Картотека подвижных игр
картотека (старшая группа)

Подвижные игры для детей старшейй группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_podvizhnyh_igr.docx37.63 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека подвижных игр для старше группы

1.Подвижная игра «Салочки-выручалочки».

Цель игры: воспитание у детей взаимной выручки и желание помочь другому.

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру, в которой все они покажут, что научились хорошо бегать. Но сначала нужно отгородить место для игры. Дети вместе с воспитателем очерчивают на земле большую прямоугольную площадку (30-35 шагов в длину и ширину). При этом воспитатель объясняет, что бегать можно только внутри этой площадки, а забегать за черту нельзя.

Собрав всех детей, воспитатель приступает к объяснению: «Сегодня мы будем играть в салочки-выручалочки. Я буду салочкой, а вы будете от меня убегать. До кого я дотронусь, осалю его, тот должен остановиться. Бегать ему уже нельзя, пока кто-нибудь из ребят его не выручит. Чтобы выручить, нужно дотронуться до плеча, вот так (показывает, как нужно дотронуться). Как только до тебя до тронулись, можно опять бегать. В этой игре нужно не попадаться салке, чтобы тебя не осалили и не пришлось ель ять на месте. Если салка близко, можно присесть на корточки. Того, кто присел, салка осалить не может. Тот, кто самый смелый, быстрый, ловкий, ни разу салке не попадется. Вот мы и посмотрим, кто у нас самый смелый и ловкий!»

Игра начинается с текста, который воспитатель произносит вместе с детьми:

Салочка нас не догонит,
Салочке нас не поймать,
Мы умеем быстро бегать

И друг друга выручать!

С последним словом дети разбегаются в разных направлениях; воспитатель, дав возможность детям немного побегать, догоняет их и старается осалить. Осалив кого-нибудь из детей, взрослый напоминает, что он может громко сказать «Выручайте!», а сам отворачивается, чтобы дети успели выручить осаленного. Первого ребенка, который выручит осаленного, воспитатель хвалит, помогая тем самым осмыслить правила и содержание игры

2.Подвижная игра «Ловишки с ленточками».

Цель: учить детей перебегать в рассыпную с одной стороны площадки на другую, увёртываясь от ловишки, действовать по сигналу

Дети строятся в круг; у каждого имеется цветная ленточка, заправленная сзади за пояс. В центре круга стоит ловишка. По сигналу воспитателя: «Раз, два, три — лови!» — дети разбегаются по площадке. Ловишка бегает за играющими, стараясь вытянуть у кого-нибудь ленточку. По сигналу воспитателя: «Раз, два, три в круг скорей беги!» все строятся в круг. Воспитатель предлагает поднять руки тем, кто лишился ленточки, т. е. проиграл, и подсчитывает их. Ловишка возвращает ленточки детям, и игра повторяется, с новым водящим.

3. Цепи кованные

Перед тем как начать играть, нужно разделиться на две команды. Для этого  просто предложить ребятам произвольно разбиться на две группы.

 Команды берутся за руки и встают в две шеренги друг напротив друга. После чего ведут такой диалог:

– Цепи!

– Кованые!

– Разорвите нас!

– Кем из нас?

– Ваней! (Называют любого участника команды-соперника.)

Ваня разбегается и, с разбегу ударяясь всей тяжестью своего тела, старается разорвать шеренгу чужой команды.

Если ему это удается, то он уводит в свою команду двух игроков на которых «разорвалась цепь». Если же попытка была неудачной, то Ваня сам присоединяется к чужой команде.

В следующий раз диалог начинает выигравшая команда.

4Игра малой подвижности «Мы снежинки, мы пушинки…».

Цель: закрепить умение соотносить движения со словами текста.

Дети выполняют движения по тексту.

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки - балеринки.

Мы танцуем день и ночь.

Встанем вместе мы в кружок -

Получается снежок.

Мы деревья побелили,

Крыши пухом замели.

Землю бархатом укрыли.

И от стужи сберегли

5Подвижная игра «Дед Мороз».

Цель игры: прививать детям умение выполнять характерные движения по тесту.

Воспитатель предлагает детям поиграть. Воспитатель спрашивает детей: Где живет Дед Мороз? Дети отвечают: в лесу. Воспитатель: А что зимой он приносит детям? Дети: подарки.

Воспитатель голосом Деда Мороза говорит:

-Я – Мороз, Красный нос.

Бородою я зарос.

Я ищу в лесу зверей,

Выходите поскорей!

Выходите, зайчики! (далее мишки, лисоньки, белочки, лесные птички)

Дети начинают прыгать навстречу воспитателю на двух ногах, как зайчики.

Воспитатель: Заморожу! Все заморожу!

Воспитатель начинает ловить детей – зайчиков. Дети разбегаются в разные стороны. Те дети, до которых дотронулся Дед Мороз, считаются замороженными и стоят, на месте, не двигаясь.

Игра повторяется два раза.

6 Подвижные игры: «Птицы и кукушка»,

Цель: упражнять в прыжках в длину с места.

Все играющие изображают птиц и имеют по отдельно очерченному месту – гнезду. Только у кукушки гнезда нет. По сигналу взрослого: “Кыш, полетели!” – птицы летят из гнезд и летают, где им угодно. Кукушка летает вместе со всеми птицами. По сигналу ведущего: “Домой!” все, в том числе и кукушка бегут и стараются занять любое гнездо. Кто остался без гнезда будет кукушкой. Подвижная игра продлится несколько раз по желанию детей

7. «Два мороза»

На площадке отмечается линия «дома» и линия «школы». Игроки становятся за линию дома в шеренгу. В центре зала становятся водящие «Морозы». Все вместе учат слова:

Морозы: - Мы два братца молодые,

Два мороза удалые!

Я – мороз – Красный нос!

А я – мороз – Синий нос!

Кто из вас решится

В путь дороженьку пуститься?

Ребята: Не боимся мы угроз,

И не страшен нам мороз!

Описание игрыИгроки проговаривают слова, и после слов «… и не страшен нам мороз!» ребята перебегают в «школу» через площадку, а морозы их стараются осалить. Кого морозы осалили, тот останавливается и замирает на месте (либо стоит на одной ноге), превращается в ледяную фигуру. Морозы снова обращаются к игрокам «Кто из вас решится в путь-дороженьку пуститься?», игроки вновь отвечают и перебегают обратно в «дом», по пути размораживая своих «замерзших» друзей – дотрагиваются до них и вместе убегают. Морозы вновь стараются осалить игроков. Пойманные (замороженные) игроки подсчитываются и возвращаются в игру. Выбирается новая пара морозов из числа не пойманных.

8.Подвижная игра «Дорожки»

Цель. Продолжать учить двигаться в разных направлениях бегом, по ограниченной площади, с разной скоростью, не наталкиваясь, друг на друга. 

Ход игры.

На земле проводятся разные по форме линии – это дорожки. Играющие бегают по ним друг за другом, делают сложные повороты, сохраняя при это равновесие. 

Игра проводитс с большим количеством детей. Длина дорожки может быть произвольной, но не менее 3 м. Нарисовать несколько одинаковых по форме линий, в конце каждого положить ветные флажки. Тот кто первый играющий добежит до флажка быстро должен поднять его над головой

9.Беги ко мне

Цель: упражнять детей действовать по сигналу, выполнять бег в прямом направлении одновременно всей группой.

Ход игры: Дети стоят на одной стороне зала, так, чтобы не мешать друг другу. Воспитатель стоит у противоположной стороны. Он говорит: «Бегите ко мне, все-все бегите ко мне!» Дети бегут к воспитателю, который встречает их приветливо, разведя руки широко в стороны, и делает вид, что хочет всех ребят обнять. После того как дети соберутся около воспитателя,он уходит на другую сторону площадки и снова говорит: «Бегите ко мне!». Перед началом игры воспитатель напоминает, что бежать можно только после слов «Бегите ко мне!», нельзя толкаться и мешать друг другу.

