Проблема графических упражнений как средство подготовки руки к письму у старших дошкольников
статья (старшая, подготовительная группа)

Наталья Александровна Алексеева

Проблема графических упражнений как средство подготовки руки к письму у  старших дошкольников.

 Значение графических упражнений в подготовке руки к письму.

Графические упражнения – это упражнения, которые выполняются обычно одновременно с письменными упражнениями и решают единые учебные задачи, применение их помогает детям воспринимать, осмысливать и запоминать учебный материал.

Выполняются на нелинованной бумаге и способствуют подготовке руки к письму. Развитие мелкой моторики определяется не только четкостью и красотой изображения линий, но и легкостью и свободой: движения руки не должны быть скованными, напряженными. Правильно соблюдать графические пропорции, писать плавно и симметрично важно для выработки красивого и четкого почерка. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. При прочерчивании прямых линий хорошо видна четкость почерка и уверенность движения руки. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно при формировании почерка. Умение писать с наклоном сверху вниз и снизу вверх необходимо при формировании почерка. Развитию точности движений, вниманию и контролю за собственными действиями также способствуют графические упражнения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблема графических упражнений как средство подготовки руки к письму у  старших дошкольников.

 Значение графических упражнений в подготовке руки к письму.

Графические упражнения – это упражнения, которые выполняются обычно одновременно с письменными упражнениями и решают единые учебные задачи, применение их помогает детям воспринимать, осмысливать и запоминать учебный материал.

Выполняются на нелинованной бумаге и способствуют подготовке руки к письму. Развитие мелкой моторики определяется не только четкостью и красотой изображения линий, но и легкостью и свободой: движения руки не должны быть скованными, напряженными. Правильно соблюдать графические пропорции, писать плавно и симметрично важно для выработки красивого и четкого почерка. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. При прочерчивании прямых линий хорошо видна четкость почерка и уверенность движения руки. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно при формировании почерка. Умение писать с наклоном сверху вниз и снизу вверх необходимо при формировании почерка. Развитию точности движений, вниманию и контролю за собственными действиями также способствуют графические упражнения.

Штриховка - одно из важнейших упражнений. Овладевая механизмом письма, дети вырабатывают такую уверенность штриха, что когда они приступят к письму в тетрадях, у них это будет получаться как у человека, много писавшего.

Существуют следующие правила штриховки:

  • Штриховать только в заданном направлении.
  • Не выходить за контуры фигуры.
  • Соблюдать параллельность линий.
  • Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см.

Выполняя различные упражнения по подготовке к письму, ребенок и обучающий должны постоянно помнить и соблюдать гигиенические правила письма, доводя их выполнение до автоматизма. Соблюдение гигиенических правил поможет ребенку в дальнейшем преодолеть трудности технической стороны письма.

Письмо - сложный координационный навык, требующий слаженной работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма - длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям дается легко. Подготовка к письму - один из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. Это связано с психофизиологическими особенностями 5-6 летнего ребенка, с одной стороны, и с сами процессом письма, с другой стороны.

 Согласно данным психологов и физиологов у детей данного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов, находятся на разной стадии развития, на самых начальных ступенях обучения письму дети не видят в буквах элементов. Они не могут выделить их из целой буквы, да и конфигурацию буквы воспринимают не полностью, не замечая малых изменений элементов ее структуры.

Психологи отмечают, что у детей 5-6 лет недостаточно сформирована способность к оценке пространственных различий, от которых зависят полнота и точность восприятия и воспроизведения форм букв. Кроме того, дети с трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках, как правая и левая сторона, верх - низ, ближе - дальше, под - над, около - внутри и т.д.

Сам процесс письма является чрезвычайно трудным, требующим непрерывного напряжения и контроля. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических правил письма; графические навыки: правильное изображение букв, соблюдение при письме слов одинакового размера букв и их расположения на рабочей строке и т.д.; орфографические навыки: обозначение звуков соответствующими буквами, соблюдение собственно орфографических правил.

