Методическая разработка «Технология развивающего обучения через театрализованную игру дошкольников»
методическая разработка

Лелетко Татьяна Александровна

Дошкольный возраст — благоприятный период для развития творчества. Именно в это время происходят изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение), активно развиваются личностные качества, а на их основе — способности и склонности. Этому способствует специфика данного вида деятельности, заключающаяся в воздействии на личность через художественный образ. Во время игры дети познают окружающий мир через музыку, образы и краски, решают личностные проблемы (например, преодолевают свои комплексы), самовыражаются и саморазвиваются, приобретают навыки общения и адаптации, учатся логически выстраивать ход мыслей и анализировать ситуации. Театрализованные игры также способствуют развитию нравственности у дошкольников, поскольку игровые действия основаны на литературных и фольклорных произведениях, содержащих в подтексте проблемы такого характера.

Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию ребёнка в целом. Именно театральная деятельность является уникальным средством развития творческих способностей.

Проведение театрализованных игр предполагает решение ряда целей и задач, которые являются общими для воспитанников всех возрастных групп ДОУ:

  • Способствовать развитию таких качеств, как воображение, фантазия, мышление, память и наблюдательность;
  • развивать стремление к саморазвитию и любознательности;
  • формировать волевые черты характера;
  • развивать и тренировать выразительность речи;
  • способствовать раскрытию творческого потенциала.

Помимо этого, выделяют цели и задачи, которые являются специфичными для определённой возрастной группы:

  • Первая младшая группа:
    1. способствовать развитию внимания и тренировке памяти;
    2. формировать умение слушать и понимать речь;
    3. способствовать формированию выразительности речи;
    4. развивать речевую и умственную активность.
  • Вторая младшая группа:
  • воспитывать умение правильно оценивать действия собственные и персонажей;
  • формировать свободное проявление эмоций через мимику и жесты;
  • способствовать обогащению и выразительности речи;
  • развивать память, мышление, воображение, внимание;
  • учить правильно оценивать себя и действия окружающих.
  • формировать умение выделять признаки предметов;
  • развивать словарный запас детей;
  • закреплять знания об окружающем мире;
  • развивать диалогическую речь;
  • воспитывать нравственные идеалы.
  • расширять представления об окружающем мире;
  • пополнять и активизировать словарь детей;
  • формировать интонационную выразительность речи;
  • продолжать развивать диалогическую речь;
  • углублять представления о предметах;
  • развивать творческую самостоятельность;
  • продолжать формирование нравственных качеств и самооценки.
  • совершенствовать развитие творческих способностей;
  • развивать творческую самостоятельность;
  • продолжать расширять знания детей об окружающей действительности;
  • совершенствовать умения дошкольников ориентироваться в помещениях детского сада;
  • продолжать активизировать и уточнять словарь детей, расширять словарный запас;
  • совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;
  • воспитывать культуру речевого общения;
  • закреплять импровизационные навыки;
  • совершенствовать память, внимание, мышление и др.
  • Средняя группа:
  • Старшая группа:
  • Подготовительная группа:

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx77.45 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Развитие профессиональных компетенций педагога ДОУ»

Тема: «Технология развивающего обучения через

театрализованную игру дошкольников»

                                                                         Выполнил воспитатель

                                                                                                              ГБДОУ № 20

                                                                    Кировского района Санкт-Петербурга,

                                                                              Лелетко Татьяна Александровна

                                                                             

Санкт-Петербург

2021

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………....3

Теоретические подходы к решению рассматриваемой темы…..….4

Технологическая часть ………………………………………………6

Технологии внедрения театрализации в практику работы

с дошкольниками……………………………………………………..10

Основные выводы………………………………………………..…...13

Методическая литература.. …….……………………………..…..….13

Приложение………………………………………………………..….14

Введение

Дошкольный возраст — благоприятный период для развития творчества. Именно в это время происходят изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение), активно развиваются личностные качества, а на их основе — способности и склонности. Этому способствует специфика данного вида деятельности, заключающаяся в воздействии на личность через художественный образ. Во время игры дети познают окружающий мир через музыку, образы и краски, решают личностные проблемы (например, преодолевают свои комплексы), самовыражаются и саморазвиваются, приобретают навыки общения и адаптации, учатся логически выстраивать ход мыслей и анализировать ситуации. Театрализованные игры также способствуют развитию нравственности у дошкольников, поскольку игровые действия основаны на литературных и фольклорных произведениях, содержащих в подтексте проблемы такого характера.

Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию ребёнка в целом. Именно театральная деятельность является уникальным средством развития творческих способностей.

