Самообразование " Сказка, как средство духовно- нравственного воспитания дошкольников" младшая группа
материал по развитию речи (младшая группа)


Предварительный просмотр:

 

План работы по самообразованию воспитателя

второй младшей группы  № 2 (с 3 до 4 лет)

воспитателя Бабиной Юлии Васильевны

МБДОУ д/с № 15 «Аистёнок»

г.Пушкино

«Сказка, как средство духовно–нравственного воспитания дошкольников».

План самообразования  воспитателя  второй младшей группы Бабиной Юлии Васильевны

  на 2020-2021 учебный год 

на тему «Сказка, как средство духовно – нравственного воспитания дошкольников».

Введение:

Многие  дети не умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. А именно с раннего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека. Для решения данной проблемы я выбрали работу по ознакомлению детей со сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка; близка его мышлению, представлению.

Пояснительная записка

«Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений». (В. А. Сухомлинский)

Действенным средством в воспитании моральных качеств личности  дошкольников является сказка.

Цель сказки не только развлечение, но и извлечение урока. Поэтому нужно понять «намек» сказки и правильно донести ее смысл до маленьких слушателей. Сказка прочно вошла в детский быт. По своей сущности она вполне отвечает природе маленького ребенка, близка его мышлению, представлению. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение. Сказки развивают в детях нравственные качества, доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Важно научить дошкольника общаться, взаимодействовать с окружающими. Но есть такие явления, понятия, которые очень трудно осознать ребёнку дошкольного возраста. Малыши нуждаются в ярких, интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания. Тут и приходит на помощь сказка, которая помогает обучать и воспитывать ребёнка так, чтобы он об этом даже и не догадывался.

Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагога, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.

Методы по ознакомлению дошкольников со сказкой

Самый распространенный метод ознакомления со сказкой – чтение воспитателя, т. е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по объему, я рассказываю детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений читаю по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.

Следующий метод – рассказывание, т. е. более свободная передача текста.

При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались. Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок, литературные викторины. Примерами дидактических игр могут служить игры “Отгадай мою сказку”, “Один начинает – другой продолжает”, “Откуда я? ” (описание героев) и другие.

Приемы формирования восприятия сказки

Выразительность чтения. Главное выразительно прочитать, чтобы дети заслушивались. Выразительность достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намеком на движение. Все эти приемы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ.

Следующий прием – повторность чтения. Небольшую сказку, которая вызвала интерес детей, целесообразно повторить. Из большой сказки повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие. Повторное чтение и рассказывание возможно сочетать с рисованием и лепкой. Художественное слово помогает ребенку создавать зрительные образы, которые потом воссоздают дети.

Один из приемов, способствующих лучшему усвоению текста, – выборочное чтение (отрывков, песенок, концовок) .Можно задать ряд вопросов (Из какой сказки этот отрывок? Из рассказа или сказки этот отрывок? Чем закончилась эта сказка? Если после первого чтения сказка уже понята детьми, воспитатель может использовать ряд дополнительных приемов, которые усилят эмоциональное воздействие – показ игрушки, иллюстрации, картинки, элементы инсценирования , движения пальцами, руками.

Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа. Привлечением детей к участию в драматизации. Драматизация способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.

Можно использовать словесные приемы. Зачастую детям, бывают, непонятны некоторые слова или выражения. В таких случаях надо давать им возможность понять новое слово, строить фразы путем осмысления ситуации. Как правило, не следует прерывать чтение объяснением отдельных слов и выражений, так как это нарушает восприятие произведения. Это можно сделать до чтения. Широко распространенным приемом, усиливающим воздействие текста и способствующим лучшему его пониманию, является рассматривание иллюстраций в книге. Иллюстрации показывают детям в той последовательности, в которой они размещены в сказке, но после чтения. Следующий прием – беседа по сказке. Это комплексный прием, часто включающий в себя целый ряд простых приемов – словесных и наглядных. Различаются вводная (предварительная) беседа до чтения и краткая (заключительная) беседа после чтения. Во время заключительной беседы важно акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков. В беседах должны преобладать такие вопросы, ответ на которые требовал бы мотивации оценок.

Этапы работы со сказкой

• Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.

• Эмоциональное восприятие сказки, детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.

• Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.

• Подготовка к самостоятельной  деятельности- разыгрывание  сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.

Образовательный этап можно осуществлять:

1. в ходе непосредственно образовательной деятельности;

2. в ходе режимных моментов;

3. в процессе совместной деятельности педагога с детьми;

4. при организации самостоятельной детской деятельности.

Задачи:

1. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.

2. Помогать усвоению детьми духовно– нравственных  категорий: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость; и правил доброй, совестливой жизни.

3. Содействовать развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.

4. Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.

5. Воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.

6. Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.

7. Составить методические рекомендации по работе с народными сказками для воспитателей и родителей.

Cрок  реализации: 1 год (2020- 2021 учебный год)

Теоретический этап

№ п/п

Тема

Форма  работы

Время изучения

1

Изучение нормативно – правовой документации.

Федеральный закон «Об образовании».

Федеральный закон «О дополнительном образовании».

Должностные инструкции.

Декларация прав ребенка.

Конвенция о правах ребенка.

Изучение нормативно - провавой    документации.

Индивидуальное

самостоятельное изучение

Сентябрь- май

2

Изучение программно – методической литературы (название литературы)

1.Ульева Е.А. «Сценарий сказок для интерактивных занятий с детьми 2-6 лет» Москва «ВАКО», 2014 г.

2.Малова В.В. «Конспекты занятий по духовно- нравственному воспитанию дошкольников» Владос, 2010

3.Изучение статей в журналах по данной теме: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Обруч».

Индивидуальное

самостоятельное изучение

Октябрь- май

Практический этап

1. Изучение инновационных методик и технологий. ( в течение года) «Сказкотерапия - как инновационная технология духовно-нравственного воспитания»

2. Консультации для родителей. ( в течение года)

                             1.«Сказка как средство духовно- нравственного

воспитания детей дошкольного возраста»

                             2.«Роль сказок в развитии детей»

                             3. «Сказки помогут справиться с детским непослушанием»

                             4  «Как и для чего читать детям сказки»

3. Презентация «Нравственное воспитание  дошкольников через сказку»

4. Презентация «В стране сказок»

5.Проведение открытого мероприятия «Путешествие по русским народным сказкам»

6.НОД по ФЭМП  «Волк и козлята».

