Консультация для родителей «Психологическая готовность дошкольника к обучению в школе»
консультация (подготовительная группа)

 Новицкая Ольга Вадимовна

Консультация для воспитателей и родителей направленна на осознание понятия "Психологическая готовность ребенка к школьному обучению"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

 

«Психологической готовности дошкольника

к обучению в школе»

На пороге новой жизни

Переход из детского сада в школу важная ступень в жизни каждого ребенка. Многие дети с трепетом и волнением переступают порог школы. Это торжественное событие иногда омрачается тревогой и страхом неизвестности. Чтобы избежать негативных эмоций у будущих первоклассников, помочь им адаптироваться к школе, необходим комплексный подход, совместные усилия педагогов, родителей и узких специалистов. Часто дети бывают не готовы к новым условиям.  Несформированность психологической готовности к школьному обучению сказывается прежде всего, на эмоциональной сфере дошкольника. Вот почему так важно, чтобы дети имели представление о школе еще до того, как переступят ее порог.

Еще более важно, чтобы родители детей старшего дошкольного возраста понимали значение термина «школьная зрелость» или как ее называют «психологическая готовность к школе», т е - это тот уровень развития способностей и здоровья ребенка, при котором школьные нагрузки не будут для него слишком сложными и не окажут негативного влияния на его здоровье.

В этот момент на первый план выступает особое новообразование – «внутренняя позиция школьника», которое включает в себя познавательную потребность в общении на новом уровне, отношение ребенка к занятиям, связанным с выполнением обязанностей ученика, которое обусловливает соответствующее поведение в учебной ситуации. Так же важный показатель сформированности внутренней позиции школьника –это развитие учебных мотивов. Оптимальным вариантом является ситуация, когда учение для ребенка становится содержательной деятельностью, имеющей социальное значение. 

 Предлагаю, более детально рассмотреть определения адаптация и дезадатация.             

Адаптацией называют спокойную, постепенную перестройку познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка, при переходе к систематическому организованному школьному обучению. Чтобы привыкнуть к новой среде, ребенку необходимо время – и это не две недели и даже не месяц. Первичная адаптация к школе может продолжаться от 2 месяцев до полугода, при этом -  это крайне индивидуальный процесс, это важно помнить.

Дезадаптация – это   совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным или, в крайних случаях, невозможным.

Получается, что при  поступлении в первый класс ребенок должен отвыкать от прежних условий жизни и приспосабливаться к новым. Если родители и детский сад занимались подготовкой ребенка, то процесс идет благополучно и через пару месяцев первоклассник легко принимает правила школьной жизни, новый режим для него комфортен, ориентируется в школе, прекрасно себя чувствует рядом с учителем, адекватно реагирует на его замечания, заводит в классе новых друзей, нет страхов по поводу сверстников и учителей, весел, спокоен, без напряжения выполняет домашние задания.

Однако, не редко  бывает по- другому… 

И тогда бывает так, что ребенок: боится идти в школу; начинает часто болеть; худеет, теряет аппетит, плохо спит; в школе ведет себя замкнуто; не обращается за помощью к педагогам школы может заблудиться в здании школы, теряет навыки самообслуживания: не может сам переодеться к физкультуре, забывает вещи, учебники, может начать заикаться, часто моргать глазами, покашливать и т.д; рассеян или капризен , часто плачет, обижается, устает, наблюдаются приступы,  как кажется,  немотивированного раздражения и проявляется агрессивное настроение, играет на уроках, материал не усваивает, невнимателен, хронически не успевает записывать задание на дом, с трудом просыпается по утрам, опаздывает  т д…, список обширен.

 Видя такую картину, необходимо понимать, из-за чего это все происходит.

 Кратко  коснемся  причин дезадаптации?    

*Ребенок не подготовлен к школе: не осознает важности перехода к обучению.

*Не умеет прилагать волевые усилия для того, чтобы сосредоточиться на учебе. Про таких детей говорят: «ему бы все играть».

*Часто болеет, имеет серьезные нарушения здоровья.

*Нарушены процессы формирования мышления, внимания, памяти.

*Имеет нарушения движений.

*Не уравновешен, частые неоправданные перепады настроения.

 

Чем же мы можем помочь детям, чтобы избежать неумения приспособляться к новой жизни. Рекомендации для родителей могут быть следующие: важно помнить, что самые важные учителя для детей – родители. Родительский дом – это первая школа для ребенка. Семья оказывает огромное влияние на то, что малыш будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Сколько бы человек не прожил, он время от времени обращается к опыту из детства, к жизни в семье: «чему меня учили отец и мама». 

 Что важно помнить родителям:

  • Не спешите отдавать в школу своего малыша. Готовность к школе у детей формируется в разное время. Это может быть и в 6, и в 8 лет.  
  • Для того, чтобы ребенок не боялся школы, еще до начала обучения необходимо разговаривать с ним на эту тему, объяснять, с какими ситуациями он может встретиться в школе и как с ними справляться.
  • С помощью игр, чтения книг, поручений в помощи по дому необходимо развивать у ребенка память, мышление, внимание, учите прилагать усилия для получения нужного результата. Как можно больше читайте ребенку, и не только сказки, но и познавательную литературу. Это пробуждает у малыша интерес к новым знаниям, развивает любопытство, познавательные процессы.
  • Познакомьте ребенка с режимом школьного дня в играх или беседах.
  • Делитесь своими воспоминаниями об учителях, формируя у ребенка положительный образ учителя, чтобы предотвратить страх перед незнакомыми взрослыми.
  • Не загружайте новыми кружками (в период адаптации они могут привести к перегрузкам, лучше оставить лишь те что ребенок давно знает и умеет).

Главное же, что понадобится ребенку буквально с первых часов пребывания за партой, это:

  • умение слушать и слушаться;
  • готовность принять новую ситуацию и выполнять общие правила, регулируя свою деятельность;
  • развитость волевых качеств, проявляющаяся, в частности, в умении удерживать собственное внимание;
  • общая осведомленность, как показатель любознательности;
  • мотивационная готовность к учебе в школе, как к общественно значимой деятельности;
  • наконец, достаточная развитость мелкой моторики рук.

Помимо диагностики, психолог может использовать в своей работе сказкотерапию.   

Все дети, да и многие взрослые любят сказки. Комплексная программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 6-7 лет «Приключения будущих первоклассников», авторов Н.И. Куражева и Н.К. Куражевой, отлично помогает в развитии эмоциональной, коммуникативной, личностной и волевой сфере детей в рамках подготовки к школе.  У программы несколько разделов, направленных на развитие интеллектуальной и других важных сфер, и один из них знакомят ребят со сказками для школьной адаптации, которые оказывают организующее влияние на учебную деятельность. Учат правильно обращаться со школьными принадлежностями, развивают аккуратность и самостоятельность, позволяют понять логику процесса обучения, позволяют выработать эффективные стратегии поведения в тех или иных школьных ситуациях.  

Показ сказки может осуществляться с использованием КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА, фланелеграфа, пальчикого театра. По ходу сказки взрослый действует куклами или фигурками, от их имени представляет детям проблемные ситуации. Дети не являются пассивными слушателями, они активно участвуют в рассказе и показе сказки. Они, то придумывают ее продолжение, то пробуют разрешить проблемную ситуацию, то подсказывают героям сказки, как надо поступить.

На этом этапе важно вызвать у детей интерес к определенной проблеме, эмоционально вовлечь в ситуацию, использовать их личный опыт. В программе 30 «Лесных» сказок, которые раскрывают пять основных тем для старших дошкольников: адаптация к школе, отношение к вещам, отношение к урокам, отношение к здоровью, школьные конфликты. Важно, что в безопасной обстановке, посредством кукольного театра, ребята могут проработать впечатления из личного опыта, связанные со школой и при необходимости преобразовать в положительную структуру.

Ожидаемый результат от проведения данной работы с использованием сказкотерапии:

  • Сформировать у детей правильные и четкие представления, и знания о школе;
  • Осознание учебного и социального мотива учебной деятельности;
  • Создать и закрепить эмоционально положительное отношение к школе, на основе возрастных особенностей детей.

Сказкотерапия, является самостоятельной методикой, относящейся к библиотерапии, в основе которой лежит психокоррекция средствами литературного произведения.

 Буквально 2 слова дополню, важно, нам взрослым начинать с себя, осознавать и отслеживать то, что и когда мы говорим детям о школе. Если ребенок услышал краем уха диалог мамы с подругой о том, какой учитель тот, а какой этот, что говорят о той или иной школе и т д, соответственно всю гамму впечатлений и эмоций взрослых он тоже слышит и воспринимает, отсюда и формируется общее и очень стойкое, зачастую, неверное отношение к школьному периоду жизни.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Психологическая готовность детей к обучению в школе. Анамнестические факторы риска, осложняющие адаптацию первоклассников"

1.Понятие о психологической готовности детей к школе2. Показатели психологической готовности2.1. Мотивационная готовность2.2. Волевая готовность2.3. Интеллектуальная готовность2.4. Социальная готовнос...

Консультация для родителей «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе»

Cоставляющими психологической готовности ребенка к школе; Что такое «Готовность к обучению в школе?»; Что должен знать и уметь ребенок, который готовится к школе?...

Консультация для родителей " Психологическая готовность детей к обучению в школе"

Консультация для родителей "Психологическая готовность детей к обучению в школе" раскрывает основные компоненты психологической готовности : интеллектуальную готовность ребенка к обучению в школе; лич...

Консультация для родителей. Психологическая готовность дошкольника к обучению в школе.

Семью будущего первоклассника ждут серьезные изменения - ребенок готовится поступить в школу. И во многом успешность ребенка зависит от правильной родительской позиции. Именно в первом классе и дети, ...

Консультация для родителей Психологическая готовность детей к обучению в школе

Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент как для самого ребенка, так и для родителей. К безболезненному и успешному вхождениюв учебную деятельность в школе подготовлены далеко не в...

Консультация для родителей «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе»

Семью будущего первоклассника ждут серьезные изменения - ребенок готовится поступить в школу. И во многом успешность ребенка зависит от правильной родительской позиции. Именно в первом классе и ...

Консультация для родителей «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»

В консультации освещен вопрос влияния  познавательных процессов на успешность обучения ребенка в школе....