Проект "Что такое Новый год?"
проект (старшая группа)

Гончарова Лариса Игоревна

Проект способствует приобщению детей к культурным традициям русского народа, направлен на развитие у детей активной позиции в подготовке к предстоящему празднику.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФИО автора, ОУ

Гончарова Лариса Игоревна.

ГБДОУ детский сад № 29 комбинированного вида Василеостровского района Санкт-Петербурга.

Группа компенсирующей направленности, возраст детей 5 – 6 лет.

Название проекта

«Что такое Новый год?»

Тип проекта

Педагогический, краткосрочный (2 недели).

Обоснование актуальности проблемы, решаемой за счет проекта  

Самый радостный и любимый праздник детей и взрослых – это Новый год, он имеет свою историю и традиции.

Приобщение к традициям  народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению Безносова В. Г., Зеньковского В. П., Лихачева Д. С., является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

Из бесед с детьми группы о новогодних праздниках мы сделали выводы о том, что эта тема привлекательна для детей, порождает большое количество вопросов (Где живет дед Мороз? Зачем наряжают елку и почему именно елку? Кто придумал Новый год? Где дед Мороз берет подарки для детей? И т. д.), но знания детей о празднике и его традициях расплывчаты (дети обобщают деда Мороза и Санта Клауса, не знакомы с историей праздника и его особенностями).

Цель проекта

Приобщение детей к культурным традициям русского народа, подведение к пониманию истоков формирования традиции празднования Нового года.

Продукт проекта

Оформление в альбоме «У нас веселая СемьЯ…» фотоотчета новогоднего утренника и этапов работы над проектом.

Изготовление новогодней поздравительной открытки «Елочка с дедом Морозом».

Оформление выставки детского творчества «Скоро Новый год!»

Создание детьми книжки «Новогодние загадки».

Создание мини музея «Чемоданчик новогодних игрушек».

Оформление выставки совместного творчества детей и родителей «Новогодние елочки».

Новогодний утренник «Спешим на помощь дедушке Морозу».

Задачи

  • Закладывать основы новогодней праздничной культуры (знание традиций народного праздника, современных   особенностей организации праздничного действа в России).
  • Вызвать эмоционально положительное отношение к предстоящему празднику, желание участвовать в его подготовке.
  • Вызвать стремление поздравить близких с праздником, преподнести подарки, сделанные своими руками.
  • Формировать предпосылки исследовательской деятельности, интеллектуальной инициативы.

Ожидаемые социальные эффекты проекта

Развитие интереса детей к коллективной творческой деятельности, сплочение детского коллектива, развитие инициативы, повышение самооценки.

Систематизация знаний детей об истории праздника и традициях празднования Нового года в России.

Оптимизация детско-родительских отношений.

Повышение уровня вовлеченности родителей в жизнь группы.

Этап работы

Содержание этапа

Полученный результат этапа

Взаимодействие с родителями

Сроки (даты)

1

Подготови-тельный этап

  1. Определение темы, целей и задач, прогнозирование результата.
  2.  Изучение литературы по теме:
  • Галынский М. С. «Энциклопедия Нового года и Рождества»
  • Семанович А. В. «Новый год и Рождество в России».
  • Сальникова А. А. «История елочной игрушки».

3. Подбор литературного материала для ознакомления детей:

  • Александрова З. Н. «Шел по лесу дед Мороз».
  • Благинина Е. А. «Елка» (стихотворение загадка).
  • Волина В. В. «Зимние потешки» (главы «Как мир встречает Новый год», «Как украшали елку», «Как украсить елку и квартиру на Новый год», «Зимние загадки»).
  • Михалков С. В. «Елочка» (Новогодняя быль), стихотворение «В снегу стояла елочка».
  • Сборник «Лучшие сказки мира», сказка «Щелкунчик» по мотивам произведения

Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный Король» (Иллюстрации И. Роберто).

  • Гофман Э. Т. А. «Щелкунчик и Мышиный Король».
  • Скиба Т. В. «Очень большая книга веселых загадок», главы «Праздники», «Времена года».
  1. Подбор сюжетных картинок, фотографий, иллюстраций по теме.

