План работы по самообразованию «Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания старших дошкольников»
учебно-методический материал (старшая группа)

Егорова Светлана Анатольевна

План работы по самообразованию «Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания старших дошкольников»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №122 общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по художественно-эстетическому развитию детей

Невского района Санкт-Петербурга

План работы по самообразованию «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания старших дошкольников»

Воспитатели:

Егорова С.А.

Самсонова И.Д.

Санкт-Петербург

2021-2022 г.

План работы по самообразованию «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания старших дошкольников»

Пояснительная записка

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно – нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Духовно – нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки. Сказка в некотором роде поэзия жизни и фантастика будущего, благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной край и народ.

Актуальность

Актуальность данной темы в том, что современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть формирования личности дошкольника происходит в семье и детском саду, где ребенок получает первые знания о «большом» мире посредством сказки.

Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка - все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника.

Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогической науке как одно из центральных звеньев всестороннего формирования личности.

Основой нравственности являются нравственные качества личности, которые определяют ее моральный облик, делают человека внутренне свободным и социально ценным во всех сферах его общественной и личной жизни. Нравственные качества выступают одним из существенных внутренних механизмов, лежащих в основе морального выбора, определяют уровень социальной активности и зрелости человека, его нравственной культуры.

Старший дошкольный возраст - важный этап становления морального облика ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требований, приучению к их выполнению. На этой ступени возраста формируются дружеские взаимоотношения между детьми, уважение к старшим, начала трудолюбия, любви к Родине.

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Именно в этот период и происходит формирование у них основ нравственных представлений, являющихся важнейшим условием формирования нравственной культуры.

Для решения данной проблемы нами была выбрана работа по ознакомлению детей со сказками, так как считаем, что сказки прочно вошли в детский быт, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе ребенка; близка его мышлению, представлению.

В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства.

Ребенок проникается этими чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказки.

Цель

Развить и воспитать в душе каждого ребенка духовное начало, чувства, чтобы он не вырос бездушным, равнодушным человеком.

Для достижения цели определили, следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования сказок в формировании нравственных качеств у дошкольников.

2. Выявить особенности нравственного воспитания в старшем дошкольном возрасте.

3. Создать необходимые условия для знакомства детей с сказками.

4. Разработать диагностические методы и игровые тесты, направленные на исследование позитивного влияния сказок на воспитание нравственных качеств дошкольников;

5. Определить эффективность использования сказок для развития нравственных качеств в процессе специально организованной деятельности детей.

6. Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.

7. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.

8. Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.

Методы исследования

- изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования;

- наблюдение за детьми в ходе занятий и в свободной деятельности;

- педагогические наблюдения.

Объектом исследования является воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Теоретическая значимость заключается в выявлении уровня сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста, разработке содержания и форм работы по изучению нравственных сторон русских народных сказок, которая предусматривает поэтапную организацию воспитательного процесса, активное участие детей и их родителей в решении проблемы.

Практическая значимость заключается в повышении качества воспитательного процесса, в развитии у детей нравственных качеств, создание методического материала по данной проблеме, поиске новых, эффективных форм и методов работы по нравственному воспитанию.

Познавательная значимость сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.

Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.

Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность.

Самыми целесообразными методами формирования нравственных качеств у детей, являются: знакомство с содержанием сказки, вовлечение детей в деятельность, инсценировка сказки.

Методы ознакомления со сказкой: чтение воспитателя, рассказывание, дидактические игры, литературные викторины.

Приемы формирования восприятия сказки: выразительность чтения, повторность чтения, выборочность чтения, драматизация сказки, просмотр иллюстраций.

Этапы работы со сказкой

• Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.

• Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.

• Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.

• Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.

• Используя русские народные сказки, при формировании нравственных качеств мы планируем добиться следующих результатов:

- формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира;

- готовность проявлять совместное сострадание и радость;

- развитие творческих способностей через ознакомление с русскими народными сказками.

План работы

Месяц. Методы, цели, задачи.

Сентябрь

 1.Подбор литературы.

 2.Беседа «В гостях у сказок».

3. Л.П.Стрелкова «Знакомство». Познакомить со сказкой и главными героями. Развитие заботливого отношения ко взрослым, внимательности. Воспитание любви к родным.

4.Консультация для родителей: «Роль книги в нравственном воспитании детей». Обозначить роль книги в формировании нравственных качеств личности ребёнка.

Октябрь

1. Беседа «Нравятся ли вам сказки? Почему?» Выяснить отношение детей к литературному жанру «Сказка».

2. Как узнать сказку? Познакомить детей с признаками, по которым мы узнаем сказку.

3. «Русские народные сказки».

Беседа «Почему сказки назвали народными?». Вызвать интерес к народному творчеству, познакомить с богатством народной культуры.

4. Дидактическая игра «Я начну, а ты продолжи». Учить передавать содержание от лица сказочного героя.

5. Консультация для родителей: «Как подружить ребенка с книгой».

Ноябрь

1.Театрализация сказок как средство духовно- нравственного воспитания детей».

-Учить детей обыгрывать знакомые сказки.

-Добавить материал в театральный уголок.

2. Театрализация сказки В .Сутеева " Под грибом"

3. Дидактическая игра «Угадай сказку».

4.Создание альбома «Вежливые слова».

5. Консультация для родителей: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку».

Декабрь

1.«Мы весёлые артисты». Драматизация сказок «Репка», «Теремок». Развивать дружелюбие, трудолюбие. Формировать навыки совместной работы.

2. Сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди»- развитие послушания старшим. Рассмотрение иллюстраций к русским народным сказкам в оформлении разных художников. Развивать умение замечать характерные особенности и детали изображения персонажей в книжных иллюстрациях.

3. Поможем дедушке и бабушке. Лепка Снегурочки. Слушание записи сказки «Снегурочка». Понимать смысл, сопереживать героям.

4. Любимые сказочные герои. Изобразительная деятельность по русским народным сказкам.

5. Буклеты для родителей «Как превратить чтение в удовольствие».

Январь

1.Знакомство со сказкой «Мороз Иванович»

Воспитание чуткости, честного отношения к труду: лень, грубость и легкомыслие наказываются, осуждаются людьми. Формирование способности давать оценку художественным образам сказки.

2.Знакомство со сказкой «По щучьему веленью». Воспитание благодарности за хорошие дела и поступки. Беседа по содержанию.

3.Консультация для родителей «Сказка как средство духовно - нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

Февраль

1. Как добрые и миролюбивые побеждают. Сказка «Волк и семеро козлят».

Сказки про зверей.

Игра «Кто больше знает сказок про зверей». Вызвать интерес к игре. Воспитывать уважение к членам команды. Соблюдать правила.

2.Консультация для родителей: «Особенности чтения сказок о животных».

2. Изобразительная деятельность по сказке «Волк и семеро козлят».

3. Авторские сказки. Беседа «Почему эти сказки назвали авторскими?». Познакомить детей с авторскими сказками.

4. Писатель -сказочник К. И.Чуковский. Познакомить детей с творчеством К. И. Чуковского.

    Викторина «Кто лучше знает сказки К. И. Чуковского».

Март

 1. «Цветик-семицветик» (Катаев В. П.). Нравственный поступок девочки Жени.

Художественная деятельность по сказке (рисование по сюжету сказки).

2. Сказка «Маша и медведь» предостерегает -можно попасть в беду, а уж если так случилось — не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации.

3.Консультация для родителей  «Как выбрать полезную сказку для малыша».

Апрель

1. «Сказка о золотом петушке» .Раскрыть понимание чувства совести. Воспитывать чувства ответственности в себе, бдительности по отношению ко злу. Рисование по сказке.

2. Конкурс на лучшую книгу своими руками «Необычная книжка».

3. Проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры».

Май

 1. Сказки «Хаврошечка», «Царевна-лягушка», воспитание трудолюбия, забота о близком.

     Аппликация к сказке.

2. Сказка «У страха глаза велики», воспитание смелости, ответственности за свои поступки.

     А как бы поступил я?

3. Театрализованное представление "В гостях у сказки" с участием  воспитанников.

 Планируемый результат :

— Дети научатся понимать смысл сказок,

— Отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя,

— Дети станут менее застенчивы, не боясь, будут выбирать любую роль,

— Произойдёт  взаимопонимание, благодаря совместной работе детей и родителей.

Список литературы:

• Журнал «Дошкольное воспитание» №4, 2005г. Стр. 14-16

• Гриценко З. А. «Ты детям сказку расскажи» М., 2003.

• Шорохова О. А. Играем в сказку: сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников». М., 2006.

• Виноградова Н. «Воспитание нравственных качеств дошкольника», Просвещение,

• Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. Харьков. 1996

• О. А. Шиян. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке. Мозаика –синтез., Сфера. 2003

• Т. Н. Караманенко, Ю. Г. Караманенко. Кукольный театр – дошкольникам: Театр картинок. Театр игрушек. Театр петрушек. М. Просвещение, 1982

• Петерина В. «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»

• Шарыгина Т. А. «Вежливые сказки»

• Божова Л. И. «О нравственном развитии и воспитании детей» 1995г.

• Кондрашова, Н. В. Нравственно–духовное воспитание дошкольников посредством народных сказок/ Н. В. Кондрашова, М. О. Шорчева // Концепт. – 2014. – №04.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа реализации темы по самообразованию : "Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников" в подготовительной к школе группе

Программа реализации темы по самообразованию :"Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"  в подготовительной к школе группе № 15МБ ДОУ "ЦРР - детский сад № 71"...

План по самообразованию «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания и расширения словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста»

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования.Задачи:Создать условия для духовно - нравственного развития детей, способство...

Тема по самообразованию "Сказка, как средство духовно- нравственного воспитания дошкольников"

Тема по самообразованию "Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"...

Самообразование " Сказка, как средство духовно- нравственного воспитания дошкольников" младшая группа

Н.А Рубакин: "Всякое настоящее образование добывается толко путем самообразования"...

План по самообразованию «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания и расширения словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста»

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования.Задачи:Создать условия для духовно - нравственного развития детей, спосо...

План работы по самообразованию «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор, развивают р...