Как мы Ивану – царевичу помогали
план-конспект занятия (старшая группа)

 Боброва Ирина Юрьевна

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Как мы Ивану – царевичу помогали» к «Международному дню родного языка»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mezhdunarod_den_yazyka.docx31.95 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №67 комбинированного вида

Выборгского района Санкт –Петербурга

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Как мы Ивану – царевичу помогали» к «Международному дню родного языка»

Боброва Ирина Юрьевна

воспитатель

Санкт – Петербург

2021 г

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Как мы Ивану – царевичу помогали»

Цель: способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста бережного отношения к богатству родного языка.

Программные задачи:

- познакомить детей с праздником «Международным днем родного языка»

- дать понятие, что такое родной язык и почему его называют родным
-
формировать знания детей о русском народном костюме, его элементах

-  обогатить словарь детей устаревшими словами и  понимать их значение

- воспитать уважение и любовь к родному языку

Материал к занятию: Демонстрационный материал «Национальные костюмы народов России», Вохринцева С.В., кукла – бибабо (старичок, медведь, заяц, селезень, щука, баба Яга), конверт с письмом, клубок с нитками, карточки с большим и маленьким сундуком, набор предметных картинок, ковёр – самолёт (покрывало), конверт с репродукциями картин И. Я. Билибина «Иван – царевич и лягушка – квакушка» и В. М. Васнецова «Царевна – лягушка»

Ход:

Есть такое слово, его мы знаем все

Собака не умеет, умеет человек

Собака может гавкать, а что же нам таить?

Мы с вами все умеем красиво … говорить

- 21 февраля во всех странах мира отмечают Международный день родного языка. Наша страна Россия – многонациональная. Почему?

-  Много народов разных национальностей в ней проживает. Они говорят на разных языках. Все стремится сохранить родной язык и традиции.

Звучит отрывок из песни «Добрые сказки» (музыка Александра Ермолова, слова Михаила Загота)

Добрый и ясный,

Самый прекрасный

Мир, где живут без забот.

Солнечным светом

Сердце согрето

Сказка нас в гости зовёт.

 Появляется кукла – бибабо старичок из сказки «Царевна – лягушка»:

Спасибо, что в день родного языка,

Вспомнили деда – старика.

Вас давно поджидаю в лесу,

К вам письмо от царевича несу.

Чтоб его вам отдать,

Нужно с вами поиграть.

Я буду национальности народа называть,

На каком они языке говорят вам нужно мне сказать.

Игра «На каком языке разговаривают…»

Адыгейцы? (адыгейском)

Алтайцы? (алтайском)

Башкиры? (башкирском)

Буряты? (бурятском)

Русские? (русском) Татары? (татарском)

Тувинцы? (тувинском)

Удмурты? (удмуртский)

Хакасы? (хакасский)

Чеченцы? (чеченский)

Чуваши? (чувашский)

Якуты? (якутском)

Ингуши? (ингушском)

Калмыки? (калмыцком)

Марийцы? (марийском)

- Почему мы русский язык называем родным? Мы называем русский язык родным, потому что мы говорим на нем, когда произносим самые первые слова. На этом же языке говорят наши родители.

Старичок:

Правильно на вопросы отвечали,

А письмо вы не прочитали.

Воспитатель читает письмо, которое отдал старичок:

«Здравствуйте, ребята! Я узнал, что вы сегодня отмечаете праздник – Международный день родного языка. Мою жену, Василису Премудрую, злой Кощей Бессмертный превратил в лягушку. Не может она теперь разговаривать. Помогите её расколдовать, а поможет вам волшебный клубок».

Старичок:

Волшебный клубок возьмите,

По нему идите.

Он замок Кощея отыщет в лесу,
Поможет найти Василису-красу…
Покажет дорогу, свернётся —
И снова ко мне вернётся

Хороводная игра «Клубок»

Дети выстраиваются в круг и берутся за нитку из клубка. Впереди всех становится ведущий, он держит клубок. дети произносят слова, и двигаются по кругу за водящим, который постепенно уводит всех в центр круга, остальные цепочкой, словно нитка вокруг клубка, обвиваются вокруг водящего.Когда все дети собрались в «клубок», слова повторяется еще раз, и дети двигаются в обратном направлении, за ведущим, который шел в самом конце.