5. Подбор аудио- и видео материала:

  • Музыкалная аудиосказка «Новогодние приключения Маши и Вити».
  • Мультфильм «Щелкунчик», 1973 год, «Союзмультфильм»

(по мотивам сказки Э. Т. А. Гофмана

музыка из произведений П. И. Чайковского),

  • Мультфильм «Снеговик – почтовик», 1955 год, киностудия «Союзмультфильм».
  • Музыкальный альбом «Новогодние детские песни».
  • Аудиозапись песни «Зимняя сказка», сл. А. Усачева, муз. И. Богушевской, А. Усачева.
  • Мультимедийная презентация

«Ёлка наряжается».

6. Оформление книжек - ширм для родителей «Как мир встречает Новый год»,

«Новогодний маскарадный костюм».

1. Накопление информационной базы.

2. Разработка плана реализации проекта.

3. Подготовка материально - технического оснащения проекта.

Ознакомление родителей с планом предстоящего проекта.

05.12.2020 – 10.12.2020

2

3

Практический этап

Заключи- тельный

этап

Познавательная беседа с детьми:

-Ждете ли вы Новогодний праздник?

- Что вы знаете про Новый год?

-Что вы хотите узнать про Новый год?

(Ответы на какие вопросы вы хотите получить?)

- Что можно сделать, чтобы это узнать?

(Ответы детей фиксируются, вопросы записываются в схематическом виде, чтобы они были понятны детям.

В процессе проекта отмечается, на какие вопросы дети получили ответы).

Принятие и обозначение детьми проблемы и с помощью воспитателя нахождение путей ее решения.

11.12.2020, пятница

Поиск ответов на вопросы: «Всегда ли люди отмечали Новый год?»,

«Где берут новогодние елки?»,

«Как украшают Новогоднюю елку?».

Дети с помощью родителей ищут ответ на вопрос: «Всегда ли люди отмечали Новый год?»

11.12 2020 – 13.12.2020

Пятница - воскресенье

1. Рассматривание картины Б. Кустодиева «Елочный торг» (1918 г).

  • Что вы видите на картине?
  • Что там происходит?
  • Почему так решили? (Что вы здесь видите такого, что позволяет так говорить?)
  • Как вы думаете, когда это происходит?
  • Что еще мы можем сказать о времени, когда это происходит?

2. Чтение сказки «Щелкунчик» (по мотивам произведения Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный Король») в сборнике «Лучшие сказки мира», рассматривание иллюстраций художника Инноченти Роберто).

Обращаем внимание на одежду людей, изображенных на картине, на то, чем украшена елка в доме Мари. Есть ли среди украшений, предметы, сделанные своими руками? Похожи ли елочные украшения на современные?

3. Дидактическая игра по математике «Наряжаем елочку».

Игровая мотивация:

Щелкунчик хочет преподнести своей любимице Мари сюрприз – нарядить маленькую елочку в детской так, как она мечтала. Перед тем, как лечь спать, девочка зарисовала свои задумки на листе бумаги, но он не может понять, что что хотела Мари, и украсить елочку по ее вкусу.

4. Просмотр и обсуждение мультимедийной презентации ««Ёлка наряжается» в которой рассказано о том, откуда пришел обычай наряжать на Новый год елку, и о новогодних традициях народов разных стран в чем – то похожих на обычаи русского народа, а в чем - то отличающиеся от них. Перед просмотром

презентации проводится беседа: - Что вы можете рассказать о том, как давно люди начали отмечать Новый год? Откуда вы это узнали?

5. Рисование «В лесу родилась ёлочка…» (гуашь; «выращивание из семени» многоярусной ели).

1. Отгадывание новогодних загадок из книги В. Волиной «Зимние потешки».

2. Придумывание описательных загадок на новогоднюю тематику. Оформление их в книжку «Новогодние загадки».

3. Просмотр и обсуждение мультфильма «Щелкунчик».

4. Чтение главы книги В. Волиной «Как украшают елку».

5. Художественный труд «Елка в блестках – огоньках», помещение коллективной работы на выставку

1. Чтение сказки С. Михалкова «Ёлочка. Новогодняя быль» и стихотворения «В снегу стояла ёлочка»

Вопросы после чтения:

  • Почему после разговора с Сорокой Елочка жила в страхе?
  • Как вы думаете, довольна ли была Елочка, когда узнала, что ее никогда не срубят?

Мимические упражнения: дети с помощью мимики, позы показывают:

  • Что чувствует Елочка, когда понимает, что не может убежать, спрятаться в лесу, затеряться среди других ёлок?
  • Что она почувствовала Ёлочка, когда выпало много снега, и он засыпал ее по самую макушку?
  • Какие чувства она испытала, когда увидела приближающегося к ней человека?

2. Хороводная игра «Маленькой елочке холодно зимой».

3 Образовательное путешествие по детскому саду «Ищем красавицу Елочку»

Задачи образовательного путешествия:

  • Убедиться, что люди соблюдают новогодние традиции, заведенные Петром 1, и украшают свои дома нарядными елками;
  • Что в нашем детском саду берегут природу и не ставят живые елки.

Вопросы детского интервью:

  • У вас есть новогодняя елочка?
  • Какая она? (Из чего сделана?)
  • Зачем вы ее нарядили?

Подведение итогов образовательного путешествия:

  • Зачем мы ходили по детскому саду?
  • Удалось ли нам увидеть, что в нашем детском саду соблюдают новогодние традиции, но при этом заботятся о сохранности природы?
  • Что мы увидели такого, что позволяет так думать?

4. Слушание и обсуждение песни «Зимняя сказка», танцевальные импровизации детей.

1. Лепка «Персонажи истории «Елочка» 

с подгруппой детей с использованием пооперационных карт,

разыгрыванием сюжета новогодней сказки «Елочка».

2. «Сундучок с елочными украшениями» Рассматривание, обследование игрушек, изготовленных из различных материалов: бумаги, стекла, пластика, пластмассы, воска, шоколада, ниток и клея, пенопласта и т.п.; обсуждение.

При обсуждении используются следующие вопросы:

  • Что это за игрушка? Какой она формы?
  • Какого цвета, размера?
  • Из какого материала сделана?
  • Как украшена?
  • Эта игрушка сделана на фабрике или изготовлена своими руками (расписана вручную)? Что вы видите такого, что позволяет так думать?

3. Рассказ воспитателя о любимой новогодней игрушке, сохранившейся с детства, (игрушка оставляется в группе на маленькой полочке – стеллаже).

- А у ваших родителей сохранились новогодние игрушки из детства? Как вы думаете, смогут ли они поделиться своей историей и показать игрушку в группе? Хотите это узнать?

4. Аппликация «Узоры на новогодних шарах».

5. Игра с элементами ТРИЗ «Хорошо и плохо»

Детям предлагается определить, что в каждой игрушке ХОРОШО, а что ПЛОХО.

Напр., Стеклянный шар

Хорошо: блестящий, в нем можно увидеть свое отражение, красивый, разноцветный, с рисунком, нарядный, гладкий, сверкающий, поднимает настроение, напоминает про Новый год, с помощью шара можно украсить комнату, елку, его можно подарить…

Плохо: хрупкий, стеклянный шар нужно аккуратно хранить и бережно с ним обращаться, его нельзя подбрасывать, может разбиться, разбившимся шаром можно порезаться, если шар разобьется, человек может расстроиться…

1. Создание мини музея «Чемоданчик новогодних игрушек», слушание детских рассказов об игрушках детства родителей.

2.Чтение стихотворения – загадки Е. А. Благининой «Елка».

3. Придумывание новогодних загадок, построенных на противопоставлении (ТРИЗ),

путем заполнения таблицы:

Что такое же?

Какой предмет?

или

Что делает?

Что такое же?

Оформление загадок рисунками и помещение в книгу «Новогодних загадок».

4. Экспериментирование. Выращивание ели с помощью набора «Живые кристаллы. Чудесная ёлочка».

5. Художественный труд: изготовление новогодних гирлянд и мобилей по иллюстрациям книжки в. Волиной «Зимние потешки», гл. «Как украсить елку и квартиру на Новый год».

Поиск ответов на вопросы:

«Где живет дед Мороз?», «Как написать письмо деду Морозу?»

1. Дидактическое упражнение «Новогодние загадки».

Задачи:

Закрепление умения ориентироваться на листе бумаги в клетку, навыков порядкового счета; развитие внимания, памяти, связной речи.

Мысленно передвигаясь по игровому полю в заданном направлении, дети

отгадывают новогодние загадки, запоминают ответы и повторяют получившийся

рассказ.

Напр.,

- Жила – была девочка. Как ее звали? Мысленно поставьте пальчик на яблоко. Передвигайтесь на 7 клеток вверх, на 3 клетки

влево. Какую букву видите? Как можно назвать девочку?

-Наташа, Нина, Надя, Настя…

- Однажды она пошла на улицу и взяла с собой …что? 5 клеток вниз, 2 клетки вправо, 4 вверх.

-Ведро и лопатку.

- Что она сделала на улице? 2 клетки влево, 3 вверх.

- Слепила снеговика.

- Потом она попросила у мамы что? 6 клеток вниз, 5 вправо, 4 вверх.

- Морковку.

- Зачем Н… морковка?

-…

- Вечером Н… попрощалась со Снеговиком и пошла домой. На следующий день она проснулась рано и побежала во двор

посмотреть, цел ли Снеговик. Сколько было времени, когда Н.. проснулась?

5 клеток влево, 8 вниз.

- 8 часов.

- Она очень удивилась, потому что рядом со Снеговиком увидела …Что же удивило Н…?

3 клетки вправо, 11 вверх.

- Стояла елочка, под ней лежали подарки…

- Кто же сотворил это чудо? 1 клетка вправо, 1 вниз.

- Дед Мороз.

Жила – была девочка. Звали ее Настя. Однажды она пошла на улицу и взяла с собой ведро и лопатку. Во дворе она слепила

снеговика. Потом она попросила у мамы морковку и сделала Снеговику нос. Вечером Настя попрощалась со Снеговиком и

пошла домой. На следующий день она проснулась в 8 часов и побежала во двор посмотреть, цел ли Снеговик. Она очень

удивилась, потому что рядом со Снеговиком стояла елочка, а под ней лежали подарки. Это чудо сотворил дед Мороз.

2. Просмотр и обсуждение мультфильма «Снеговик – почтовик». 

Вопросы после просмотра: - Как дед Мороз узнал о желаниях детей? Как он получил письмо от ребят? Почему забывчивый снеговик – почтовик смог выполнить поручение?

3. Беседа с детьми:

- Вы любите поучать подарки от деда Мороза?

- Как дед Мороз узнает, о каком подарке вы мечтаете?

- Как написать письмо деду Морозу?

- Как можно узнать его адрес?

4. Конструирование из бумаги по типу оригами конверта.

5. Игра – забава «Разыгралась злая вьюга» (развитие быстроты реакции: приседание или подпрыгивание при приближении веревки- вьюги).

1. Заучивание стихотворения Зинаиды Александровой «Шел по лесу дед Мороз».

2. Рисование на конверте по представлению «Дед Мороз» (фломастеры).

3. Игра –хоровод «Как у дедушки мороза вот такая борода…»

4. Опрос- анкетирование детей «Новогодние пожелания родным» с дальнейшим оформлением материала в альбоме «У нас веселая СемьЯ…»

5. Подвижная игра «Мороз - Красный нос» (имитационные движения, бег с увертыванием, ловля).

Поиск ответов на вопросы: Как в этом году люди будут готовиться к Новогоднему празднику?

1. Познавательная беседа с детьми: -

- Как люди готовятся к празднованию Нового года?

- Как это делают в твоей семье?

- Как ты готовишься к предстоящему празднику?

2. Художественный труд. Изготовление новогодней объемной открытки «Елочка с дедом Морозом». 

3. Наблюдение за тем, как украшены к новому году окна рядом стоящих домов и фасада ГБДОУ; ситуативная беседа об украшении своих квартир к Новому году.

Вопросы детям:

- Хотите, чтобы у нас в группе и на участке стало празднично, чтобы сразу чувствовалось приближение Нового года?

Что мы можем для этого сделать?

4.Экспериментирование с водой «Цветные льдинки» (изготовление ледяных новогодних украшений для участка группы путем замораживания в формочках цветной воды с блестками; создание разной интенсивности оного цвета).

5. Совместное украшение новогодней елки в группе, украшение групповых помещений гирляндами и мобилями, изготовленными своими руками.

6. Слушание и обсуждение аудиосказки «Новогодние приключения Маши и Вити»

.

1. Рассматривание и обсуждение иллюстраций, посвященных новогодним праздникам.

2. Отгадывание загадок из книги Скиба Т. В. «Очень большая книга веселых загадок», главы «Праздники», «Времена года».

3. Конструктивно- модельная деятельность «Вотчина деда Мороза».

4. Упражнение «Концерт на лесной полянке» (повторение стихов с имитацией «речи» разных животных (изменение тембра, высоты и силы голоса, работа над выразительностью).

5.Украшение участка группы цветными льдинками (создание праздничного настроения).

6. Подвижная игра «Два Мороза» (бег с увертыванием, ловля, сохранение устойчивого равновесия в динамических позах).

Новогодний утренник «Спешим на помощь деду Морозу».

Рефлексия: - Что вам наиболее понравилось, запомнилось при подготовке к новогоднему утреннику?

- Что нового мы узнали про Новый год?

- Как мы это узнали?

Рисование «Моя новогодняя сказка».

В процессе деятельности дети находят ответы на поставленные вопросы:

  • Делают вывод, что Новый год начали отмечать давно, его отмечают в разных странах по-разному.
  • Знакомятся с историей Новогодних праздников, современными новогодними традициями.
  • Систематизируют знания о новогодних традициях своей семьи, детского сада.

При подведении итогов деятельности, обобщении полученного опыта определение, достигнуты ли поставленные целей.

Предложение созданной детьми книги «Новогодние загадки» в подарок детской библиотеке.

Предложение родителям почитать с детьми сказку Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»,

перевод с немецкого И. Татариновой.

Помещение в родительский уголок книжки - ширмы «Как мир встречает Новый год».

Открытие в детском саду ежегодной выставки совместного творчества детей и родителей «Новогодние елочки».

Дети узнают у родителей, сохранились ли дома новогодние игрушки из их детства, запоминают связанные с ними истории, по возможности приносят игрушку в группу для создания временного музея.

Помещение в родительский уголок книжки - ширмы «Новогодний костюм».

Совместное обсуждение родителей с детьми моделей новогодних костюмов и их изготовление.

Родители помогают детям узнать адрес деда Мороза и написать ему письмо.

Дети вкладывают письмо деду Морозу в изготовленный конверт и с помощью родителей отправляют его.

Репетиция муз. руководителя и воспитателей с родителями их ролей на детском утреннике (баба Яга, Снеговик, Снегурочка, дед

 Мороз).

Помещение в родительский уголок новогодних пожеланий детей родителям, оформленных в альбоме «У нас веселая семьЯ…»

Репетиция муз. руководителя и воспитателей с родителями их ролей на детском утреннике.

Вручение детьми родителям новогодней открытки, приглашение на новогодний утренник.

Вручение грамот участникам выставки семейного творчества «Новогодняя елочка». Оформление и помещение в родительский уголок фотоотчета новогоднего утренника и этапов работы над проектом.

Оформление выставки детского творчества «Скоро Новый год!».

14.12.2020, понедельник

15. 12.2020, вторник

16.12.2020, среда

17.12.2020, четверг

18.12. 2020, пятница

С 18.12.2020

21.12.2020, понедельник

22.12.2020, вторник

23.12.2020. среда

24.12.2020, четверг

25.12. 2020,

пятница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Что такое Новый год" Сценарий праздника для детей средней группы

Сценарий праздника предназначен для детей средней группы. Сюжет праздника позволит обогатить детей новыми, яркими впечатлениями....

Что такое Новый год

Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Познание» на тему «Что такое Новый год» по программе дошкольного образования  «От рождения до школы», под ред. Н.Е. ...

презентация проекта "Что такое новый год"

Над проектом" Что такое новый год" работу начали из-за интереса детей в каждой ли стране одинаков Дед Мороз. И решили узнать как рпазднуют люди в других странах Новый год. Родители откликнулись в помо...

Что такое Новый год?

сценарий новогоднего утренника в средней группе...

Новый год. "Что такое Новый год?"

Новый год. Старшая группа....