7. НОД по изодеятельности по сказке «Гуси-лебеди»

Перспективный план работы с детьми

Сентябрь

  1. Чтение русской народной сказки «Репка»,
  2. Просмотр мультфильмов по сказкам.
  3. Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок»
  4. Показ кукольного театра «Колобок»

Октябрь

  1. Прослушивание  р.н.с. «Волк и семеро козлят»        
  2. Пальчиковый театр «Три медведя»
  3. Чтение загадок о героях сказок

Ноябрь

  1. Рассматривание игрушек и иллюстраций к  р.н.с.
  2. Показ кукольного театра «Теремок»
  3. Пальчиковая игра «Жил был зайчик длинные ушки»

Декабрь

1. Чтение р.н.с. «Заюшкина  избушка»

2. Пальчиковая игра «Этот пальчик…»

3. Настольно- печатные игры по мотивам сказок

Январь

  1. Презентация «В гостях у сказки»
  2. Д/и «Из какой сказке герой?»

Февраль

  1. Прослушивание аудиозаписи р.н.с. «Три медведя»
  2. Д/и «Из какой сказки прочитанный отрывок»

Март

  1. Показ р.н.с. «Репка»
  2. Раскрашивание картинок по мотивам р.н.с.

Апрель

  1. Рассказывание р.н.с. «Снегурочка»
  2. Рассматривание иллюстраций к любимым сказкам

Май

  1. Показ кукольного театра «Колобок»
  2. Сочинение вместе с детьми сказки «Если был бы я волшебник»

2. Заключительный этап.

1. Отчёт о проделанной работе. Презентация проекта: «Какая прелесть – эти сказки»

2. Планирование деятельности и перспектив развития. (июнь – август) Составление плана работы на следующий год по теме самообразования.

Список литературы

1. З.А. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи М: 2003-32 с.

2. Зинкевич - Евстигнеева Практикум по сказкотерапие  О: 2002- 26 с.

  1. Э.И.Иванова Э.И. Расскажи мне сказку М: Просвещение 2001-38 с.
  2. М.Д. Моханева М.Д. Театрализованные занятия в д/с  М: ТЦ «Сфера» 2003-25 с.
  3. Сборник научно-методических статей. О: 2015 - 25 с.
  4.  Фесюкова Л.Б.Воспитание сказкой  Х: 1999- 36 с.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Пушкинского городского округа

детский сад №15 «Аистёнок»

Консультация для родителей

 Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Подготовила:

Воспитатель Бабина Ю.В.

г.Пушкино 2020г.

         Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально-культурного развития данного общества. Духовно-нравственное становление нового поколения, подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни — важнейшее условие развития России. Разрешение проблем нравственного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных. Действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является сказка.

       Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей. Недаром они составляют часть текстов, на которых дети постигают многообразие мира.

      Великий русский педагог К. Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребенка.

      В. А. Сухомлинский теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению, сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Интересен уникальный опыт этого педагога по созданию комнаты сказок, где дети не только знакомились с ней, но и учились создавать, воплощая в ней свои детские мечты.

      Основоположник российской этнопедагогики Г. Н. Волков, анализируя роль сказки в формировании личности ребенка, делает вывод, что «духовный заряд, накопленный народом тысячелетиями, может служить человечеству еще очень долго. Более того, он будет постоянно возрастать и станет еще более могучим. В этом - бессмертие человечества. В этом — вечность воспитания, символизирующая вечность движения человечества к своему духовному и нравственному прогрессу».

      Таким образом, сказка жила, несмотря на гонения и играла огромную воспитательную роль. Сказки и былины о храбром богатыре Илье Муромце, о Добрыне Никитиче учат детей любить и уважать свой народ, с честью выходить из трудных положений, преодолевать препятствия. В споре народного героя с отрицательным персонажем решается вопрос о торжестве добра и наказании зла.

       Сказка вызывает протест против существующей действительности, учит мечтать, заставляет творчески мыслить и любить будущее человечества. Сложная картина жизни представляется детям в сказке в виде простой, наглядной схемы борющихся принципов, руководствуясь которой легче разобраться в самой действительности.

      В сатирических сказках народ высмеивает желание легко получить жизненные блага, «без труда вытащить рыбку из пруда», жадность и, другие человеческие недостатки. Во многих сказках воспеваются находчивость, взаимопомощь и дружба.

    Идеал человека, данный в сказках можно рассматривать как основную воспитательную цель, причем идеал этот дифференцирован: идеал девушки, юноши, ребенка (мальчика или девочки).

     Итак, в народной сказке определились герой, столь привлекательный и поучительный для детей, система образов, ясная идея, мораль, выразительный, точный язык. Эти принципы легли в основу сказок, созданных классиками литературы - В. А. Жуковским, А. С. Пушкиным, П. П. Ершовым, К. И. Чуковским, а также современными писателями, как отечественными, так и зарубежными.

      Для того чтобы максимально эффективно использовать сказку с целью воспитания нравственных качеств детей, необходимо знать особенности сказки как жанра.

     Многие сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение этого средства.

     Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к нему внимание детей. Поэтому правомерно утверждение, что в сказках учитываются психические особенности детей, прежде всего неустойчивость и подвижность их внимания.

     Образность - важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т. п. Эти черты раскрываются и в событиях, и благодаря разнообразным художественным средствам, например гиперболизации.

     Образность дополняется забавностью сказок. Мудрый педагог - народ проявил особую заботу о том, чтобы сказки были занимательными. В них, как правило, есть не только яркие живые образы, но и юмор. У всех народов есть сказки, специальное назначение которых — позабавить слушателей. Например, сказки-«перевертыши».

    Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок. Намеки в сказках применяются именно с целью усиления их дидактизма. «Добрым молодцам урок» дается не общими рассуждениями и поучениями, а яркими образами и убедительными действиями. Тот или иной поучительный опыт как бы исподволь складывается в сознании слушателя.

     Работа со сказкой имеет различные формы: чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое.

    Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагога, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Пушкинского городского округа

детский сад №15 «Аистёнок»

Консультация для родителей

«Роль сказки в воспитании детей второй младшей группы»

Подготовила:

Воспитатель Бабина Ю.В.

г.Пушкино 2020г.

"Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений. "

В. А. Сухомлинский

Все дети любят сказки. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Роль сказок в воспитании детей велика. Во-первых, они развивают воображение, подталкивают к фантазированию. Также они развивают правильную речь, учат отличать добро и зло.

