Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада
статья
Гендерное воспитание - это организация педагогического процесса с учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации. Под влиянием педагогов дошкольник должен усвоить половую роль, или гендерную модель поведения, которой придерживается человек, чтобы его определяли, как женщину или мужчину.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gendernoe_vospitanie.docx | 20.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности гендерного поведения в игровой деятельности дошкольников при реализации образовательной области социально-коммуникативное развитие.
Содержание всех образовательных областей основной общеобразовательной программы детского сада предусматривает, согласно ФГОС ДО, поддержку и всемерное развитие игровой деятельности детей с учётом возрастных, гендерных, индивидуальных особенностей.
Важнейшую роль в гендерном воспитании детей дошкольного возраста выполняет сюжетно-ролевая игра, в ходе которой каждый ребёнок проходит школу общения и взаимодействия с другими людьми, осознаёт себя и окружающую действительность, осваивает стили и модели поведения – входит в культуру и общество, социализируется.
Под гендером понимается как социальный или социально-психологический пол человека, который включает в себя психологические и социокультурные отличия между мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами. Биологический пол является врождённым признаком, а гендер формируется в процессе воспитания и образования человека.
Гендерная роль предполагает дифференциацию деятельности, статусов, прав и обязанностей человека в зависимости от его половой принадлежности. Быть мальчиком или девочкой, мужчиной или женщиной предполагает не только и не столько наличие биологических половых признаков, сколько выполнение гендерных ролей и правил поведения, предписанных в конкретном обществе. В связи с этим можно дать общую характеристику гендерного ролевого стереотипа, формирующегося у мальчиков и у девочек уже в дошкольном детстве:
Мальчики: мужчин принято оценивать по профессиональным успехам; предпочитаемая область деятельности – инструментальная сфера, созидательный труд; мужчины обладают такими качествами как сила, уверенность, надежность, ответственность, умение ставить цели и достигать их даже в трудных обстоятельствах.
Девочки: женщин принято оценивать по нравственным качествам, чувствам и поведению; предпочитаемая область деятельности женщин – экспрессивная сфера (исполнительский и обслуживающий труд, так или иначе связанный с отношениями между людьми); женщины обладают такими качествами как доброта, нежность, любовь к детям, преданность семье и роду, заботливость, терпеливость, умение обеспечивать уют и комфорт в любой ситуации.
Гендерное воспитание понимается сегодня как организация учебно-воспитательного процесса с учётом половой идентичности и специфики развития каждого ребенка в процессе его полоролевой социализации.
Проблема гендерного подхода в современном воспитании возникла не случайно. Социокультурные трансформации, происходящие в нашем обществе, привели к заметному искажению и даже разрушению традиционных моделей мужского и женского поведения. Как следствие, довольно часто неадекватно формируются внутренние психологические установки и позиции детей: мальчики избирают «слабый», так называемый женский тип поведения, а девочки, наоборот, стараются быть сильными, грубыми, агрессивными. У детей формируются неадекватные или недостаточно чёткие гендерные установки, личностные качества и модели поведения. Проблема гендерных различий становится особенно актуальной на фоне господства в педагогике доминирующей идеи идентичного воспитания мальчиков и девочек.
К сожалению, система отечественного дошкольного воспитания по сей день преимущественно «бесполая». Российская система воспитания детей раннего и дошкольного возраста феминизирована. В дошкольном учреждении гендерные игровые стили не могут быть реализованы в полной мере хотя бы по той причине, что воспитатели – женщины обычно поощряют спокойные игры девочек и, напротив, ограничивают и даже пресекают шумные активные игры мальчиков. Как результат, уравнительная педагогика, игнорирующая гендерную специфику, тормозит самоактуализацию личности и развитие индивидуальности.
Специфика игровой деятельности мальчиков и девочек
Игровые интересы дошкольников определяются как половой принадлежностью, так и социокультурной средой. Сюжетно-ролевые игры детей отражают бытующий в обществе взгляд на социальные роли мужчин и женщин, поэтому девочки в своих свободных играх обустраивают дом, воспитывают детей, ухаживают за больными и о всех этих ситуациях охотно общаются с подружками и куклами.
В играх мальчиков увлекает сам сюжет и, в первую очередь, действия героев, а для девочек наибольший интерес и ценность представляют отношения между героями и обустройство игрового пространства в мельчайших деталях, воспроизводящих бытовую и эмоциональную атмосферу. Ролевые действия девочек более последовательны, обдуманы, предсказуемы, чем у мальчиков. Они тяготеют к многократном повторам с небольшими вариациями, поэтому уровень развития игровых умений у девочек несколько ниже, а диапазон сюжетов уже, чем у мальчиков.