Таким образом, процесс письма требует от ребенка не только физических, интеллектуальных, но и эмоциональных усилий. Всякого рода перегрузки и связанные с ними переутомления самым негативным образом сказываются на овладении графическими навыками и, более того, на развитии детского организма. Поэтому в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Основное внимание педагога должно быть обращено на формирование правильной позы при письме: детей учат сидеть, держать ручку, располагать необходимые предметы на парте, самостоятельно работать. Также родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Успешность работы по формированию двигательных навыков зависит от ее систематичности и регулярности. Занятия по подготовке руки к письму проводятся 2 раза в неделю, продолжительность занятия - 30 мин. для детей 5 - 7 лет. Задания должны приносить ребенку радость, нельзя допускать скуки и переутомления.

 Обучение письму.

Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умение держать карандаш и ручку при письме и рисовании. Подготовительные упражнения для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев: обводка и штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки, вырезание ножницами, овладение строчкой, подготовка к письму элементов букв.

Письмо элементов букв: прямой наклонной короткой палочки, прямой наклонной длинной палочки, палочки с закруглением внизу, длинной палочки с петлей, палочки с закруглением вверху и внизу, полуовала и овала.

К концу учебного года дети старшего дошкольного возраста должны:

- знать и соблюдать гигиенические правила письма (посадка, положение рук при письме, положение ручки, тетради);

- ориентироваться в тетради, на строке, на странице;

- выполнять штриховку, соблюдая правила штриховки;

- уверенно пользоваться ножницами;

- изготавливать простые фигурки из бумаги путем складывания.

Вырезывание ножницами.

Педагог уделяет особое внимание усвоению основных приемов вырезания - навыкам резания по прямой, умению вырезывать различные формы (прямоугольные, овальные, круглые). Задача состоит в том, чтобы подвести детей к обобщенному пониманию способов вырезывания любых предметов. При объяснении задания необходимо учить детей не только пассивно усваивать процесс вырезывания, но и побуждать их давать словесную характеристику движениям рук педагога при показе способов вырезывания. Получая симметричные формы при сгибании бумаги, сложенной гармошкой, дети должны усвоить, что они вырезывают не целую форму а ее половину.

Старшие дошкольники начинают овладевать без предварительной прорисовки, подготовки линии контура навыками силуэтного вырезывания. Обучая силуэтному вырезыванию, успешно используется прием обведения контура предмета в воздухе. Развитию умения "видеть" предмет в воздухе способствуют систематически проводимые игры "Угадай, что рисую?", "Загадай, я отгадаю" (дети или педагог очерчивают в воздухе предмет, отгадывают). Прежде чем приступить к вырезыванию силуэта, следует продумать, откуда, с какого угла, в какую сторону листа, направить ножницы, т.е. учиться планировать предстоящее действие.

Умение уверенно пользоваться ножницами играет особую роль в развитии ручной умелости. Для дошкольников это трудно, требует скоординированности движений. Симметричное вырезывание, вырезание различных фигурок из старых открыток, журналов - полезное и увлекательное занятие для будущих первоклассников.

Существуют различные условия для развития мелких мышц пальцев рук у детей старшего дошкольного возраста. Важным условием полноценного овладения учебными навыками, в том числе письмом, являются достаточное развитие моторного и сенсорного компонентов двигательного анализатора и готовность руки как непосредственного орудия графической деятельности к выполнению точных и сложных движений.

Готовность руки во многом определяется индивидуальными особенностями моторного развития детей и такими физиологическими показателями, как развитие нервной регуляции движений, мелких мышц руки, степень окостенения запястья и фаланг пальцев. При овладении навыком письма немаловажную роль играет и организация предшествующей деятельности детей (изобразительной, продуктивной, бытовой, игровой), прямо или опосредованно влияющей на развитие функций руки.

Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кисти рук детей, поступивших в первый класс, обычно приводит учителя к неутешительному выводу о том, что у большинства из них движения недостаточно целенаправленны и точны, плохо подчиняются задачам деятельности. Особенно это относится к использованию ручки и карандаша в качестве графических инструментов, что требует специальных сложно координированных движений ведущей руки. Обращает также на себя внимание и тот факт, что недостаточность развития мелких мышц рук часто наблюдается на фоне внешне благополучного состояния общей моторики.