Рассказывая малышу сказку, мы развиваем его внутренний мир. И чем раньше мы будем

читать книжки, тем раньше он начнет говорить и правильно выражаться. Сказка формирует основы поведения, общения. Развивает воображение и творческий потенциал.

Лучше всего читать сказку перед сном, когда ребенок спокоен, находится в хорошем настроении и готов внимательно слушать. Читать нужно эмоционально. По окончанию можно обсудить сказку: что понравилось, а что нет. Попросить ребенка описать героев.

Сказкой можно снять тревогу у ребенка. Также можно поставить эмоциональную речь, сделать ее красивой и образной. Словарный запас расширяется, диалог строится правильно, связная логическая речь развивается.

Рассказывайте сказку интересно, как бы чувствуя, что это другой мир. Читайте с хорошей дикцией и интонацией, тогда ребенок научится четко выговаривать звуки.

В современном мире значение сказки в воспитании детей переходит на задний план. У ребенка есть мультики по телевизору, игры на планшете, зачем ему сказки? Мультфильмы интересно смотреть, но они не развивают воображение, ведь действия представлены на экране. Если вы хотите, чтобы ребенок развивался творчески, необходимо предоставлять ему простор для фантазирования.

Сказка может не только воспитывать, но и корректировать поведение, во многих случаях снимать сложные психологические проблемы и стрессы, тревожащие неокрепшую психику ребенка. Для этого можно выбирать подходящие сюжеты уже существующих сказок и разбирать их в ролевых играх или театральных постановках. Отличным коррекционным моментом станет игра «Придумай по-другому», в которой ребенку предлагается создать новый финал любимой сказки. Обратите внимание, какие сюжетные ходы выбирает малыш, стремится ли он сделать финал истории счастливым, с какими персонажами ассоциирует себя и своих близких. Особое внимание следует обратить, если ребенок устойчиво отдает предпочтение несчастливым концовкам, уделяет повышенное внимание отрицательным персонажам.

Но самая главная мораль – что есть зло, а что добро. В наших сказках именно это и выражено. В результате ребенок сравнивает себя с хорошим персонажем и знает, что зло наказуемо.

Для младших дошкольников подойдут простые короткие сказки о животных – «Три медведя»«Волк и семеро козлят»«Кот и лиса»«Теремок» и т. п. При анализе персонажей, малыш 3-4 лет скорее всего будет оперировать емкими и общим и категориями – «хороший» - «плохой»«злой» - «добрый», старайтесь постепенно в ходе тематических бесед расширить взгляд ребенка на личность человека, научить различать дурные, ошибочные поступки положительных персонажей и попытки стать «хорошими» отрицательных героев.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Пушкинского городского округа

детский сад №15 «Аистёнок»

Консультация для родителей

«Сказки помогут справиться с детским непослушанием»

Подготовила:

Воспитатель Бабина Ю.В.

      Уважаемые родители!

        Детские капризы… Кто из родителей не сталкивался с ними?! Ребенок отказывается есть, ложиться спать, убирать за собой игрушки, не хочет ходить в детский сад, часто плачет и устраивает истерики, берет чужое или постоянно дерется и ссорится с другими детьми — такие проблемы встречаются на каждом шагу. И от нас, родителей, зависит, сможем ли мы преодолеть их, не нанеся вреда ребенку и нашим с ним отношением.      

      Часто уговоры, крики, долгие нотации и нравоучения не приносят никакой пользы. О вреде же рукоприкладства написано и сказано немало, да и сами Вы, вероятнее всего, не раз убеждались в неэффективности подобных методов. Что же делать? Есть простой, но очень действенный метод борьбы с детскими капризами. Попробуйте не ругать ребенка, не наказывать его своим невниманием и т.п., а вместо этого расскажите ему сказку.  

      Это особые психологические сказки, которые помогут справиться с большинством капризов ребенка. Для малыша подобные сказки очень интересны. В них он видит героев, которые встречаются с теми же проблемами, что и он, и малыш начинает понимать, как выйти из сложной ситуации.  

      Каждую сказку можно изменять в зависимости от особенностей Вашего ребенка и особенностей проблемной ситуации. Вы можете попробовать вместе с малышом придумать свою историю или продолжение заинтересовавшего Вас сюжета. Эффект от совместного творчества не заставит себя долго ждать. Вы не только станете лучше понимать друг друга, но и наполните общение радостью и вдохновением.

«Справиться с детским непослушанием помогут потешки!»

Потешка - это жанр устного народного творчества. Потешка развлекает и развивает малыша. Она учит маленького ребенка понимать человеческую речь и выполнять различные движения, которыми руководит слово. Слово в потешке неразрывно связано с жестом. Оно является главным и ведет за собой жест.

Детям потешки доставляют огромную радость, поэтому родители могут начинать их использовать с самого раннего возраста. Веками потешки помогали родителям в самых разных моментах воспитания ребенка. Если ребенок упрямится и не хочет что-то делать, потешка очень выручает в таких случаях. Потешки помогают малышу настроиться на нужный лад и сделать в игровой форме то, что необходимо.

Например, если ребенок проснулся утром не в духе или не хочет идти в детский сад, то это чудесная потешка поможет вам поднять ему настроение.

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась,

Раз - росой она умылась,

Два - изящно покружилась,

Три - нагнулась и присела,

На четыре - улетела.

Ваш маленький сынуля-грязнуля не хочет умываться, мыть руки после еды, и вам никак не удается удержать его в ванной? А дочка предпочитает ходить нерасчесанной? Потешки помогут вашим деткам полюбить мыло и расческу.

Не хочет малыш умываться. Выручит такая потешка:

Кран,Откройся!

Нос,Умойся!

Мойтесь Сразу,

Оба Глаза!

Мойтесь,Уши,

Мойся,Шейка!

Шейка, мойся

Хорошенько!

Мойся,Мойся,

Обливайся!

Грязь,Смывайся!

Грязь,Смывайся!!!

Зарядка поможет малышу стать крепче и пластичнее. Она принесет пользу, если делать ее ежедневно и с удовольствием. Для малышей очень важен игровой момент, поэтому старайтесь весело обыгрывать любое упражнение, увлекая кроху собственным примером. Потешки помогут вам сделать занятия более интересными. Например:

Раз сюда, два сюда (повороты туловища вправо и влево)

Повернись вокруг себя

Раз присели, два привстали

Сели, встали, сели, встали

Словно Ванькой-встанькой стали

А потом пустились вскачь (бег по кругу)

Будто мой упругий мяч

Раз, два, раз, два (упражнение на восстановление дыхания)

Вот и кончилась игра.

Потешка за едой:

- Ладушки, ладушки!

Где были?

- У бабушки!

- Что ели?

- Кашку!

- Что пили?

- Бражку!

Кашка масленька,

Бражка сладенька,

Бабушка добренька.

Попили, поели,

Домой полетели,

На головку сели,

Ладушки запели!

Наша Маша громко плачет? И никакие уговоры не могут ее утешить? Выручат потешки-утешки. Потешка может ободрить, утешить и развеселить ребенка практически в любой ситуации.

Ай, не плачь, не плачь, не плачь,

Я куплю тебе калач!

Если будешь плакать -

Куплю худой лапоть!

Потешки "по кочкам" и ее аналоги - едва ли не излюбленная игра малышей любого возраста. Берем ребенка на коленки и согласно сюжету качаем его, в яму - роняем. Сто раз будете повторять, сто раз будет смеяться. Очень полезными такие потешки бывают, когда нужно удержать малыша на руках. Например, чтобы надеть штанишки или в очереди к врачу. Потешки для игры на коленках развивают у детей чувство ритма, учат понимать речь и выполнять простые движения.

Из-за леса, из-за гор

Едет дедушка Егор:

Сам на лошадке,

Жена на коровке,

Дети на телятках,

Внуки на козлятках.

Чтобы ребенок не скучал во время одевания можно использовать следующую потешку:

А сейчас пойдем гулять.

Будем с детишками играть.

Но чтобы Настенька моя

Не замерзла никогда.

Мы наденем шапочку,

Чтобы спрятать ушки,

У Насти на макушке.

А на шейку шарфик теплый,

Очень мягкий и большой.

Ну, теперь комбинезон

Настенькин любимый.

Станешь ты, как гномик,

Цветик мой, родимый!

Посажу тебя в коляску,

Расскажу интересную сказку.

Через прикосновение, поглаживание мама дарит ребенку радость телесного общения, помогает малышу открывать собственное тело и его возможности.

Стенка (прикасаемся пальцем к одной щечке малыша)

Стенка (прикасаемся пальцем ко второй щечке малыша)

Потолок (прикоснулись к лобику)

Окна (показали на глазки)

Двери (показали на ротик)

И Звонок Пи-и-ип! (нажимаем на носик)

Хозяин дома?

Гармонь готова?

Можно поиграть?

И щекочете малявочку!!!

Визг и восторг!

Что может быть лучше потешки, рассказанной любимой мамой перед сном? Выберете наиболее понравившуюся вам и вашему малышу потешку, и пусть она станет обязательной частью ежедневного ритуала отхода ребенка ко сну.

Отзвенел звоночек.

Спать пора, цветочек.

Солнышко уснуло,

Тучка спать легла.

И волшебная синяя птица

Добрые сны тебе принесла.

Мамочка нежно обнимет тебя.

Засыпай моя деточка, радость моя!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Пушкинского городского округа

детский сад №15 «Аистёнок»

Консультация для родителей

на тему:

«Как и для чего читать детям сказки.»

Подготовила воспитатель

Бабина Юлия Васильевна.

г.Пушкино

В наше время книги отошли на второй план, их заменили, компьютеры, планшеты, телефоны, гаджеты. Родители тоже предпочитают дать ребёнку своему планшет, как хорошо – тишина, никто не мешает им заниматься своими делами. А потом встаёт неожиданно вопрос: ребёнок не умеет общаться, писать правильно – по русскому языку сплошные «2»Почему это происходит? Может - быть родителям нужно вспомнить своё детство и научить ребёнка полюбить книгу.

Много сейчас нас окружает книг, но нельзя забывать детских писателей, сказочников на творчестве которых мы выросли сами, поэтому нужно больше уделять внимания ознакомлению детей с художественной литературой сказками. Замечательные сказки Корнея Чуковского донесут детям много полезногоРодителичитая его сказки, получат не меньшее удовольствие, чем их дети. Нужно помнить и никогда не забывать, что компьютер и телевизор не заменят нам книгу. Из книг человек всегда черпал знания, получал удовольствие, радость прочитанного, желание поделиться этим с другими.

Дети дошкольного возраста склонны одушевлять явления природы, наделять человеческими свойствами животных и растения. Поэтому они легко понимают язык сказок. Герои сказок просты и типичны: их характеристика исчерпывается двумя, тремя качествами (небывалая доброта, храбрость и находчивость). При этом герои сказок делают всё то, что делают обыкновенные люди: едят, пьют, работают, женятся. Прежде чем сказка была записана, над ней трудились миллионы людей, передавая из уст в уста, отбрасывая несущественное, оставляя самое главное. Это сделало сказку носителем человеческой мудрости. Рассказысказки и внутренний мир ребенка неотделимы друг от друга. В любом обществе детские рассказы собирают большую аудиторию маленьких слушателей. Для этого есть веские причины.

Если мы, взрослые, хотим приобрести какие-то знания, у нас для этого существует много путей и каналов. Интернет, книги, в конце концов можно проконсультироваться у специалиста в данной области, получить сведения из газетных и журнальных статей, послушать лекции, принять участие в семинарах. Наконец, поговорить с друзьями и обменяться информацией и мыслями. Дети же, особенно маленькие, не могут получить знания этими же путями, а между тем проблемы, занимающие их, не менее важны. Как помочь им в приобретении знаний?

А какова же польза сказок?

1) Сказки развивают внимание.

Слушая описание событий, происходящих чудес и приключений персонажей, ребенок задействует все свое внимание и удерживает его на протяжении всей истории. Это, в свою очередь, на уровне эмоций, поощряет ребенка к размышлению, порождает в его голове множество разных вопросов, на которые он будет искать ответы.

2) Развивают руки. И это не нуждается в комментариях. Не случайно говорится «Когда я слушаю - узнаю, когда делаю - запоминаю»Детям предлагается что-то сделать: вырезать, склеить, изобразить сказку схематично, показать эпизод текста с помощью мимики и жестов.