Мальчикам нужно много места для начала и развития игры, они ориентированы на расширение и активное освоение пространства. Они бегают, по-разному используют игровые предметы (бросают в цель и на дальность, прячут и отыскивают и др.) В играх сильно выражено соревновательное начало, поэтому нередки споры, обиды, конфликты, выяснение отношений и борьба за лидерство. Игры мальчиков более действенны, чем у девочек. Они выбирают конструктор, строительный материал, игрушки, изображающие транспорт и технику, а также сборно-разборные игрушки.
Игры девочек более словесны. Девочки охотно играют в «Семью», «Дочки-матери», «Больницу», «Супермаркет», «Конкурс красоты» и т.д.
Мальчики добровольно и осмысленно принимают на себя мужские роли. Играют в «Автосервис», «Пожарные», «Такси», «Стройку» и др.
Современные исследования показали, что сюжетно-ролевые игры – оптимальный способ преодоления негативных ролевых стереотипов детей. Например, игры «Больница», «Поликлиника» и другие идеально подходят для решения данной задачи. Мальчики и девочки могут меняться ролями. Воспитатели и родители с помощью гибкого распределения ролей могут деликатно корректировать те или иные негативные проявления в полоролевом поведении детей.
Игровые интересы дошкольников определяются как половой принадлежностью, так и социокультурной средой.
Важной задачей дошкольных образовательных учреждений является организация предметно-пространственной среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребенка, позволяющей ему проявить собственную индивидуальность и активность, чтобы наиболее успешно реализовать себя.
Наше дошкольное учреждение можно рассматривать как целенаправленно организованную среду, которая является для ребенка моделью социума. С каждым разом мы стараемся разнообразить игровую предметно-пространственную среду, чтобы создать в миниатюре общественную жизнь взрослых, что помогает детям глубже проникнуть в социальную сущность их деятельности и отношений. Чтобы, начать играть в новую сюжетно-ролевую игру, мы с детьми и родителями читаем книги, просматриваем в интернете ту или иную профессию, изучаем какие предметы-помощники нам нужны для игры и совместно с родителями изготавливаем атрибуты для игры. Ведь современные игрушки промышленного производства находятся во власти рынка, который не считается с гендерными и индивидуальными запросами ребёнка. Действия с покупными игрушками зачастую сводятся к монотонному повторению одних и тех же игровых действий, и игра быстро угасает. Детям больше нравится играть той игрушкой, которую они изготовили вместе с родителями из любого подручного материала. Игрушки-самоделки длительное время побуждают к играм, так как не спешат расставаться с делом рук тех, кто им очень дорог, и долго находятся под впечатлением созданного. Во время детских игр стараемся обращать внимание мальчиков на то, что они защитники, должны помогать девочкам, уступать им, заботиться о них, а девочкам в свою очередь подсказываем, что они нежные, хрупкие, миролюбивые.
Особо важным в педагогической практике является совместное создание детьми и взрослыми (родителями и воспитателями) предметно-игровой среды, позволяющей каждому участнику проявить себя в художественном творчестве, показать индивидуальный вкус и мастерство, знания об окружающем мире и отношениях между людьми.
Дифференцированная предметно-пространственная среда обеспечивает разные виды активности детей (игровую, интеллектуальную, физическую, поисково-исследовательскую и др.) и при этом выступает основой для развития самостоятельной деятельности каждого ребёнка с учётом индивидуальных и гендерных интересов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА ПО СРЕДСТВАМ НАРОДНОГО ФОЛЬКЛОРА»
Воспитание мальчиков и девочек имеет разную структуру....
Планирование работы по гендерному воспитанию дошкольников в условиях детского сада
Направление: Социально-личностное.Образовательная область: Социализация.Цель:Повысить свой профессиональный уровень по теме,Систематизировать работу гендерного подхода в воспитании де...
Обобщение опыта работы «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада»
Гендерное воспитание детей необходимо для ровномепрнрого развития, самореализация и обучения детей разного пола....
План работы по самообразованию "Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада"
Повышение профессионального уровня по теме, систематизация работы по использованию гендерного подхода в воспитании детей в ДОУ....
Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада
Мальчики и девочки - два разных мира.... Как организовать педагогу (родителям) работу с детьми с учетом гендерной принадлежности? В статье Вы найдете рекомендации и ответ на этот вопрос....
Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада
Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и родителе...
Обобщение опыта работы «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада»
Гендерное воспитание- это организация педагогического процесса с учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации....