Мини проект "Святая Пасха"
учебно-методический материал (средняя группа)

Мини проект "Святая Пасха" в средней группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мини проект "Святая Пасха"87.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №6 «Буратино»

Мини-проект

«Святая пасха»

Подготовила: воспитатель

 Силянкова Н.А.

Мегион, 2021

Содержание

  1. Введение
  2. Актуальность
  3. Паспорт проекта
  4. Этапы реализации проекта
  5. Заключение
  6. Приложение

Введение

Дошкольное учреждение, являясь важным компонентом системы образования, не может быть вне процессов обновления. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно – технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности.   Применение метода проекта позволяет активизировать познавательную деятельность, совершенствовать их речевое развитие, значительно разнообразить организационные формы и методические приемы работы с детьми.

Проектная деятельность обеспечивает взаимосвязь образовательных областей, таких как: познавательная, речевая, социально-коммуникативная, художественно-эстетическая, физическая.  Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе – начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью. Овладение способами практического взаимодействия 
с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Приобретаемые в этих условиях знания, умения навыки, становятся более прочными, осознанными и могут употребляться в различных условиях.

Актуальность

В чем актуальность данного мини проекта? В настоящее время, в силу многих причин, уходят в прошлое традиционные народные праздники, и нам приходится заново учиться их праздновать. Ребенку трудно объяснить, что же за праздник такой: Пасха. Церковные праздники не самая легкая тема для детей. Есть семьи истинно верующие, которые регулярно посещают церковь, знают все церковные традиции. Так же есть не настолько верующие люди. Но красят яйца и едят куличи абсолютно все. Кто-то печет куличи сам, кто-то покупает в магазине. Накануне Пасхи, христиане освящают свою выпечку и крашенные яйца в церкви. Вот куда можно взять ребенка! У него после этого будут только положительные и яркие воспоминания.

Знакомство ребят с историей Пасхи можно начать с чтения Детской библии. Возможно, ребята воспримут эту историю как сказку, в силу того, что они еще дети. Пусть малыши принимают непосредственное участие в подготовке к празднику. Им доставит огромную радость самостоятельно разрисовать яйцо или украсить кулич. Нужно объяснить детям, что яйцо олицетворяет начало новой жизни, а кулич напоминает о присутствии Бога рядом с человеком. Именно время подготовки можно использовать для собственного рассказа о Пасхе, чтения стихов, посвященных Светлому Воскресенью.

Пасха считается христианским, семейным праздником, к которому нужно готовиться каждому члену семьи. Важно сначала рассказать ребёнку, что это за праздник и почему его празднуют, чтобы ему было интересно поучаствовать в подготовке и создать что-то новое своими руками. Затем вместе с ребенком можно придумать, чем лучше порадовать ваших близких в этот день, какие приготовить подарки. Конечно, самый традиционный подарок на Пасху – крашеное яичко. «Дорого яичко ко Христову дню», – подбадривает народная пословица юных мастеров и мастериц, заранее готовящих подарки к празднику. Никто не должен быть одиноким в этот праздник!

Паспорт проекта «Святая Пасха»

Цель проекта: Приобщение, расширение знаний дошкольников о традиции празднования православных праздников на примере праздника Пасха.

Задачи:

Обучающие: Знакомить детей с обычаями и традициями православной церкви - празднованием Святой Пасхи;

Развивающие: Развивать жизненный опыт воспитанников в процессе творческого изучения прошлого и настоящего своего народа во взаимосвязи с общечеловеческими ценностями; формировать уважительное отношение к русским обычаям и православным праздникам;

Воспитывающие: Воспитывать уважение к народной культуре своего народа, православной истории; воспитывать чувство преемственности старины в современном мире; воспитывать уважительное отношение в общении друг с другом и взрослыми.

Тип проекта: Познавательно-творческий.

Срок реализации: краткосрочный-2 недели. Время проведения с 29.03.2021 по 12.04.2021 г.

Участники проекта: Дети 4-5 лет, родители, педагоги, музыкальный руководитель.

Образовательные области: познавательная, речевая, социально-коммуникативная, художественно-эстетическая, физическая.  

Предполагаемый результат:

        развить познавательную деятельность детей в ходе проведения проекта через совместную и практическую деятельность с педагогами и родителями;

•        сформировать у детей знания о традициях празднования Пасхи;

•        познакомить детей с народными играми, проводимыми в период празднования Пасхи через стихи и песни;

•        получить детям практические навыки, необходимые знания в рамках темы в декоративно-прикладном искусстве;

•        вовлечь родителей в педагогический и творческий процесс группы.

Дальнейшее развитие проекта:

Продолжать знакомить ребят с христианскими традициями.

Содержание проекта:

  1. ООД:
  • лепка «Пасхальное яйцо»;
  • аппликация «Праздничный кулич»;
  • конструирование «Петушок» (из киндер-сюрприза).
  1. Раскраски «Святая Пасха»
  2. Разучивание стихов, песен, закличек, считалок о Пасхе;
  3. Разучивание игр, проводимых в дни празднования Пасхи;
  4. Чтение детской библии;
  5. Мастер-класс «Птичка счастья»;
  6. Инсцинировка сказки «Пасхальный колобок» (по мотивам сказки прот. Константина Островского).

Работа с родителями в рамках проекта:

  1. Консультации: «Что такое Пасха»; «Почему мы красим яйца?»;
  2. Изготовление альбома Пасхальных рецептов.

Предварительная работа: Знакомство детей с историей праздника Пасхи, с русскими народными традициями. Рассматривание иллюстраций по теме «Пасха»

Как же рассказать детям о Пасхе? Можно предложить послушать такую историю про Пасху.

Пасха

Сегодня ярче светит солнце,

Сильнее ветер бьёт в оконце,

И крик несётся до небес:

«Христос воистину Воскрес!»

Воскресение Христово

Алёнка и Саша сегодня очень заняты. Мама разрешила им разрисовать писанки к Пасхе. Ловко работают дети. Будут на яйцах и солнышко, и деревья, и волны! А мама с бабушкой на кухне пасхальные куличи пекут. Бабушка пообещала, что, пока тесто будет выстаиваться, она расскажет историю этого праздника.

Слушайте и вы...

Пасха — Светлое Христово Воскресение. Это главное событие в духовной жизни христиан получило название Праздника праздников, царя дней. Готовились к нему 7 недель — 49 дней. А неделя перед Пасхой называлась Великой, или Страстной. Великий Четверг — день духовного очищения, принятия таинства причастия. Страстная Пятница — напоминание о страдании Иисуса Христа, день печали. Великая Суббота — день ожидания, в церкви уже читают Евангелие о Воскресении. Пасха — воскресенье, когда мы празднуем Воскресение Спасителя.

Сын Божий пришёл в этот мир, чтобы спасти людей. Он проповедовал Любовь и Царство Небесное, создавал много чудес, исцелял и воскрешал людей. Ты же помнишь рождественскую историю? Появлению Христа многие радовались. Но были и те, которые не верили в его святость. Они старались помешать Иисусу рассказывать о Царстве Бога. Среди вождей того времени было много таких, которые ненавидели Христа и желали от Него избавиться. Иуда, один из учеников Господа, решил передать Христа этим злым людям. Он подошёл к своему Учителю и поцеловал Его. Это был знак. Иисуса немедленно взяли под стражу. А Иуда за это получил 30 серебряных монет. Таким образом, он продал своего Учителя.