В работе с этими детьми педагогу надо реализовать специальную программу, направленную на развитие ручной умелости и совершенствование тонких и сложно координированных движений всех звеньев руки-плеча, предплечья и особенно кистей и пальцев рук.

Опыт Монтессори по подготовке детей к обучению письму.

Мария Монтессори, работая в доме ребёнка, проанализировала имеющиеся методики первоначального обучения письму и на основе опыта как с умственно отсталыми, так и с нормально развитыми детьми дошкольного возраста пришла к выводу, что подготовка к письму по средством многократного написание палочек не эффективно. Она разработала собственную методику подготовки детей к овладению графикой письма, основанную на формировании «мускульного» образа буквы, т.е. выработки у ребёнка навыка производить двигательные действия, соответствующие написанию рукописной буквы.

В своей книге «Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Доме ребёнка» она писала о том, что прежде чем учить ребёнка писать, обычно считают нужным научить его сначала писать палочки. Это убеждение очень распространено и упорно, хотя буквы алфавита все закруглены, и потому более чем нелогично начинать обучение письму с палочек и острых углов. Необходимо облегчить детям работу, избавить их от всяких не нужных усилий при обучении письму.

Необходимо подготовить движения, выработать механизм путём часто повторяющихся упражнений, упражнения эти должны подготавливать к работе. После этих упражнений можно перейти к самой работе, и ребёнок в состоянии будет сразу выполнить её.

Сначала Монтессори учила детей ощупывать контуры плоских геометрических фигур, затем ощупывать контуры букв алфавита. Когда дети делали все характерные для письма движения, ощупывая буквы руками, они механически упражняли свои психомоторные пути и закрепляли мускульное воспоминание для каждой буквы. Оставалось ещё подготовить мускульный механизм, необходимый для того, чтобы держать и водить пером по бумаге. Для этого она первое упражнение несколько видоизменила: ребёнок уже ощупывая букву не одним указательным пальцем правой руки, а двумя – указательным и средним и обводил буквы деревянной палочкой, которую держал как перо при письме.

Для того чтобы дети смогли ощупывать буквы, мне пришло в голову вырезать их из наждачной бумаги и наклеить на гладкий картон; эти буквы , таким образом, напоминали предметы, применявшиеся у нас при упражнениях в тактильном чувстве.

Только сделав эти простые вещи, она поняла, насколько они полезнее и лучше тех превосходных букв какие были в школе для отсталых.

 Монтессори видела, что наждачные буквы дают руководство пальцам что теперь не только зрение, но и осязание прямо участвуют в изучении движений письма при абсолютной точности контроле.

Менее чем через полтора месяца после первых подготовительных упражнений двое детей из «Дома ребёнка» (4-ёх лет) написали каждый от имени своих товарищей по поздравительному письму инженеру Эдуардо Талломо. Письма эти были написаны каллиграфически без единой кляксы или подчистки на изящной почтовой бумаги; казалось, что это писали не четырёхлетние дети, а ученики третьего приготовительного класса».

Описанный Марией Монтесори опыт поражает и ещё раз показывает насколько важна правильная подготовительная работа для обучения детей красивому письму. Остается только сожалеть, что методика, дающая столь блестящие результаты, почти не используется в современной практики дошкольного воспитания.

Методика работы с детьми по развитию мелкой моторики пальцев рук

Работу по тренировке пальцев рук можно начинать с детьми в возрасте 6 - 7 месяцев. В этот период полезно делать массаж кистей рук - поглаживать их, слегка надавливая, в направлении от кончиков пальцев к запястью, затем проделывать движения пальцами ребенка - взрослый берет каждый пальчик ребенка в свои пальцы, сгибает и разгибает его. Делать так надо 2 -3 минуты ежедневно.

С десятимесячного возраста следует начинать уже активную тренировку пальцев ребенка. Приемы могут быть самыми разнообразными, важно, чтобы вовлекалось в движение больше пальцев и чтобы эти движения были достаточно энергичными. Наблюдения показали, что очень эффективными оказываются наиболее простые приемы. Например, можно давать малышам катать шарики из пластилина (при этом участвуют все пальцы и требуется значительное усилие), рвать на мелкие куски любую бумагу - малыши делают это с удовольствием по несколько минут; здесь также участвуют почти все пальцы, и движения энергичны.

Можно давать детям перебирать крупные деревянные бусы, складывать деревянные пирамидки, играть во вкладыши. (Вкладыши - полые кубики разной величины, которые можно вкладывать один в другой.) Нанизывание колец пирамидок - также хорошая тренировка, но при этом движения совершаются с меньшими усилиями и осуществляются двумя - тремя пальцами.

Начиная с полутора лет детям даются более сложные задания, специально направленные на развитие тонких движений пальцев (здесь уже не так существенны силовые отношения). Это застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка.

Могут быть изготовлены игрушки такого типа: бабочка или птица из однотонной толстой ткани с пришитыми яркими большими пуговицами, на которые пристегивается такая же бабочка или птица из другой ткани, - получается, например, синяя бабочка с красными кругами (пуговицами) на крыльях.

Шнуровке удобнее обучать, используя два листа плотного картона с двумя рядами дырочек; ребенку дают ботиночный шнурок с металлическими наконечниками и показывают, как шнуровать. Картон должен быть укреплен так, чтобы малышу было удобно манипулировать шнурком.

Можно также использовать следующие виды деятельности:

  • наборы пористых губок (для тренировки мускулатуры кисти руки);
  • наборы колец разной величины для нанизывания их на стержень;
  • цветные клубочки ниток для перематывания;
  • деревянные игрушки (собрать матрешку, сложить из кубиков поезд, стульчик, домик и т. п.);
  • мозаика по возрастающей сложности;
  • нанизывание бус, бисера, пуговиц;
  • наборы веревочек различной толщины для завязывания и развязывания узелков;
  • наборы мелких игрушек для развития тактильного восприятия (узнавание предметов на ощупь);
  • дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания узоров из мелких камешков, круп;
  • вязание, шитье, вышивание;
  • пластмассовые или деревянные палочки для выкладывания узоров по образцу;
  • лепка из глины или пластилина ;
  • игра "Театр пальчиков"
  • рисование пальцами рук, ладонями;
  • изготовление поделок из бумаги (оригами)

Ребенку можно предложить поставить сказку о животных:

Крокодил. Указательный палец и мизинец согнуть и оттянуть назад (глаза). Средний и безымянный пальцы вытянуть вперед. Прямой большой палец прижать к ним снизу, образуя пасть крокодила.

Курочка. Соединить концы большого и указательного пальцев (клюв). На клюв веерообразно накладываются друг на дружку остальные пальцы - это гребешок.

Петушок. Клюв, как у курочки, но полусогнутые пальцы не касаются друг друга (гребешок). Гребешок колышется при движении петушка.

Сова. Большой палец и мизинец отведены в сторону (крылья совы), они могут двигаться при полете. Оставшиеся три пальца согнуты так, что подушечки прижаты к основанию пальцев (голова).

Мышка. Указательный палец и мизинец согнуть, оттянуть назад, подушечки прижать к основанию пальцев (уши). Большой палец прижать к ладони, на него наложить средний и безымянный. Концы пальцев держать на весу, не прижимая к большому пальцу, - это мордочка мышки, которая при диалогах шевелится.

Лягушка. Указательный палец и мизинец согнуть, оттянуть назад (глаза). Безымянный и средний согнуть, прижать к середине ладони. Большой палец горизонтально приложить к ногтям среднего и безымянного пальца (рот).

Лошадка. Повернуть руку ладонью к себе, большой палец поднять вверх. На ребро этой ладони сверху положить согнутые четыре пальца другой руки (грива). Два больших пальца подняты вверх (уши). Лошадь может потряхивать гривой, шевелить ушами, открывать и закрывать рот.

Очень хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают народные игры с пальчиками. Наиболее распространенной игрой для детей раннего возраста является игра " Сорока - Белобока ":

Сорока - Белобока Взрослый чертит пальцем круги по ладони

Кашку варила ребенка, слегка щекочет ее.

Детей кормила:

Этому дала, Загибает мизинец ребенка.

