ИНФАНТИЛЬНЫЙ ТИП ГЛОТАНИЯ У ДЕТЕЙ
статья (младшая группа)

ГЛОТАНИЕ — сложный комплекс двигательных реакций, благодаря которым пища перемещается из полости рта в желудок.

Как правило, мамы детишек впервые сталкиваются с инфантильным типом глотания тогда, когда у ребенка возникают первые проблемы стоматологического плана. Во время осмотра на приеме у стоматолога или же ортодонта родители узнают, что у ребенка инфантильный тип глотания и это приведет к проблемам с прикусом, или они у него уже имеются. И рекомендует на эту тему позаниматься с логопедом. Вы спросите, при чем здесь логопед и инфантильный тип глотания? Как это может быть связано? Давайте разбираться.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл infantilnyy_tip_glotaniya_u_detey.docx20.35 КБ

Предварительный просмотр:

ИНФАНТИЛЬНЫЙ ТИП ГЛОТАНИЯ У ДЕТЕЙ

Наблюдая за такими детками, можно заметить, что ребенок при сглатывании слюны прикладывает язык между зубами. Основной причиной при инфантильном типе глотании – это длительное искусственное вскармливание и сосание пустышки до 3х лет.

Как правило, мамы детишек впервые сталкиваются с инфантильным типом глотания тогда, когда у ребенка возникают первые проблемы стоматологического плана. Во время осмотра на приеме у стоматолога или же ортодонта родители узнают, что у ребенка инфантильный тип глотания и это приведет к проблемам с прикусом, или они у него уже имеются. И рекомендует на эту тему позаниматься с логопедом. Вы спросите, при чем здесь логопед и инфантильный тип глотания? Как это может быть связано? Давайте разбираться.

ГЛОТАНИЕ — сложный комплекс двигательных реакций, благодаря которым пища перемещается из полости рта в желудок.

С рождения у ребенка хорошо развит механизм глотания. Благодаря сокращению мышц губ, щёк, языка при сосании в полости рта младенца создаётся отрицательное давление, и молоко поступает в рот, а язык, располагаясь между беззубыми деснами, направляет молоко в ротоглотку. Такой тип глотания называется инфантильным. До прорезывания зубов такой тип глотания является физиологической нормой.

Но по мере прорезывания молочных зубов сосание заменяется жеванием, а тип глотания у ребёнка перестраивается на соматический («взрослый»). Язык при соматическом глотании расположен в передней трети твёрдого нёба, при этом спинка языка продвигает пищу в гортань.

Внешне инфантильный тип глотания у детей (не младенцев) и взрослых вполне различим:

- первый вариант: при неправильном глотании язык прокладывается между верхними и нижними зубами и в боковых пространствах между зубами.

- второй вариант: язык во время неправильного глотания не прокладывается между зубами, а упирается в нижние резцы.

Причины инфантильного типа глотания разные:

- ДЛИТЕЛЬНОЕ СОСАНИЕ СОСКИ: использование соски более 1 года с момента рождения ребенка. До 10-11 месяцев функция сосания является для малыша основной, однако с прорезыванием временных зубов данная функция угасает, а главной становится жевание. Если же родители продолжают использовать соску больше одного года, это может привести к нарушению смены инфантильного типа на соматический тип глотания.

- ИСКУССТВЕННОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕПРАВИЛЬНОЙ СОСКИ: слишком длинной или с большим отверстием,

- СОСАНИЕ ПАЛЬЦА на протяжении длительного времени,

- НАРУШЕНИЕ СРОКОВ ПРОРЕЗЫВАНИЯ МОЛОЧНЫХ ЗУБОВ - позднее, чем на 3 месяца от физиологической нормы.

- РАННЯЯ ПОТЕРЯ ИЛИ УДАЛЕНИЕ ПЕРЕДНИХ МОЛОЧНЫХ ЗУБОВ.

- КОРОТКАЯ УЗДЕЧКА ЯЗЫКА.

- РОТОВОЕ ДЫХАНИЕ при хронических ринитах, тонзиллитах, а также аденоидах способствует переднему расположению языка и нарушению перехода к соматическому типу глотания.

- ЧАСТЫЕ ПРОСТУДНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ у ребенка.

- ПОЗДНЕЕ ВКЛЮЧЕНИЕ В РАЦИОН ТВЕРДОЙ ПИЩИ ИЛИ ЕЁ ОТСУТСТВИЕ, А ТАКЖЕ ПРЕОБЛАДАНИЕ В РАЦИОНЕ РЕБЕНКА ЖИДКОЙ И ПЮРЕОБРАЗНОЙ ПИЩИ ПОСЛЕ ПРОРЕЗЫВАНИЯ МОЛОЧНЫХ ЗУБОВ, полноценный акт жевания не формируется, и перехода от инфантильного типа глотания к соматическому не происходит.

КАК ПРОВЕРИТЬ ТИП ГЛОТАНИЯ?

Если после прорезывания всех молочных зубов во время глотания у вашего ребенка:

- губы не смыкаются,

- губы сомкнуты, но в момент глотания язык отталкивается от губ, губы сжимаются, сокращается круговая мышца рта,

- язык находится между зубами,

- участвует подбородочная мышца, при глотании можно наблюдать ямочки на коже подбородка,

- участвуют мышцы шеи.

Это признаки инфантильного типа глотания, а значит, акт глотания нарушен!

В момент глотания ребенок с инфантильным типом глотания прокладывает язык между верхним и нижним зубными рядами, что способствует формированию открытого прикуса.

При этом в акте глотания участвуют околоротовые мышцы, т.е. заметно напрягаются нижняя часть круговой мышцы рта, подбородочная мышца и мышцы шеи, что легко обнаружить, попросив ребенка сглотнуть слюну.

ПРИЗНАКИ СОМАТИЧЕСКОГО (НОРМАЛЬНОГО) ГЛОТАНИЯ:

- Губы сомкнуты без напряжения.

- Круговая мышца рта неподвижна.

- Лицо спокойно, мимические мышцы вокруг рта неактивны.

- Язык отталкивается от слизистой оболочки нёба сразу позади верхних передних зубов.

НУЖНО ЛИ ИСПРАВЛЯТЬ НЕПРАВИЛЬНОЕ ГЛОТАНИЕ?

Конечно! Неправильный тип глотания, сохраненный у детей в возрасте старше 3 лет, может приводить к патологиям прикуса (чаще всего – открытый прикус). Неправильное положение языка создаёт неблагоприятную ортодонтическую ситуацию во рту: дистальный прикус, передний и боковой открытый прикусы, недоразвитие верхней челюсти и опережающее развитие нижней челюсти, сужение твёрдого неба, поскольку язык перестаёт выполнять поддерживающую функцию.

Оговорюсь, что необязательно основной причиной неправильного прикуса может быть язык. Есть и наследственные факторы! Но, если ортодонт сталкивается с инфантильным типом глотания, то целесообразно отправить такого пациента к логопеду, чтобы проверить рабочие параметры языка.

Зачем это нужно, если неправильное положение стало привычным? Дело в том, что язык, как мощный мышечный орган, способен «испортить» работу ортодонта. Произойдет это не сразу. Пройдёт 1-2, возможно, 3 года, и созданный такими большими усилиями новый прикус начнет «расползаться». А причиной может стать неправильная работа языка.

Стабильные результаты лечения получаются при сочетании лечения у специалистов ортодонтического отделения стоматологии в сочетании с занятиями с логопедом.

Важно помнить, что при неправильном глотании также страдает процесс жевания. Пациент может испытывать боли в ВНЧС, шейном отделе, затылочной, височной и лобной областях головы.

ВОЗНИКАЕТ ВОПРОС: «КАК МОЖНО ИСПРАВИТЬ ИНФАНТИЛЬНЫЙ ТИП ГЛОТАНИЯ?»

Новый способ глотания, то есть соматический, поможет создать логопед, который назначит специальный комплекс артикуляционной гимнастики и тренировочных упражнений. Комплекс подбирается индивидуально, но есть и общие для всех упражнения (их список смотрите ниже).

ДЛЯ НОРМАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИИ ГЛОТАНИЯ ПОКАЗАН КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ:

- Устранение всех возможных причин, которые могли бы привести к сохранению инфантильного типа глотания (восстановление носового дыхания, добавление в рацион твердой пищи и т.д.).

- Миогимнастика – специальные артикуляционные упражнения для мышц челюстно-лицевой области, способствующие нормализации функции глотания. Выполнять упражнения можно и нужно до, во время и после ортодонтического лечения. Лучше всего начинать до установки ортодонтической аппаратуры. Если случай несложный, то упражнения выполняются в течение 10-15 минут ежедневно на протяжении 1,5-2 месяцев. На плановых занятиях логопед корректирует технику выполнения упражнений, вводит в комплекс дополнительные упражнения для закрепления нужных навыков, проводит логопедический массаж языка.

- Использование ортодонтических аппаратов с упором для языка (например, пластинки MUPPY, вестибулярная пластинка с бусинкой миофункциональные трейнеры). Для коррекции инфантильного типа глотания очень эффективен трейнер. Язычок аппарата при каждом глотательном движении рефлекторно напоминает ребенку о правильном положении кончика языка, что закрепляется во время ночного ношения и способствует перестройке инфантильного типа глотания в соматическое. Имеются противопоказания, необходима консультация специалиста.

- Использование кинезиотейпирования для нормолизации акта глотания

можно применять различные схемы всеми видами тейпов. Методом тейпирования можно воздействовать на группы мышц, принимающих участие в акте глотания: челюстно-лицевые–мышцы, мышцы–глотки, мышцы–подъязычной области.

ВСЕ УПРАЖНЕНИЯ МОЖНО РАЗДЕЛИТЬ НА ДВА ТИПА УПРАЖНЕНИЙ:

- Динамические, когда происходит поочередное сокращение и расслабление мышц.

- Статические, когда мышцы находятся в состоянии постоянного напряжения.

ПРАВИЛА МИОТЕРАПИИ:

- Упражнения необходимо проводит систематически.

- Нагрузка должна быть достаточной (упражнения необходимо проводить до чувства легкой усталости).

- Увеличивать нагрузку на мышцы нужно постепенно, при этом она не должна быть чрезмерной.

- Количество и продолжительность упражнений с течением времени должно увеличиваться.

ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ. Занятие нужно разделить на три этапа:

- Начальный этап – разминка, которая включает дыхательные упражнения. Это своеобразная подготовка ребенка к основной части, ее продолжительность составляет 2-3 минуты.

- Основная часть, во время которой проводится комплекс упражнений на мышцы челюстно-жевательной области. Иногда используют специальные аппараты (например, стандартные вестибулярные пластинки). Сначала проводятся статические упражнения, затем – динамические. При этом необходимо контролировать, чтобы ребенок правильно держал осанку и дышал носом.

- Заключительный этап, во время которого постепенно уменьшают нагрузку.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ МЫШЦ ЯЗЫКА:

- Проведение языком по середине твердого и мягкого неба, начиная с фронтальных зубов.

- При открытом рте необходимо провести языком сначала по верхней, затем по нижней губе (по часовой стрелке и наоборот).

- Полоскание горла водой (при этом происходит массаж мышц мягкого неба).

- На язык ребенка надевают резиновое кольцо (диаметром 6-8 см.), после чего просят его поднять язык и прижать его к твердому небу (в переднем отделе). После этого необходимо проглотить слюну, не меняя положение языка.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ КРУГОВОЙ МЫШЦЫ РТА:

- Надувать мыльные пузыри, шарик или дуть на легко перемещающиеся предметы (например, вату, кусочек бумаги).

- Плотно сжимать губами линейку, с течением времени постепенно нагружая ее.

- Упражнение с вестибулярной пластинкой – такую пластинку накладывают в преддверие рта, после чего ребенок плотно сжимает ее губами, а взрослый небольшими усилиями пытается достать пластинку. Ребенок удерживает пластинку губами, вследствие чего происходит напряжение круговой мышцы рта.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ПРИ ИНФАНТИЛЬНОМ ТИПЕ ГЛОТАНИЯ

Все упражнения выполняются перед зеркалом, голову нужно держать прямо, плечи слегка отвести назад и чуть опустить, грудь расправить, живот подтянуть, коленные суставы согнуть, ноги и пятки вместе. Упражнения выполняются в медленном темпе на счёт 1-2-3-4 с повторением от 15 до 30 раз ежедневно. Упражнения для нормализации функции глотания:

Упражнение №1. Ребенок поднимает кончик языка кверху и прижимает его к переднему участку твердого неба, зубы сжимает, губы смыкает (исходное положение). Просите его проглотить слюну, не изменяя положения кончика языка. Если язык находится между зубными рядами, то упражнение выполняется неправильно. В 1 день 5-6 повторений, во 2 — 2 раза (утром, вечером) по 5-6 раз. В последующие дни — 3 раза в день по 10-12 раз.

Упражнение №2. Исходное положение то же. Только теперь Ваш ребенок должен удерживать язык в таком положении в течение 5 мин. В последующие дни время выполнения упражнения увеличивают до 10 мин.

Упражнение №3. Исходное положение то же. Теперь Вы научите своего ребенка правильно глотать, не отрывая языка от неба просите его проглатывать слюну с сомкнутыми губами. Упражнение повторяют 3 раза в день по 10 раз. При этом необходимо следить за тем, чтобы губы были расслаблены.

Упражнение №4. Полуоткрыть рот, облизывать верхнюю и нижнюю губу, проводя языком от одного угла рта к другому. Попытаться достать языком перегородку носа, подбородок. Проводить кончиком языка по язычной, а затем по вестибулярной поверхности зубов, как бы пересчитывая их, щелкать языком, для чего присосать язык при сомкнутых губах к твердому нёбу, и, медленно открывая рот, упереться кончиком языка то в одну, то в другую щеку.

Упражнение №5. Улыбнуться, открыть широко рот. Поднять язык вверх и расположить у переднего участка твердого нёба, затем переместить по своду твердого нёба в переднем отделе и максимально назад до мягкого нёба. То есть широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

Упражнение №6. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострён. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной. Выполнять 50-60 раз.

Упражнение №7. Сжать зубы, сомкнуть губы, упереться кончиком языка в твердое нёбо — в проекцию корней центральных резцов, проглотить слюну.

Упражнение №8. «Зеваем, жуём, глотаем». Запрокинув голову: имитировать жевательные движения, позёвывать, жевание и глотание с закрытым ртом.

Упражнение №9. Применяют упражнение с карандашом — располагают карандаш поперек зубного ряда, удерживают его сжатыми зубами. Кончик языка перемещают то выше, то ниже карандаша.

УПРАЖНЕНИЕ №10. Рисуйте поочередно на твёрдом нёбе кончиком языка «круги» и «квадраты» 15-30 раз.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ – грызть, жевать, глотать твёрдую пищу – морковку, яблоки, мясо, сухари, баранки, сушки... только обязательно под контролем взрослого!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Искажение произношения, инфантильное глотание, и нарушения прикуса.

Рядовой случай из рядового рабочего дня логопеда детской поликиники. Раскрытие междисциплинарной проблемы - нарушения произношения, глотания и формирования прикуса. Проблема знакома логопедам и ортодо...

инструкция для занятий дома по устранению инфантильного типа глотания

В инструкции представлены упражнения миогимнастики и устранения инфантильного типа глотания для детей. К ним приложены фотографии. Данная работа проводится совместно с врачом-ортодонтом по формировани...

Инфантильный тип глотания- как исправить.

ИНФАНТИЛЬНЫЙ ТИП ГЛОТАНИЯ, ЧТО ДЕЛАТЬ? А правильно ли ребенок глотает? Как глотать правильно, и что нужно делать, если этот процесс нарушен. Многие удивятся: разве можно глотать неправильно?Как с...

Консультация для родителей «Инфантильный тип глотания» (ЧАСТЬ I)

А правильно ли ребенок глотает? Как глотать правильно, и что нужно делать, если этот процесс нарушен. Многие удивятся: разве можно глотать неправильно?Как считает большинство, глотание относится к реф...

Консультация для родителей «Причины инфантильного типа глотания» (частьII)

- Длительное сосание соски,- позднее включение в рацион твердой пищи,- позднее прорезывание временных зубов,- короткая уздечка языка,- ротовое дыхание- хронический тонзиллит, аденоидные разрастания, т...

Консультация для родителей «Комплекс артикуляционной гимнастики при инфантильном типе глотания»

Все упражнения выполняются перед зеркалом, голову нужно держать прямо, плечи слегка отвести назад и чуть опустить, грудь расправить, живот подтянуть, коленные суставы согнуть, ноги и пятки вместе. Упр...

Комплекс артикуляционной гимнастики при инфантильном типе глотания.

Даннная гимнастика необходима детям перед постановкой ортодонтических пластин, когда ортодонты рекомендуют родителям нормализовать тип глотания при помощи данных упражнений....