План работы по самообразованию «Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания старших дошкольников»
учебно-методический материал (старшая группа)
План работы по самообразованию «Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания старших дошкольников»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №122 общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности
по художественно-эстетическому развитию детей
Невского района Санкт-Петербурга
План работы по самообразованию «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания старших дошкольников»
Воспитатели:
Егорова С.А.
Самсонова И.Д.
Санкт-Петербург
2021-2022 г.
План работы по самообразованию «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания старших дошкольников»
Пояснительная записка
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно – нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Духовно – нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки. Сказка в некотором роде поэзия жизни и фантастика будущего, благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной край и народ.
Актуальность
Актуальность данной темы в том, что современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть формирования личности дошкольника происходит в семье и детском саду, где ребенок получает первые знания о «большом» мире посредством сказки.
Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка - все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника.
Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогической науке как одно из центральных звеньев всестороннего формирования личности.
Основой нравственности являются нравственные качества личности, которые определяют ее моральный облик, делают человека внутренне свободным и социально ценным во всех сферах его общественной и личной жизни. Нравственные качества выступают одним из существенных внутренних механизмов, лежащих в основе морального выбора, определяют уровень социальной активности и зрелости человека, его нравственной культуры.
Старший дошкольный возраст - важный этап становления морального облика ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требований, приучению к их выполнению. На этой ступени возраста формируются дружеские взаимоотношения между детьми, уважение к старшим, начала трудолюбия, любви к Родине.
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Именно в этот период и происходит формирование у них основ нравственных представлений, являющихся важнейшим условием формирования нравственной культуры.
Для решения данной проблемы нами была выбрана работа по ознакомлению детей со сказками, так как считаем, что сказки прочно вошли в детский быт, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе ребенка; близка его мышлению, представлению.
В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства.
Ребенок проникается этими чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказки.
Цель
Развить и воспитать в душе каждого ребенка духовное начало, чувства, чтобы он не вырос бездушным, равнодушным человеком.
Для достижения цели определили, следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования сказок в формировании нравственных качеств у дошкольников.
2. Выявить особенности нравственного воспитания в старшем дошкольном возрасте.
3. Создать необходимые условия для знакомства детей с сказками.
4. Разработать диагностические методы и игровые тесты, направленные на исследование позитивного влияния сказок на воспитание нравственных качеств дошкольников;
5. Определить эффективность использования сказок для развития нравственных качеств в процессе специально организованной деятельности детей.
6. Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.
7. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.
8. Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.
Методы исследования
- изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования;
- наблюдение за детьми в ходе занятий и в свободной деятельности;
- педагогические наблюдения.
Объектом исследования является воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретическая значимость заключается в выявлении уровня сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста, разработке содержания и форм работы по изучению нравственных сторон русских народных сказок, которая предусматривает поэтапную организацию воспитательного процесса, активное участие детей и их родителей в решении проблемы.
Практическая значимость заключается в повышении качества воспитательного процесса, в развитии у детей нравственных качеств, создание методического материала по данной проблеме, поиске новых, эффективных форм и методов работы по нравственному воспитанию.
Познавательная значимость сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.
Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.
Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность.
Самыми целесообразными методами формирования нравственных качеств у детей, являются: знакомство с содержанием сказки, вовлечение детей в деятельность, инсценировка сказки.
Методы ознакомления со сказкой: чтение воспитателя, рассказывание, дидактические игры, литературные викторины.
Приемы формирования восприятия сказки: выразительность чтения, повторность чтения, выборочность чтения, драматизация сказки, просмотр иллюстраций.
Этапы работы со сказкой
• Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.
• Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.
• Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.
• Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.
• Используя русские народные сказки, при формировании нравственных качеств мы планируем добиться следующих результатов:
- формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира;
- готовность проявлять совместное сострадание и радость;
- развитие творческих способностей через ознакомление с русскими народными сказками.
План работы
Месяц. Методы, цели, задачи.
Сентябрь
1.Подбор литературы.
2.Беседа «В гостях у сказок».
3. Л.П.Стрелкова «Знакомство». Познакомить со сказкой и главными героями. Развитие заботливого отношения ко взрослым, внимательности. Воспитание любви к родным.
4.Консультация для родителей: «Роль книги в нравственном воспитании детей». Обозначить роль книги в формировании нравственных качеств личности ребёнка.
Октябрь
1. Беседа «Нравятся ли вам сказки? Почему?» Выяснить отношение детей к литературному жанру «Сказка».
2. Как узнать сказку? Познакомить детей с признаками, по которым мы узнаем сказку.
3. «Русские народные сказки».
Беседа «Почему сказки назвали народными?». Вызвать интерес к народному творчеству, познакомить с богатством народной культуры.
4. Дидактическая игра «Я начну, а ты продолжи». Учить передавать содержание от лица сказочного героя.
5. Консультация для родителей: «Как подружить ребенка с книгой».
Ноябрь
1.Театрализация сказок как средство духовно- нравственного воспитания детей».
-Учить детей обыгрывать знакомые сказки.
-Добавить материал в театральный уголок.
2. Театрализация сказки В .Сутеева " Под грибом"
3. Дидактическая игра «Угадай сказку».
4.Создание альбома «Вежливые слова».
5. Консультация для родителей: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку».
Декабрь
1.«Мы весёлые артисты». Драматизация сказок «Репка», «Теремок». Развивать дружелюбие, трудолюбие. Формировать навыки совместной работы.
2. Сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди»- развитие послушания старшим. Рассмотрение иллюстраций к русским народным сказкам в оформлении разных художников. Развивать умение замечать характерные особенности и детали изображения персонажей в книжных иллюстрациях.
3. Поможем дедушке и бабушке. Лепка Снегурочки. Слушание записи сказки «Снегурочка». Понимать смысл, сопереживать героям.
4. Любимые сказочные герои. Изобразительная деятельность по русским народным сказкам.
5. Буклеты для родителей «Как превратить чтение в удовольствие».
Январь
1.Знакомство со сказкой «Мороз Иванович»
Воспитание чуткости, честного отношения к труду: лень, грубость и легкомыслие наказываются, осуждаются людьми. Формирование способности давать оценку художественным образам сказки.
2.Знакомство со сказкой «По щучьему веленью». Воспитание благодарности за хорошие дела и поступки. Беседа по содержанию.
3.Консультация для родителей «Сказка как средство духовно - нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
Февраль
1. Как добрые и миролюбивые побеждают. Сказка «Волк и семеро козлят».
Сказки про зверей.
Игра «Кто больше знает сказок про зверей». Вызвать интерес к игре. Воспитывать уважение к членам команды. Соблюдать правила.
2.Консультация для родителей: «Особенности чтения сказок о животных».
2. Изобразительная деятельность по сказке «Волк и семеро козлят».
3. Авторские сказки. Беседа «Почему эти сказки назвали авторскими?». Познакомить детей с авторскими сказками.
4. Писатель -сказочник К. И.Чуковский. Познакомить детей с творчеством К. И. Чуковского.
Викторина «Кто лучше знает сказки К. И. Чуковского».
Март
1. «Цветик-семицветик» (Катаев В. П.). Нравственный поступок девочки Жени.
Художественная деятельность по сказке (рисование по сюжету сказки).
2. Сказка «Маша и медведь» предостерегает -можно попасть в беду, а уж если так случилось — не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации.
3.Консультация для родителей «Как выбрать полезную сказку для малыша».
Апрель
1. «Сказка о золотом петушке» .Раскрыть понимание чувства совести. Воспитывать чувства ответственности в себе, бдительности по отношению ко злу. Рисование по сказке.
2. Конкурс на лучшую книгу своими руками «Необычная книжка».
3. Проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры».
Май
1. Сказки «Хаврошечка», «Царевна-лягушка», воспитание трудолюбия, забота о близком.
Аппликация к сказке.
2. Сказка «У страха глаза велики», воспитание смелости, ответственности за свои поступки.
А как бы поступил я?
3. Театрализованное представление "В гостях у сказки" с участием воспитанников.
Планируемый результат :
— Дети научатся понимать смысл сказок,
— Отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя,
— Дети станут менее застенчивы, не боясь, будут выбирать любую роль,
— Произойдёт взаимопонимание, благодаря совместной работе детей и родителей.
Список литературы:
• Журнал «Дошкольное воспитание» №4, 2005г. Стр. 14-16
• Гриценко З. А. «Ты детям сказку расскажи» М., 2003.
• Шорохова О. А. Играем в сказку: сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников». М., 2006.
• Виноградова Н. «Воспитание нравственных качеств дошкольника», Просвещение,
• Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. Харьков. 1996
• О. А. Шиян. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке. Мозаика –синтез., Сфера. 2003
• Т. Н. Караманенко, Ю. Г. Караманенко. Кукольный театр – дошкольникам: Театр картинок. Театр игрушек. Театр петрушек. М. Просвещение, 1982
• Петерина В. «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»
• Шарыгина Т. А. «Вежливые сказки»
• Божова Л. И. «О нравственном развитии и воспитании детей» 1995г.
• Кондрашова, Н. В. Нравственно–духовное воспитание дошкольников посредством народных сказок/ Н. В. Кондрашова, М. О. Шорчева // Концепт. – 2014. – №04.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа реализации темы по самообразованию : "Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников" в подготовительной к школе группе
Программа реализации темы по самообразованию :"Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников" в подготовительной к школе группе № 15МБ ДОУ "ЦРР - детский сад № 71"...
План по самообразованию «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания и расширения словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста»
Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования.Задачи:Создать условия для духовно - нравственного развития детей, способство...
Тема по самообразованию "Сказка, как средство духовно- нравственного воспитания дошкольников"
Тема по самообразованию "Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"...
Самообразование " Сказка, как средство духовно- нравственного воспитания дошкольников" младшая группа
Н.А Рубакин: "Всякое настоящее образование добывается толко путем самообразования"...
План по самообразованию «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания и расширения словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста»
Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования.Задачи:Создать условия для духовно - нравственного развития детей, спосо...
Самообразование «Сказки, как средство духовно – нравственного воспитания дошкольников».
Сказка неотд...
План работы по самообразованию «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор, развивают р...