Родители одаренных детей: как с ними общаться
консультация

В данной консультации предлагается сценарий проведения городского методического объединения для педагогов города по проблеме развития одаренности у детей дошкольного возраста, в частности по работе с родителями одаренных детей и специфике работы с ними. В практической части приведен комплекс игр и упражнений для развития креативности педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kozlova_lv_gmo_dlya_vospitateley_roditeli_odarennyh_detey.docx124.75 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила: педагог-психолог C:\Users\lubov\Desktop\АТТЕСТАЦИЯ 2021\LG.png

высшей квалификационной категории

МДОАУ «Детский сад № 96 «Рябинка»

комбинированного вида г. Орска»

Козлова Л.В.

Родители одаренных детей: как с ними общаться

Слайд 1. титульный 

Родители одаренных детей: как с ними общаться

Важное значение в работе с одаренными детьми, является организация работы с их родителями. Влияние семьи на становление личности ребенка и развитие его способностей является решающим на начальном этапе – от рождения до младшего школьного возраста. В дальнейшем развитии ведущую роль будут играть специалисты – психологи, педагоги, однако семья незаменима в создании психологического комфорта, в поддержании физического и психического здоровья одаренного человека в любом возрасте.

Безусловно, воспитатели способны сделать многое для развития одаренного ребенка, но заменить собой родителей не могут. Другое дело, если речь идет о помощи родителям, вернее, о развитии способностей ребенка сообща. В то же время появление одаренного дошкольника в группе для воспитателя дополнительная нагрузка, создающая ряд проблем, хотя бы в сфере общения. Не каждому взрослому дано видеть чудо в неуправляемости ребенка, не желающего выполнять чьи–то просьбы, когда он занят своими делами.

Слайд 2.

Помимо этого воспитатели детского сада обременены почти всеми теми же проблемами, которые испытывают родители одаренного ребенка, дублируя их, не говоря уже о проблемах, сугубо связанных с посещением вундеркинда детского сада.

Среди этих проблем, скорее всего, особенно актуальны:

• нежелание участвовать в групповых играх и занятиях, не интересующих дошкольника;

• проявление упрямства (иногда настойчивости) в отстаивании своих интересов, не связанных с жизнью группы;

• игнорирование ребенком ровесников или отверженность его сверстниками, являющиеся причинами конфликтов детей;

Слайд 3.

• демонстрация скуки на занятиях и во время игр;

• клоунада и шутовство, мешающие воспитателю;

• раздражающие вопросы ребенка;

• обидчивость без видимых поводов;

• бесконечные страхи, выводящие воспитателя из себя.

Этот список можно продолжить. Однако нельзя забывать, что проблемы у воспитателей бывают не только с одаренными детьми.

Слайд 4.

Анализируя литературу по пребыванию одаренного ребенка в детском саду, хотелось бы остановиться на предложениях поэтапной работы с такими детьми (Л. В. Кокуева). Безусловно, о поэтапной работе известно любому опытному воспитателю, но, тем не менее, мне бы хотелось напомнить об этом еще раз.

При поступлении нового ребенка в группу воспитателю, прежде всего, надо понять, чем отличается этот воспитанник от своих ровесников, по каким критериям нервно–психического развития он опережает их. Однако, чтобы это понять и правильно оценить, необходимо, чтобы воспитатель прекрасно разбирался в возрастных особенностях развития ребенка. Об этих особенностях развития детей должны знать также и родители дошкольника, которые первые замечают его нестандартность. Желательно, чтобы о своих наблюдениях они сообщали и педагогам. Иначе говоря, благодаря сотрудничеству родителей и педагогов можно вовремя заметить особенности индивидуального развития ребенка, свидетельствующие о его одаренности.

Придя к выводу, что ваш воспитанник — это одаренный ребенок, необходимо понять, в чем проявляется эта одаренность, в какой деятельности его результаты превосходят результаты его ровесников. Иначе говоря, воспитателю необходимо уточнить особенности одаренности ребенка. Безусловно, для этого недостаточно лишь собственных наблюдений и наблюдений родителей. Необходим сбор информации о дошкольнике и от других взрослых общающихся с ребенком.

Определив вид одаренности дошкольника, воспитатель вместе с методистом дошкольного учреждения и психологом должен наметить задачи «ближайшего развития» ребенка, вплоть до разработки индивидуальной программы. Такая программа наиболее эффективно сможет осуществиться при сотрудничестве с родителями дошкольника и педагогами дополнительного образования.

Работая с одаренным ребенком, воспитатель должен анализировать полученные результаты успехов дошкольника. Когда таких успехов нет, это повод для пересмотра индивидуальной программы одаренного ребенка. Желательно, чтобы одаренный ребенок уже в детском саду смог показывать детям и взрослым результаты своей деятельности — от выставки рисунков до приглашения на концерт, в котором он принимает участие.

Слайд 5.

Начнем с того, что родители одаренных детей в той же мере отличаются от обычных, как и сами их необыкновенные дети. Не будет преувеличением сказать, что многие родители одаренных детей нередко сами талантливы именно в качестве родителей. Несмотря на значительные различия, отметим особенности, характерные для подавляющего большинства родителей одаренных детей

1. Как правило, эти родители достаточно образованны и почти всегда имеют высшее образование. Одаренность не дается никому непосредственно от природы, ее надо развивать – любую, даже особую. А малообразованные родители обычно не могут, а еще больше не хотят развивать способности своих детей.

Характерный факт – по стат. подсчетам, среди родителей одаренных детей в науке работает в пять раз больше, чем среди родителей обыкновенных детей. У 80 % родителей одаренных детей дома есть превосходные личные библиотеки, и они сами много читают. Более того, значительная часть родителей (в большей степени это относится к группе особо одаренных детей) в детстве, да и позже сами проявляли многие качества одаренности, однако у многих эта одаренность не реализовалась.

        2. Одаренность родителей, как и у их детей, принимает самые разные формы, однако повышенная любознательность характеризует практически всех. Они, как правило, много читают, интересуются всем на свете, с интересом относятся к психологии, прежде всего, мамы. Такая яркая познавательная потребность родителей, конечно, не случайна, а является одним из условий развития одаренности ребенка.

        3. Еще одна существенная для общения с ними характеристика. Родители одаренных детей, как и все остальные родители на свете, очень любят своих детей, но сверх того они еще, что называется, «ставят» на ребенка. Они постоянно заботятся о развитии ребенка, о его интересе к знаниям и к школе, тщательно анализируют качество обучения того или иного педагога, смотрят, что задается на дом, не слишком ли легкие задания, достаточно ли они носят развивающий характер.

Строго говоря, такое повышенное, иногда даже фанатичное внимание к развитию своего ребенка – обычная вещь для родителей одаренных детей. Без этого не было бы их одаренности. И как часто для многих из них жизнь ребенка полностью заменяет их собственную.

4. Следующая особенность этих родителей непосредственно вытекает из предыдущей. Очень часто они прямо восхищаются ребенком, могут часами рассказывать о его необыкновенных возможностях, потрясать слушателей рассказами о чудесных успехах. Нельзя сказать, что при этом у них нет критического отношения к своему ребенку: интеллигентные родители часто считают своим долгом замечать и говорить о недостатках ребенка, и чаще всего их беспокоят трудности общения ребенка, его явный или неявный эгоизм. Более того, у части родителей есть страх будущего – не исчезнет ли одаренность, сумеет ли ребенок найти свое место в жизни. При всем внешнем, часто напускном скептицизме, они ревниво следят за тем, достаточно ли высоко окружающие оценивают их ребенка, нет ли недооценки его достоинств.

        Ребенок уже с самых первых лет ощущает на себе эту неподъемную ношу – болезненно-честолюбивые ожидания родителей. И как часто именно эти ожидания становятся источником не только особых успехов ребенка, но и его неврозов, его вечной тревожности.

        5. Почти у всех родителей одаренных детей, как правило, существует очень тесная связь с ребенком, которая сохраняется надолго, иногда на всю жизнь. Отношения иногда бывают весьма противоречивы, но тесная зависимость от матери наблюдается почти всегда.

        7. Довольно часто родители одаренных детей весьма нестандартно приучают своих детей к жизни. Чаще всего они формируют беспомощность в ребенке (так называемая «выученная беспомощность») – и те до 10-13 лет не могут себе согреть чая или завязать шнурки. На словах такие родители сетуют на беспомощность ребенка, на самом деле она им нравится, так как еще больше привязывает его к родителям. Правда, изредка встречается и другая крайность, когда ребенок уже в 7 -8 лет становится абсолютно самостоятельным: ездит через весь город на занятия, воспитывает младшую сестренку или готовит обед на всю семью.

Слайд 6.

можно выделить несколько основных типов таких родителей:

Вечная нянька

В этом случае забота проявляется как гиперопека. Родители приучают своего ребенка к такой постоянной и мелочной заботе, что ребенок без них не может завязать шнурки или сделать себе бутерброд. Они проверяют, что ест ребенок и какова была котлетка, которую ему дали на обед. Ребенок реагирует на такую сверхопеку по-разному: некоторые стесняются такого внимания, раздражаются. Чаще же такая непрерывная забота становится необходимой и самому ребенку и превращается в так называемую симбиотическую связь, когда ребенок и родитель становятся придатком друг друга.

Строгий воспитатель (ментор)

В этом случае главным является постоянное требование развития и успешности деятельности. Очень большое значение эти родители придают дисциплине.

Единственный друг

Это довольно частый вариант, когда родитель делает все занятия вместе с ребенком. Они вместе читают, сочиняют, решают задачи, и сразу не поймешь, кто у них за старшего. В целом это очень неплохой вариант для развития одаренности ребенка. Плохо лишь то, что дети, воспитанные таким образом, часто плохо воспитаны, живут и общаются так, как им нравится.

Безалаберный товарищ

Это типичный вариант недостаточного внимания – гипоопеки, когда у родителей есть своя жизнь, а у ребенка своя. Это крайне редкий вариант в семьях одаренных детей.

Суровый надсмотрщик

Иногда встречаются случаи, когда родители очень требовательно и даже сурово относятся к ребенку. В таком суровом воспитании есть очевидные плюсы – эти дети куда чаще бывают организованными и трудолюбивыми, при этом нарушается эмоциональный контакт.

Слайд 7.

Хотя родители очень разные, тем не менее, у них есть общие черты, и возможны общие рекомендации по работе с ними.

  1. Не сравнивать детей друг с другом. Ребенка можно сравнивать только с самим собой. При анализе работы ребенка о других детях не должно быть и речи. Не нужно никого ставить в пример. Ни в присутствии родителей, ни просто в общении с детьми. Это требование на самом деле относится к любым детям, но в особенности к одаренным. Иначе конфликтов не избежать.
  2. Необходимо постоянно и терпеливо объяснять родителям основную стратегию развития их ребенка.
  3. Обязательно привлекайте родителей к развитию творческих способностей ребенка. Практически всегда они понимают необходимость не только и не просто «накачки» ребенка знаниями, но особую важность развития в ребенке креативности. Более того, если в отношении умственных способностей они очень ревниво следят за тем, чтобы полностью оценивали гениальность их ребенка, то по поводу креативности гораздо легче соглашаются видеть определенные недостатки. На совместную работу над творческим проектом родители, как правило, с радостью идут, т.к. в семье улучшается взаимопонимание.
  4. Сделайте родителей одаренного ребенка коллегами по работе. Родители одаренных детей, интересуются педагогикой и психологией. У большинства из них огромное доверие к науке и специалистам. Воспользуйтесь этим для своего рода внушения им определенных вещей - через серьезные беседы с ними, через научные статьи и книги. Такое доверие к их интеллекту резко улучшит ваш контакт и принесет огромную пользу ребенку.
  5. не следует включаться в семейную жизнь родителей.

Да, многие проблемы одаренных детей напрямую связаны с семейными проблемами родителей, семейный климат не всегда благоприятно действует на ребенка, но если не поступает прямого и безусловного запроса со стороны родителей на семейную психотерапию - оставьте семью одаренного ребенка в покое.

Слайд 8.

Работа с родителями одарённых детей реализуется в трёх направлениях:

1. Организация информационной среды для родителей:

Предполагает решение задач: 

- выявить интересы и предпочтения родителей;

- выявить уровень их осведомленности в вопросах образования и воспитания детей;

- узнать семейный опыт, традиции воспитания детей. 

Реализуется через проведение цикла общих групповых родительских собраний с использованием разнообразных форм работы по вопросам детской одарённости; анкетирование, беседы, опросы родителей, мастер – классы, буклеты для родителей, качественный и количественный анализ полученных данных.

2.Психолого-педагогическое сопровождение семьи одарённого ребёнка.

Основной задачей этого направления работы с семьей является повышение компетентности родителей в вопросах по развитию интеллектуальных возможностей ребенка. 

Данная работа направлена на расширение возможностей, понимание одарённого ребёнка;

- улучшение рефлексии своих взаимоотношений с одарённым ребёнком;

- установление и развитие отношений сотрудничества и партнёрства родителей с ребёнком.

3. Совместная практическая деятельность способного ребёнка и его родителей (совместные стенгазеты, выставки, творческие работы, подготовка презентации, оформление благодарности родителям за помощь в участии в образовательном процессе ДОУ,  и т.д.).

Практические задания для развития креативности

участников творческой лаборатории

УПРАЖНЕНИЕ «РИФМУЕМ  ИМЕНА»

Участникам необходимо сочинить двустишье на свое имя, которое начинается словами: «Меня зовут…»

Пример:

  • Меня зовут Никита, меня любят москиты!
  • Меня зовут Нина, я пришла из магазина!
  • Меня зовут Саша, у меня сгорела каша!
  • Меня зовут Настя, от меня всем здрасьте!
  • Меня зовут Рита, в огороде все полито!

ГУЛЛИВЕР

Представьте себя на месте Гулливера, который попадает в страну лилипутов (там его рост примерно с трехэтажный дом) и в страну великанов (там его рост примерно с карандаш). Выдвинете как можно больше идей о том, какие предметы Вы смогли бы использовать в каждой из этих стран в качестве инвентаря для

- различных видов спорта (гимнастики, легкой атлетики, фехтования, игры в городки, тяжелой атлетики, лыжного спорта)

- шляпы;

- дома;

- кровати;

- постельного белья;

- машины;

- домашнего животного;

- записной книжки.

Упражнение выполняется индивидуально, время работы 10 - 12 минут. Потом участники озвучивают свои варианты, а ведущий записывает их.

Смысл упражнения

Упражнение основано на приеме гиперболизации (представление знакомых объектов в утрированно уменьшенном или увеличенном виде), что способствует появлению новых ассоциаций, развитию умения воспринимать знакомые вещи в новых, неожиданных ракурсах, обращать внимание на такие их свойства, которые в обыденной жизни не замечаются.

Обсуждение

Где было проще представить себя в роли Гулливера – в стране лилипутов или великанов? С чем это связано? Какие из выдвинутых идей об использовании предметов представляются наиболее интересными? Что за неожиданные свойства привычных предметов в них использованы?

СПОСОБЫ ДЕЙСТВИЯ

Участникам предлагается придумать как можно больше способов действия, позволяющих разрешить какую-либо нетривиальную ситуацию, например:

- Красиво и оригинально упаковать подарок, имея только газетную бумагу и скотч.

- Открыть консервную банку, не имея консервного ножа (более сложный вариант: пользуясь только теми предметами, которые имеются в аудитории).

- выпить из бутылки, не открывая ее;

- Перевезти пассажирку на велосипеде, не оборудованном специальными приспособлениями для этого.

- Налить бензин из бочки с узкой горловиной, не наклоняя ее и не проделывая в ней отверстие.

-  Достать с лестницы до лампочки, до которой не дотянуться 20 см.

- Заделать дырку в лодке с использованием подручных средств (размер дырки 2х2 см, специальных склеивающих материалов под рукой нет).

Более динамично упражнение проходит, когда выполняется в подгруппах по 3 — 4 человека, хотя возможна и индивидуальная работа. Что касается выбора ситуаций, которые станут предметом работы – упражнение получается интереснее, если сначала ведущий озвучивает 5 — 6 различных вариантов, а потом участники сами выбирают из них 2 — 3, с которыми хотели бы работать.

Смысл упражнения

Тренировка основных качеств творческого мышления (беглость, гибкость, оригинальность) в ситуациях поиска выхода из необычных ситуаций.

Обсуждение

Сначала представители каждой из подгрупп кратко рассказывают о том, какие способы действий они предлагают, а потом обсуждают 2 вопроса:

1. Что облегчало появление этих идей, а что затрудняло?

2. Вспомнить подобные ситуации из жизни, решить которые помогала смекалка, или… все-таки знания?

СПОРТИВНЫЙ КОСТЮМ или  ВЕШАЛКА

Участникам, объединенным в подгруппы по 3 — 4 человека, предлагается составить 2 списка:

1. То, что возможно сделать со спортивным костюмом (вешалкой).

2. То, чего со спортивным костюмом (вешалкой) сделать невозможно.

На эту работу отводится 5 — 7 минут, потом списки озвучиваются. После этого предлагается придумать способы, посредством которых можно превратить пункты из списка 2 («невозможно») в пункты из списка 1 («возможно»). На эту работу отводится еще 6 — 8 минут.

Смысл упражнения

Стимулирование участников к генерированию идей, на первый взгляд выходящих за пределы здравого смысла. Демонстрация относительности понятий «возможно» и «невозможно», их зависимости от ряда условий и допущений.

Обсуждение

Представители от каждой из подгрупп рассказывают, какие «невозможные» утверждения они сумели превратить в возможные и каким именно образом. Если какие-то утверждения так и остались в списке невозможных, то с чем это связано, какие ограничения не удалось преодолеть? Потом участникам предлагается привести примеры ситуаций

из жизненного опыта, в которых на первый взгляд невозможное оказалось вполне возможным, и предположить, с отказом от каких условностей, допущений, традиций это было связано.

ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ

Участникам дается изображение или краткое словесное описание какой-либо имеющей отношение к спорту ситуации, которая допускает много вариантов трактовки, могла возникнуть вследствие разнообразных причин и привести к различным последствиям (см. примеры рисунков). Участники, объединенные в подгруппы по 3 — 4 человека, получают задание предположить как можно больше:

1. Причин, которые могли привести к возникновению этой ситуации.

2. Следствий, которые могут возникнуть после нее.

Желательно, чтобы все подгруппы работали над одной и той же ситуацией.

На выдвижение идей отводится 10 - 12 минут. Потом происходит представление выдвинутых идей: каждая из подгрупп поочередно озвучивает одну из своих идей, потом слово передается следующей подгруппе, которая озвучивает еще одну и т. п. Повторяться нельзя. Группа, которой больше нечего сказать, выбывает из игры, и слово передается следующей. Побеждает и награждается аплодисментами та подгруппа, которая останется в игре дольше всех. Сначала представляются причины, потом обсуждаются следствия ситуации.

Смысл упражнения

Придумывание возможных причин и следствий ситуаций, допускающих неоднозначную трактовку – один из наиболее эффективных способов отработки умения генерировать идеи, а также совершенствования беглости и гибкости творческого мышления.

Обсуждение

Как распределились роли участников при выдвижении идей; кто занял активную позицию, а кто предпочел оставаться пассивным? С чем это связано, и насколько характерны для участников такие же позиции в других жизненных ситуациях? Насколько проявилась гибкость мышления при выдвижении идей, относятся ли они к качественно разным смысловым

категориям, или выдвинутые причины и следствия – принципиально одного плана? Каким жизненным ситуациям можно уподобить эту игру? Какие умения развиваются в ней и где они востребованы?

УПРАЖНЕНИЕ ИНОСТРАНЕЦ

Представьте себя в роли иностранца, который не очень хорошо знает русский язык и поэтому не в состоянии понять иносказательный смысл высказываний. Все слова он понимает буквально: например, услышав "Не вешай нос", представляет себе повешенного за нос человека и думает, что это средневековый способ казни. Предложите как можно больше вариантов, что он может подумать, услышав такие фразы:

  • себе на уме;
  • комар носа не подточит;
  • сам черт не брат;
  • прошел огонь, воду и медные трубы;
  • не подмажешь — не поедешь;
  •  у семерых нянек дитя без глазу;
  • яйца курицу не учат;
  • зимой снега не выпросишь;
  • дом был полной чашей;
  • на воре и шапка горит;
  • метать бисер перед свиньями.

Упражнение выполняется в подгруппах по 3-4 человека, каждая подгруппа выбирает себе по три фразы и придумывает как можно больше возможных вариантов их буквальной трактовки.

Психологический смысл упражнения.

Упражнение учит рассматривать в новых, необычных ракурсах то, что кажется понятным, привычным и банальным, вставая на позицию наивного слушателя, не имеющего сформированного представления о том, что он воспринимает.

Обсуждение.

Вот видите, как своеобразно можно воспринять понятные и привычные фразы, всего лишь мысленно встав на позицию человека, не знающего заранее их смысла! Поделитесь, пожалуйста, примерами ситуаций из вашей жизни, когда отказ от "заранее известного" понимания какой-либо ситуации помог увидеть ее в новом ракурсе, решить связанные с ней проблемы.

УПРАЖНЕНИЕ ЧТО ИМЕЕТ...

Участникам предлагается придумать как можно больше предметов, .которые имеют:

  • кнопки;
  • ручки;
  • крышки.

Упражнение выполняется в общем кругу. Сначала ведущим упоминается какая-то одна из этих деталей, и участники поочередно называют по одному предмету, обладающему ей. Кто не может назвать предмет — выбывает из игры. Побеждает тот, кто последним останется в игре. Если это заняло не слишком много времени и интерес участников еще не исчерпан, имеет смысл повторить игру 2-3 раза, взяв другие части предметов.

Психологический смысл упражнения.

Интеллектуальная разминка, тренировка умения искать информацию по заданным признакам, в том числе и по несколько неожиданным. Так, например, выясняется, что ручку имеют не только дверь или сумка, но еще и маленькая кукла или двигатель старого грузовика (его заводят, прокручивая ручку стартера).

Обсуждение. Достаточно короткого обмена впечатлениями.

УПРАЖНЕНИЕ «МОЕ ВИДЕНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВОСПИТАТЕЛЯ»

Вы должны в течение 5 минут для каждой буквы  в слове «творчество»  или «одаренность» подобрать качества, которые, по вашему мнению, характеризуют творческого воспитателя дошкольного учреждения. Для эффективной работы предлагаю поделиться на группы. (После выполнения творческого задания один представитель группы зачитывает версию расшифровки слова «творчество».)

  • Т - толерантный, терпеливый…
  • В - волевой, веселый…
  • О - оригинальный, оптимистичный, организованный, органический...
  • Р - решительный, раскованный, реактивный, романтический, разный...
  • Ч - чуткий, честный, человечный…
  • Е - естественный…
  • С - самостоятельный, сознательный, смелый...
  • Т - тактичный, трудолюбивый...
  • В - великодушный, выдержанный…
  • О - общительный, обаятельный…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям одаренных детей

Практические советы по воспитанию одаренных детей....

Информация для родителей "Одаренные дети - признаки одаренности".

Как понять, что твой ребенок не такой , как другие дети. Чем он отличается от них? Какие у него необычные способности? Как помочь одареному ребенку  реализовать свои способности?...

консультация для родителей: "Гиперактивные дети. Как с ними справится".

Полезная информация для родителей и для педагогов ДОУ....

Памятка для родителей "Советы родителям одаренных детей"

В данном материале представлены советы родителям одаренных детей...

Родители одаренных детей: как с ними общаться (презентация к консультации)

В данной презентации предлагается сценарий проведения городского методического объединения для педагогов города по проблеме развития одаренности у детей дошкольного возраста, в частности по работе с р...