Конспект занятия занятия по разделу «Подготовка к обучению грамоте» на тему «Звуковой анализ слова «лук» для детей старшей группы
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Тема. Звуковой анализ слова «лук»
Тип:
по типу освоения материала – изучение нового материала;
по виду деятельности – познавательно-речевое.
Форма организации ОД: прямая образовательная ситуация (НОД)
Форма организации детей: подгруппа из 8 человек
Место проведения: старшая группа
Уровень подготовленности детей:
- знают, что слова состоят из звуков;
- знакомы с действием звукового анализа;
- знакомы с правилом «Количество звуков в слове»;
- знают, что согласные звуки могут быть твердые и мягкие «старший братец, младший братец»;
- придумывают слова на заданный звук.
Цель. Освоение действия звукового анализа слова с последующим построением модели из фишек заместителей.
Задачи.
Образовательные задачи
- Формировать представления детей о слове и звуке.
- Закреплять знания правила «количество звуков в слове соответствует количеству клеточек в модели».
- Продолжать формировать знания, что слово состоит из звуков.
Развивающие задачи
- Освоение действия звукового анализа слова «лук» с использованием 3-х звуковой модели и фишек-заместителей.
- Развивать познавательные процессы (память, внимание) на примере развивающей игры «Назови слова».
- Развивать способность подбирать слова на заданный звук «Л», «ЛЬ».
- Учить голосом передавать звучание твердых и мягких согласных звуков.
- Развивать навыки понимания смыслоразличительной функции звука, через игру «Найди заблудившийся звук».
- Развивать умение интонационно выделять заданный звук в слове.
Словарная работа: закрепление терминов и понятий: карточка, схема, слово, звук.
Воспитательные задачи
- Поощрять проявление интереса к звуковой стороне речи.
- Воспитывать стремление к качественному, правильному выполнению заданий.
- Закрепить правила поведения на занятии: умение слушать других, не перебивать детей.
Планируемый результат:
- дети смогут интонационно выделить первый звук в словах (свое имя);
- дети смогут качественно провести звуковой анализ слова «лук», используя 3-х звуковую модель и фишки-заместители;
- дети продемонстрируют умение подбирать слова на заданный звук «Л», «ЛЬ».
Учебно-дидактическое обеспечение
ТСО: телевизор, ноутбук (мультимедийная презентация, используемая как наглядно-демонстрационный материал).
Демонстрационный материал: доска, указка, картина-схема «лук», фишки серого и красного цвета, корзина с картинками овощей, «клетки-домики» - 3 шт., медали.
Раздаточный материал: схемы 3-х звуковые, фишки серого цвета, указки.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
занятия по разделу «Подготовка к обучению грамоте»
на тему «Звуковой анализ слова «лук»
для детей старшей группы
Чусова Елена Владимировна
воспитатель,
высшая квалификационная категория
Тема. Звуковой анализ слова «лук»
Тип:
по типу освоения материала – изучение нового материала;
по виду деятельности – познавательно-речевое.
Форма организации ОД: прямая образовательная ситуация (НОД)
Форма организации детей: подгруппа из 8 человек
Место проведения: старшая группа
Уровень подготовленности детей:
- знают, что слова состоят из звуков;
- знакомы с действием звукового анализа;
- знакомы с правилом «Количество звуков в слове»;
- знают, что согласные звуки могут быть твердые и мягкие «старший братец, младший братец»;
- придумывают слова на заданный звук.
Цель. Освоение действия звукового анализа слова с последующим построением модели из фишек заместителей.
Задачи.
Образовательные задачи
- Формировать представления детей о слове и звуке.
- Закреплять знания правила «количество звуков в слове соответствует количеству клеточек в модели».
- Продолжать формировать знания, что слово состоит из звуков.
Развивающие задачи
- Освоение действия звукового анализа слова «лук» с использованием 3-х звуковой модели и фишек-заместителей.
- Развивать познавательные процессы (память, внимание) на примере развивающей игры «Назови слова».
- Развивать способность подбирать слова на заданный звук «Л», «ЛЬ».
- Учить голосом передавать звучание твердых и мягких согласных звуков.