Иисуса допрашивали перед синедрионом — высшим иудейским судом. Старейшины и судьи искали доказательства, чтобы осудить Иисуса. Над ним издевались, но он терпел.

В конце концов Его осудили на смертную казнь. Это было страшное событие. Иисуса распяли на кресте на горе Голгофа. Когда он умер, земля вздрогнула, начали распадаться скалы. Это произошло в пятницу. Теперь мы этот день называем Страстной Пятницей. В этот скорбный день надо молиться.

Когда прошла суббота, ночью, на третий день после своих страданий, Господь Иисус Христос ожил, воскрес из мёртвых. В воскресенье утром пришли женщины с благовониями, чтобы смазать тело Спасителя. Но вместо Него увидели Ангела. Он известил о Воскресении Господнем: «Не бойтесь. Я знаю, что вы ищете распятого Иисуса. Но не следует искать Живого среди мёртвых. Он воскрес, как и обещал вам. Идите и расскажите ученикам Иисуса, что Он воскрес из мёртвых и ждёт их».

Радость охватила людей. С тех пор мы празднуем Пасху — праздник Возрождения. Господь победил смерть и показал, что для тех, кто в Него верит и живёт согласно Его заповедям, нет ни смерти, ни ада.

Готовясь к Пасхе, люди преисполняются радости и веры. С Чистого Четверга начинается любимое действо — раскрашивание и роспись яиц. В простые узоры вложено много смысла. Волнистые линии — это моря-океаны. Круг — яркое солнышко. По традиции, готовые крашанки и писанки складывали на свежую проросшую зелень овса, пшеницы, а иногда — на нежно-зелёные листья салата, которые специально выращивали к празднику. Сочная зелень и яркие цвета пасхальных яиц создавали праздничное настроение.

А когда мама выпекает пасхальные куличи, во всём доме стоит сладкий аромат ванили, изюма — настоящего праздника!

В ночь Воскресения Христа происходит праздничное богослужение (Пасхальная Служба Божья). В красивых корзинах к церкви несут разные кушанья — куличи, сыр, масло, которые символизируют благополучие, писанки и крашанки. В корзину кладут соль — символ мудрости. Торжественная процессия с певчим и священником благословляет людей.

Вернувшись домой, люди разговляются — едят вкусную пищу после Великого поста. Богатый пасхальный стол является символом небесной радости и вечери Господней. На пасхальный завтрак собираются самые близкие родственники. Хозяин подходит к гостям с пожеланиями и словами «Христос воскрес!», а потом целует каждого. Отвечать надо так: «Воистину воскрес!» Свячёное яйцо нарезают на столько частей, сколько присутствующих лиц. На столе горит свеча как напоминание о светлости этого дня. Начинать пасхальный завтрак обязательно надо с кулича. Даже крошки этого хлеба, которые упали на пол, ни в коем случае нельзя выбрасывать.

Всю Светлую неделю длится праздник. В сёлах был обычай: вечером скрипачи ходили по сёлам и под окнами играли в честь Христа.

Для ознакомления детям была предложена Детская библия. Детская Библия дает основные знания, необходимые православному христианину: кратко и доступно излагает Священную историю Ветхого и Нового Заветов. Книга построена в виде вопросов и ответов, сопровождается качественными иллюстрациями и подходит для изучения в воскресных школах, а также для семейного чтения. Вместе с этой книгой можно знакомить ребенка с оригинальными библейскими текстами. Пересказать всю Библию в этой книге, разумеется, невозможно, и в ней даны только самые значительные события.

Этапы реализации проекта

1-й этап проекта- организационно-подготовительный.

Определение основных направлений реализации проекта, подборка программно-методического обеспечения.

-вызвать интерес детей и родителей к выбранной теме проекта;

-оформление уголка для родителей по православному празднику Пасха.

-подбор наглядно-дидактического материала

- рассматривание с детьми Детской Библии.

-подбор необходимой литературы.

        На первом этапе произошло знакомство детей с историей русского народного праздника Пасха, с народными традициями. Для рассматривания были предложены иллюстраций по теме, детская Библия. На музыкальных занятиях выучили весенние хороводные игры, заклички, считалки. 

2 этап –   Основной:

Непосредственная реализация проекта в соответствии с перспективным планом.

3этап – Заключительный

Подведение итогов. Презентация проекта.

Заключение.

Проведенная работа подтверждает прогнозируемый результат: при целенаправленном и систематическом применении всего перечисленного материала у детей сформированы знания о христианских традициях празднования Пасхи.

Благодаря методу проекта стало возможным создать единое познавательно-творческое пространство в детском саду и семье воспитанников. В ходе реализации проекта у детей возрос уровень познавательных интересов.  При встрече с родителями они с увлечением рассказывали о своих знаниях, полученных в ходе совместной деятельности.

            Заключительным этапом нашего проекта стал продукт: книга Пасхальных рецептов группы «Почемучки». В изготовлении этой подборки приняли участие родители почти всех наших воспитанников.

            Задачи проекта все достигнуты!

Используемая литература:

1. Князева О. Л. Маханёва М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»С. П. б. Детство-Пресс. 2010г.

2 «Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду.»

3. «Ребёнок в детском саду»1.2007г. стр. 74. «Со Светлой Пасхой».

4. «Ребёнок в детском саду»2. 2007г. стр. 47. «Писанки для Алёнки»

5. «Детская библия» Институт перевода библии. 1996г

6. Интернет-ресурсы.

Приложение 1

Пасхальные игры

      Пасхальные дни были самыми светлыми и радостными для ребятишек, так как уже было тепло, зелено, можно было играть на улице в подвижные игры. А взрослые были особенно добры, нарядны и даже иногда принимали участие в детских забавах.

      Не существовало специальных «ритуальных» пасхальных игр с употреблением каких-либо приговорок, закличек, прибауток. Это, вероятно, объясняется тем, что Пасха - один из самых почитаемых, с драматической историей праздник, которому предшествуют страшные события Страстной недели.

      Обычно дети играли в летние игры: клеп, тройник, городки, казаки-разбойники, камушки, ножички и другие.

      Традиционно пасхальная игра «покаток» заключалась в том, что на ровной площадке со специального «мостика» всеми игроками по очереди скатывалось крашеное яйцо (в некоторых сёлах - маленький мяч), которое должно было попасть в одно из яиц, выставленных в ряд на некотором расстоянии от «кона» всеми участниками игры. Выигранное яйцо забиралось.

      Часто играли в игры с пением или «приговоркой»: «Цепи», «Чок-чок, каблучок»

      Широко распространена была игра «Бояре». Текст её в разных вариантах встречается в записях многих фольклористов, в том числе и сибирских.

 

«Бояре»

Разновидность игры «Цепи». Играющие делились на две цепи, которые поочерёдно, под плясовую, быструю мелодию двигались навстречу друг другу и отступали назад, меняя направление на каждую фразу песни.

         

Ой, бояре, а мы к вам пришли,

Молодые, а мы к вам пришли.

Ой, бояре, а зачем вы пришли,

Молодые, а зачем вы пришли?

Ой, бояре, мы невесту выбирать,

Молодые, мы невесту выбирать!

Ой, бояре, а какая вам мила,

Молодые, а какая вам мила?

Ой, бояре, нам вот эта мила.

Центр цепи - это ведущие игроки, вели всю цепь в нужном направлении, и сомкнутыми руками двое играющих – «пиком» изгиба цепи, показывали на выбранную девочку).

Ой, бояре, она дурочка у нас,

Молодые, она дурочка у нас!

Ой, бояре, мы (й)ё выучим,

Молодые, мы (й)ё выучим.

Ой, бояре, чем вы будете учить,

Молодые, чем вы будете учить?

Ой, бояре, мы (й)ё кнутиком,

Молодые, мы (й)ё кнутиком.

Ой, бояре, она будет голосить,

Молодые, она будет голосить.

Ой, бояре, мы ей пряничка дадим,

Молодые, мы ей пряничка дадим.

Ой, бояре, она пряники не ест,

Молодые, она пряники не ест...

(К сожалению, утеряны две последние строки, содержащие окончание «торгов».)

  

На последние слова песни «невеста» разбегалась и пыталась прорвать цепь «бояр-сватов», выбирая при этом самое слабое, с её точки зрения, место в цепи. Если ей это удавалось, то она забирала с собой двоих игроков, тех, чьи руки разомкнула. Если прорыв не удавался, «невеста» оставалась в цепи.

   Игра повторялась до тех пор, пока в цепи противника оставалось 3 человека, что уже не считалось цепью.

Игра могла продолжаться по часу и более, если игроков было много.

«Чок-чок-каблучок»

      К сожалению, утеряно начало текста игры. Но фрагмент его всё же самоценен.

     Считалкой выбирался «Ваня» - водящий, исполняющий роль «жениха». Ему завязывали глаза и усаживали его в круг. Дети, взявшись за руки, начинали вести хоровод, приговаривая текст (утерян). Затем круг останавливался и дети продолжали стоя на месте, притопывая одной ногой и прихлопывая в ладоши:

Чок-чок-каблучок,

Сиди, Ваня-дурачок,

Не сходя ни с места,

Где твоя невеста?

В чём она обута?

В чём она одета?

Как её зовут?

«Ваня» вставал и описывал по памяти выбранную им девочку. Если он ошибался, то ему назначалось «наказание» - какое-либо шуточное задание: спеть частушку, прокричать птицей и тому подобное. Если «Ваня» описывал свою избранницу правильно, то уже он (а не считалкой) назначал нового «Ваню».

«Ленок»

     Детская хороводная игра, имитирующая «работные» действия. При движении по кругу, играющими на каждую фразу производятся одновременно движения, имитирующие процесс сева, уборки и обработки льна.

     Игра не преследовала никаких иных целей, не имела никакого результата, кроме пения и имитации работных движений.

Баба сеяла, сеяла ленок,*

Баба, сея, приговаривала,

Чеботами приколачивала.

Ты удайся, удайся, ленок,

Ты удайся, мой беленький ленок.

Баба, брала, да брала ленок,

Баба брала, приговаривала,

Чеботами приколачивала:

Ты удайся, удайся, ленок,

Ты удайся, мой беленький ленок.

Баба трепала, трепала ленок

Трепала да приговаривала,

Чеботами приколачивала.

Ты удайся, удайся, ленок,

Ты удайся, мой беленький ленок.

Баба чесала, чесала ленок,

Все чесала, приговаривала,

Чеботами приколачивала….

Ты удайся, удайся, ленок,

Ты удайся, мой беленький ленок…

Далее «ленок» пряли, ткали полотно, шили сарафан, хвалились обновкой. Обычно этот хоровод водил кто-то из старших девочек с младшими детьми, которые охотно повторяли за взрослым движения и так, в процессе игры, запоминали нехитрый текст.

Приложение 2

Считалки

     Считалок в детском фольклоре существует множество. Их едва ли не больше колыбельных. Ведь чтобы начать какую-либо игру соревновательного характера, необходим её «зачин». Считалка и была зачином игры - это наиболее справедливый способ определения водящего.

      Считалки, скорее всего, жанр «совместного» творчества взрослых и детей. Судя по их текстам, сочинялись они не только бабушками и матерями, но и самими ребятишками. Чего только стоит широко распространённая считалка «Вышел месяц из тумана, вынул ножик из кармана..» - тут не обошлось без воинственного настроя ребят.

На золотом крыльце сидели:

Царь, царевич,

Король, королевич,

Сапожник, портной…

Кто ты будешь такой?

     На кого выпал вопрос, тот выбирает себе «роль». При повторном счёте ему должна выпасть эта роль. Если выпадала другому

участнику игры, тот выходил. Если на того, кто роль выбрал, - он теперь считал.

Без подсказки, без обмана

Вышел месяц из тумана,

Вышел месяц из тумана - 

Вынул кукиш из кармана.

Кто не видел - погляди,

Кто не вышел - выходи!

                 * * *

У ворот, ворот, ворот,

Собирается народ,

На скамейке сидит дед,

Сколько тому деду лет? 

На кого выпал вопрос, тот отвечает. Например, пять или семь. Считалка продолжается:

Раз, два, три, четыре… семь,

Вылетаешь ты совсем!

Или: Раз, два, три, четыре, пять - 

Ты выходишь, - мне считать.

                

Забавушки

 «Забавушками» в южных областях России называли не только детские игрушки как таковые, но и прибаутки, шутки, которыми развлекали малыша няньки, бабушки. «Забавушки» никогда не были бессмысленными. Они развивали у ребёнка чувство ритма, речь, мелкую моторику рук.

 К таким «забавушкам» относятся и широко известная потешка «Ладушки», в процессе исполнения которой малыш хлопает в ладошки, взмахивает ручками, показывает на части тела (на головку сели), радуется совместным действиям со взрослым; и «Идёт коза рогатая» - потешка, которая развлекала и смешила малютку.

 Потешки имели особую ценность, так как устанавливали позитивный контакт взрослого и малыша. Ребёнок ощущал внимание и любовь близких людей, проявляющиеся в совместном весёлом действии.

    «Один-бедин..

Бабушка загибает малышу поочерёдно пальчики в кулачок, при этом приговаривает:

                      (фрагмент)

Один – Бедин,

Гаврик – Хомин,

Кулюха – Варюха,

Нестер – Иванюха...

Денисок – невисок,

Дык - толост...*

* Если первые четыре пары - русские имена, то не совсем ясно значение двух последних строк: «Денисок - не высок, А Дык - толост»; или «Денисок не высок, зато толост» В южно-русском диалекте «дык» имело два значения:1 «зато»; 2 - «так». Но это может быть и именем собственным.

Приложение 3

Пасхальные забавы для детей

     В Светлое пасхальное Воскресенье, когда все близкие собираются вместе, с детьми можно поиграть в игры с пасхальными яйцами.

Традиционной пасхальной игрой является следующая. На полу освобождали ровное пространство, устанавливали деревянный либо картонный желобок, с которого запускали яйца. На пути яйца раскладывали всевозможные маленькие игрушки и сувениры. Дети по очереди катили яйца по желобу и забирали себе ту игрушку, с которой сталкивалось их яйцо. 

Найди яйцо!

     Все дети любят искать сюрпризы. Запрячьте заранее декоративные яйца либо шоколадные киндер-сюрпризы по всей квартире, дому или саду, смотря, где вы собираетесь отмечать праздник Пасхи. Соберите детей вместе и предложите им найти яйцо-сюрприз. Если детишек много, разделите их на две команды, и пусть каждая отыщет как можно большее количество яиц, которые потом распределит между собой. Если детишки ищут по отдельности, постарайтесь, чтобы каждый малыш нашел-таки свой сюрприз и не остался без подарка. 
Крепкое яйцо

     Издавна существует традиция «чокаться» друг с другом яйцами. Яйца берут в руки тупым либо острым концом от себя и ударяют им об яйцо соперника. Выиграет то, что яйцо останется целым. 
Соревнования по раскручиванию яиц.
     Дети на столе раскручивают пасхальные яйца, победитель тот, у кого яйцо дольше всех крутилось, он и забирает все остальные и так до тех пор, пока все яйца не будут использованы.

Приложение 4

Стихи о Пасхе для детей

Вербочки

Мальчики да девочки

Свечечки да вербочки

Понесли домой.

 

Огонёчки теплятся,

Прохожие крестятся,

И пахнет весной.

 

Ветерок удаленький,

Дождик, дождик маленький,

Не задуй огня.

 

В воскресенье вербное

Завтра встану первая

Для святого дня.

Автор: А. А. Блок

Пасхальный благовест

Понеслись удары

К синим небесам,

Звонко раздаётся

Голос по лесам.

Тихая долина

Отгоняет сон,

Где-то за дорогой

Замирает звон.

Автор: С. А. Есенин

А в деревне у меня

Есть чудесные друзья.

Это Петя-петушок,

Ярко-красный гребешок.

Он важно ходит по двору

И кричит ку-ка-ре-ку.

А взгромоздившись на плетень,

Встречает звонко новый день.

Лишь только солнышко взойдет,

Ему он песню пропоет!

Подруга же, курочка, его

Кудахчет тихо ко-ко-ко.

И яйца целый день несет,

Пока ей петушок поет.

А после водит гулять в сад

Пушистых, желтеньких цыплят,

Что скачут резво тут и там,

Устроив желтый тарарам!

Вот гуляет петушок –

Ярко красный гребешок.

Перья жаркие горят!

Как красив его наряд!

(Ю. Склярова)

К нам удачу закликая,

Кукарекает Петух,

И с утра уже витает

Новогодний в доме дух.

Пусть достаток вас согреет,

Денег куры не клюют,

Новый год, спеши скорее,

Здесь тебя ужасно ждут!

Приложение 5

Заклички:

 Игры с жаворонками

     Сороки были одним из самых любимых детских праздников, потому что это первый праздник по «высокому солнцу», когда зима явно уступает место весне, когда взрослые не стесняют своим присутствием на улице, когда весенние ритуалы совершаются именно детьми.

      Отправляя ребенка с «жаворонками» на улицу, старшие обязательно напутствовали: зови весну звонче, чтобы зиме тошно стало; верти жаворонка шибче, чтобы лёд скорее стаял!

     Для «выноса» пеклись мелкие жаворонки, которыми было удобно играть на льду, закликать весну первой «птицей».

    Первую закличку дети выкрикивали, вращая привязанного на длинной суровой нити жаворонка над головой. Старались делать это одновременно.

Кулик – жаворонок,

Прилети на донок,

Полети на бережок,

Чтобы стаял снежок.

На луг прилети,

Весну принеси!

Весна иди,

Ложок буди,

Подтопи кочки,

Размости мосточки.

      Вторая игра носила соревновательный характер. Заключалась она в том, что дети, делясь на пары, пускали жаворонков по чистому льду от «кона» - отметки

    Чей дальше проскользит, к тому переходит жаворонок соперника. А проигравший свою «птицу» выбывает из игры.

При этом всеми играющими хором выкрикивалась (скороговоркой, пока катились жаворонки) закличка:

Чок-чок, куличок,

(А)ржаной бочок,

Растопи стужу,

Сотвори лужу,

Дай напиться

Студяной водицы -

Гороху, гречице,

Репе, чечевице,

Ростку, колоску,

Да (й) хлебушку!

      Следующая закличка не относилась к жаворонкам, но также призвана была разбудить весну, ускорить её приход. Закличка не сопровождалась никакими игровыми «магическими» действиями.

    Она выкрикивалась детьми хором при виде всякой появившейся в небе птицы.

      Дети, провожая взглядом птиц, выражали радость по поводу их прилёта.                        

                               (фрагмент)

Батюшка-журавель,

За тридевять земель

Чего летал,

Кого видал?

Батюшка-журавель,

Неси нам капель,

Дадим тебе конопель, -*

Неси оттепель!

Загадки:

Хвост с узорами, сапоги со шпорами,

Беленькие пёрышки, красный гребешок.

Кто это на колышке?

ОтветПетушок

Не царь, а в короне,

Не всадник, а со шпорами,

Не будильник, а всех будит.

ОтветПетух

Приложение 6

Пасхальные песни

Здравствуй, лучик солнечный!

сл. Е. Матвиенко, муз. М. Быстровой

Вот закончилась зима,
Пасха к нам пришла.
Улыбнулись солнышку
Все мои друзья!

Солнышко весеннее
Только подмигнет,
Чудо-расчудесное
Вмиг произойдет!

Запоют воробушки,
Зазвенит капель.
Здравствуй, лучик солнечный
И пасхальный день!

Верба-вербочка цветет
И проснулся шмель.
Веселится детвора
Напролет весь день!

Солнышко весеннее
Только подмигнет,
Чудо-расчудесное
Вмиг произойдет!

Выглянут подснежники,
Зацветёт сирень.
Здравствуй, лучик солнечный
И пасхальный день!

Красное яичко

Дорого яичко
Ко Христову дню,
И не знал я долго,
Как и почему.

Как же так бывает,
Где найти ответ?
Птичка вдруг выходит
Из яйца на свет!

В этом вот и чудо,
Бог так сотворил,
Что яйцо сырое
В птичку обратил.

Тот пример я понял
Сердцу дорогой:
Так Господь когда-то
Сотворит со мной.

Та же сила Божия
Прах мой соберет,
А из праха снова
Тело оживет.

И с тех пор яичко,
Красное, как кровь
Мне напоминает
Про Его любовь.

Приложение 7

С помощью музыкального руководителя и детей подготовительной группы была проведена инсцинировка сказки «Пасхальный колобок» (по мотивам сказки прот. Константина Островского)

Действующие лица

1. 1-й ведущий

2. 2-й ведущий

3. Дед

4. Баба

5. Колобок

6. Волк

7. Лиса

8. Медведь

9. Зайчик

10. Батюшка

Сцена 1

1-й ведущий: Жили-были бедные дед и баба.

2-й ведущий: Очень бедные.

1-й ведущий: У них не было курочки-рябы.

2-й ведущий: Ох, не было!

1-й ведущий: Она не снесла им яичка.

2-й ведущий: И не могли они испечь пасхального куличика!

1-й ведущий: Дед бабе и говорит…

Дед: Чем же, милая, нам на Пасху разговеться-то?

Баба: Ох, уж и не знаю, милай. Ведь мука у нас давно уже кончилась.

Дед: Давай, баба, не будем унывать, а помолимся Богу, да по амбару пометем, по сусекам поскребем; может, хоть на колобок наскребется.

1-й ведущий: Так они и сделали: по амбару помели, по сусекам поскребли, мучицу на воде замесили, слезицей посолили.

2-й ведущий: Бога поблагодарили.

1-й ведущий: Испекли постный колобок и на окно положили, до утра простынуть.

2-й ведущий: А на утро проснулся Колобок раньше всех.

Колобок: Что-то дедушки и бабушки не слышно. Спят, поди. Намаялись со мной вчера, даже службу проспали. Покачусь-ка я в церковь, пока они спят, окроплюсь у батюшки святой водой, хоть этим старичков утешу.

1-й ведущий: Соскочил колобок с подоконника на землю и — айда в церковь! Да не по дороге, а прямиком через лес. Навстречу ему волк.

Сцена 2

Волк: Здравствуй, Колобок. Куда катишься?

Колобок: Качусь в храм Божий, святой водичкой окропиться. А это что у тебя такое?

(Волк снимает наушники, дает Колобку послушать).

Волк: Что, не видишь — развлекаюсь я, музыку слушаю. Праздник ведь все-таки, Пасха! Можно и повеселиться.

Колобок: Да ты что! Разве так Пасху празднуют?

Волк: А как празднуют?

Колобок: Пойдем со мной, увидишь.

Волк: Ну, пойдем, уговорил.

Сцена 3

2-й ведущий: И пошли они по лесу вместе. А на встречу им лиса.

Лиса: Далеко ли, мои сладенькие, направились?

Колобок: Мы, Лисонька, в церковь торопимся, я — святой водичкой окропиться, а Волк — музыку пасхальную послушать.

Лиса: Я что-то глуховата стала, подойди ко мне, мой постненький, поближе!

Колобок: (громче) В храм мы идем, на службу праздничную.

Лиса: Как же, как же, знаю — Пасха сегодня. Я вот тоже себе в честь праздничка наряд новый приобрела — буду по лесу щеголять. Пусть все завидуют!

Колобок: Да что ты, Лисонька, разве так Пасху празднуют?

Лиса: А как празднуют?

Колобок: Пойдем с нами, увидишь.

Лиса: Ну что ж, прогуляюсь.

Сцена 4

1-й ведущий: Пошли они по лесу втроем и вскоре встретили Мишку косолапого.

Медведь: (зевая, с подушкой в руках) Что шумите тут, спать мешаете?

Лиса: Эх ты, косолапый! Все Рождество проспал, хочешь и Пасху в берлоге проваляться? Весна ведь уже!

Медведь: Пасха — это я знаю, это я слышал. Так ведь в праздник нам и выходной дополнительный, чтобы поспать (зевает). А то для чего он, праздник-то?

Колобок: Что ты, Миша, разве Пасху так празднуют?

Медведь: А как празднуют?

Колобок: Пойдем с нами, увидишь — мы ведь в храм идем, на службу пасхальную.

2-й ведущий: Идут они вчетвером, беседуют. Вдруг навстречу им зайчонок.

Сцена 5

Колобок: Здравствуй, Заинька. Что ты такой испуганный?

зайчик: Да вот не пойму — что вокруг происходит? Почему торопятся все куда-то? Отчего колокола звонят так громко?

Волк: А ты не знаешь разве, что Пасха сегодня?

Зайчик: Я еще ничего не знаю, я только вчера родился.

Лиса: Ну, мы тебе сейчас объясним.

Все: (поют)

: Отчего так засияло нынче солнышко с небес?

Пасха светлая настала, Мы поем: Христос воскрес!

В храме праздничные лица, И звонят колокола.

Станем радостью делиться — Пасха светлая пришла!

зайчик: Спасибо вам, теперь я все понял. А куда же вы идете?

Колобок: Идем в храм, на службу пасхальную.

Зайчик: И я с вами!

Сцена 6

1-й ведущий: Так и пришли они все вместе на службу. Звери лесные не шелохнувшись стояли — так им понравилось в церкви — какая красота, какое пение!

2-й ведущий: А Колобок сразу к батюшке покатился. (Батюшка сидит в зале в первом ряду) Окропил его батюшка святой водой и спрашивает…

Батюшка: Где же, Колобок, твое красное яичко?

Колобок: Нет у меня, батюшка, красного яичка — мои дедушка и бабушка бедные.

Батюшка: На, возьми, Колобок, отнеси яички дедушке и бабушке.

1-й ведущий: А тут прихожане услыхали разговор, надавали Колобку яичек целую корзину.

2-й ведущий: Как служба кончилась, вышли все наши герои вместе из храма, звери и говорят Колобку…

Медведь,

Волк: Ну что, Колобок, будем мы тобой разговляться!

Лиса: Ох, и полакомимся!

Колобок: Экие вы, звери, неразумные! Ведь я же постный: по амбару метен, по сусекам скребен, на водице мешен, слезицей солен. Как же вы мною разговеетесь?

Зайчик: Что же нам тогда делать?

Колобок: Возьмите вот по красному яичку. Христос воскресе!

(Колобок раздает зверям яички).

Звери: Воистину воскресе! (Колобок уходит)

1-й ведущий: Укатился Колобок домой, а звери советоваться стали.

Медведь: Неудобно как-то получилось — Колобок нам яички пасхальные подарил, а бабушка с дедушкой-то у него бедные!

Зайчик: Может, им совсем есть нечего?

Лиса: Может, им и нарядиться не во что?

Волк: Пойду-ка я домой да посмотрю для них подарочек какой-нибудь.

Остальные: И мы тоже!

Сцена 7

2-й ведущий: А Колобок в это время прикатился домой.

Дед: Где ты был, Колобок?

Баба: Мы о тебе сильно беспокоились!

Колобок: Я в церкви был, святой водой окропился и красных яичек вам принес!

(Стук в дверь).

Дед: Кто бы это мог быть?

Баба: Не знаю! (громко) Заходите, гости дорогие!

(Входят звери).

Звери: Христос воскресе!

Дед и Баба: Воистину воскресе!

Колобок: Это мои новые друзья.

Медведь: Я вот тут вам медку к празднику принес!

Зайчик: А я морковку.

Волк: Вот, дрова для печи — лето еще не скоро.

Лиса: А вот для бабушки платок цветной, праздничный!

Дед и Баба: Ну, спасибо вам, гости дорогие!

(Музыка. Все выходят вперед).

Зайчик: Я сегодня понял, как нужно праздновать Пасху!

Волк: Не самого себя музыкой веселить…

Лиса: И не в нарядах цветных щеголять…

Медведь: И не спать-отдыхать подольше…

Все вместе: А нужно Богу молиться и радость свою другим дарить!

Ведущие: И тогда она станет огромной-огромной — такой, что на весь мир хватит!

   Приложение 8  

Конспект ООД по лепке «Пасхальное яйцо» в средней группе.

Цель: Учить детей приёму – пластилинографии.

Задачи: 

Обучающие: скатывать небольшие детали из пластилина и аккуратно наносить их на заготовку.

Развивающие: развивать мелкую моторику рук, интерес к лепке, воображение, творческое мышление, самостоятельность.

Воспитывающие: воспитывать интерес к культурным традициям русского народа.

Материалы: Пластилин, доска для лепки, шаблон яйца, пасхальные яйца, стеки, мягкая игрушка Курочка Ряба, картинки с пасхальными яйцами, влажная салфетка.

Ход занятия.        

Воспитатель:

Солнце жмурится с небес,

Землю освещает,

Этот праздник людям всем

Счастье предвещает.

Словно чудо из чудес,

Словно в дивной сказке,

Наступила, наконец,

Золотая Пасха!

- Ребята, какой скоро будет праздник?

Дети: Пасха.

Воспитатель: -А как вы дома готовитесь к Пасхе?

Дет: Мы печем куличи и красим яйца.

Воспитатель:-Пасха самый главный праздник у христиан, это очень древний обычай, красить яйца, дарить родным и близким. Яйцо - это символ жизни.

-Сегодня к нам пришла курочка с сюрпризом. Давайте посмотрим, что она нам принесла?

Дети: Яйца.

Воспитатель: -Давайте мы с вами сами украсим яичко к Пасхе.

