Рабочая программа по детскому экспериментированию "Мы- исследователи" для детей дошкольного возраста
рабочая программа

Дарья Олеговна Щемелёва

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую». Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско – творческое отношение к миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_my-issledovateli.docx179.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №25» структурное подразделение «Золотой ключик»

адрес: 624380 Свердловская обл., г. Верхотурье, ул.Гагарина,57Б

«Мы- исследователи»

Рабочая программа по детскому экспериментированию

для воспитанников от 3 до 7 лет

http://moodle.intsakha.ru/pluginfile.php/1417/mod_forum/post/942/pngtree-character-png-clipart_660646-37x38354zy405.jpg

                                                                        Исполнитель:

Щемелёва Дарья

       Олеговна

-воспитатель

Верхотурье

2019

Содержание:

  1. Целевой раздел

1.1Направленность, актуальность программы

1.2.Цели и задачи реализации программы

1.3.Принципы работы по организации опытно-экспериментальной деятельности

1.4. Ожидаемые результаты.

  1. Содержательный раздел

2.1Методы, формы и технологии, применяемые в работе с детьми.

2.2Организация развивающей предметно – пространственной среды для опытно – экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.

2.3. Структура программы

2.4Задачи экспериментально - исследовательской деятельности для детей:

- младшей группы

 - средней группы

- старшей группы

-подготовительной группы

  1. Организационный раздел

3.1Перспективное планирование работы по экспериментально – исследовательской деятельности:

- для младшей группы

- для средней группы

- для старшей группы

- для подготовительной группы.

3.2. Диагностика по выявлению уровня навыков экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников

- Методика Л.Н.Прохоровой  «Выбор деятельности»

-Методика Л.Н. Прохоровой «Маленький исследователь»

3.3. Роль семьи в развитии опытно-экспериментальной активности ребенка.

3.3.1Формы работы с родителями дошкольного возраста

Методическое обеспечение Программы

I.        Целевой раздел

1.1 Направленность данной программы – исследовательская, обеспечивающая более глубокие знания, умения по опытно- экспериментальной деятельности.

Актуальность:

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую». Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско – творческое отношение к миру.

Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н.Н. Поддьяков, А.И.Савенков, А.Е.Чистякова, О.В. Афансьева) отмечают основную особенность познавательной деятельности: «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним.  А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка».Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.

1.2. Цель программы: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи:

  • Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
  • Развивать у детей познавательные способности: анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение.
  • Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно– исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применение в деятельности.
  • Активизировать речь и обогащать словарь детей.
  • Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
  • Формировать опыт выполнения правил техники безопасности, при проведение опытов и экспериментов.

В условиях детского сада проводятся только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается:

  1. В характере решаемых задач: они неизвестны только детям.
  2. В процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения.
  3. Опыты и эксперименты практически безопасны.
  4. В работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

Экспериментирование включает в себя постановку проблемы, активные поиски. Педагогическая целесообразность объясняется тем, что комплексы занятий, включающие в себя игры, опыты, эксперименты, приближенные к реальной обстановке.

1.3.Принципы работы по организации опытно-экспериментальной

деятельности:

Принцип научности:

- предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;

- содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.

Принцип целостности:

- основывается на комплексном принципе построения и непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;

- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.

Принцип систематичности и последовательности:

- предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития; ---формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.

Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:

- обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой, на индивидуальные особенности ребенка.

Принцип доступности:

- предусматривает решение программных задач, в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников.

Принцип активного обучения:

- обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.

Принцип креативности:

- предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

Принцип результативности:

- предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

1.4. Ожидаемые результаты:

  • Вывести детей на более высокий уровень познавательной, исследовательской активности.
  • Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития

мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие,

развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе.

  • Обогатить предметно – развивающую среду в группе.
  • Расширение представлений о предметах и явлениях природы и рукотворного мира, выявляя их взаимосвязи и взаимозависимости.
  • Сформированное умение сверять результат деятельности с целью и корректировать свою деятельность.
  • Развитые навыки анализа объекта, предмета и явления окружающего мира, их внутренних и внешних связей, противоречивости их свойств, изменения во времени и т.п.
  • Сформированное умение по обозначенной цели составлять алгоритм, определяя оборудование и действия с ним. Обнаруживать несоответствие цели и действий и корректировать свою деятельность.
  • Развитые навыки самостоятельного (на основе моделей) проведения опытов с веществами (взаимодействие твердых, жидких и газообразных веществ, изменение их свойств,  при нагревании, охлаждении и механических воздействии)

II. Содержательный раздел

Возраст детей, участвующих в реализации данной рабочей программы – 3–7 лет – воспитанники младшей,  средней, старшей и подготовительной групп.

Срок реализации программы 3 года.

Формы работы с детьми: фронтальные, групповые, индивидуальные.

  •  «Игры-эксперименты» – это игры на основе экспериментирования с предметом(предметами). Основное действие для ребёнка – манипуляция с определенным предметом на основе сюжета.
  • «Игры-путешествия» – заключаются в том, что ребёнок совершает прогулку в мир вещей, предметов, манипулирует с ними, разрешает проблемную игровую ситуацию входе такого условного путешествия, обретая необходимый опыт деятельности.
  • Простейшие поисковые и проблемные ситуации для дошкольников – основное действие – отгадывание и поиск. Всякая проблема и поиск для ребёнка сопровождаются словами – «найди» и «угадай».
  • Игры с моделированием – моделирование предполагает замещение одних объектов другими (реальных – условными).
  • «Игра-этюд» – это небольшая драматизация на основе стихотворного текста, которая осуществляется детьми совместно с педагогом.
  • Проблемная ситуация – это форма совместной деятельности педагога и детей, в которой дети решают ту или иную проблему, а педагог направляет детей на решение проблемы, помогает приобрести новый опыт, активизирует детскую самостоятельность.

Формы организации образовательного процесса:

  • фронтальный, групповой, индивидуальный.

Приемы и методы организации образовательного процесса:

При реализации программы применяются исследовательские методы обучения:

Репродуктивные методы:

  • объяснительно-иллюстративный (сообщение педагогом готовой информации разными средствами: показ, объяснение, просмотр учебных кинофильмов и мультфильмов, беседы познавательного характера, наблюдение)
  • репродуктивный (создание педагогом условий для формирования умений и навыков путем упражнений: проведение простых опытов и экспериментов).

Продуктивные методы:

  • частично-поисковый или эвристический (дроблениебольшой задачи на серию более мелких подзадач, каждая из которых шаг на пути решения проблемы)
  • исследовательский (путь к знанию через собственный, творческий поиск).

Формы работы с детьми:

Формы реализации дополнительной образовательной программы:

  • целевые экскурсии;
  • тематическая неделя с использованием опытов или экспериментов;
  • чтение художественной литературы;
  • конкурсы и викторины;
  • сбор материала для занятий вместе с родителями, воспитателями;
  • открытые мероприятия для родителей.

Организация предметно-пространственной развивающей среды,по

опытно-экспериментальной деятельности.

- зоны и уголки для детской экспериментальной и опытнической деятельности в группах;

- уголки природы, «огород на окне» в группах; огород, цветники.

- библиотека детской познавательной и художественной литературы, в соответствии с возрастными особенностями детей;

- мини-кабинет методической и педагогической литературы по опытно-экспериментальной деятельности

- коллекция детских дидактических мультимедийных презентаций;

- коллекция детских дидактических игр.

Основное оборудование:

Приборы – помощники: увеличительные стекла, компас, магниты; разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы.

Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, листья деревьев, семена и т.д.

Утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, дерева, пробки т.д.

Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.

Красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители.

Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сито, сахар и

т.д.

Дополнительное оборудование:

Детские фартуки или халаты, салфетки, контейнеры для хранения

сыпучих и мелких предметов.

Карточки - схемы проведения экспериментов.

Во время занятий проводится один эксперимент, который имеет четкую структуру проведения:

  1. Постановка, формирование проблемы (познавательная задача);
  2. Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
  3. Проверка гипотез;
  4. Подведение итогов, вывод;
  5. Фиксация результатов (если это необходимо);
  6. Вопросы детей.

Для положительной мотивации деятельности дошкольников воспитатели используют различные стимулы:

  • внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
  • тайна, сюрприз;
  • мотив помощи;
  • познавательный мотив (почему так?);
  • ситуация выбора.

Возраст обучающихся: с 4 до 7 лет.

Срок усвоения – долговременный.

в средней группе – 16 занятий в год,

в старшей и подготовительной  группах – 32 занятия в год.

Продолжительность одного занятия:

В младшей группе – 15 минут

в средней группе – 20 минут,

в старшей группе – 25 минут,

в подготовительной к школе группе – 30 минут.


Структура программы

Для каждой возрастной группы обозначены тематические разделы. В соответствии с содержанием тематических разделов в группе организуется познавательно-исследовательская деятельность. Каждый последующий год усложняется по содержанию, по объему знаний, задачам и способам реализации.

Перспективные планы составлены, с учетом требований программы, возрастных особенностей, материально-технической базы ДОУ и интеграции образовательных областей:

1. «Речевое развитие» - использование на занятиях стихов, рассказов, загадок, словесных игр;

2. «Физическое развитие» - использование подвижных игр, физкультминуток.

3. «Социально-коммуникативное развитие» - приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в ходе экспериментальной деятельности.

4. «Познавательное развитие» - рассматривание ситуаций в контексте различных природных явлений, решение логических задач, развитие суждений в процессе познавательно – экспериментальной деятельности: в выдвижение предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.

5. «Художественно-эстетическое развитие» - сюжетное рисование по впечатлениям  от занятий, закрепление пройденного материала.


Задачи экспериментально - исследовательской деятельности для детей младшей группы:

  • Воспитывать у детей интерес к явлениям природы.
  • Дать элементарные представления о свойствах песка, воды, камней, воздуха.
  • Развивать у детей познавательную активность, произвольное внимание, память, речь, мелкую моторику рук и тактильно – кинетическую чувствительность.
  • Показать взаимосвязь человека и природы.  
  • Воспитывать культуру поведения детей в природе.
  • Учить бережно, относиться к природному окружению.

Перспективное планирование работы

по экспериментально – исследовательской деятельности

с детьми второй младшей группы.

Месяц

Тема, задачи

Деятельность

сентябрь

октябрь

ноябрь

«КАМЕННАЯ ДОРОГА»

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами камней: твёрдые, тяжёлые, большие, маленькие, тонут в воде, могут хорошо вдавливаться в мокрый песок.

 

«ПЕСОЧНЫЙ ЗАМОК»

Цель: продолжать знакомить детей с элементарными свойствами песка: влажный-формуется; сухой-сыпится.

«ГОРШОЧЕК ДЛЯ КАШИ»

Цель: познакомить детей с элементарными свойствами глины: бывает сухой, сыпучей, а бывает влажной. Может быть пластичной, как пластилин. Из глины можно лепить посуду.

«ДОМИК ДЛЯ КРОТА»

Цель: Закрепить представления об элементарных свойствах песка и камней. Развивать мелкую моторику, речь, память, наблюдательность.

декабрь

январь

февраль

«ВОЛШЕБНАЯ ВОДА»

Цель: закрепить представления детей о некоторых свойствах воды: жидкая, может течь, бывает холодной, тёплой. Познакомить с новым свойством воды: прозрачная, может окрашиваться в любой цвет.

«ПРАЗДНИК СНЕГА»

Цель: познакомить детей с элементарными свойствами снега: холодный, состоит из снежинок; в тепле тает, превращается в воду. Со снегом можно играть.

«ЧТО РАСТЁТ ВНИЗ ГОЛОВОЮ И НЕ ЛЕТОМ, А ЗИМОЮ?»

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды: превращение в лёд (сосульку), в тепле тает и снова превращается в воду.

 

март

апрель

май

«ПУТЕШЕСТВИЕ НА ЧУДО-КОРАБЛЕ»

Цель: Закрепить у детей представления о том, что тяжёлые предметы в воде тонут, а лёгкие плавают.

«РАДУЖНЫЕ ШАРЫ»

Цель: познакомить детей с понятием «воздух». Воздухом дышат люди, животные, растения.

«ПРАЗДНИК МЫЛЬНЫХ ПУЗЫРЕЙ»

Цель: закрепить у детей элементарные представления о свойствах воздуха: невидимый, лёгкий.


Задачи экспериментально - исследовательской деятельности для детей средней группы:

  • Воспитывать в детях любовь к природе и интерес к её многообразным явлениям.
  • Расширять знания детей о живой и неживой природе. Продолжать знакомить со свойствами воды, воздуха, песка, глины.
  • Развивать у детей познавательную активность. Умение анализировать, делать выводы.  Продолжать развивать мелкую и общую моторику, внимание, память, речь детей.
  • Через взаимосвязь с другими видами деятельности, систематизировать элементарные экологические представления детей.

Перспективное планирование работы

по экспериментально – исследовательской деятельности

с детьми средней группы.

Месяц

Тема, задачи

Деятельность

сентябрь

«Песочная страна»

- продолжать знакомить детей с предметами неживой природы;

- дать представление о том, что песок – это множество песчинок.

Проблемная ситуация «Как получить чистый песок?»

Строительство песочного замка.

Рисуем на песке.

«Цветной песок»

октябрь

«Воздух»

-продолжать знакомить детей со свойствами воздуха;

-обратить внимание на движение воздуха.

Наблюдения за вращением вертушки, за движением флажка.

Определяем направление ветра.

«Воздух работает»(парусные суда, воздушные шары и т.д.)

Игры «Мой веселый звонкий мяч», «Чья лодка быстрее?»

ноябрь

«Свойства материалов (дерево)»

- познакомить детей с изделиями из дерева;

- изучить некоторые свойства дерева.

Беседа «Из чего мы сделаны?» (стул, стол и др.)

«Переплывём реку»

Д/и «Найди предмет из дерева».

Д/и «Хорошо-плохо».

Игра на деревянных ложках.

декабрь

«Вода»

- дать детям представление о плавучести предметов;

- дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы.

Совместное экспериментирование «Плавает-тонет»

«Меняет форму»

«Водяная мельница»

«Я – фокусник» (салфетка в стакане сухая)

январь

«Может ли вода быть твёрдой?»

- выявить, что лед – твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.

- определить, что лед тает от тепла;

- принимает форму емкости, в которой находится.

Наблюдение «Замерзшая вода»

Совместный эксперимент «Тающий лед»

«Греет ли одеяло?»

февраль

«Фокусы с магнитом»

- познакомить детей с магнитом;

 - выяснить, какие предметы притягиваются магнитом.

Беседа «Волшебный предмет»

Эксперимент «Почему скрепка движется?»

«Полезные» магниты

Игра «Чей улов больше?»

март

«Камни»

 -изучаем свойства камней;

 - называем форму камней

Совместное экспериментирование «Лёгкий - тяжёлый»

«Гладкий - шершавый»

Рассматривание энциклопедии  камней.

апрель

«Волшебное стекло»

- познакомить детей с понятием «отражение»

- познакомить со свойствами зеркала.

«Свет – тень»

-познакомить с источниками света - природными и искусственными.

-познакомить с образованием тени от предмета (напр. дерева);

-установить сходство тени и предмета;

-познакомить с тенью в разное время суток.

рассматривание отражений в зеркале.

«Поймай солнечного зайчика»

«Свет повсюду»

Наблюдение «Когда появляется тень?»

Игра «Поймай свою тень»

П/игра «День - ночь»

май

«Приборы - помощники»

- познакомить детей с увеличительными стёклами

 «Большие насекомые»

Проблемная ситуация «Как  увидеть муравья?»


Задачи экспериментально - исследовательской деятельности для детей старшей группы:

  • Воспитывать экологическую культуру дошкольника через любовь к природе и познание окружающего мира.
  • Расширять представления детей о свойствах воды, воздуха, песка, глины и многообразии неживой природы.
  • Формировать умение устанавливать взаимосвязь между некоторыми явлениями природы, развивать мышление, способность делать самостоятельные выводы.  
  • Продемонстрировать детям зависимость роста растений от состава грунта, наличие света, воды и тепла.
  • Воспитывать желание беречь землю, очищать её от мусора.

Перспективное планирование работы

по экспериментально – исследовательской деятельности

с детьми старшей группы.

Месяц

Тема, задачи

Деятельность

сентябрь

«Приключения песчинки»

-продолжать знакомить детей со свойствами песка;

-развивать познавательный интерес.

«Удивительная глина»

-познакомить детей со свойствами глины

-сравнить свойства песка и глины.

«Приключение песчинки и сахара»

Исследовательский проект «Из чего мы сделаны?» (посуда)

Презентация «Путешествие к карьеру»

«Строим прочный дом»

Лепка «Поможем Федоре»

октябрь

«Удивительные звуки»

-формировать представления о характеристиках звука;

-учить сравнивать звуки.

«Воздух - невидимка»

-дать представления об источниках загрязнения воздуха;

-формировать желание заботиться о чистоте воздуха.

«Что звучит?»

«Звучание стакана с водой»

Слушаем звуки природы.

Музыкальные инструменты.

Игровая ситуация «Кто там?»

Беседа: «Невидимка воздух».                             Эксперименты: «Реактивный шарик», «Расширение воздуха», «Волшебный стакан», «Тяжелая газета или давление воздуха».                            

Прогулка «Почему дует ветер?»                                      

Беседа: «Чистый воздух».        

Дидактическая игра: «Свойства воздуха».

ноябрь

Вода-волшебница»

-Формировать у детей знания о значении воды в жизни человека;

-Продолжать знакомство со свойствами воды

Беседа: «Волшебница вода»                                      

Эксперименты: «Удивительное вещество - вода», «Сухой из воды»              

«Вода бывает теплой, холодной и горячей», «Измеряем дождь».          

Трудовое поручение «Мытье игрушек».              Просмотр презентации «Чудо водичка».

декабрь

«Превращения воды»

- дать детям представления о том, что вода может быть в трёх состояниях: жидком, твёрдом (лёд), газообразном (пар).

«Посмотри, какой большой»

- познакомить детей с измерительными приборами;

- учить самостоятельно, выбирать мерку.

Совместное экспериментирование «Что за облако такое?»

«Освобождение из ледяного плена»

«Почему снег греет»

Рассмотреть снежинку в лупу.                                Просмотр презентации «Три состояния воды».

Чтение сказки Г.Остера «38 попугаев»

«Измеряем длину ковра»

«Чья дорожка длиннее»

январь

«В гостях у Гвоздика и Карандаша»

Познакомить детей с понятием магнит.

 Сформировать представление о свойствах магнита.                                                  

Активизировать знания детей об использовании свойств магнита человеком.

Беседа: «Волшебные» свойства магнита.

Эксперименты:               «Притягивание предметов к магниту», «Свет повсюду», «Волшебный диск», «Притягивание к магниту через предметы».

февраль

        «Чудеса растений»

-Дать детям понятие, что растение добывает воду через корневую систему.

-Помочь определить, что все части растения участвуют в дыхании.

Эксперименты: «Растения «пьют» воду»,

«Дыхание листа»,

«Нужен ли корешкам воздух».  

«Уход за растениями».

 «Огород на окне».

«Как Чиполлино подружился с водой»                                                                

Работа в экологическом дневнике (опыт «Проверь, нужен ли свет для жизни растений»).

март

«Земля наш общий дом»

-формировать представления о планете Земля;

«Почва»

-обогатить знания детей о свойствах почвы.                                                          

-установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений.

Рассказ воспитателя: «Что приводит предметы в движение?».

Беседа «Что такое глобус»

Рисование «Портрет Земли».

Эксперименты: «Вращение Земли округ Солнца», «Строители почвы», «Сквозь песок и глину», «Ищем воздух в почве».

Работа в экологическом дневнике (опыт «Какое значение имеет почва для растений»).

 апрель

«Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко»

Беседы и рассуждения с детьми: «Как получается свет? Значение света в жизни человека?».

Эксперименты: «Влияние солнечного света на жизнь на Земле»,                    

«На солнце вода испаряетсябыстрее, чем в тени».

Наблюдение за солнцем.

Задачи экспериментально - исследовательской деятельности для детей подготовительной группы:

  • Воспитывать у детей экологическую культуру через любовь и интерес к природе, через познание окружающего мира.
  • Формировать у детей простейшее представление о солнечной системе. Продолжать вовлекать детей в исследовательскую деятельность. Развивать мышление, память. Формировать умение ставить перед собой цель, находить пути её реализации и делать самостоятельные выводы.
  • Через опыты дать детям элементарные представления о некоторых физических свойствах предметов (магнит, компас, термометр). Уточнить представления о свойствах воды, воздуха, песка, глины, почвы. Познакомить детей с защитными свойствами снега.
  • Помочь детям осознать, какое место занимает человек в природе, и показать результаты положительного и отрицательного воздействия человека на природу.

Перспективное планирование работы

по экспериментально – исследовательской деятельности

с детьми подготовительной группы.

Месяц

Тема, задачи

Деятельность

сентябрь

«Солнце - звезда»

-углубить представление о солнце, его параметрах.

«Почва – живое, неживое»

-Сформировать представления о почве, ее строении, значении

Познавательная беседа: «День - ночь»;

Эксперимент

«Далеко - близко»; «Чемближе, тем быстрее»;

Дидактическая игра «День - ночь».

Беседа «Что такое почва?»

Чтение: «Сказки о волшебной кладовой»;

Эксперимент

«Такая разная земля»;

«Земля после дождя»

октябрь

«Воздух – необходимое условие для жизни на земле»

-Сформировать представление о воздухе, как компоненте неживой природы.

-Его значение для живых организмов.

-Развивать умение определять наличие воздуха на практике.

«Полезные ископаемые»

-Формировать представления о некоторых полезных ископаемых  (уголь, ракушечник)

Опыт «Как увидеть воздух?»;

Опыт «Как услышать воздух?»;

Эксперимент «Движение воздуха».

«Почему мы дышим»

«Рассматривание материала с помощью лупы»;

Получение сведений  о полезных ископаемых из энциклопедии.

ноябрь

«Мир ткани»

-Познакомить с различными видами тканей;

-помочь понять, что свойства материала обусловливают способ его употребления.

«Отражения»

Беседа: «Одежда для куклы»

Дидактическая игра «Мы - модельеры»

Сюрпризный момент «Необычное письмо»

«Как поднять единицу?

декабрь

«Вода в жизни человека»

-воспитывать бережное отношение к окружающему миру

«Мир пластмасс»

-закрепить представления у детей о видах и свойствах пластмасс.

Беседа «Для чего нужна вода»

«Напоим Иванушку чистой водой»

«Как убрать воду со стола»

Рассматривание иллюстраций очистных сооружений

Поисковый метод определения свойств и качества пластмасса.

январь

«Земля-магнит»

- познакомить с действием магнитных сил Земли.

-развивать умение рассуждать, сравнивать результаты проверок, наблюдений.

-учить соблюдать меры безопасности.

Эксперимент «как увидеть притяжение»

Игры с магнитами:

«Выбери скрепки из крупы»

«Рыбалка»

февраль

«Электричество»

-дать детям представление об электричестве,

-закрепить понятия о неживой природе.

Опытническим путем помочь детям понять интересное явление – гром и молния.

Учить строить гипотезы,

делать выводы

«Камни»

-развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства (крепкий, твердый, неровный или гладкий, тяжелый, блестящий, красивый).

-дать представление о том, что камни бывают речными и морскими, что многие камни очень твердые и прочные, поэтому их широко используют в строительстве зданий, мостов, дорог.

Опыт «Ожившие волосы»

Беседа: «Электроприборы»

Игровая ситуация «Покупаем бытовой прибор»

«Камень, рожденный деревом. Каменный уголь и мел»

«История электрической лампочки»

Беседа: «Кладовая Земли»

«Почему разрушаются горы?»

Опыт «Вулкан»

март

«Мир металлов»

-познакомить со свойствами металлов; использование металлов.

«Увидеть мир через увеличительное стекло»

-продолжать знакомить детей с увеличительными стёклами.

Рассматривание металлических предметов, выявление их свойств.

Дидактическая игра «Из чего сделано?»

«Необычное письмо»

Игровая ситуация «Найди предмет»

апрель

«Растительность – значение в жизни людей и животных»

-сформировать представления о растительности, о ее пользе,

-познакомить со значением растений для человека.

Эксперимент «Чем дышит растение?»