- Развивать навыки понимания смыслоразличительной функции звука, через игру «Найди заблудившийся звук».
- Развивать умение интонационно выделять заданный звук в слове.
Словарная работа: закрепление терминов и понятий: карточка, схема, слово, звук.
Воспитательные задачи
- Поощрять проявление интереса к звуковой стороне речи.
- Воспитывать стремление к качественному, правильному выполнению заданий.
- Закрепить правила поведения на занятии: умение слушать других, не перебивать детей.
Планируемый результат:
- дети смогут интонационно выделить первый звук в словах (свое имя);
- дети смогут качественно провести звуковой анализ слова «лук», используя 3-х звуковую модель и фишки-заместители;
- дети продемонстрируют умение подбирать слова на заданный звук «Л», «ЛЬ».
Учебно-дидактическое обеспечение
ТСО: телевизор, ноутбук (мультимедийная презентация, используемая как наглядно-демонстрационный материал).
Демонстрационный материал: доска, указка, картина-схема «лук», фишки серого и красного цвета, корзина с картинками овощей, «клетки-домики» - 3 шт., медали.
Раздаточный материал: схемы 3-х звуковые, фишки серого цвета, указки.
Образовательная деятельность вне занятий
Центр активности | Вид деятельности | Содержание деятельности |
Предварительная работа
Речевой уголок
Уголок ИЗО
| Коммуникативная
Познавательно-речевой
Игровая
Изобразительная | Ситуативно-деловое общение с педагогом и детьми по закреплению произрастания овощей и фруктов, «Еда вкусная и полезная – Что растёт на грядке?», «Для чего нужны семена». Прослушивание аудиозаписи «Что нам Осень принесла» , «Вкусно и полезно», речевая игра «Найди звук в слове», рассматривание иллюстраций «Овощи», артикуляционная гимнастика «Грибок», «Вкусное варенье». Разгадывание путаниц, ребусов на тему «Овощи, фрукты», пальчиковая гимнастика "Хозяйка", сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин». Настольно печатные игры: «Сложи фрукты», «Что лишнее» Д/и «Чудесный мешочек», «Где растет», «Узнай фрукт» Лепка, рисование, аппликация овощей, фруктов с использованием различных изобразительных средств. Штриховка (фрукты – овощи) |
Центр активности | Вид деятельности | Содержание деятельности |
Последующая работа
Речевой уголок
|
Коммуникативная
Познавательно-речевой
Игровая | Ситуативно-деловое общение с педагогом и детьми по закреплению: звукового анализа слов, правила «количество звуков в слове соответствует количеству клеточек в модели», «старший братец, младший братец». Работа в книге «Речецветик».
Составление 3-х звуковых моделей слов «дом», «дым», «мак», «лук», используя фишки-заместители.
Развивающие речевые игры : «Придумай слова со звуком…», «Найди пару» («старший братец, «младший братец»); «Выдели нужный звук», «Живые звуки».
|
Формы ОД вне занятий: совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей.
Планируемый результат:
- дети смогут интонационно выделить первый звук в словах (свое имя);
- дети смогут качественно провести звуковой анализ слова «лук», используя 3-х звуковую модель и фишки-заместители;
- дети продемонстрируют умение подбирать слова на заданный звук «Л», «ЛЬ».
Структура занятия
Вводная часть.
- Организационный момент.
- Стихотворение «Говори всегда красиво».
- Речевая игра «Назови свое имя».
- Сообщение темы.
- Игровое упражнение «Назови овощи».
- Загадка про лук
- Повторение правила «Количество звуков в слове соответствует количеству клеточек в схеме».
- Постановка цели.
Основная часть.
- Повторение правила поведения на занятии.
- Звуковой анализ слова «лук».
- Игра со звуками «Живые звуки».
- Проверка правила «Количество звуков в слове соответствует количеству клеточек в модели».
- Речевое упражнение «Звуковая песенка».
- Чтение стихотворения «Найди заблудившийся звук».
- Работа с экраном, проверка ответа.
- Физминутка
- Повторение правила «Старший братец, младший братец».
