Картотека дидактических игр на ассоциативное мышление
картотека

Донских Лариса Владимировна

Ребенок познает мир с помощью определенных процессов, происходящих в его головном мозгу. Основным познавательным процессом является мышление. Оно определяет многое в жизни взрослого человека и ребенка. Большой процент в психологических исследованиях занимает именно ассоциативная теория мышления. Ассоциации в жизни ребенка определяют его восприятие мира, обучение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл картотека дидактических игр19.21 КБ

Предварительный просмотр:

Ассоциации – это один из способов запоминания материала. Ведь часто бывает так, что, увидев один предмет, мы вспоминаем и о другом. Тогда мы говорим, что второй предмет ассоциируется у нас в сознании с первым. Ребенку легче объяснить это на наглядном примере. Возьмите 4 картинки (например, сердце, часы, снежинка, молния) и разложите их перед ребенком. Педагог формулирует задание: «Я буду читать тебе слово, а ты выбери и покажи мне одну из картинок, изображение на которой связано, то есть ассоциируется, с названным словом».

Слова: зима, любовь, время, гроза.

После выполнения задания спросите ребенка о том, по какому принципу он выбирал картинки, и объясните ему, что он сделал этот выбор благодаря ассоциациям. Далее можно переходить к самостоятельному выполнению упражнений.

Дидактическая игра «Ряд ассоциаций»

Задание заключается в том, чтобы выстроить к предмету ряд ассоциаций. Упражнение может выполняться как индивидуально, так и в группе, как в устной, так и в письменной форме. Сначала предложите придумать ряд ассоциаций к тем словам, на примере которых вы объясняли это понятие, чтобы показать, что зима ассоциируется не только со снежинкой. А затем предложите и другие слова.

чайник – вода, чашка, кухня, мама, завтрак, тепло

кошка – …

аптека – …

лес – …

парта – …

волосы – …

ложка – …

газета – …

Дидактическая игра

«Ряд ассоциаций к абстрактным понятиям»

Для ребенка сложнее воспринимать и запоминать абстрактные понятия. Поэтому в этом варианте упражнения мы предлагаем подбирать к абстрактным понятиям ассоциации с конкретными предметами и примерами. Составьте ассоциативные ряды к следующим словам:

спорт – стадион, телевизор, футбол, мяч, скакалка, урок физкультуры

дружба – …

успех – …

юмор – …

радость – …

ложь – …

погода – …

Дидактическая игра «Рисуем схему»

Для занятия подготовьте предложения, небольшие тексты, лист бумаги, карандаш.

Рисование схем – один из способов логического запоминания, которому обязательно нужно научить ребенка. Объясните, что схематический рисунок – это простейший набросок, который может быть понятен только автору. Сначала нужно показать ребенку, как делается схематический рисунок к одному предложению. Рассмотрим примеры, используя которые можно научить ребенка схематически отражать содержание предложения (все схемы примерные, могут быть и другие).

У дороги растет большое дерево.

Мальчик катается на лыжах.

Дидактическая игра «Ключевые слова»

Цель упражнения: научиться выделять в тексте ключевые слова, которые помогут запомнить содержание и впоследствии воспроизвести его.

Педагог объясняет ребенку, что ключами к запоминанию текста являются слова или словосочетания, которые передают факты (имена героев, географические названия, даты, события, их сущность и смысл.

Для занятия подготовьте отрывки из литературных произведений, лист бумаги, ручку.

Дидактическая игра «Вопросы»

Для занятия подготовьте отрывки из литературных произведений и вопросы к ним.

Отвечать на вопросы к тексту или к статье в учебнике ребенку предстоит на протяжении всех лет учебы. Важно научиться выполнять это задание правильно и понять, что ответы на вопросы помогают осмыслить содержание текста и таким образом лучше его запомнить, особенно когда ответ на вопрос подтверждается словами из текста. Такие упражнения выполняются и в устной, и в письменной форме. Ребенок может не только отвечать на предложенные вопросы, но и составлять вопросы к тексту самостоятельно.

Дидактическая игра «Составляем план»

Для занятия подготовьте отрывки из литературных произведений.

Еще один из способов словесно-логического запоминания – это составление плана текста. Предлагаем памятку, которая поможет ребенку научиться составлять план и пересказывать текст, используя план.

1. Прочитай текст, выпиши слова, которые тебе непонятны, и выясни их значение.

2. Если у текста есть название, то обдумай его, ответь на вопрос: «Почему текст так назван?»

3. Раздели текст на несколько смысловых частей.

4. Подчеркни в каждой части ключевые слова.

5. Задай к каждой части текста вопросы.

6. Озаглавь каждую часть текста, используя ключевые слова или вопросы.

7. Прочитай отдельно и перескажи каждую часть текста, отраженную в плане, мысленно рисуя картинки к содержанию.

8. Перескажи весь текст целиком, используя составленный тобою план.

Воспользовавшись этой памяткой, можно легко запомнить учебный материал. Для отработки умения составлять план и пересказывать по нему текст можно использовать отрывки из литературных произведений.

Дидактическая игра «Путаница»

Для занятия потребуется любой текст, напечатанный на листе бумаги.

Подразумевается, что этот текст ребенок уже запомнил. Вы разрезаете напечатанный текст на отдельные отрывки или предложения, перемешиваете и отдаете ребенку, который получает задание восстановить последовательность отрывков или предложений, так чтобы получился исходный текст. Цель упражнения – проконтролировать запоминание и закрепить текст в памяти. Если необходимо хорошо запомнить материал, перевести его из кратковременной памяти в долговременную, то это задание с одним и тем же текстом можно выполнять несколько раз с промежутком во времени. Например, через 2-3 дня.

Дидактическая игра «Перевоплощение»

Педагог предлагает ребятам превратиться, например, в кошек. Задает серию вопросов.

Что делают кошки?

Как они кушают?

Как спят?

Как умываются?

Как охотятся?

Предлагает перенести «образ кошки» на себя. То есть ее передние лапы – наши руки, ходим на четвереньках, лакаем молочком, трёмся о диван, как кошки; наши слова – мяу, мяу и мур, мур. Стараемся с помощью них передать, то, что хотим сказать.

Дидактическая игра «Перевоплощение»

Педагог предлагает ребятам превратиться, например, в кошек. Задает серию вопросов.

Что делают кошки?

Как они кушают?

Как спят?

Как умываются?

Как охотятся?

Предлагает перенести «образ кошки» на себя. То есть ее передние лапы – наши руки, ходим на четвереньках, лакаем молочком, трёмся о диван, как кошки; наши слова – мяу, мяу и мур, мур. Стараемся с помощью них передать, то, что хотим сказать.

Дидактическая игра «Составление цепочек ассоциаций»

По очереди с ребенком называете слово, которое «возникает» в голове. Например, так:

Педагог: батут.

Ребенок: круглый.

Педагог: зонт (в комнате стоит открытый зонт и он круглый).

Ребенок: дождь.

Педагог: холодный.

Ребенок: холодильник и т. д.

Пока играем, не только развиваем мышление, но и смеемся от души, ведь порой, ассоциации очень смешные!

Дидактическая игра «На что похоже»

Педагог называет 2 слова, например, «машина» и «грязь», и надо составить цепочку ассоциаций, которая приведет от одного слова к другому. Например: машина, колеса, лужа, грязь.

Педагог загадывает слово и говорит, к какой теме оно относится (цветок, транспорт и т.д.), а ребенок старается отгадать, задавая вопросы по ассоциации. Например, «Что общего у этого транспорта с машиной?», «На какой фрукт похож этот цветок по форме?» и т.д.

Эта игра для развития ассоциативного мышления подойдет детям от 5-6 лет.

Дидактическая игра «Несуществующее животное»

Если существование рыбы-молот или рыбы-иглы научно доказано, то существование рыбы-наперстка не исключено.

Пусть ребенок пофантазирует: «Как выглядит рыба-кастрюля? Чем питается рыба-ножницы и как можно использовать рыбу-магнит?»

Дидактическая игра

«Продолжи рисунок»

Простую фигуру (восьмерку, две параллельные линии, квадрат, треугольники, стоящие друг на друге) надо превратить в часть более сложного рисунка. Например, из кружка можно нарисовать рожицу, мячик, колесо машины, стекло от очков. Варианты лучше рисовать (или предлагать) по очереди. Кто больше?

Дидактическая игра «Клякса»

Материал: листы бумаги, на которых нанесены кляксы.

По принципу этой игры построен знаменитый тест Роршаха.

Дети должны придумать, на что похожа клякса и дорисовать ее. Выигрывает тот, кто назовет больше предметов.

Дидактическая игра «Оживление предметов»

Надо представить себя новой шубой; потерянной варежкой; варежкой, которую вернули хозяину; рубашкой, брошенной на пол; рубашкой, аккуратно сложенной.

Представьте, что пояс – это змея, а меховая рукавичка – мышонок. Каковы будут ваши действия?

Дидактическая игра 

«Так не бывает!»

Участники игры по очереди рассказывают какую-нибудь невероятную историю, короткую или длинную. Победителем становится тот игрок, которому удастся придумать пять сюжетов, услышав которые, слушатели воскликнут: «Так не бывает!».

Дидактическая игра

«Нарисуй настроение»

Игру лучше использовать, если у ребенка грустное настроение или, наоборот, очень веселое. Ребенка просят нарисовать свое настроение, изобразить его на бумаге любым способом.

Дидактическая игра «Два волшебника»

Данная игра направлена на развитие нравственных оценок детей. Играть могут дети начиная с четырехлетнего возраста.

Одному ребенку предлагается стать «добрым волшебником», а другому «злым». Как вариант, один ребенок может выполнять каждую роль последовательно. Вначале им предлагается изобразить мимику доброго и злого волшебников. Затем перечислить, какие добрые и злые волшебства делает тот и другой. Затем придумать, каким образом добрый волшебник расколдует плохие дела злого.

Дети могут вместе или индивидуально нарисовать доброго и злого волшебников. У одного доброе лицо, а другого злое, а потом раскрасить волшебников так, чтобы сразу было видно, кто добрый, а кто злой. Нарисовать волшебные предметы – волшебную палочку, волшебный эликсир, волшебную шапку и т.п. Главное, чтобы сразу было видно, который добрый волшебник, а который злой.

Дидактическая игра «Волшебное дерево»

Лучше, если для этой игры будет использован большой ветвистый сук, который имитирует дерево, но можно использовать вешалку или искусственную елку. На него вешают самые разные предметы, которые взяли у детей (шарфики, ручки, бантики и т.д.). Детям говорится, что это волшебное дерево и поэтому все, что на него повесили, становится волшебным. Каждый ребенок должен подойти к дереву и снять с него предмет, принадлежащий конкретному игроку. (Например, «волшебный» предмет Пети или Маши или Тани и т.д.) Ребенок должен угадать, какой предмет принадлежит игроку, и придумать, какое «волшебство» может выполнить этот предмет. (Например, заставить владельца танцевать, или громко смеяться, или петь, или скакать на одной ножке и т.п.) Если он угадал владельца предмета правильно, то «волшебство» исполняет хозяин предмета, а если ошибся, то «волшебное действие» выполняет сам.

Для более маленьких детей возможен более простой вариант игры «Волшебное дерево». На нарисованное Дерево прикрепляют изображения различных предметов. Затем ребенку предлагается определить, что реально может находиться на дереве, а что является лишним. Например: «Представь, что существует волшебное дерево, на котором может вырасти все, что вообще растет на деревьях (а может быть, живет среди ветвей). Художник нарисовал такое дерево, но много напутал. Посмотри внимательно и скажи, что правильно и чего нет на этом рисунке».

Дидактическая игра «Превращения»

Ведущий берет какой-нибудь предмет (стакан, мячик, ручку и т. д.). Затем с помощью пантомимы манипулирует с предметом, «превращая» его во что-то. Например, стакан становится вазой, подзорной трубой или подсвечником, мячик – яблоком, колобком, воздушным шаром, ручка – указкой, шпагой, ложкой и т. п. Дети должны угадать, во что превратился этот предмет. Когда всем становится ясно, во что превратился он, его передают другому участнику игры и просят «превратить» во что-нибудь другое.

Для большего интереса игры будет лучше, если дети заранее приготовят каждый свой предмет и придумают, во что они его «превратят». Затем они показывают предмет с соответствующими манипуляциями. Чем больше участников правильно угадают, во что превратился предмет, тем лучше результат игры. Важно, чтобы каждый ребенок участвовал в игре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по развитию творческого воображения, ассоциативного мышления, индивидуальности.

Реализация данной программы предполагает использование групповых занятий по темам, предложенным в перспективном планировании...

Консультация для родителей "Развитие ассоциативного мышления у детей"

В материалах представлены игры на ассоциации, они полезны и взрослым, и детям. Связывая образное и логическое мышление, они  дают хороший толчок для повышения интеллектуального развития, так как ...

Картотека дидактических игр на развитие мышления, внимания, памяти для детей 4-5 лет.

Картотека дидактических игр на развитие мышления, внимания, памяти для детей 4-5 лет....

Картотека дидактических игр на развитие мышления, внимания, памяти для детей 4-5 лет

Средний дошкольный возраст - пограничный между младшим и старшим дошкольным, поэтому психические процессы в этом возрасте носят непроизвольный характер: низкая концентрация внимания, недостаточно разв...

Картотека "Дидактические игры по развитию мышления в средней группе"

laquo;Что тяжелее?»Цель: учить  раскладывать изображения предметов в определенной последовательности, ориентируясь на качество предметов.Оборудование: набор карточек с изображением следующ...