10Кот и воробушки

Цель: учить детей мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать, не задевая друг друга, увертываться от ловящего, быстро убегать, находить свое место; приучать детей быть осторожными, занимая место, не толкать товарищей.

Кот располагается на одной стороне зала (площадки , стоя с закрытыми глазами, спит. А дети - "воробышки" - на другой. Дети - "воробышки" приближаются к "коту"вместе с воспитателем и произносят:

Котя, котенька, коток,

Котя - черненький хвосток,

Он на бревнышке лежит,

Притворился, будто спит.

На слова "будто спит", "кот"восклицает: "Мяу!" - и начинает ловить "воробышков", которые убегают от него в свои домик (за черту).

Как правило дети "воробышки" не доходят до "кота", можно положить им веревочку или какой либо другой ориентир, что бы они его обязательно коснулись. контролировать что бы они проговорили полностью текст и не толкали друг друга когда бегут от "кота".

11. «Удочка»

Играющие стоят по кругу, в центре — воспитатель. Он держит в руках веревку, на конце которой привязан мешочек с песком. Воспитатель вращает веревку с мешочком по кругу над самой землей (полом), а дети подпрыгивают на двух ногах вверх, стараясь, чтобы мешочек не задел их ног. Описав мешочком два-три круга, воспитатель де лает паузу, во время которой подсчитывается количество за девших за мешочек и даются необходимые указания по выполнению прыжков.

12.Хитрая лиса

Цель: Развивать у детей выдержку, наблюдательность. Упражнять в быстром беге с увертыванием, в построении в круг, в ловле.

Описание: Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Вне круга отчерчивается дом лисы. Воспитатель предлагает играющим закрыть глаза, обходит круг за спинами детей и говорит «Я иду искать в лесе хитрую и рыжую лису!», дотрагивается до одного из играющих, который становится хитрой лисой. Затем воспитатель предлагает играющим открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса, не  выдаст ли она себя чем-нибудь. Играющие 3 раза спрашивают хором, вначале тихо, а затеем громче «Хитрая лиса, где ты?». При этом все смотрят друг на друга. Хитрая лиса быстро выходит на середину круга, поднимает руку вверх, говорит «Я здесь». Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит. Пойманного лиса отводит домой в нору.

Правила: Лиса начинает ловить детей только после того, как играющие в 3 раз хором спросят и лиса скажет «Я здесь!»

Если лиса выдала себя раньше, воспитатель назначает новую лису.

Играющий, выбежавший за границу площадки, считается пойманным.

13 Белые медведи

Подготовка. Площадка представляет собой море. В стороне очерчивается небольшое место - льдина. На ней стоит водящий - "белый медведь". Остальные "медвежата" произвольно размещаются по всей площадке.

Содержание игры. "Медведь" рычит: "Выхожу на ловлю!" - и устремляется ловить "медвежат". Сначала он ловит одного "медвежонка" (отводит на льдину), затем другого. После этого два пойманных "медвежонка" берутся за руки и начинают ловить остальных играющих. "Медведь" отходит на льдину. Настигнув кого-нибудь, два "медвежонка" соединяют свободные руки так, чтобы пойманный очутился между руками, и кричат: "Медведь, на помощь!" "Медведь" подбегает, осаливает пойманного и отводит на льдину. Следующие двое пойманных также берутся за руки и ловят "медвежат". Игра продолжается до тех пор, пока не будут переловлены все "медвежата". Последний пойманный становится "белым медведем".

Побеждает последний пойманный игрок.
Правила игры: 1. "Медвежонок" не может выскальзывать из-под рук окружившей его пары, пока не осалил "медведь". 2. При ловле запрещается хватать играющих за одежду, а убегающим выбегать за границы площадки.

14 Охотники и зайцы

Цель: учить детей прыгать на двух ногах с продвижением вперёд врассыпную, действовать по сигналу. Закреплять умение бросать мяч стараясь попасть в цель. Развивать ловкость, глазомер.

  с помощь считалки выберем двух охотников, а остальные дети – зайцы.

Воспитатель объясняет правило игры.

– На одной стороне площадки место для охотников, обозначенное чертой, на другой – зайцев, обозначенные кружками. В каждом кружке могут находиться по 2 – 3 зайца. По сигналу свистка зайцы выбегают из кружков и прыгают на двух ногах, продвигаясь вперед. По сигналу «Охотник зайцы приседают, а охотники, не сходя с места, бросают в них мячами (в руках по 2–3 мяча). Тот заяц, в которого охотник попал мячом, считается подстреленным, и охотник уводит его к себе. Кто нарушил правило выходит из игры.

– Ребята, все ли вам понятно о правилах игры?

Воспитатель подает сигнал к началу игры (игра началась).

15 Лиса в курятнике

Цель: формирование у детей интереса к подвижной игре  

 Упражнять детей в беге в рассыпную, с увертыванием, в ловле, упражнять в прыжках с высоты, мягко приземляясь на полусогнутые ноги.

Развивать у детей ловкость, внимание, быстроту реакции.

 воспитывать двигательную самостоятельность, создавать положительный эмоциональный настрой.

Воспитатель: По сигналу «Лиса!», «Куры» убегают на насест, а лиса старается их поймать   До кого Лиса дотронулась, запятнала, того она уводит к себе в нору.  Ребята! Так на какой же сигнал куры выходят на прогулку? («Куры, на прогулку!) А на какой сигнал куры убегают от Лисы на насест? (Лиса) .

Воспитатель: «Сидят куры на насесте».

  Дети: «Ко-ко-ко. Ко-ко-ко.»

Воспитатель: «Вышли куры, на прогулку!» (Дети гуляют , приседают)

Воспитатель: «Ходят куры, крыльями машут, ноги поднимают, приседают, зернышки клюют»

 Дети: «клю, клю, клю».

 Воспитатель: Лиса смотрит, посматривает Воспитатель: «Но вдруг выбежала Лиса»

Воспитатель: «Лиса!» (Дети убегают на нашестие)

16 Пятнашки

Цель: развитие внимания

Игры в пятнашки происходят либо в просторной комнате, либо на воздухе, где дети собираются в каком угодно количестве, начиная с 4—5 и кончая 25-и более.
Собравшись, дети из своей среды выбирают одного, и дают ему прозвище пятнашки; роль его состоит в том, что он внимательно следит за бегущими по разным направлениям детьми и старается во что бы то ни стало поймать одного и запятнать его, т. е. коснуться рукой.
Пойманный задерживается таким образом и превращается в «пятнашку»" при этом его имя произносится во всеуслышание для того, чтобы товарищи знали, кого им следует остерегаться.
Лишь только он, в свою очередь, поймает кого-нибудь из участников, то немедленно перёдает ему свою роль, переходя сам в группу детей, спасающихся бегством.
Игру эту следует продолжать до тех пор, пока дети сохранят живой интерес к ней и не почувствуют себя утомленными.
Игры в пятнашки основаны, главным образом, на движении; их можно однако разнообразить, вводя различные элементы, например метание мяча и тому подобное.

17. Пустое место

Цель. Упражнять детей в беге на скорость. Развивать умение действовать согласно правилам игры, быть внимательным, ловким. 

Ход игры. Играющие встают в круг, выбирают водящего. Начиная игру, он пробегает мимо игроков, одного из них пятнает и продолжает бежать дальше по кругу. Запятнанный быстро бежит в противоположную сторону от водящего. Кто из них первый добежит до свободного места в круге, тот и занимает его, а опоздавший становится водящим. 

Правила. 

1. Дети бегают только за кругом. 

2.Стоящие в кругу не должны задерживать бегущих. 

3. Если дети прибегают к свободному месту одновременно, то они оба встают в круг, и выбирается новый ведущий. 

Указания к проведению. 

Играют в эту игру в любое время года на большой площадке, где можно бегать без помех. Участники игры встают по кругу на расстоянии одного шага друг от друга, руки у всех опущены. 

18«Найди себе пару»

Цель: учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, по сигналу находить себе пару.  Закрепить разные виды бега. Воспитывать чуткое отношение друг к другу.