Беседа: «Лес-защитник»

Проращивание семян гороха, фасоли и злаковых культур;

Рассматривание листьев (виды жилкования: пальчатое, параллельное)

«Такое нужное слово - кислород»

май

Мониторинг

Выявить в какой степени ребёнок овладел навыками экспериментирования


Диагностика уровня знаний, умений и навыков по реализации опытно – экспериментальной деятельности у детей дошкольного возраста

 Опытно -экспериментальная деятельность позволяет реализовать усвоение знаний через все виды деятельности. Только совместными усилиями педагогов, родителей можно достичь хороших результатов.  Система мониторинга позволяет оценивать эффективность использования метода экспериментирования в работе с детьми, помогает вскрыть и обнаружить изменения, происходящие в результате опытно – экспериментальной деятельности.

Мониторинг направлен на решение целого ряда взаимосвязанных задач:

 1. Выявить в какой степени ребёнок овладел навыками экспериментирования.

 2. Выявить готовность педагогов ДОУ к использованию метода опытно – экспериментальной деятельности в своей практической деятельности с детьми.

3. Оценить развивающую среду для опытно – экспериментальной деятельности в ДОУ.

 4. Выявить готовность родителей воспитанников к реализации опытно – экспериментальной деятельности.

Для решения указанных задач используются разнообразные методы изучения: наблюдения воспитателя, с фиксированием в дневнике наблюдений; самоанализ педагогов; анкетирование и беседы с родителями воспитанников. Мониторинг позволяет проследить возрастную динамику формирования навыков при переходе детей из одной возрастной группы в другую.


Диагностика по выявлению уровня навыков экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников

По        методике        Л.        Н.        Прохоровой        «Выбор        деятельности», цель        которой        выявить        место детского экспериментирования в предпочтениях детей;

-исследовать предпочитаемый вид деятельности.

По методике «Маленький исследователь»Л.Н.Прохоровой, помогающая выявить степень устойчивости интересов ребенка;

-исследовать предпочитаемые детьми материалы в процессе экспериментирования.

Методика Л.Н. Прохоровой «Выбор деятельности»

Цель: выявление места детского экспериментирования в предпочтениях детей через исследование предпочитаемого вида деятельности

Испытуемому показывают картинки, на которых изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности:

1 – игровая;

2 – чтение книг;

3 – изобразительная;

4 – детское экспериментирование;

5 – труд в уголке природы;

6 – конструирование.

Затем ребенку предлагались выбрать ситуацию, в которой он хотел бы оказаться. Последовательно делось три выбора.

Все три выбора фиксируются в протоколе, за первый выбор засчитывается 3 балла, за второй – 2 балла, за третий – 1 балл.

Результаты обследования оформляются в специальную таблицу

(таблица 1).

Индивидуальные результаты по методике «Выбор деятельности» (Таблица 1)

Шифр ребенка

Выбор деятельности

НАЧАЛО ГОДА

ИГ

ЧК

ИЗ

ДЭ

ТП

К

1

Алексей Б

3

2

1

1

3

2

2

Алена В

1

3

2

1

1

2

3

Семен В

3

1

2

2

2

1

4

Никита Г

1

2

1

1

2

3

5

Лиза Г

2

2

2

3

1

1

6

Марина Г

2

1

3

2

3

1

7

Тимофей З

2

1

2

2

1

2

8

Иван К

2

2

3

2

1

2

9

Костя Л

3

1

2

1

2

1

10

Тимофей Л

3

2

1

1

3

2

11

Соня Л

3

1

1

1

2

1

12

Кирилл М

2

2

2

3

2

2

13

Степа П

2

2

2

2

1

3

14

Рада Р

2

1

3

2

2

1

15

Василиса С

3

2

2

1

3

1

16

Лиза С

1

1

3

2

1

2

17

Эвелина С

2

1

2

2

2

1

18

Марьяна Ч

1

2

3

1

2

1

19

Вова Ш

2

1

1

1

2

1

20

Рома Ш

1

1

2

2

1

2

Итого кол-во человек с наивысшим баллом

6 (35%)

1 (5%)

5 (20%)

2 (10%)

4 (20%)

2 (10%)

Условные обозначения: ИД - игровая деятельность, ЧК - чтение книг, ИЗ - изобразительная деятельность, ДЭ - детское экспериментирование,  ТП- труд в природе, К- конструирование

- Результаты обследования показали, что наибольший процент детей предпочитает игровую деятельность (35%) и изобразительное творчество (20%);  

- Труд  в природе предпочитают (20%)

- Детское экспериментирование и конструирование предпочитают по 10% детей.

- Наименьше всего детей предпочитают чтение (5%).

Индивидуальные результаты по методике «Выбор деятельности»

Шифр ребенка

Выбор деятельности

КОНЕЦ ГОДА

ИГ

ЧК

ИЗ

ДЭ

ТП

К

1

Алексей Б

3

2

1

1

3

2

2

Алена В

1

3

2

1

1

2

3

Семен В

3

1

2

2

2

1

4

Никита Г

1

2

1

1

2

3

5

Лиза Г

2

2

2

3

1

1

6

Марина Г

2

1

3

2

2

1

7

Тимофей З

2

1

2

2

1

3

8

Иван К

2

2

3

2

1

2

9

Костя Л

3

1

2

1

2

1

10

Тимофей Л

3

2

1

1

3

2

11

Соня Л

3

1

1

1

2

1

12

Кирилл М

2

2

2

3

2

2

13

Степа П

2

2

2

3

1

2

14

Рада Р

2

1

3

2

2

1

15

Василиса С

3

2

2

1

2

1

16

Лиза С

1

1

3

2

1

2

17

Эвелина С

3

1

2

2

2

1

18

Марьяна Ч

1

2

3

1

2

1

19

Вова Ш

2

1

1

3

2

1

20

Рома Ш

3

1

2

2

1

2

Итого кол-во человек с наивысшим баллом

8 (40%)

1 (5%)

5 (25%)

4 (20%)

2 (10%)

2 (10%)

Условные обозначения: ИД - игровая деятельность, ЧК - чтение книг, ИЗ - изобразительная деятельность, ДЭ - детское экспериментирование,  ТП- труд в природе, К- конструирование

- Результаты обследования показали, что наибольший процент детей предпочитает игровую деятельность (40%) и изобразительное творчество (25%);  

- Детское экспериментирование предпочитают (20%)

- Труд  в природе и конструирование предпочитают по 10% детей.

- Наименьше всего детей предпочитают чтение (5%).


  • По методике «Маленький исследователь»Л.Н.Прохоровой, помогающая выявить степень устойчивости интересов ребенка;

-исследовать предпочитаемые детьми материалы в процессе экспериментирования.

Методика исследует предпочитаемые детьми материалы в процессе экспериментирование, выявляет степень устойчивости интересов ребенка. Детям предлагается схематическое изображение Уголка экспериментирования с различными материалами и предметами. Ребенку предлагается осуществить последовательно 3 выбора: «К тебе пришел в гости маленький исследователь. С чем бы ты посоветовал ему позаниматься. Выбери, куда бы он отправился в первую очередь». После этого ребенку предлагаются повторить выбор второй и третий раз.

Все три выбора фиксируют в протоколе цифрами 1, 2, 3. За первый выбор засчитывается 3 балла, за второй – 2 балла, за третий – 1 балл.

Таблица 2

Шифр ребенка

Выбор деятельности

НАЧАЛО ГОДА

ИГ

ЧК

ИЗ

ДЭ

ТП

К

1

Алексей Б

3

2

1

1

3

2

2

Алена В

1

3

2

1

1

2

3

Семен В

3

1

2

2

2

1

4

Никита Г

1

2

1

1

2

3

5

Лиза Г

2

2

2

3

1

1

6

Марина Г

2

1

3

2

3

1

7

Тимофей З

2

1

2

2

1

2

8

Иван К

2

2

3

2

1

2

9

Костя Л

3

1

2

1

2

1

10

Тимофей Л

3

2

1

1

1

2

11

Соня Л

3

1

1

1

2

1

12

Кирилл М

2

2

2

3

2

2

13

Степа П

3

2

2

2

1

3

14

Рада Р

2

1

3

2

2

1

15

Василиса С

3

2

2

1

1

1

16

Лиза С

1

1

3

2

1

2

17

Эвелина С

2

1

2

2

2

1

18

Марьяна Ч

1

2

2

3

2

1

19

Вова Ш

2

1

1

1

2

1

20

Рома Ш

1

1

2

3

1

2

Итого кол-во человек с наивысшим баллом

7 (35%)

1 (5%)

4 (20%)

4 (20%)

2 (10%)

2 (10%)

Условные обозначения: ИД - игровая деятельность, ЧК - чтение книг, ИЗ - изобразительная деятельность, ДЭ - детское экспериментирование,  ТП- труд в природе, К- конструирование

- Результаты обследования показали, что наибольший процент детей предпочитают отправить маленького исследователя в игровую деятельность (35%).

- В детское экспериментирование и в изобразительную деятельность предпочитают (20%) детей.

- Труд в природе и в конструирование предпочитают по 10% детей.

- Наименьше всего детей предпочитают чтение (5%).

Шифр ребенка

Выбор деятельности

КОНЕЦ ГОДА

ИГ

ЧК

ИЗ

ДЭ

ТП

К

1

Алексей Б

3

2

1

1

3

2

2

Алена В

1

3

2

1

1

2

3

Семен В

3

1

2

2

2

1

4

Никита Г

1

2

1

1

2

3

5

Лиза Г

2

2

2

3

1

1

6

Марина Г

2

1

3

2

2

1

7

Тимофей З

2

1

2

2

1

3

8

Иван К

2

2

3

2

1

2

9

Костя Л

3

1

2

1

2

1

10

Тимофей Л

3

2

1

1

3

2

11

Соня Л

3

1

1

1

2

1

12

Кирилл М

2

2

2

3

2

2

13

Степа П

2

2

2

3

1

2

14

Рада Р

2

1

3

2

2

1

15

Василиса С

3

2

2

1

2

1

16

Лиза С

1

1

3

2

1

2

17

Эвелина С

3

1

2

2

2

1

18

Марьяна Ч

1

2

3

1

2

1

19

Вова Ш

2

1

1

3

2

1

20

Рома Ш

3

1

2

2

1

2

Итого кол-во человек с наивысшим баллом

4 (20%)

