Развитие артистичности и эмоциональной сферы детей на занятиях ритмикой и танцами. Примеры игр и упражнений.
консультация

Информация для родителей и педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_artistichnosti_i_emotsionalnoy_sfery_detey_.docx19.47 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие артистичности и эмоциональной сферы детей на занятиях ритмикой и танцами. Примеры игр и упражнений.

          Маленькие дети владеют естественной грацией и свободой тела. Энергичные, шустрые, они все свое поведение проявляют через движение.

И зачастую так бывает, что усердно стараясь исполнить всю эту последовательность, ребенок, сосредоточившись, танцует весь номер с серьезным выражением лица, будто решает математическую задачку. А лицо должно работать, должно гармонировать с движениями. Поэтому одной из задач педагога является развитие артистичности детей. Артистичность в танцах это умение выразить эмоции, образ и предложенные обстоятельства в танцевальном номере согласно его сюжету, используя мимику, пантомимику, жесты и голос. Ведь танец это маленькое представление и исполняют его пусть и маленькие, но уже артисты. Запомнить последовательность всех движений, комбинаций и перестановок большая задача для ребенка любого возраста.

     Чем младше ребенок, тем больше свободы и легкости имеет его тело. Изначально почти всю информацию об окружающем мире ребенок получает через телесные ощущения, поэтому на разных участках тела имеются зоны, «запоминающие» на всю жизнь положительные и отрицательные отпечатки его общения с миром. Не зря считается, что память тела – самая крепкая.

     Тревожный, робкий, скрытный ребенок уже к 5-6 годам выглядит сутулым, «согнутым», малоподвижным и пассивным.

     У многих агрессивных, гиперактивных детей часто наблюдаются болезни внутренних органов, появляются травмы и переломы. Взаимосвязь психики и тела очевидна.

    Именно поэтому нужно использовать в развитии ребенка не только методы воздействия на его сознание и мышление, но и упражнения, отвлекающие контроль сознания над телом, то есть телесные и танцевальные методы.

Вот несколько игровых упражнений для коррекции эмоциональных отклонений.

«Сиамские близнецы»

(для детей с затруднениями в общении)

     Дети разбиваются на пары, встают плечом к плечу, обнимают друг друга одной рукой за пояс, одну ногу ставят рядом. Теперь они сросшиеся близнецы: 2 головы, 3 ноги, одно туловище и 2 руки. Включите музыку и предложите им потанцевать.

     Совет: чтобы третья нога была «дружной», её можно скрепить веревочкой.

«Гармоничный танец»

(для снятия страхов и повышения уверенности в себе)

     Дети разбиваются на пары. Один закрывает глаза (лучше надеть повязку). Встают против друг друга, прикасаются легко ладонями. Звучит плавная музыка Ведущий (с открытыми глазами) делает плавные движения руками, телом, приседает, слегка отходит в сторону, вперед, назад. Задача ведомого – следовать за руками ведущего и повторять его движения, не потеряться. Не допускать смены ролей, то есть ведомый не должен вести ведущего.

«Нет! Да!»

(для снижения агрессии и ослабления негативных эмоций)

     Под веселую музыку дети свободно бегают по залу и громко-громко кричат «Нет! Нет! Нет!». Встречаясь, заглядывают друг другу в глаза и еще громче кричат «Нет! Нет! Нет!». При смене музыки дети продолжают бегать, но кричат уже «Да! Да! Да!», заглядывая друг другу в глаза.

«Театр прикосновений»

(для само регуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей)

     Ребенка просят свободно лечь на коврик в позу «звезды» и закрыть глаза. Включается спокойная музыка. Все остальные участники наклоняются и нежно, осторожно необычным образом касаются тела лежащего. Можно одновременно прикоснуться одним пальцем ко лбу, а ладонью к ноге, ребром ладони к животу, кулачком к руке… Все одновременно начинают и заканчивают прикосновения. Затем лежащего оставляют на несколько секунд в расслабленном состоянии.

    

Игры на развитие мимики, на перевоплощение, на внимание, пальчиковые игры

Улыбка. Улыбаемся широко, так чтоб зубки было видно, как будто подарку радуемся. А теперь обиделись, надули губки, бровки нахмурили. Итак, чередуем улыбку с надутыми губками несколько раз. Чтобы улыбка получилось естественной, перед упражнением можно рассмешить ребятишек, погримасничав или рассказав шутку. Они запомнят это ощущение, и им легче будет улыбаться по заданию.

Внимание. Светофор. Красный цвет дети стоят, желтый цвет хлопают, зелёный бегут на месте. Педагог даёт команды и вместе с ребятами исполняет это разогрев, далее игра усложняется. Педагог говорит одну команду, а показывает другую, специально путая детей. Кто не попадется тот и молодец.

Нос, потолок, пол. Аналогичная игра. По команде, пальцем показываем на нос, на потолок, на пол. Усложняя игру, педагог путает детей.
Рыбка. Педагог одной рукой делает вид, что держит аквариум, вторая рука это рыбка. Как только рыбка выпрыгивает из аквариума, дети должны её поймать, хлопнув в ладоши. Рыбка очень хитрая и иногда обманывает ребятишек, будто хочет выпрыгнуть, главное не попасться.

Для развития артистичности уместны и пальчиковые игры. Короткие стишки могут содержать в себе образ, описывают какое либо событие или действие, им могут быть присуще различные состояния: удивления, радости, доброты, испуга, злости, которые нужно не только пальчиками успеть показать, язычком проговорить, но и личиком отобразить.

Ножки, ножки, где вы были? (наклоняемся к ногам)
— За грибами в лес ходили. (маршируем)
— А вы, ручки, помогали? (руки в стороны)
— Мы грибочки собирали. (изображаем)
— А вы, глазки, помогали? (показываем пальчиками на глаза)
— Мы искали да смотрели, все пенечки оглядели. (рука у лба, смотрим в разные стороны)

Апельсин
Мы делили апельсин (левая рука в кулачке, правая её обхватывает)
Много нас, а он один.
Эта долька для ежа(правой рукой поочередно разжимаем пальчики)
Эта долька для чижа. Эта долька для котят. Эта долька для утят.
Эта долька для бобра, а для волка кожура. (трясём пальчиками)
Разбегайтесь, кто куда! (прячем ручки за спину)
Рассердился волк, беда! (изображаем сердитого волка)

Подвижные игры, главным образом для того, чтоб дети получили положительный эмоциональный заряд и уходили с урока в приподнятом настроении. Эти же игры несут на себе и функцию развития артистичности, и использование пространства, и развитие фантазии.

1,2,3 – замри

1,2,3 замри или морская фигура или замирашки. Дети двигаются на счет и на команду замирают по заданию.

Тема задания может быть совершенно любая. Можно замереть в каком ни будь гимнастическом упражнении или в позе из танца для закрепления пройденного, а можно и в образе по теме, где педагог будет отгадывать, кто изображен или что изображено. Можно замирать по отдельности, а можно и всем вместе в общей фигуре. В замирашки можно играть и под музыку. Движения под музыку могут быть по заданному образу, могут быть произвольными. Музыку рекомендуется останавливать в конце музыкальной фразы для развития слухового внимания. Также замирашки играются на выбывание, где, в конечном счете, остается один, два победителя.

Дискотека. Это игра настоящая детская дискотека. Под музыку ребята произвольно танцуют, по команде возвращаются на места, девочки держат юбочку, приседают и взвизгивают под музыку, затем мальчики топают ногой, замахиваются рукой и кричат «Эх». Эти движения чередуются с произвольными. На конец мелодии все строятся и исполняют финальное движение. Для этой игры подойдёт любая динамичная детская песня, в зависимости от музыкального материала следует подобрать и танцевальные движения.

Обнимашки. Под музыку дети танцуют, как только музыка остановилась, педагог произносит цифру. Детям нужно обняться в таком количестве, какое назвал педагог. Кому не хватило ребят, выходят из игры. В конечном итоге должно остаться двое победителей. Победители награждаются аплодисментами, после чего все вместе танцуют и строятся на поклон.

Зеркало. Дети разбиваются по парам, справа ребенок «зеркало» слева ребенок, который будет смотреться в зеркало. Далее смотрящиеся принимают любые позы, а «зеркало» повторяет их с максимальной точностью. По команде дети меняются. Собственно принцип зеркального отражения используется на каждом уроке, но одно дела повторять за педагогом, другое за таким же, как ты.

Занимаясь с ребенком, вы заметите изменения в его настроении, поведении и самочувствии. Улыбка на детском лице, веселый смех, доброжелательность в общении со сверстниками и взрослыми главная задача педагогов и родителей. Необходимо помочь детям жить дружно, радостно и свободно, сделать эмоциональный мир ребенка ярким и насыщенным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие с детьми старшего возраста на развитие познавательной и эмоциональной сфер детей 5 лет

Тема: «Развитие памяти» Задачи:     развитие слуховой и зрительной памяти;     развитие общей и мелкой моторики;     развитие ком...

Комплекс занятий, направленный на развитие и коррекцию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.

Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка — его взаимоотношения с другими людьми — взрослыми и детьми. Когда окружающие относятся к ребенку ласково, проявляют внимание, он испытывает эмоц...

Игры и упражнения для развития и коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

В статье рассказывается о значении и опыте использования в работе с детьми дошкольного возраста  психологических , коммуникативных игр....

Картотека игр и упражнений для развития и коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Данные игры и упражнения направлены на развитие внутреннего мира ребенка, дают представление о разнообразных эмоциях, учат дошкольников понимать свои чувства и эмоциональные состояния других людей, а ...

КАРТОТЕКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Данные игры и упражнения направлены на развитие внутреннего мира ребенка, дают представление о разнообразных эмоциях, учат дошкольников понимать свои чувства и эмоциональные состояния других людей, а ...

Картотека игр и упражнений для развития и коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Картотека игр и упражнений для развития и коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста...