Методическая разработка “Применение цветных резинок в работе с дошкольниками.”
методическая разработка (младшая, средняя, старшая группа)

Герасимова Яна Андреевна

 

В данной методической разработке представлены игры с использованием нестандартного оборудования, направленные на развитие мелкой моторики и тонких движений пальцев рук, координации движений руки детей среднего и старшего дошкольного возраста. Нестандартный материал, представленный в играх, не требует больших финансовых затрат, поэтому игры могут использовать как воспитатели, учителя-логопеды, психологи, так и родители.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsvetnye_rezinki.docx281.4 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 36 Петроградского района Санкт-Петербург

“Применение цветных резинок в работе с дошкольниками.”

Методическая разработка

Автор: Герасимова

Яна

Андреевна

Должность: Воспитатель группы детей 4-5 лет “Непоседы”

Санкт-Петербург

март - 2021

Содержание

Аннотация

Пояснительная записка

Преимущества использования  разноцветных резинок в работе с детьми

Варианты игр и занятий с дошкольниками

Приложение 1

Приложение 2

“Применение цветных резинок в работе с дошкольниками.”

Аннотация

В данной методической разработке представлены игры с использованием нестандартного оборудования, направленные на развитие мелкой моторики и тонких движений пальцев рук, координации движений руки детей среднего и старшего дошкольного возраста. Нестандартный материал, представленный в играх, не требует больших финансовых затрат, поэтому игры могут использовать как воспитатели, учителя-логопеды, психологи, так и родители.

Пояснительная записка

Для детей дошкольного возраста большое значение имеет развитие тонких движений пальцев рук.

О развитии мелких движений пальцев можно судить, наблюдая за тем, как ребенок рисует, или закрашивает детали рисунка. Если он постоянно поворачивает лист, не может менять направление линий при помощи тонких движений пальцев и кисти, значит уровень развития мелкой моторики недостаточный.

Актуальность данной методической разработки заключается в том, что в настоящее время проблемой становится, полноценное развитие тонких движений рук. Поэтому, одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики. Наукой доказано о существовании связи между развитием мелкой моторики и речью детей.

Мелкая моторика - это согласованные движения пальцев рук. Мыслительные операции, движения рук и артикуляционный аппарат связаны между собой теснейшим образом. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, а следовательно у него возникают проблемы с речью.

В России связь руки с развитием мозга изучал известный невропатолог и психиатр Бехтерев В. М. Он посвятил этому много работ, которые доказали влияние движения кисти рук и пальцев на развитие нервной системы и развитие речи.

Формирование речи - удивительная и сложная работа, которая проходит незаметно для нас. Известный исследователь детской речи М. И. Кольцова пишет, что сначала развиваются движение пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, все последующие совершенствование речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи, такой же, как артикуляционный аппарат. Поэтому, для детей тренировка движений пальцев и кистей рук, является важным фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и является мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышление ребенка.

Благоприятное воздействие на развитие движений пальцев руки оказывает пальчиковая гимнастика, самомассаж, игры с предметами домашнего обихода, пассивная гимнастика пальцев рук, конструирование, мозаика, плетение, вышивание, вязание, выжигание, а также занятия изобразительной деятельностью (лепкой, рисованием, аппликацией) и ручным трудом (изготовление поделок из бумаги, картона, дерева, ткани, ниток, шишек, желудей и т. д.).

В целях развития и поддержания интереса к играм по развитию тонких движений рук было использовано нестандартное оборудование, а именно: резиночки.

Игры с нестандартным оборудованием очень увлекательны: они способствуют развитию творческой активности, мышления, внимания, памяти, речи, мелких мышц рук. Вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде действия. Кисти рук детей становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма. Так же одним из важных моментов данных пособий является развитие сенсорных особенностей у детей - это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве. Такие игры способствуют созданию положительного эмоционального фона,воспитывают усидчивость, формируют положительную мотивацию на занятии.

Цель данной методической разработки: развивать координацию тонких движений пальцев рук с помощью нестандартного оборудования.

Задачи:

-развитие пространственной ориентации;

-развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук;

-развитие ловкости, быстроты реакции;

-развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения, развитие психических процессов;

- стимуляция развития речи младших и старших дошкольников.

Данное нестандартное оборудование используется в непосредственно-образовательной, совместной и самостоятельной деятельности детей. Материал представленный в играх не сложный и не требует больших финансовых затрат, может быть использован воспитателями, психологами, учителями-логопедами, дефектологами и родителями.

В методических рекомендациях игры с цветными резинками дифференцированы условно по возрасту детей. При организации совместной  и самостоятельной деятельности необходимо учитывать также особенности развития, наличие сформированных умений и интересы ребёнка.

Преимущества использования  разноцветных резинок в работе с детьми

  • Безопасность
  • Разнообразие оттенков, различие величины и фактуры
  • Возможность  развития мелкой моторики
  • Формирование саморегуляции, произвольности
  • Повышение интереса и  мотивации к совместной деятельности
  • Способ самовыражения
  • Развитие творческой активности и мышления
  • Развитие коммуникативных умений
  • Получение сенсорных ощущений и  обогащение сенсорного опыта
  • Гармонизация эмоционального состояния
  • Снижение тревожности
  • Развитие речи
  • Доступность приобретения материалов для участников  образовательного процесса
  • Применение в  различных вариациях  с дошкольниками младшего, среднего и старшего возраста  
  • Альтернатива  игровому материалу «Дары Фрёбеля»( деревянные разноцветные кольца)
  • Применение в группах различной направленности (общеразвивающей, комбинированной, компенсирующей).

           Варианты  игр и занятий с цветными резинками

Дети раннего возраста (до 3 лет)

Применение цветных резинок в работе  с детьми раннего возраста  безопасно, способствуют  развитию тактильных ощущений, мелкой моторики, цветового восприятия.

Описание оборудования: резинки для волос разного цвета, ёмкости разного размера, небольшие игрушки, палочка, тарелочки или коробочки разного цвета, простые картинки, для выкладывания по образцу,

  • Наполнить небольшую ёмкость  маленькими  и  большими  резинками, спрятать небольшие игрушки (модификация игры «Волшебный мешочек»), а затем предложить детям их найти.
  • Надевать на  указательный палец  или палочку резинки одного цвета.
  • Раскладывать  резинки по коробочкам или тарелкам в соответствии с цветом. Доставать  прищепками большие и маленькие резинки из ёмкости. 
  •  Найти 2 одинаковых по цвету резинки (начальный уровень найди такую же). Начинать можно, выложив перед ребенком всего 3-4 резинки.
  •  Выкладываем перед ребенком 2 резинки, просим показать большую, маленькую, красную, желтую, синюю. Позже можно усложнить и выбирать по 2-м параметрам (например, большую красную). А со временем еще усложнить (например, большую цвета травы)
  • Делим все резинки на 2 части (в одной части половинки ко второй).  Убираем 10 резинок в мешочек(коробку),  парные 10 резинок  лежат на столе. По одной достаем резинки, ребенок должен найти пару. Если детей 2 человека и больше, то можно и посоревноваться, кто быстрее нашёл тот и забирает себе пару, в результате посчитать у кого больше резинок.
  • Творчество. Сложить из резинок картинку, наложить резинки  на образец(например, цветик-семицветик), затем выложить по образцу.
  • Выкладываем перед ребенком на стол 2-3 резинки одинаковые по какому-либо признаку и еще одну отличающуюся (например, 2 маленькие, а 3-ю большую) и просим  убрать лишнюю.
  • Взрослый надевает резинки на свои пальчики и просит ребенка повторить за ним. Тренируется память, цветовосприятие,работа пальчиков.
  • Ребенку загадываем загадку, а он выкладывает картинку.

Например:

К подарку прилагаются,

В букеты собираются,

И пахнут, словно, как духи,

Кто отгадал, скорей скажи. (Цветы)

Варианты  игр и занятий с цветными резинками

Младший дошкольный возраст

Описание оборудования: резинки для волос разного цвета; карточки из картона (обведите правую и левую руку, нарисуйте в произвольном порядке резиночки на пальцах); карточки, с изображением руки; фломастера; стержень от маленькой пирамидки, тарелочки (стаканчики) с цветной фигурой; картинка (радуга); шарики Су-джок или из прутьев; карандаши; линейки; пинцет; ложка.

Игра «Собери колечки»

Цель: Развивать тонкие движения пальцев рук, стереогностическое восприятие, пространственное ориентирование, концентрировать внимание, способствовать развитию речи, закреплять знание детей о цвете.

Описание: Ребёнку предлагается рассортировать резинки по цвету - раскладывать по тарелочкам (или стаканчикам) в соответствии с подходящей цветной геометрической фигурой, изображенной на тарелках.

Покатилось, покатилось Олино колечко,
            Покатилось, покатилось с нашего крылечка.
            Кто с крылечка сойдёт? Кто колечко найдёт? И в тарелочку вернёт.

Усложнение игры: Рассортировать резинки по цвету с помощью пинцета, затем ложки.

Игра «Повтори»

Цель: Развивать тонкие движения пальцев рук, стереогностическое восприятие, усидчивость.

Описание: Детям предлагается стержень от маленькой пирамидки (или перевёрнутая воронка), на который они натягивают резинки по заданию взрослого. Например, натягивают только резинки определённого цвета или по заданному сочетанию цветов (синяя-белая-розовая-жёлтая-и т.д.). Кроме того, нанизывать резинки можно на карандаш и шнурок, натягивать на линейку.

Игра «Перстенёк»

Цель: Развивать тонкие движения пальцев рук, закреплять знания детей о названиях пальцев, закреплять проговаривание стихов одновременно с движением руки.

Описание: Вместе с ребёнком надевайте и снимайте резинку поочерёдно на пальцы рук.

На пальце – перстенёк.

Он блестит, как огонёк.

Крутился, искрился,

С пальчика свалился –

Назад возвратился.

Игра «Радуга»

Цель: Развивать тонкие движения пальцев рук, закреплять знания детей о цвете, закреплять проговаривание стихов одновременно с движением руки.

Описание: Положите перед детьми картинку «радуги», попросите назвать её цвета. Убедитесь, что ребёнок уяснил, что цвета радуги всегда расположены в одном порядке. Предложите превратить руку в «радугу», «одевая» на пальчики разноцветные резинки, чтобы они соответствовали расположению цветов в радуге.

Я на радугу-дугу
         Полюбуюсь побегу -
         Семицветную-цветную
         На лугу подстерегу.

Я на красную дугу
         Наглядеться не могу,
         За оранжевой, за жёлтой
         Вижу новую дугу.

Эта новая дуга
         Зеленее, чем луга.
         А за нею голубая,
         Точно мамина серьга.

Я на синюю дугу
         Насмотреться не могу,
         А за этой фиолетовой
         Возьму да побегу

Солнце село за стога,
         Где ты, радуга-дуга?

Игра «Сделай как я!»

Цель: Развивать тонкие движения пальцев рук, координацию движений, внимание, пространственное ориентирование, способствовать развитию речи.

Описание: Взрослый нанизывает на пальцы резинки, а ребёнок повторяет их сочетание и количество. (Надевать можно определённое количество резинок на каждый пальчик, в заданной цветовой последовательности). С начала взрослый натягивает каждую резинку только на 1 палец, затем на 2 или 3 пальца одновременно.

Дома я одна скучала,

И резиночки достала.

Резинки я перебираю

Свои пальцы развиваю.

Игра « Собери по образцу»

Цель: развивать цветовое восприятие, умение работать по образцу, формировать счётные представления.

Описание: Для игры можно использовать водопроводные пластмассовые трубы. Длина труб может быть разная. Приклеить самоклеющуюся пленку разного цвета (главное, чтобы цвет плёнки совпадал с цветом резинки).

Усложнение игры: потребуется кубик с разноцветными гранями. Ребенок, бросая кубик, должен найти резинку такого же цвета и закрепить на трубе. Труба в этом случае берется однотонная.  Для формирования представлений о счёте потребуется кубик  с цифрами. Сначала ребёнок бросает кубик с цифрами, потом с цветом, ребёнок считает количество резинок определённого цвета и закрепляет  их на трубе.

                          Варианты  игр и занятий с цветными резинками

Старший дошкольный возраст

В рассыпную

На ковер или стол выкладывают нечетное количество резинок. Чем больше игроков, тем больше резиночек. В соревновании принимает участие четное количество игроков. По сигналу ведущего игроки начинают собирать резинки. Собирать можно по одной, не сгребая все сразу. Нельзя толкать других игроков или загораживать от них резинки. Тот, кто соберет  больше всех резиночек - победил.

Игра «Кто быстрее»

Цель: Развивать тонкие движения пальцев рук, скорость реакции, внимание, увлечь детей игрой, вызвать положительные эмоции.

Описание: В игре участвует от 3 до 6 детей. Каждый ребёнок вытаскивает из общей стопки по карточке с заданием, и по команде все начинают надевать на свою руку (левую или правую, зависит от карточки) цветные резинки так, как это показано на рисунке. К примеру, на мизинец - красную, потом жёлтую, на средний палец синюю, а потом на средний и указательный фиолетовую. Кто первый выполнил задание - хлопает в ладоши( или нажимает  кнопку звонка, или говорит «Стоп игра!»)  

Игра «Фантазёр»

Цель: Развивать тонкие движения пальцев рук, творческую активность.

Описание: В этой игре выбирают водящего, который отворачивается и  надевает на свои пальцы резинки, причем часть резинок можно надевать на 2 или 3 пальца. А все остальные дети стараются повторить. Потом меняются ролями.

Игра «Успей запомнить»

Цель: Развивать тонкие движения пальцев рук,  зрительную память.

Описание: В игре участвует от 3 до 6 детей. Выбирают водящего, который переворачивает картинку – схему, с изображением руки на 4-5 секунд, а потом прячет. Детям по памяти нужно надеть резинки на правую или левую руку. Первый, справившийся с заданием, становится водящим. 

Игра «В парах»

Цель: Развивать тонкие движения пальцев рук, пространственное ориентирование, закреплять названия пальцев, игрой вызвать положительные эмоции.

Описание: Двое детей садятся спинами друг к другу, один надевает резиночки, как на картинке, а потом устно объясняет второму, как они должны быть «надеты». К примеру, надень на безымянный палец - розовую резинку, потом белую, на средний и указательный пальцы оранжевую, а потом на средний и безымянный - синюю. Далее сверяют результат.

Игра «Нарисуй и повтори»

Цель: Развивать тонкие движения пальцев рук, активизировать мыслительную деятельность, способствовать развитию речи.

Описание:  Предложите детям обрисовать руку, а затем нарисовать «колечки» на карточках-схемах и «примерить» их (надеть резинки на пальчики).

Во дворе вчера Алёнка
          Долго хвасталась кольцом
          Дорогим, резным и тонким
          С серебристым ободком.
          Долго думала я дома
          И фломастеры взяла:
          Жёлтым, красным и зелёным
          Быстро пальцы обвела.
          Пусть завидует Алёнка,
          Где за мной угнаться ей?
          У меня цветных и тонких
          Десять радужных перстней!

Игра «Нарисуй и повтори - наоборот»

Цель: Развивать тонкие движения пальцев рук, зрительное восприятие, ориентацию в пространстве, усидчивость, творческие способности.

Описание: Ребёнку предлагается «надеть» на свои пальцы резинки, а затем изобразить это расположение на карточке.

Усложнение игры: 2-4 детям предлагаются карточки с изображением руки и фломастера. Дети самостоятельно на них рисуют разнообразное расположение резинок, затем меняются своими готовыми карточками-схемами и повторяют, нанизывая на свои пальцы.

Игра «Сконструируй»

Цель: Развивать тонкие движения пальцев рук, творческие способности, усидчивость.

Описание: Разноцветные резинки - хороший материал для конструирования. Предложите из них детям выкладывать буквы, цифры, геометрические фигурки, силуэты и изображения.

Игра «Вслепую»

Цель: Развивать тактильную чувствительность, закреплять название пальцев, способствовать пониманию понятий «справа», «слева», способствовать развитию речи.

Описание: Ребёнку завязывают глаза. Взрослый надевает ему на руку 2-3, затем 3-4 резинки. Ребёнок ощупывает свободной рукой резинки и называет их расположение.

Игра «Моё настроение»

Цель: формировать  умение определять собственное эмоциональное состояние, различать эмоции (радость, грусть, удивление)

Описание: ребёнок рассказывает о своём настроении, находит картинку или пиктограмму и выкладывает  рисунок из резинок(цвет выбирает самостоятельно)


Заключение

Представленные игровые приемы могут служить основой для построения  игр и упражнений при развитии тонких движений рук у детей.

Использованные  игровые приемы с нестандартным оборудованием, в интересной и непринуждённой форме помогают качественно развивать не только мелкую моторику, речь, память, внимание, творческие способности, а также формируют дружеские взаимоотношения, доставляют детям радость и удовольствие.

  Список литературы

1.Воронова А.А. Арт-терапия для детей и их родителей. –Ростов н/Д:Феникс,2013.-253с.

2.Колягина В.Г. Арт-терапия и арт-педагогика для дошкольников. Учебно-методическое пособие. М.: Прометей, 2016.-164с.

3.Копытин А.И. «Практикум по арт-терапии» С.-П. 2000г

4.Киселёва М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. –СПб.:Речь, 2008.-160с.

5.Красный Ю. Е. АРТ – всегда терапия. Развитие детей со специальными потребностями средствами искусств. – Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Дорога в мир, 2014. – 256 с

8.Мардер Л.Д. Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Генезис, 2007. — 143 с.

Приложение 1

Примерное игровое занятие  с элементами арт-терапии

«Разноцветная паутинка» ( старший дошкольный возраст)

Цель: ознакомление детей   с нетрадиционным материалом, его свойствами и применением на практике, формирование коммуникативных умений.

Задачи: расширять сенсорный опыт, формировать навыки сотрудничества, способствовать самовыражению, развивать мелкую моторику и  творческое воображение, способствовать  развитию саморегуляции в деятельности, снижению проявления негативных эмоций.

Материалы и оборудование: плетённые салфетки, паучок из фольги ( или синельной проволоки), разноцветные и разнофактурные  резиночки для волос.

Ход работы:

1. Приветствие

Здравствуйте ребята. Предлагаю вам поздороваться необычным способом. Поможет  нам в этом колокольчик.  Колокольчик звенит –вы здороваетесь  друг с другом. Колокольчик  не звенит –остановитесь, оглянитесь. Найдите,  с кем ещё не  успели поздороваться. Колокольчик звенит- здоровайтесь снова.

2.Короткая беседа о времени года. Какое время года? Кто из животных просыпается? Какие птицы прилетают?  А ещё появляются насекомые, какие (дети перечисляют).  Мы отправляемся на поиски паучка.

Игра копна, тропинка, кочки

Идём по тропинке- на месте шагаем,   кочка- приседаем, копна – руки вверх поднимаем.

3.  Рассматриваем паучка из фольги или синельной проволоки (гладкий, холодный и т.д.) Ребята, как вы думаете, что  может делать паучок? Дети отвечают( бегать, делать паутинку и др.) Попробуем   другу другу нарисовать  паутинку на спине. 

4.Массаж «Паучок»

Паучок-паучок.-Плавно водим по спине
Паутинку шил.- Проводим указательным пальцем по спирали,
Вдруг закапал дождик- Постукиваем пальцами по спине,
Паутинку смыл- Мягко поглаживаем от шеи,
Солнце показалось- Поглаживаем  от  поясницы,
Стало припекать- Мягко поглаживаем к шее.
Паучок наш трудится опять. - Снова указательным пальцем рисуем по спирали.

5.Раскрашиваем « паутинку» резиночками

6. Предлагаем детям соединить паутинки, так чтобы получилась  одна большая паутинка.

7. Обсуждение. Что больше всего понравилось? Что не понравилось? Интересно ли было работать с общей паутинкой? Возникали  ли ссоры, затруднения? Как изменилось настроение после знакомства с паучком?

http://clipart.printcolorcraft.com/wp-content/uploads/spider/spider%20clipart%2013.jpgC:\Users\HP-PC\Desktop\ТВОРЧ. ГР. АРТ ДЕТИ С ОВЗ\РЕЗИНОЧКИ\2018-03-07 16-20-56.JPG

Приложение 2

( к игре «Кто быстрее»)

C:\Users\HP-PC\Desktop\image (3).jpg 

C:\Users\HP-PC\Desktop\image (4).jpg

C:\Users\HP-PC\Desktop\image (5).jpg

C:\Users\HP-PC\Desktop\60f693297058aaa9ece287d4c012802d.jpg

        

C:\Users\HP-PC\Desktop\bd573a0507b51dbbde1118047b00370c.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка "Применение здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда в ДОУ"

Методическая разработка  раскрывает основные направления работы с дошкольниками  с применением  здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда. Будет интересна как педагогам, ...

Методическая разработка "Использование ИКТ в логопедической работе с дошкольниками".

Методическая разработка "Использование ИКТ в логопедической работе с дошкольниками"....

Методическая разработка «Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста в ДОУ в соответствии с ФГОС»

Методическая разработка «Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста в ДОУ в соответствии с ФГОС»...

Методическая разработка по теме: «Эффективные формы работы с дошкольниками по ОБЖ».

Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья – одна из актуальнейших задач дошкольного воспитания. При этом важно не только оберегать его от опасностей, но и формировать представление о наиб...

методическая разработка "Использование квест-технологии в работе с дошкольниками как средство развития познавательной инициативы дошкольников"

В презентации представлена методическая разработка "Использование квест-технологии в работе с дошкольниками как средство развития познавательной инициативы дошкольников"....

Методическая разработка "Использование палочек Кюизенера в работе с дошкольниками »

Слайд 1« Использование палочек Кюизенера в работе с дошкольниками » Слайд 2Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизинер (1891-1976) разработал универсальный дидактический матер...

Методическая разработка «Особенности сенсорной интеграции в работе с дошкольниками с расстройством аутистического спектра»

ФГОС ДО учитывает индивидуальные потребности ребенка, связанные с ограниченными возможностями здоровья, а также возможности освоения им Программы на разных этапах её реализации. Программа дошкольного ...