1 (5%)

3 (15%)

7 (40%)

2 (10%)

2 (10%)

Условные обозначения: ИД - игровая деятельность, ЧК - чтение книг, ИЗ - изобразительная деятельность, ДЭ - детское экспериментирование,  ТП- труд в природе, К- конструирование

- Результаты обследования показали, что наибольший процент детей на  конец года предпочитает  отправить маленького исследования  в детское экспериментирование (40%) и в игровую деятельность (20%);  

- В изобразительную деятельность предпочитают  отправить (20%) детей

- Труд  в природе и в конструирование так же предпочитают по 10% детей.

- Наименьше всего детей предпочитают отправить в чтение (5%).

Вывод: В процессе педагогической диагностики, педагогических наблюдений видна положительная динамика: умение высказывать предположения, выстраивать гипотезу ставить проблему, дети принимают активное участие при планировании деятельности совместно со взрослыми, активно участвуют в беседах.


Работа с родителями

План мероприятий с родителями по детскому экспериментированию с применением дистанционных форм.

  1. Анкетирование для родителей «Сотрудничество с семьями воспитанников группы дистанционно»
  2. Диагностика знаний, умений, навыков через вопросы живой и неживой природы.
  3. Консультация для родителей «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка».
  4. Памятки для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»; «Что нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»; «Воспитание любви к природе».
  5. Создать совместный фотоальбом с родителями «Юные исследователи»
  6. Консультация «Научите ребенка любить живую природу»
  7. Презентация «Копилка элементарных экспериментов в домашних условиях»
  8. Анкетирование для родителей с целью выявления уровня организации развивающей среды в семье.


Методическое обеспечение Программы

Методические пособия:

1. А.И. Савенков «Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании»/ Савенков А.И.// «Дошкольное воспитание» - № 4 2006г. – с.10.

2. А.И. Савенков Методика исследовательского обучения дошкольников. – Самара: издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010. – 128с.

3. А.И. Иванова Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - С.48

4. В. В. Москаленко, Н. И. Крылова « Опытно – экспериментальная деятельность»

5. В.А. Зебзеева Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей [Текст]: обзор программ дошкольного образования. В.А.Зебзеева // Приложение к журналу ―Управление ДОУ‖. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.

6. Г.П. Тугушева Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007.

7. И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир Детское экспериментирование, 2003.

8. И.А. Иванова Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек.- М.: ТЦ Сфера,2004. – 224 с.

9. И. Э Куликовская, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. - М.: Педагогическое общество России, 2010. - С.80

10. Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова. Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт.-сост.– Волгоград: Учитель, 2011. – 333с.

11. Короткова Т.А. «Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду»

12. Рыжова Н.А. Наш дом – природа //Дошкольное воспитание. - 2000.-№7. - с. 2-10. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольников приобретать знания. Ярославль, 2002

13. С.Н. Николаева "Методика экологического воспитания дошкольников". - М - 2011. - С.224

14. Т. М. Бондаренко Экологические занятия с детьми 5 -6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Т. М. Бондаренко. - Воронеж: ТЦ«Учитель», 2004. - 159 с.

15. Журнал Дошкольное воспитание №6, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа. Образовательная область "Музыка" для детей дошкольного возраста (2-7 лет)

По реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения....

Рабочая программа кружка по обучению чтению детей дошкольного возраста с элементами технологии "Кубики Зайцева" Н.А.Зайцева

Рабочая программа кружка по обучению чтению детей дошкольного возраста с элементами технологии "Кубики Зайцева" Н.А.Зайцева...

Рабочая программа по физическому развитию для детей дошкольного возраста.

Рабочая программа по физическому развитию для детей дошкольного возраста 2015-2016г...

Рабочая программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста второй группы раннего возраста (от 2 до 3 лет)

Рабочая программа воспитания, образования и развития детей третьего года жизни разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Примерной общеобр...

Рабочая программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста подготовительной к школе группы (от 6 до 7 лет) № 6 МКДОУ детский сад «Радуга» на 2019-2020 учебный год

Данная программа является основным документом для организации воспитательно-образовательного процесса для детей подготовительной к школе группы...

Рабочая программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста подготовительной к школе группы (от 6 до 7 лет) № 6 МКДОУ детский сад «Радуга» на 2019-2020 учебный год

Данная программа является основным документом для организации воспитательно-образовательного процесса для детей подготовительной к школе группы...

Рабочая программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста средней группы (от 4 до 5 лет) № 4 МБДОУ детский сад «Радуга» на 2021-2022 учебный год

Рабочая программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста средней группы (от 4 до 5 лет) № 4 МБДОУ детский сад «Радуга» на 2021-2022 учебный год...