Консультация для родителей "Обучение грамоте дошколят.Выполняем звуковой анализ слов "
консультация по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Галушина Оксана Викторовна

Ознакомление родителей старших дошкольников с проведением звукового анализа слов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования администрации города Новочеркасска

Методический кабинет Управления образования

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №37

Консультация для родителей

«Обучение грамоте дошколят в домашних условиях.

Выполняем звуковой анализ слов»

(выступление в рамках городского методического объединения учителей-логопедов)

 Подготовила: Галушина О.В.,

                                                                             учитель-логопед

2013 год

          (слайд 1) Здравствуйте, уважаемые родители! В рамках нашей сегодняшней встречи мы продолжаем говорить  о подготовке детей к обучению грамоте, а именно о проведении звукового анализа слов.

          Напомню, что письменная речь формируется на базе устной. И первыми шагами к обучению грамоте должно быть не знакомство с буквами, а усвоение звуковой системы языка.        

           Каждый из нас улыбнется, вспомнив  «народное» правило русского языка: «как слышится, так и пишется». Действительно, если ребенок не произносит звук правильно,  вряд  ли стоит рассчитывать на то, что он правильно напишет его в тетрадке в недалеком будущем.

           Необходимо обращать внимание не только на правильную артикуляцию звука, но и на умение ребенка выделять, т.е. слышать звуки  в слове.

 (слайды 2,3) Это навык вырабатывается в ходе систематической работы как педагогов в детском саду, так  и родителей дома  в  таких играх, как:  «Назови первый звук в слове», «Подбери словечко», «Поймай звук», «Определи позицию звука в слове», «Найди место картинке» и др.

           Обучение детей звуковому анализу слов начинается с определения последовательности звуков в слове: выделять данную последовательность нужно при помощи неоднократного произнесения слова с интонационным выделением каждого звука. Так, при анализе слова «ЖУК» ребёнок должен произнести его три раза: «ЖЖук», «жУУк», «жуК».

          Для того чтобы ребенок мог анализировать какое-то явление, оно должно быть понятно, материально представлено.

(слайд 4) Давайте нарисуем схему звукового состава слова: в слове «дом» три звука - нарисуем три клеточки. И дадим ребенку эту карточку: на ней нарисован дом, чтобы ясно было, какое слово будем разбирать, а под домом - схема этого слова: ребёнок уже знает, что слова состоят из звуков.

         Мы показываем ему, что клеточки под картинкой подсказывают, сколько звуков в слове. "Сколько клеточек?" - "Три". - "А сколько звуков в слове?" - "Тоже три". - "Давай будем эти звуки искать. Произнеси слово дом так, чтобы я услышала в нем первый звук". Это наш ребенок уже умеет - научился на первом этапе обучения. "д-дом", -старательно произносит малыш. - "Какой первый звук?" - "Д". - "Очень хорошо! Давай закроем первую клеточку фишкой, это будет какой звук?" - "Д".

         В качестве фишек можно использовать любой материал: нарежьте из белого картона квадратики или возьмите старую мозаику и выберите из нее белые или желтые элементы. Не берите красные, синие, зеленые - они еще понадобятся.

         Итак, перед ребенком схема звукового состава слова «дом», в которой первая клеточка уже закрыта. Можно двигаться дальше.

         "Давай теперь произнесем слово «дом» так, чтобы услышать в нем второй звук, первый д - мы уже знаем". Помогите ребенку для первого раза, скажите вместе с ним «до-о-ом».

 Здесь нам очень поможет схема звукового состава слова: нужно произносить слово и одновременно вести пальцем по схеме и надолго остановить его на второй клеточке. Палец  держим  на второй клеточке схемы, а вы вместе с ребенком долго тянете «до-о-ом». "Какой же второй звук в этом слове?" - "О!" - "Отлично! Давай обозначим и этот звук фишкой!" Ребенок берет точно такую же, как первая, фишку и ставит ее на вторую клеточку.

        "Видишь, - продолжаете вы, - мы уже знаем два звука в слове «дом». Давай найдем последний звук в этом слове. Произнеси  слово «дом» так, чтобы слышался  последний звук".

         И снова вы ведете пальцем по уже почти заполненной схеме слова и произносите: "дом-м-м". "Какой последний звук в слове дом-м-м?" - "М-м", - отвечает ребенок и ставит на схему последнюю, третью фишку.

         Вот и проведен впервые звуковой анализ слова, который называется ПОЗИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ.

         Позиционный анализ

         Определяем, где слышится звук: в начале слова, в середине или в конце. Начало слова - это первый звук, с него слово начинается. Конец слова - это самый последний звук. Середина слова - это не первый и не последний. Для того, чтобы услышать, где находится звук, произнесите слово, выделяя утрированно нужный нам звук.

       Хорошо бы повторить его еще раз. Но как? Снять фишки и начать все сначала? Это неинтересно малышу! Нет, лучше поиграть в игру "Кто внимательный". "А теперь, - говорите вы, - я буду называть звук, а ты будешь снимать его со схемы. Посмотрим, какой ты внимательный. Убери, пожалуйста, звук д.."

