Адаптация детей раннего возраста к детскому саду
статья (младшая группа)

Статья посвещена проблеме адаптации детей раннего возраста к детскому саду. В статье раскрыты особенности поведения детей в этот период и определены факторы, позволяющие минимизировать болезненный процесс адаптации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_.docx24.59 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация детей раннего возраста к детскому саду.

Данная статья посвящена проблеме адаптации детей раннего возраста к детскому саду. Автор статьи раскрывает особенности поведения детей в этот период и определяет факторы, позволяющие минимизировать болезненность процесса адаптации.

Ключевые слова: дети, ранний возраст, детский сад, воспитатель, родители, адаптация.

Адаптация детей раннего возраста в детском образовательном учреждении является актуальной, так как проблема адаптации детей 2-3 года жизни к условиям детского сада имеет большое значение. От того как проходит привыкание детей к новому режиму, к незнакомым людям зависит его физическое и психическое развитие, помогает предотвратить или снизить заболеваемость, а также обеспечить дальнейшее благополучие, существование в детском саду и семье.

Что же можно сделать, чтобы адаптация прошла легко?

«Адаптационный период – один из ответственных моментов в жизни ребенка».  Основная забота взрослых (родителей, воспитателей) в это время – обеспечить ребенку оптимальные условия для накопления уникального опыта первичной социализации. От того, как  пройдет период адаптации, зависит формирование основных базисных новообразований этого возраста. Известно, что одно из базовых новообразований социального развития в раннем возрасте – формирование чувства доверия к миру и своевременное развитие этого новообразования будет способствовать более успешной социализации ребенка в дальнейшем [2, с.39]. Важно в данный период, обеспечить эмоционально – комфортное состояние детей, развить у них самостоятельность, а также сформировать доверительные отношения с воспитателем.

«Адаптация (социальная) – процесс взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой; включает усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации, а также изменение, преобразование среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности» [5, с.10].

 «Что же характерно для адаптации детей раннего возраста»? Данный вопрос освещался в исследованиях Н.М. Аксариной, Н.Г. Ватутиной, Л.Г. Голубевой, Р.В. Ямпольской и др.

В работе К.Л. Печоры сказано, что физиологической основой социальной адаптации является переделка ранее сформированного динамического стереотипа, который так необходим в жизни ребенка. Первые стереотипы формируются очень рано - в первые месяцы жизни. У ребенка устанавливается последовательность в чередовании сна, кормления и бодрствования. Процесс протекания адаптации прежде всего связан с возрастом ребенка. Легче приспосабливаются дети в возрасте до 6 месяцев, у которых стереотипов ещё немного, либо более старшие (после 2 лет), уже имеющие некоторый жизненный опыт [4, с.15].

В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» в дошкольные учреждения принимаются дети, начиная с 2 месяцев [3, c.24].

Таким образом, обращаясь опять к работе К.Л. Печоры, мы видим, что «дети в зависимости от возраста по-разному реагируют на новые условия жизни», 2 – х месячные реагируют на изменение температуры воздуха и способ вскармливания, в возрасте 6 – 9 месяцев – на изменения укладывания на сон, кормление, бодрствования. Дети постарше особенно остро реагируют на отрыв от близких, к которым они достаточно привязаны. К формированию адаптационных механизмов чувство привязанности к близким имеет прямое отношение [4, с. 15].

Поэтому  при поступлении ребенка в группу, воспитатель, зная эти возрастные особенности, выстраивает свою работу.

          Именно предпосылки привязанности, описанные ниже, в своей работе выделяет К.Л. Печора.

Первый период (от 0 до 3 месяцев) – дети ищут эмоциональной близости со всеми взрослыми.

Второй период (с 3 до 6 месяцев) – дети впервые отличают знакомых от незнакомых, т.е. это период, когда формируются первые дифференцировки – различения окружающих.

Третий период (с 7 до 8 месяцев) – период избирательной привязанности ребенка к ближайшему взрослому.

«Наиболее сильная привязанность к взрослому наблюдается в 1 год – 1 год 6 месяцев». И несколько уменьшается к 2 годам 5 месяцам – 3 годам, в связи с тенденцией к самостоятельности [4, с.16].

Описанные выше периоды привязанности, можно рассматривать как факторы риска, которые усложняют процесс адаптации детей раннего возраста.

Известно, что малыши, приспосабливаясь к новым условиям среды и к температурным колебаниям, подвержены различным простудным заболеваниям, поэтому его физическая подготовленность на момент поступлении в детский сад, имеет огромное значение.

Также, немаловажный фактор, для процесса привыкания ребенка, это несовпадение домашнего режима с режимом детского сада. Это может проявляться и капризами и вялостью ребенка и в итоге в безразличие к происходящему.  

Немаловажные факторы для ребенка в адаптационный период, для его самочувствия – это как сформированы навыки самообслуживания, культурно – гигиенические навыки.

И как описано в работах К.Л. Печоры, Н.Д. Ватутиной, Е.О.  Севостьяновой, Н.В. Ивановой, главной и основополагающей причиной затруднений при адаптации детей в детском саду является отсутствие у них опыта общения со взрослыми и детьми. Чем уже круг общения ребенка до поступления в детское учреждение, тем длительнее формируются у него отношения с воспитателем и со сверстниками.

Таким образом, особое значение в период адаптации имеют индивидуальные особенности детей в сфере общения.

Если мы обратимся к работе Н.Д. Ватутиной, то она выделила «три группы детей с присущим им различиям в потребности в общении» (в соответствии с этим определила группы адаптации.).

Остановимся на них подробнее.

Первая группа – это дети, у которых преобладает потребность в общении с близкими взрослыми, в ожидании только от них внимания, ласки, доброты, сведений об окружающем.

У таких детей, адаптационный период длительный (до 2 - 3 месяцев), может затянуться и перейти в дезадаптацию. Как показывает мой опыт работы, такие дети плачут в течении дня или же безразличны и пассивны. У них нарушается и аппетит и сон. Чтобы  избежать осложнений в этот период, необходим постепенный переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение. Важно в этот период, чтобы ребенка приводили в детский сад на несколько часов, а не на полный день. И, конечно – же, создавать спокойное, ласковое отношение, что поможет ему справиться с эмоциональным дискомфортом.

Вторая группа – это дети, у которых уже сформировалась потребность в общении не только с близкими, но и другими взрослыми, в совместных с ними действиях и получении от них сведений об окружающем.

Таким образом, очень важно поддерживать интерес детей к окружающему, обращать внимание на предметы, игрушки и формировать умения действовать с ними. Немаловажно и внимание воспитателя, а именно ласка и слова одобрения.

Такие дети, как правило, проходят процесс адаптации от 7 до 10 - 20 дней.

         Третья группа детей – дети, испытывающие потребность в активных самостоятельных действиях и в общении со взрослыми [1, с.21]

Дети третьей группы, с первых дней испытывают потребность в активных самостоятельных действиях и общении со взрослыми на познавательные темы, поэтому привыкают быстрее других (от 2 – 3 до 7 – 10 дней) [1, с.25].

При этом, конечно, важно способствовать развитию взаимоотношению  со сверстниками.

В исследованиях Н.Г. Ватутиной выявлено, что дети 3 года жизни, имеющие высокие познавательные потребности, адаптируются гораздо легче, чем те, которые ждут от взрослых только эмоционального общения, ласки [4, с.22].

Описанные выше группы детей, предъявляют нам, воспитателям, требования. Мы должны проявлять к маленьким детям сочувствие и сопереживание, искренность и доброжелательность в общении с ними.

        А со стороны родителей, большое значение имеет предварительное формирование адаптационных факторов, которые опираются на чувство привязанности, физическое воспитание и закаливание, своевременное развитие познавательных потребностей и социальных связей.

Задача воспитателя при этом: оказать психолого -  педагогическую поддержку детям, поступающим в ДОУ и их родителям.

Таким образом, период адаптации к детскому саду зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка. Если ребенок активен, общителен, любознателен, то его адаптация к детскому саду проходит сравнительно легко и быстро. Другой малыш медлителен, любит уединяться с игрушками, а шум, громкие разговоры сверстников раздражают его. Такому ребенку необходим более длительный срок на период адаптации.

Чтобы период привыкания к детскому саду прошёл быстрее и спокойнее, нужно в комплексе использовать различные адаптационные методики приемы.

Список использованных источников:

  1. Ватутина Н.Д. Ребёнок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей детского сада/Под ред. Л.И. Каплан. -  М.: Просвещение, 1983. – 80 с.
  2. Иванова Н.В. Кривовицина О.Б., Якупова Е.Ю. Социальная адаптация  малышей в ДОУ – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).
  3. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3 –е изд. М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.
  4. Печора К.Л. Развиваем детей раннего возраста: Современные проблемы и их решение в ДОО и семье. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2017. - 112 с. (От рождения до трех).
  5. Севостьянова Е.О. Дружная семейка: Программа адаптации детей к ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с. (ранний возраст)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду

Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду...

Консультации для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду», "Закаливание детей раннего возраста", "Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"

С чего  начинается детский сад? Как  это не странно, садик начинается с расставания, с прощания с мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми р...

Рекомендации для родителей по адаптации детей раннего возраста к детскому саду. Из опыта работы воспитателя группы раннего возраста (2-3года).

Работая уже 5 лет в группе раннего возраста, каждый раз сталкиваешься с одной и той же проблемой: незнание родителей особенности адаптации ребенка к детскому саду. Мне бы хотелось чтобы моя статья пом...

Презентация для родителей раннего возраста "Адаптация детей раннего возраста к детскому саду"

Презентация для родителей раннего возраста "Адаптация детей раннего возраста к детскому саду"...

Конспект родительского собрания в группе раннего возраста «Гномики» Тема собрания: «Адаптация детей раннего возраста к детскому саду»

Конспект родительского собрания в группе раннего возраста «Гномики» Тема собрания: «Адаптация детей раннего возраста к детскому саду»...

Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду»

Адаптация детей раннего возраста Закончился доясельный патронаж. И вот малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – пер...