Клубок катится,

Клубок катится,

Нитка тянется,

По высоким горам,

Да по тёмным лесам,

По зелёным лугам,

По глухим местам.

Клубок доле, доле, доле,

Нитка боле, боле, боле,

Нитка дольше всех,

Перевертышей шесть.

Клубок катится,

Клубок катится,

Нитка тянется,

По высоким горам,

Да по тёмным лесам,

По зелёным лугам,

По глухим местам.

Клубок доле, доле, доле,
Нитка боле, боле, боле.

Девочки:
Я за ниточку бралась,
Тонка нить оборвалась!

Дети встречают грустных медведя, зайца, селезня и щуку около сундука.

Воспитатель:

Отчего вы грустите,

Нам расскажите?

Медведь, заяц, селезень и щука:

Кощей Бессмертный дал нам сундук,

Сказал класть в него всё,

Что заканчивается на «ук».

И ещё дал сундучок

Сказал класть в него всё,

Что заканчивается на «ок».

Коль не справимся за час,

Злой Кощей погубит нас.

Воспитатель:

Это вовсе не беда,

Поможем им, ребята? (отвечают хором «Да»)

Перед детьми лежат большие карточки. На одной нарисован сундук, на другой сундучок. Детям раздаются маленькие карточки, рубашками вниз. Они по очереди открывают свои карточки, произносят слово и кладут на нужную большую карточку.

Сундук – ноутбук, сук, каблук, стук, барсук, фундук, бурундук, бук, сюртук, бамбук, паук, лук, галстук, жук, внук, правнук, виадук, фартук и др.

Сундучок –кок, сок, коробок, мешок, подарок, петушок, чеснок, грибок, цветок, листок, совок, платок, замок, чулок, сачок, пирожок, сверчок, крючок и др.

Воспитатель:

Теперь и вы нам помогите,

Путь дорогу укажите.

Где в лесу на курьих ножках избушка?

Где живёт одна старушка?

Медведь, заяц, селезень и щука:

Вот ковёр – самолёт,

К бабе Яге он вас привезёт.

Воспитатель:

Посмотрите, все ли сели? Вы готовы? Полетели!

Мы летим под облаками,

А земля плывет под нами:

Мы летаем высоко,
Мы летаем низко,
Мы летаем далеко,
Мы летаем близко./Дети руками указывают направление./

Наш ковёр летит и мчится,

Трудностей мы не боимся.

К бабе Яге попадём,

Василису Премудрую спасём.

Приземлятся нам пора,

Вон уже избушка видна.

Воспитатель:

Стань, избушка, к лесу задом!

Повернись ко мне фасадом!

Кто живет в избе на ножках?

 Выгляни, скорей, в окошко!

Баба Яга:

Вы зачем сюда пришли?

Потеряли, что ль или нашли?

Зная, знаю, Василису потеряли,

У Кощея знать она.

Битва будет не легка.

Ни стрелы, ни пули он не боится

А жизнь его в игле таится.

Сначала вы мне помогите,

От Кощея задание решите,

А я пойду отдыхать,

Буду думать, как с Кощеем воевать.

Баба Яга отдаёт конверт воспитателю с заданием.

- Представьте себе, что вы встретились с человеком, которого раньше не знали, а теперь должны познакомиться. На что вы, прежде всего, обращаете внимание?(на внешний вид: одежду, лицо, мимику, жесты, манеру разговаривать)

- Что означает эта пословица «По одёжке встречают, по уму – провожают»?

(при встрече с незнакомым человеком, прежде всего, смотрят на его внешний вид (одежду), а после знакомства с ним, на его ум  и знания).

Воспитатель из конверта достаёт и выставляет на мольберт репродукции картин И. Я. Билибина «Иван – царевич и лягушка – квакушка» и В. М. Васнецова «Царевна – лягушка»

На картины смотрите,

И мне говорите

В чём же раньше ходили?
Что же раньше на Руси носили?

- Почему одежду, которую раньше носили называли домотканой? (дома ткали: сами выращивали лён, обрабатывали его и ткали из  волокон полотно (ткань)

- Как называлась  нательная одежда у женщин и мужчин длиною ниже колена? (Рубаха.)

