Мастер-класс «Путешествие в экологию»
материал
Данный мастер класс преднозначен для педагогов в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_ekologiyu.docx | 25.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс: «Путешествие в экологию».
Цель: создание условия по развитию творческого потенциала педагогов, их компетентности в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деятельности, установить тесное сотрудничество между педагогами.
Задачи:
Уточнить знания о природе, ее живых и неживых объектах и явлениях, о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания.
Развивающие:
Закрепить знания о пользе применении лекарственных растений. Расширить знания детей о животных, птицах и растениях, занесенных в Красную книгу .
Развивать у детей самостоятельность, ответственность и понимание значения правильного поведения для охраны своей жизни и здоровья.
Развивать продуктивную деятельность.
Воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнёрам. Воспитывать ответственное и доброе отношение к родной природе.
Материалы и оборудование:
Мультимедийное оборудование, ноутбук, сундучок, фломастеры, конверты с ситуациями, пословицами, ромашка, доски,магниты, картинки живой и неживой природы,
Подготовка к Мастер-классу:
1.Подобрать высказывания и афоризмы о природе.
2. Записать фонограммы песен о природе.
3. Подготовить конверты с заданиями.
4.Картинки живой и неживой природы.
5.Игра: Ромашка.
6.Кроссворд «Лекарственные растения»
Ход мастер-класса:
Вступительное слово:
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я проведу для вас мастер-класс на тему: «Путешествие в Экологию», он позволит проверить каждому педагогу свою компетентность в вопросах экологического воспитания и, возможно, немного повысить её, установить более тесный контакт между педагогами наших детских садов.
«Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществах между собой и окружающей средой».
«Экологическое воспитание дошкольников - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта». Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как ребенок воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству. "Рыбе-вода, птице-воздух, зверю-лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину". Так говорил русский писатель Михаил Пришвин. На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
- Для того, чтобы было удобно нам сегодня общаться вы разделились на три команды. Цветные звездочки будут означать название вашей команды. А сейчас предлагаю несколько приёмов работы по экологическому воспитанию.
- Разминка - Блиц-вопросы. Отвечаем быстро:
– Кто на себе дом носит? (Улитка)
– Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)
– У какого зверя куст на голове? (лось).
– Кто шляпу носит, а здороваться не умеет? (гриб)
– Для чего на водоёмах зимой делают проруби. (Рыбам не хватает воздуха, чтобы дышать)
– Какая птица не вьёт гнезда и не выводит птенцов? (Кукушка)
– Какую птицу называют “лесным доктором? (Дятла).
– Какое животное называют “кораблём пустыни” верблюд
- Д.И «Собери правильно»
Словно крыша над землею,
Голубые небеса
А под крышей голубою –
И поляны, и цветы,
И, конечно, я и ты! –
Всю природу земли можно разделить на два огромных мира: мир какой природы? (живой природы и мир неживой природы). На столах картинки живой и неживой природы перепутаны, вы должны их разделить, прикрепив на магнитные доски .Для этого задания я приглашаю команду-зелёных. А пока команда работает мы с вами вспомним правила поведения на природе.
(воспитатели по очереди перечисляют правила поведения на природе) ( не рвать цветы- первоцветы, не разорять птичьи гнёзда, не собирать незнакомые грибы и ягоды, не повреждать кору деревьев, не оставлять непотушенный костер, не ломать ветки деревьев и кустарников, не шуметь, не ловить зверьков и птиц и не уносить их домой, не оставлять мусор.
Команда готова, пожалуйста назовите, что входит в понятие живая и неживая природа и что было лишнее, а мы проверим.
Следующее задание для команды -жёлтых
4. Решение педагогических ситуаций.
(конверт с заданием у вас на столе)
- Дети пришли на прогулку на цветочную полянку. Каждый стремится сорвать цветок. Как предотвратить это? Какие методы помогут остановить желание детей сорвать цветок?(Рассматривание цветов и насекомых, которые прилетают к ним за медом. Рассказывание сказки про цветы, их красоту, пользу для насекомых и животных, людей).
2. Во время катания на санках дети задевают растения и ломают их. Ваши действия?(Ветки хрупкие, плачут. Письмо от веточек. Составление сказок, историй про веточки.
А мы пока поиграем.
Шуточная игра «Концовки обманки». Я зачитываю стишок, а вы быстро отвечаете: 1. Знает девочка любая, что морковка ……. (голубая, оранжевая).
2. Белым снегом все одето, значит, наступает …. (лето, зима).
3. Ночью каждое оконце слабо освещает ….. (солнце, луна).
4. Облетели листья с клена, стал он к осени …. (зеленый, голый).
5. Под деревом четыре льва, один ушел, осталось ….. (два, три).
6. Мышь считает дырки в сыре, три плюс два равно ….. (четыре, пять).
7. По сосне, как в барабан, застучал в лесу …. (баран, дятел).
8. На заборе поутру, кукарекал …. (кенгуру, петух).
9. Лишь только свет дневной потух, заухал в темноте …. (петух, филин).
10. С пальмы вниз, на пальму снова, ловко прыгает …. (корова, обезьяна).