Ход игры:

1 вариант.

Для игры необходимы флажки двух цветов по количеству детей. Каждый ребенок получает по одному флажку. По сигналу воспитателя – удар в бубен, дети разбегаются по площадке. По другому сигналу – два удара в бубен, дети, имеющие одинаковые флажки, становятся рядом. Ребёнку оставшемуся без пары говорят:

«Ты Сережа не зевай себе пару выбирай»

Затем по сигналу дети разбегаются по площадке и игра повторяется.

Во время бега дети должны держать свои флажки поднятыми вверх.

19  «Быстро возьми».

Дети образуют круг и по сигналу воспитателя выполняют ходьбу или бег вокруг предметов (кубики, шишки, камешки, которых должно быть на один или два меньше, чем детей. На сигнал: «Быстро возьми! » - каждый играющий должен взять предмет и поднять его над головой. Тот, кто не успел поднять предмет, считается проигравшим. Игра повторяется 2-3 раза.

20. «Ловишки»

Цель: учить детей быстро и легко бегать на носках, не наталкиваясь и увёртываясь, соблюдать правила игры. Развивать ловкость, внимание, дыхательную систему.

Ход игры.

Дети находятся на площадке. Ловишка, назначенный воспитателем или выбранный по считалке становится на середине  площадки. По сигналу: «Раз, два, три лови!» - все дети разбегаются по площадке, увёртываются от ловишки, который старается запятнать как можно больше ребят. Кого запятнали отходит в сторону. Когда будет запятнано 3-4 играющих, выбирается новый Ловишка.

21 «Мыши в кладовой»  Дети-мыши сидят в норках - на стульях или на скамейках, расположенных вдоль стены комнаты или по одной стороне площадки. На противоположной стороне протянута веревка на высоте 40—50 см — это кладовая. Сбоку от играющих сидит кошка — воспитатель. Кошка засыпает, и мыши бегут в кладовую. Проникая в кладовую, они нагибаются, чтобы не задеть веревку. ...

22 Подвижная игра «День и ночь».

Играющие распределяются на две команды - «День» и Ночь». По середине зала проводится черта или кладется шнур. На расстоянии двух шагов от черты спиной друг к другу становятся команды. Воспитатель говорит: «Приготовились!», затем дает одной команде сигнал к бегу, например, произносит: «День!». Дети убегают за условную черту, а игроки второй команды быстро поворачиваются кругом и догоняют соперников, стараясь запятнать их, прежде чем те пересекут условную линию. Выигрывает команда, которая успеет запятнать большее количество игроков противоположной команды.

23 «Догони свою пару»

Задачи. Формировать умение действовать по сигналу, упражнять в беге, развивать ловкость.

Двое детей становятся один за другим на расстоянии 2-3 шагов у края площадки. По сигналу: «Раз два, три - беги!» - стоящий впереди бежит на противоположную сторону площадки, где проведена черта, за которой ловить нельзя. Стоящий сзади должен поймать убегающего до того, как он достигнет черты. Если ловящий не поймает убегающего, они выполняют задание еще раз, а если поймает, дети меняются ролями.

24 «Вороны - воробьи» Цель игры: формирование внимания, эмоциональной отзывчивости детей, обучение действиям в парах и по одному. Участники рассаживаются по двое, руки протягивают к соседу, но не соединяют.

Во всех парах один ребенок - «ворон», другой - «воробей».

Ведущий произносит в разнобой слова «воробей» и «ворон». Игрок, чье слово названо, должен легко дотронуться до соседа по паре. Тот старается быстро отдернуть свою руку.

25 «Солнечные зайчики» Цель. Уточнять с детьми направления: вверх, вниз, в сторону. Учить выполнять разнообразные движения.

Материал: зеркальце или фонарик в руках взрослого.

ХодВзять фонарик или зеркало. Показать ребенку, как от него на стене появляется желтое пятно. Это - «солнечный зайчик». Предложить детям поймать ладошками зайчика. Если, зайчик окажется на полу – можно поймать его ногами.

Скачут побегайчики

Солнечные зайчики.

Мы зовем их – не идут,

Были тут – и нет их тут.

Прыг, прыг по углам,

Были там – и нет их там.

Где же побегайчики-

Солнечные зайчики?

26«Садовник»

Цель: разучить названия цветов; развивать ловкость. Ход игры: Дети выбирают ведущего – это садовник, остальные - цветы. Садовник отходит, а ребята договариваются, кто каким цветком будет. Подходит садовник и говорит: - Я садовник молодой.

27 «Волк во рву» 

Цель: Развитие ловкости, меткости, скоростных качеств воспитанников  на основе подвижных игр

Посередине площадки проводятся две параллельные черты на расстоянии 80-100см одна от другой – это ров. С двух краев площадки на расстоянии одного-двух шагов от ее границ очерчиваются дома коз. Из числа играющих выбирается волк, остальные изображают коз.

Все «козы», располагаются в одном из домов. «Волк», становится в ров. По сигналу воспитателя «волк во рву!», «козы» бегут на противоположную сторону площадки (в другой дом), перепрыгивая через ров, а «волк» в это время старается поймать (коснуться). Пойманных, он отводит в сторону. Затем воспитатель снова говорит «волк во рву!», козы перебегают на другую сторону, переплывая через ров.

После установленного числа перебежек (3-4), все пойманные «козы» вращаются в свой дом, и выбирается другой «волк» (но не из числа пойманных коз). Игра повторяется

28  «Стрелок»

 Ход игры. Игра проводится на улице или в спортивном зале. Дети становятся в круг и внимательно слушают команду ведущего. Им необходимо передвигаться по кругу и передавать мяч одновременно. Дети – большая стрелка, мяч – маленькая стрелка. Команды ведущего: (например) «Большая стрелка почасовой, маленькая против часовой», «Большая стрелка стоит, маленькая по часовой» и т.д.

29 «Веселые ребята»

Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по словесному сигналу. Упражнять в беге по определенному направлению с увертыванием. Способствовать развитию речи.

Описание: Дети стоят на одной стороне площадки. Перед ними проводится черта. На противоположной стороне также проводится черта. Сбоку от детей, на середине, между двумя линиями, находится ловишка, назначенный воспитателем. Дети хором произносят: «Мы веселые ребята, любим бегать и скакать, ну, попробуй нас догнать. Раз, два, три- лови!» После слова «лови», дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка догоняет бегущих. Тот, кого ловишка дотронулся, прежде чем играющий пересек черту, считается пойманным и садится возле ловишки. После 2-3 перебежек производится пересчет пойманных и выбирается новый ловишка. Правила: Перебегать на другую сторону можно только после слова «лови». Тот, до кого дотронулся ловишка отходит в сторону. Того, кто перебежал на другую сторону, за черту, ловить нельзя. Варианты: Ввести второго ловишку. На пути убегающих- преграда- бег между предметами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Подвижные игры для младшей группы (картотека подвижных игр)

Подвижные игры для младшей группы Пузырь"Дети стоят вплотную по кругу, взявшись за руки. Вместе с воспитателем они говорят:Раздувайся, пузырь, Раздувайся большой, Оставайся такой, Да не лопайся.П...

КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ И МАЛО ПОДВИЖНЫХ ИГР ПО ВСЕМ ВОЗРАСТНЫМ ГРУППАМ

Картотека игр разработанна с целью укрепления и развития физических навыков детей дошкольного возраста....

Авторская картотека подвижных игр « Подвижная математика»:

Подвижные игры с использованием математических задач...

Картотека подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста "Подвижные игры Народов севера"

Материал поможет обоготить поедставления детей о народах севера России. Даст возможность поиграть в подвижные игры....

Картотека подвижных игр малой степени подвижности (средняя группа)

В материале представлена подборка игр с предметами и без для проведения в заключительной части физкультурного занятия....

Картотека подвижных игр малой степени подвижности (подготовительная группа)

В представленном материале собраны подвижные игры для детей подготовительной группы, которые можно использовать в заключительной части физкультурного занятия....