3) Прививают понятия о добре и зле. В сказках все персонажи делятся на хороших и плохих, добрых и злых. Слушая сказки, ребенок понимает, что такое хорошо и что плохо, как поступать правильно, а как не нужно. Кроме того, дети склонны подражать своим любимым героям. Нет необходимости убеждать, что доброта стала наиболее дефицитным явлением в окружающем мире. Каким мы представляем себе доброго человека - любящим помогать другим, умеющим сочувствовать, сопереживать и т. д. В целой системе методов и средств воспитания добрых чувств не последнюю роль играют именно сказки: дети любят героев, они им становятся родными, близкими, а значит, могут и должны стать примерами для подражания. Только важно тактично направить мысли и чувства малышей в нужное русло.

4) Знакомят с окружающим миром и взаимоотношениями людей.

В сказках описаны взаимоотношения и взаимодействия людей. В раннем возрасте ребенок еще не умеет анализировать, сопоставлять и логически мыслить. Поэтому польза сказок очевидна. В них все описывается простым языком и простыми словами., Таким образом, ребенку становится понятен окружающий его мир.

5) Учат справляться с трудными ситуациями. Ребенок, который сталкивается с какой- либо трудность, может найти для себя решения или идею, опираясь на сказочный сюжет. Дети и сами подсознательно используют сказку для решения своих проблем. Почему дети придумывают и рассказывают леденящие душу «ужастики» и почему они пользуются такой популярностью в детской среде? Потому что это защитная реакция, помогающая преодолеть страх и растерянность, возникающие в детской душе при столкновении с большим и непонятным миром, полным опасностей и неожиданностей. Вот дети и избавляются от своих страхов и беспокойств с помощью страшилок.

6) Утешают. Благодаря сказочным историям ребенок понимает, что другие тоже испытывают трудности. Не только он один может огорчаться, плакать, боятся, это же делают и другие. Осознание того, что он не одинок в своих трудностях, может поддерживать ребенка в раннем возрасте.

7) Развивают речь и фантазию детей. Чтение сказок расширяет словарный запас ребенка и помогает развитию речи. Слушая сказку, ребенок знакомится с народным фольклором, запоминает пословицы и поговорки («Не садись не в свои сани»«Нет лучшего дружка, чем родная матушка»). Не случайно педагоги и логопеды применяют сказкотерапию для занятий с детьми, имеющими задержки речевого развития. Сказочные образы помогают развивать детскую фантазию. Ставя себя на место положительного героя, ребенок может вступить в бой с врагом (заросли крапивы) при помощи волшебного меча (палки) или отправиться на Марс в ракете из сдвинутых стульев. Психологи говорят, что фантазия помогает ребенку в развитии интеллекта, поэтому фантазировать ребенку очень полезно.

8) Польза сказок перед сномСказка испокон веков использовалась, как средство положительного воздействия на эмоциональное состояние ребенка. Самый яркий пример этого воздействия – сказка на ночь. Ребенок слушает успокаивающий, убаюкивающий ритм слов, слышит родной голос – все хорошо, мама рядом, сказочная история уводит его все дальше от дневных печалей и радостей и наконец он засыпает. Кстати, если вашего ребенка беспокоят плохие сны, то сказка легко поможет вам справиться с этой проблемой.

Вместе с ребёнком станьте сказочником. Ведь никакая аудио и видеотехника, никакое профессиональное исполнение не заменят малышу вашего присутствия и внимания. Не стесняйтесь, придумывайте и рассказывайте сказки своим детям, тем более что слушатели вам достались внимательные и благодарные. При помощи сказок, взрослые могут обогатить внутренний мир своих детей, привить им любовь к чтению и книгам. А это, в свою очередь, помогает им стать более уверенными и успешными людьми.

Сказка воздействует на чувства ребёнка. Слушая сказку, ребёнок неосознанно в своём воображении отождествляет и идентифицирует себя с героями, если они ему симпатичны.

Вместе с героями ребёнок учится проявлять доброту и благородство, рисковать собой ради других, совершать подвиги, становиться смелым, верным, справедливым. Сказки передают нравственные понятия и чувства малышу не в виде голой морали или нудной проповеди, а в прозрачной, ясной по смыслу и одновременно захватывающей форме. Кроме того, слушая сказку, ребёнок получает красивый и правильный образец речи, что чрезвычайно важно для речевого развития. Дети, которым с самого раннего детства читают сказки, стихи. Потешки, гораздо быстрее начинают правильно говорить.

Без сказок не обойтись. Как иначе ребенку объяснить, что нельзя пить из лужи, (козленочком станешь, что нельзя дверь открывать, не посмотрев в щелочку или глазок (серый волк украдет, что надо жить дружно (и никакой волк вас вообще не вытащит из надежного каменного дома, построенного совместными усилиями). Сказки дают базовое представление о мире, в котором оказался человек, об отношениях между людьми, о вещах, типах личностей, с которыми потом придется сталкиваться ребенку в жизни. То есть, пусть незаметно, с шутками, прибаутками, или наоборот, страшилками. Они создают, как говорят психологи, систему ценностей. Поэтому, если вы с ребенком прочитали какую-то книжку, не забывайте ее героев, периодически возвращайтесь к ним в различных жизненных ситуациях. До 5-6 лет не надо заставлять ребенка читать самого, пусть он научится слушать вас и смотреть книги самостоятельно. Пусть самые маленькие разглядывают книжки, где только картинки с подписями, года в два можно смело начинать изучать буквы, уже в три можно покупать первые энциклопедии (только смотрите, чтобы они были написаны все же доступным языком - если в них будет много незнакомых слов, ребенок быстро потеряет интерес). Но если вы с детства читали ребенку, ему потом будет самому легче научиться читать, потому что он будет знать, что это интересно, а ведь когда что-то интересно, то учиться гораздо приятнее.