Этому дала, Загибает безымянный палец.

Этому дала, Загибает средний палец.

Этому дала, Загибает указательный палец.

А этому не дала - Вертит большой палец.

Зачем дров не рубил?

Воды не носил?

Знай наперед: Взрослый поглаживает запястье ребенка.

Здесь водичка - холодненька,

Здесь - тепленька, Поглаживает сгиб локтя.

Здесь - горяченька, Поглаживает плечо.

А здесь - кипяток, кипяток! Взрослый щекочет ребенка.

Народные игры мудры - они вбирают в себя именно то, что так необходимо ребенку - близость взрослого (мамы), простейший стишок, легкий массаж, гимнастика пальчиков - отличный стимул для развивающейся речи.

В двадцатые годы русский этнограф М. С. Андреев, путешествуя по разным странам, писал, что младенческие игры-потешки, очень похожие на русскую " Сороку - Белобоку ", встречаются у многих других народов. Например, в Ташкентском уезде у киргизов-казаков взрослый крутит пальцем по ладони малыша, приговаривая:

Большой палец; Средний тополь;

Утка с утятами; Струя воды;

Маленький ребенок.

Потом трогает ладонь: "Здесь масло", запястье: "Здесь сыр", предплечье: "Здесь сласти", сгиб локтя: "Здесь рисовая шелуха". Затем щекотит ребенка под мышкой, приговаривая: "Кытик, кытик, кытик!"

У жителей верховьев Аму-Дарьи, рушанцев, взрослый кружит пальцем по детской ладошке со словами: "Здесь зелень, родник, здесь куропатки воду пьют (перебирает пальчики):

Этот варит,

Этот огонь разводит,

Этот воду носит,

Этот еду раздает,

Другие едят, а этому не дают.

Фырр... Полетели на отверстие в крыше!"

Как косолапый мишка.

Один шажок... другой шажок...

И пощекочем под мышкой!

У немцев тоже есть подобная игра: четыре трудолюбивых пальца собирают сливы и относят их домой, а маленький жулик мизинчик все подъедает. Разные народы, разные игры, разные тексты, но везде игра обращена к годовалому ребенку и везде повторяются одни и те же "магические" движения:

  • круги пальцем по ладони ребенка,
  • поочередное загибание пальчиков,
  • движение вверх по руке до подмышки, щекотка.

В России также известно много игр, подобных "Сороке - Белобоке". Например, игра "Пальчики в лесу":

Раз, два, три, четыре, пять Взрослый держит перед собой левую руку

ребенка ладонью к себе.

Вышли пальчики гулять.

Этот пальчик гриб нашел, Загибает мизинец.

Этот пальчик чистить стал, Загибает безымянный палец.

Этот резал, Загибает средний палец.

Этот ел, Загибает указательный палец.

Ну, а этот лишь глядел! Загибает большой палец и щекочет ладошку.

Графические упражнения выполняются обычно одновременно с письменными упражнениями и решают единые учебные задачи. Применение их помогают учащимся лучше воспринимать, осмысливать и запоминать учебный материал, способствуют развитию пространственного воображения. Графические работы зависимости от степени самостоятельности учащихся при их при их выполнении могут носить воспроизводящий, тренировочный или творческий характер.

Основное внимание педагога должно быть обращено на формирование правильной позы на письме: детей учат сидеть, держать ручку, располагать необходимые предметы на парте, самостоятельно работать. Также родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее и интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыкам письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.                                                          

Успешность работы по формированию двигательных навыков зависит от ее систематичности и регулярности. Занятия по подготовки руки к письму проводятся два раза в неделю, продолжительность занятия – 30 минут для детей 5-7 лет. Задания должны приносить радость, нельзя допускать скуки и переутомления.

Методика «Рисование простых узоров»

 Цель: выявить уровень развития подготовки руки детей к письму

Описание методики:

Для проведения необходимы Простые карандаши и лист с заданием. Ребенку нужно дорисовать узор до конца.

Методика «Дорисуй узор»

 Описание методики:

Эта методика направлена на выявления умения детей анализировать образец, устанавливать принцип построения ряда на основе выделения его элементов. Детям предлагают рассмотреть нарисованные узоры, затем дорисовать их до конца строки.