- Рубаха изо льна (хлопка, шёлка), какая? (льняная, хлопковая, шёлковая)

- Рубаха с косым воротом, как называлась? Почему? (косоворотка, косой ворот)

Из полотен вырубали пряхи

Длинные холщовые рубахи.

Ворот и подолы украшали,

Что на них они вышивали?( узоры)

- Чем подпоясывали рубаху? (поясом)

- Пояс из шёлка (шерсти), какой? (шёлковый, шерстяной)

Педагог загадывает загадку:

Поверх рубахи и зипуна мужчины одевали,

Орнаментом внизу украшали (Кафтан)

У Ивана три кафтана,

Красный, белый, голубой,

У Ивана три кафтана,

На картине,  он какой? (красный)

Чтоб в кафтане красоваться

Нужно было подвязаться

Не снопом, не колосом,

А обычным… (кушаком)!

- На ногах у Ивана -царевича что одето? (сапоги)

- Сапоги из сафьяна, какие? (сафьяновые)

- Что на одежде служило украшением и оберегом от сглаза? (вышивка.)

- Как назывался старинный женский головной убор Василисы Премудрой, напоминающий высокую корону вокруг головы? (Кокошник.)

- Как назывались высокие меховые шапки, которые надевали богатые люди? Почему? (Горлатные, делали из меха снятого с горлышка соболя)

Баба Яга:

От Кощея задание все решили,

Вы его почти победили.

Смерть его в ларце хранится,
Заяц белый в нем томится,
Утка в зайце том живет,
И яйцо она пасет,
А в яйце игла лежит,
Смерть Кощееву хранит.
Тот ларец цепями скован,
К дубу накрепко прикован.
На вершине горной кручи,
Высится тот дуб могучий.

Дети хором говорят:

Раз, два, три повернись-

У дуба Кощеево ты окажись!

Речь с движением:

Вот высокий дуб стоит,( тянем руки вверх, стоя на носочках)

А на нем сундук висит, (наклоны влево-вправо )

Зайчик там сидел, дрожал, (приседания)

Нас увидел- убежал, (прыжки)

В зайце уточка была (машем руками вверх-вниз)

И яичко стерегла. (соединяем пальцы рук в шар)

Мы яичко разобьем, (стучим кулачками)

Смерть Кощееву найдем! (хлопаем в ладоши над головой)

В сундуке находим письмо от Василисы Премудрой, в котором она благодарит детей за помощь и дарит им раскраски по сказкам «Царевна – лягушка»

Все дети говорят слова:

Раз, два, три повернись

И в свой детский сад вернись.

- Ребята, какое задание вам понравилось выполнять больше всего? Что вам запомнилось на  занятие?

Литература:

О. Л. Князева, М. Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуре», издательство «Детство – Пресс», 2010 г

А. В. Висков., Н. Н Черноиванова  «Комплект плакатов «Россия многонациональная», издательство «Учитель», 2019 г.

Т. В. Цветкова,«Россия - Родина моя. Народы России»Сфера, 2020 г.
М.Д. Маханёва, «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста», М.: АРКТИ, 2004 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с картиной В.М.Васнецова "Иван-царевич на сером волке"

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе логопедической группе....

Конспект комплексного занятия в средней группе "Путешествие в Тридесятое царство к Ивану-царевичу"

Открытое комплексное занятие- путешествие в сказочную страну, в гости к Ивану-царевичу. На своём пути дети встречаются с препятствиями, и для дальнейшего прохождения пути им необходимо справиться с оп...

Методическая разработка "Как ребята помогали Ивану Царевичу Василису Премудрую найти и зло в добро превратить"

Одно из занятий серии "Интегративные технологии ТРИЗ" на материале русской народной сказки....

НОД по ФЭМП «Как мы Ивану-царевичу помогали» в средней группе.

Цель: Формировать у детей понятия «широкий», «узкий».Задачи: - Отрабатывать умения сравнивать два предмета по длине и ширине разными способами, определять результаты сравн...

ЭОР "Помоги Ивану Царевичу"

Что бы помочь Ивану Царевичу спасти Василису нужно выполнить задания...