Главные вкладки

    Конспект ИОД по подготовке детей к обучению грамоте по теме: «Звуковой анализ слова «КИТ».
    план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

    Кияницкая Елена Александровна

    Обучать детей звуковому анализу слова.Закреплять умение придумывать слова с заданным звуком, делить слова на слоги, придумывать предложения и называть сколько слов в предложении. Развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику, внимание. Воспитывать у детей желание заниматься, умение работать в парах, откликаться на эмоции окружающих, сопереживать другим.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл obuchenie_gramote.docx23.84 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное

    образовательное учреждение «Детский сад № 1 Березка»

    пгт. Мостовской муниципального образования

    Мостовский район

    Конспект

    игровой образовательной деятельности

    по подготовке детей к обучению грамоте

    в старшей группе

    по теме:

    «Звуковой анализ слова «КИТ».

    составил и провел

    воспитатель: Кияницкая Е.А.

    пгт. Мостовской 2018 г.

    Цель:

    Продолжить подготовку детей к обучению грамоте и чтению.

    Задачи:

    1. Обучать детей звуковому анализу слова.

    2. Закреплять умение придумывать слова с заданным звуком, делить слова на слоги, придумывать предложения и называть сколько слов в предложении.

    3.Развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику, внимание.

    4. Воспитывать у детей желание заниматься, умение работать в парах, откликаться на эмоции окружающих, сопереживать другим.

    Предварительная работа: рассказ воспитателя о китах; отгадывание загадок на тему: морские обитатели; магнитная игра рыбалка; разучивание пальчиковой игры плавал в море великан; артикуляционной гимнастики кит выныривает; дыхательной гимнастики киты играют в футбол.

    Демонстрационный материал: карточки с подсказками; предметы- якоря: цветок, вертолет, мягкий кубик; оборудование для дыхательной гимнастики (трубочки на каждого ребенка, веревка с подвижными мягким шариками); атрибуты дидактической игры: посади бабочку на цветок; схема для звукового анализа слова кит; картина киты в море; детская энциклопедия киты и дельфины.

    Раздаточный материал: игровизоры со схемой для звукового анализа слов желтые фишки, указки.

    Оборудование: мольберт, столы.

    Ход мероприятия.

    Дети находятся в игровой комнате.

    Воспитатель: ребята, а хотите я вам открою один секрет?

    Дети: хотим.

    Воспитатель: тогда подходите ко мне.

    Дети собираются возле воспитателя.

    Воспитатель: я сегодня утром пришла пораньше, и кое-что для вас спрятала! Хотите найти?

    Дети: хотим.

    Воспитатель: а помогут вам в поисках мои подсказки.

    (Воспитатель достает и показывает детям первую карточку, на ней изображён диван. И подпись: «На диване».).

    Воспитатель: Олечка, ты сможешь нам помочь определится, где искать первую подсказку? Прочти, пожалуйста, что написано на этой карточке?

    Оля читает и все идут к дивану, который находится в игровой комнате, на нем дети находят цветок, а под ним картинка кита.

    Воспитатель: ребята, как вы думаете, какое задание ожидает вас сейчас?

    Дети: нам нужно сделать гимнастику для язычка.

    Воспитатель: Почему вы так решили?

    Дети: потому что лепестки цветка похожи на язычок.

    Воспитатель: ребята, а как вы думаете, какую гимнастику нам надо провести?

    Дети: про кита.

    Воспитатель: а вы знаете такую гимнастику?

    Дети: да.

    Воспитатель: ну тогда становитесь прямо, широко открываем рот максимально выдвинуть язык вперёд и удерживать его пока я считаю до 5. Как только я перестаю считать, язычок прячем обратно. И так Кит выныривает раз-два-три-четыре-пять, снова вернул кит. (Повторить два раза.)

    Воспитатель хвалит тех детей у кого получается лучше всего.

    Воспитатель: Ребята с первым заданием мы справились переверните картинку, что вы там видите?

    Дети: мы видим шкаф.

    Воспитатель: А у нас в группе есть такой шкаф?

    Дети: да.

    Воспитатель: Пойдёмте попробуем там что-то найти.

    Дети подходят к шкафу и находит вертолетик.

    Воспитатель: ребята, как вы думаете, а здесь какое задание нас ожидает?

     Дети: дыхательная гимнастика.

    Воспитатель: что для этого нужно делать?

    Дети: глубоко дышать.

    Воспитатель: помните мы с вами делали гимнастику как киты играют в футбол? Хотите заняться такой гимнастикой?

    Дети: да.

    Воспитатель: ну тогда находите себе дружка и становитесь друг напротив друга.

    Дети берут трубочки, становятся друг против друга вдоль ленты, с двух сторон которой привязаны на ленточках маленькие легкие шарики. Через соломинку дети дуют на эти шарики навстречу друг другу. 