- Работа с экраном, картинки-подсказки.
- Словесная игра «Назови слова».
- Создание ситуации успеха.
- Оценка деятельности детей.
- Вручение медалей.
Заключительная часть.
- Обобщение материала.
- Рефлексия.
- Мотивация на совместную деятельность с родителями.
- Оценка деятельности воспитателем и детьми.
Структура занятия | Содержание |
Вводная часть | |
Организационный момент
Чтение стихотворения «Говорим всегда красиво»
Речевая игра «Назови свое имя»
Сообщение темы
Игровое упражнение «Назови овощи»
Загадка про лук
Повторение правила «Количество звуков в слове соответствует количеству клеточек в модели»
Повторение правила поведения на занятии
Цель занятия | Ребята, сегодня, занятие по обучению грамоте буду вести я, Клара Аксановна, но пришла я не одна, а с гостями, поздороваемся с ними! Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Улыбнемся друг другу и подарим улыбку нашим гостям! Пусть сегодня будет хорошее настроение у нас и наших гостей. Ребята, чтобы вас понимали окружающие, вы должны:
«Говорить всегда красиво, Четко и неторопливо, Плавно, громко говорить И, конечно, не спешить»
Я предлагаю представиться гостям, но необычно. Каждый из вас назовет свое имя, выделяя первый звук в вашем имени.
Сегодня на занятии мы продолжим с вами разбирать слова и узнаем, какие звуки в них живут.
Ребята, какое время года сейчас? Да, осень, это время овощей и фруктов. Я принесла корзину с овощами, вы готовы назвать их? Остался еще один овощ, а отгадав загадку, вы узнаете, какое слово мы сегодня будем разбирать. Какой же овощ тот драчливый, Правильно это лук (воспитатель переворачивает картинку). Кто знает, что обозначают эти клеточки под картинкой? Вспомним правило. Да, правильно, сколько клеточек на схеме, столько и звуков в слове. Сегодня мы с вами это проверим? Пройдите, пожалуйста, к столам. Хочу напомнить правила поведения на занятии, во время выполнения задания, умейте слушать товарищей, не перебивайте их, а если вы хотите ответить нужно подать знак – поднять руку.
Сейчас, мы разберем слово «лук» и узнаем, какие звуки живут в этом слове, назовем их и сосчитаем количество звуков в слове. |
Основная часть | |
Звуковой анализ слова «лук»
Работа у доски с моделью и за столами
Игра со звуками «Живые звуки»
Речевое упражнение «Звуковая песенка» Проверка правила «Количество звуков в слове соответствует количеству клеточек в модели»
Чтение стихотворения «Найди заблудившийся звук»
Работа с экраном Физминутка
Развивающая игра «Назови слова со звуком звук «Л», «ЛЬ»
Повторение правила «Старший братец, младший братец»
Работа с экраном, картинки-подсказки
Создание ситуации успеха
Оценка деятельности детей
Вручение медали «Умник», «Умница» | - Кто желает первый начать работать у доски? - Назови слово «лук» так, чтобы мы услышали первый звук (2, 3). - Какой ты звук выделил? - Как ты его обозначишь? - 1 звук, в первой клеточке-домике. - Какие звуки живут в слове «лук», назовите их.
Я предлагаю вам поиграть в игру «Живые звуки». Для этой игры мне нужно выбрать звуки “Л”, “У”, “К”. - Ты какой звук? - В каком домике ты живешь на схеме? - Возьмите свой домик-клеточку. - Сейчас, ваши головки будут клавишами пианино, я буду на вас нажимать, а каждый из вас, будет пропевать свой звук. - Какое слово получилось? Сколько звуков в слове? Сколько у них домиков-клеточек? Сколько на схеме? Что мы можем сказать? А сейчас задание для наших звуков. Звук “к” – покружись. Звук “у” – попрыгай. Звук “л” – хлопни в ладоши. Я хочу прочитать вам стихотворение, помогите мне, пожалуйста, узнать, в каком слове заблудился звук и назовите его. Куклу, выронив из рук, Маша мчится к маме: «Там ползет зеленый лук (жук) С длинными усами». А. Шибаев В каком слове заблудился звук? Назовите звук, который заблудился. Посмотрим на экран и проверим, правильно ли вы ответили. Потрудились, отдохнем! Встанем, глубоко вздохнем. Для здоровья, настроенья, Делаем мы упражненье, Руки вверх и руки вниз, На носочки поднялись, То присели, то нагнулись И друг другу улыбнулись, Быстро руки вверх подняли, В стороны, вперед, назад, Повернулись, вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело.
А сейчас у нас с вами игра-соревнование «Назови слова», вам нужно придумать слова со звуком «Л», «ЛЬ».
Звуки «Л» и «ЛЬ» очень похожи между собой, а как узнать, кто из них «старший братец, а кто младший»? Правильно старший братец звучит твердо, громко, попробуем произнести вместе, а младший - мягко. Начинаем игру-соревнование «Назови слова», вам нужно придумать слова со звуком «л», «ль». Но самое главное правило – называя слово, вы должны звуки «л», «ль» выделить голосом, чтобы мы услышали. Победит тот, кто придумает больше слов. Внимание на экран, я вам предлагаю посмотреть картинки-подсказки со звуками «Л», «ЛЬ», можно назвать картинки, а можно и придумать свои слова.
Я уверена, что Вы справитесь с заданием.
А сейчас, сосчитайте, пожалуйста, фишки. У кого 5 ,4, 3,2.1?
Победил в игре ….. и он получает медаль «УМНИК». |
Заключительная часть | |
Обобщение материала
Рефлексия
Мотивация на совместную деятельность с родителями
Оценка деятельности воспитателем и детьми
| Ребята, наше занятие подходит к концу. Вспомните, пожалуйста, какое слово мы разбирали?
Кто испытывал трудности? Кто легко справился с заданием?
Кто сможет дома рассказать маме с папой, как правильно нужно разбирать слова на звуки.
Мне очень понравилось, как вы сегодня все занимались. … Были активны, …дали много правильных ответов, …старались не выкрикивать и давали возможность ответить другим. А вам кто больше понравился, как работал? (выслушиваю ответы, обобщаю) Если вы считаете, что вы старались и хорошо работали, похвалите себя и скажите «Я сегодня, молодец!» Спасибо за работу, я очень довольна вами. А теперь скажем нашим гостям «До свидания». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Обучение грамоте дошколят.Выполняем звуковой анализ слов "
Ознакомление родителей старших дошкольников с проведением звукового анализа слов....

Конспект ИОД по подготовке детей к обучению грамоте по теме: «Звуковой анализ слова «КИТ».
Обучать детей звуковому анализу слова.Закреплять умение придумывать слова с заданным звуком, делить слова на слоги, придумывать предложения и называть сколько слов в предложении. Развивать артику...

Конспект занятия по разделу: "Подготовка к обучению грамоте" в подготовительной группе
Тема: Звуки [Х] и [Х`]. Буква Х....

Конспект занятия по разделу "Подготовка к обучению грамоте" в подготовительной к школе группе для детей с ОВЗ (нарушение зрения) на тему: Звуки М,М`. Бувка Мм.
Конспект занятия по разделу "Подготовка к обучению грамоте" в подготовительной к школе группе для детей с ОВЗ (нарушение зрения) на тему: Звуки М,М`. Бувка Мм....
Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте на тему: «Звук и буква Ш» для детей старшей группы.
Форма проведения: игровая.Цель: Знакомство со звуком и буквой «ш»Задачи:Образовательные задачи:Закрепить активизацию и характеристику звука «ш».Закрепить произношение звука &la...
Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте на тему: «Звук и буква Ш» для детей старшей группы.
Форма проведения: игровая.Цель: Знакомство со звуком и буквой «ш»Задачи:Образовательные задачи:Закрепить активизацию и характеристику звука «ш».Закрепить произношение звука &la...
Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте на тему: «Звук и буква Ш» для детей старшей группы.
Форма проведения: игровая.Цель: Знакомство со звуком и буквой «ш»Задачи:Образовательные задачи:Закрепить активизацию и характеристику звука «ш».Закрепить произношение звука &la...