Игры во время прогулки: приёмы и методы работы
статья (подготовительная группа)

Мужиляк Дарина Юрьевна

Игры и развлечения – непременные спутники жизни детей в семье и в дошкольных учреждениях. Особенно полезны игры и развлечения на открытом воздухе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_vo_vremya_progulki_priemy_i_metody_raboty.docx24.46 КБ

Предварительный просмотр:

Мужиляк Дарина Юрьевна,

Воспитатель

ГБДОУ детский сад № 16

Калининского района Санкт-Петербурга

Игры во время прогулки: приёмы и методы работы

Игры и развлечения – непременные спутники жизни детей в семье и в дошкольных учреждениях. Дети дошкольного возраста играют в самые разнообразные игры: подвижные, дидактические, творческие – ролевые, строительные, игры-драматизации, музыкальные и др. в руках педагога эти многообразные игры представляют собой важное средство всестороннего развития и воспитания ребенка.

Особенно полезны игры и развлечения на открытом воздухе. Во время игр на просторе, в природных условиях у детей формируются умения использовать приобретенные навыки в многообразных жизненных ситуациях. У них развивается ловкость, быстрота, они становятся сильными и выносливыми, приучаются действовать смело, проявляя активность, настойчивость, инициативу и самостоятельность. У них воспитываются чувства дружбы и товарищества, взаимопомощи и честности. Поэтому существует большое многообразие видов и форм развлечений, которые воспитатели могут использовать в повседневной жизни детского сада самых разных условий и педагогических требований. Среди них подвижные игры с элементами спортивных игр, эстафеты, развлечения, разнообразные игровые упражнения, которые выполняются и без предметов, и с игровым материалом: обручами, мячами, скакалками, клюшками, ракетками, кеглями и т.п. В подвижных играх и развлечениях целесообразно использовать естественные условия местности, а также природный материал.

Целенаправленное развитие физических качеств особенно важно в старшем дошкольном возрасте, в период подготовки к школе. К моменту поступления в школу у детей должны быть сформированы основные двигательные навыки в ходьбе, беге, прыжках, метании, лазаньи, некоторых видах спортивных упражнений и игр. Недостаточное развитие какого-либо двигательного качества у ребенка снижает его способность к усвоению новых двигательных действий, а также двигательную активность.

В связи с этим необходимо предусмотреть в планировании программного материала при проведении прогулок взаимосвязь процесса обучения основным видам движений и развития двигательных качеств и способностей детей. Непременным условием успешного развития и воспитания детей на свежем воздухе является одновременное сочетание необходимых структурных компонентов:

Структурными компонентами прогулки являются:

  • наблюдения;

наблюдения за живыми объектами (за птицами, деревьями лиственными и хвойными, кустарниками и т.д.);

наблюдения за неживыми объектами (за солнцем, облаками, погодой, ветром, снегом, глубиной снежного покрова, длительностью дня, метелью, поземкой, снегопадом и т.д.);

наблюдения за явлениями окружающей действительности (за трудом взрослых, за прохожими, за лыжниками, за транспортом – снегоуборочной машиной и т.д.).

Наблюдения за живой и неживой природой перемежаются знакомством с общественной жизнью и трудом взрослых. Целевые прогулки за пределы участка также способствуют возникновению стойкого желания наблюдать.

В младшей группе целевые прогулки проводятся раз в неделю на небольшое расстояние, по улице, где находится детский сад. Со старшими детьми такие прогулки проводятся два раза в неделю и на более далекие расстояния.

Детям младшей группы воспитатель показывает дома, транспорт, пешеходов, средней - здания общественного назначения (школа, Дом культуры, театр и т. п.). Со старшими детьми проводятся целевые прогулки на другие улицы, в ближайший парк или лес. Дети знакомятся с правилами поведения в общественных местах и правилами уличного движения.

На целевых прогулках дети получают много непосредственных впечатлений об окружающем, расширяется их кругозор, углубляются знания и представления, развивается наблюдательность и любознательность.

Движения на воздухе оказывают положительное влияние на физическое развитие. Длительная ходьба во время прогулки требует от детей определенной выдержки, организованности и выносливости.

  • дидактические занятия;

Они являются приемом стимуляции детской активности. Они непродолжительны, занимают по времени не более 3-4 минут. Проводятся несколько раз в течении одной прогулки. Дидактические занятия разнообразны и в них всегда должны присутствовать игровые элементы. Такие задания должны быть доступны по исполнению, понятны каждому ребенку. Необходимо объяснить это задание, почему нужно приложить усилие к его выполнению. Это может быть: закрепление цвета, формы, величины предметов, выполняться с использованием разных форм детской активности, например, с помощью активных движений, когда детям предлагается: «Покажи дерево», «Найди такое же» или «Раз, два, три! К березе беги». И тут же ставится другая более сложная задача: «А как ты узнал, что это береза?»

Очень часто дидактические задания переплетаются с трудовыми поручениями. Например, собрали осенние листья, стало чисто, из листьев стали делать украшения, разобрали по форме, цвету, размеру.

Дидактические задания предоставляют детям возможность проявить собственное творческое начало, стимулирует их мыслительные операции, предлагают выполнять обследовательские действия. В ходе всей этой работы у детей происходит активное накопление чувственного опыта, развивается наблюдательность, внимание, память, разнообразные движения. Во время выполнения дидактических игр и заданий совершенствуются пространственные ориентировки каждого, идет интенсивное увеличение словарного запаса, обогащение его.

  • трудовые действия детей;

В процессе их выполнения важно сформировать положительное отношение, уважение к труду взрослого, желание самому включиться в трудовой процесс, а затем и проявлять самостоятельность, инициативу.

Начиная работу по приобщению детей к посильным трудовым действиям, следует помнить, что это трудоемкая и кропотливая работа, требующая много терпения, внимания, творчества самого педагога. Несмотря на то, что выполнение трудового задания по времени занимает от 10 до 20 минут, детям интересно быть рядом со взрослым, чувствовать себя соучастником творческих дел.

Существенным признаком того, что детям нравится действовать вместе со взрослыми, а так же нравится процесс, где можно приложить и собственные знания, и собственные умения, является их положительный эмоциональный настрой на всем протяжении выполнения поручения, устойчивый интерес не только к тому, что делает и говорит педагог, но и собственным практическим действиям, к действия сверстников, а так же к достигнутым результатам. Гордость за достигнутый результат повышает самооценку каждого малыша.

  • подвижные игры и игровые упражнение;

У детей дошкольного возраста еще мал опыт самостоятельной двигательной активности, многие движения находятся в стадии формирования. Поэтому подвижные игры и игровые упражнения проводятся ежедневно с целью тренировки и закрепления двигательных навыков. С их помощью на прогулке успешно решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

Навыки и привычки выполнения разнообразных движений формируются у детей при условии многократных повторений. Поэтому эти упражнения естественным образом вплетаются в канву самостоятельной деятельности детей, в течении прогулки повторяются несколько раз в зависимости от обстоятельств, настроя детей.

Задача взрослого – предлагать игровые упражнения на выполнение основных движений: ходьба и бег, подскоки и прыжки, ползание и лазание, упражнения с мячами и обручами. Помимо игровых упражнений на прогулке ежедневно проводятся и подвижные игры, продолжительностью от 6 до 10 минут. При планировании подвижной игры учитывается предыдущая деятельность детей. Если утром проводилось физкультурное занятие, то на прогулке можно ограничиться лишь игровыми упражнениями. В летнее время планируется по одной игре в утренний и вечерний отрезок времени. Зимой, чтобы создать у детей бодрое настроение пребывание на свежем воздухе лучше начинать с подвижной игры.

В подвижных играх решается несколько задач: повышение эмоционального тонуса каждого из детей, удовлетворении потребности в разнообразных активных движениях, уточнение знаний о различных объектах (птички летают, зайчик прыгает), ориентировка в окружающем (побежали к песочнице, к веранде и т.д.), умение слушать взрослого и выполнять движения в соответствии с требованиями игры. В процессе подвижной игры дети учатся диалоговой речи, когда не просто повторяют за взрослым, а отвечают ему («Гуси-гуси»). В процессе подвижной игры малыш получает удовлетворение и от дружеского общения со сверстниками и от ярких атрибутов, которые взрослый вносит в игру.

В структуру прогулки включаются игры малоподвижные, игры средней активности, игры с высокой двигательной активностью.

Кроме этого, организуются игры: забавы аттракционы игры-эстафеты сюжетные подвижные игры, игры с элементами спорта сюжетные подвижные игры бессюжетные подвижные игры народные игры хороводные спортивные упражнения («Катание на санках», «Скольжение», «Ходьба на лыжах»).

Хотя решающая роль в руководстве играми принадлежит воспитателю, чрезвычайно важно побуждать детей к самостоятельности и проявлению творческой инициативы при организации и проведении игр. Надо стремиться к тому, чтобы старшие дошкольники научились играть в подвижные игры по собственному побуждению, выполняя основные правила игры, соблюдая дисциплину, доводя игру до конца. Для того, чтобы у детей сохранялось бодрое и жизнерадостное состояние, чтобы были обеспечены благоприятные условия для решения всего комплекса задач умственного, нравственного и физического их развития, необходимо следить за целесообразным чередованием, определенной периодичностью применения игр и развлечений разного характера. При этом нужно стремиться к тому, чтобы игры с высокой двигательной активностью разумно сочетались с более спокойными видами деятельности.

  • самостоятельная игровая деятельность;

Структурные компоненты прогулки (наблюдения, дидактические игры, задания) проходят на фоне самостоятельной деятельности всех детей, которая занимает основную часть времени пребывания детей на свежем воздухе и требует постоянного контроля со стороны взрослого. Воспитатель может предложить детям организовать сюжетно - ролевую или подвижную игру, занимательные задания, игрушки или инвентарь для труда и т.д.

  • индивидуальная работа по развитию определенных качеств.

- направлена не только на совершенствование физических качеств, но и на развитие психических процессов, закрепление материала по всем разделам программы, формирование нравственных качеств.

Все компоненты позволяют сделать прогулку более насыщенной и интересной.

К тому же они выступают не как отдельные педагогические мероприятия, а как логически обоснованные части того основного, что запланировано взрослым в конкретной прогулке. Последовательность их проведения варьируется в зависимости от:

- предшествующей деятельности детей (например, после физкультурного занятия целесообразнее в начале прогулки провести наблюдение, после занятий по математике и развитию речи — подвижные игры);

- от времени года (в холодный период времени предусматривается проведение игр с большой подвижностью детей);

- от индивидуально-возрастных особенностей детей (в младшем возрасте целесообразнее начать прогулку с наблюдения, в старшем – с игры и т.д.);

- от познавательных интересов детей.

Дети на прогулке попадают в среду, частично знакомую, но меняющуюся в зависимости от разных обстоятельств. Это следует использовать наилучшим образом для всестороннего развития ребенка.

На каждой прогулке решается, как правило, комплекс взаимосвязанных задач: оздоровительных, воспитательных и образовательных. Оздоровительные задачи направлены на формирование здорового образа жизни и воспитание осознанного отношения к проявлению своей двигательной активности. При разработке содержания воспитательных задач важно обратить внимание на развитие самостоятельности, активности и общения, а также на формирование эмоциональной, моральной и волевой сфер детей в процессе двигательной деятельности. Вместе с тем отличительной особенностью прогулок в старших возрастных группах является акцент на решение образовательных задач: овладение необходимым программным материалом по развитию движений, формирование доступных знаний об основах физической культуры и здоровом образе жизни. Эти задачи решаются в тесной взаимосвязи с развитием двигательных качеств и особенностей детей, а также формированием оптимальной двигательной активности.

Эффективность прогулок в дошкольном учреждении во многом определяется пониманием их значимости, которое состоит в том, чтобы:

- удовлетворить естественную биологическую потребность ребенка в движении;

- обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка через специально организованную для данного возраста двигательную активность и физические нагрузки;

- сформировать навыки в разных видах движений;

- способствовать развитию двигательных качеств ребенка;

- стимулировать функциональные возможности каждого ребенка и активизировать детскую самостоятельность;

- создать оптимальные условия для разностороннего развития детей: активизации мыслительной деятельности, поиска адекватных форм поведения, формирование положительных эмоциональных и нравственно-волевых проявлений детей.

Во время прогулок важно тщательно продумывать методы и приемы регулирования двигательной активности детей, подбирать дифференцированные задания.

Приемы могут быть следующими:

- рациональное использование физкультурного оборудования (минимум оборудования максимально обыграть);

- включение разных способов организации детей (фронтальный, поточный, групповой, посменный, круговой тренировки, станционный, индивидуальный);

- лаконичное объяснение заданий и четкий показ упражнений;

- активизация мыслительной деятельности ребенка (использование пространственной терминологии, самостоятельный выбор способа выполнения действий, наводящие вопросы, создание поисковых ситуаций);

- создание специальных ситуаций для проявления таких качеств ребенка, как решительность, смелость, находчивость;

- вариативность подвижных игр, приемов их усложнения.

В задачи воспитателя при руководстве играми и развлечениями входит наблюдение за состоянием играющих и регулирование нагрузки. Дозировать ее в играх можно, пользуясь общепринятыми приемами: 1) увеличивать или уменьшать общее время игры, а также изменять количество повторений всей игры или отдельных ее эпизодов; 2) регулировать длительность перерывов в игре или проводить игры совсем без перерывов; 3) проводить игру на большем или меньшем участке, с большим или меньшим количеством препятствий; изменять сложность препятствий, преодолеваемых в игре; удлинять или сокращать дистанции для перебежек, проползания; варьировать количество прыжков. Также не забывать, что во время прогулок должна быть четкая организация детей, важна дисциплина, основанная на точном выполнении заданий, команд, указаний воспитателя. Беря на себя роль, чаще всего не главную, воспитатель руководит игрой незаметно для детей, чтобы предоставить определенную свободу и самостоятельность действий, стимулирующих их творчество и инициативу.

Организуя и направляя игры детей, следует также обязательно учитывать характер предшествующей и последующей деятельности в режиме дня. Так, например, подвижные игры, связанные с большой интенсивностью движений, не должны проводиться перед дневным сном детей, а также после приема пищи. Во время прогулки, на которой можно организовать разные игры, нужно учитывать погодные условия. Прогулка проводится в любую погоду, за исключением неблагоприятных условий. При небольшом дожде ее можно организовать на веранде, под навесом, в любом другом, защищенном от резкого ветра и осадков месте. В этом случае с детьми проводят беседы, читают сказки, организуют спокойные игры, для которых не требуется большого пространства. Каждая прогулка для ребенка – это познание окружающей действительности через движения, которые должны приносить радость.

Правильная организация прогулки: укрепление здоровья, развитие двигательной активности детей, подбор одежды в соответствии с сезоном и температурой воздуха, подвижные игры, пример взрослого в отношении к своему здоровью – все это является хорошим залогом здорового образа дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лето — время новых открытий! Простые игры во время прогулки

Наступило лето, а лето – это мир удивительных открытий для ваших детей. На что нужно обратить внимание при развитии ребенка? Как его знакомить с окружающим миром?...

Приёмы и методы работы с детьми с ОВЗ.

Приёмы и методы работы  с детьми с ОВЗ.  Так как я работаю инструктором физического воспитания, я буду описывать те методы и приёмы, которые я применяю  на физкультурных занятиях и в са...

Беседа -инструкция на тему" Правила поведения и техника безопасности во время прогулки, приёма пищи и т. д."

Беседа о безопасном поведении детей во время дальних прогулокПеред прогулкой надо построиться по два человека в ряд, держаться за руки.В руках не должно быть никаких предметов или игрушек (игрушки или...

Игры во время прогулки: приемы и методы работы

Совместные прогулки с детьми - одна из популярных форм досуга. Это очень удобное время для игр. Правда, они не являются единственным занятием на прогулке, но делают отдых интенсивным, наполненным. В н...

Развитие художественной деятельности детей старшей группы: приёмы и методы работы (из опыта работы воспитателя)

Основная цель моей  работы в рамках художественной деятельности детей старшей группы– это развитие творческих способностей каждого воспитанника, с учетом их индивидуальных особенностей....

Консультация для родителей: «Лето — время новых открытий! Простые игры во время прогулки»

Консультация для родителей:«Лето — время новых открытий! Простые игры во время прогулки»Наступило лето, а лето – это мир удивительных открытий для ваших детей. На что нужн...