    Воспитатель: ребята нас ждёт следующее задание. Как вы думаете куда мы сейчас отправимся?

    Дети: дают ответы.

    дети проходят к окну и находят там кубик.

    Воспитатель: ребята, а здесь какое задание нас ждёт?

    Дети: пальчиковая гимнастика.

    Воспитатель: и про кого же нам нужно провести пальчиковую гимнастику?

    Дети: про кита.

    Воспитатель: а вы знаете такую?

    Дети: да.

    Воспитатель: молодцы! Ну тогда не зевай. а зарядку выполняй!

    Вытяните руки вперед, переплести пальцы, руки слегка круглые они изображают овальное тело кита. 

    Воспитатель: готовы?

    Дети: да.

    Воспитатель: ну тогда повторяйте вместе со мной.

    Плывет по морю великан

    Полощет свой беззубый рот

    Процедить выпустит фонтан

    И дальше по морю плывёт.

    Воспитатель: Молодцы. А куда нам идти дальше?

    Дети: нам нужно подойти к столу.

    На столе разложены картинки с маленькими цветочками. 

    Воспитатель: мы с вами попали на цветочную поляну, только почему-то бабочки не летят к своим цветкам. Предлагаю помочь бабочкам прилететь на цветочки.

    Дети: давайте.

    Воспитатель: а чтобы наши бабочки вернулись, вам необходимо придумать слова, которые начинаются со звуков [К] или [К*]. Вы можете поискать необходимые слова по всей группе.

    Дети подходят к воспитателю называют слова: если ребёнок с заданием справился, то воспитатель дает ему бабочку, которую ребёнок помещает на цветок такого же цвета на столе.

    Воспитатель: молодцы ребята, всех бабочек посадили на их цветочки. А куда же нам следует идти дальше?

    Дети: к мольберту.

    Воспитатель: Что это за картинка такая интересная? Нам нужно это слово прочитать по звукам. А мы умеем?

    Дети: да.

    Воспитатель: тогда я предлагаю вам присесть за столы. Вы видите у вас на столах уже готовы игровизоры?

    Дети: да.

    Воспитатель: посмотрите внимательно сколько клеточек у вас?

    Дети: три.

    Воспитатель: как вы думаете, сколько в слове «КИТ» звуков.

    Дети: три.

    Воспитатель: почему вы так решили?

    Дети: потому что три клеточки.

    Воспитатель: ребята, а слово «КИТ» - это большое слово или маленькое?

    Дети: маленькое.

    Воспитатель: почему вы так решили?

    Дети: в нём всего три звука.

    Воспитатель: А слогов? 

    Дети: один слог.

    Воспитатель: Хотите проверить? Как это можно сделать?

    Дети: можно хлопать, топать, моргать глазами, прыгать, ладошкой горлышко держать.

    Воспитатель: правильно. Предлагаю нам немножко поиграть, согласны? Я вам буду называть слова, а вы будете проверять сколько в нём слогов любым удобным для вас способом. И так:

    слово кит-один

    слово машина-три

    слово кукла-два

    слово сумка-два

    слово дом-один.

    Воспитатель: молодцы ребята, вы справились. Ну, а сейчас, давайте разберемся, какой же первый звук в слове «КИТ»?

    Дети: [К*].

    Воспитатель: правильно ребята вы назвали звук [К*]. Скажите этот звук гласный или согласный?

    Дети: согласный.

    Воспитатель: почему?

    Дети: его петь нельзя и струя воздуха бьет в ладошку.

    Воспитатель: правильно его нельзя петь и когда мы его произносим то воздух из нас выходит встречая преграду. Хорошо, мы узнали, что первый звук в слове «КИТ» - согласный. Помогите мне вспомнить какими бывают согласные? Этот звук какой твердый или мягкий?

    Дети: мягкий.

    Воспитатель: Это добрый братец звук, а вы можете назвать его сердитого братца?

    Дети: [К].

    Воспитатель: молодцы. А мягкий звук [К*] глухой или звонкий?

    Дети: глухой.

    дети проверяют подставив в ладошку под горло, то есть не вибрирует. 

    Воспитатель: молодцы. И так что мы выяснили про первый звук [К*], что он - согласный, мягкий, глухой. Молодцы обозначьте первый звук у себя на схемах. А какой же второй звук в слове кит?  

    Дети: говорят.

    Воспитатель: и что мы можем сказать про звук [И]?

    Дети: этот звук гласный, потому что его можно петь.

    Воспитатель: молодцы ребята, обозначьте у себя на схема второй звук. И сколько звуков мы с Вами еще не нашли?

    Дети: один.

    Воспитатель: давайте его вместе послушаем кит.

    Дети: говорят звук [Т].

    Воспитатель: а звук [Т], какой?

    Дети: согласный, твердый, глухой.

