Опыты и эксперименты
материал (средняя группа)

Скараева Алена Заитовна

Работа по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oktyabr.docx1.03 МБ
Файл noyabr.docx822.29 КБ
Файл dekabr.docx1.08 МБ
Файл yanvar.docx715.59 КБ
Файл fevral.docx642.4 КБ
Файл mart.docx18.65 КБ
Файл aprel-may.docx19.57 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Работа по опытно-экспериментальной деятельности в средней  группе

Ноябрь.

Тема: «Волшебница вода».

Задачи:

 уточнить свойства воды (жидкая, бесцветная, прозрачная, без

запаха, текучая, имеет вес, не имеет формы);

 способствовать накоплению представлений о свойстве воды: вода

изменяет цвет;

 выявить вещества, которые растворяются в воде;

 познакомить со способом очистки воды – фильтрованием;

 выявить положительные и негативные стороны воздействия воды

на окружающую среду и человека;

 развивать любознательность, мыслительные способности.

Беседа «Волшебница – вода».

Цель: Развивать познавательную активность в процессе ознакомления с окружающим.

Задачи: Сформировать представление детей о значении воды в жизни человека, животных, растений (вода – источник жизни); развивать представление о свойствах воды; продолжать знакомить с приемами элементарного экспериментирования; воспитывать бережное отношение к воде, к природе.

Чтение стихотворения Н. Рыжовой

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает

В лес туманом заползает

На плите у вас кипит

Паром чайника шипит,

Без нее вам не умыться

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить;

Без воды нельзя прожить!

- О чем говориться в стихотворении?

- Как вы думаете, почему нам без воды не прожить?

- Для чего мы с вами используем воду?

- Что может произойти, если не будет воды?

- Откуда берется в кране вода?

(ответы детей)

Воспитатель: Мы каждый день моем руки, посуду, стираем белье, а она все бежит и бежит. В кране очень много воды. Вода,  которая бежит из крана, проделала очень большой путь. Сначала она была в реке, потом человек направил ее в трубы. Вода – которая течет по трубам называется – водопроводная. (повторяем с детьми 2-3 раза).

Воспитатель:

- А нужна ли вода животным?

- Для чего, почему?

- А растениям нужна вода?

- Что может произойти с животными и растениями, если не будет воды?

(ответы детей).

Воспитатель: Вода – ребята нужна всем: и человеку и растениям, и животным.

(Приглашаю детей на просмотр презентации «Значение воды на Земле»).

Воспитатель: Для того чтобы мы могли каждый день пить чистую воду, чистить зубы, умываться, мыть руки, воду нужно беречь – не тратить ее зря. Если вы помыли руки – вовремя закройте кран.

- Как вы думаете, почему воду называют волшебницей?

- Хотите узнать?

- Я приглашаю вас в свою лабораторию.

Опыты с водой.

1.Растворимость веществ в воде

Цель: помочь детям выделить свойство воды: она растворяет некоторые

вещества.

Материалы и оборудование: стаканы с водой (по количеству детей + 4),

сахарный песок, соль, речной песок, акварельные краски, мерные ложечки,

кисточки, клеенка.

Педагог предлагает детям посмотреть, что случится с песком, если его

насыпать в стакан с водой. В два других стакана педагог поочередно

насыпает сахарный песок и соль. Предлагает попробовать детям воду на вкус

(просит описать результат).

Далее педагог предлагает размешать акварельную краску в стакане с водой. У каждого ребенка — свой цвет.

Педагог спрашивает детей, почему вода стала цветной?

Вывод. Одни вещества в воде растворяются, другие — нет.

2.Вода принимает форму

Цель: выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита.

Материалы и оборудование: воронки, узкий высокий стакан, округлый

сосуд, резиновая перчатка, широкая миска, ковши, надувной шарик,

целлофановый пакет, таз с водой, подносы.

Перед детьми – таз с водой и различные сосуды. Педагог интересуется –

может ли вода иметь какую-то форму? Как это проверить? Какой формы эти

сосуды? Давайте заполним их водой. Чем удобнее наливать воду в узкий

сосуд? (ковшом через воронку). Дети наливают во все сосуды по два ковша

воды и определяют, одинаковое ли количество воды в разных сосудах.

Рассматривают, какой формы вода в разных сосудах.

Вывод: вода не имеет формы. Она принимает форму сосуда, в который она

налита.

3. Опыт «Есть ли у воды вкус»?

Предлагаю детям два стаканчика: один с водой, второй с соком и трубочки для коктейля.

- попробуйте воду;

- попробуйте сок;

- есть ли разница?

Вывод подводят дети: сок сладкий, а вода не имеет вкуса.

4. Опыт с водой и молоком.

Цель: исследовать воду на прозрачность.

Материалы: стакан с водой, стакан с молоком, 2 чайных ложки.

Ход: опустить по ложке в стакан с водой и молоком, объяснить почему в стакане с водой видно ложку.

Вывод: Вода прозрачная, а молоко нет.

5. «Окрашивание воды».

Цель: Выявить свойства воды: вода может быть тёплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество.

Материал: емкости с водой (холодной и тёплой), краска, палочки для размешивания, мерные стаканчики.

Взрослый и дети рассматривают в воде 2-3 предмета, выясняют, почему они хорошо видны (вода прозрачная). Далее выясняют, как можно окрасить воду (добавить краску). Взрослый предлагает окрасить воду самим (в стаканчиках с тёплой и холодной водой). В каком стаканчике краска быстрее растворится? (В стакане с тёплой водой). Как окрасится вода, если красителя будет больше? (Вода станет более окрашенной).

Опыты с водой


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Работа по опытно-экспериментальной деятельности.

Январь.

Тема: «Лед – как особое состояние воды»

Цель:

Расширить  представления детей о физических свойствах   льда.

Задачи:

 расширять знания дошкольников о некоторых свойствах воды (при замерзании она превращается в лед), повышать познавательную активность детей в самостоятельной поисково-исследовательской деятельности, опытным путем доказать, что лед холодный, твердый;

 познакомить детей со льдом и его свойствами (гладкий, прозрачный, холодный, твердый);

 учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: на морозе вода замерзает и превращается в лед;

 выяснить, что цвет льда зависит от цвета воды, лед не тонет в воде, потому что он легче воды, в горячей воде лед растает быстрее чем в холодной;

 вызвать радость от открытий, полученных в результате опытов.

Беседа воспитателя с детьми о льде.

В: посмотрите на этот предмет и скажите, что вы думаете, что это может быть? (Дети выдвигают предположение, что это лед).

В: да это лед. А скажите, когда мы можем его увидеть? (Зимой).

-А где зимой можно увидеть много льда? (На реке, на пруду, на земле, где были лужи).

Дети трогают лёд. Какая льдинка?

Д: холодная (2-3 реб)

В: лёд холодный, что может произойти, если его долго держать в руках?

Д: можем замёрзнуть и заболеть.

В: значит, мы не можем держать долго лёд в руках, чтоб растопить его, потому что он холодный. А теперь надавите на кусок льда. Какой лёд?

Д: твёрдый (2-3 реб.)

В: лёд твёрдый и нам не удастся поломать его руками.

Возьмите ещё раз лёд в руки. Легко ли его удержать в руках? Что происходит?

Д: выскальзывает.

В: значит лёд какой?

Д: скользкий (2-3 реб).

Лёд скользкий, его трудно удержать в руках.

В: а теперь посмотрите, какого цвета лёд?

Д: прозрачный.

В: давайте проверим на опыте. Перед вами лежат полоски цветной бумаги, положите на неё льдинку. Что вы видите?

Д: бумагу.

В: а почему её видно?

Д: потому что лёд прозрачный (2-3 реб)

В: лёд прозрачный, через него мы можем видеть предметы.

В: скажите, а что такое лёд?

Д: это вода, которая замёрзла.

В: давайте это проверим. Положим свои льдинки в миску с тёплой водой и посмотрим, что произойдёт? Пусть они плавают в воде.

В: давайте посмотрим, что произошло с нашими льдинками.

Д: они растаяли.

В: как вы думаете. Почему?

Д: вода была тёплая. В группе тепло. Лёд боится тепла.

В: во что превратился лёд?

Д: в воду. (2-3 реб)

В: как вы думаете, мы доказали, что лёд это тоже вода?

В: мы с вами узнали сегодня много интересного о льде. Назовите, какие свойства льда мы узнали?

Д: Лёд холодный, твёрдый, скользкий, прозрачный, лёд тает в тепле.

Опыты со льдом.

1.Делаем льдинки.

Цель: познакомить с тем, что вода замерзает на холоде.

Вам потребуется вода, формочки для льда, холод.

Дети берут стакан с водой и аккуратно переливают ее в формочки, затем относят на холод или в холодильник. Через время рассматривают льдинки.

Вывод: лед - это замершая вода.

2.Тает льдинка

Цель: на примере опыта показать, что лёд по-разному тает в воде разной температуры.

Вам понадобятся емкости с горячей и холодной водой, кубики льда.

Возьмите стакан с горячей водой, опустите кусочек льда и понаблюдайте, как быстро он тает. А затем возьмите стакан с холодной водой и туда тоже поместите кубики льда. Понаблюдайте, как лед по-разному тает в воде разной температуры.

Вывод: лед боится тепла; в горячей воде (под воздействием высокой температуры)  лед тает быстрее, чем в холодной воде.

 3. «Как получаются цветные льдинки?»

Цель: Выявить свойство воды замерзать на холоде. Развивать умение устанавливать простейшие связи между предметами, различать основные цвета. Вызвать интерес к изготовлению цветных льдинок, к объектам неживой природы.
Оборудование. Вода, мелкие формочки, краски, ниточки.

Ход: Домовой Кузя приносит в группу льдинку: «Этот кусочек льдинки я взял с замёрзшей лужи. Посмотрите, какой он красивый!»

Вопросы воспитателя: «Каким цветом льдинка? (Прозрачная). Какая она на ощупь? (Холодная, гладкая, скользкая, твёрдая). Что происходит с льдинкой, когда мы её трогаем руками?( Тает). Почему она тает? (От тепла наших рук). Почему образовался лёд на луже? (Вода замёрзла в холодную погоду)».

Объяснение: «Такую льдинку сделал мороз. А мы с вами можем изготовить цветные льдинки. Для этого нужно выбрать любую формочку. Раскрасить воду в понравившийся цвет. Налить эту воду в формочку и вставить ниточку»

Вопрос: «Что нужно сделать, чтобы вода замёрзла? (Вынести формочки на улицу). Какая погода должна быть на улице? (Морозная). Где ёще можно заморозить воду? (В холодильнике).
В конце прогулки дети рассматривают получившиеся льдинки: «Почему держится ниточка на льдинке? (Она примёрзла). Почему льдинки цветные? (Из цветной воды). Когда могут растаять льдинки? (При тёплой погоде).

Вывод: «Вода замерзает на холоде и превращается в лёд».

4. «Почему льда больше, чем воды?»

Цель: Показать детям, что при замерзании вода расширяется. Развивать умение сравнивать свойства воды и льда, активизировать словарь. Стимулировать интерес к опытно- экспериментальной деятельности.

Оборудование: Стаканчик с водой, фломастер, кубики льда.

Предварительная работа. Налить в стаканчик воды, обозначить фломастером уровень воды в стакане и вынести стаканчик на мороз.

Ход: Домовой Кузя обращается к детям: «Ребята, а с чем вы больше любите играть: с водой или со льдом? Расскажите, почему?»

Воспитатель: «Интересно играть и с водой и со льдом, потому что у них много особенностей. Давайте сравним воду и лёд. Что у них общего, чем они похожи? (Прозрачный цвет, могут менять цвет, принимают форму ёмкости, в которой находятся, без запаха). Чем они отличаются? (Вода - жидкая, течет, бывает холодной, тёплой и горячей; лёд- гладкий, твёрдый, не течет, легче воды, тает)».

Рассматривание стаканчика со льдом: «Ещё у льда есть один секрет. Хотите его узнать? Мы с вами наливали в стаканчик воду; отметили уровень воды в стаканчике. Посмотрите на стаканчик. Что произошло с водой? (Она замёрзла на холоде). Что теперь в стаканчике? (Лёд). Сколько льда в стаканчике? (Выше, больше отметки). Почему льда стало больше, чем воды? При замерзании вода расширяется; льду не хватает места в стакане и он выталкивается наверх. Давайте оставим стаканчик с водой в комнате, а завтра посмотрим, сколько снова станет воды( Вода будет на уровне отметки)».

Вывод: «Вода при замерзании расширяется».

Цветные льдинки.



Предварительный просмотр:

Работа по опытно-экспериментальной деятельности.

Февраль.

Тема:  «Снег. Какой он?»

Цель:

Формирование знаний о  неживой природе в зимний период.

Развитие познавательного интереса  и исследовательской активности в процессе экспериментирования со снегом.

Задачи:

 формировать представление детей о снеге и его свойствах;

 дать детям представления о природном объекте-снеге, его превращении в воду и в лед;

 закрепить знания о свойствах снега и льда;

 создавать условия для расширения представлений детей о явлениях окружающей действительности;

учить детей приобретать новую информацию через экспериментирование.

Беседа  «Снег хороший и плохой».

Цель: Сформировать у детей знания об опасности, которые могут быть связаны со снегом; научить правильно, поступать в ситуации сопряженной с этой опасностью; развивать диалогическую речь, память, мышление, внимание; воспитывать привычные навыки самосохранения.

Ход:

(Дети сидят полукругом. Раздается стук в дверь. Воспитатель заносит в группу куклу Бибабо Незнайку,  закутанного шарфом.)

Незнайка:(хриплым голосом) Здравствуйте, ребята я не опоздал?

Воспитатель: Нет. Незнайка почему ты так тепло одет? И что у тебя с голосом?

Незнайка:(хриплым голосом) Когда выпал снег я очень обрадовался. Быстро оделся и побежал на улицу. Снег там был такой чистый и белый, что я не удержался и его попробовал, но он оказался не вкусным. Потом мы с друзьями долго играли. Одежда моя намокла, я стал замерзать и побежал домой. Ночью у меня заболело горло,

поднялась температура. Теперь я пью лекарство и не гуляю.

Воспитатель: Сегодня с детьми мы будем разговаривать о снеге. Незнайка, посиди и послушай, когда бывает снег – хорошо, а когда – плохо.

Ребята, как вы думаете снег – это хорошо или плохо?

Дети: Хорошо и плохо.

Воспитатель: Дети, подумайте и скажите, пожалуйста, когда бывает снег – плохо? И почему?

Дети: Когда его ешь (грязный, холодный – заболеем); когда берем голыми руками (замерзнут руки – можно простыть); когда сидим или валяемся в снегу (одежда намокнет – замерзнем и заболеем); когда ходим по сугробам (в снегу могут быть ветки, палки торчать, ямы – можно пораниться).

Воспитатель: Правильно, а для кого еще снег – плохо? Почему?

Дети: Для животных и птиц, потому что им тяжело искать корм.

Воспитатель: Молодцы дети! Незнайка, теперь тебе понятно почему ты заболел?

Незнайка: (хриплым голосом) Нет! Вы говорите, что снег грязный, а вот и нет, он чистый и белый!

Воспитатель: Незнайка не спорь, пожалуйста. Я вас приглашаю подойти к столу. Сейчас мы с вами проверим кто прав, Незнайка или дети.

(Воспитатель показывает опыт со снегом.)

Воспитатель: Если растаять снег, то мы увидим какой он грязный. Вот видишь, Незнайка, дети были правы – снег есть нельзя!

Воспитатель: Ребята, скажите пожалуйста, когда бывает снег – хорошо?

Дети: Когда мы катаемся на санках, лепим снеговиков, играем в снежки, делаем горку, катаемся на лыжах.

Воспитатель: Кому еще бывает хорошо, когда много снега? Почему?

Дети: Насекомым и траве (им под снегом тепло), медведю в берлоге тепло, потому что она из снега, корням деревьев и кустарникам тоже под снегом тепло.

Воспитатель: Молодцы!

Воспитатель: Какие опасности нас подстерегают с приходом зимы?

Дети: Гололед, сосульки, метели, мороз.

Воспитатель: Как себя нужно вести на улице при гололеде?

Дети: ходить медленно, держаться за руку взрослого, если дорога посыпана песком – идти по посыпанному.

Воспитатель: Если с крыши свисает снег и сосульки, что мы будем делать?

Дети: Мы  будем идти дальше от здания.

Воспитатель: На улице метель. Наши действия?

Дети: Надо тепло одеваться, идти быстро, держаться за руку взрослого, не ходить под деревьями, лучше остаться дома.

Воспитатель: Мороз.

Дети: Одеваться очень тепло, закрывать лицо шарфом, чтобы не отморозить нос и щеки.

Воспитатель: Правильно. Народная мудрость гласит: «В мороз береги щеки и нос».

(Воспитатель предлагает детям повторить пословицу тихо, громко).

Воспитатель: Вы сегодня молодцы. Я вижу зима вам не страшна. И со снегом вы будете играть с радостью и осторожно. Незнайка ты все запомнил, как нужно себя вести на улице зимой? А сейчас давайте превратимся в снежинок и потанцуем.

(Звучит легкая музыка. Дети кружатся, как снежинки и медленно опускаются на ковер.)

Опыты со снегом.

1. Опыт «Таяние снега»

Цель: подвести детей к пониманию того, что снег тает от любого источника тепла.

Ход опыта: принести в ведерке снег в помещение. Понаблюдать за его таянием. Взять немного снега в ладошку. Также понаблюдать процесс таяния. Со временем снег тает и превращается в воду.  

Вывод: от любого источника тепла снег тает и превращается в воду.

2. Опыт «Лепка из мокрого снега»

Цель: уточнить свойства мокрого снега.

Ход: во время оттепели предложить детям полепить  снежки. Снег лепится, получаются  прекрасные круглые снежки.

Вывод: снег липкий, тяжелый, сырой.

3. Опыт « Рассматривание снежинки»

Цель: Знакомство со строением снежинки, со свойствами снега.

Ход опыта: Рассмотрите снежинки на тёмных варежках или рукавах, на что похожи, найдите одинаковые по внешнему виду. Снимите варежки и поймайте снежинки на ладонь, посмотрите, что с ними станет.

Вывод: Одинаковых снежинок не существует. Снег – это замерзшая вода, но его нельзя брать в рот, несмотря на то, что он выглядит белым. Снег грязный, так как, летя по воздуху, он собирает частички пыли и вредных веществ из воздуха.

4. Опыт  «Определение прозрачности»
Цель: подвести детей к понятию «прозрачный»

Ход: приготовить кусок льда и комочек снега. Подложить цветную картинку под кусок льда и комок снега. Сравнить, где видно картинку, а где нет. Под льдом цветную картинку видно, а под снегом – нет.

 Вывод: лед – прозрачный, а снег – не прозрачный.

Тема: «Снег. Какой он?»



Предварительный просмотр:

Март.

Тема:  «Наблюдение за комнатными растениями. Изучение условий для оптимального роста и развития растений»

Цель:

Способствовать развитию познавательного интереса к
исследовательской деятельности детей.