11. На болоте во весь дух, громко квакает …. (петух, лягушка).
Команда желтых готова отвечать.
Пожалуйста читайте ситуацию и объясняйте.
А сейчас для всех.
5. Творческое задание. Воспитатель – профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки. Следующее задание творческое для команды-красных. В конверте у вас написаны пословицы, вы должны нарисовать пословицу так, чтобы другие команды смогли ее “прочитать”.
1.Из под топота копыт, пыль по полю летит.
2.Береги нос в большой мороз.
Пока команда готовиться, мы с вами поиграем.
А для вас. Конкурс «Волшебный сундучок» – что находится в сундучке отгадайте?
-Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! (Вода). (бутылка с водой)
-В сундучке, то без чего не сможем жить.
Ни есть, ни пить, ни говорить.
И даже, честно говоря, разжечь не сможем мы огня. (Воздух) (воздушный шарик)
Команда готова показать нам свой ответ
Показывайте, что у вас получилось, а мы постараемся отгадать.
Я предлагаю вам волшебный цветок Ромашку с интересными фактами по очереди, отрываем лепесток, и зачитываем начиная со слов А знаете ли вы?
7. Ромашка:
«А знаете ли вы?»
1) что бумага брошенная нами будет лежать на земле более 2 лет, консервная банка- более 30 лет, полиэтиленовый пакет – 200лет, стекло – 1000лет.
2) Летучие мыши приносят большую пользу, уничтожая вредных насекомых, за час она ловит 160-170 комаров.
3)Муравьи питаются насекомыми, уничтожая их до 100 в день.
4) Мухи глухие, у них вообще нет слуха.
5)Акула всегда голодна, поэтому глотает всё что попало( консервные банки, шляпы, кастрюли)
6)Самый прожорливый хищник планеты – стрекоза, т.к. за день съедает пищи в несколько раз больше, чем весит сама.
7)Почему утки и гуси выходят из воды сухими? У них вырабатывается жирная смазка. Птицы достают её клювом и смазывают перья. И вода к ним не пристаёт.
8) Глаз у страуса больше, чем его мозг.
Вот какую интересную и полезную информацию вы получили.
9. А сейчас Вашему вниманию предлагается отгадать экологический кроссворд «Лекарственные растения»
Если все слова угадаем, то получим сердечное лекарственное растение.
1.Травка та растет на склонах
И на холмиках зеленых.
Запах крепок и душист,
А ее зеленый лист
Нам идет на чай.
Что за травка отгадай- чабрец
2. Он красивой розе брат,
Если ты не виноват,
Все равно имей ввиду,
Может уколоть в саду. - шиповник
3.В сенокос горька,
А в мороз сладка.
Что за ягодка?- рябина
4.Вдоль дорожек его встретишь,
Ранки, ссадины излечишь,
Сорвешь листочек осторожно.
Кто нас излечит? Подорожник
5.Горькая травка,
К животу поправка,
И сама душиста,
И метёт чисто. – полынь.
6. Она "любит - не любит" ответить нам может
И глянет приветливо желтым глазком.
Аптечный цветок на него так похож,
Его мы лекарственным другом зовем- ромашка
7.Он сорняк, он цветок,
От болезни мне помог.
Как присяду на диванчик,
Вспомню желтый... Одуванчик
8.Весной растет, Летом цветет,
Осенью осыпается,
Зимой отсыпается.
А цветок-то, медок,
Лечит от гриппа,
Кашля и хрипа.- липа
9. Возле дома куст растёт,
Белым цветом он цветёт –
Будут ягоды на нём,
Осенью их соберём.
Хоть на вкус и не малина,
А полезная ... калина
Ключевое слово- Сердечное средство-боярышник.
А закончить свой мастер класс мне хотелось бы стихотворением Якова Акима
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо…
БЕРЕГИ СВОЮ ПЛАНЕТУ,-
Ведь другой, похожей, нету.
Спасибо всем за внимание и участие в моём мероприятии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс Игра – путешествие: «Мы идём в поход»
Цели: воспитание любви к природе; привлечени внимания детей и их родителей к проблеме охраны окружающей среды; формирование опыта взаимодействия ребёнка с природой, формирование экологической культуры...
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Экология и сохранение здоровья ребенка»
Мастер-класс для педагогов....
Мастер – класс для педагогов ДОУ «Экология и сохранение здоровья ребенка в современных условиях»
Состояние окружающей среды ухудшается с каждым годом и напрямую влияет на наше здоровье. С того момента, как человеческая деятельность стала активно влиять на природу, все настойчивее появляются данны...
Мастер-класс для педагогов по экологии «Путешествие по временам года»
Закрепление знаний о временах года...
Мастер-класс для воспитателей по экологии «Необычайное путешествие по временам года»
Мастер-класс...
Мастер-класс по моделированию в экологии Тема: «Времена года»
Цель: Познакомить педагогов с использованием моделирования в экологическом воспитании дошкольников....
Мастер-класс для педагогов по экологии и продуктивной деятельности
Тема: «Отходы в доходы» Цель: вовлечение родителей в совместную продуктивную деятельность взрослых и детей, познакомить с эффективными методами работы с детьми по формированию экологи...