(Дети садятся за столы)

Воспитатель: - Я научу вас украшать яйцо пластилином.

Показ приема- пластилинографии.

От пластилина нужно отщипнуть кусочек и нанести на яйцо.

-Посмотрите, что у меня получилось.

-Дальше мы украсим пасхальные яйца крупами. Придумайте узор или выберете на стенде.

-Посмотрите, какие пасхальные яйца получились у меня.

-А сейчас выберите пластилин по цвету, каким вы хотите украсить свое яйцо.

Приступайте к работе.

(Дети мастерят поделку).

Физ минутка«Озорной цыпленок».

Озорной цыплёнок жил,

Головой весь день крутил,

Начал крыльями махать,

Поднимать и опускать.

А потом гулять пошёл,

Червячка себе нашёл.

Воспитатель.

-Давайте покажем курочке, какие пасхальные яйца у нас получились.

(Выставка детских работ).

Воспитатель: -Ребята, что мы сегодня с вами делали?

Дети. Пасхальные яйца.

Воспитатель: - Чем их украсили? Понравилось ли вам украшать яичко?

Ответы детей.

Воспитатель: -Курочке очень понравились ваши яйца.

-Молодцы ребята, вы очень постарались! Посмотрите, какая красота у нас получилась!

     

Конспект НОД по аппликации «Пасхальный кулич» в средней группе

Цель: познакомить детей с традицией празднования праздника Пасхи.

Задачи:

Воспитательные:

-воспитывать любовь и уважение к русским народным праздникам и традициям;

-воспитывать аккуратность, трудолюбие усидчивость.

Образовательные:

-обучать декоративному оформлению открытки к празднику;

-закрепить умения работать ножницами;

Развивающие:

-продолжать развивать умение пользоваться кисть;

-правильно подбирать части аппликации;

-развивать творческие способности и фантазию воспитанников;

-развивать творческую инициативу детей, самостоятельность

Материал:  цветной картон, клей ПВА, кисточки, салфетки, детали для аппликации: цветная бумага, ватные диски, цветные прямоугольники для вырезания яиц, разноцветные кружочки для наклеивания.

Предварительная работа:

Просмотр презентации : «Великий праздник Пасхи»;
Чтение стихов по теме: «Пасха»;
Беседа: «Угощение на Пасху», «Праздник Пасха».

Ход занятия

Воспитатель:

Пасха - это наш самый главный праздник, а символами этого светлого праздника являются крашеные яйца , куличи и конечно сама Пасха.

Яйцо — это символ жизни, её возрождения. Яйца красят в разные цвета и дарят со словами: «Христос воскресе! » В ответ следует сказать: «Воистину воскресе! » — и расцеловаться в знак всепрощения и любви к близким.

На пасху пекли куличи. Кулич символизирует красное солнышко, и если человек пробует кулич, то он вбирает в себя живительные лучики и становится добрым и сильным.

Воспитатель:

Ребята, а из чего делают куличи?

(Ответы детей – из муки)

Воспитатель:

Где пекут куличи? Чем помазан кулич сверху?

(Ответы детей)

Воспитатель:

А перед тем как мы будем делать куличи, мы сделаем гимнастику для наших пальчиков.

Пальчиковая гимнастика “Хлебушек”

Муку в тесто  мы замесим, (показываем, как месим тесто)

А из теста мы слепим: (показываем, как лепим пироги)

Пирожки и плюшки, (поочередно сгибаем пальцы)

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи –

Все мы испечем в печи. (хлопаем в ладоши)

Очень вкусно! (вытягиваем руки вперед)

Показ приемов наклеивания

Воспитатель показывает образец кулича, наклеенного на картон. Воспитатель показывает, что вначале нужно наклеить сам кулич, затем вверх кулича и яйца.

Воспитатель:

Намазываем обратную сторону деталей аккуратно, стараясь намазать клеем всю поверхность детали, наклеиваем ее на картон, лишний клей убираем салфеткой, разглаживаем деталь салфеткой. Как только ваш кулич будет «готов», нужно украсить вверх кулича белой глазурью (ватные диски), цветной карамелью. Карамель мы будем делать из цветной бумаги (воспитатель объясняет детям как наклеивать маленькие кружочки на кулич).

Самостоятельная работа детей (аппликация).

Воспитатель следит за осанкой детей, поощряет творческий подход к работам. Дети, кто быстро справился с работой предложить наклеить яйца и украсить «карамелью» из цветных кружков кулич.

Итог занятия

Готовые работы дети выкладывают на стол. Все вместе рассматривают куличи.

Воспитатель:

Ребята, давайте посмотрим, что у нас получилось?

(Воспитатель рассматривает, полученные работы и хвалит каждого ребенка за старания)

Воспитатель:

Ребята, с каким праздником сегодня познакомились?

А, что вы узнали нового об этом празднике?

Что вам запомнилось про праздник Пасха?

Воспитатель:

Ребята, мы сегодня с вами познакомились с праздником светлой Пасхи. Вы замечательно старались и вас получились красивые пасхальные куличи.

Я желаю вам всем помогать готовиться вместе с мамами, папами, бабушками, со всей семьей готовиться к этому замечательному светлому празднику.

 

Конспект ООД по лепке «Петушок»

Цель: создание Пасхального сувенира «Петушок» своими руками, познакомить детей с нетрадиционными техниками изготовления поделок, развивать моторику рук, чувство цвета, усидчивость, желание довести начатое до конца.

Задачи:

Образовательные: упражнять в применение различных технических умений и навыков лепки пластилином - прищипывание, скатывание колбасок пальцами, примазывание  готовых поверхностей;

Развивающие: развивать диалогическую речь, память, творческое воображение, внимание, координацию движений и мелкую моторику;

Воспитательные: воспитывать аккуратность, трудолюбие, интерес к работе с пластилином.

Раздаточный материал:

•        образец поделки Петушка;

•        пластилин, стека, доска для лепки;

•        капсулы (контейнеры) от шоколадных яиц (контейнеры от «Киндер-сюрприза») желтых или оранжевых цветов.

Ход ООД:

- Ребята, мы сегодня с вами выполним сувениры в подарок для родных и близких людей!

Послушайте стихотворение:

А в деревне у меня

Есть чудесные друзья.

Это Петя-петушок,

Ярко-красный гребешок.

Он важно ходит по двору

И кричит ку-ка-ре-ку.

А взгромоздившись на плетень,

Встречает звонко новый день.

Лишь только солнышко взойдет,

Ему он песню пропоет!

Подруга же, курочка, его

Кудахчет тихо ко-ко-ко.

И яйца целый день несет,

Пока ей петушок поет.

А после водит гулять в сад

Пушистых,желтеньких цыплят,

Что скачут резво тут и там,

Устроив желтый тарарам!

Вот гуляет петушок –

Ярко красный гребешок.

Перья жаркие горят!

Как красив его наряд!

(Ю. Склярова)

Конечно, вы догадались. Мы будем делать поделку «Петушок» из бросового материала из пластиковой упаковкой из-под шоколадного яйца «Киндер-сюрприз». Делается очень просто. Начнем?

      Для поделки понадобится пластилин, внутренняя капсулы (контейнеры) от киндер-сюрприза, стека, доска  для пластилина.          

      Делаем глазки. Из белого пластилина скатываем два одинаковых шарика. Большим и указательным пальцем сплющиваем. Получается блинчик. Прикрепляем к основе нашего будущего петушка.        

      Делаем зрачки. Из черного пластилина также скатываем шарики. Сплющиваем. Прилепляем в серединку уже сделанных белых кружочков.        