Для данного вида анализа ребёнку предлагаются слова из трех звуков: мак, дом, сыр, кот, кит, шар, жук, лук, лес, рак.

        Занимаясь с ребенком, нужно все время помнить: мы учим его звуковому анализу слов, учим его вслушиваться в слово, слышать звуки, его составляющие. Поэтому ребенок должен называть звуки так, как они слышатся в слове.

         Особенно важным этот вид работы со звуками является для детей с нарушениями речи. Если вы видите, что со звуковым  анализом слова  ребёнок не справляется, то возвращайтесь к играм по развитию фонематического слуха.

         (слайд 5) В процессе анализа з-х звуковых слов  напомните ребёнку  о наличии в языке гласных и согласных звуков. Сначала предложите ему найти в слове гласный звук и заменить нейтральную  фишку  на красную.

         Затем  вспомните о том, что  согласные звуки  бывают  мягкие и твёрдые: твёрдые звуки обозначаем  синими фишками, а мягкие – зелёными.              Таким образом, теперь при составлении схем слов ребёнок  будет пользоваться фишками трёх цветов.

         Переходим к проведению звукового анализа слов (из четырех звуков и более).

         

(слайд 6) Звуковой анализ - что это такое?

         Это определение в слове последовательности и количества  звуков и их характеристика.

           Звуковой анализ слова (количественный и порядковый)

 Этот вид анализа тоже выполняется на слух.

Суть заключается в том, что ребёнок составляет  модель  слова, называет последовательно все звуки, даёт  каждому характеристику, определяет, сколько всего звуков в слове. Опираясь на модель, называет выборочно звуки по просьбе взрослого (назвать третий звук, назвать пятый звук).

        (слайд 7)  Пример: выполняем звуковой анализ слов: «бусы»,  «зебра"»

(рекомендуется выделять последовательно каждый звук, чтобы отчётливее его слышать). Разбор слова «бусы».

        (слайд 8) Сколько в слове «зебра» звуков? Послушайте, какие.

Выделяем первый звук: ЗЬ-ЗЬ-ЗЬ-эбра. Первый звук [З'] - согласный, мягкий. Обозначаем зелёным цветом.

Какой следующий звук слышим? З'-Э-Э-Э-бра.  Звук [Э] - это гласный, обозначаем красным цветом.

Какой звук слышим после [Э]?   з'э-Б-Бра. Звук  [Б] - согласный, твёрдый. Обозначаем синим цветом.

Что слышим после [Б]? з'эб- Р-Р-Р-а- звук   [Р] - согласный, твёрдый. Обозначаем синим цветом.

Какой звук слышим после [Р]?  з'эбрА-А-А? Звук [А] - это гласный, обозначаем красным цветом.

Сколько всего звуков в слове «ЗЕБРА»?

Сколько гласных звуков?

Сколько согласных звуков?

Сколько твёрдых (мягких) согласных?

Назови первый звук.

Назови третий звук.

Назови звук, который стоит после звука [З'].

Назови звук, который стоит перед звуком [А].

Назови звук, который стоит между звуками [Б] и [А].

       Все характеристики звуков даются УСТНО (записывать не надо).           Если ребёнок захочет, модель слова оформите в виде аппликации, чтобы потом показать ее еще кому-то (попросить бабушку или дедушку «отгадать», что это за «таинственные квадраты»). 

       Мудреная наука, верно?! Смею вас заверить, что к концу учебного года все ребята ее освоят. Однако без вашего активного участия, уважаемые родители, этот и так, в общем-то, непростой процесс рискует затянуться.

          Но на этом работа по обучению грамоте не заканчивается. В следующий раз мы с Вами поговорим о соотнесении звуков и букв, слиянии букв, делении слов на слоги, и перейдём к чтению слов и маленьких предложений.

          Многие из Вас  подумали, что «обучение дошкольника грамоте – это так сложно…» Что ж, вы правы. Однако упусти мы хоть что-нибудь из вышеперечисленного – и не видать ребенку хорошую оценку по чтению и письму.

Спасибо за внимание!

Resource id #2086

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Как обучают детей звуковому анализу слов»

Обучение детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтети­ческим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.Обучение звуковому анализу с...

Консультация для родителей «Как обучать детей звуковому анализу слов»

Обучения детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтети­ческим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами....

Обучение грамоте. Старшая группа. Звуковой анализ слова аист.

Конспект по обучению грамоте. Старшая группа....

Консультация для родителей «Как обучают детей звуковому анализу слов»

Обучение детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами....

Консультация для родителей. «Как обучают детей звуковому анализу слов».

       Консультация для родителей.«Как обучают детей звуковому анализу слов».Обучения детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом...

Конспект ИОД по подготовке детей к обучению грамоте по теме: «Звуковой анализ слова «КИТ».

Обучать детей звуковому анализу слова.Закреплять умение придумывать слова с заданным звуком, делить слова на слоги, придумывать предложения и называть сколько слов в предложении. Развивать артику...