Проведение театрализованных игр предполагает решение ряда целей и задач, которые являются общими для воспитанников всех возрастных групп ДОУ:

  • Способствовать развитию таких качеств, как воображение, фантазия, мышление, память и наблюдательность;
  • развивать стремление к саморазвитию и любознательности;
  • формировать волевые черты характера;
  • развивать и тренировать выразительность речи;
  • способствовать раскрытию творческого потенциала.

Помимо этого, выделяют цели и задачи, которые являются специфичными для определённой возрастной группы:

  • Первая младшая группа:
  1. способствовать развитию внимания и тренировке памяти;
  2. формировать умение слушать и понимать речь;
  3. способствовать формированию выразительности речи;
  4. развивать речевую и умственную активность.
  • Вторая младшая группа:
  1. воспитывать умение правильно оценивать действия собственные и персонажей;
  2. формировать свободное проявление эмоций через мимику и жесты;
  3. способствовать обогащению и выразительности речи;
  4. развивать память, мышление, воображение, внимание;
  5. учить правильно оценивать себя и действия окружающих.
  • Средняя группа:
  1. формировать умение выделять признаки предметов;
  2. развивать словарный запас детей;
  3. закреплять знания об окружающем мире;
  4. развивать диалогическую речь;
  5. воспитывать нравственные идеалы.
  • Старшая группа:
  1. расширять представления об окружающем мире;
  2. пополнять и активизировать словарь детей;
  3. формировать интонационную выразительность речи;
  4. продолжать развивать диалогическую речь;
  5. углублять представления о предметах;
  6. развивать творческую самостоятельность;
  7. продолжать формирование нравственных качеств и самооценки.
  • Подготовительная группа:
  1. совершенствовать развитие творческих способностей;
  2. развивать творческую самостоятельность;
  3. продолжать расширять знания детей об окружающей действительности;
  4. совершенствовать умения дошкольников ориентироваться в помещениях детского сада;
  5. продолжать активизировать и уточнять словарь детей, расширять словарный запас;
  6. совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;
  7. воспитывать культуру речевого общения;
  8. закреплять импровизационные навыки;
  9. совершенствовать память, внимание, мышление и др.

Теоретические подходы

Театрализованная игра очень тесно связана с сюжетно-ролевой игрой и является ее разновидностью. Сюжетно-ролевая игра появляется у ребенка примерно в трехлетнем возрасте и достигает расцвета в 5-6 лет, театрализованная игра достигает вершины 6-7 лет.

Театрализованная игра появляется в определенный период и как бы вырастает из сюжетно-ролевой. Это происходит в тот момент, когда в  старшем возрасте дети не удовлетворяются только воспроизведением сюжетов реальных взаимоотношений  взрослых. Детям становится интересно основывать игру на литературных произведениях, раскрывать в ней свои чувства, воплощать мечты, совершать желаемые поступки, разыгрывать фантастические сюжеты, придумывать истории.

Сюжетно-ролевая и театрализованная игры имеют общую структуру (строение). Они включают  замысел, сюжет, содержание, игровую ситуацию, роль, ролевое действие, правила. Творчество проявляется в данных видах игр в том, что дети творчески воспроизводят все, что видят вокруг: ребенок передает свои чувства в изображаемом явлении, творчески претворяет замысел, варьирует свое поведение в роли, по-своему использует предметы и заместители в игре.

              Различие между сюжетно-ролевой и театрализованной играми состоит в том, что в сюжетно-ролевой игре  дети отражают жизненные явления, а в театрализованной берут сюжеты из литературных произведений.

 В сюжетно-ролевой игре нет конечного продукта, результата игры, а в театрализованной может быть такой продукт — поставленный спектакль, инсценировка.

Театрализованные игры как один из видов игры, является эффективным средством социализации дошкольника в обществе в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения.

Театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка, раскрывая его творческие способности, индивидуальность. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию.

Такими условиями являются:

1. Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей.

 2. Создание обстановки, опережающей развитие детей.

 3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до "потолка" своих возможностей.

 4. Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одни делом и т.д.

5. Умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.

 6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству. 

 Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни.

 Нужно исключить из обихода замечания и осуждения. Необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала детей.

Творческие способности развиваются в основном стихийно и в результате, не достигают высокого уровня развития.

 Для исправления этой ситуации можно использовать следующие меры, направленные на эффективное развитие творческих способностей дошкольников:

 1. Введение в программу дошкольного воспитания специальных занятий, направленных на развитие творческого воображения и мышления детей.

 2. Использование театрализованных игр, развивающих творческие способности детей.

3. Управление взрослыми детской театрализованной игрой с целью развития в ней воображения детей.

Театрализованные игры различаются в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности, посредством которых разыгрываются тема, сюжет. В дошкольном образовании выделяют два основных вида игр: режиссерские игры и игры-драматизации.

           Игры, где ребёнок не принимает прямого участия, но создаёт сценические действия и ведёт игрушечного персонажа, действуя за него. Основным средством выразительности здесь выступает интонация. Это режиссёрские игры.

            Основанные на самостоятельных действиях ребёнка, где он играет сам или использует предметы, но основными средствами выразительности при этом являются мимика, пантомимика и жесты. Это игры-драматизации.

  1. Режиссерские игры

-Настольный театр игрушек 

Используются игрушки, поделки, которые устойчиво стоят на столе и не создают помех при передвижении – главное условие.

 -Настольный театр картинок 

Персонажи и декорации - картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрприза, вызывает интерес детей.

 -Стенд-книжка 

Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда-книжки, ведущий демонстрирует различные сюжеты, изображающие события, встречи, действия героев.

-Коврограф (фланелеграф)

Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их ковровая ткань,            которой затянут экран и оборотная сторона картинки с липучкой.

- Теневой театр

Для него необходим экран из полупрозрачной бумаги или тонкой белой ткани, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.

  1. Игры-драматизации

В детском саду выделяют следующие виды таких игр:

- Пальчиковые. В игре участвуют куклы, которые дети надевают на пальцы и управляют ими. По движению сюжета ребёнок действует одним или несколькими персонажами-пальцами, произнося текст. Допускаются свободные действия или за ширмой.

- С куклами бибабо. Действие игры происходит на ширме. Дети надевают на руку куклы и становятся водящими, проговаривая текст за персонажа. На усмотрение воспитателя допускается свободное передвижение дошкольников.

- Импровизация. Этот вид игры-драматизации предполагает использование кукол и самостоятельную игру детей. Главное отличие от других — разработка сюжета по ходу действия.

- Самостоятельная игра. Предполагается, что ребёнок, облачившись по возможности в маску, накидку и т. п., играет за персонажа самостоятельно, без кукол и проч.

Технологическая часть

Театрализованные игры несут в себе большой развивающий потенциал. Их проведение требует от воспитателя особой внимательности.

Соблюдение требований и методик способствует успешной организации игры.

К организации этого вида игровой деятельности предъявляют следующие требования:

  • Содержание и тематика игр должна соответствовать возрасту, нести в себе смысловую (нравственную, ценностную и др.) и эмоциональную нагрузку.
  • Элементы театрализованных игр должны включаться в ежедневные занятия и во вовсе формы педагогического процесса.
  • Дети должны быть максимально активными при подготовке и проведении игр.
  • На всех этапах игровой деятельности поддерживается сотрудничество детей с воспитателем.

Этапы работы с игровым материалом

В педагогической практике принято выделять 3 этапа работы с игровым материалом:

Восприятие материала литературных и фольклорных произведений: происходит знакомство детей с сюжетом сказок, потешками, считалками и др. Воспитатель может рассказывать наизусть или читать готовый текст. Если игра импровизированная, объясняется ситуация, которую дошкольники будут обыгрывать.

  1. Освоение специальных умений и навыков: объяснение воспитателем или знание детьми специфики деятельности театральных специальностей («актёр», «режиссёр», «сценарист», «оформитель» и «костюмер»), умение выполнять их роли.
  2. Самостоятельная творческая деятельность: после знакомства с текстом, разработкой реквизита, происходит переход к игре, где дети действуют самостоятельно, а воспитатель только направляет игру в нужное русло.

Временной план игры

В зависимости от возрастных особенностей дошкольников длительность игры может быть различной:

  • Первая младшая: продолжительность игры не превышает 7 минут. Но если воспитатель планирует проведение серии игр, время увеличивается до 12–15 минут.
  • Вторая младшая группа: обычная игровая деятельность составляет не более 7 минут, серия игр — не более 20.
  • Средняя группа: игры проводятся от 7 до 20 минут.
  • Старшая группа: от 7–10 до 25 минут.
  • Подготовительная группа: от 10 до 25–30 минут.

Таблица: примерный хронометраж игры в разных группах

Этапы

Первая младшая группа

Вторая младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Вводная часть: презентация игры

2–3 минуты

1–3 минуты

1,5–3 минут

2–3 минуты

2–5 минут

Объяснение правил и распределение ролей

2–4 минуты

2–4 минуты

1–3 минуты

1–3 минуты

1–3 минуты

Проведение игры

6–10 минут

6–10 минут

3,5–12 минут

5–15 минут

5–20 минут

Заключение

1–2 минуты

1–2 минуты

1–2 минуты

2–3 минуты

2–3 минуты

Театрализованная деятельность в детском саду может быть организована в утренние и вечерние часы в не регламентируемое время, частично  включена в НОД (музыка, рисование), а так же запланирована регламентировано.

В соответствии со склонностями и интересами детей, в вечернее время может быть организована театральная студия («В гостях у сказки», «Театр-малышам», «Театральный салон»).

РППС является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Причем РППС не только должна обеспечивать совместную театральную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. Поэтому, при проектировании РППС,  обеспечивающей  театральную деятельность детей, следует учитывать:

- индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;

- особенности эмоционально-личностного развития;

- интересы, склонности, предпочтения и потребности;

- любознательность, исследовательский интерес, творческие способности;

- возрастные и гендерные   особенности.

Таким образом, проектирование зоны театрализованной деятельности детей предлагает соблюдение основных принципов построения РППС в группе :

- обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей;

- представление права и свободы выбора;

- создание условий для моделирования, поиска, экспериментирования;

- возрастная адресованность оборудования и материала.

Театрализованная игра  во время НОД.

 Во время НОД  педагог включает театрализованную игру,  как игровой прием и форму обучения детей. Вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Эти игровые приемы, позволяют более доступно объяснить детям тот или иной материал; привлекают своей ненавязчивостью, отсутствием жесткой регламентации деятельности, излишней сухости в изложении материала.

Игровая форма  способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы .

 

Театрализованная игра в совместной  деятельности  детей и взрослых. 

Это совместная деятельность на прогулке, вне НОД. Сюда включаются игровые ситуации прогулок, организация игр в игровых комнатах, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов  в течение дня, игры-рисования на свободную тему, строительные игры с драматизацией.

Театрализованная игра в самостоятельной деятельности детей. 

Известно, что самостоятельная театрализованная  игра дошкольников возникает под воздействием впечатлений, полученных из окружающей среды. Следовательно, для возникновения и развития полноценной игровой деятельности необходимо питать впечатления детей. На самодеятельную игру дошкольников в детском саду влияют два существенных фактора: регламентированные НОД  взрослых с детьми и свободная деятельность детей и взрослых.

В свободной совместной деятельности детей и взрослых наибольшее впечатление оказывают на детей спектакли (кукольные и драматические) в исполнении взрослых и старших детей. Детям хочется еще раз пережить заинтересовавшие их сюжеты, поэтому они обыгрывают их в своей игре, заново проходя по сюжетным линиям, по-своему преобразуя, варьируя и выстраивая их.

На прогулке предоставляются большие возможности для игрового развития детей. Здесь инициатива детей не сковывается регламентирующей обстановкой. Детям предоставлены свобода передвижения, пространство для игр, возможность пользоваться атрибутикой и элементами костюмов. Воспитатель может заинтересовать детей неожиданной игровой ситуацией (волк подглядывает за зайцем из-за куста; кукла Машенька съезжает с горки на саночках; на полянке расположился игрушечный зоопарк), драматизацией эпизодов знакомой сказки. Все это оказывает эмоциональное воздействие на детей и переносится затем в самостоятельные игры.

Педагогическое руководство театрализованной деятельностью в детском саду

Задачи воспитателя:

а)создание условий для театрализованной деятельности

а) воспитания у ребенка основ общей культуры,

 б) приобщения детей к искусству театра,

 в) развития творческой активности и игровых умений детей.

Задачи педагога при организации театрализованной деятельности дошкольников с использованием русских сказок.

II младшая группа

Учить инсценировать с помощью воспитателя знакомые сказки, народные песенки, потешки, небольшие занимательные сценки. Используя игрушки, плоскостные фигурки, пальчиковый театр, коврограф.

Учить изображать описанную в художественном тексте ситуацию.

Развивать интерес к различным видам театральной деятельности.

Средняя группа

Развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

Учить разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя при этом выразительные средства (интонацию, мимику, жест). Учить, модулируя голосом, говорить тихо, громко, грубо, передавать интонацией удивление, радость, печаль, страх. Учить детей сочетать в роли движение и слово. Формировать у детей желание принимать участие в играх-драматизациях, в театрализованных спектаклях (в массовых сценах) театральной студии. Знакомить детей с театром, с театральной ширмой.

Развивать чувство партнерства.

Старшая группа

Продолжать обогащать впечатлениями детей, развивать их игровые навыки.

Развивать инициативу и самостоятельность детей в разыгрывании сценок по знакомым сказкам, стихотворениям, песенкам.

Придумывать и разыгрывать сказки, вводя в знакомый сюжет новых героев.

Продолжать развивать чувство партнерства, используя занятия по художественно-речевой деятельности, хореографии.

Принимать участие в работе театральной студии, исполнять главные роли.

Подготовительная группа

Совершенствовать эстетическое восприятие, эмоциональную отзывчивость, пластику движений, выразительность речи, художественно-творческие способности, совершенствовать самостоятельность в организации театрализованных игр.

Побуждать детей принимать участие в многоплановых спектаклях театра-студии (,драматических спектаклях, этюдах).

Проводить предварительную работу над спектаклем через все виды детской деятельности.

В ДОУ незаменимую роль выполняют так называемые «Уголки сказки». Это некое пространство, которое организовано взрослыми по задумке детей. Здесь собраны самые разные предметы, которые могут превратиться в волшебный поезд или межзвездный корабль. Здесь можно не только придумать, но и сыграть любую только что придуманную историю.

Технология внедрения театрализации в практику

работы с дошкольниками

Организация театрализованной деятельности в детском саду.

Должно быть в группе:

Младшая группа:

1.Ширма настольная

2.Объёмные игрушки

3.Плоскостной театр

4.Театр на коврограф

5.Игровое поле для режиссёрской игры (50 х 70 см)

Средняя группа:

 Добавляется:

6.БИ-БА-БО – показ на столе, рука стоит на локте
7.Пальчиковый театр

8.Перчаточный театр

9.Театр варежек.

Старшая и подготовительная группы:

Добавляется:

10.Теневой театр

11.Меатр марионеток

12.Кукла «Живая рука»

Требование к оборудованию: Одно литературное произведение должно быть представлено в  1 -2 видах театра.

Младшая группа

Представить и изобразить, как спит котенок, утенок, петушок; представить как они просыпаются, пьют водичку или молочко; попросить в образе котенка, цыпленка, лисички поесть; представить и показать как умывается кошка.

Средняя группа

Передать интонацией, позой, что зайчик плачет, радуется, возмущается, изобразить, как летят, машут крылышками и приземляются жук, птичка; представить как котенок, утенок, медвежонок переходят по камешкам через ручей, как ходят вперевалочку утята, как тяжело, неуклюже передвигается медведь после зимней спячки. Как бежит по лесу хитрая лиса. Представить себя кем-нибудь и рассказать о себе, выбрать и представить какое-нибудь животное. Остальные должны догадаться, кого ребенок изображает.

Старшая группа

Мимические этюды: один ребенок рассказывает, другой показывает с помощью мимики и жестов, то, о чем говорится; произнести фразу, например, изображение нескольких героев: щенка и кошку, воробья и бабочку, пройдись как старая бабушка, царевна, упражнения с воображаемыми предметами, типа представь себе мяч, возьми его;

придумывание загадок такого типа: показать своего героя в движении сначала без слов, потом со словами, а все должны отгадать, кто это был (зайчик с морковкой);

придумать и рассказать новую сказку про каких-нибудь знакомых героев; придумать действие к песенкам; придумать движение вальса; фигуры к танцу польки.

Подготовительная группа

-Исполнить песенку будучи злым, или добрым героем; произнести фразу возмущенно, удивленно, тихо, громко и грустно; передать позой, что в данный момент делает герой или что с ним произошло;

-сочинить песенку для Машеньки. Представить и изобразить, как она идет по лесу, что при этом делает (нюхает цветы); сравнить волка по разным сказкам (петушка, зайца, лису, медведя).

Иной способ сочинения сказок предлагает итальянский писатель Джанни Родари.

Будучи сам замечательным фантазером и выдумщиком, Родари решил предложить обучиться этому и детям.

Дж. Родари предлагает несколько способов обновления сказки:

– «перевирание» сказок (пародия на уже знакомую сказку),

– сказки в «заданном ключе»,

– «салат» из сказок (соединение различных персонажей в одной сказке),

– сказки «наизнанку» (получение нового из старого путем извлечения сюжета и героев),

– «а что было потом?» (продолжение сказок после окончания).

Рассмотрим эти способы подробнее.

1. «Перевирание» сказки.

Предложите детям вспомнить любую сказку и придумать в ней иную сюжетную линию с этими же героями или добавить хотя бы один новый персонаж.

2. Сказка в «заданном ключе».

Такая форма фантазирования особенно уместна на занятиях по экологическому воспитанию  в старших группах ДОУ. Здесь взрослый сам придумывает тему и предлагает ее детям для обсуждения.

– Лесовичок объявляет общий сбор лесных жителей – зверей, птиц, насекомых, приглашает Бабу-Ягу, Русалку, Лешего, Кикимору – для решения важной проблемы по сохранению редких видов растений и животных, занесенных в «Красную книгу».

– Дед, бабка, внучка, собака, кошка, мышка (рус. нар. сказка «Репка») переносятся в другие обстоятельства. Например, объединяются в общество охраны окружающей среды, очищают ручей от загрязнения, помогают горе-туристам найти дорогу домой.

3. «Салат» из сказок.

Собрав героев различных сказок можно придумать новую версию.

– Новые приключения Маши и Медведя, в которых
участвуют два молодца из волшебного кольца.

– Кот, петух и Жихарка помогают сестрице Аленушке спасти братца Иванушку.

– Двое из ларца стали путешественниками и побывали на Луне с бароном Соловьем Разбойником, потом победили Змея Горыныча и добыли Жар-птицу из волшебного сада.

4. Сказки «наизнанку».

Это знакомые сказки «наоборот»: добрые персонажи становятся злыми, а злые – добрыми. В связи с этим возникают новые повороты сюжета. Подобная работа по плечу детям среднего и старшего возраста, обладающим чувством юмора. Так, например, можно взять сказку «Три поросенка» и «вывернуть ее наизнанку»: Волка сделать добрым, а поросят – злыми.

5. «А что было потом».

Все дети помнят полюбившиеся сказки от начала до конца и не любят менять в них ни одного слова. Но все-таки иногда находится пара любопытных ребятишек, которые задают вопрос: «А что было потом?»

Что произошло с героями, когда все так хорошо устроилось? Предложите детям придумать продолжение известных сказок. Например, что стал делать Емеля, став царем; вырос ли мальчик-с-пальчик...

Варианты придумывания сказочных историй могут быть самые разные. Особо интересны постановки спектаклей по придуманным сказкам, в которые дети вовлекаются с еще большим желанием.

Выводы

Включить малышей в театральную деятельность несложно. Дети очень любят наряжаться, изображать каких-то героев. Любая сюжетно-ролевая игра — это, по сути, спектакль, просто он проходит обыденно, не на показ, не для зрителей. Мы заметили, что любая задача любого занятия решается детьми легче, проще и быстрее, если они ее обыгрывают. Поэтому театрализованная деятельность стала значительным помощником для нас при подготовке и проведении занятий.

Очевидно, что в будущем не каждый ребёнок станет актёром. Но в любом деле ему помогут творческая активность и развитое воображение, которые не возникают сами по себе, а их необходимо развивать.

Таким образом, занятия театральной деятельностью с детьми не только развивают психические функции личности ребенка, художественные способности, но и общечеловеческую универсальную способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области. К тому же для ребенка театрализованное представление - это хорошая возможность хотя бы ненадолго стать героем, поверить в себя и в свои возможности.

Методическая литература

Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников (игры, упражнения, конспекты занятий). М.: Т.Ц. Сфера, 2001, 2002

Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М.: Просвещение, 1991.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Авторская картотека Новак Е. В. Здесь представлен широкий список театрализованных игр, поделённых в соответствии с возрастными особенностями дошкольников на группы.

Авторская картотека Михайловой М. В. Автор собрал и обобщил игровой материал для детей младшего дошкольного возраста. Для каждой игры приведены конкретные цели и задачи.

Авторская картотека Мартиной В. М. Материал содержит около 50 игр. Подборка ориентирована на детей средней группы детского сада с обоснованием игровых целей.

Приложение

У каждого воспитателя есть свои наборы игрового материала, накопленные и разработанные за годы работы с детьми. На своём начальном этапе я обращаюсь к готовым картотекам.

Вот примеры игр для разных возрастов.

Первая младшая группа

«Зверята»        

Цель: Формировать навыки звукоподражания.

Оборудование: Шапочки с изображениями зверей.        

Ход игры: В начале игры воспитатель раздаёт детям шапочки и объясняет детям, что будет читать стихотворение о животных, а те, на ком надета подходящая шапочка, изображают как эти животные разговаривают.

Любопытные ребятки.

Мама спросит: «Где же вы?»

Цыплята скажут: «Пи-пи-пи!»

Курочка-хохлатушка по двору гуляла,

Деток созывала: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко,

Не ходите далеко!»

Ходит по двору петух,

Аж захватывает дух.

Как увидит он зерно,

Закричит: «Ку-ка-ре-ку!»

Вышел котик погулять,

Решил цыплёнка напугать.

Стал подкрадываться сразу

И мяукнул громко: «Мяу!»

Ловко прыгает лягушка,

У ней толстенькое брюшко,

Выпученные глаза,

Говорит она: «Ква-ква!»

«Движения»

Цель: Формировать умение создавать пластический образ; развивать воображение и двигательный аппарат.

Оборудование: нет

Ход игры: Воспитатель называет действия, изображает их, а дети за ним повторяют. Действия могут быть различными:

-Котята отдыхают — создание конкретного образа отдыхающих котят — расслабление всего тела.

-Полетели птички — движения, имитирующие взмахивания крыльев при полёте птиц.

-Как ходят медведи — образ шагающего тяжёлыми шагами медведя.

-Как скачет лошадка — создание конкретного образа скачущей лошадки.

-Идёт лисичка — образ двигающейся хитрой лисички, виляющей хвостом.