      Теперь очередь за клювом. Из красного пластилина делаем колбаску. Складываем пополам и прикрепляем к нашей детали между глазками.          

      Делаем гребешок. Берем красный пластилин. Делим на три равные части. Из каждой лепим шарик, сплющиваем. Полученные три кружочка соединяем и крепим к голове нашего петушка.          

      Теперь делаем крылья. Берем пластилин (можно по образцу или по выбору воспитанников брать цвет пластилина). Катаем колбаску, стекой для пластилина делим ее на две равные части. Большим и указательным пальцем делаем колбаски плоскими.          

      Приступаем к петушиному хвостику. Опять-таки, дети выбирают цвета на свой вкус. Делаем три одинаковые колбаски, чуть сплющиваем пальцами, соединяем концами вместе и прикрепляем.        

      Осталось сделать лапки и поставить петушка на лужайку. Из двух шариков делаем кружочки. Ножом для пластилина делаем пальчики на лапках. Крепим к низу нашей пластмассовой детали.        

Молодцы, ребята! Какие замечательные сувениры у вас получились!

Приложение 9

Мастер-класс «Птичка счастья»

Цель: создание сувенира-оберега «Птичка счастья» из ткани.

Задачи:

1. Познакомить с символикой образа птицы в народном искусстве.

2. Содействовать становлению нравственно – эстетических качеств личности ребенка, воспитывать любовь к народным традициям.

3.Развивать познавательные, индивидуальные, творческие способности в области традиционной народной культуры.

Оборудование: нитки, ножницы, ткань, вата.

Ход мероприятия

- Дорогие ребята, мы встретились с вами в последние деньки марта, а впереди нас ждет апрель.

       Апрель на Руси называли месяцем говорливой воды, месяцем весенних первоцветов, а еще месяцем кого?  Верно, апрель еще называли птичьим месяцем. А там и скоро Пасха. Мы сейчас попробуем смастерить сувениры на этот светлый праздник.

        Послушайте такую закличку:

Жаворонки, жавороночки!

Прилетите к нам,

Принесите нам лето теплое,

Унесите от нас зиму холодную.

         Приход весны давал большие надежды, народ верил, что ускорить ее приход могут птицы. Птицы в народном сознании олицетворяли весну.

        Издавна считалось, что счастье – это красивая птица, которую трудно поймать и приручить. Как вы считаете, почему счастье люди представляли в образе птицы??

        Молодцы!!! Каждый из вас по-своему прав. А еще, птицу, как и счастье в клетке не удержишь.

        Люди считали, что своим громким щебетом птицы прогоняли с земли силы, несли свет, радость и счастье. Сохранились легенды, рассказывающие о чудесных птицах.

         До наших дней дошла такая легенда:

      «…По приданию, именно эта птица приносит в дом счастье, ее вешают в центре комнаты и своими «полетами» она оберегает домашний очаг. Оберег приобрел очертания голубя и это не случайно. Ведь христианская мифология утверждает, что символ Святого Духа - голубь. Голубь явился Деве Марии в Благовещение, голубь - Святой Дух спускается с небес во время крещения Христа.

       С давних времен народ связывал образ птицы с представлением о добрых силах природы, способствующих благополучию человека. Вспомним: деревянные ковши, солонки имели форму плывущих утиц, лебедей. Птиц вышивали на свадебных полотенцах. А охлупень на крыше избы нередко вырезался в виде птицы. Считалось, что она оберегает живущих в доме.

      Мы все хотим и дети, и взрослые, чтобы дома всем было хорошо, никто не ссорился, чтобы родные и близкие были здоровы и счастливы. Давайте, мы с Вами сегодня совершим чудо, сделаем из ткани свою птицу счастья. Я очень хочу, чтобы она поселилась в ваших семьях. А я вам помогу в этом.

       Для работы нам понадобится:

-ткань

- ножницы

- нитки

- вата

Принимаемся за работу!

       Вот мы с вами сделали птицу – символ добра, мира, любви!

       Бережно возьмите птицу своими руками, чтоб она слышала биение вашего сердца, читала помыслы вашей души. Представьте, что вы держите в руках настоящую птицу счастья. Загадайте желание. А птичка возьмёт на себя роль нести это желание. С этой минуты поверим, что оно сбудется.

      А я скажу своё пожелание: “Пусть вам сопутствует удача, пусть у вас вырастут и расправятся крылья, как у нашей птички, и чтоб вы были надёжной опорой для родных и близких”. Пусть птица счастья укроет ваш дом своими крыльями, а вы под ними ощущали добро, тепло и любовь.

      Сегодня мы сотворили чудо! Мы делали одинаковые по технологии изготовления птички, но у всех они получились разные.

Смысл превращений чудесных

Мы так хотели познать!

И мастерами стали

Умений у нас не отнять.

В руках умелых наших

Не возникает зло.

И наша Птица Счастья

Всем принесет добро!

Своих птичек вы можете подарить на Пасху своим близким.

Приложение 10

Консультация для родителей

«Почему мы красим яйца на Пасху?»

    На Пасху принято красить яйца разными красками, но среди разноцветных яиц центральное место принадлежит ярким красным яйцам. Почему? История сохранила нам такое предание. После воскресения Иисуса Христа ученики его и последователи разошлись по разным странам, повсюду возвещая радостную весть о том, что больше не надо бояться смерти. Ее победил Христос, Спаситель мира. Он воскрес Сам и воскресит каждого, кто поверит Ему и будет любить людей также, как любил Он. Мария Магдалина дерзнула прийти с этой вестью к самому римскому императору Тиверию. Так как к императору не принято было приходить без подарков, а Мария ничего не имела, она пришла с простым куриным яйцом. Конечно, выбрала она яйцо со смыслом. Яйцо всегда было символом жизни: в крепкой скорлупе находится скрытая от глаз жизнь, которая в свой час вырвется из известкового плена в виде маленького желтого цыпленочка.  Но когда Мария стала говорить Тиверию о том, что Иисус Христос также вырвался из смертельных оков и воскрес, император только рассмеялся: «Это также невозможно, как твоему белому яйцу превратиться в красное». И не успел Тиверий закончить фразу, как яйцо в руках Марии Магдалине стало совершенно красным.  С тех пор в память об этом событии, символизирующем нашу веру в Воскресшего Господа, мы и красим яйца.

          Все мамы не понаслышке знают, что дети любят красить везде и все, что попадет им под руку. Поэтому нет ничего лучшего, чем доверить детишкам красить куриные яйца к Пасхе. Мы предлагаем Вам очень веселое и полезное занятие, которое заинтересует Вас и Вашего ребенка, а также поможет Вам приобщить его к древнейшей христианской традиции – красить яйца к Пасхе. Во время этого занятия Вы сможете рассказать своему малышу о празднике, о его традициях и символах.  Параллельно занимаясь украшением пасхального яйца, вашему ребенку будет гораздо проще запомнить все, что вы расскажете ему о празднике Светлой Пасхи. Об этом он захочет рассказать своим друзьям. А на следующий год при виде Пасхальных украшений, он сразу же вспомнит все традиции праздника.

            По традиции яйца на Пасху обычно красят в четверг в первой половине дня, но, учитывая общую занятость, сделать это можно и вечером в пятницу, лишь бы успеть к выходным. Красить яйца на Пасху не просто часть христианской традиции, для ребятни это праздник, а дети - обожают праздники. Поэтому вовлекать их в этот процесс можно практически с любого возраста и на любой стадии. Они помогут маме покрасить яйца, разрисовать их, подарить, и, наконец, с удовольствием поучаствуют в яичных «битвах».