Современные дети часто не понимают, что человек умирает один раз и навсегда. Привыкшие к компьютерной игре, они считают, что у них девять жизней. А рядом нет никого, кто мог бы объяснить ситуацию. Ребёнок играет один. В то время, когда слушая сказку, которую читает мама, он может задавать вопросы и получать на них вопросы. На сказках С. Михалкова, К. Чуковского, А. Пушкина, Н. Носова и многих других авторов выросли десятки поколений, среди которых множество смелых, честных и талантливых людей. Ими гордится страна. Сказки с их чудесами и волшебными превращениями наиболее близки детскому мироощущению. В отличие от мифов, где нередко гибнут главные герои, в сказке всё заканчивается хорошо. Ребёнок учится сопереживать персонажу. Дети по многу раз любят слушать, смотреть одни и те же сказки, так как их интересует не только сюжет, сколько нравственная сила героя. Сказка даёт опору в развитии определённых личностных качеств. Прочитайте ребенку сказку. Поговорите с ним: о чем сказка, кто главный персонаж, кто понравился ребенку и почему. Не навязывайте своего мнения, пусть ребенок рассуждает и думает, ведь он испытывал море чувств, когда слушал сказку. Помогите ему осознать их. Если вам даже что-то не понравиться в рассуждениях ребенка, не торопитесь. Задавайте вопросы, спрашивайте о том, что он чувствует и, сами тоже постарайтесь почувствовать все происходящее в сказке. Проживайте сказку вместе, и вы получите необыкновенное удовольствие от общения со сказкой и своим мудрым ребенком. Вероятно, он попросит еще раз прочитать туже сказку, сделайте это. Для него в этой сказке есть что-то очень важное. Полезно читать короткие сказки и вместе с ребенком переделывать их в большие сказочные истории. Помимо усвоения духовных ориентиров, ваш ребенок начнет развивать воображение и станет маленьким творцом сказочного мира. И, я надеюсь, со временем, он захочет претворить свою добрую сказку в жизньЧитайте детям сказки, возвращайтесь к ним в любом возрасте. И вы всегда будете находить в старых сказках что-то новое, иначе и быть не может, ведь в них живет душа. В дошкольном возрасте воспитательное воздействие сказки не уступает воспитательному воздействию ролевой игры. Овладевая действиями игры, изобразительной деятельностью и слушая сказки, ребёнок одновременно осваивает произвольные стороны психических процессов, подготавливая себя к следующему насыщенному жизненному периоду.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ФЭМП во второй младшей группе «Волк и семеро козлят»


Конспект по ФЭМП «Волк и семеро козлят»

Цель:

Упражнять детей в использовании математических знаний в игровой ситуации.

Задачи:

1) учить сравнивать два предмета, контрастных по ширине, используя приёмы наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами «широкий – узкий»«шире – уже».

2) продолжать учить сравнивать две группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами «по много»«поровну»«столько – сколько»

3) воспитывать интерес к занятию, трудолюбие, аккуратность, доброжелательное отношение к своим товарищам, взаимопомощь.

Оборудование:

Дидактический наглядный материал – широкая и узкая дорожки одинаковой длины, выложенные из ленточек, картинки с изображением домиков, козы и волка, конверт с письмом.

Раздаточный материал: однополосные карточки, на подносе – картинки с изображением козлят и кочанов капусты (по 4 – 5 штук для каждого ребёнка)

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Воспитатель: - Ребята, а вы помните сказку «Волк и семеро козлят»? Кто были в ней главные герои? А хотите сходить к ним в сказочный лес в гости? Послушайте, нам коза написала письмо.

«Я с моими козлятами живу в лесу. Приглашаю вас к нам в гости. К нашему домику ведёт дорожка. Но чтобы не заблудиться и не попасть в дом волка,запомните: возле моего домика дорожка широкая. Ждём вас в гости».

2. Дидактическая игра «Сравни дорожки».

Ну что ребята, в каком же домике живёт коза с козлятами, по какой же дорожке нам пойти, чтобы не попасть к волку в дом?

Дети: По широкой дорожке.

Воспитатель: Но как же нам узнать какая дорожка широкая, а какая узкая?

Дети: Надо одну дорожку наложить на другую.

Воспитатель: Возле чьего домика дорожка шире? (дети сравнивают две дорожки способом наложения, выясняют какая дорожка шире)

3. Дидактическая игра «Козлята и капуста».

Воспитатель: Коза рада нашему приходу и приготовила нам с вами задания. Давайте посмотрим. У вас на столе лежат дорожки, козлята и капуста.

Давайте разложим наших козлят на дорожке. Сколько козлят у мамы – козы?

Дети: Много.

Воспитатель: Что вкусного принесла мама – коза своим козлятам?

Дети: Капусту.

Воспитатель: А сколько кочанов принесла она?

Дети: Много.

Воспитатель: А давайте проверим, каждому ли козлёнку досталась капуста (дети кладут карточки капусты на карточки козлят и сравнивают количество)

Воспитатель: Что можно сказать о количестве козлят и капусты?

Дети: Их поровну, столько – сколько козлят.

4. Подвижно – дидактическая игра «Морковка и капуста»

Воспитатель: Наша мама – коза хотела нас угостить капусткой и попросила своих козлят собрать её, но козлята заигрались и совсем забыли, о чём просила их мама. Давайте поможем нашим козлятам (игра на ковре).

Дети: Давайте (собираем капусту в корзинку).

Воспитатель: Ой, ребята, а это что? (воспитатель находит морковку)

Дети: Морковка.

Воспитатель: Ребята, а сколько мы капусты собрали?

Дети: Много.

Воспитатель: А морковки?

Дети: Одну.

Воспитатель: Чего у нас больше?

Дети: Капусты.

Воспитатель: А давайте проверим, всем ли ребятам хватит капусты?

Дети: Всем.

Воспитатель: Что мы можем сказать «Сколько у нас капусты и ребят?»

Дети: Их поровну, столько – сколько ребят.

Воспитатель: Давайте скажем маме – козе спасибо за гостинцы.

Дети: Спасибо.

5. Рефлексия.

Воспитатель: Ну, вот мы погостили у мамы – козы и козлят. Нам пора возвращаться к себе в детский сад. Понравилось вам играть в сказочном лесу?

Дети: Да.

Воспитатель: Что мы делали в лесу?

Дети: Были в гостях у козы и козлят.

Воспитатель: Какая дорожка ведёт к дому козы узкая или широкая?

Дети: Широкая.

Воспитатель: Чем угостила нас мама – коза?

Дети: Капустой.

Воспитатель: Давайте будем прощаться. Скажем всем до свидания.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Пушкинского городского округа

детский сад №15 «Аистёнок»

Конспект открытого занятия

на тему:

«Путешествие по русским народным сказкам »

Подготовила  воспитатель:

Бабина Ю.В.

                                                

г.Пушкино 2021г.

 Конспект открытого занятия «Путешествие по русским народным сказкам»( вторая младшая группа)


Конспект открытого занятия «Путешествие по русским народным сказкам»

Цель: Закреплять знания русских народных сказок «Курочка Ряба»«Репка»«Колобок»«Теремок».