-Зайка испугался — образ испуганного присевшего зайчика, пригнувший ушки к головке.

-Как скачут зайчики — образ прыгающего зайчика с поднятыми и прижатыми к груди лапками.

«Прятки»

Цель: Развивать навыки звукоподражания.

Оборудование: Плоскостной настольный домик с большим окном, медвежонок или другие сюжетные игрушки.

Ход игры: Дети сидят за столом. Перед ними воспитатель ставит домик, в окно которого выглядывает медвежонок.
В.: Ой, чья это мордочка показалась в окошке?
Дошкольники говорят, что это мишка. Воспитатель «выводит» его на «улицу» и обращает внимание на звуки, которые животное издаёт (урчание), а затем просит их повторить. Вдруг все видят, что мишка прячется за домиком.
В.:

Мишка, Мишка-шалунишка!
Где ты? Где ты? Отзовись!
Мишка, Мишка-шалунишка!
Где ты? Где ты? Покажись!

Мишка снова «смотрит» в окно, качает головой и урчит, а дети повторяют за ним. Игра повторяется по желанию детей.

«Забыла девочка котёнка покормить…»

Цель: Развивать умение сопоставлять себя с персонажем; формировать навыки подражания.

Оборудование: нет

Ход игры: Детям предлагается предложить свои варианты и показать, как котёнок просит кушать. В качестве персонажей можно использовать других животных в различных ситуациях

Вторая младшая группа

«Воображариум»

Цель: Формировать навыки работы с воображаемыми предметами; воспитывать гуманное отношение к животным.

Оборудование: нет

Ход игры: Дети располагаются по кругу. Воспитатель кладёт ладони перед собой и говорит: «Ребята, посмотрите, у меня в руках щенок. Он совсем маленький, слабый и беспомощный. Я дам вам его подержать, а вы его погладьте и приласкайте, но очень осторожно и скажите ему добрые слова».
Далее «щенок» передаётся детям. Задавая вопросы, воспитатель подводит детей к тому, как им выполнить его просьбу (как погладить, что сказать).

«Вежливость»

Цель: Развивать коммуникативные навыки; формировать понятие о вежливости и этикете.

Оборудование: Куклы бибабо или любые другие игрушки

Ход игры: Воспитатель предлагает представить следующие ситуации:

Куклы встречаются и здороваются, спрашивают друг друга о здоровье, прощаются.

Одна кукла нечаянно толкнула другую. Надо попросить прощения и, соответственно, извинить.

Кукла празднует день рождения. К ней приходят её друзья и поздравляют с днём рождения и дарят подарки; кукла благодарит за поздравление и приглашает к столу. Один из гостей опоздал: попросить прощения за опоздание. Один из гостей нечаянно разлил на скатерть компот: разыграть действия хозяев и провинившегося.

«Игра с пальчиками»

Цель: Познакомить с элементами режиссёрской игры; развивать умение сочетать слова с движениями.

Оборудование: Куклы пальчикового театра.

Ход игры: Ребёнку на пальцы надевают головки мальчиков и девочек или зверей (на усмотрение и фантазию воспитателя). Затем воспитатель берёт его руку, играет с его пальчиками и приговаривает:

Пальчик-мальчик,
Где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песню пел.
Этот пальчик — дедка,
Этот пальчик — бабка,
Этот пальчик — папенька,
Этот пальчик — маменька,
Этот — наш малыш,
Зовут его… (называется имя ребёнка).

Средняя группа

«Мокрые котята»

Цель: Развивать координацию движений.

Оборудование: нет.

Ход игры: Дети передвигаются по залу, изображая котят, мягкими пружинящими шагами. Когда воспитатель произносит «Дождь!», все садятся на корточки и сжимаются в комок, при этом напрягая мышцы. После фразы «Солнышко!» «котята» встают и стряхивают «воду» с каждой части тела.

«Игры на пальцах»

Цель: Способствовать развитию мелкой моторики пальцев.

Оборудование: нет.

Ход игры: Воспитатель предлагает представить, что все пальцы — это братья, а затем вместе с детьми произносит стишок и показывает движения кукол на пальцах:

Пошли два братца вместе прогуляться.
А за ними ещё два братца.
Ну а старший — не гулял, очень громко их позвал.
Он за стол их посадил, вкусной кашей накормил.

Все кладут ладонь на стол. Прямые пальцы соединяют. Затем в стороны отодвигают поочерёдно 2 пары пальцев: сначала мизинец и безымянный, затем — средний и указательный. Большой палец «зовёт» братьев и «кормит» их кашей. После игры можно задать вопросы типа «Любите ли вы кашу? Какую?» и др.

«Цветок»

Цель: Развивать координацию движений;

формировать простейшие образно-выразительные умения.

Оборудование: нет.

Ход игры: Детям предлагают представить себя в роли цветка.
В.: Ласковый и тёплый солнечный лучик упал на землю и согрел семечко, из которого проклюнулся росток.
Затем из ростка вырос красивый цветок. Он нежится на солнце, подставляя теплу и свету каждый лепесток и поворачивая головку вслед за солнцем.
В этот момент дети выполняют следующие движения:

  1. Сесть на корточки, голову и руки опустить.
  2. Поднять голову, распрямить корпус, руки поднять в стороны, затем вверх — цветок расцвёл.
  3. Голову слегка откинуть назад, медленно поворачивать её вслед за солнцем.
  4. Мимика: глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены.

«Кошки-мышки»

Цель: Учить обыгрыванию литературного текста;

способствовать саморазвитию в создании образа.

Оборудование: нет.

Ход игры: Игра проводится с помощью рук. Воспитатель произносит стихотворение и показывает движения, дети повторяют:

Эта ручка — Мышка,
Эта ручка — Кошка.
В кошки-мышки поиграть
Можем мы немножко.
Мышка лапками скребёт,
Мышка корочку грызёт.
Кошка это слышит
И крадётся к Мыши.
Мышка, цапнув Кошку,
Убегает в норку.
Кошка все сидит и ждёт:
«Что же Мышка не идёт?».

«Больница»

Цель: Вызвать интерес к профессиям врача и медсестры;

воспитывать отзывчивость и культуру общения

Оборудование: халаты, шапки, карандаши и бумага для рецептов, фонендоскоп, градусник, вата, бинт, пинцет, ножницы, шприц и т.д.

Ход игры: Детям предлагается представить и изобразить следующие ситуации:

1. Больной поступает в приёмный покой.

2. Медсестра регистрирует его, проводит в палату.

3. Врач осматривает больных, внимательно выслушивает их жалобы, задаёт вопросы, прослушивает фонендоскопом, измеряет давление, смотрит горло, делает назначение.

4. Медсестра выдаёт лекарства больным, измеряет температуру, в процедурном кабинете делает уколы, перевязки, обрабатывает раны и т. д.

5.Санитарка убирает в палате, меняет белье.

Больных посещают родные, друзья.

«Лисичка»

Цель: Развивать координацию движений и пантомимику.

Оборудование: нет.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям по ходу стихотворения изображать характерные движения, голос и мимику лисы, побуждая изобразить наиболее похожий образ:

Ступает мягко, хитрее всех,
Пушистый хвост, рыжий мех!
Голосом ласковым говорит она.
Что за красавица эта лиса!

Старшая и подготовительная группа

«Муравьи»

Цель: Развивать умение ориентироваться в пространстве и двигаться в разных темпах;

тренировать внимание..

Оборудование: нет

Ход игры: Детям предлагается представить себя в муравейнике, где у каждого есть своя роль. При этом «муравьи» двигаются в хаотичном порядке, но не должны сталкиваться друг с другом. Как только они слышат хлопок, начинают двигаться в другую сторону, не задевая соседа и стараясь заполнить всё пространство.

«Вкусные слова»

Цель: Пополнять словарный запас; воспитывать культуру общения; формировать коммуникативные навыки.

Оборудование: нет

Ход игры: Дети сидят в кругу, педагог протягивает ладонь с воображаемым угощеньем (печенье, шоколадка и т. п.), называет его и предлагает попробовать. Ребёнок благодарит и «съедает». Затем кладёт на свою ладонь другое воображаемое угощенье и предлагает соседу. Действия повторяются по кругу.

«Мишка»

Цель: Развивать фантазию и умение перевоплощаться в персонажа.

Оборудование: нет

Ход игры: Дети выбирают тех, кто будет играть роли медведя и пчёл. Затем воспитатель читает стихотворение, а дети выполняют движения:

Косолапые ноги,
Зиму спит в берлоге,
Догадайся и ответь,
Кто же это спит? (Медведь).
Вот он Мишенька-медведь,
По лесу он ходит.
Находит в дуплах мёд,
И в рот себе кладёт.
Облизывает лапу,
Сластёна косолапый.
А пчёлы налетают,
Медведя прогоняют.
А пчёлы жалят Мишку:
«Не ешь наш мёд, воришка!»
Бредёт лесной дорогой
Медведь к себе в берлогу,
Ложится, засыпает,
И пчёлок вспоминает.

Затем персонажи меняются ролями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Технология развивающего оздоровления"

Представлена система работы по использованию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе группы...

"Технологии развивающего обучения, которые научат дошкольников самостоятельности"

Обучение детей дошкольного возраста бывает двух типов. Первый тип – традиционное обучение, когда мы учим детей что-то делать по образцу. Второй тип – развивающее обучение. Работать с детьм...