Мастер-класс «Путешествие в экологию»
материал

Конева Татьяна Александровна

Данный мастер класс преднозначен для педагогов в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_ekologiyu.docx25.74 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс: «Путешествие в экологию».

 Цель: создание условия по развитию творческого потенциала педагогов, их компетентности в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деятельности, установить тесное сотрудничество между педагогами.

 Задачи:

Уточнить знания о природе, ее живых и неживых объектах и явлениях, о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания.

Развивающие:

Закрепить знания о пользе применении лекарственных растений.  Расширить знания детей о животных, птицах и растениях, занесенных в Красную книгу .

Развивать у детей самостоятельность, ответственность и понимание значения правильного поведения для охраны своей жизни и здоровья.

Развивать продуктивную деятельность.

Воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнёрам.  Воспитывать ответственное и доброе отношение к родной природе.

Материалы и оборудование:

 Мультимедийное оборудование, ноутбук, сундучок, фломастеры, конверты с ситуациями, пословицами, ромашка, доски,магниты, картинки живой и неживой природы,

Подготовка к Мастер-классу:

1.Подобрать высказывания и афоризмы о природе.

2. Записать фонограммы песен о природе.

3. Подготовить конверты с заданиями.

4.Картинки живой и неживой природы.

5.Игра: Ромашка.

6.Кроссворд «Лекарственные растения»

Ход мастер-класса:

 Вступительное слово:

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я проведу для вас мастер-класс на тему: «Путешествие в Экологию», он позволит проверить каждому педагогу свою компетентность в вопросах экологического воспитания и, возможно, немного повысить её, установить более тесный контакт между педагогами наших  детских садов.

«Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществах между собой и окружающей средой».

«Экологическое воспитание дошкольников - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта». Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как ребенок воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству. "Рыбе-вода, птице-воздух, зверю-лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину". Так говорил русский писатель Михаил Пришвин. На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

  1. Для того, чтобы было удобно нам сегодня общаться вы разделились на три команды. Цветные звездочки будут означать название вашей команды. А сейчас предлагаю несколько приёмов работы по экологическому воспитанию.
  2.  Разминка - Блиц-вопросы. Отвечаем быстро:

 – Кто на себе дом носит? (Улитка)

– Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)

 – У какого зверя куст на голове? (лось).

 – Кто шляпу носит, а здороваться не умеет? (гриб)

– Для чего на водоёмах зимой делают проруби. (Рыбам не хватает воздуха, чтобы дышать)

– Какая птица не вьёт гнезда и не выводит птенцов? (Кукушка)

– Какую птицу называют “лесным доктором? (Дятла).

– Какое животное называют “кораблём пустыни” верблюд

  1.  Д.И «Собери правильно»

 Словно крыша над землею,

 Голубые небеса

 А под крышей голубою –

И поляны, и цветы,

 И, конечно, я и ты! –

Всю природу земли можно разделить на два огромных мира: мир какой природы? (живой природы и мир неживой природы). На столах картинки живой и неживой природы перепутаны, вы должны их разделить, прикрепив на магнитные доски .Для этого задания я приглашаю команду-зелёных. А пока команда работает мы с вами вспомним правила поведения на природе.

(воспитатели по очереди перечисляют правила поведения на природе) ( не рвать цветы- первоцветы, не разорять птичьи гнёзда, не  собирать незнакомые грибы и ягоды, не повреждать кору деревьев, не оставлять непотушенный  костер, не ломать ветки деревьев и кустарников, не шуметь, не ловить зверьков и птиц и не уносить их домой, не оставлять мусор.

   Команда готова, пожалуйста назовите, что входит в понятие живая и неживая природа и что было лишнее, а мы проверим.

Следующее задание для команды -жёлтых

4.  Решение педагогических ситуаций.

 (конверт с заданием у вас на столе)

  1. Дети пришли на прогулку на цветочную полянку. Каждый стремится сорвать цветок. Как предотвратить это? Какие методы помогут остановить желание детей сорвать цветок?(Рассматривание цветов и насекомых, которые прилетают к ним за медом. Рассказывание сказки про цветы, их красоту, пользу для насекомых и животных, людей).

2. Во время катания на санках дети задевают растения и ломают их. Ваши действия?(Ветки хрупкие, плачут. Письмо от веточек. Составление сказок, историй про веточки.

А мы пока поиграем.

  Шуточная игра «Концовки обманки». Я зачитываю стишок, а вы быстро отвечаете: 1. Знает девочка любая, что морковка ……. (голубая, оранжевая).

2. Белым снегом все одето, значит, наступает …. (лето, зима).  

3. Ночью каждое оконце слабо освещает ….. (солнце, луна).

 4. Облетели листья с клена, стал он к осени …. (зеленый, голый).

5. Под деревом четыре льва, один ушел, осталось ….. (два, три).

 6. Мышь считает дырки в сыре, три плюс два равно ….. (четыре, пять).

 7. По сосне, как в барабан, застучал в лесу …. (баран, дятел).

8. На заборе поутру, кукарекал …. (кенгуру, петух).

9. Лишь только свет дневной потух, заухал в темноте …. (петух, филин).