Задачи:

  выяснить с детьми условия для благоприятного роста комнатных растений;

 создать условия для поисковой деятельности детей;

 получить новую и интересную информацию из жизни растений;

 расширить свой кругозор и пополнить словарный запас;

 воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Беседа: «Что необходимо для комнатных растений?

Воспитатель: - Ребята, отгадайте загадку:
-Живут рядом с нами в горшочках с поддонцем,
Любят землю и воду, воздух и солнце.
(комнатные растения)

Почему  растения называются комнатными?

А как вы думаете, для чего нужны эти растения? (Ответы детей.) Правильно, чтобы было красиво! Комнатными растениями человек украшает свой дом. Но они не только радуют нас своей красотой, но очищают воздух от пыли и грязи. Многие комнатные растения хорошо пахнут. Дети, вы уже знаете, что каждое растение имеет свое название. Какие названия комнатных растений вы знаете? (Ответы детей.) Знаете ли вы название этого растения? (Показывает герань.) Это растение называется «герань», или «пеларгония».. Давайте внимательно рассмотрим его. Что есть у герани?

Обобщает ответы детей: «У герани есть стебель, листья (цветки, если растение цветет) и корни».

Воспитатель. Какой формы листья герани? Какого цвета листья? (Ответы детей.)

Обобщает ответы детей: «Листья у герани округлой формы, яркого цвета, с коричневатым кругом у края (или с белой каймой)».

Воспитатель. «Какого цвета цветы герани?»

Обобщает ответы детей: «Цветы герани могут быть разных цветов: белые, розовые, малиновые. Цветы герани собраны в соцветия, словно в зонтик».

Воспитатель. «А где корни герани? Как вы думаете, зачем растению нужны корни?»

Обобщает ответы детей: «Корни растения находятся в земле. За счет корня растение не падает и крепко держится в земле. Еще корень питает растение. Когда мы поливаем землю в горшке, корешок впитывает воду, и она поднимается вверх по стеблю к листьям и цветам. (Сопровождается рассказ показом.) Чтобы растение не завяло, его обязательно нужно поливать».

Воспитатель. А кто знает, как называется это растение? (Показывает фиалку.) Это растение называется фиалка. Внимательно рассмотрите растение и скажите, что есть у фиалки? Какой формы листья? Какого цвета листья?»

Воспитатель обобщает ответы детей: «У фиалки есть листья (цветки, если растение цветет), стебель и корень. Листья округлой формы, темно-зеленого цвета, толстенькие, опушенные  (у некоторых растений край ровный, а у других волнистый), у листьев есть черешок. Длинными черешками листья крепятся к корню. Стебель у фиалки очень короткий».

Воспитатель. Какого цвета цветы фиалки? Цветки фиалки бывают разных цветов.

Показывает детям фиалки разных цветов  белые, розовые, лиловые, фиолетовые и сиреневые.

Воспитатель. Поочередно спрашивает детей:

- Есть ли у растений стебель? Покажи.

- Какой формы листья?

- Есть ли у растения цветок? Покажи

- Если есть цветок, то какого цвета?

- Как называется растение?

Воспитатель. У всех комнатных растений есть корень, стебель, листья, в период цветения – цветы. Дети, какое сейчас время года? (Весна.) весной природа оживает, оживают и комнатные растения. После зимнего отдыха, с началом роста растения нужно обильно поливать.

Воспитатель показывает детям, что такое обильный полив: поливает растение так, что через землю вода проходит в поддон. «Из поддона воду нужно вылить. Растениям, которые цветут, воды требуется больше. Гладкие листья протирают мокрой тряпочкой, а с мягких листьев аккуратно убирают пыль щеточкой».

Опытно-экспериментальная деятельность.

1.Опыт (наблюдение) «С ВОДОЙ И БЕЗ ВОДЫ»

Цель: Выявить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития

растений (вода, свет, тепло)

Материал: Два одинаковых растения

Ход: Педагог предлагает выяснить, почему растения не могут жить без воды (растение завянет, листья высохнут, в листьях есть вода) ; что будет, если одно растение поливать, а другое нет (без полива растение засохнет, пожелтеет, листья и стебель потеряют упругость). Наблюдать за состоянием растений в течении пяти дней.

На начало опыта (наблюдения)

Через 5 дней, у растения, которое поливали листья и стебли упругие, а у растения без воды: листья и стебель потеряли упругость, пожелтел.

Вывод: растение без воды жить не может.

2. Опыт (наблюдение) «РАСТЕНИЮ НУЖЕН СВЕТ»

Цель: Подвести детей к выводу о необходимости света для растений. Выяснить, почему зелёные растения, растущие в океане, не живут глубже ста метров.

Материалы: Два маленьких одинаковых зелёных растения в горшках, темный шкаф.

Процесс: Поместить одно растение на солнце, а другое спрятать в шкаф.

. Оставить растения на неделю.

. Сравнить затем их цвет.

. Поменять растения местами.

. Оставить растения также на неделю.

. Сравнить опять растения.

Итоги: Растение, находящееся в шкафу, стало бледнее по цвету и увяло, а растение на солнце стоит зеленым, как и прежде. Когда растения поменяли местами, то пожелтевшее растение начало зеленеть, а растение первое стало бледным и увяло.

Вывод: растение без света жить не может.



Предварительный просмотр:

Апрель – Май.

Тема:  «Жизнь растений. Растение – живой организм».

Цель:

Способствовать развитию познавательного интереса к
исследовательской деятельности детей.

Задачи:

 выявить значение тепла, влаги и света для роста растений;

 познакомить со свойствами почвы;

 уточнить представление о строении боба (фасоль, горох);

 расширить свой кругозор и пополнить словарный запас;

 воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Беседа: «Что раньше появляется из семени?»

Воспитатель:  Ребята, я знаю, как вы любите проводить разнообразные опыты, исследовать разные объекты. Посмотрите, что у вас лежит в тарелочках на столе?

Дети: семена.

Воспитатель: Правильно – это семена различных растений. Давайте поиграем в игру «Чье семечко?» Я буду показывать картинку овоща или фрукта, а вы искать его семена на тарелочке (тыква, горох, фасоль)

- Какой овощ на этой картинке?

Дети: Тыква.

Воспитатель: Правильно, давайте мы найдем семена тыквы на тарелочке? У тыквы одна семечка или много?

Дети: Много.

Воспитатель: Какого цвета семечка?

Дети: Белая. И т. д.

Воспитатель: Посмотрите семена одинаковые?

Дети: Нет. Есть семена большие и маленькие, темные и светлые, круглые, овальные и т.д.

Воспитатель: Ребята, давайте возьмем лупы и посмотрим, что лежит у вас в меленькой тарелочке?

Дети: Семена фасоли сухие и замоченные.

Воспитатель: Как вы думаете, зачем замачивают семена перед посевом?

Дети: Чтобы быстрее взошли.

Воспитатель: Посмотрите, дети, сухие семена фасоли сморщенные и маленькие, а замоченные овальные, гладкие и немного большего размера, потому что они напитались влаги.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам вырастить фасоль.

Воспитатель показывает приемы посадки.

Воспитатель: Мы посадим семена в приготовленную плодородную почву.

Палочкой взрыхлим землю, сделаем небольшое углубление и положим в нее фасолину (семена, замоченные за сутки до посадки).

- После этого присыпаем (закрываем) землей.

- Что нужно сделать, чтобы семена проросли?

Дети: Полить.

Воспитатель: Давайте пометим посеянные семена, табличками.

- Будем их любить, ухаживать, поливать, удобрять, а они будут нас радовать

Беседа (обобщение знаний детей по данной теме):

Воспитатель: Ребята, как можно вырастить растение?

Дети: Посадить в землю, поливать и ухаживать за ними.

Воспитатель: Куда мы поставим посевы, чтобы семена лучше росли?

Дети: Поставить на светлое место, на окно.

Опытно-экспериментальная деятельность.

Наблюдения за состоянием растений.  Наблюдение проводиться  ежедневно. Рассматривание схемы строения растения.

Исследовательская работа:

«Необходимые условия для прорастания семян».

1.Опыт  «Высаживание семян гороха и фасоли»

Оборудование, материалы: блюдца с пророщенными семенами гороха; семена фасоли; контейнеры с землёй; лейки с водой, палочки для рыхления, фартуки, салфетки.

Описание. Любимое лакомство жирафа Тошки – горох. Ему пришла идея – вырастить горох из семени самому. Он не знает, как правильно посадить горох в землю. Вначале замачивают горох, он набухает, появляются отростки, пришла пора сажать горох в землю. Для этого нужно прорыхлить землю, сделать углубление в земле палочкой, положить в него горошину. Немного отступив, нужно сделать одно углубление, посадить ещё одну горошину. В конце полить водой. Поставить на солнечное место.

Выводы: для роста растения необходимо создать условия: свет, земля, вода.

2.Опыт  «Вода нужна всем».

Цель: Дать детям представление о роли воды в жизни растений.

Ход: Воспитатель спрашивает детей, что будет с растением, если его не поливать (засохнет). Вода необходима растениям. Посмотрите. Возьмём 2 горошины. Одну поместим на блюдце в намоченную ватку, а вторую – на другое блюдце – в сухую ватку. Оставим горошины на несколько дней. У одной горошины, которая была в ватке с водой, появился росточек, а у другой – нет. Дети наглядно убеждаются о роли воды в развитии, произрастания растений.

3.Опыт  «Росток»

Задачи:

Закрепить и обобщить знания о воде, воздухе, понять их значение для всего живого.

Материалы. Лоток любой формы, песок, глина, перегнившие листья.

Процесс. Приготовьте почву из песка, глины и перегнивших листьев; заполните лоток. Затем посадите туда семечко быстро прорастающего растения (овощ или цветок). Полейте водой и поставьте в теплое место.

Итоги. Вместе с детьми ухаживайте за посевом, и через некоторое время у вас появится росток.

4.Опыт  «Где лучше расти?»

Задачи:

Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитее растений, выделить почвы, разные по составу.

Материалы. Черенки традесканции, чернозем, глина с песком.

Процесс. Взрослый выбирает почву для посадки растений (чернозем, смесь глины с песком). Дети сажают два одинаковых черенка традесканции в разную почву. Наблюдают за ростом черенков при одинаковом уходе в течение 2-3 недель (в глине растение не растет, в черноземе – растет хорошо). Пересаживают черенок из песочно-глинистой смеси в чернозем. Через две недели отмечают результат опыта (у растения отмечается хороший рост).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы "Об обучении в виде опытов и экспериментов"

Данный материал освещает тринадцатилетний опыт работы воспитателя ДОУ в сфере обучения дошкольников экспериментальной деятельности с объектами неживой природы и телу человека. В статье подробно описыв...

Опыты и эксперименты летом на участке детского сада Опыты с водой на прогулке с детьми 3-7 лет.

я хочу предложить Вашему вниманию ряд опытов, которые можно проводить на прогулке с детьми в детском саду. Описанные опыты можно проводить с детьми 3-7 лет. Данный материал будет интересен воспитателя...

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»

Подготовила: воспитатель Ван О.Н.Цель:1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процес...

Конспект НОД. Опыты и эксперименты "Цветные опыты"

Развитие познавательной активности дошкольников в процессе детского экспериментирования...

Картотека опытов и экспериментов для дошкольников "Внимание, эксперимент!"

Знакомство с некоторыми свойствами воды. Знание свойств воды поможет детям понять особенности водных организмов, их приспособленность к водной среде обитания....

Картотека опытов и экспериментов «Внимание, эксперимент!»

Опыт №1 «Делаем облако».Цель:- познакомить детей с процессом формирования облаков, дождя.Оборудование: трехлитровая банка, горячая вода, кубики льда.Налейте в трехлитровую банку горяч...