Материал: Нарисованные узоры на бумаге и цветные карандаши.

Схема анализа данных:

  • Высокий уровень – ребенок продолжает узоры правильно
  • Средний уровень – ребенок продолжает узоры, но допускает ошибки в чередовании элементов, либо в пропуске какого-то из них
  • Низкий уровень – ребенок продолжить узор не может, выполняет путем прямого копирования заданных элементов

Методика « Графический диктант»

Описание методики:

Методика направлена на выявление у ребенка умения строить свою деятельность по словесной инструкции, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умения самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи.  Эта методика проводится индивидуально. Ребёнок получает лист бумаги в клетку, на котором обозначены четыре точки, они служат началом выполнения задания. Он должен соединить точки и самостоятельно продолжить этот узор.

В заключении можно сказать, что готовность дошкольника к письму - это результат поэтапных действий, направленных на ребенка в возрасте 1.5 - 6.5 лет. В дошкольном возрасте под воздействием взрослого у детей совершенствуется, крепнет навык письма. Родители, воспитатели и учителя дошкольных учреждений должны помнить о том, что наибольшие трудности у первоклассников, как показывает практика, возникают при выполнении графических упражнений. Причиной этого являются, во-первых, отсутствие интереса к освоению письма, во-вторых, недостаточная «зрелость» мелкой мускулатуры кистей рук, в-третьих, недостаток опыта выполнения графических движений.

Успешность формирования графического навыка во многом зависит от уровня развития других учебно-важных качеств: способности принимать задачу и произвольно управлять своими действиями, обучаемости, зрительного анализа и зрительно-двигательной координации движения руки, навыков пространственной ориентации. Даже если дошкольник рисует много и с увлечением, но при этом нет руководства со стороны взрослого, графический навык может формироваться неправильно. Для того, чтобы графические упражнения с дошкольниками были максимально эффективны, нужно учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка и при организации занятий выполнять ряд правил письма (посадка, наклон тетради, положение ручки в руке). Необходимо помнить, что длительность занятия для детей до 5,5 лет - 5 минут, от 5,5 до 6,5 - 7 -10 минут, старше 6,5 лет 10-14 минут, затем нужно сделать перерыв, выполнить упражнения для снятия напряжения и усталости.

Список литературы:

1.Александрова О.А. «Развиваем мелкую моторику.Готовим руку к письму».Методическая литература.Москва.Эксмо-2017 -46 с.

2.Безруких М.М. Лаврова Т.В. «Обучение первоначальному письму» Мотодическое пособие.-Москва.;Дрофа,2017 – 94с.

3.Топоркова И.Г.,Кутявина Н.А,Гаврина С.Е «Подготовка руки к письму» Мотодическая литература.- Москва.;Росмен,2006 – 58с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект«Развитие мелкой моторики у дошкольников как средство подготовки руки к письму»

Данный проект направлен на развитие мелкой моторики у дошкольников. Он способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы ребёнка. Проектом предусмотрено проведение комплекса меропр...

Проект по развитию мелкой моторики у дошкольников как средство подготовки руки к письму

План работы по развитию у детей моторики кистей и пальцев рук...

«Развитие мелкой моторики у дошкольников как средство подготовки руки к письму».

.. ООчень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходим...

Развитие мелкой моторики у дошкольника как средство подготовки руки к письму.

В наше время уже ни для кого не является секретом то, что развитие руки ребенка находится в тесной связи с развитием его речи и мышления. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интелле...

Статья: «Развитие мелкой моторики как эффективное средство подготовки руки дошкольника к письму»

В современном образовании одной из актуальных проблем является подготовка ребёнка к обучению в школе. Школа – это совершенно новая жизнь для ребёнка. Она создаёт такие формы регламентации жизни ребёнк...

Проект по самообразованию в старшей группе"Развитие мелкой моторики у дошкольников как средство подготовки руки к письму"

Проектирование на год занятий с детьми по развитию мелкой моторики рук,чтобы подготовить руку дошкольников к письму,используя лепку,вырезание ,дидактические игры и т,д....