Картотека "Весна-красна"
картотека (старшая группа)

Соколова Наталья Ивановна

Картотека по теме: "Весна" поможет воспитателям старших групп закрепить с детьми знания о весеннем времени года, его признаках, расширить кругозор детей по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesna_krasna.docx404.41 КБ

Предварительный просмотр:

https://i.pinimg.com/736x/ef/2b/0a/ef2b0a4ba2d5b379fb14ade405391d31--lapbook-conversation.jpg

Содержание

1. Физминутка.

2. Пальчиковая гимнастика.

3. Артикуляционная гимнастика.

4. Зрительная гимнастика.

5. Сюжетная дыхательная гимнастика.

6. Психогимнастика.

7. Логоритмическое упражнение.

8. Речевое развитие: стихи, загадки, считалки, потешки, пословицы, поговорки.

9. Речевые игры.

10. Подвижные игры.

ФИЗМИНУТКА

«Цветы»

И. п. – о.с.: дети по команде взрослого поворачивают голову направо, налево, наклоняют вперёд, отводят назад; при чтении последней строки стихотворения дети поднимают руки вверх, склоняя кисти над головой. Повторить упражнение 6–8 раз.

Каждый бутончик наклониться бы рад:
Направо, налево, вперёд и назад.
От ветра и зноя бутончики эти

Спрятались быстро в цветочном букете.

«Весенняя капель»

Солнце стало пригревать,
(Руки вверх, потянулись)
Стали капельки стучать.
(Кулачки стучат)
Капля – раз, капля – два,
(Руки поочерёдно вперёд, ладонью вверх)
Капли медленно сперва,
(Хлопают в ладошки)
А потом быстрей, быстрей
Побежали ручейки.
Их попробуй, догони!
(Бег на месте)

https://stihi.ru/pics/2017/04/14/4320.jpg

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

«Весна пришла»

Стучат всё громче дятлы,

Синички стали петь.

(Ладони сомкнуты «ковшом», поднимаем руки вверх, раскрываем ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы растопырены)

Встаёт пораньше солнце,

Чтоб землю нашу греть

(Разводим руки в стороны, пальцы растопырены, опускаем руки вниз)

Бегут ручьи под горку,

Растаял весь снежок.

(Выполняем руками волнообразные движения: пальцы выпрямлены, сомкнуты, ладони повернуты вниз),

А из-под старой травки

(Смыкаем ладони «ковшом»)

Уже глядит цветок.

(Делаем ладонями чашечку цветка – низ ладошек соединен, а пальцы раскрыты, полусогнуты)

Раскрылся колокольчик

(Ставим руки на стол, опираясь на локти, пальцы сжаты в кулак)

В тени там, где сосна

(Пальцы постепенно разжимаем, расслабляем и опускаем кисть вниз – чашечка колокольчика)

Динь-динь, звенит тихонько,

Динь-динь, пришла весна

(Качаем кистями рук в разные стороны, проговаривая «динь-динь»)

Динь-динь, звенит тихонько,

Динь-динь, пришла весна.

(Движения повторяются)

«Диалог»

- Ну, весна, как дела? – У меня уборка.

- Для чего тебе метла? – Снег мести с пригорка.

- Для чего тебе ручьи? – Мусор смыть с дорожек.

- Для чего тебе лучи? – Для уборки тоже.

Все помою, просушу, вас на праздник приглашу!

«Весна»

Иди, весна, иди, красна,

(Дети пальчиками «идут» по столу)

Принеси ржаной колосок,

Овсяной снопок,

Яблоки душистые,

Груши золотистые,

Большой урожай

В наш край!

(Загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с мизинца)

.

«Клён»

За окном сосулька тает,  

(Сжимать и разжимать ладошки, 4 раза на каждую строну)   

Ветер тучи рвёт в клочки. 

Разжимает, разжимает          

Клён тугие кулачки.

(Пальцы в «замок», тянуть руки в разные стороны)        

Прислонился он к окошку,  

(Пальчики «здороваются» с большим по два раза каждый, начиная с указательного. Трясти кистями рук)

И, едва растает снег,            

Мне зелёную ладошку           

Клён протянет раньше всех.  

(Протянуть  друг другу правые ручки – рукопожатие)     

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

 «Ветерок»

Упражнение на формирование ровного продолжительного выдоха. Дети округляют губы, как при произнесении звука [у], и спокойно выдыхают воздух на свою ладошку.

«Солнышко»

Ши-ши-ши – солнце в небе выше?

Ло-ло-ло – и на улице тепло?

Цы-цы-цы – зажурчали ручейки?

Ты-ты-ты – скоро вырастут цветы?

На-на-на – это к нам пришла весна!

(Дети повторяют предложения с утвердительной интонацией)

C:\Users\User\Downloads\1c22615d-b41f-42fe-a1f4-969545bfb075_original.jpg

«Весна»

Всё проснулось ото сна, значит, к нам пришла весна. 
(Потягивание)
Солнце греет всё теплей, на прогулку все скорей! 
(Выбрасывание пальцев рук из кулачка с одновременным 
разведением рук вверх, в стороны) 
Справа – первые цветочки появились на лужочке. 
(Правая рука отводится в сторону, смотрим вправо)
Слева – быстрый ручеёк с бугорка к реке потёк. 
(Левая рука отводится в сторону, смотрим  влево)
Мы кораблик смастерили.
(Соединить ладони перед грудью) 

В ручеёк пустить решили. 
(Удаление сложенных ладоней вперёд от себя)
Уплывай, кораблик мой, прямо к речке голубой! 
(Машем ладонями, прощаясь с корабликом)
Вот как весело играть и в весенний день гулять! 
(Лёгкие подпрыгивания на месте)
Дышит свежестью земля, подышу «весной» и я! 

«Подснежник»

( Дети выполняют движения в соответствии со словами педагога)

В руки вы цветы возьмите,

И на них вы посмотрите.

А теперь их поднимите

Вверх, на них вы посмотрите.

Вниз  цветы вы опустите,

И опять на них взгляните.

Цветок вправо,

Цветок влево.

«Нарисуйте» круг умело.

Цветок близко, вот вдали,

Ты внимательно смотри.

Вот такой у нас  цветок,

Улыбнись ему, дружок.

Быстро, быстро вы моргайте,

И команды выполняйте.

https://thumbs.dreamstime.com/b/snowdrops-8434479.jpg

«Поза дерева»

Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Поднять руки вверх, ладони повёрнуты друг к другу. Потянуться всем телом вверх – вдох. Спина прямая, подбородок чуть приподнят, живот подтянут. Через 20 секунд, развернув ладони в стороны, спокойно опустить руки – выдох. Сделать 2-3 спокойных вдоха и выдоха.

«Берёзка»

Поднять руки вверх и делать наклоны туловища вправо-влево в такт музыке. Дыхание спокойное.

«Ветерок»

Лёгкий бег на носках с ускорением и замедлением в соответствии с темпом музыки. Дышать через нос.

«Аромат цветов»

Встать, положить ладони себе на грудь. Сделать медленный вдох через нос, стараясь не поднимать плечи. Задержать дыхание и медленно выдохнуть, произнося: «А-а-ах!»

«Лягушка» (по методу Б.Толкачёва).

И.п. – упор лёжа, руки выпрямлены. На счёт раз – упор присев, делая мощный выдох; на два – вернуться ви.п. толчком, делая диафрагмальный вдох. Повторить 2-3 раза.

«Отдых»

Дети ложатся на спину и выполняют упражнение на расслабление: под спокойную музыку они как бы засыпают – дышат спокойно, живот мерно поднимается и опускается. Когда музыка становиться громче, ребята потягиваются и не спеша встают на ноги.

«Комарики» (по методу М.Лазарева).

Дети хлёстко бьют себя по спине встречным движением рук-плетей, при этом делая на удар резкий выдох ртом.

ПСИХОГИМНАСТИКА

«Весна»

Выражение эмоционального и психофизического состояния

Выразите радость людей от встречи с весной. Мы греемся на солнышке, покажите, как вам тепло и приятно. Представьте себя доброй и ласковой Весной. Подарите деревьям листву, лугам – траву и цветы.

Образные перевоплощения

Весна принесла хорошее настроение не только нам, но и всему живому. Изобразите зверей, встречающих весну: из норки вылезает ёжик, просыпаются барсук и медведь, радуются зайчик и белочка.

Представьте себя говорливыми ручьями, печальными снеговиками, плачущими сосульками и пробивающимся из-под снега подснежником.

Пластический этюд «Медведь в берлоге». Пригрело солнышко, снег растаял, и вода попала медведю в берлогу. Покажите, как медведь испугался, удивился, огорчился, а потом обрадовался, поняв, что пришла весна.

«Зима прошла»

Воробей с берёзы                          

На дорогу – прыг!        

(Ритмично прыгают, хлопают руками по бокам)

Больше нет мороза,

Чик-чирик!

Вот журчит в канавке                

(Бегут по кругу, взявшись за руки)

Быстрый ручеек,

И не зябнут лапки –

(Ритмично прыгают по кругу по часовой стрелке, потом — против)

Скок, скок, скок!                          

Высохнут овражки!

Прыг, прыг, прыг!

Вылезут букашки,

Чик-чирик!

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

СТИХИ

«Весенние воды»

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят —

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят...

Они гласят во все концы:

«Весна идёт, весна идёт!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперёд!»         

Весна идёт, весна идёт!

И тихих, тёплых, майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней.

Ф. Тютчев

«Первый гром»

Вновь тучи синие нахмурились кругом,

Вдали идет дождя туманная завеса,

Из леса и с полей повеяло теплом, —

И вот уже гремит весенний первый гром,

И радуга сверкает из-за леса!

То с юга май идёт по рощам и полям, —

Как юный светлый бог, смеется и ликует,

И пробуждает жизнь, и возвещает нам,

Что уж настал конец последним темным дням,

Что он весны победу торжествует!

И. Бунин

«Весна придёт»

Ещё зима. Ещё искрится

Снег на деревьях в вышине.

Но с каждым днём всё громче птицы

Звенят, щебечут о весне.

Ещё порой мороз ярится,

Ещё стоит на реках лед,

Но птицы знают, знают птицы

Весна придёт, весна придёт.

В. Лунин

«Черёмуха»

Черёмуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.

 

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

 

А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.

 

Черёмуха душистая,

Развесившись, стоит,

А зелень золотистая

На солнышке горит.

 

Ручей волной гремучею

Все ветки обдает

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поет.

С. Есенин

ЗАГАДКИ

Клёнам, липам и дубочкам

Новые дарю листочки,

Милых пташек приглашаю

Возвратиться с юга

И на север провожаю

Зимушку-подругу. (Весна)

Тает, тает белый снег.

Мишка, не зевай!

Ведь вода из полных рек

Льется через край.

Может затопить берлогу,

Деревеньку и дорогу. (Половодье, паводок)

Он растет красивый, нежный,

Голубой иль белоснежный.

Даже раньше расцветает,

Чем на речке лед растает.

Распустился точно в срок

Первый мартовский цветок. (Подснежник)

 

За окном звенит она

И поет: «Пришла весна!

И холодные сосульки

Превратила в эти струйки!»

Слышно с крыши:

«Шлеп-шлеп-шлеп!»

Это маленький потоп. (Капель)

 

Пробиваюсь я в апреле -

Все поля позеленели!

Покрываю, как ковер,

Поле, луг и школьный двор (Трава)

 

Осенью летели к югу,

Чтоб не встретить злую вьюгу.

А весной снежок растаял,

И вернулись наши стаи! (Перелётные птицы)

 

Этот домик - из фанерки,

У него насест и дверки.

Птичек ждет удобный дом,

Им уютно будет в нём. (Скворечник)

Все луга, поляны, парки.

Посреди стеблей зеленых

Разноцветные бутоны.

Синие и красные,

Нежные, прекрасные.

Соберем из них букеты,

Что же это, что же это? (Цветы)

Парк как будто весь покрыт

Облаком зелёным.

Тополь в зелени стоит,

И дубы, и клены.

Что на веточках раскрылось.

И в апреле распустилось? (Листва, почки)

  

Этот домик – из фанерки,

У него насест и дверки.

Птичек ждет удобный дом,

Им уютно будет в нем. (Скворечник)

ПОСЛОВИЦЫ

Весенний день год кормит.

Скворец весны гонец.

Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.

Матушка весна всем красна.

Апрель с водой, а май с травой.

Пришла весна, так уж не до сна. 

СЧИТАЛКИ

        

Раз, два, три, четыре, пять –

На дворе весна опять:

Тает снег и тает лёд,

Ручеёк опять поёт,

Слышен капель перезвон…

Кто не слышит – Выйди вон!

Дождик, дождик, пуще!

Дам тебе я гущи,

Выйду на крылечко,

Дам огуречка...

Дам и хлеба каравай —

Сколько хочешь понуждай.

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ

Игровое упражнение «Какой, какая, какое?»

Солнышко (какое?) – яркое, весеннее, лучистое, тёплое.

Травка (какая?) – молодая, зелёная, первая.

Весна (какая?) – долгожданная, ранняя, тёплая, поздняя.

Небо (какое?) – голубое, высокое, яркое.

Облака (какие?) – лёгкие, белые, пушистые.

Игровое упражнение «Четвёртый лишний»

Ребёнку предлагается 4 картинки, одна из которых лишняя:

- Подснежник, верба, тюльпан, кактус.

- Ручей, солнце, сосульки, снег.

- Оттепель, капель, лужи, метель.

Игровое упражнение «Назови одним словом»

Цветок, появляющийся после таяния снега. – Подснежник.

Место, где стаял снег и открылась земля. –  Проталина.

Тёплая погода с таянием снега, льда. – Оттепель.

Первый цветок, появившийся ранней весной. – Первоцвет.

Падение капель оттаявшего снега. –  Капель.

Упражнение «Продолжи предложение»

- Закончилась долгая, холодная… (зима);

- Наступила тёплая, долгожданная… (весна);

- Всё ярче светит весеннее… (солнышко);

- Весной сугробы от солнечного тепла… (тают…);

- Появляются первые… (проталины);

- Бегут звонкие…(ручьи);

- С крыш домов капают… (сосульки);

- На деревьях набухают… (почки);

- С тёплых краёв прилетают… (птицы);

- Мы очень любим первые весенние… (цветы);

- Первые весенние цветы это… (подснежники);

- Весной на деревьях почки… (набухают);

- Весной птицы вьют, строят, делают …(гнёзда);

- После зимы наступает … (весна);

- Зима ушла, а весна - …(пришла);

- Зима холодная, а весна - … (тёплая);

- Ребята строят для скворцов… (скворечники);

- Лёд растаял, появились …(лужи).

Игровое упражнение «Продолжи предложение»

На дереве гнездо, а на деревьях? (гнёзда)

На ветке почка, а на ветках? (почки)

Поёт птица, а поют? (птицы)

Сосулька капает, а сосульки? (капают)

Подснежник красивый, а подснежники? (красивые)

Бежит ручей, а бегут? (ручьи)

Игровое упражнение «Скажи наоборот»

Погода солнечная – погода какая? (пасмурная)

Весна ранняя – весна …? (поздняя)

Весна нежданная – весна …? (долгожданная)

Ручей мелкий – ручей… ? (глубокий)

Зимой снег чистый, а весной он…? (грязный)

Зимой дни холодные, а весной дни…? (тёплые)

Зимой солнце тусклое, а весной солнце…? (яркое)

Игровое упражнение «Назови ласково»

Солнце – солнышко

Дождь – дождик

Сосулька – сосулечка

Птица – птичка

Трава – травка

Лужа – лужица

Проталина – проталинка

Игровое упражнение «Подбери похожие слова»

Взрослый называет слово, а задача ребёнка назвать новое однокоренное слово

Солнце, солнечный, солнцепёк...

Весна, весенний, веснянка...

Игровое упражнение «Составить короткий рассказ о весне».

- приметы весны

- весенние месяцы

- перелётные птицы

- что делают весной дикие животные?

- как трудятся весной люди?

- любишь ли ты весну? Почему?

Какое время года наступило? Назови весенние месяцы. Какое солнце весной? Что

происходит весной со снегом? Что происходит с деревьями, травой и цветами весной?

Что происходит с птицами и животными?

Какой труд выполняют люди весной? Нравится ли тебе весна? Почему?

Игровое упражнение «Образуй новое слово»

Детям предлагается ответить на вопрос: «Что может быть весенним (мартовским, апрельским, майским)?»

Весенний дождь, весеннее солнце, весенняя радуга; мартовский день, мартовская оттепель, мартовские лужи…

Игровое упражнение «Один-много»

Детям предлагается ответить на вопрос: «Одна что?» (Лужа).

Если несколько, то как о них скажем? (Лужи).

А много чего? (Луж).

(Проталина – проталины – проталин.

Почка – почки – почек. Гроза – грозы – гроз).

Игровое упражнение «Сосчитай до пяти»

(Гнездо, верба, ледяная сосулька, звонкий ручей).

Одно гнездо, два гнезда, три гнезда, четыре гнезда, пять гнёзд.

Игровое упражнение «Чей? Чья? Чьё».

Предложить ребёнку составить словосочетание

- гнездо грача (грачиное гнездо)

- трель соловья, (соловьиная трель)

- клюв журавля (журавлиный клюв)

Игровое упражнение «Богатые бусы»

Предложить детям, нанизывая, бусинки или загибая пальцы, перечислить, что делает и каким бывает явление природы:

- ветер (дует, сдувает, веет, раскачивает, охлаждает, выметает...)

- дождь (весенний, сильный, проливной, приятный, слабый...)


Игровое упражнение «Чего нет»

- Почка, нет (чего?) почки

- Листья, нет (чего?) листьев

- Гнездо, нет (чего?) гнёзд

Игровое упражнение «Поставь слова по порядку»

Детям предлагается из перепутанных слов, составить правильное предложение

- Облака, белоснежные, небо ,плывут, по

- Пробиваются, подснежники, проталинки, на

Игровое упражнение «Бывает или нет»

Взрослый называет признаки весны, а ребёнок хлопает в ладоши, если это бывает весной, если не бывает, топает и исправляет ошибки.

- Воробьи возвращаются из жарких стран.

- Птицы вьют гнёзда.

- На деревьях распускаются почки.

- Птицы улетают в тёплые края.

- Листья желтеют и опадают.

- Листья распускаются.

- Расцветают цветы.

-На реке тает лёд.

- Солнышко светит все ярче.

- Сильный мороз.