про лук

 - Повторение правила «Количество звуков в слове соответствует количеству клеточек в схеме».

 - Постановка цели.

Основная часть. 

              - Повторение правила поведения на занятии.

              - Звуковой анализ слова «лук».

              - Игра со звуками «Живые звуки».

              - Проверка правила «Количество звуков в слове соответствует количеству клеточек в модели».

              - Речевое упражнение «Звуковая песенка».

              - Чтение стихотворения  «Найди заблудившийся звук».

              - Работа с экраном, проверка ответа.

              - Физминутка

              - Повторение правила «Старший братец, младший братец».

              - Работа с экраном, картинки-подсказки.

              - Словесная  игра «Назови слова».

              - Создание ситуации успеха.

              - Оценка деятельности детей.

              - Вручение медалей.

Заключительная часть. 

            - Обобщение материала.

            - Рефлексия.

            - Мотивация на совместную деятельность с родителями.

            - Оценка деятельности воспитателем и детьми.

 

 

 Структура занятия

Содержание

Вводная часть

Организационный момент

 

 

 

 

 

 

 

Чтение стихотворения «Говорим всегда красиво»

 

 

 

Речевая игра «Назови свое имя»

 

 

Сообщение темы

 

Игровое упражнение «Назови овощи»

 

 

Загадка про лук

 

 

 

 

 

 

Повторение правила «Количество звуков в слове соответствует количеству клеточек в модели»

 

Повторение правила поведения на занятии

 

Цель занятия

Ребята, сегодня, занятие по обучению грамоте буду вести я, Клара Аксановна, но пришла я не одна, а с гостями, поздороваемся с ними! Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Улыбнемся друг другу и подарим улыбку нашим гостям!  Пусть сегодня будет хорошее настроение у нас и наших гостей.

Ребята, чтобы вас понимали окружающие, вы должны:

   

«Говорить всегда красиво,

Четко и неторопливо,

Плавно, громко говорить

И, конечно, не спешить»

 

Я предлагаю представиться гостям, но необычно.  Каждый из вас назовет свое имя, выделяя первый звук в вашем имени.

 

Сегодня на занятии мы продолжим с вами разбирать слова и узнаем, какие звуки в них живут.

 

Ребята, какое время года сейчас? Да, осень, это время овощей и фруктов. Я принесла корзину с овощами, вы готовы назвать их? Остался еще один овощ, а отгадав загадку,  вы узнаете, какое слово мы сегодня будем разбирать.

Какой же овощ тот драчливый,
До слез доводит всех подряд.
А на вид такой красивый,
Кругом ребята говорят.

Правильно это лук (воспитатель переворачивает картинку).

  Кто знает, что обозначают эти клеточки под картинкой? Вспомним правило.

Да, правильно, сколько клеточек на схеме, столько и звуков в слове.

Сегодня мы с вами это  проверим?

Пройдите, пожалуйста, к столам.

Хочу напомнить правила поведения на занятии, во время выполнения задания, умейте слушать товарищей, не перебивайте их, а если вы хотите ответить нужно подать знак – поднять руку.

 

Сейчас, мы  разберем слово «лук» и узнаем, какие звуки живут в этом слове, назовем их и сосчитаем количество звуков в слове.

Основная часть

 

Звуковой анализ слова «лук»

 

Работа у доски с моделью

и за столами 

 

 

                      

 

 

 

 

 

 

Игра со звуками «Живые звуки»

 

 

 

 

Речевое упражнение «Звуковая песенка»

Проверка правила «Количество звуков в слове соответствует количеству клеточек в модели»

 

 

 

 

Чтение стихотворения

«Найди заблудившийся звук»

 

 

 

 

 

 

Работа с экраном

Физминутка

 

 

 

 

 

 

Развивающая  игра «Назови слова со звуком звук «Л», «ЛЬ»

 

Повторение правила «Старший братец, младший братец»

 

 

 

 

Работа с экраном, картинки-подсказки

 

 

Создание ситуации успеха

 

 

Оценка деятельности детей

 

Вручение медали «Умник», «Умница»

  - Кто желает первый начать работать у доски?

  - Назови слово «лук» так, чтобы мы услышали первый звук (2, 3).

  -  Какой ты звук выделил?

  -  Как ты его обозначишь?

  - 1 звук, в первой клеточке-домике.

  - Какие звуки живут в слове «лук», назовите их.  

 

Я предлагаю вам поиграть в игру «Живые звуки».

Для этой  игры  мне нужно выбрать  звуки “Л”, “У”, “К”.

- Ты какой звук?

- В каком домике ты живешь на схеме?

- Возьмите свой домик-клеточку.

- Сейчас, ваши головки будут клавишами пианино, я буду на вас нажимать, а каждый из вас, будет пропевать свой звук.

-  Какое слово получилось?  Сколько звуков в слове? Сколько у них домиков-клеточек? Сколько на схеме? Что мы можем сказать?

А сейчас задание для наших звуков.

Звук “к” – покружись.

Звук “у” – попрыгай.

Звук “л” – хлопни в ладоши.

Я хочу прочитать вам стихотворение, помогите мне, пожалуйста, узнать, в каком слове заблудился звук и назовите его.

Куклу, выронив из рук,

Маша мчится к маме:

«Там ползет зеленый лук (жук)

С длинными усами».  А. Шибаев

В каком слове заблудился звук? Назовите  звук, который заблудился.

Посмотрим на экран и проверим, правильно ли вы ответили.

Потрудились, отдохнем!

Встанем, глубоко вздохнем.

Для здоровья, настроенья,

Делаем мы упражненье,

Руки вверх и руки вниз,

На носочки поднялись,

То присели, то нагнулись

И друг другу  улыбнулись,

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Повернулись, вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

 

А сейчас у нас с вами игра-соревнование «Назови слова», вам нужно придумать слова со звуком «Л», «ЛЬ».

 

Звуки «Л» и «ЛЬ» очень похожи между собой, а как узнать, кто из них «старший братец, а кто младший»? Правильно старший братец звучит твердо, громко, попробуем произнести вместе,  а младший  - мягко.

Начинаем  игру-соревнование «Назови слова», вам нужно придумать слова со звуком «л», «ль». Но самое главное правило – называя слово, вы должны звуки «л», «ль»  выделить голосом, чтобы мы услышали.

 Победит тот, кто придумает больше слов.

Внимание на экран, я вам предлагаю посмотреть картинки-подсказки со звуками «Л», «ЛЬ», можно назвать картинки, а можно и придумать свои слова.

 

Я уверена, что Вы справитесь с заданием.

 

А сейчас, сосчитайте, пожалуйста, фишки. У кого 5 ,4, 3,2.1? 

 

Победил в игре ….. и он получает медаль «УМНИК».

Заключительная часть

Обобщение материала

 

Рефлексия

 

Мотивация на совместную деятельность с родителями

 

Оценка деятельности воспитателем

 и детьми

 

 

Ребята, наше занятие подходит к концу.

Вспомните, пожалуйста, какое слово мы разбирали?

 

Кто испытывал трудности?

Кто легко справился с заданием?

 

Кто сможет дома рассказать маме с папой, как правильно нужно разбирать слова на звуки.

 

Мне очень понравилось, как вы сегодня все занимались. … Были активны, …дали много правильных ответов, …старались не выкрикивать и давали возможность ответить другим.

А вам кто больше понравился, как работал? (выслушиваю ответы, обобщаю)

Если вы считаете, что вы старались и хорошо работали, похвалите себя и скажите «Я сегодня, молодец!»

Спасибо за работу, я очень довольна вами. А теперь скажем нашим гостям «До свидания».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Обучение грамоте дошколят.Выполняем звуковой анализ слов "

Ознакомление родителей старших дошкольников с проведением звукового анализа слов....

Конспект ИОД по подготовке детей к обучению грамоте по теме: «Звуковой анализ слова «КИТ».

Обучать детей звуковому анализу слова.Закреплять умение придумывать слова с заданным звуком, делить слова на слоги, придумывать предложения и называть сколько слов в предложении. Развивать артику...

Конспект занятия по разделу "Подготовка к обучению грамоте" в подготовительной к школе группе для детей с ОВЗ (нарушение зрения) на тему: Звуки М,М`. Бувка Мм.

Конспект занятия по разделу "Подготовка к обучению грамоте" в подготовительной к школе группе для детей с ОВЗ (нарушение зрения) на тему: Звуки М,М`. Бувка Мм....

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте на тему: «Звук и буква Ш» для детей старшей группы.

Форма проведения: игровая.Цель: Знакомство со звуком и буквой «ш»Задачи:Образовательные задачи:Закрепить активизацию и характеристику звука «ш».Закрепить произношение звука &la...

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте на тему: «Звук и буква Ш» для детей старшей группы.

Форма проведения: игровая.Цель: Знакомство со звуком и буквой «ш»Задачи:Образовательные задачи:Закрепить активизацию и характеристику звука «ш».Закрепить произношение звука &la...

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте на тему: «Звук и буква Ш» для детей старшей группы.

Форма проведения: игровая.Цель: Знакомство со звуком и буквой «ш»Задачи:Образовательные задачи:Закрепить активизацию и характеристику звука «ш».Закрепить произношение звука &la...