    Воспитатель: молодцы ребята всё сказали правильно. Ребята давайте еще раз вспомним из каких звуков состоит слово «КИТ». Саша, какой первый звук в слове «КИТ»?

    Отвечает Саша.

    Воспитатель: Катя, подскажи какой второй звук в слове «Кит».

    Отвечает Катя.

    Воспитатель: Ирочка, какой третий звук в слове «Кит».

    Ира отвечает.

    Воспитатель: молодцы. Тимур, а можно тебя попросить убрать со схемы звук [И]. Фишку с какой клеточки ты убрал?

    Тимур: со второй

    Воспитатель: правильно. Алена убери пожалуйста со схемы звук [К*] который по счёту звук ты убрала?

    Первый.

    Воспитатель: правильно Алена. Скажи пожалуйста, Кира, какой звук у нас остался обозначенным на схеме?

    звук [Т].

    Воспитатель: молодец, убираем последний звук мы и вы, ребята. Какое слово мы сегодня с вами разбирали по звукам?

    Дети: мы сегодня разбирали по звукам слово «КИТ».

    Воспитатель: ой, ребята, посмотрите, какая у меня здесь есть красивая картина! Кого мы видим на этой картине?

    Дети: китов в море.

    Воспитатель: а кто из вас сможет придумать предложение по этой картине? Вика хочет попробовать. Пожалуйста.

    Воспитатель: хорошо ребята, сколько слов в предложении, которое придумала Вика?

    Ответы детей.

    Воспитатель: молодцы. Ксюша, а ты сможешь придумать предложение по этой картине.

    Ксюша составляет предложение.

    Воспитатель: красивое предложение придумала Ксюша. Ребята, а сколько слов в предложении которая придумала Ксюша.

    Дети придумывают ещё два-три предложения, по которым воспитатель работает аналогично. 

    Воспитатель: ребята у нас осталась последняя подсказка, что вы здесь видите?

    Дети: книжную полочку.

    Воспитатель: У нас в группе есть подобная полочка? Может нам стоит посмотреть, что же ожидает нас на полочке? Ребята подходят к полочке. на которой находят энциклопедию «Киты и дельфины». 

    Воспитатель: Что нового вы обнаружили на полочке?

    Дети: книгу.

     Воспитатель: между прочем, ребята, сегодня я принесла энциклопедию неспроста, вы уже знаете, что кит очень интересное животное. Если у вас появится желание узнать больше о жизни китов, то именно эта книга вам сможет помочь. Если захотите, то я вам обязательно почитаю эту энциклопедию.

    Рефлексия

    Воспитатель: а сейчас я предлагаю собраться всем на коврике и сказать мне понравилось ли вам сегодня искать спрятанный предмет по подсказкам.

    Дети: да.

    Воспитатель: что вам понравилось больше всего. (Ответы детей).

    Воспитатель: были трудные задания? (Ответы детей). Какое именно задание, Вика, тебе показалось наиболее трудным? Даша, а у тебя всё получилось? Мне кажется, что все сегодня справились с теми нелегкими заданиями, которые встречались на пути. Вы согласны со мной.

                             Список используемой литературы:

    1.Журова Л.Е. «подготовка к обучению грамоте детей 5-6 лет: конспекты занятий .» -М.: ВентанаТраф, 2009г.

    2. Новиковская О.А. «Веселая зарядка для язычка. Игры и упражнения для развития речи и дикции.» -М.: АСТ: Полиграфиздат, 2010г.

    3.Интернет ресурсы: https://www.babu.ru>blogs>post.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Развитие фонематического восприятия, языкового анализа как основы подготовки детей к обучению грамоте»

    Уровень речевого развития, на который выходит ребенок в старшем дошкольном возрасте, вплотную приводит его к серьезному этапу –  этапу овладения письменными формами речи (чтением и письмом). Поэт...

    Обучение старших дошкольников звуковому анализу слова

    Необхoдимой ступенью в oвладении грамотой является фoрмирование звукo-слогового анализа. Как же научить дошкольника слышать звуки и слоги? Наиболее органичным способом обучения дошкольников разумеется...

    : «Обучение детей старшего дошкольного возраста звуко-буквенному анализу слов»

    Пяти - и шестилетние дети уже готовы к обучению грамоте, не составит особого труда научить их слышать звуки, складывать их в слова. Главное - делать это правильно, играя. Чтобы ребенок не путал ...

    РАЗВИТИЕ ОПЕРАЦИЙ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ.

    Консультация для воспитателей РАЗВИТИЕ ОПЕРАЦИЙ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ. Овладеть звуковым анализом – значит научиться определять посл...

    Памятка для родителей по подготовке детей к обучению грамоте. Звуко-буквенный анализ слова.

    Памятка  предназначена для родителей с целью восполнить пробелы в знаниях фонетического разбора слов (звуках речи русского языка), грамотно выполнять с детьми домашнее задание....