гендерное воспитание детей в условиях Доу
материал (средняя группа)

Сафронова Алена Александровна

Гендерное воспитание дошкольников  

в условиях детского сада 

Гендер - род (англ)-представление, презентация.  Гендер - социальный статус и социально психологические характеристики личности, которые связаны с полом, но возникают во взаимодействии людей. 

Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном мир.  

Важность гендерного подхода заключается в формировании концепции стабильности собственного пола ребёнка — «я девочка», «я мальчик».  

Как реализовать гендерное воспитание в различных возрастных группах? Ведущим видом деятельности в возрасте от трёх до шести лет является игра. Игровой подход широко используется воспитателями, потому что именно так возможно наиболее эффективно создать педагогические ситуации, способствующие накоплению положительного опыта гендерного поведения. В различных группах могут применяться приёмы, направленные на конкретные возрастные задачи, но в целом игры в рамках гендерного воспитания имеют цель: 

  • развить знания детей о принадлежности к соответствующему полу; 

  • закрепить положительное эмоциональное отношение к собственному полу; 

  • развить гендерные представления (о лучших качествах, присущих мужчинам и женщинам, о толерантности, знания о семье и семейных традициях и т. д.). 

Для реализации этой цели педагог ставит задачи: 

  • образовательные; 

  • развивающие; 

  • воспитательные. 

Например, в поле образовательных задач можно читать с детьми сказки, где в сюжете затронута семейная жизнь персонажей (подойдут почти любые сказки Пушкина) или взаимоотношения между героями разного пола (например, в «Сказке о золотом ключике» — Буратино и Мальвина), а потом беседовать с детьми о том, как они понимают прочитанное. Можно также рассказывать детям об основных функциях семьи, семейных традициях, знакомить с профессиями и трудовой деятельностью.  

К развивающему полю можно отнести 

 

  • упражнения на логику и умение классифицировать (хотя бы на примере предметов гардероба — кто какую носит одежду, обувь, головные уборы и проч.); 

  • музыкальные и физические развивающие игры и т. д.; 

  • задания на умение выделять отличительные признаки, которые у девочек   и мальчиков проявляются во внешнем виде и одежде, поведении, интересах и т. д. 

Разумеется, в соответствии с возрастной категорией формулировка задачи будет возрастать от простого к сложному. Если в младшей группе можно учить определять мальчиков и девочек по картинкам, куклам и игрушкам, то в старшей уже стоит привлекать известных сказочных героев, давать более сложные загадки, использовать комплексное музыкальное оформление и т. д. 

Для облегчения детьми принятия собственной гендерной идентичности воспитатели и родители должны учитывать психологические отличия и особенности развития мальчиков и девочек. 

ИГРЫ С ДЕТЬМИ 

ПО ГЕНДЕРНОМУ ВОСПИТАНИЮ 

 
«Чем похожи наши мамы? Чем похожи наши папы?» 

Цели:  Формировать умение выделять существенные сходства и различия между представителями разного пола. Воспитывать любовь к близким людям, уважение к их труду. Помочь ребенку выразить свои чувства к близким ему людям. 

Материал: семейные альбомные фотографии каждого ребенка. 

Ход игры: Дети и взрослый сидят на ковре. Воспитатель говорит детям, что у каждого из них есть семья, есть мамы, папы, бабушки дедушки, братья и сестры. Детям предлагается, рассматривая фотографию своей мамы (своего папы) рассказать, какая у него мама (папа)? Чем она занимается? Например, моя мама добрая, ласковая, иногда злиться, худенькая, заботливая, красивая.  Она готовит есть, стирает белье и т.д. 

После того, как ответят все дети, воспитатель задает им вопрос: 

-Чем похожи наши мамы (папы)? 

-Какие обязанности по дому  выполняют все мамы (папы)? 

-Какие внешние признаки их объединяют? 

-Какие качества присущи всем мамам (папам)? 

-Кем вы будете, когда вырастете? 

Выслушав ответы детей, подводим итог, что все мамы и папы занимаются домашним хозяйством, воспитывают детей,  ходят на работу.  Все мамы и папы любят своих детей, заботятся о них. 

« Ушки на макушке» 

Цели: Развитие слухового внимания. Учить детей идентифицировать себя и окружающих людей по полоролевому признаку. 

Ход игры: Взрослый называет несколько имен. Детям  нужно внимательно слушать и назвать лишнее имя. Объяснить, почему они считают то или иное имя «лишним». 

Например, Сережа, Миша, Лена; Наташа, Даша, Дима. 

« Смайлик» 

Цели: развитие смекалки, положительных эмоций. Учим называть, понимать и показывать эмоциональное настроение человека (радость, грусть, злость, удивление, обиду и др.). 

Материал: Большой круг из картона- Смайлик, вырезанные из разноцветной бумаги формы   глазок, бровей, ртов, носиков для передачи различных эмоциональных состояний. 

Ход игры: 

Ребенку предлагается передать, с помощью предлагаемых деталей, настроение Смайлика, в зависимости от ситуации, которую опишет взрослый. 

-Смайлик увидел друзей. 

-Смайлик заболел. 

-Смайлик сердится. 

-Смайлик поет песенку и т. д. 

Когда Смайлик будет собран, детям предлагается отобразить его настроение самим, с помощью мимики, эмоций, жестов. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon dokument_3.pdf225.43 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Гендерное воспитания детей в условиях дошкольного учреждения.

Проблема воспиания и обучения ребёнка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста....

Гендерное воспитание детей в условиях дошкольного учреждения

В статье отражены особенности развития мальчиков и девочек, а также указаны условия, необходимые для удовлетворения познавательных потребностей детей, даны советы воспитателям по гендерному воспитанию...

ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Статья о различиях в воспитании девочек и мальчиков...

Стендовая работа на тему: "Гендерное воспитание детей в условиях детского сада"

Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами...

«Гендерное воспитание детей в условиях детского сада»

laquo;Гендерное воспитание детей в условиях детского сада»...

План самообразования по теме: "Гендерное воспитание детей в условиях детского сада"

Цель работы по теме самообразования:   повысить свой профессиональный уровень по теме, систематизировать  работу гендерного подхода в воспитании детей в ДОУ и семье.Задачи:- повысить со...