10. С пальмы вниз, на пальму снова, ловко прыгает …. (корова, обезьяна).

11. На болоте во весь дух, громко квакает …. (петух, лягушка).

Команда желтых готова отвечать.

 Пожалуйста читайте ситуацию и объясняйте.

А сейчас для всех.

5. Творческое задание. Воспитатель – профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки. Следующее задание творческое для команды-красных. В конверте у вас написаны пословицы, вы должны нарисовать пословицу так, чтобы другие команды смогли ее “прочитать”.

1.Из под топота копыт, пыль по полю летит.

2.Береги нос в большой мороз.

Пока команда готовиться, мы с вами поиграем.

А для вас. Конкурс «Волшебный сундучок» – что находится в сундучке отгадайте?

 -Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

 И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу! (Вода). (бутылка с водой)

-В сундучке, то без чего не сможем жить.

Ни есть, ни пить, ни говорить.

 И даже, честно говоря, разжечь не сможем мы огня. (Воздух) (воздушный шарик)

Команда готова показать нам свой ответ

Показывайте, что у вас получилось, а мы постараемся отгадать.

Я предлагаю вам волшебный цветок Ромашку с интересными фактами по очереди, отрываем лепесток, и зачитываем начиная со слов А знаете ли вы?

7. Ромашка:

«А знаете ли вы?»

1) что бумага брошенная нами будет лежать на земле более 2 лет, консервная банка- более 30 лет, полиэтиленовый пакет – 200лет, стекло – 1000лет.

2) Летучие мыши приносят большую пользу, уничтожая вредных насекомых, за час она ловит 160-170 комаров.

 3)Муравьи питаются насекомыми, уничтожая их до 100 в день.

 4) Мухи глухие, у них вообще нет слуха.

5)Акула всегда голодна, поэтому глотает всё что попало( консервные банки, шляпы, кастрюли)

6)Самый прожорливый хищник планеты – стрекоза, т.к. за день съедает пищи в несколько раз больше, чем весит сама.

 7)Почему утки и гуси выходят из воды сухими? У них вырабатывается жирная смазка. Птицы достают её клювом и смазывают перья. И вода к ним не пристаёт.

8) Глаз у страуса больше, чем его мозг.

Вот какую интересную и полезную информацию вы получили.

 9. А сейчас Вашему вниманию предлагается отгадать экологический кроссворд «Лекарственные растения»

 Если все слова угадаем, то получим сердечное лекарственное растение.

1.Травка та растет на склонах

И на холмиках зеленых.

Запах крепок и душист,

А ее зеленый лист

 Нам идет на чай.

Что за травка отгадай- чабрец 

2. Он красивой розе брат,

Если ты не виноват,

Все равно имей ввиду,

Может уколоть в саду. - шиповник 

3.В сенокос горька,

 А в мороз сладка.

 Что за ягодка?- рябина 

4.Вдоль дорожек его встретишь,

Ранки, ссадины излечишь,

Сорвешь листочек осторожно.

Кто нас излечит? Подорожник 

5.Горькая травка,

К животу поправка,

И сама душиста,

И метёт чисто. – полынь.

 6. Она "любит - не любит" ответить нам может

 И глянет приветливо желтым глазком.

 Аптечный цветок на него так похож,

 Его мы лекарственным другом зовем- ромашка 

7.Он сорняк, он цветок,

От болезни мне помог.

Как присяду на диванчик,

Вспомню желтый... Одуванчик 

8.Весной растет, Летом цветет,

 Осенью осыпается,

Зимой отсыпается.

 А цветок-то, медок,

Лечит от гриппа,

 Кашля и хрипа.- липа

9. Возле дома куст растёт,

 Белым цветом он цветёт –

Будут ягоды на нём,

Осенью их соберём.

Хоть на вкус и не малина,

А полезная ... калина

Ключевое слово- Сердечное средство-боярышник.

А закончить свой мастер класс мне хотелось бы стихотворением Якова Акима

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных,

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо…

БЕРЕГИ СВОЮ ПЛАНЕТУ,-

Ведь другой, похожей, нету.

                               

Спасибо всем за внимание и участие в моём мероприятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс Игра – путешествие: «Мы идём в поход»

Цели: воспитание любви к природе; привлечени внимания детей и их родителей к проблеме охраны окружающей среды; формирование опыта взаимодействия ребёнка с природой, формирование экологической культуры...

Мастер – класс для педагогов ДОУ «Экология и сохранение здоровья ребенка в современных условиях»

Состояние окружающей среды ухудшается с каждым годом и напрямую влияет на наше здоровье. С того момента, как человеческая деятельность стала активно влиять на природу, все настойчивее появляются данны...

Мастер-класс по моделированию в экологии Тема: «Времена года»

Цель: Познакомить педагогов с использованием моделирования в экологическом воспитании дошкольников....

Мастер-класс для педагогов по экологии и продуктивной деятельности

Тема: «Отходы в доходы» Цель: вовлечение родителей в совместную продуктивную деятельность взрослых и детей, познакомить с эффективными методами работы с детьми по формированию экологи...