Закреплять знания детей о диких животных. Развивать слуховое и зрительное внимание, воображение, речь. Привлекать детей к театрализации персонажей сказки «Колобок».

Воспитывать желание помогать ближнему, доброжелательное отношение друг к другу.

Интегрированные образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие (лепка, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок, театрализация би-ба-бо, матрёшки, фланелеграф. Лепка из теста круглых форм и пирожков.

Оборудование: большой домик, деревья, «волшебный ларец», золотое яичко, простое яичко, репка, маленький теремок, клубочек, музыкальное сопровождение, игрушка «колобок», шапочки зверят (заяц, волк, медведь, лиса, костюм бабушки, печка нарисованная, тесто, два одинаковых подноса, угощение для детей.

Ход занятия.

Дети входят в группу, здороваются с гостями.

В : Дети, вы любите сказки?

Д: Да!

В: Ребята, мы с вами прочитали очень много сказок. Я приглашаю вас отправиться в сказочное путешествие. Согласны?

Д: Да!

В: Но прежде, чем мы пойдём в путешествие, мы поиграем с нашим язычком.

(Артикуляционная гимнастика)

«Жил-был язычок. Рот – домик, губы –двери.

Надоело ему сидеть дома.

Приоткрыл язык окно,

а на улице темно (открыть рот виде буквы «О»).

Смотрит вправо, смотрит влево, вверх и вниз, потом вперёд (показываем язык и делаем им движения по тексту).

И немного отдохнёт (убрать язык и закрыть рот).

Широко нам улыбнулся (улыбка).

А потом пошёл гулять,

Сказку новую искать.

На лошадку сел верхом

Поскакал в лесной он дом (цоканье язычком)».

В: Много сказок есть на свете

Сказки эти любят дети,

А вот как они их знают

Мы сейчас узнаем с вами.

В: У меня есть волшебный клубочек, он то нам и поможет.

«Ты катись – катись клубочек,

Через речку, через мосточек.

Только очень не спеши,

Путь-дорогу укажи».

(Воспитатель бросает клубочек к «волшебному» ларцу. Звучит музыка «В гостях у сказки». В сундучке находятся предметы из сказок «Курочка Ряба»«Репка»«Теремок». Воспитатель по очереди достаёт предметы и задаёт детям вопросы).

1. Золотое яичко. (из какой сказки предмет? Кто снёс яичко? Какое яичко снесла Курочка Ряба? Какие герои есть в этой сказке? Что случилось с яичком? Что пообещала Курочка Ряба) В конце показ простого яичка.

2. Репка. (Как называется сказка? Кто посадил репку? Какая выроста репка? Кто помогал деду тянуть репку)

3. Теремок. (Как называется сказка? Кто жил в теремке? Что случилось с теремком? Чем кончилась сказка)

В: Молодцы! Пойдёмте дальше путешествовать.

(Физкультминутка)

Дети встают в круг.

«Мы шагаем по дорожке

Раз-два, раз-два.

Дружно хлопаем в ладошки

Раз-два, раз-два.

Поднимаем ручки

К солнышку и тучке» (движения выполняются в соответствии с текстом).

(Воспитатель катит клубок к большому домик. Звучит музыка «В гостях у сказки»).

В: Посмотрите, дом стоит. Кто в этом домике живёт? А кто на окошке сидит?

(Выходит воспитатель в костюме бабушки).

Б: Здравствуйте, ребятки. Загадаю вам загадку.

Из муки он был печён,

На сметане был мешён,

На окошке он студился

По дорожке покатился.

Был он весел, был он смел

И в пути он песню пел.

Кто это? (Колобок).

В: Как же называется сказка? Куда мы попали?

Д: Колобок!

В: Кто живёт в домике? (Колобок, дед, баба)

В: Кто испёк колобка? (Баба)

В: Какой был колобок? (Румяный, круглый, жёлтый).

В: Куда покатился колобок? (В лес).

(Театрализация)

В: Катится колобок по дорожке и встретил в лесу кого?

Д: Зайца!

(Выходит ребёнок в костюме зайца).

Р: Колобок, колобок я тебя съем.

К: Не ешь меня зайка. Я тебе песенку спою.

Я колобок, колобок.

Румяный бок

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл и от тебя заяц, уйду.

В: Катится колобок по дорожке и встретил в лесу кого?

Д: Волка!

(выходит ребёнок в костюме волка)

Р: Колобок, колобок я тебя съем.

К: Не ешь меня волк. Я тебе песенку спою.

Я колобок, колобок.

Румяный бок

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл,

Я от зайца ушёл,

И от тебя волк тоже убегу.

В: Катится колобок дальше и встретил в лесу кого?

Д: Медведя.

(Выходит ребёнок в костюме медведя).

Р: Колобок, колобок я тебя съем.

К: Не ешь меня медведь. Я тебе песенку спою.

Я колобок, колобок.

Румяный бок

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл,

Я от зайца ушёл,

И от волка ушёл,

И от тебя медведь тоже убегу.

В: Покатился колобок дальше. А на встречу ему лисичка-сестричка.

Р: Колобок, колобок я тебя съем.

К: Не ешь меня лиса. Я тебе песенку спою.

Я колобок, колобок.

Румяный бок

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл,

Я от зайца ушёл,

И от волка ушёл,

От медведя ушёл

И от тебя, лиса, я тоже убегу.

Р: Ой, что-то стала я глуха. Сядь ко мне на носок. И спой ещё разок.

(Колобок садиться лисе на плёчо, начинает петь песенку и лиса его съедает).

Б: Колобок с окошка слез, покатился прямо в лес. В пасть к лисице он попал и один в лесу пропал.

В: Обманула лиса колобка и съела его. Ребята, а одним в лес можно ходить?

Д: нет.

В: Каких диких животных встретил колобок?

Д: Зайца, волка, медведя, лису.

Б: Ой беде, беда, беда.

Что же мне делать, детвора?

Угостить я вас хотела,

Сладким чаем напоить.

Но хитрющая лиса

Обманом съела колобка.

В: Не плач бабушка, мы с ребятами тебе поможем. Слепим из теста много колобков. Поможем дети бабушке?

Д: Да, поможем!

(Пальчиковая гимнастика)

«Кот на печку пошёл,

Горшок каши нашёл,

На печи калачи,

Как огонь горячи.

Пряники пекутся,

Коту в лапы не даются».

(Дети садятся за столы и лепят из теста угощение, а бабушка готовые кладёт на поднос. Затем подходит к нарисованной печке).

