Главные вкладки

    Консультация по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме:
    Консультация для родителей "Обучение грамоте дошколят.Выполняем звуковой анализ слов "

    Галушина Оксана Викторовна

    Ознакомление родителей старших дошкольников с проведением звукового анализа слов.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Управление образования администрации города Новочеркасска

    Методический кабинет Управления образования

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад комбинированного вида №37

    Консультация для родителей

    «Обучение грамоте дошколят в домашних условиях.

    Выполняем звуковой анализ слов»

    (выступление в рамках городского методического объединения учителей-логопедов)

     Подготовила: Галушина О.В.,

                                                                                 учитель-логопед

    2013 год

              (слайд 1) Здравствуйте, уважаемые родители! В рамках нашей сегодняшней встречи мы продолжаем говорить  о подготовке детей к обучению грамоте, а именно о проведении звукового анализа слов.

              Напомню, что письменная речь формируется на базе устной. И первыми шагами к обучению грамоте должно быть не знакомство с буквами, а усвоение звуковой системы языка.        

               Каждый из нас улыбнется, вспомнив  «народное» правило русского языка: «как слышится, так и пишется». Действительно, если ребенок не произносит звук правильно,  вряд  ли стоит рассчитывать на то, что он правильно напишет его в тетрадке в недалеком будущем.

               Необходимо обращать внимание не только на правильную артикуляцию звука, но и на умение ребенка выделять, т.е. слышать звуки  в слове.

     (слайды 2,3) Это навык вырабатывается в ходе систематической работы как педагогов в детском саду, так  и родителей дома  в  таких играх, как:  «Назови первый звук в слове», «Подбери словечко», «Поймай звук», «Определи позицию звука в слове», «Найди место картинке» и др.

               Обучение детей звуковому анализу слов начинается с определения последовательности звуков в слове: выделять данную последовательность нужно при помощи неоднократного произнесения слова с интонационным выделением каждого звука. Так, при анализе слова «ЖУК» ребёнок должен произнести его три раза: «ЖЖук», «жУУк», «жуК».

              Для того чтобы ребенок мог анализировать какое-то явление, оно должно быть понятно, материально представлено.

    (слайд 4) Давайте нарисуем схему звукового состава слова: в слове «дом» три звука - нарисуем три клеточки. И дадим ребенку эту карточку: на ней нарисован дом, чтобы ясно было, какое слово будем разбирать, а под домом - схема этого слова: ребёнок уже знает, что слова состоят из звуков.

             Мы показываем ему, что клеточки под картинкой подсказывают, сколько звуков в слове. "Сколько клеточек?" - "Три". - "А сколько звуков в слове?" - "Тоже три". - "Давай будем эти звуки искать. Произнеси слово дом так, чтобы я услышала в нем первый звук". Это наш ребенок уже умеет - научился на первом этапе обучения. "д-дом", -старательно произносит малыш. - "Какой первый звук?" - "Д". - "Очень хорошо! Давай закроем первую клеточку фишкой, это будет какой звук?" - "Д".

             В качестве фишек можно использовать любой материал: нарежьте из белого картона квадратики или возьмите старую мозаику и выберите из нее белые или желтые элементы. Не берите красные, синие, зеленые - они еще понадобятся.

             Итак, перед ребенком схема звукового состава слова «дом», в которой первая клеточка уже закрыта. Можно двигаться дальше.

             "Давай теперь произнесем слово «дом» так, чтобы услышать в нем второй звук, первый д - мы уже знаем". Помогите ребенку для первого раза, скажите вместе с ним «до-о-ом».

     Здесь нам очень поможет схема звукового состава слова: нужно произносить слово и одновременно вести пальцем по схеме и надолго остановить его на второй клеточке. Палец  держим  на второй клеточке схемы, а вы вместе с ребенком долго тянете «до-о-ом». "Какой же второй звук в этом слове?" - "О!" - "Отлично! Давай обозначим и этот звук фишкой!" Ребенок берет точно такую же, как первая, фишку и ставит ее на вторую клеточку.

            "Видишь, - продолжаете вы, - мы уже знаем два звука в слове «дом». Давай найдем последний звук в этом слове. Произнеси  слово «дом» так, чтобы слышался  последний звук".

             И снова вы ведете пальцем по уже почти заполненной схеме слова и произносите: "дом-м-м". "Какой последний звук в слове дом-м-м?" - "М-м", - отвечает ребенок и ставит на схему последнюю, третью фишку.

             Вот и проведен впервые звуковой анализ слова, который называется ПОЗИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ.

             Позиционный анализ

             Определяем, где слышится звук: в начале слова, в середине или в конце. Начало слова - это первый звук, с него слово начинается. Конец слова - это самый последний звук. Середина слова - это не первый и не последний. Для того, чтобы услышать, где находится звук, произнесите слово, выделяя утрированно нужный нам звук.

           Хорошо бы повторить его еще раз. Но как? Снять фишки и начать все сначала? Это неинтересно малышу! Нет, лучше поиграть в игру "Кто внимательный". "А теперь, - говорите вы, - я буду называть звук, а ты будешь снимать его со схемы. Посмотрим, какой ты внимательный. Убери, пожалуйста, звук д.."

    Для данного вида анализа ребёнку предлагаются слова из трех звуков: мак, дом, сыр, кот, кит, шар, жук, лук, лес, рак.

            Занимаясь с ребенком, нужно все время помнить: мы учим его звуковому анализу слов, учим его вслушиваться в слово, слышать звуки, его составляющие. Поэтому ребенок должен называть звуки так, как они слышатся в слове.

             Особенно важным этот вид работы со звуками является для детей с нарушениями речи. Если вы видите, что со звуковым  анализом слова  ребёнок не справляется, то возвращайтесь к играм по развитию фонематического слуха.

             (слайд 5) В процессе анализа з-х звуковых слов  напомните ребёнку  о наличии в языке гласных и согласных звуков. Сначала предложите ему найти в слове гласный звук и заменить нейтральную  фишку  на красную.

             Затем  вспомните о том, что  согласные звуки  бывают  мягкие и твёрдые: твёрдые звуки обозначаем  синими фишками, а мягкие – зелёными.              Таким образом, теперь при составлении схем слов ребёнок  будет пользоваться фишками трёх цветов.

             Переходим к проведению звукового анализа слов (из четырех звуков и более).

             

    (слайд 6) Звуковой анализ - что это такое?

             Это определение в слове последовательности и количества  звуков и их характеристика.

               Звуковой анализ слова (количественный и порядковый)

     Этот вид анализа тоже выполняется на слух.

    Суть заключается в том, что ребёнок составляет  модель  слова, называет последовательно все звуки, даёт  каждому характеристику, определяет, сколько всего звуков в слове. Опираясь на модель, называет выборочно звуки по просьбе взрослого (назвать третий звук, назвать пятый звук).

            (слайд 7)  Пример: выполняем звуковой анализ слов: «бусы»,  «зебра"»

    (рекомендуется выделять последовательно каждый звук, чтобы отчётливее его слышать). Разбор слова «бусы».

            (слайд 8) Сколько в слове «зебра» звуков? Послушайте, какие.

    Выделяем первый звук: ЗЬ-ЗЬ-ЗЬ-эбра. Первый звук [З'] - согласный, мягкий. Обозначаем зелёным цветом.

    Какой следующий звук слышим? З'-Э-Э-Э-бра.  Звук [Э] - это гласный, обозначаем красным цветом.

    Какой звук слышим после [Э]?   з'э-Б-Бра. Звук  [Б] - согласный, твёрдый. Обозначаем синим цветом.

    Что слышим после [Б]? з'эб- Р-Р-Р-а- звук   [Р] - согласный, твёрдый. Обозначаем синим цветом.

    Какой звук слышим после [Р]?  з'эбрА-А-А? Звук [А] - это гласный, обозначаем красным цветом.

    Сколько всего звуков в слове «ЗЕБРА»?

    Сколько гласных звуков?

    Сколько согласных звуков?

    Сколько твёрдых (мягких) согласных?

    Назови первый звук.

    Назови третий звук.

    Назови звук, который стоит после звука [З'].

    Назови звук, который стоит перед звуком [А].

    Назови звук, который стоит между звуками [Б] и [А].

           Все характеристики звуков даются УСТНО (записывать не надо).           Если ребёнок захочет, модель слова оформите в виде аппликации, чтобы потом показать ее еще кому-то (попросить бабушку или дедушку «отгадать», что это за «таинственные квадраты»). 

           Мудреная наука, верно?! Смею вас заверить, что к концу учебного года все ребята ее освоят. Однако без вашего активного участия, уважаемые родители, этот и так, в общем-то, непростой процесс рискует затянуться.

              Но на этом работа по обучению грамоте не заканчивается. В следующий раз мы с Вами поговорим о соотнесении звуков и букв, слиянии букв, делении слов на слоги, и перейдём к чтению слов и маленьких предложений.

              Многие из Вас  подумали, что «обучение дошкольника грамоте – это так сложно…» Что ж, вы правы. Однако упусти мы хоть что-нибудь из вышеперечисленного – и не видать ребенку хорошую оценку по чтению и письму.

    Спасибо за внимание!

    Resource id #2086

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей «Как обучают детей звуковому анализу слов»

    Обучение детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтети­ческим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.Обучение звуковому анализу с...

    Мастер класс для родителей «Как обучаю детей звуковому анализу слов»

    Исходя из педагогической практики заметно. что дети испытывают большие трудности при выполнении звукового анализа. Родители не могут оказать нужную помощь ребенку в данном виде деятельности. Что бы ре...

    Консультация для родителей (Старшая группа) по теме «Звуковой анализ слова»,подготовка к обучению грамоте.

    Звуки бывают ГЛАСНЫМИ И СОГЛАСНЫМИ:Гласные звуки мы можем пропеть. Этим звукам ничего не мешает -ни зубы, ни губы, ни язык. Они легко выходят изо рта. Всего 6 гласныхзвуков: А О И У Ы ЭДля того, чтобы...

    Консультация для родителей «Как обучать детей звуковому анализу слов»

    Обучения детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтети­ческим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами....

    Мастер- класс для родителей «Как обучают детей звуковому анализу слов»

             Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы собрали вас для того, чтобы провести мастер – класс по подготовке детей к обучению грамо...

    Обучение грамоте. Старшая группа. Звуковой анализ слова аист.

    Конспект по обучению грамоте. Старшая группа....