Консультация для родителей

«Пасха - радостный и светлый праздник».


          Пасха - это очень радостный и светлый праздник, воспевающий Жизнь и Любовь. Для христиан самый главный праздник, он приобрёл особое значение. По календарю Пасха всегда приходится на воскресенье, это очень древний праздник.
           Праздник Пасхи называли раньше по-разному: Христово Воскресенье, Светлый день, Велик день, Зеленые Святки. Когда – то давным-давно Бог прислал к нам на Землю своего сына Иисуса Христа, чтобы он победил смерть и зло, но, Иисус Христос был распят на кресте за грехи людские. На третий день после смерти он воскрес! Случилось это именно на Пасху, с тех пор мы каждый год празднуем Светлое Воскресенье! Седьмой день недели был назван «Воскресеньем» именно поэтому. Это был самый радостный и долгожданный праздник и для взрослых, и для детей. Детям дарили подарочки и всякие сладости, проводили всеобщие игры, катались на качелях, водили хороводы, танцевали, пели. Качели являлись обязательным атрибутом Пасхи. Качались на качелях абсолютно все, заливаясь радостным смехом. 
         Перед Пасхой все верующие соблюдают семинедельный Великий пост, который оканчивается в праздничное пасхальное утро. Подготовка к Пасхе длится всю Вербную неделю, а пасхи и куличи хозяйки пекут, как правило, в четверг и в субботу. Радость от воскрешения Спасителя просто переполняет души и сердца людей в этот день. Этой радостью нужно обязательно поделиться с окружающими, простив старые обиды и забыв плохие поступки.
         Пасха – это общий семейный праздник, когда за одним столом собирается много друзей и родственников, вокруг бегают детишки. На Пасху принято делать друг другу и особенно детям маленькие подарки: крашенные отварные или искусственные декоративные яйца, красиво украшенные творожные пасхи, пасхальные куличи, пасхальные сувениры – зайчики, птички, свечи, веночки и корзинки. Обязательно украсьте к Пасхе дом и стол. Красивая тарелка с пророщенной зеленой травкой и разложенными на ней разноцветными яйцами, наверняка будет оценена близкими по достоинству. 
          Самое важное и главное событие Пасхи – это посещение торжественной церковной ночной службы и освящение пасхальной еды (яств): куличей, творожной пасхи, крашеных яиц.
          В пасхальную ночь в церковь шли все, дома оставались только маленькие дети и старики. Около церквей зажигали костры. Люди, держа в руках зажженные свечи, ждали, когда из церкви выйдут священники и начнется крестный ход – обход церкви с крестом, иконами и хоругвями (вертикально свисающие полотнища с изображением Христа и святых, укрепленные на длинных древках). Совершали крестный ход с молитвами и горящими свечами.
         Символ Пасхи – Свет, поэтому старались донести зажженную свечу домой из церкви. 
         Пасху символизируют яйца – символ новой жизни, Пасхальный кулич и, конечно же, Крест, ведь именно на нем распяли Иисуса. Крест стал главным символом христианства.
         В течение всей пасхальной недели на Руси звучал колокольный звон. Любой мог подняться на колокольню и ударить в колокол. Звон колоколов нёс благую весть о Пасхе и за это его прозвали благовестом.
         На праздник Пасхи принято христосоваться друг с другом. Младшие приветствуют старших словами «Христос Воскресе!» и слышат в ответ: «Воистину Воскресе!». После чего нужно обменяться троекратным поцелуем.
         Очень часто мы уделяем мало внимания и времени объяснению, что мы празднуем, почему и зачем? Давайте же вместе с вами попробуем рассказать своим детям, почему этот праздник такой важный, светлый, почему мы красим яйца и печём куличи. 
Как гласит древняя легенда, Мария Магдалина обратилась к римскому императору Тиберию с радостной вестью «Христос воскрес». Император не поверил Марии и сказал: «В это невозможно поверить! Скорее куриное яйцо вдруг сделалось бы красным, нежели ожил бы умерший и погребенный человек!» В этот момент Мария поднесла Тиберию куриное яйцо, промолвив: «Христос воскрес!», и это яйцо стало красного цвета! С тех пор, крашеное яйцо считается символом вечной жизни и Пасхи. 
         А откуда пришла традиция делать творожную пасху? 
Подготовленную творожную пасху выкладывают в специальную форму – пасочницу, и оставляют в холодном месте на сутки, чтобы стекла сыворотка.       Пасха является символическим изображением Голгофы - холма в   окрестностях Иерусалима, на котором распяли Христа. 
          Еще одно главное украшение пасхального стола -  куличи. Их пекут обязательно из сдобного дрожжевого теста, разных размеров, но всегда высокими, и круглой формы. По преданию, саван Иисуса Христа был круглой формы,  этим объясняется традиционная форма кулича. 
          Пасхальные традиции других стран. 
Бельгия. Детям говорят, что колокола молчат до Пасхи, потому что уехали в Рим и вернутся уже вместе с кроликом и яйцами. 
Греция. Звуковое сопровождение праздника имеет и евангельский смысл. Во время чтения евангельского рассказа о смерти и воскресении Христа, как только упоминается о землетрясении в Иерусалиме, в церкви поднимается невообразимый шум. Прихожане, дождавшись, начинают колотить палками по деревянным лестницам, а пожилые гремят сиденьями скамеек.    Рукотворное «землетрясение», таким образом, символизирует отверстие (раскрытие) гроба при воскресении Христа. 
Болгария. Сотни изготовленных перед праздником больших и маленьких глиняных горшков, раскрашенных добрыми пожеланиями, сбрасываются с верхних этажей в ознаменование пасхальной победы над злом. Любой прохожий может взять черепок от разбитого горшка на счастье. 
Украина. В Пасхальный понедельник ребята обливают девчат водой, девчата «мстят» им за это во вторник. 
            Как подготовиться к Пасхе вместе с детьми?
• Раскрасьте вместе с детьми яйца. Используйте перья, бисер, наклейки, воск и другой подручный материал. Совместная работа всегда сближает и сплачивает. 
• Испеките вместе кулич. Поручите ребенку всыпать муку, сахар, разбить яйца, разложить тесто по формочкам.
• Создайте совместную Пасхальную композицию. Например, прорастите в корзине траву и украсьте её пасхальными яйцами.
• Изготовьте для родных и близких подарки – курочек, цыплят, пасхальных зайцев, украшенные свечи, веночки, корзиночки.
•Нарисуйте пасхальные открытки.
• Поиграйте с детьми в пасхальные игры. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Пасха! Пасха - праздник это!"

Весення встреча светлого праздника Пасхи в старших группах детского сада...

Мини - музей "Светлая Пасха"

Мини - музей "Светлая Пасха" с участием детей средней группы...

Мини-проект "Пасха"

Знакомство дошкольников с ОВЗ с христианским праздником Пасхи и его обычаями, приобщение к традициям празднования народных православных праздников на примере праздника Пасхи.[[{"type":"media","vi...

Мини-музей "Пасха Светлая 2018"

Мини-музей, созданный детьми подготовительной группы совместно с родителями...

Мини – музее «Светлая Пасха»

Мини – музее «Светлая Пасха». ФОТООТЧЕТ.ссылка: https://www.maam.ru/detskijsad/fototchet-omini-muze-svetlaja-pasha.html...