Б: Печка, печка ты гори

Угощенье испеки.

(Бабушка достаёт поднос с готовыми булочками).

Б: Вот и готово угощение.

(Угощает детей, говорит спасибо).

В: Спасибо, бабушка, за угощение, а теперь мы с детьми вернёмся в детский сад, помоем руки и попьём чаю с твоим угощением.

(Дети прощаются с бабушкой. Звучит сказочная музыка).



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Пушкинского городского округа

детский сад №15 «Аистёнок»

Отчёт по самообразованию

на тему:

«Сказка, как средство духовно - нравственного воспитания дошкольников»

Подготовила  воспитатель:

Бабина Ю.В.

                                                 

г.Пушкино 2021г.

Отчет по самообразованию « Сказка, как средство духовно- нравственного воспитания дошкольников»


Отчет по самообразованию «
Сказка, как средство духовно- нравственном воспитания дошкольников»

В 2020 – 2021 учебный год я взяла тему по самообразованию «Сказка, как средство духовно- нравственном воспитания дошкольников».

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах; о доброте, милосердии, справедливости. Понаблюдав за деятельностью детей группы, я заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежеланию делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания.

Для решения данной проблемы я выбрала работу по ознакомлению детей с русскими народными сказками, так как считаю, что сказка прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка; близка его мышлению, представлению. Таким образом ,я поставила перед собой следующую цель: формирование нравственного поведения у детей младшего дошкольного возраста посредствами народных сказок

А для достижения цели определила следующие задачи:

1. Побуждать интерес к сказкам.

2. Создать необходимые условия для знакомства детей со сказками.

3. Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.

4. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.

Приступая к работе по данной теме,я использовала следующую литературу:

1. Губанова Н. Ф. «Развитие игровой деятельности». Система работы по второй младшей, средней. старшей, подготовительной группах детского сада»;». - М.: Мозаика – Синтез, 2013

2. М.Д.Моханева «Театрализованные занятия в детском саду»;М:ТЦ "Сфера"2003-25 с.

В. И. Петрова, Т. Д. Стульник. Нравственное воспитание в детском саду. Москва 2006.

3. Сборник научно-методических статей.О:2015-25 c.

4. Э.И.Иванова. Расскажи мне сказку М:Просвещение 2001-38 с.

5. В. Г. Нечаевой, Т. А. Марковой. Нравственное воспитание в детском саду. Москва «Просвещение»1984

6. З. А. Гриценко «Ты детям сказку расскажи» Москва 2003-32 с.

7. Л. Б. Фесюкова «Воспитание сказкой» Москва 1999-36 с.

8. Р. Зенкевич-Евстигнеева«Практикум по сказкотерапии»О:2002-26 с.

Важнейшим условием успешной реализации подхода является создание среды.

В группе был создан «Книжный уголок», который знакомит детей с русскими народными сказками. Оснащение картотеки, аудиозаписи по рус. нар. сказкам;  Д/и «Отгадай мою сказку», В уголке ряженья костюмы для инсценировки сказок; рассматривание игрушек и иллюстраций к сказкам; игры с настольным театром.

Сказки не только заставляют ребёнка задуматься над важными жизненными вопросами, но и помогают найти на них ответы. Американский психолог Б.Беттельхейм утверждает«Детям нужны сказки», ибо они являются необходимой пищей для развития личности.

Работая в детском саду, наблюдая за поведением детей, осознаешь, что нужен подход к детям через сказку, который бы указал им правильный путь. Одним из направлений такого подхода можно считать приобщение детей к художественной литературе, сказкам.

Сказка дает детям эталонные представления о добре и зле, в их героях много общего; смелость, сострадание к ближнему, уважение к старшим, отсутствие корысти и жадности, терпение, трудолюбие, верность слову, незлопамятность.

В течение года было организовано чтение русских народных сказок с рассматриванием иллюстраций и обсуждением поступков героев. Это воспитало интерес к русским народным сказкам, научило сопоставлять иллюстрации с фрагментами сказки. Самый распространенный метод чтение сказки воспитателем. Во время слушания сказок мы наблюдали за реакцией детей и это показало, что эмоциональное впечатление детей включает в себя элементы осознания сюжета, правильной оценки событий, понимая характера героев, хотя в начале не все дети вели себя, как подобает при коллективном слушании.

Некоторые дети были невнимательны, другие мешали слушать. Поэтому от занятия к занятию мы стремились разнообразить приемы активизации внимания и виды деятельности детей в «сказочном царстве».

Не маловажное значение имеет и работа с родителями.В течение года были проведены консультаций:  «Роль сказки в развитии и воспитании дошкольников», «Сказка как средство экологического воспитания дошкольника». Очень интересно прошёл конкурс рисунков для детей и их родителей «Мой любимый сказочный герой»  Я считаю,что в результате продельной работы есть положительные результаты:

- дети с вниманием слушают, рассуждают, анализируют содержание сказки.

- дети стремятся пересказывать услышанное содержание, произошло взаимопонимание, благодаря совместной работе детей и родителей.

- чувствовали и понимали эмоциональное состояние героя; вступали в ролевое взаимодействие с персонажами. Проявляли инициативу для экспериментирования одного и того же образа.

Вывод:

Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание. В результате формирующего этапа,целью которого была: формирование  духовно-нравственного поведения у детей младшего дошкольного возраста посредствами народных сказок,дети научились:

– применять полученные навыки доброжелательности, чуткости, деликатности, терпимости, в играх и в повседневной жизни;

– воспитывать в себе потребность вежливого отношения в общении со сверстниками и взрослыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа реализации темы по самообразованию : "Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников" в подготовительной к школе группе

Программа реализации темы по самообразованию :"Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"  в подготовительной к школе группе № 15МБ ДОУ "ЦРР - детский сад № 71"...

План по самообразованию «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания и расширения словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста»

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования.Задачи:Создать условия для духовно - нравственного развития детей, способство...

Тема по самообразованию "Сказка, как средство духовно- нравственного воспитания дошкольников"

Тема по самообразованию "Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"...

План по самообразованию «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания и расширения словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста»

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования.Задачи:Создать условия для духовно - нравственного развития детей, спосо...

План работы по самообразованию «Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания старших дошкольников»

План работы по самообразованию «Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания старших дошкольников»...

Отчет по теме самообразования «Сказка как средство духовно – нравственного воспитания ребенка».

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей...