Инфантильность и дети
статья

Писарева Татьяна Николаевна

Феномен инфантильности у детей и краткие рекомендации как с ней обходиться. Будет интересно специалистам в области педагогики и психологии, а так же родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon infantilnost_i_deti.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Инфантильность и дети.

В современном мире с каждым десятилетием и годом увеличивается продолжительность жизни,  и это великолепно, однако, теперь увеличился и период детства, который в норме, со всеми периодами должен завершиться в к 12 годам. В результате, такие перемены привносят некий дискомфорт родителям.  Родители и педагоги все чаще обращаются к психологу с запросом,-«Объясните,  что с моим ребенком не так?». Ребенок здоров, интеллектуально полноценен, а вот поведение у него немного странное. Давайте вместе разбираться, что за странностью в поведении  иногда скрывается и  как быть с вечными  вопросами «Кто виноват?» и «Что делать?».

Зачастую под некой странностью в поведении, скрывается пресловутый «инфантилизм», в дословном переводе от лат.—означает  детский или незрелость в развитии, сохранение в поведении или физическом облике черт, присущих предшествующим возрастным этапам.

Детская инфантильность—это эмоциональная незрелость. При инфантильности дети не имеют умственной задержки они наоборот: хорошо осваивают речь, нормально рисуют, читают, считают, активны, любят задавать вопросы.

При всей развитости интеллектуальной сферы, эмоциональный и социальный компонент развиты очень незначительно.

Вопросом детской инфантильности занимаются специалисты из разных областей—врачи, психологи, педагоги и другие. В России этот вопрос освещали В.В. Ковалев, Г.Е.Сухарева, А.Томилова, М.О. Гуревич.

В медицинских источниках  психологический инфантилизм рассматривается как – такая психофизическая незрелость ребенка, которая приводит при неправильном воспитании к задержке возрастной социализации и поведение ребенка,  при которой не соответствует возрастным требованиям к нему. Предпосылки к психическому инфантилизму создаются конституционально-генетическими, эндокринно-гормональными факторами, гипоксией или инфекционно-токсическими вредностями в период беременности, асфиксией в родах, тяжелыми инфекционными болезнями в первые месяцы жизни.

Рассмотрим основные типы инфантильности:

Тип А.

Основан на задержке развития лобных долей головного мозга, а так же неправильном воспитании.

Особенности: Способны к оригинальному мышлению, восприятию музыки и искусства, предпочитают общение с более младшими детьми. Трудности с усвоением социальных норм поведения и общения, нарушение дистанции со взрослыми людьми, не способен верно оценивать ситуацию,  и предвидеть опасность и угрозы. Наивны, неосмотрительны, не представляют, что кто-то их может обидеть. Отстают от своего истинного возраста на 1-2 года. Признают, что не хотят быть взрослыми. Готов играть и веселиться, покоряя всех своей жизнерадостностью. Семья таких детей радуется малышкой или малышом до периода адаптации к ДОУ или школы. Такие дети ничего не умеют делать, так как для этого требуются усилия, за них все доделывается, а им хочется чтобы их одевали, раздевали, кормили и играли. Часто просят чтобы их кормили с ложечки и посидеть на ручках, если мы говорим о детях старше 5-6 лет. Семья подкрепляет такое поведение.

При столкновении с резкой необходимостью к самостоятельности нередко уходят в невроз и психопатию истероидного типа.

Тип Б.

Этот тип инфантилизма касается психического и физического развития.

Такие дети физиологически выглядят меньше, мал ростом, весом, слаб и хруп, миниатюрен.

Особенности: Такой ребенок вызывает умиление и желание его ограждать и защищать от всего, часто болеет, аппетит плохой. Ведет себя тихо, не требователен, не капризен. Дети, учителя, воспитатели- все стремятся оградить и обезопасить такого ребенка, в результате чего все принимают участие в его детскости поведения. Часто льнут ко взрослым людям в тот момент когда все сверстники заняты активной игрой. Не имеют трудности с самооценкой и состоятельностью, принимают себя такими какие есть. К 8 годам как правило структуры головного мозга дозревают и все встает на свои места. При благоприятном воспитании, через год ребенок догоняет своих сверстников. При не правильном воспитании к 10-12 годам пытаются убегать, бродяжничать.

Третий тип  В.

При благоприятном и здоровом рождении и развитии психических процессов родители искусственно задерживают развитие и социализацию ребенка эгоцентрическим или тревожно-мнительным характером воспитания.

Ребенок с малых лет привыкает, что он обожаем в любом случае, каждый его успех-это радость всей семьи, а проигрыш-трагедия. Формируя нереально завышенную самооценку ребенок так или иначе сталкивается с реальностью и испытывает шок.

Воспитание по типу гиперопека  и попустительство в данном случае является причиной и источником нарушений.

Некоторые авторы в своих работах упоминают, что если с физиологическим компонентом инфантильности справиться достаточно сложно, то вот на уровне воспитания, он достаточно хорошо поддается коррекции.

Итак, давайте рассмотрим варианты неправильных воспитательных позиций приводящих к инфантилизации ребенка.

  1. Социальный страх матери.

Это про бесконечную помощь со стороны матери, я должна быть ребенку везде и всегда опорой, другом, мы будем всегда вместе,  иначе по одному не справимся. Такая мать «боюська» имеет мысль о том,  что все и везде нанесет ребенку психологическую травму, она ограждает ребенка от негативных эмоций, физических и волевых усилий.

  1. Контролирующий страх матери.

Это о том, что мать должна всех и всегда контролировать. Что поел?когда поел? Покакал? Она всегда стремится к перфекционизму, сделать идеально.

Такая мать зачастую имеет образование в области медицины, педагогики или относится к вооруженным структурам. Ограждающий эффект страха  здесь направлен на лучшее будущее, а не на нанесении психологических травм.

Страх, что плохо будет учиться,  будет плохая работа, плохая компания и тд.

              Что несет за собой инфантильность в поведении ребенка? Чем он так не привлекателен? Ответ здесь будет однозначным, рано или поздно такая оберегательная система приводит к сильнейшей несамостоятельности личности ребенка, которая в свою очередь начнет компенсироваться заболеваниями, наркотическими зависимостями, нарушением социальных связей.

Одним из основных направлений помощи таким детям, является поддержка  

                                  Рекомендации для родителей инфантильных детей.

  1. Осознать ситуацию инфантильности, принять ее. И начать выстраивать грамотные взаимоотношения всей семьей.
  2. Выстраивать границы обязанностей, иметь структуру поощрений и наказаний.
  3. Играть, играть во все, что можно, у ребенка есть потребность наиграться.
  4. Маленькие, не означают глупые- рассказывайте чаще как надо поступать, они хорошо обучаемы.
  5. Чаще давать возможность ощущать себя значимым, выбрать что-то для дома, выбор досуга и тд.
  6. Сложности в коммуникативном общении со сверстника как правило устраняются коммуникативными играми.
  7. Старайтесь не делать за ребенка то, что он может сделать сам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Искажение произношения, инфантильное глотание, и нарушения прикуса.

Рядовой случай из рядового рабочего дня логопеда детской поликиники. Раскрытие междисциплинарной проблемы - нарушения произношения, глотания и формирования прикуса. Проблема знакома логопедам и ортодо...

Инфантильное глотание как причина возникновения речевых нарушений

Консультация освещает причины возникновения инфантильного глотания, влияние данного способа глотания на формирование речевой функции. Комплекс артикуляциоонойгимнастики направленный на устранение инфа...

Инфантильное глотание

Что такое инфантильное глотание, причины такого глотания, упражнения для нормализации функции глотания....

Просвещение родителей "Инфантильное глотание"

Информация для стенда в целях просвещения родителей в доу...

ИНФАНТИЛЬНЫЙ ТИП ГЛОТАНИЯ У ДЕТЕЙ

ГЛОТАНИЕ — сложный комплекс двигательных реакций, благодаря которым пища перемещается из полости рта в желудок.Как правило, мамы детишек впервые сталкиваются с инфантильным типом глотания тогда,...

инструкция для занятий дома по устранению инфантильного типа глотания

В инструкции представлены упражнения миогимнастики и устранения инфантильного типа глотания для детей. К ним приложены фотографии. Данная работа проводится совместно с врачом-ортодонтом по формировани...

Инфантильный тип глотания- как исправить.

ИНФАНТИЛЬНЫЙ ТИП ГЛОТАНИЯ, ЧТО ДЕЛАТЬ? А правильно ли ребенок глотает? Как глотать правильно, и что нужно делать, если этот процесс нарушен. Многие удивятся: разве можно глотать неправильно?Как с...